Нейропсихологические симптомы и синдромы учебники

Нейропсихологические симптомы и синдромы учебники thumbnail
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕОсновной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаютсяПравополушарныеГаллюцинаторныйЛожные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер.ДереализационныйВосприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант — ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижнымФеномены дереализации «Уже виденное» — Дежавю, «НикогдаОщущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая.не виденное» Жа мевю«Остановка времени»Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.«Растягивание времени»Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным.«Потеря чувства времени»Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».«Замедление времени»Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми».«Ускорение времени»Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий.«Обратное течение времени»Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».Ритмическая повторяемостьМногократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем.переживанийПалинопсия«Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти.ДеперсонализационныйВ рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания.Соматическая деперсонализацияВыражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности.Психическая деперсонализацияВыражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве».Тотальная деперсонализацияВключает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего»Двухколейность переживанийСостояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем.«Вспышка пережитого»Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаютсяв их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого.ОнейроидЧеловек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела.Синдром эмоциональных иВозможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализацииаффективных нарушений2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕГаллюцинаторныйНаиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят.Синдромы речевых нарушенийПреходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся.Нарушения мышленияЧаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ.Нарушения памятиВозможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями — что-то «должно случиться».АбсансВыключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов.Психомоторные припадкиДлятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия.Сумеречное состояние сознанияВнезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность.Синдром эмоциональных, аффективных нарушенийМногие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что — не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее.1. ПравополушарныеКонфабуляторная спутанностьНарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла.Корсаковский синдромВ состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства.Левосторонняя пространственнаяХарактеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия.агнозияТоскливая депрессияХарактеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении.ПсевдологическийПодробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми.Эмоционально-личностные измененияНаиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности.Расстройства сна и сновиденийЧасты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности».Периодический психозНапоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы.2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕДисмнестическийВ центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все.Тревожная депрессияХарактеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться.Бредовой синдромВ центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств.Изменения речиДо проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной.Расстройства сна и сновиденийИногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна.Эмоциональные и личностные измененияПри поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении.

Источник

Е.Д. Хомская Нейропсихология

Описание: В четвертом, исправленном, издании учебника излагаются основы нейропсихологии — одной из нейронаук, возникшей на стыке психологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) и созданной в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников. В настоящее издание включено более подробное рассмотрение основных тенденций развития современной нейропсихологии, анализ ее многовалентности, широкого спектра теоретических и практических задач, что необходимо для подготовки современных специалистов в области клинической психологии.
Доп. информация: Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по направлению «Психология» и специальностям «Психология» и «Клиническая психология»

Александр Романович Лурия Основы нейропсихологии

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины. Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов — восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления. Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Прибрам К. Языки мозга. Экспериментальные парадоксы и принципы нейропсихологии

Книга, принадлежащая перу профессора Стэнфордского университета К. Прибрама, отличается широтой и новизной подходов к проблемам мозговой организации психических процессов. Автор привлекает к разрабатываемой им концепции мозговой деятельности новейшие данные физики, молекулярной биологии, морфофизиологии нейронных структур, учение о саморегулирующихся системах и кибернетику. В этом отношении книга лишена всякой традиционности и не столько резюмирует уже накопленные в науке данные, сколько пытается проложить новые пути в исследовании механизмов мозга. Содержание книги: Функции мозга: механизм двух процессов, Организация психологических процессов, Нервный контроль и модификация поведения, Структура коммуникативного процесса.

Читайте также:  Как по латыни похмельный синдром

Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте Клиническая Нейропсихология

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. Обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

Александр Романович Лурия Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга

Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста

В учебном пособии систематизируются и обобщаются российские и иностранные изыскания в сфере нейропсихологии детского возраста. Конечно, анализируются теоретические и методологические базы ребяческой нейропсихологии, описываются всевозможные разновидности и механизмы ненормального (атипичного) становления малыша, также способы нейропсихологической диагностики и устранения нарушений психического и общественного становления малыша. Впрочем, для учащихся высших особенно учебных заведений. Может быть полезно изыскателям в сфере детской и мед психологии, и еще фактическим сотрудникам, занятым коррекционно-развивающим обучением деток.

Kolb B., Whishaw I.Q. / Колб Б., Вишоу И.К. Fundamentals of Human Neuropsychology

В данной монографии по нейрофизиологии рассмотрены принципы функционирования нейронов, строение мозга, механизмы работы памяти и многое другое.

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста

В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и дифференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие резидуальных проявлений нарушений нервной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индивидуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции.

Читайте также:  Впв синдром у детей операция

Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии

«Основы нейропсихологии» Т.Г.Визель — отечественный учебник для студентов вузов, посвященный изучению высших психических функций человека, их развитию и нарушениям. В учебнике изложены важнейшие теоретические положения современной нейропсихологии. Предлагаются пути совершенствования диагностики и коррекции нарушений высших психических функций, в том числе речи, у детей и взрослых.

Учебник адресован студентам дефектологических и психологических факультетов вузов, логопедам, педагогам, психологам.

Rick Hanson, Richard Mendius / Рик Хансон, Ричард Мендиус Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии

Книга известных ученых-нейропсихологов – невиданное ранее сочетание психологии, неврологии и техник самосовершенствования. Опираясь на новейшие достижения науки, авторы проникают в самые глубины человеческого мозга и показывают его взаимосвязь с психикой. С помощью этой книги вы сможете повысить эффективность работы своего мозга, развить лучшие личные качества и тем самым улучшить свою жизнь. В книге много нестандартных практических рекомендаций, поясняющих иллюстраций, эффективных упражнений, увлекательных примеров.

Александр Романович Лурия Маленькая книжка о большой памяти

В отличие от других психологов, занимавшихся исследованием выдающейся памяти, автор не ограничивался измерением ее объема и прочности или описанием тех приемов, которыми его испытуемый пользовался для запоминания и воспроизведения материала. Гораздо больше его интересовали другие вопросы. Как сказывается выдающаяся память на всех основных сторонах личности человека — на его мышлении, воображении и поведении? Как может измениться внутренний мир человека, его общение с другими, его жизненный путь — если одна сторона его психической жизни — память получает необычайное развитие и начинает вызывать изменение всех других сторон его психической деятельности?

Александр Романович Лурия Потерянный и возвращённый мир (история одного ранения)

Это повесть об одном мгновении, которое разрушило целую жизнь.
Это рассказ о том, как пуля, пробившая череп человека и прошедшая в его мозг, раздробила его мир на тысячи кусков, которые он так и не мог собрать.
Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вернуть свое прошлое и завоевать свое будущее.

В этой книге нет ни строки вымысла. Каждое ее положение проверено сотнями наблюдений и сопоставлений. Пишущий эти строки не был вправе вносить какие-либо изменения в страницы дневника, написанного героем, выбирая лишь куски из отдельных тетрадей и не меняя ни стиля, ни смысла.
Читатель оценит эту книгу — книгу об одном живом человеке, который с таким упорством боролся за свой мозг, испытывая на каждом шагу непреодолимые трудности, но который в конечном счете вышел победителем из этой изнуряющей, неравной борьбы.

Здравствуйте. У кого-нибудь есть методика Козловской «ГНОМ» (график нейропсихолгического обследования младенца)? Очень срочно нужно????

спасибо большое за литературу, помогает в работе

Здравствуйте! Есть книги?

Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека H. Москвина

 Ефимова Ирина Васильевна Амбидекстры. Нейропсихология индивидуальных различий.

????

Эдуард, Семенович не доступна для скачивания. Возможно перезалить под другим именем?

Источник