Нарушение речи у детей код по мкб

Нарушение речи у детей код по мкб thumbnail

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)

F80.1

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)

последние изменения: январь 2008

F80.2

Расстройство рецептивной речи

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)

последние изменения: январь 2008

F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)

F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

Сюсюканье

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Источник

Большинство психологов сходится во мнении, что задержка речевого развития (код по МКБ 10) у детей проявляется довольно рано. И чем раньше родители обратят на это внимание, тем выше вероятность, что негативные последствия нарушений будут сведены к минимуму или устранены вообще.

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.

МКБ

Клинические симптомы ЗРР

Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.

Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:

  • Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
  • Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
  • Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
  • Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
  • Отсутствие звукоподражания.
  • Отсутствие реакции на свое имя.
  • Нарушения глотания и жевания.

В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.

Читайте также:  Гнойный омфалит код по мкб 10 у взрослых

Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.

Специфические расстройства развития речи и языка

В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.

Коррекция речевых нарушений

Дополнительные факты о ЗРР

Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.

Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.

Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей

Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
  • Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
  • Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
  • Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
  • Внутриутробные или родовые травмы.
  • Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
  • Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
  • Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
  • Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
  • Неврология и психосоматика.
  • Неблагоприятный психологический климат в семье.

Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.

Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста

Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.

Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.

Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.

Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.

Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.

Нормы развития речи

Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.

Читайте также:  Код мкб вакцинация детей

Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.

После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.

К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.

В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.

Диагностика речевых нарушений

Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:

  • Оценку активного словарного запаса.
  • Оценку качества связной речи.
  • Качество звукопроизношения.
  • Качество мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.

Логопедическая работа

Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):

  • с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
  • на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
  • нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
  • на развитие способности к звукоподражанию;
  • на развитие артикуляционного аппарата.

Профилактика ЗРПР

При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.

В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.

Развивающее занятие для ребенка

Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.

Источник

Шифр Расшифровка
Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
/ М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.
Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 311 // Логопед. – 2004. — № 4. Логопед. – 2005. — № 1.
Логопед. – 2005. — № 3.
F80 — специфические расстройства развития речи и языка    
F80.0–специфические расстройства речевой артикуляции дислалия дислалия
F80.1–расстройство экспрессивной речи моторная алалия
 
1. задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I – III уровня;
2.моторная алалия;
3. моторная афазия.
F80.2–расстройство рецептивной речи сенсорная алалия 1. сенсорные агнозии (словесная глухота);
2. сенсорная алалия;
3. сенсорная афазия.
F80.3–приобретенная афазия и эпилепсия детская афазия  
F80.9–расстройства развития речи и языка, неуточненные неосложненный вариант ОНР, ОНР невыясненного патогенеза  
F80.81–задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией   1. задержка речевого развития вследствие педагогической запущенности;
2. физиологическая задержка развития речи.
F81–специфические расстройства развития школьных навыков    
F81.0–специфическое расстройство чтения дислексия, в т.ч. в сочетании с дисграфией дислексия
F81.1–специфическое расстройствоспеллингования дисграфия дисграфия
F81.2–специфическое расстройствосчета дискалькулия дискалькулия
     
F98.5–заикание (запинание) заикание заикание
F98.6–речь взахлеб тахилалия  
     
R47.0–афазия афазия  
R47.1–дизартрия, анартрия дизартрия, анартрия  
R49.0 – дисфония дисфония  
R49.1–афония
 
афония  
R49.2–открытая и закрытая гнусавость открытая и закрытая ринолалия  

Классификация недоразвития речи у детей (по А.Н. Корневу)[9]:

Принципы построения классификации:

— клинико-патогенетический принцип

— многомерный подход к диагностике

— мультидисциплинарный подход

— системно-функциональный подход

А. Клинико-патогенетическая ось

1. Первичное недоразвитие речи (ПНР)

1.1.Парциальное ПНР

а) функциональная дислалия

Читайте также:  Лимфоаденит код по мкб

б) артикуляторная диспраксия

— дисфонетическая форма

— дисфонологическая форма

— динамическая форма

в) дизартрия развития

г) ринолалия

д) дисграмматизм

1.2. Тотальное ПНР

Алалический вариант нарушения («миксты»)

а) моторная алалия

б) сенсорная алалия

2. Вторичное недоразвитие речи (ВНР)

2.1. Вследствие умственной отсталости

2.2. Вследствие тугоухости

2.3. Вследствие психической депривации

3. Недоразвитие речи смешанного происхождения

3.1. Параалалический вариант тотального недоразвития речи (ТНР)

3.2. Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты»)

Б. Нейропсихологическая ось (синдромы и механизмы нарушения)

1. Синдромы неврологического уровня

Синдромы центрального полиморфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдромы дизартрии развития)

2. Синдромы гностико-праксического уровня

2.1. Синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия)

2.2. Синдромы центральных полиморфных избирательных нарушений звукопроизношения (синдромы артикуляторной диспраксии)

— Синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии

— Синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии

— Синдром динамической артикуляторной диспраксии

— Синдром задержки лексико-грамматического развития

3. Синдромы языкового уровня

3.1. Синдром экспрессивного фонологического недоразвития (в составе моторной алалии)

3.2. Синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии)

3.3. Синдромы лексико-грамматического недоразвития

а) с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфологический дисграмматизм)

б) с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтаксический дисграмматизм)

4. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней)

4.1. Синдром вербальной диспраксии

4.2. Синдром импрессивного дисграмматизма

4.3. Синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма

4.4. Синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков

В. Психопатологическая ось (ведущий психопатологический синдром)

1. Синдромы психического инфантилизма

2. Неврозоподобные синдромы

3. Психоорганический синдром

Г. Этиологическая ось

1. Конституциональная (наследственная) форма НР

2. Соматогенная форма НР

3. Церебрально-органическая форма НР

4. Форма НР смешанного генеза

5. Депривационно-психогенная форма НР

Д. Функциональная ось (степень дезадаптации)

1. Тяжесть речевых нарушений

I степень – легкие нарушения

III степень – нарушения средней тяжести

III степень – тяжелые нарушения

2. Степени выраженности социально-психологической дезадаптации

а) легкая б) средней тяжести в) тяжелая

[1] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[2] Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск, 2002.

[3] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[4] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

[5] Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Российск. гос. пед. ун-т. – Л., 1993. – 16 с.

[6] Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с.

[7] Лалаева Р.И. Методические рекомендации по логопедической диагностике // // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций / Сост. В.П. Балобанова и др. – СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – С. 5–14.

Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики // Логопедия сегодня. – 2007. — № 3. – С. 37 – 43.

[8] Лопатина Л.В. Методические рекомендации к проведению диагностики речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста // Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. рек. – СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. – С. 4 – 36.

[9] А.Н. Корнев Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб., 2006.

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник