Нарушение звукопроизношения код мкб

Нарушение звукопроизношения код мкб thumbnail

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)

F80.1

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

последние изменения: январь 2008

F80.2

Расстройство рецептивной речи

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)

последние изменения: январь 2008

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

Сюсюканье

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Источник

Шифр Расшифровка
Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
/ М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 311 // Логопед. – 2004. — № 4. Логопед. – 2005. — № 1.
Логопед. – 2005. — № 3.
F80 — специфические расстройства развития речи и языка    
F80.0–специфические расстройства речевой артикуляции дислалия дислалия
F80.1–расстройство экспрессивной речи моторная алалия
 
1. задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I – III уровня;
2.моторная алалия;
3. моторная афазия.
F80.2–расстройство рецептивной речи сенсорная алалия 1. сенсорные агнозии (словесная глухота);
2. сенсорная алалия;
3. сенсорная афазия.
F80.3–приобретенная афазия и эпилепсия детская афазия  
F80.9–расстройства развития речи и языка, неуточненные неосложненный вариант ОНР, ОНР невыясненного патогенеза  
F80.81–задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией   1. задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
2. физиологическая задержка развития речи.
F81–специфические расстройства развития школьных навыков    
F81.0–специфическое расстройство чтения дислексия, в т.ч. в сочетании с дисграфией дислексия
F81.1–специфическое расстройствоспеллингования дисграфия дисграфия
F81.2–специфическое расстройствосчета дискалькулия дискалькулия
     
F98.5–заикание (запинание) заикание заикание
F98.6–речь взахлеб тахилалия  
     
R47.0–афазия афазия  
R47.1–дизартрия, анартрия дизартрия, анартрия  
R49.0 – дисфония дисфония  
R49.1–афония
 
афония  
R49.2–открытая и закрытая гнусавость открытая и закрытая ринолалия  

Классификация недоразвития речи у детей (по А.Н. Корневу)[9]:

Принципы построения классификации:

Читайте также:  Окклюзия артерии код мкб

— клинико-патогенетический принцип

— многомерный подход к диагностике

— мультидисциплинарный подход

— системно-функциональный подход

А. Клинико-патогенетическая ось

1. Первичное недоразвитие речи (ПНР)

1.1.Парциальное ПНР

а) функциональная дислалия

б) артикуляторная диспраксия

— дисфонетическая форма

— дисфонологическая форма

— динамическая форма

в) дизартрия развития

г) ринолалия

д) дисграмматизм

1.2. Тотальное ПНР

Алалический вариант нарушения («миксты»)

а) моторная алалия

б) сенсорная алалия

2. Вторичное недоразвитие речи (ВНР)

2.1. Вследствие умственной отсталости

2.2. Вследствие тугоухости

2.3. Вследствие психической депривации

3. Недоразвитие речи смешанного происхождения

3.1. Параалалический вариант тотального недоразвития речи (ТНР)

3.2. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»)

Б. Нейропсихологическая ось (синдромы и механизмы нарушения)

1. Синдромы неврологического уровня

Синдромы центрального полиморфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдромы дизартрии развития)

2. Синдромы гностико-праксического уровня

2.1. Синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия)

2.2. Синдромы центральных полиморфных избирательных нарушений звукопроизношения (синдромы артикуляторной диспраксии)

— Синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии

— Синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии

— Синдром динамической артикуляторной диспраксии

— Синдром задержки лексико-грамматического развития

3. Синдромы языкового уровня

3.1. Синдром экспрессивного фонологического недоразвития (в составе моторной алалии)

3.2. Синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии)

3.3. Синдромы лексико-грамматического недоразвития

а) с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфологический дисграмматизм)

б) с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтаксический дисграмматизм)

4. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней)

4.1. Синдром вербальной диспраксии

4.2. Синдром импрессивного дисграмматизма

4.3. Синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма

4.4. Синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков

В. Психопатологическая ось (ведущий психопатологический синдром)

1. Синдромы психического инфантилизма

2. Неврозоподобные синдромы

3. Психоорганический синдром

Г. Этиологическая ось

1. Конституциональная (наследственная) форма НР

2. Соматогенная форма НР

3. Церебрально-органическая форма НР

4. Форма НР смешанного генеза

5. Депривационно-психогенная форма НР

Д. Функциональная ось (степень дезадаптации)

1. Тяжесть речевых нарушений

I степень – легкие нарушения

III степень – нарушения средней тяжести

III степень – тяжелые нарушения

2. Степени выраженности социально-психологической дезадаптации

а) легкая б) средней тяжести в) тяжелая

[1] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[2] Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.

[3] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[4] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

[5] Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Российск. гос. пед. ун-т. – Л., 1993. – 16 с.

[6] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

[7] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. — № 3. – С. 37 – 43.

[8] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[9] А.Н. Корнев Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Содержание

  1. Синонимы диагноза
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Классификация
  5. Причины
  6. Симптомы
  7. Диагностика
  8. Дифференциальная диагностика
  9. Лечение
  10. Прогноз
  11. Профилактика
  12. Основные медицинские услуги
  13. Клиники для лечения

Другие названия и синонимы

Косноязычие.

Названия

 Название: Дислалия.

Дислалия
Дислалия

Синонимы диагноза

 Косноязычие.

Описание

 Дислалия. Различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Читайте также:  Герпес головы код по мкб 10

Дислалия
Дислалия

Дополнительные факты

 Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Классификация

 С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.
 Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. Е. Их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.
 В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.
 С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.
 Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:
 • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’].
 • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’].
 • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’].
 • Йотацизм – недостатки произношения [й].
 • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’].
 • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’].
 • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’].
 • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот.
 • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот.
 При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения ).
 В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины

 В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.
 Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы ), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.
 Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.
 При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. Е. Отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
 К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Читайте также:  Поражение лучевого нерва код мкб 10

Симптомы

 Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. Е. Употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
 Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и тд ). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.
 При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков. В случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.
 Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Диагностика

 Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.
 Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.
 В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм ). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора.

Дифференциальная диагностика

 Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Лечение

 Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.
 При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
 Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. Е. С использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
 На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.
 Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес. ; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз

 В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика

 Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 237 в 17 городах

Источник