Нарушение звукопроизношения с синдромом дизартрия
Не буду вас «грузить» разнообразием форм дизартрии, упомяну лишь о ее степенях.
Есть анартрия — самая тяжёлая степень дизартрии, при которой речь фактически отсутствует. А есть дизартрия, которую принято называть стёртой — самая лёгкая степень. То есть все признаки дизартрии имеются, но очень слабо выражены, стёрты. Если мы говорим не о ребенке с церебральным параличом — то именно с такой степенью дизартрии чаще всего приходят дети к обычному рядовому логопеду.
Детей со стёртой дизартрией часто очень сложно отличить от детей с дислалией, их речь достаточно понятна для окружающих,нарушения звукопроизношения минимальны.
Но специалист при осмотре всегда увидит микропризнаки нарушения иннервации — небольшое слюнотечение, лёгкая асимметрия артикуляционных органов и лица, дрожание и посинение языка и тп.
Зачем нам надо это все высматривать — для определения прогноза работы.
Даже в случае самой сложной дислалии срок работы логопеда с ребенком измеряется месяцами, а в случае с ребенком с самой лёгкой степенью дизартрии — скорее всего, к сожалению, годами .
Причем звуки могут быть довольно быстро поставлены. Но вот вводиться в речь будут очень долго и тяжело, и даже спустя много лет при волнении, эмоциональном рассказывании — во рту снова будет каша. Меньшая, чем была бы без коррекционной работы — но будет. А родитель будет недоумевать — почему соседскому Пете Р поставили за месяц, а мы уже второй год мучаемся… Потому что разные диагнозы и разный прогноз.
Преодолевается этот недостаток речи уже долгой, кропотливой работой взрослого человека с дизартрией над своей речью, и постоянным контролем за ней. К сожалению, дизартрия — это на всю жизнь. И логопед услышит человека с дизартрией и в 20 лет, и в 50.
Каковы же симптомы дизартрии.
Во-первых, нарушение звукопроизношения. Оно отличается от нарушений звукопроизношения при дислалии, это стойкие и специфические искажения звуков. Межзубное и боковое произношение, замены переднеязычных звуков на смешанный заднеязычный г-х. В целом речь нечеткая, создаётся ощущение «набитого рта», «заплетающегося языка».
Собственно, он и заплетается у ребенка с дизартрией — не может найти точную позицию, не успевает переключиться со звука на звук, тонус уводит язык в одну сторону, губы смыкаются не полностью и прочее, и прочее…
Сопутствующие симптомы — слюнотечение, асимметрия улыбки, отклонение языка в сторону, ограничение его подвижности, в тяжелых случаях язык комом оттянут назад и совершенно неподвижен. Голос часто с носовым оттенком, слабый, истощающийся, плохо интонированный. Речь монотонная, голос или тихий, или, наоборот, пронзительный. Дыхание прерывистое, его не хватает до конца фразы, или даже до конца слова.
Основное направление работы с логопедом при дизартрии, в общем, то же, что и при дислалии — постановка и автоматизация звуков. Плюс работа над дыханием, голосом, интонационной выразительностью, дополнительно — работа с общей и мелкой моторикой. Но приемы работы будут иными .
Во-первых, при дислалии логопедический массаж не нужен, а при дизартрии — необходим. Незаменима и комплексная артикуляционная гимнастика.
Постановка звуков при дизартрии происходит стандартными способами, но чаще всего по показу и словесной инструкции ребенок произнести звук не в состоянии, поэтому требуется механическая помощь, и часто длительная. Буквально руками ставим органы артикуляции в правильную позицию, фиксируем позу в зеркале, проговариваем ее.
Научившись произносить звук изолированно, ребенок часто не может вовремя переключиться на него в речевом потоке — поэтому длительно работаем над автоматизацией. И это длительно — это, как я уже писала, годами .
Если при дислалии мы ждём чистой речи, и только потом встм ребенка читать и писать, то при дизартрии не ждём ничего. Чистой речи можно при дизартрии вообще всю жизнь не дождаться, а опора на знак-букву может нам помочь в коррекции.
Но и это ещё не всё… Мы поговорили о нарушениях только звукопроизношения, впереди же — нарушения развития речи как системы… То есть когда звуки произносить ребенок может, а скомпановать их в речь — нет. Об этом — в следующих статьях.
Дизартрия
Дислалия
Источник
Структуру речевого дефекта, составляет нарушение звукопроиз-носительной стороны речи.
Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторики в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезии, тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройства голосообразования.
Речь при дизартрии смазанная, нечеткая.
Спастичность — повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комком» оттянут на зад, спинка его спастически изогнута, приподнята в верх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому небу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков.
(палатализация). Иногда спастичный язык «жалом», вытянут в перед. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта (произвольно е смыкание рта при этом затруднено). В ряде случаев при спастическом состоянии верхней губы рот может быть, приоткрыт. При этом наблюдается повышение слюнотечения (гиперсаливация). Активные движения при спастичности артикуляционных мышц ограничены.
Гипотония— снижение тонуса мышц.
При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. Рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация. Гипотония мышц мягкого неба притятствует достаточному продвижению небной занавески
вверх и ее прижатию к задней стенке глотки; струя воздуха выходит через нос. Голос приобретает носовой оттенок ( назализация).
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может наблюдаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает. Дистония искажает артикуляцию. Особенность звукопроизношения при дистонии – непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
У детей с неврологической патологией часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса в артикуляционной мускулатуре( так же, как и в скелетной). Например, в язычной мускулатуре может отмечаться спастичность, а в лицевой и губной – гипотония.
Нарушение подвижности артикуляционных мышц.
Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза этих мышц.
Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных и согласных звуков. Нарушается артикуляция в целом. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении мышц языка.
Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть разной – от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. В первую очередь нарушаются наиболее тонки и дифференцированные движения ( поднимание языка вверх).
Специфические нарушения звукопроизношения:
— стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
— специфические трудности автоматизации звуков (длительность времени автоматизации). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются;
— нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков ( усредненность или редуцированность гласных);
— преобладание межзубного и бокового произношения свистящих с з, ц, и шипящих ш ж ч щ звуков;
— оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;
— смягчение твердых согласных звуков ( палатализация);
— нарушения звукопроизношения особенно выражено в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи.
В зависимости от типа нарушения все дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на две категории: антропофонические (искажения звуков) и фонологические (замены, смешения). При дизартрическом расстройстве наиболее типичным нарушением звукового строя речи является искажение звука.
Нарушения дыхания обусловлены недостаточностью центральной регуляции дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент оно учащается. Отмечается нарушение координации вдоха и выдоха ( поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Выдох часто происходит через нос, несмотря на полуоткрытый рот. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушения голоса обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ. Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса ( тихий, слабый, иссякающий) и отклонения тембра голоса ( глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, готанный).
Нарушения просодики( мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи).
Мелодико-интонационные расстройства часто относятся к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Они в большей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Наблюдается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций ( ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушения темпа речи проявляются в его замедлении, реже – в ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи ( скандированность-«рубленая» речь, когда наблюдается дополнительное количество ударений в словах).
Недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате.
У детей с дизартрией отмечается слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений.
При дизартрии встречаются вегетативные расстройства.
Частым вегетативным расстройством является гиперсаливация. Усиленное слюнотечение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, порезом губных мышц. Данное расстройство утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате и снижения самоконтроля. Встречается вегетативное расстройство, как покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи.
У детей с дизартрией часто затруднен акт приема пищи, а в тяжелых случаях отсутствует жевание твердой пищи, откусывание от куска. Часто отмечаются поперхивания, захлебывания при глотании. Затруднено питье из чашки. Встречается нарушение координации между дыханием и глотанием.
Дизартрические нарушения могут сопровождаться синкинезиями.
Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (дополнительные движения нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка)
Оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения.
Повышение глоточного (рвотного) рефлекса.
Нарушение координации движений (атаксия)
Атаксия проявляется в дисметрических, асинергических нарушениях и в скандированности ритма речи.
Дисметрия – это несоразмерность, неточность произвольных артикуляционных движений. Она чаще всего выражается в виде гиперметрии, когда нужное движение реализуется более размашистым утрированным, замедленным движением, чем это необходимо ( чрезмерное увеличение двигательной амплитуды) Так же наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией (асинергия).
Атаксия отмечается при атактической дизартрии.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы — непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка.
Тремор – дрожание кончика языка (наиболее выражен при целенаправленных движениях). Отмечается при атактической дизартрии.
В настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях.
Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; К. А. Семенова, 1968; Е. М. Мастюкова, 1969,1971,1979,1983; И. И. Панченко, 1979; Л. А. Данилова, 1975, и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme, 1966; М. Climent, Т. Е. Twitchell, 1959; R. D. Neilson, N. О’. Dwer, 1984.
1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984. — 575с.
2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, Р.И.Лалаевой, Е.М.Мастьковой.,М.: Просвещение, 1989. – 527с.
3. Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. — 192с.
4. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. I. Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия. – М.: Владос, 2003. – 303с.
5. Атлас нервная система человека строение и нарушение / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе – М.: ПЭР СЭ,2011. – 79с.
Источник
Алеся Самохина
Консультация «Патогенез нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией»
Клиническая картина дизартрии была описана еще в конце 19 – начале 20 века. Однако единого определения этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы относят к дизартриям только те формы речевой патологии, при которых нарушения звукопроизносительной стороны речи обусловлены парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие рассматривают понятие «дизартрия» более широко и относят к ней все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие в результате поражения различных уровней центральной нервной системы.
Несмотря на то, что дизартрия зависит от раннего органического поражения мозга, нельзя рассматривать эту форму речевой патологии только как резидуальные проявления. Поражение отдельных звеньев речевой функциональной системы в период развития речевой функции приводит к сложной дезинтеграции и патологии всех элементов речевого развития ребенка.
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре
Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному.
Спастичность артикуляционных мышц
При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут назад. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре ограничены. Спастичность артикуляционных мышц наблюдается при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры отмечается спастичность скелетных мышц.
Гипотония артикуляционных мышц
Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. В речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений, не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.
Меняющийся тонус артикуляционных мышц
Меняющийся тонус артикуляционных мышц обычно имеет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Ограниченная подвижность артикуляционных мышц зависит от измененного мышечного тонуса, параличей парезов артикуляционной мускулатуры, оральной апраксии, гиперкинезов и атаксии речевой мускулатуры, в результате чего резко нарушается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз, что обусловлено патологическим состоянием ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).
Ограничение подвижности языка назад может зависеть от паретичности подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шило-подъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц, поднимающих язык, за исключением челюстно-подъязычной. При этом нарушается артикуляция некоторых гласных (а, э, о, у, а также некоторых согласных (г, к, х) звуков. При парезах мышц языка,изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигураций языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Это приводит к нарушению звукопроизношения язычных звуков, что обусловлено изменением изгиба спинки языка (а, е, и, нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т> г, д, р, п). При поражении мышц языка нарушается звукопроизношение большинства звуков.
Ограниченная подвижность губ наблюдается при патологических состояниях круговой мышцы рта, в результате чего становятся невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает произношение губных звуков (б, п, м, в, ф).
Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-глоточных и нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимают тройничный и лицевой нервы. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба. Голос приобретает носовой оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная спастичность нёбных мышц может способствовать появлению «закрытой гнусавости». При поражении блуждающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афонией вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.
Нарушения голосообразования
Нарушение голоса в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным (А. Митронович-Моджеевска, 1965 и др.). Антагонистами мышц, натягивающих голосовые связки, являются рудино-щитовидные мышцы, которые при своем сокращении опускают гортань, уменьшая тем самым натяжение истинных голосовых связок. Указанные мышцы функционируют комплексно и регулируют деятельность голосовых связок, имеющих большое значение в звукообразовании (Р. Шилинг, 1925).Иннервация гортани осуществляется с помощью двух нервов: верхнего и нижнего гортанных. Верхний гортанный нерв иннервирует перстне-щитовидную мышцу, а нижний гортанный — все остальные мышцы гортани. Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых связок. Процесс же образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, л, р) связан с возможностью вибрации голосовых связок. Поэтому патологические состояния мышц голосового аппарата могут быть причиной нарушения произношения звонких согласных и замены их на глухие, артикуляция которых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся голосовых связках (к, п, т, с, ф и др.).
Нарушения дыхания
Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох (мышцы антагонисты). Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые, наоборот, уменьшают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, относятся передняя зубчатая мышца и наружные межреберные мышцы. Мощной вдыхательной мышцей является диафрагма. Большое значение для речевого дыхания имеют также большие грудные мышцы, малые грудные мышцы, а также наружные межреберные мышцы Тонкая координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. Для активного речевого выдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т. е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох. Большое значение в нарушении активного выдоха может иметь общий недостаточный объем дыхания. Большое значение для совершенствования функции дыхательного центра имеет также мышечная активность. У детей с дизартрией функциональное «дозревание» дыхательного центра часто бывает нарушенным. Расстройства дыхания наиболее часто зависят от нарушения центральной регуляции дыхания, а также от патологии двигательной функциональной системы. Клинически нарушения дыхания проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука делается судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно нарушен активный выдох. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, дети выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным.
Оральная апраксия
При дизартрии выявление апраксии артикуляционных мышц нередко затруднено из-за параличей и парезов и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще большему ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии происходит по мере развития всей речедвигательной функциональной системы, особенно ее афферентного звена.
Источник