Нейропсихолог для ребенка с синдромом дауна

Реабилитация детей при синдроме Дауна
в Москве

Синдром Дауна (Down’s Syndrome) возникает в результате генетической аномалии. Впервые признаки людей с синдромом Дауна описал в 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (Down), чье имя и послужило названием для данного синдрома.

Наш организм состоит из миллионов клеток. В каждой клетке 46 хромосом. ДНК в наших хромосомах определяет, как мы развиваемся.

Хромосомы — главные составные части ядра клетки. Синдром Дауна возникает, когда есть лишняя хромосома. Люди с синдромом Дауна имеют в своих клетках 47 хромосом вместо 46. У них есть дополнительная хромосома 21, поэтому синдром Дауна также иногда называют трисомией 21.

«Я бы хотела, чтобы люди знали, что независимо от того, через что проходит мой сын, он самый счастливый человек в мире — полный улыбок и энергии. Он дарит людям это особое чувство, когда обнимает их ».

«Его дополнительная хромосома не определяет его, как особенного — он как все мы! ».

«Он больше похож на других, чем нет».

«Он умеет чувствовать, когда человек нуждается в объятиях.»

Хотя мы знаем, как возникает синдром Дауна, но мы еще не знаем, почему это происходит.
Синдром Дауна возникает при зачатии, во всех этнических и социальных группах и у родителей всех возрастов.
В этом никто не виноват.
От этого нет лекарств, потому что это не болезнь.

Синдром Дауна является наиболее распространенным хромосомным заболеванием.

Один из каждых 700-900 детей, рожденных во всем мире, будет иметь синдром Дауна.

Люди с синдромом Дауна были зарегистрированы на протяжении всей нашей истории.

Имеют:

  • характерные физические особенности
  • проблемы со здоровьем и развитием
  • особенный уровень умственной отсталости

Поскольку в мире не существует одинаковых людей, так и люди с синдромом Дауна  будут отличаться друг от друга.

Тест на синдром Дауна может быть проведен до рождения ребенка. Синдром Дауна обычно распознается при рождении и подтверждается анализом крови.

Большинство молодых людей, растущих с синдромом Дауна, ведут обычную жизнь в обществе. Некоторым людям с синдромом Дауна ненужна помощь со стороны, чтобы вести обычную жизнь, в то время как другим может потребоваться большая поддержка.

Наличие умственной отсталости

Синдром Дауна — самая распространенная причина умственной отсталости.
У каждого, кто имеет синдром Дауна, есть некоторый уровень умственной отсталости:

  • задержка в развитии
  • сложности в обучении

Поскольку все уникальны, уровень задержки будет отличаться для каждого человека.

Когда ребенок рождается, невозможно определить, какой уровень умственной отсталости будет у ребенка. Мы также не можем предсказать, каким образом это может повлиять на жизнь человека. Для людей с синдромом Дауна важна социализация, что отразится на их семейные, экологические, культурные и социальные факторы, которые будут определять их жизнь.

Для многих людей с синдромом Дауна возникают речевые сложности. Говорить ясно вызывает сложности. Хотя многие люди с синдромом Дауна говорят бегло и четко. Для многих из них требуется речевая и языковая терапия. Очень часто люди с синдромом Дауна могут понять гораздо больше, чем выразить словами. Это часто означает, что их способности недооценены, а это может вызвать в них чувство разочарования.

Некоторым людям с синдромом Дауна очень трудно развить языковые навыки и четко говорить. Это может быть усугублено потерей слуха.

В жизни у них те же потребности и стремления, что и у всех нас:

  • место в жизни
  • занятость
  • возможность иметь друзей и семью
  • интимность
  • иметь свое место и быть значимым в нашем сообществе

Тем не менее, достижение этих целей труднее для людей с синдромом Дауна, чем для всех остальных. Многие люди с синдромом Дауна, вероятно, нуждаются в некотором уровне поддержки, чтобы помочь им достичь той жизни, которую большинство людей считает само собой разумеющейся.

Это будет иметь ряд преимуществ. Это откроет путь к плавному переходу во взрослую жизнь и поспособствует содержательному включению в сообщество. Людям с синдромом Дауна нужны возможности, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Когда им предоставляются эти возможности, они становятся ценными и продуктивными членами своих семей и общества.

В прошлом многие люди с синдромом Дауна не имели возможности полностью раскрыть свой потенциал. Часто они были отделены от остальной части сообщества, живя в изолированных местах, таких как учреждения по уходу. На них не возлагались надежды, и возможности для обучения и личностного роста были ограничены. Сегодня мы уверенны, что взросление в семьях и в обществе с теми же правами и обязанностями, что и у всех остальных, имеет жизненно важное значение для развития людей с синдромом Дауна.

Внимание! Центр абилитации детей инвалидов в Москве – это инклюзивный центр
«Вместе весело шагать»

Эффективная абилитация  в Москве!

Запишите своего ребенка в АНО «Вместе весело шагать»

по тел. +7 925 911 2215

Для детей инвалидов особые условия!

Абилитацией детей инвалидов с синдромом Дауна занимаются все  специалисты нашего центра

В АНО «Вместе весел шагать» занимаются разные дети, в том числе и дети с синдромом Дауна.

С ними занимается дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог. Кроме того, в центре работает коммуникативная группа для самых маленьких «солнечных» малышей.

Процесс формирования способностей к бытовой, общественной и прочей деятельности), должна начинаться рано и быть интенсивной. Но, главная роль в успешном результате восстановления отводится семье.

Родители должны понимать, что специалисты видят ребенка два-три часа в день, а большую часть времени ребенок находится дома. Родители принимают активное участие в событиях, в которых ребенок участвует — кормление, переодевание, купание и т. д. Только в семье смогут постоянно контролировать ребёнка…

Читайте также:  Лечение остеохондроза грудного отдела позвоночника с корешковым синдромом

Распространенное заблуждение состоит в том, что все люди
с синдромом Дауна счастливы и ласковы

Другое распространенное заблуждение состоит в том, что все люди с синдромом Дауна счастливы и ласковы. Люди с синдромом Дауна испытывают все те же эмоции, что и все остальные. Они становятся счастливыми, грустными, смущенными, разочарованными, вдумчивыми и влюбляются друг в друга, как и все мы. Однако им бывает трудно выразить свои чувства словами. Это может привести к разочарованию и выражению чувств через поведение.

Надо избегать устаревшую и унизительную
терминологию — сегодня мы говорим о человеке с ограниченными интеллектуальными возможностями

Речь может расширить возможности отдельных лиц и их семей или укрепить ограничивающие стереотипы. Слова и то, как мы общаемся, определяют, как человек воспринимается в обществе и влияет на качество его жизни. Терминология, относящаяся к инвалидности, менялась с годами. Общепринятая терминология для диагностики : человек с синдромом Дауна.

Пожалуйста, избегайте использования устаревшей и унизительной терминологии — сегодня мы говорим о человеке с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Используя соответствующую терминологию и поощряя других поступать так же, вы в первую очередь общаетесь с человеком, и это так же важно!

Многие не видят в людях с синдромом Дауна личность

Люди с синдромом Дауна сильно отличаются друг от друга, так же, как и мы — все разные. Каждый человек с синдромом Дауна уникален, имеет свои таланты, способности, мысли и интересы. И, как и все остальные, люди с синдромом Дауна имеют сильные и слабые стороны.

В то время как один человек может очень хорошо читать, но с трудом осиливает математику, другой может быть первоклассным поваром и жить самостоятельно в обществе, но ему придется усердно работать над речью, чтобы говорить ясно. Семейные ценности, культура, интересы и навыки также могут быть общими для людей с синдромом Дауна, как и для других членов семьи.

Другие люди не понимают, что значит иметь синдром Дауна

Не все люди с синдромом Дауна похожи друг на друга. Фактически, люди с синдромом Дауна больше похожи на других людей в своей семье, чем на других с синдромом Дауна. Хотя есть некоторые физические особенности, связанные с синдромом Дауна. Для некоторых людей одна особенность может быть очень заметной, а в другом она может вообще не существовать.

Важно отметить, что физические характеристики синдрома Дауна, которые может иметь человек, ничего не говорят нам об интеллектуальных способностях этого человека.

Что

  • Люди не страдают от синдрома Дауна. Избегайте терминов, которые подразумевают , например, «жертва» или «пострадавший»
  • Люди с синдромом Дауна не являются по определению «особенными», «бедными» или «несчастными». К ним следует относиться с таким же уважением, какое мы ожидаем от людей к себе
  • Утверждения, которые укрепляют стереотипы и предполагают, что все с синдромом Дауна одинаковы, могут вызвать обиду

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ И ИХ СЕМЕЙ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»

Запишитесь по тел: +7 925 911 2215

Адрес: Москва, м. Дмитровская
4 Вятский переулок, д. 16, корп 2

Напишите  нам: info@inclusivekids.ru

Источник

Ìåòîäèêà êîððåêöèè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Âîçäåéñòâèå êîððåêöèîííîãî îáó÷åíèÿ íà ïðîöåññû âíèìàíèÿ, îòíîñÿùèåñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ äîëè îøèáîê ðàçíûõ òèïîâ â îáùåì êîëè÷åñòâå îøèáîê.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêàÿ êîððåêöèÿ âíèìàíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: àíàëèç ñëó÷àÿ

Áàóëèíà Ì.Å. (Ìîñêâà, Ðîññèÿ)

Àííîòàöèÿ

 ñòàòüå àíàëèçèðóåòñÿ îïûò íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ äåâî÷êè 10 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â êîòîðîì áûë ñäåëàí àêöåíò íà ðàçâèòèå ïðîöåññîâ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ.  ðàáîòå îïèñûâàåòñÿ ìåòîäèêà êîððåêöèè, âêëþ÷àþùàÿ íåñêîëüêî áëîêîâ, îòíîñÿùèõñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì: çðèòåëüíîìó, ñëóõîâîìó, òàêòèëüíîìó è äâèãàòåëüíîìó âíèìàíèþ. Ïðîâîäèòñÿ êîëè÷åñòâåííûé è êà÷åñòâåííûé àíàëèç íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àþùèõñÿ îøèáîê, ñðåäè êîòîðûõ âûäåëÿþòñÿ ïðîïóñêè ñòèìóëîâ, èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïîòåðÿ èíñòðóêöèè è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ. Äåëàþòñÿ âûâîäû î ðàçëè÷íîì âîçäåéñòâèè êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ íà ïðîöåññû âíèìàíèÿ, îòíîñÿùèåñÿ ê ðàçíûì ìîäàëüíîñòÿì. Ïîä÷¸ðêèâàåòñÿ âûðàæåííàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â ñôåðå çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ ïðè îòñóòñòâèè çíà÷èòåëüíûõ óëó÷øåíèé â òàêòèëüíîé è äâèãàòåëüíîé ñôåðå.  ðàáîòå äåëàåòñÿ çàêëþ÷åíèå î íåäîñòàòî÷íîñòè òîëüêî ëèøü ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà è î íåîáõîäèìîñòè äëèòåëüíîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ â òå÷åíèå âñåãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

Êëþ÷åâûå ñëîâà: ñèíäðîì Äàóíà; íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèé àíàëèç; âûñøèå ïñèõè÷åñêèå ôóíêöèè; âíèìàíèå.

Ââåäåíèå

 íåéðîïñèõîëîãèè äåòñêîãî âîçðàñòà ðàñïðîñòðàí¸ííîé ïðàêòèêîé ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå äåòåé ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Êàê ïðàâèëî, àêöåíò äåëàåòñÿ íà ñòðàòåãèè ìåæïîëóøàðíîé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè è îïèñàíèå ñîñòîÿíèÿ îòäåëüíûõ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé [4; 6].  òî æå âðåìÿ íàáëþäàåòñÿ íåäîñòàòîê èññëåäîâàíèé, ïîñâÿù¸ííûõ ñòðóêòóðå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî äåôèöèòà, âûïîëíåííûõ íà ïðèìåðå îòäåëüíûõ ãåíåòè÷åñêèõ ïàòîëîãèé. Òàêæå ïðàêòè÷åñêè íå âñòðå÷àåòñÿ ðàáîò, äåìîíñòðèðóþùèõ ýôôåêòèâíîñòü ðàçëè÷íûõ ñòðàòåãèé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ÂÏÔ äåòåé ñ ãåíåòè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè, â òîì ÷èñëå ïðè ñèíäðîìå Äàóíà.

 ðîññèéñêîé ïñèõîëîãèè è ïåäàãîãèêå òîëüêî â ïîñëåäíèå 20 ëåò ñòàëè ñêëàäûâàòüñÿ òðàäèöèè ïîìîùè ñåìüå, âîñïèòûâàþùåé ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Äîëãîå âðåìÿ äåòè ñ ýòèì äèàãíîçîì ïðèçíàâàëèñü íåîáó÷àåìûìè è èì áûëî ðåêîìåíäîâàíî âîñïèòàíèå â çàêðûòûõ ó÷ðåæäåíèÿõ.  òî æå âðåìÿ â Åâðîïå, â ÑØÀ è âî ìíîãèõ äðóãèõ ñòðàíàõ íàêîïëåí áîãàòûé îïûò ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ýòîò îïûò èìååò ÿðêî âûðàæåííóþ ïðàêòè÷åñêóþ íàïðàâëåííîñòü è â ñèëó ýòèõ ïðè÷èí îáëàäàåò ðÿäîì íåäîñòàòêîâ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñèñòåìíîãî ïîäõîäà ê èçó÷åíèþ àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé [2; 3].

Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå äàííûå î ñèíäðîìå Äàóíà êðàéíå ðàçðîçíåííû. Íàèáîëåå èçó÷åííûìè ÿâëÿþòñÿ îñîáåííîñòè ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â îáëàñòè ïðàêñèñà è òàêòèëüíîãî ãíîçèñà [1; 5; 6]. Ïðîáëåìû àêòóàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ôóíêöèè âíèìàíèÿ è ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé åãî ðàçâèòèÿ îñâåùåíû â ëèòåðàòóðå íåäîñòàòî÷íî, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî äàííàÿ ïñèõè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç âàæíåéøèõ áàçîâûõ ïðåäïîñûëîê ôîðìèðîâàíèÿ âñåõ êîãíèòèâíûõ íàâûêîâ.

Читайте также:  Синдром избыточного бактериального роста в тонком кишечнике симптомы

 ðÿäå èññëåäîâàíèé îòìå÷àåòñÿ çàäåðæêà â âèçóàëüíîì îáñëåäîâàíèè ïðåäìåòîâ ó 6-ìåñÿ÷íûõ ìëàäåíöåâ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà â èãðîâûõ ñèòóàöèÿõ ñ ìàìàìè; íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèé, êîòîðûå ïðåäëàãàëèñü äåòÿì ñ öåëüþ îöåíêè ïðèâûêàíèÿ, — îñëàáëåíèÿ ðåàêöèè ïðè ïîâòîðåíèè âîçäåéñòâèÿ ñòèìóëà [7; 10]. Îäíàêî â äðóãèõ ðàáîòàõ áûëî óñòàíîâëåíî, ÷òî âíèìàíèå äåòåé 10—11 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâî êàê íà ïðîèçâîëüíîì, òàê è íà íåïðîèçâîëüíîì óðîâíå, à íà ôîíå ïîâûøåííîé óòîìëÿåìîñòè äàæå ïðîÿâëÿåòñÿ ýôôåêò ñâåðõïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ [6]. Ïðè óñèëåíèè ìîòèâàöèè èëè ïåðåêëþ÷åíèè íà äðóãóþ äåÿòåëüíîñòü äåòè ñïîñîáíû ïðîäóêòèâíî çàíèìàòüñÿ äî 40 ìèíóò íåïðåðûâíî.

Îäíèìè èç âåäóùèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ êà÷åñòâåííîìó èçìåíåíèþ ïñèõèêè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ÿâëÿþòñÿ îêàçàíèå êîìïëåêñíîé ïîääåðæêè è ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî èõ ñïîíòàííûé îïûò íå ñîçäàåò îñíîâû äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ óìåíèé, íåîáõîäèìûõ äëÿ îðãàíèçîâàííîãî îáó÷åíèÿ [8; 13]. íåéðîïñèõîëîãè÷åñê ñèíäðîì äàóí ñîïðîâîæäåíèå

Ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ â øèðîêèõ ïðåäåëàõ, è ãðàíèöû èõ îáó÷àåìîñòè äîñòîâåðíî íåèçâåñòíû [9; 11]. Íà äàííûé ìîìåíò ñïåöèàëèñòû íå ìîãóò ÷¸òêî ðàçäåëèòü ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå ïðè÷èíû îòñòàâàíèÿ è ïîñëåäñòâèÿ íåâåðíîãî ïîäõîäà ê îáó÷åíèþ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà [12]. Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå ÷óâñòâèòåëüíûìè è àäåêâàòíûìè äëÿ ðåøåíèÿ ýòîé çàäà÷è [2]. Èìåííî îíè ïîçâîëÿþò ïîëó÷èòü öåëîñòíîå ïðåäñòàâëåíèå î ñîñòîÿíèè âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â òîì ÷èñëå âíèìàíèÿ.

Ìàòåðèàëû è ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ

 äàííîé ðàáîòå ïðåäñòàâëåíû ðåçóëüòàòû äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ â ïðîöåññå êîãíèòèâíîé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè äåâî÷êè (À. Ï.) â âîçðàñòå 10 ëåò ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ ïðîõîäèëè íà áàçå ñïåöèàëüíîé (êîððåêöèîííîé) øêîëû ÖÀÎ ã. Ìîñêâû â òå÷åíèå 8 ìåñÿöåâ â 2014 ãîäó.

Ïðè ïåðâè÷íîì äèàãíîñòè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè íà ïåðâûé ïëàí âûñòóïèëè íàðóøåíèÿ íåéðîäèíàìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ (ôóíêöèé I ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíîãî áëîêà ïî À.Ð. Ëóðèè) è íåñôîðìèðîâàííîñòü ïðîãðàììèðîâàíèÿ, ðåãóëÿöèè è êîíòðîëÿ (ôóíêöèè III áëîêà).  ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè óêàçàííûå îñîáåííîñòè ïðîÿâëÿëèñü â âèäå íàðóøåíèé êàê íåïðîèçâîëüíîãî, òàê è ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ïîýòîìó èìåííî ýòè ïðîöåññû ñòàëè ìèøåíüþ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè. Äî êîððåêöèîííûõ çàíÿòèé è ïî èõ îêîí÷àíèè áûëî ïðîâåäåíî íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå ðåá¸íêà. Çàíÿòèÿ ïðîâîäèëèñü ñ èñïîëüçîâàíèåì êîãíèòèâíîé ñòðàòåãèè íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ÂÏÔ.

 êà÷åñòâå ðàçâèâàþùèõ ìåòîäèê áûëè èñïîëüçîâàíû òðàäèöèîííûå äèàãíîñòè÷åñêèå è êîððåêöèîííûå çàäàíèÿ:

1. Îáâåäåíèå òðàôàðåòîâ è ïóíêòèðíûõ ðèñóíêîâ ïî êîíòóðó.

2. Øíóðîâêà — çàäàíèå, òðåáóþùåå ïîïàäàíèÿ êîí÷èêà øíóðà â îòâåðñòèÿ, íàõîäÿùèåñÿ â äîñêå.

3. Íåâåðáàëüíûé, áóêâåííûé è ÷èñëîâîé âàðèàíòû êîððåêòóðíîé ïðîáû.

4. Ìåòîäèêà Ïüåðîíà — Ðóçåðà (íåâåðáàëüíûé è ÷èñëîâîé âàðèàíò).

5. Ðàáîòà íàä àâòîìàòèçèðîâàííûì ÷èñëîâûì ðÿäîì íà ïðèìåðå öèôåðáëàòà ÷àñîâ.

6. Ñðàâíåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð.

7. Íàõîæäåíèå îòëè÷èé íà äâóõ ïîõîæèõ êàðòèíêàõ.

8. Çàäàíèÿ íà îïðåäåëåíèå ëîêàëèçàöèè ïðèêîñíîâåíèé (ìîäèôèêàöèÿ äèàãíîñòè÷åñêîé ïðîáû äëÿ èññëåäîâàíèÿ òàêòèëüíîãî ãíîçèñà).

Îñíîâàíèåì äëÿ ïîäáîðà êîððåêöèîííûõ çàäàíèé áûëî ñòðåìëåíèå îõâàòèòü âñå ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèå êîìïîíåíòû âíèìàíèÿ: çðèòåëüíûé, ñëóõîâîé, òàêòèëüíûé è äâèãàòåëüíûé. Êðîìå òîãî, óêàçàííûå ìåòîäèêè îáëàäàþò øèðîêèìè âîçìîæíîñòÿìè äëÿ ïîñòåïåííîé ñåíñèáèëèçàöèè ïðè ñîõðàíåíèè íåèçìåííîé èíñòðóêöèè. Âûïîëíåíèå ýòîãî óñëîâèÿ î÷åíü âàæíî äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, òàê êàê ââåäåíèå íîâûõ èíñòðóêöèé è çàäàíèé ÷àñòî çàìåäëÿåò ïðîöåññ âûðàáîòêè íàâûêà âñëåäñòâèå âûñîêîé ðèãèäíîñòè è çàìåäëåííîé àâòîìàòèçàöèè óìñòâåííûõ äåéñòâèé.

Äëÿ ñðàâíèòåëüíîãî àíàëèçà ðåçóëüòàòîâ äî è ïîñëå êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ áûëè âûáðàíû ÷åòûðå ìåòîäèêè, ÿâëÿþùèåñÿ îäíîâðåìåííî è äèàãíîñòè÷åñêèìè, è êîððåêöèîííûìè è îòðàæàþùèå ñîñòîÿíèå âíèìàíèÿ â ðàçíûõ àíàëèçàòîðíûõ ñôåðàõ: «Êîððåêòóðíàÿ ïðîáà» — äëÿ çðèòåëüíîé ñôåðû, «Ïîâòîðåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð» — äëÿ ñëóõîâîé, «Ëîêàëèçàöèÿ ïðèêîñíîâåíèé» — äëÿ òàêòèëüíîé è «Øíóðîâêà» — äëÿ äâèãàòåëüíîé. Ïîñëåäíÿÿ ìåòîäèêà áûëà èñïîëüçîâàíà â êà÷åñòâå àíàëîãà êëàññè÷åñêîé íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé ãðàôè÷åñêîé ïðîáû «Çàáîð». Îò èñïûòóåìîé òðåáîâàëîñü ñîáëþäåíèå îïðåäåë¸ííîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè âûïîëíåíèÿ äåéñòâèé ïðè øíóðîâêå, íàïðèìåð ÷åðåäîâàíèå ñòåæêîâ ðàçíîé äëèíû (îäèí êîðîòêèé è äâà äëèííûõ).

Äëÿ êîëè÷åñòâåííîé îöåíêè ðåçóëüòàòîâ ïî äàííûì ÷åòûð¸õ ìåòîäèê èñïîëüçîâàëàñü áàëëüíàÿ øêàëà, ñîãëàñíî êîòîðîé 0 áàëëîâ ñîîòâåòñòâîâàë áåçîøèáî÷íîìó âûïîëíåíèþ çàäàíèÿ â ðàìêàõ ìåòîäèêè, 1 áàëë íà÷èñëÿëñÿ çà 1—2 íåãðóáûå îøèáêè (íàïðèìåð, èìïóëüñèâíûé îòâåò ñ ïîñëåäóþùåé ñàìîñòîÿòåëüíîé êîððåêöèåé), 2 áàëëà — çà 1—2 ãðóáûå îøèáêè (íàïðèìåð, ïðîïóñê ñòðî÷êè â êîððåêòóðíîé ïðîáå), 3 áàëëà — çà 3 è áîëåå ãðóáûå îøèáêè.

Âñå èñïîëüçóåìûå êîððåêöèîííûå çàäàíèÿ ïîäâåðãëèñü òàêæå êà÷åñòâåííîìó àíàëèçó äëÿ âûÿâëåíèÿ íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ òèïîâ îøèáîê â ðàçíûõ ñôåðàõ âíèìàíèÿ. Íàèáîëåå ÷àñòî âñòðå÷àëèñü îøèáêè, îòíîñÿùèåñÿ ê ñëåäóþùèì òèïàì: èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïîòåðÿ èíñòðóêöèè, ïðîïóñêè ñòèìóëîâ è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ.

Ðåçóëüòàòû

 ðåçóëüòàòå êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ áûë äîñòèãíóò çíà÷èòåëüíûé ýôôåêò â ñôåðå ñëóõîâîãî è çðèòåëüíîãî êîìïîíåíòîâ ïðîèçâîëüíîãî è íåïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ÷òî ïîëîæèòåëüíî îòðàçèëîñü íà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

Óëó÷øåíèÿ â îáëàñòè çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ ìîæíî çàìåòèòü, àíàëèçèðóÿ äèíàìèêó âûïîëíåíèÿ «Êîððåêòóðíîé ïðîáû».  ïðîöåññå çàíÿòèé îíà âûñòóïèëà ñâîåîáðàçíûì òðåíàæ¸ðîì äëÿ êîððåêöèè âñåõ òèïîâ îøèáîê, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ïðè èòîãîâîì îáñëåäîâàíèè À. Ï. äîïóñòèëà âñåãî 2 ïðîïóñêà, ÷òî áûëî îöåíåíî â 1 áàëë. Äëÿ ñðàâíåíèÿ ñëåäóåò óêàçàòü íà òî, ÷òî ïðè ïåðâè÷íîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè áûëè âûÿâëåíû ìíîãî÷èñëåííûå èìïóëüñèâíûå îøèáêè, ïðîïóñêè ñòèìóëîâ è òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ. Ïîõîæàÿ äèíàìèêà íàáëþäàëàñü íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ïðîöåññà êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ. Òàê, êîëè÷åñòâî ïðîïóñêîâ çàìåòíî óìåíüøèëîñü ïðè âûïîëíåíèè òàêèõ çàäàíèé, êàê «Îáâåäåíèå òðàôàðåòîâ è ïóíêòèðíûõ ðèñóíêîâ» (ãäå â êà÷åñòâå ïðîïóñêîâ ðàñöåíèâàëèñü ÷àñòè êîíòóðà, îñòàâøèåñÿ áåç îáâåäåíèÿ), «Ìåòîäèêà Ïüåðîíà — Ðóçåðà» è «Íàõîæäåíèå îòëè÷èé».

Ðàáîòà íàä àâòîìàòèçèðîâàííûì ÷èñëîâûì ðÿäîì íà ïðèìåðå öèôåðáëàòà ÷àñîâ ïðîâîäèëàñü ñ èñïîëüçîâàíèåì èãðîâîãî ìàòåðèàëà, àíàëîãè÷íîãî äîñêàì Ñåãåíà. Öèôåðáëàò ÷àñîâ ïðåäñòàâëÿë ñîáîé êðóãëóþ äåðåâÿííóþ îñíîâó ñ óãëóáëåíèÿìè äëÿ öèôð ðàçëè÷íîé ôîðìû. Îò èñïûòóåìîé òðåáîâàëîñü îòûñêèâàòü íà ñòîëå è ïî ïîðÿäêó âêëàäûâàòü â óãëóáëåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèå öèôðû. Ïðè âûïîëíåíèè äàííîãî çàäàíèÿ îòìå÷àëîñü áîëüøîå êîëè÷åñòâî èìïóëüñèâíûõ îøèáîê è òðóäíîñòåé ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ, íîñÿùèõ õàðàêòåð «çàñòðåâàíèé».

 îáëàñòè ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ îòìå÷àëàñü ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â âèäå çíà÷èòåëüíîãî ñíèæåíèÿ èìïóëüñèâíûõ îøèáîê.  òî æå âðåìÿ òàêèå îøèáêè, êàê «ïîòåðÿ èíñòðóêöèè», ïðàêòè÷åñêè íå ïîääàâàëèñü êîððåêöèè, ïîýòîìó ïðè èòîãîâîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîì îáñëåäîâàíèè âûïîëíåíèå ïðîáû íà ïîâòîðåíèå ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð áûëî îöåíåíî â 2 áàëëà (ðèñ. 1). Íåîáõîäèìî îòìåòèòü òðóäíîñòè äèôôåðåíöèðîâàíèÿ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ ñíèæåíèÿ ôóíêöèè ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ îò ïðîöåññîâ ñëóõîâîãî âíèìàíèÿ. Äëÿ âûïîëíåíèÿ ýòîé çàäà÷è èç àíàëèçà èñêëþ÷àëèñü îøèáêè, ñâÿçàííûå ñ íåäîîöåíêîé èëè ïåðåîöåíêîé ïðåäúÿâëåííîãî ðèòìà.  êà÷åñòâå îøèáîê âíèìàíèÿ ðàññìàòðèâàëèñü, íàïðèìåð, èìïóëüñèâíûå ïîïûòêè âîñïðîèçâåñòè ðèòì, íå äîñëóøàâ îáðàçåö äî êîíöà, èëè òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ â âèäå ïîâòîðåíèÿ ïðåäûäóùåãî ðèòìà, íåñìîòðÿ íà ïðåäúÿâëåíèå íîâîãî. Ïî ñðàâíåíèþ ñ äðóãèìè òèïàìè çàäàíèé ìåòîäèêà âîñïðîèçâåäåíèÿ ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð íå îáëàäàåò äîñòàòî÷íîé íàãëÿäíîñòüþ è ïåðöåïòèâíîé ÿðêîñòüþ, ÷òî ïðèâîäèò ê áûñòðîìó óãàñàíèþ ïðîöåññà ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ.

Читайте также:  Центр раннего развития для детей с синдромом дауна

Çàìåòíàÿ ïîëîæèòåëüíàÿ äèíàìèêà â ñôåðå çðèòåëüíîãî è ñëóõîâîãî ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, à òàêæå èñïîëüçóåìûå ðåá¸íêîì ñïîñîáû âûïîëíåíèÿ çàäàíèé óêàçûâàþò íà ïðåîáëàäàíèå ïðàâîïîëóøàðíûõ ñòðàòåãèé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè.

 îáëàñòè òàêòèëüíîãî âíèìàíèÿ íàáëþäàëèñü íåçíà÷èòåëüíûå ïîëîæèòåëüíûå èçìåíåíèÿ, ÷òî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñ áîëåå ðàííèì îíòîãåíåòè÷åñêèì ðàçâèòèåì òàêòèëüíîé ñôåðû è ìåíåå âûðàæåííûì ó÷àñòèåì òàêòèëüíîãî âíèìàíèÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, à òàêæå ñëàáîé âîñòðåáîâàííîñòüþ â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Îñíîâíûìè îøèáêàìè áûëè ïðîìàõè áîëüøå 1 ñì ïðè îïðåäåëåíèè ëîêàëèçàöèè ïðèêîñíîâåíèé êàê íà âåäóùåé, òàê è íà íåâåäóùåé ðóêå.

Äâèãàòåëüíûé êîìïîíåíò âíèìàíèÿ êàê íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàííûé ñ ïðîèçâîëüíîé ðåãóëÿöèåé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè â öåëîì è îáåñïå÷èâàåìûé ðàáîòîé ïåðåäíåé àññîöèàòèâíîé çîíû òàêæå ïðåòåðïåë íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ. Ñðåäè ðàçëè÷íûõ òèïîâ îøèáîê ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ «Øíóðîâêà» ïðåîáëàäàëè îøèáêè, ñâÿçàííûå ñ ïîòåðåé èíñòðóêöèè. Òàê, èñïûòóåìàÿ ïåðåæèâàëà âûðàæåííûå çàòðóäíåíèÿ ïðè âûðàáîòêå ýëåìåíòàðíîé äâèãàòåëüíîé ïðîãðàììû ñ ÷åðåäîâàíèåì äåéñòâèé (îäèí ñòåæîê — â ñëåäóþùåå îòâåðñòèå, äðóãîé — ÷åðåç îäíî îòâåðñòèå), â ðåçóëüòàòå ÷åãî å¸ äåÿòåëüíîñòü ïðèîáðåòàëà õàîòè÷íûé õàðàêòåð.

Ðèñ. 1. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç ïîêàçàòåëåé âûïîëíåíèÿ çàäàíèé â ðàìêàõ ðàçëè÷íûõ ìåòîäèê äî è ïîñëå êîððåêöèîííîãî âîçäåéñòâèÿ (â áàëëàõ)

Êà÷åñòâåííûé àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ïîêàçàë ðàçëè÷íûå òåíäåíöèè â ðàñïðåäåëåíèè òèïîâ äîïóñêàåìûõ îøèáîê (ðèñ. 2). Äî ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ó èñïûòóåìîé ïðåîáëàäàëè èìïóëüñèâíûå îøèáêè, à ïîñëå 8 ìåñÿöåâ çàíÿòèé íà ïåðâûé ïëàí ñòàëè âûñòóïàòü òðóäíîñòè ïåðåêëþ÷åíèÿ âíèìàíèÿ, â òî âðåìÿ êàê îáùåå êîëè÷åñòâî îøèáîê çàìåòíî ñíèçèëîñü.

Ðèñ. 2. Äèíàìèêà èçìåíåíèÿ äîëè îøèáîê ðàçíûõ òèïîâ â îáùåì êîëè÷åñòâå îøèáîê (â %)

Îáñóæäåíèå ðåçóëüòàòîâ

Îïûò äèíàìè÷åñêîãî íàáëþäåíèÿ â ïðîöåññå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîé êîððåêöèè ïîêàçàë ýôôåêòèâíîñòü êîãíèòèâíîé ñòðàòåãèè êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùåãî îáó÷åíèÿ ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ñîãëàñóþòñÿ ñ äàííûìè íåìíîãî÷èñëåííûõ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé, èìåþùèõñÿ â ëèòåðàòóðå è óêàçûâàþùèõ íà âåäóùóþ ðîëü ïðàâîïîëóøàðíûõ ïðîöåññîâ ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè. Òàê, â èññëåäîâàíèè Êîâÿçèíîé Ì.Ñ. è Øàïèðî Ì.Ñ. ïîêàçàíî, ÷òî â ïðîáàõ «Õèìåðû» äëÿ äèàãíîñòèêè çðèòåëüíîãî ãíîçèñà äåòè ÷àùå íàçûâàþò òîëüêî îäíó ÷àñòü èçîáðàæåíèÿ, è òðåáóåòñÿ âìåøàòåëüñòâî íåéðîïñèõîëîãà, ÷òîáû îí îáðàòèë èõ âíèìàíèå íà äðóãóþ ÷àñòü [6]. Íàøå èññëåäîâàíèå âûÿâèëî àíàëîãè÷íóþ òåíäåíöèþ: â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ íåâåðáàëüíûõ è âåðáàëüíûõ âàðèàíòîâ êîððåêòóðíîé ïðîáû ïðîèãíîðèðîâàííûìè îñòàþòñÿ ëåâûé êðàé è ñåðåäèíà ëèñòà, ÷òî ïðèâîäèò ê ìíîãî÷èñëåííûì ïðîïóñêàì ñòèìóëîâ.

 ëèòåðàòóðå îòìå÷àåòñÿ, ÷òî ê 10 ãîäàì ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñîõðàíÿòü âíèìàíèå â òå÷åíèå îïðåäåëåííîãî ïðîìåæóòêà âðåìåíè, ÷òî îêàçûâàåò çàìåòíîå âëèÿíèå íà ðåçóëüòàòû îáó÷åíèÿ [5; 8]. Êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèå çàíÿòèÿ, ïðîâåä¸ííûå â òå÷åíèå 8 ìåñÿöåâ, ïðîäåìîíñòðèðîâàëè çàìåòíóþ ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ïðîöåññîâ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ. Ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû ïîçâîëÿþò ãîâîðèòü î òîì, ÷òî äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âàæíà îðãàíèçàöèÿ íå òîëüêî ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà, íî è ïðîäîëæèòåëüíîãî ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ñîïðîâîæäåíèÿ â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò.

Âûâîäû

Ïî ðåçóëüòàòàì ïðîâåäåíèÿ êîððåêöèîííî-ðàçâèâàþùèõ çàíÿòèé ñ äåâî÷êîé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, â õîäå êîòîðûõ èñïîëüçîâàëèñü íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ìåòîäû, áûëè âûäåëåíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ:

1. Áûñòðûé è ïîëîæèòåëüíûé ýôôåêò â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ñòðàòåãèè ïðîèçâîëüíîãî çðèòåëüíîãî âíèìàíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùåé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, — ñâåðõó âíèç è ñëåâà íàïðàâî.

2. Ñíèæåíèå êîëè÷åñòâà èìïóëüñèâíûõ îøèáîê ïðè ðàñïîçíàâàíèè ïðîñòûõ ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð.

3. Íåäîñòàòî÷íàÿ ýôôåêòèâíîñòü â îáëàñòè ðàçâèòèÿ ïðîèçâîëüíîãî äâèãàòåëüíîãî âíèìàíèÿ â âèäå íåçíà÷èòåëüíîãî óìåíüøåíèÿ ñêîðîñòè ðåàêöèè è ñíèæåíèÿ êîëè÷åñòâà èìïóëüñèâíûõ äâèæåíèé.

4. Ñëàáîñòü âêëþ÷åíèÿ â ïðîöåññ ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè è òðóäíîñòè å¸ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ.

5. Íàáëþäàåòñÿ ïðåîáëàäàíèå ïðàâîïîëóøàðíûõ ñòðàòåãèé ïåðåðàáîòêè èíôîðìàöèè, ÷òî îò÷àñòè êîìïåíñèðóåò íåäîñòàòîê ðå÷åâîé ðåãóëÿöèè ïðîèçâîëüíîé äåÿòåëüíîñòè.

Ëèòåðàòóðà

1. Àë¸õèíà À.Â. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: àâòîðåô. äèñ. … êàíä. ïñèõîë. íàóê. — Ì., 2000.

2. Áàóëèíà Ì.Å. Ìàòåðèàëû ïî äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè òðóäíîñòåé îáó÷åíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ. — Ì.: ÀÐÊÒÈ, 2009. — 88 ñ.

3. Áàóëèíà Ì.Å. Àêòóàëüíûå ïðîáëåìû äèàãíîñòèêè ñèíäðîìà äåôèöèòà âíèìàíèÿ ñ ãèïåðàêòèâíîñòüþ ó äåòåé // Ïðàêòè÷åñêàÿ ìåäèöèíà. — 2013. — ¹ 1(66). — Ñ. 150-152.

4. Ãóùèí Þ.Â. Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå èçó÷åíèå àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ: îáçîð èññëåäîâàíèé // Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë Ìåæäóíàðîäíîãî óíèâåðñèòåòà ïðèðîäû, îáùåñòâà è ÷åëîâåêà «Äóáíà». — 2009. — ¹ 4. — Ñ. 3-9.

5. Êîâÿçèíà Ì.Ñ. Î íåêîòîðûõ àñïåêòàõ ìåæïîëóøàðíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ â äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèÿõ ó äåòåé â íîðìå è ñ ñèíäðîìîì Äàóíà // Âåñòíèê Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà. Ñåðèÿ 14. Ïñèõîëîãèÿ. — 2008. — ¹ 4. — Ñ. 54-66.

6. Êîâÿçèíà Ì.Ñ., Øàïèðî Ì.Ñ. Ïèëîòàæíîå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîå èññëåäîâàíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà // Îñîáûé ðåáåíîê. Èññëåäîâàíèÿ è îïûò ïîìîùè. — 1999. — Âûï. 2. — Ñ. 5-20.

7. Ëàóòåñëàãåð Ï. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïðîáëåìû è ðåøåíèÿ. — Ì.: Ìîíîëèò, 2003. — 344 ñ.

8. ×åëûøåâà Ì.Â., Óðÿäíèöêàÿ Í.À. Ïðîôèëü ðàçâèòèÿ êàê îñíîâà ðàçðàáîòêè ïðîãðàìì ðàííåé ïîìîùè // Ñèíäðîì Äàóíà XXI âåê. — 2008. — ¹ 1. — Ñ. 12-19.

9. Fidler D. The Emerging Down Syndrome Behavioral Phenotype in Early Childhood: Implications for Practice // Infants & Young Children. — 2005. — Vol. 18, ¹ 2. — P. 86-103.

10. Freides D. Developmental disorders: a neuropsychological approach. — Oxford: Blackwell Publishers, Inc. — 2001. — 586 p.

11. Gunn P., Berry P., Andrews R.J. Looking behavior of Down syndrome infants // American Journal of Mental Deficiency. — 1982. — Vol. 87, ¹ 3. — P. 344-347.

12. Neuropsychological Effects of Second Language Exposure in Down Syndrome / J.O. Edgin, A. Kumar, G. Spano [et al.] // Journal of Intellectual Disability Research. — 2011. — Vol. 55, ¹ 3. — P. 351-356.

13. Spatial representation and attention in toddlers with Williams syndrome and Down syndrome / J.H. Brown, M.H. Johnson, S.J. Paterson [et al.] // Neuropsychologia. — 2003. — Vol. 41, ¹ 8. — P. 1037-1046.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник