Наблюдение за ребенком с синдромом дауна
Синдром Дауна является одним из самых распространенных хромосомных заболеваний. Несмотря на то что в настоящее время во многих странах мира проводятся программы по пренатальной диагностике этого синдрома, частота его значительно не меняется [6]. А это значит, что разумно тратить больше усилий на помощь уже родившимся детям с синдромом Дауна и тем самым улучшать качество и увеличивать продолжительность их жизни. Международная команда врачей из Англии, Франции, Ирландии, Италии и других стран Европейской ассоциации Даун синдром разработала руководство по наблюдению за людьми с синдромом Дауна [3]. Это программа, согласно которой в разные возрастные периоды детям проводятся определенные медицинские исследования, направленные на раннее выявление изменений в развитии и функциях различных органов и систем, чтобы предотвратить возникновение осложнений, ухудшающих состояние этих пациентов. Руководство основано на знаниях особенностей людей с синдромом Дауна, а также личном опыте и является хорошим помощником в наблюдении за такими детьми. Благодаря этой программе возможно осуществление профилактики ряда заболеваний у детей с синдромом Дауна.
Американская академия педиатрии также разработала программу ведения детей с синдромом Дауна [4]. В нее вошли и вопросы консультирования семьи до рождения ребенка с уже установленным диагнозом. Подробно затронуты аспекты прогноза при последующих беременностях в данном браке и возможности пренатальной диагностики. В целом тактика наблюдения за пациентами с синдромом Дауна не отличается от таковой в Европе.
Особое внимание в руководствах уделяется периоду новорожденности. Охватываются вопросы постановки диагноза и его уточнения. Затрагиваются этические аспекты беседы с родителями ребенка, донесения объективной информации, а также возможности социальной помощи.
С первых дней жизни ребенка оцениваются антропометрические показатели, такие как рост, вес, окружность головы и груди. При оценке эти данные сравниваются с нормативными показателями (перцентильными таблицами). В руководствах рекомендуют сравнивать полученные показатели с нормативами, разработанными для детей с синдромом Дауна, а не с таковыми для здоровых детей (рис. 1–4). Это связано с их особыми темпами роста – у большинства отмечается задержка. Причина отставания однозначно пока не ясна. Вероятно, часто в основе лежит сочетание ряда факторов, таких как врожденный порок сердца, синдром мальабсорбции и другие, диагностировать которые необходимо как можно раньше. С этой целью разработан перечень обследований, которые рекомендуется проводить на первом месяце жизни.
Отмечено, что задержка роста у детей с синдромом Дауна также может быть связана со сниженными уровнями соматотропного и инсулин-подобного гормонов роста. Интересные результаты были получены при гормональной стимуляции роста детей с синдромом Дауна [2]. Однако в настоящее время роль такой терапии остается спорной из-за отсутствия отдаленных результатов и вероятности развития возможных осложнений (в том числе гипертонии и гипергликемии). Поэтому использование гормональной терапии в качестве стандартного лечения задержки роста у детей с синдромом Дауна в целом не рекомендуется.
Также затрагивается вопрос вакцинопрофилактики таких детей. Рекомендуется проводить вакцинацию согласно принятым графикам для здоровых детей в конкретном регионе. Проведено множество исследований по изучению эффективности вакцин у детей с синдромом Дауна. В большей части они касались вакцинации против вирусного гепатита А и В. Исследования показали развитие удовлетворительного иммунного ответа у детей с синдромом Дауна, привитых вакцинами против гепатита В по сравнению с контрольной группой. Поэтому прививать детей с синдромом Дауна целесообразно, а сам по себе синдром Дауна не является противопоказанием для вакцинации.
На первом году жизни важно уделять повышенное внимание исследованию функции щитовидной железы с помощью определения уровня гормонов в крови малыша, поскольку от своевременности диагностики и лечения заболеваний щитовидной железы будет зависеть интеллектуальный и когнитивный уровень ребенка в дальнейшем. Так как гипофункция железы у новорожденных с синдромом Дауна часто вызвана не гипоплазией/аплазией железы, а транзиторным гипотиреозом, неонатальный скрининг нередко не выявляет детей, нуждающихся в лечении. Поэтому исследование тиреоидного статуса целесообразно проводить уже в первые месяцы жизни. В дальнейшем следует ежегодно исследовать уровень гормонов щитовидной железы, если предыдущие результаты анализов были в пределах нормы.
С раннего возраста детям с синдромом Дауна требуется регулярное наблюдение у невролога. Им оценивается неврологический статус, темпы психомоторного и речевого развития ребенка. При необходимости проводятся электроэнцефалография и другие специализированные исследования.
Поскольку нарушения зрения встречаются достаточно часто среди людей с синдромом Дауна, показано наблюдение у окулиста с определением остроты зрения и, при необходимости, коррекции.
В руководствах отмечается важность регулярной оценки слуха ребенка, так как невыявленная тугоухость негативно скажется на его когнитивных возможностях.
Особенности со стороны опорно-двигательного системы также требуют наблюдения, особенно в периоды активного роста ребенка. Повышенная подвижность суставов, в том числе нестабильность атланто-аксиального сочленения позвоночника, делает необходимой рекомендацию о запрете движений, связанных с повышенным переразгибанием шеи, а именно: кувыркание через голову, ныряние в воду вниз головой. Европейская ассоциация рекомендует проводить рентгенологическое исследование шейного отдела позвоночника по показаниям. В то же время американские педиатры настаивают на обязательном рентгенологическом исследовании шейного отдела позвоночника в возрасте 3–5 лет.
В раннем дошкольном периоде у детей с синдромом Дауна нередко встречается синдром апноэ во сне. Чаще это обструктивное апноэ. Поскольку диагностика этого состояния сложна, тщательное наблюдение отоларинголога рекомендовано всем детям с синдромом Дауна в возрасте от 1 до 8 лет, при необходимости и дольше.
Хорошо известна склонность людей с синдромом Дауна к ожирению. В связи с этим оценка диеты ребенка, в том числе определение сбалансированности и калорийности продуктов питания, показаны в каждом возрастном периоде. Обращают внимание на уровень физической активности ребенка с синдромом Дауна.
Периодическое исследование показателей клинических анализов крови и мочи рекомендуется всем детям.
В нашей стране с каждым годом все больше и больше детей с синдромом Дауна остается в семье. Все больше появляется на участке у педиатра таких малышей. А значит, задача участкового врача – направить все усилия на улучшение качества жизни пациента с синдромом Дауна. Правильное применение программы, направленное на осуществление задач профилактической медицины, позволит реализовать основной принцип: хорошее соматическое здоровье – фундаментальная основа интеллектуального развития. Это даст возможность ребенку с синдромом Дауна максимально раскрыть свой потенциал.
Литература:
- Growth charts for children with Down syndrome: 1 month to 18 years of age / C. Cronk, A. C. Crocker, S. M. Pueschel et al. // Pediatrics. 1988. Vol. 81. P. 102–110.
- Growth hormone treatment in young children with Down’s syndrome: effects on growth and psychomotor development / G. Anneren, T. Tuvemo, C. Carlsson-Skwirut et al. // Archives of Disease in Childhood. 1999. Vol. 80. P. 334–338.
- Health care guidelines for people with Down syndrome / A. Rasore-Quartino et al. European Down Syndrome Association (EDSA), 2006.
- Health supervision for children with Down syndrome / American Academy of Pediatrics. Committee on Genetics // Pediatrics. 1994. Vol. 93. P. 855–859.
- Susan N., Van Cleve I., Cohen W. I. Clinical Practice Guidelines with Down Syndrome from birth to 12 years // Journal Pediatric Health Care. 2006. Vol. 20, № 1. P. 47–54.
- Twenty-year trends in prevalence and survival of Down syndrome / C. Irving, A. Basu, S. Richmond, J. Burn, C. Wren // European Journal of Human Genetics. 2008. Vol. 16. P. 1336–1340.
Источник
Планирование коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении с детьми с синдромом Дауна (индивидуальная работа) на 2014-2015 год. Воспитатели: Трошева О.Л., Макарова Н.И.
Утро
Вечер
Сентябрь
Диагностика.
Диагностика.
Октябрь
Упражнение «Привет, ладошки»
Педагог приветствует ребенка с помощью ладошек, поглаживает их, налаживает телесный контакт с ребенком.
Дид. Игра по развитию речи «Животные»
Работать над пониманием обращенной речи-учить соотносить объекты с жестами, словами, звукоподражанием. Стимулировать появление и использование жестов и ответов на вопросы «Кто это?», «Что это?», «Кто к нам пришел?»
Речевое упражнение «Имена»
Закрепить имена детей группы, воспитателей.
Речевое упражнение «Попрощайся»
Учить использовать в речи глагол «До свидания, пока». На просьбу воспитателя «Давай попрощаемся» прощаться с ребятами, игрушками, воспитателями.
Наблюдение за игрой сверстников, их общением между собой.
Дать первоначальные навыки общения между сверстниками.
Упражнение «Уберём на место»
Учить после игр складывать игрушки в коробочку.
Артикуляционная разминка «Игры с улыбкой»
Развитие подвижности и укрепление мышц губ и языка. Позы языка «Вытянуть губы дудочкой», «Построить заборчик»
Упражнение «Соберем пирамидку»
Развитие мелкой моторики рук.
Утреннее приветствие «Встреча с музыкой»
Приучать слушать простые песенки, учить выполнять простые жесты по подражанию.
Дид. Игра с мишкой.
«У мишки есть голова, уши, глаза, нос, рот, руки, ноги» Идет проектирование на ребенка: «А где твои голова, глаза, нос…?»
Дыхательное упражнение «Дуем на вертушку»
Выработка длительного речевого выдоха.
Игра на обогащение словаря.
«Назови, что нарисовано на карточке»
Игра «Едем в гости к Егору (Ане и т.д.)»
Формировать представление о своем «Я», узнавать на фото себя и своих сверстников, называя их по имени «Найди, покажи фото ребенка, назови по имени»
Упражнение по физо «Поймай мяч»
Учить бросать мяч воспитателю и ловить его в ладошки.
Игра на развитие мелкой мускулатуры рук, тактильных ощущений, внимания «Спаси зайчиков»
На листе бумаги пять зайцев разного цвета. Гуляют, пришёл волк, надо спрятать зайца одним пальцем. Потом постепенно выпустить.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай мне шарик, дай мне кубик»
Учить различать предметы по форме: шарик, кубик.
Игра «Светины шары» с использованием магнитной доски.
Развивать зрительное внимание, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Материал: лист с изображением шаров, магнитики-кружки.
Задание: закрой все шары, назови цвета.
Артикуляционное упражнение для мышц языка «Качели»
Движение языком вверх, вниз, «Лошадка» -щелканье язычком. «Блинчики» -расслабленный язычок лежит на нижней губе.
Закрепление стихотворения «Наша Таня громко плачет» А.Барто
Побуждать проговаривать последние слова в строчке, знакомство с художественной литературой.
Упражнение по физо «Пройди по дорожке, не замочив ножки»
Ходьба по прямой дорожке, координация движений.
Упражнение «Дуем в баночку с водой через трубочку»
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение по физо «Покажи, как ходит петушок»
Учить ходьбе с высоким подниманием колена.
Игра «Ловкие пальчики»
Учить манипулировать мелкими предметами, развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук.
Оборудование: мозаика.
Правило: Научить вставлять мозаику в отверстие основы.
Музыкальное упражнение «Кто песенку поет?»
Материал: дудочка, барабан, погремушка.
Развитие слухового восприятия. Учить прислушиваться к звукам.
Упражнение «Покажем кукле Кате, как надо одеваться»
Учить застегивать молнию на куртке, развивать мелкую моторику рук.
Упражнение по физо «Попрыгай, как зайка», «Покажи, как ходит медведь»
Упражнение «Водичка, водичка, умой Свете личико»
Формирование культурно-гигиенических навыков во время умывания. Учим намыливать руки, смывать пену водой, отжимать (замочек)
Игра «В гостях у сказки»
Развитие памяти, внимания, фразовой речи, ознакомление с худ.литературой.
Оборудование: мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба»
Помочь ребёнку запомнить сказку и показывать на таблице.
Игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия формы, моделирования, пространственного восприятия.
Материал: геомет.фигуры из цветной бумаги, клей.
Ход: ребенок из фигур складывает предмет (дом, флажок и т.д.)
Участие в сюжетно-ролевой игре «Больница»
Помочь ребенку выполнять роль пациента
(поздороваться, сесть на стул, выполнять просьбы врача)
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева»
Воспитание речевого дыхания.
Трудовое поручение «Помой игрушки вместе с Лизой»
Формирование совместного выполнения действий, трудовых навыков.
Рассматривание предметных картинок «Одежда»
Упражнение «Назови, что это?»
Обогащение словаря, побуждать к повторению слов.
Игра «Ловкие пальчики» (усложнение)
Материал: мозаика, фольга.
Учить заворачивать в фольгу мелкие предметы.
Игра «Поющие шарики»
Формирование правильного звукопроизношение (гласные звуки)
Оборудование: лабиринт-лесенка с разноцветными шариками.
Ход: красный шарик скатывается и поет: «А-а-а», синий «О-о-о», зеленый «И-и-и», желтый «У-у-у»
Упражнение по физо.
Учить делать повороты вправо-влево.
Упражнение-просьба: «Дай игрушку Диме», «Помоги, пожалуйста, одеть шапочку Ане»
Учить входить в контакт с детьми с помощью взрослого.
Самомассаж кистей и рук «Погреем наши ручки»
Упражнение на социальное развитие «покажи, где у нас спальня, игровая, туалет.
Знакомство с пространственной средой группы.
Складывание пазлов (3-4штуки).
Развитие мелкой моторики рук, мышления.
Артикуляционная гимнастика «Веселая семейка» с зеркалом.
Формировать правильные уклады языка и губ.
«Улыбка» (растянем губки).
«Хоботок» (соберем в трубочку).
«Окошка» (откроем ротик).
Упражнение «Шнуровка».
Развитие мелкой мускулатуры рук.
Упражнение «Попоем вместе песенку».
Стимулировать произношение гласных и согласных звуков и их сочетание «Звукоподражание».
Упражнение «Беги к домику», «Беги к песочнице».
Развивать ориентировку в пространстве.
Упражнение по математике «Покажи длинную дорожку, проведи ежика по короткой дорожке».
Закрепление понятия «Длинный-короткий».
Игра «Ловкие пальчики».
Учить манипулировать мелкими предметами.
Речевое упражнение «Расскажи, как зовут маму, папу, сестру, тебя. Покажи на фотографиях в альбоме.
Музыкально дид. игра «Птичка и птенчики».
Побуждать к простейшему подражанию животных под музыку. Развивать двигательную активность.
Упражнение «Привет, ладошки».
Наладить телесный контакт с ребенком.
Упражнение «Порви и скомкай бумагу».
Развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Покажи, где у Светы ножки, ручки, носик и т.д.».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела человека.
Прыжки со скамейки (с помощью педагога).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнения «Веселые-грустные матрешки».
Развитие мимической мускулатуры. Называть слова «Грустные, веселые».
Игра «покатаем шарики».
Развитие тактильного восприятия.
Упражнение «Закроем глазки, ушки, носик».
Закрепить представление о схеме лица человека.
Упражнение «Веселые матрешки».
Учить различать 2 цвета: желтый-синий (по аналогии)
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать и расширять восприятие речевых звуков, учит их повторять и запоминать.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Свободное постукивание по столу пальцами обоих рук, правой и левой руки поочередно-имитация игры на пианино.
Упражнение «Надуваем шарики», «Дуем на снежинки».
Воспитание речевого дыхания.
Игра «Нанизывание крупных бус на веревочку».
Развитие мелкой моторики рук, закрепление цвета.
Дид. игра по познавательному развитию «Назови, кто живет в лесу».
Закрепить названия диких животных: медведь, лиса, заяц, волк.
Упражнение «Орех».
Грецкий орех положить между ладонями и делать круговые движения, постепенно увеличивая темп.
Артикуляционная гимнастика «Язычок выглянул-спрятался»
Учить ребенка по подражанию выполнять элементарные артикуляционные упражнения.
Упражнение «Посмеемся и нахмурим бровки».
Учить использовать два и более жеста и мимики для обозначения объектов.
Упражнение «Мяч».
Учить разминать пластилин в руке и делать мячики(шар).
Упражнение «Беги со мной» (легкий бег, держа ребенка за обе руки).
Развитие навыков общей моторики.
Упражнение «Зайка серый умывается, видно в гости собирается».
Развитие познавательной активности, взаимодействие ребенка со взрослым.
Дид. игра по сенсорике «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение по сенсорному развитию «Дай такой-же».
Различение объемных предметов по форме: кубик, шарик.
Упражнение «Надуем шарик».
Воспитание речевого дыхания.
Упражнение «Светочка, привет, привет!»
Попевка «Дай ладошечку, моя крошечка».
Вызвать положительные эмоции, чувства доверия к педагогу.
Упражнение по математике «Большой маленький дом».
Закрепление понятий «Большой-маленький».
Упражнение «Грустно-весело»
Учить слушать веселую, грустную музыку. («Дождик» муз. Раувергера, «Веселые матрешки» муз. Т.Потапенко).
Инд. работа по рисованию Нарисуем травку».
Учить держать кисточку, пользоваться краской.
Упражнение «Где у Светы ручки, ножки, животик, спинка».
Формирование элементарной ориентировки в схеме тела.
Упражнение «Мишка кричит тихо, громко».
Учить ребенка на слух определять громкие, тихие звуки, повторять их.
Упражнение по сенсорному развитию «Веселые матрешки».
Учить различать два цвета: желтый, красный (по аналогии).
Упражнение «Кто в доме живет у хозяюшки» (корова, собака, петух, кошка).
Обогащение словаря, познавательное развитие.
Артикуляционная гимнастика для губ «Трубочка» — хоботок у слона.
«Улыбка» — вытягивание разомкнутых губ.
Дид. игра «Красивый букет».
Закрепление красного, желтого, синего, зеленого цвета.
Игра «Покатаем шарик».
Развитие тактильного восприятия.
Рассматривание иллюстраций к детским книгам «Колобок», «Теремок».
Формировать интерес к художественной литературе, обогащение словаря.
Упражнение «С добрым утром, наша девочка» «Угадай какой инструмент встречает тебя».
Индивидуальная работа по аппликации «Украсим полянку травкой».
Развитие мелкой моторики рук, учить отрывать куски тонкой бумаги.
Артикуляционные упражнения для мышц языка: «Болтушка» — движение языка вперёд-назад.
«Часики» — движение языка вправо-влево.
Индивидуальная работа по рисованию «Дождик».
Учить держать карандаш правильно тремя пальцами, регулировать нажим карандаша.
Дидактическая игра по обогащению словаря «Посуда».
«Назови, какая посуда изображена на картинках. Дай чашку, ложку…»
Дидактич. игра «Геометрическая мозаика»
Развитие зрительного и цветового восприятия.
Упражнение «Домашние животные».
Закрепить названия животных, кто как говорит.
Упражнение «Дуем на листочки сказочного дерева».
Развитие речевого дыхания.
Упражнение для развития челюстей.
«Бегемотики» — широко открываем и закрываем рот.
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик,
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я,
А потом закроем ротик,
Отдыхает бегемотик.
Упражнение «Научим куклу Катю держать ложку».
Обучение навыкам самообслуживания во время еды: учить держать правильно ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение «Спаси зайчиков».
Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, внимания.
Упражнение «Кто песенку поёт?» (дудочка, барабан, погремушка.)
Развитие слухового восприятия, учить прислушиваться к звукам.
Артикуляционное упражнение для развития мышц языка «Вкусное варенье» — круговые движения языком, «Грибок» — присосать язык к верхнему нёбу.
Дидактическая игра «Вставь правильно».
Учить подбирать предметы разной величины.
Упражнение «Красивые баночки».
Развитие мелкой моторики рук и целенаправленного действия с предметами.
Упражнение «Научим куклу Катю убирать игрушки после игр».
Игра на развитие социализации, обогащение словаря «Профессии».
Назови, что делает доктор (лечит), повар (варит),учитель(учит детей) и т.д.
Дидактическая игра «Мозаика».
Совершенствование захвата «щепотью».
Упражнение «Оденем крышки».
Развитие мелкой моторики рук. Учить внимательно наблюдать за действием взрослого и повторять за ним.
Упражнение «Музыканты»
Учить извлекать звук из музыкальных инструментов: колокольчик, дудочка, барабан.
Дидактическая игра «Покормим куклу Машу, оденем на прогулку».
Увеличение объёма понимаемой речи, слов, обогащающих окружающие предметы.
Упражнение «Разложи правильно».
Учить различать предметы по величине.
Упражнение «Давай поздороваемся с работниками нашего сада».
Формировать общение ребёнка со взрослыми, их сотрудничество.
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч»
Стимулировать двигательную активность ребёнка.
Упражнение «Песенка мишки, киски, уточки».
Активизировать восприятие речевых звуков, учить их повторять и запоминать.
Дидактическая игра «Вставим форму».
Формировать умение брать предметы разной формы, двигать ими, складывать, снимать.
Упражнение «Кто это?», «Найди себя на фотографии».
Формировать представление о своём «Я».
Учить узнавать сверстников, называя их по имени.
Упражнение «Где лает собака?», «Куда укатился мячик?»
Развитие зрительного и слухового внимания.
Театрализованная игра «Теремок» с привлечением других детей.
Учить ребёнка выполнять несложную роль героя сказки. «Покажи, как летела муха», «Как пищал комар?» и т.д.
Упражнение «Научим одеваться куклу Катю после сна».
Развитие навыков самообслуживания во время одевания после сна.
Источник