Настольные игры для детей с синдромом дауна

Настольные игры для детей с синдромом дауна thumbnail

ИГРЫ   ДЛЯ   ДЕТЕЙ    С  СИНДРОМОМ   ДАУНА

Одна из примет нашего времени – удивительный прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с отставанием умственного развития. Родители и педагоги стали лучше сознавать потребность таких ребят в любви, внимании, поощрении; они убедились в том, что эти дети могут, так же как и другие, с пользой для себя учиться в школе, активно отдыхать и участвовать в жизни общества.

Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество.

Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислании.

Игры на развитие речи детей

«Волшебный мешочек» — развивать и активизировать речь детей. В мешочек положить игрушки животных. Попросить ребенка вытащить из мешочка животного. «Ой! А кого ты вытыщил? Кошечку. А как она говорит? Мяу. Повтори».

«Угадай, кто кричит» — развивать слуховое внимание, активизировать речь детей.

Зрительное восприятие является основой осознания мира и, следовательно, способности реагировать на него. Дети с синдромом Дауна фиксируют своё внимание на единичных особенностях зрительного образа, предпочитают простые стимулы и избегают сложных изобразительных конфигураций. Такое предпочтение сохраняется на протяжении всей жизни. Ошибки в воспроизведении зрительно воспринятых форм связаны у них с особенностями внимания, а не с точностью восприятия.

Дети-дауны не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать. Так, например, разглядывая картинки с изображением нелепых ситуаций, им требуется постоянное побуждение. Иначе, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Однако, в результате многочисленных экспериментов было выяснено, что лучше оперируют материалами, воспринимаемыми зрительно, чем на слух.

Для детей с болезнью Дауна характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Часто даже дети восьми-девяти лет не различают правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п., значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом начинают различать цвета.

Трудности в освоении речи у детей с синдромом Дауна связаны с частыми инфекционными заболеваниями среднего уха, снижением остроты слуха, пониженным мышечным тонусом, маленькой полостью рта, задержкой в интеллектуальном развитии. Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и внутри рта. Они нередко испытывают трудности в распознании свои ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

Игра «Опиши, яблоко»- развивать вкусовые ощущения; развивать речь детей.

«Перышко» — для развития дыхания. Дуем на перышко.

«Травка для коровки» — стимулировать звукопроизношение «му»; закреплять цвет; воспитывать интерес к рисованию.

Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения – одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с болезнью Дауна, необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо понимать, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренней связи между частями картинки, персонажами истории и прочее. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.п.

Поэтому ребенку с болезнью Дауна для развития необходимо очень много стимулов – чтобы что-то делать, в чем-то упражняться, учиться. Им постоянно нужна помощь и поддержка родителей и близких.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание является одним из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна.

Сенсорное воспитание — начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия у ребёнка с аномалиями развития, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность,

Сенсорное восприятие развивает у ребёнка ориентировочную деятельность в окружающем мире, т. к. ребёнок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна.

Для того, чтобы ребёнок мог усвоить передаваемую информацию, необходимо развивать мыслительные процессы, включающие сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию.

В рамках сенсорного воспитания осуществляется первый этап адаптации ребёнка с синдромом Дауна в социум.

Коррекционная работа в рамках сенсорного воспитания ведётся по нескольким направлениям — формирование различных эталонных систем. А в рамках формирования конкретной эталонной системы работа ведётся в несколько этапов.

Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.

Игры на сенсорное развитие.

«Рыбак» — развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку – выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.

Читайте также:  Синдром апноэ лечение в москве

 Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.

Подвижные игры.

«Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

«Прокати шарик в воротца»

 «Накидывание на кольцеброс» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Постараться попасть мячом в цель.

Игры на развитие моторики

«Скатай ленту» — развитие общей моторики. На туалетную бумагу приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.

«Поймай рыбку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья; развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые вылавливать сначала руками, а затем сачком.

«Перелей водичку» — развивать ловкость, развитие моторики, запястья. Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с помощью воронки.

«Прокати шарик» — развитие крупной моторики и запястья. Можно взять кусочек теста. Сначала мама катает по ладошке ребенка шарик, а потом учим самого ребенка катать шарик круговыми движениями. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.

«Слепи колобка» — из теста делать колобочки разного диаметра.

«Вылечи куклу» — в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь – учить размешивать (сделать кукле лекарство).

Игры с песком.

«Сыщик» — закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

«Художник» — на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры. Можно выложить дорожку из камушков. 

«Юный конструктор» — прикреплять прищепки на коробку из-под обуви или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это будет солнышко. 

Источник

Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, в процессе игры вырабатываются навыки следования инструкциям. Для развития очень важна социализация — после индивидуальных занятий нужно заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах — такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.

Рисование

Правила

Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

  1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
  2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
  3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
  4. Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Нужно разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
  5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
  6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.
  7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
  8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
  9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.

Примеры

Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними. 

С мамой

Чудо-мешочек

Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.

Разминка

Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)

Качается деревцо (руки над головой качаются)

Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)

Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).

Гимнастка

Башня

Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру — каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.

Пальчиковая игра

Игра с помощью пальчиков «День — ночь»

Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» — сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» — кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

Идеи

Дети с синдромом Дауна могут заниматься разными занятиями, которые можно проводить в игровой форме:

  1. Лепка из глины, пластилина, теста.
  2. Простые конструкторы, в которых части скрепляются с помощью пазов. Можно делать разные фигуры из конструктора.
  3. Рисование.
  4. Пение.
  5. Подвижные игры на воздухе с мячом.
  6. Веселые эстафеты.
  7. Развивать память сначала по изображениям известных бытовых предметов, а потом — по изображениям известных достопримечательностей стран мира (нужно назвать страну) и городов (по достопримечательности нужно назвать город). В некоторых детей память хорошая, ее можно развивать.
  8. Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками (кто быстрее достигнет финиша) вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
Читайте также:  Известные люди с синдромом дефицита внимания

На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие — лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.

При индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не нужно стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость — ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) — это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.

Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит — возможности полноценно радоваться жизни.

Источник

Татьяна Рязанова
Комплекс коррекционных игр по формированию игровой деятельности дошкольников с синдромом Дауна

Игра является ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра занимает главное место в жизни каждого ребенка.Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.

От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.

У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.

В данном коррекционном комплексе собраны игры для дошкольников 5-7 лет с синдромом Дауна, учитывающие «сильные» стороны психического развития данной категории детей, направленные на формирование и развитие игровой деятельности.

Коррекционный комплекс включает два блока:

— первый блок — создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними;

— второй блок — развитие игровых действий на основе подражательности.

Данный коррекционный комплекс игр будет представлять интерес для дефектологов-практиков, работающих в специальных дошкольных учреждениях.

Блок 1

Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними

Дошкольный возраст – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребенка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности. Эмоции ребенка с синдромом Дауна обнаруживается преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникает в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой и ласковым голосом, совместными тактильными играми. 1. Создание благоприятного эмоционально-положительного отношения взаимодействию с педагогом

Игра «Спрячь шар в ладошках»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педа-гогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую мо-торику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть сов-местно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: шарики по числу детей, коробка

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Дефектолог держит коробку с шариками в руках, показывает их детям. Дефектолог достает шарик из коробки показывает его детям, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию детей.

Затем, дефектолог раздает шарики детям и предлагает вместе спрятать их в ладошках: — У всех шарики спрятались? (проверяет). Говорит, что шарика не видно. — Вот он шарик (открывает ладоши). Проверяет, все ли дети открыли ладошки. Радуется вместе с детьми.

Игра «Ладушки»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышле-ние, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрос-лым, усидчивость.

Оборудование: кукла би-ба-бо (бабушка).

Ход игры. Дефектолог одевает на рук куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками,говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Где были, у бабушки,

Что ели кашку,

Что пили брашку

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Дефектолог предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.

Игра «Мыльные пузыри»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.

Задачи:

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2)Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Тюбик с мыльными пузырями

Ход игры. Дефектолог открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.

Пузыри, пузырики, мыльные летят!

Лопаются, светятся, вот радость для ребят!

Игра «Иди ко мне»

Форма проведения: индивидуальная

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе,ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит,взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.

Игра «Возьми шарик»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель. формирование эмоционального контакта со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: воздушный шар.

Ход игры. Дефектолог надувает шар,завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар,педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость,удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.

Читайте также:  Клинические проявления синдрома длительного сдавления

Игра «Хоровод с куклой»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Кукла средних размеров.

Ход игры. Дефектолог приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Дефектолог просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем дефектолог ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.

Игра «Догонялки»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: кукла небольших размеров

Ход игры. К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла,обнимает: «Вот мои ребятки!»

Игра «Делай как я»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Ход игры. Дефектолог садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т. д.

Игра «Пришел петрушка»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека)

Цель: продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Задачи.

1)Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры. Дефектолог приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Блок 2

Развитие игровых действий на основе подражательности

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить ребенка с синдромом Дауна подражать – одна из важнейших задач начального этапа обучения игровой деятельности.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому действия по подражанию называют также действиями по показу.

1. Знакомство с игрушками-предметами и их свойствами, обучение простым действиям с игрушками, на основе подражания

Игра «Наш веселый звонкий мяч»

Форма проведения: подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1.Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2. Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3.Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч, волшебный мешочек.

Ход игры. Все дети сидят кружком на ковре. Дефектолог показывает мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? (дефектолог достает мяч)

Это мяч! Какой он красивый, круглый! (дефектолог показывает мяч каждому ребенку, дает его потрогать).

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой!

А еще мяч катается! Давайте покатаем его! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает катать мяч друг – другу).

А теперь будем передавать его друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает передать мяч друг другу).

Посмотрите, как еще можно подкидывать мяч! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям по очереди подкинуть мяч вверх).

Хорошо у вас получается!

А теперь будем кидать мяч друг другу! (дефектолог сначала показывает, а потом предлагает детям кинуть мяч друг другу).

Посмотрите, наш мяч устал и попрыгал на свое место на полочке!

Игра «Солнышко»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: формирование представлений об игрушке-предмете (мяч, его свойствах, подражая действиям взрослого.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дефектолог берет мяч среднего размера, садится с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делает «домики». Катает мячик ребенку, просит, чтобы ребенок катил мячик обратно.

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к (имя) заходит (мячик катится к (имя,

И к маме заходит (мячик от имя катится к нам,

И к (имя) заходит,

И к нам заходит…

Когда ребенок понял суть игры, дефектолог добавляет еще детей. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.

Игра «Спрячь матрешку»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с матрешкой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, разви-вать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Оборудование: двухместные матрешки по числу детей.

Ход игры. Дефектолог раздает детям матрешки (закрытые,трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (открывает матрешку.) Дети повторяют движения.Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешек.Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

Игра «Разноцветые кубики»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Цель: продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Задачи.

1)Образовательная: учить действиям с кубиками, познакомить с их свойствами, учить подражать действиям взрослого.

2) Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

3)Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с ку?