Мышечный тонус у детей с синдромом дауна
Синдром Дауна – это особое генетическое состояние, которое вызывает появление ряда характерных признаков и особенностей развития.
Малыши с синдромом Дауна развиваются не так, как обычные дети, а их двигательное развитие идет медленнее и с более долгими сроками возникновения тех или иных навыков. Кроме того, на общий ход двигательного развития оказывают влияние специфические затруднения, обусловленные наличием этого генетического состояния. Если понаблюдать за детьми с синдромом Дауна двух-трех лет, можно заметить, что они двигаются не очень уверенно, часто кажутся неловкими, оступаются, их походка имеет характерные особенности, они заметно дольше учатся бегать и прыгать, бросать и ловить мяч и т. д. Многолетние исследования позволяют утверждать, что малыши с синдромом Дауна не просто отстают в сроках своего двигательного развития, но имеют присущий только им порядок и профиль развития моторных навыков.
Рассказ об особенностях двигательного развития стоит начать с того, что биологическое стремление двигаться и осваивать мир в движении заложено в каждого ребенка независимо от наличия или отсутствия той или иной генетической аномалии или других особенностей его развития. Это биологическая закономерность, и задача взрослых, поняв причины и последствия двигательных затруднений, обеспечить малышу условия для реализации его двигательного потенциала, поддерживая и терпеливо развивая стремление к естественному движению.
В настоящее время нет сомнений, что подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может освоить все необходимые двигательные навыки (исключение, пожалуй, могут иногда составлять только дети с дополнительными сложными медицинскими проблемами), но для этого необходимы усилия родителей и близких малыша, которые вместе со специалистами по раннему развитию обязательно должны уделить особое внимание тому, чтобы ребенок с их помощью осваивал все новые и новые двигательные умения и навыки.
В чем же состоят особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и каковы причины особого пути их двигательного развития?
Рис. 1 на странице 8 наглядно иллюстрирует особенности двигательного поведения ребенка с синдромом Дауна первых месяцев жизни, о которых необходимо знать.
Рис. 1
На левом рисунке изображен младенец в положении лежа на животе. В отличие от обычно развивающегося ребенка, малыш с синдромом Дауна, лежа на животе, «распластывается» по поверхности. Ребенку трудно распрямить и выгнуть спину, он пока не может приподнять голову опираясь на руки и удерживать такую позу, ноги его широко развернуты.
На среднем рисунке показана так называемая реакция Ландау у малыша с синдромом Дауна. Если обычные дети в таком положении поднимают голову, выпрямляя туловище и ноги, то малыш с синдромом Дауна «складывается пополам», его голова, руки и ноги повисают вниз.
Если положить младенца с синдромом Дауна на спину и потянуть его на себя за руки, то несложно заметить, как трудно ему оторвать голову от поверхности. На правом рисунке видно, что голова малыша с синдромом Дауна остается запрокинутой назад, тогда как обычно развивающийся ребенок согнет шею и туловище, отрывая голову от поверхности.
Подрастая, малыш постепенно учится передвигаться, переходить из одного положения тела в другое. В этот период специфические особенности двигательного развития тоже отчетливо заметны. Обратимся еще к одной иллюстрации (рис. 2).
Рис. 2
На левом верхнем рисунке изображен малыш с синдромом Дауна на четвереньках. У него по-прежнему слишком широко разведены ноги, во время ползания они в первое время «разъезжаются» и скользят по поверхности, при освоении этого навыка ему далеко не сразу удается удержать их в нужном положении, правильно распределить вес тела и сохранить равновесие.
Когда ребенок с синдромом Дауна начинает ходить (правый верхний рисунок), он может довольно долго обеспечивать себе «широкую базу», то есть широко расставлять прямые напряженные ноги. Корпус малыша при ходьбе неподвижен, в первое время ему сложно удерживать равновесие и, балансируя, он высоко поднимает руки.
На левом нижнем рисунке – малыш с синдромом Дауна во время вставания. Такой малыш испытывает затруднения с сохранением равновесия при переходе из одного положения тела в другое и компенсирует это тем, что во время вставания опирается на руки, причем ставит ладони близко к стопам, тем самым смещая вес тела на ноги. Можно отметить, что обычно развивающиеся дети тоже проходят такую стадию освоения навыка вставания, но ребенок с синдромом Дауна значительно дольше пользуется только этим способом, не переходя к более совершенным, если его специально не тренировать.
В процессе перехода из положения лежа на животе в положение сидя (правый нижний рисунок) ребенок широко и симметрично разводит выпрямленные ноги в стороны (садится через шпагат), дополнительно «выталкивая» туловище руками. В этом случае малыш с синдромом Дауна использует присущую ему физическую особенность: чрезмерно эластичные связки и, благодаря этому, очень подвижные суставы. Важно понимать, что он при этом избегает более сложных с точки зрения поддержания равновесия положений тела, которые необходимы для свободных и разнообразных движений в будущем.
Во всех проиллюстрированных нами случаях несложно выделить одни и те же проблемы, не позволяющие двигательному развитию идти обычным образом.
Перечислим эти специфические особенности.
- Сниженный мышечный тонус. Практически все дети с синдромом Дауна появляются на свет с той или иной степенью мышечной гипотонии, которая уменьшается по мере взросления, но мышечный тонус все же не достигает нормы. Эта особенность служит основной причиной, затрудняющей формирование движений, и ее обязательно надо учитывать, оказывая содействие двигательному развитию любого ребенка с синдромом Дауна.
- Недостаточная стабилизация положения суставов. Дети с синдромом Дауна первых лет жизни не могут как следует стабилизировать суставы в нужном положении. Устойчивость и подвижность тела обеспечиваются согласованной работой разных мышечных групп, которая необходима для стабилизации не только суставов конечностей, но и позвоночника. Исследования показали, что у людей с синдромом Дауна способность управлять напряжением или расслаблением мышц вокруг суставов снижена, и, кроме того, они зачастую не могут полностью активизировать эти мышцы, а также имеют слишком эластичные связки.
По этой причине движения детей с синдромом Дауна часто бывают «смазанными», эти малыши порой могут казаться неловкими, недостаточно четко и точно переставляя ноги или пытаясь взять какой-то предмет. Если у обычных детей с увеличением возраста наблюдается постепенное уменьшение мобильности суставов (чем старше ребенок, тем суставы менее подвижны), то при синдроме Дауна в связи с пониженным мышечным тонусом заметное уменьшение подвижности суставов происходит только между пятью и десятью годами.
- Искаженная проприоцептивная информация. Мышечная гипотония, которая стоит первой в списке причин особого двигательного развития, влияет на способность ощущать свое тело, чувствовать его. Проприорецепторы, разбросанные по всему организму человека, постоянно информируют мозг о мышечных сокращениях или расслаблениях, о положении тела в пространстве, обеспечивая возможность произвольно им управлять. У детей с синдромом Дауна из-за мышечной гипотонии проприоцептивная информация искажается, им труднее ориентироваться в управлении телом, поэтому, например, они могут не успевать вовремя напрячь или расслабить ноги, совершая прыжок, или выставить руку для опоры.
Перечисленные особенности вызывают нарушения в так называемой системе постурального контроля, то есть в процессе координации различных систем организма, обеспечивающих возможность принимать и сохранять положения тела в покое и в движении. Именно нарушения в системе постурального контроля и порождают особенности, проиллюстрированные на приведенных рисунках.
Обычно малыш с синдромом Дауна, несмотря на определенные трудности, реализует свои двигательные возможности, а чтобы справиться с этими трудностями, использует компенсаторные способы того или иного движения. К примеру, трудно сесть, переходя в боковое сидение и помогая себе рукой, как это делаем мы с вами, и малыш, пользуясь гиперподвижностью суставов, широко разводит ноги в стороны и выталкивает себя руками в положение сидя, не сгибая корпус и не потеряв равновесия. Трудно ротировать туловище, чтобы перевернуться со спины на живот, и он помогает себе это сделать, выгнувшись, оттолкнувшись головой от опорной поверхности и перевалившись в нужное положение всем телом, опять-таки стараясь избежать трудных для него асимметричных положений тела.
Правильная организация занятий с малышом, учитывающая знание особенностей его развития, позволяет избежать формирования у ребенка стойких статичных и симметричных образцов движения. В противном случае дальнейшее развитие движений будет тормозиться существованием неправильных («патологических») двигательных образцов, вместо того чтобы эта промежуточная стадия переросла в качественные и разнообразные движения, которые позволят ребенку максимально реализовать его двигательный потенциал.
Взрослым важно понимать, что упущенные из виду трудности с поддержанием позы и недостаточно развитым чувством равновесия, присутствующие у малыша в первые годы жизни, могут наложить серьезный отпечаток на дальнейший ход его развития.
Итак, в развитии двигательных функций детей с синдромом Дауна можно выделить две основные проблемы.
Во-первых, такие дети испытывают сложности с поддержанием нужного положения тела, а во-вторых, им необходимы специальные занятия, направленные не только на освоение новых двигательных навыков, но и на улучшение качества движений, а также расширения двигательного разнообразия.
Поскольку разные периоды (фазы) двигательного развития неразрывно между собой связаны, то необходимо иметь в виду, что каждая успешно освоенная ступень закладывает фундамент для развития следующей и, наоборот, нарушения, оставленные без внимания на одной стадии, влияют на развитие двигательных возможностей ребенка на последующих стадиях. Другими словами, если не заниматься, к примеру, развитием асимметричных положений тела в том возрасте, когда ребенок умеет только лежать на спине или на животе, то в дальнейшем он будет испытывать трудности с использованием необходимой асимметрии при сидении, стоянии и ходьбе.
Источник
Автор Предложить Статью На чтение 4 мин. Опубликовано 22.04.2015 12:48
Дети с синдромом Дауна имеют очевидные двигательные нарушения, и их двигательное развитие обладает рядом характерных особенностей. По сравнению со своими сверстниками без синдрома Дауна такие дети развиваются медленнее, и формирование базовых навыков продолжается у них до трех — четырех лет. Были выделены две основные характерные особенности моторного развития детей с синдромом Дауна, которые лежат в основе такой задержки:
1) общая мышечная гипотония;
2) отличный от нормативного порядок появления и исчезновения рефлексов (Хендерсон, 1991).
По мнению автора, эти два компонента невозможно отделить друг от друга, поскольку мышечная гипотония сказывается на появлении некоторых рефлексов и на формировании автоматизма двигательных навыков. Мышечную гипотонию допустимо рассматривать как самостоятельное и основное нарушение в сфере моторики у детей с синдромом Дауна. Следует отметить, что со временем у детей с синдромом Дауна наблюдается явное повышение мышечного тонуса. Так, если у большинства 2-недельных детей отмечается резко выраженная мышечная гипотония, то у большинства 10- месячных детей выявляется мышечная гипотония уже в умеренной степени. Это, скорее всего, происходит потому, что ребенок, созревая, осваивает некоторые базовые навыки, а значит, у него появляется больше возможностей использовать свои мышцы при физической деятельности.У детей с синдромом Дауна мышечная гипотония проявляется в повышенной подвижности суставов, слабом сопротивлении суставов при пассивных движениях, необычных позах, которые принимает младенец. В результате гипотонии задерживается достижение таких умений, как контроль над положением головы, шеи и позвоночника, самостоятельное сидение и хождение. Нарушение постурального контроля, как следствием мышечной гипотонии, определяется как неспособность к координации процессов, происходящих в теле человека и отвечающих за поддержание нужного положения тела в пространстве в процессе движения (Лаутеслагер, 2003). Отмечается, что у детей с синдромом Дауна вследствие гипотонии могут наблюдаться неадекватные выпрямительные реакции и реакции равновесия, недостаточная стабильность в положении суставов, недостаточная коконтракция, т.е. взаимное сокращение мышц по обе стороны от сустава, недостаточность проприоцептивного подкрепления позы и движений, гиперподвижность в суставах. Это приводит к тому, что ребенку с синдромом Дауна трудно контролировать положение тела в пространстве (Хендерсон, 1991; Dunst, 1993; McConnaughey, Quinn, 1995). Несмотря на дефицит постурального контроля, ребенок все равно стремится к развитию и готов осваивать необходимые движения, включая компенсаторные механизмы, к которым относят использование детьми с синдромом Дауна симметричных поз и однообразных симметричных движений. (Лаутеслагер, 2003).
Исследователями были подробно рассмотрены этапы двигательного развития младенцев с синдромом Дауна в сравнении с типично развивающимися детьми. Было отмечено, что уже на самых начальных этапах развития младенцы с синдромом Дауна часто отстают в инициации некоторых моторных способностей. С возрастом увеличивается разрыв между показателями двигательного развития детей с синдромом Дауна и двигательными навыками здоровых детей (Pueschel, 2001). Однако, несмотря на более позднее освоение двигательных умений и качественные особенности движения, большинство детей с синдромом Дауна овладевают базовыминавыками (Хендерсон, 1993). Важно отметить, что дети с синдромом Дауна не являются гомогенной группой и демонстрируют высокую вариативность начала освоения тех или иных двигательных навыков. Например, возраст, в котором дети с синдромом Дауна начинают ходить может колебаться от 13 до 48-65 месяцев, тогда как здоровые дети осваивают ходьбу в 13 в среднем месяцев с возрастным разбросом от 8 до 18 месяцев.
Обзор исследований особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна показал, что эти дети имеют явное отставание в двигательном развитии, которое обусловлено как общей гипотонией, так и сниженной мотивацией детей с синдромом Дауна. Качественное отличие и темповая задержка характеризует освоение каждой вехи двигательного развития, включая сидение, ползание, ходьбу, координацию тела, навыки тонкой моторики. Все авторы выделяют тенденцию к увеличению отставания двигательного развития с возрастом ребенка. Наряду с этим отмечается, что двигательная терапия и программа раннего вмешательства, включающая направленность на развитие мышечного контроля и реакций равновесия способны значительно ускорить двигательное развитие ребенка и приобретение им основных двигательных возможностей (Хендерсон, 1991, McConnaughey, Quinn, 1995).
Источник
Аутизм встречается у 1 из 110 человек в соответствии с последними статистическими данными Центра по контролю и профилактике заболеваний. Таким образом, около 1% населения имеет данный диагноз.
Текущая оценка аутизма у пациентов с синдромом Дауна (СД) соответствует 7-10%. Он проявляется гораздо чаще у пациентов с СД, чем среди населения в целом. Но для подтверждения этой тенденции проведено мало исследований. Сделать четкое диагностическое различие трудно, особенно у людей с различными уровнями когнитивных нарушений.
Детей с сочетанием аутизма и синдрома Дауна специалисты разделяют на две общие группы.
Первая группа
У детей наблюдается атипичное поведение в раннем детском возрасте. В этот период проявляются:
- повторяющиеся двигательные поведения (хлопки, моющие движения руками, накручивание волос на палец);
- зачарованное наблюдение за огнями, потолочными вентиляторами или иными циклично движущимися предметами;
- отказ от вводимых в рацион новых продуктов питания;
- языковые проблемы (плохое понимание речи и использование жестов), возможно, ребенок не слышит;
- отсутствие речи.
Параллельно с вышеперечисленными особенностями могут присутствовать и другие симптомы: судороги, возбуждение, гипертонус мышц, дисплазия тазобедренного сустава, нистагм (постоянное движение глаз) или тяжелая гипотония (низкий мышечный тонус) с задержкой моторных навыков.
Группа вторая
К этой группе относятся дети средней и старшей возрастной категории. Они испытывают дискомфорт при приобретении и использовании социальных и речевых навыков. Это состояние обычно сопровождается чрезмерной раздражительностью, беспокойством и цикличным поведением. По результатам исследований, пик проявления поведенческих изменений приходится на 7-летний возраст ребенка.
Рекомендации родителям:
- Ребенок не намеренно капризничает, таким образом он пытается объяснить или добиться цели. Все поведенческие особенности напрямую зависят от своеобразного функционирования их сенсорных каналов и обмена веществ. Первое, что нужно сделать, это понять причину подобного поведения.
- Дети с диагнозом РАС/СД – обучаемы. Просто для овладения новыми навыками им потребуется больше времени и усидчивости. Важно равномерно распределять нагрузку.
- Основные проблемы двойного диагноза: поведенческие особенности, речь, общение.
- Неподчинение, истерические приступы и агрессия – не относятся к симптоматике РАС/СД. Это сигналы, с помощью которых ребенок пытается рассказать о своих чувствах и потребностях.
- Поведение ребенка корректируется за счет индивидуально разработанных программ.
- Родителям важно познать навыки самоконтроля.
- Избегать игр с повторяющимся циклом – ввести игры на развитие моторики, обоняния, слуха, восприятия и памяти.
Синдром Дауна и аутизм – методика восстановления «Тенториум»
«Тенториум» – медовая терапия, которая основывается на добавлении в рацион апипродуктов (маточного молочка, пыльцы, перги, прополиса, меда и т.д.). Вся продукция «Тенториум» натуральная и безопасная, ее можно принимать с раннего младенческого возраста.
В состав апипродуктов входят все необходимые организму микроэлементы, минералы и витамины.
У детей с синдромом Дауна и аутизмом обычно возникают проблемы с ЖКТ, а от его функционирования зависит работа организма в целом. Организм ребенка с двойным диагнозом плохо усваивает полезные жизненно важные вещества и хуже выводит вредные.
Ученые во всем мире сошлись во мнении, что справиться с этой проблемой поможет введение в рацион апипродуктов: они легко усваиваются организмом, питают его полезными веществами и выводят шлаки.
Важно: в период приема продуктов пчеловодства нужно придерживаться специальной диеты, не допуская новой интоксикации – отказ от глютена, лактозы, молочных продуктов, фруктозы, ограничить белковую пищу.
Введение в рацион продуктов пчеловодства должно быть постепенным, для того, чтобы не спровоцировать появление аллергической реакции.
Перед началом применения методики восстановления «Тенториум» важно посоветоваться с невропатологом, аллергологом и гастроэнтерологом.
Синдром Дауна и аутизм: отличия
Определить, в чем разница между аутизмом и синдромом Дауна, поможет таблица:
Аутизм | Синдром Дауна |
Расстройство нервного развития. | Генетическое заболевание. |
Причина – генетические изменения. | Причина – наличие третьей хромосомы 21 (это случайное явление, хотя исследования показали, что шансы увеличиваются, если она есть у родителей старшей возрастной группы). |
Диагностируется в ранние годы ребенка. Связано главным образом с тем, что это условие влияет на его когнитивные функции, и только, когда конкретные этапы развития не могут быть достигнуты, родители замечают, что что-то не так. | Может быть диагностирован еще в утробе. |
Физически аутичный человек не имеет особых характеристик. | Люди с СД имеют специфические черты лица и могут страдать от других форм физических недостатков. |
Люди с аутизмом могут страдать от различных форм психических расстройств и одновременно быть гениями. | Имеют умеренную умственную отсталость. |
Чаще всего асоциальные. | Изменения и социальные сигналы легче понять людям с синдромом Дауна, чем людям с аутизмом. Они также выражают свои чувства лучше. |
Статья в тему: Диагностика аутизма
Отзывы о сочетании аутизма и синдрома Дауна
В таблице отображены некоторые отзывы родителей, которые столкнулись с диагностикой и лечением двойного диагноза — аутизма и синдрома Дауна. Отзывы взяты с сайта: https://forum.uaua.info/children/2343944-autizm-dcp-sindrom-dauna/
Положительные | Отрицательные |
Нам поставили диагноз СД еще, когда я ходила беременной. Прерывать беременность мы не стали. После рождения все силы были брошены на восстановление физических способностей малыша. Но на этом наши проблемы не закончились. В возрасте 1,5 лет стали замечать цикличность в движениях, проблемы с речью. Как оказалось – аутизм. Первые часы я была растеряна, так как одна новость, была «лучше» второй. Но, мы и с этим справились. Кстати, бороться с симптомами аутизма очень помогает методика восстановления «Тенториум». Да, работа на восстановление занимает большую часть времени, но это того стоит (Юлия) | У нас двойной диагноз поставлен с 6 лет. Сейчас нам 7, и мы очень отличаемся от своих сверстников и не только внешне, но и по поведению. Сын чувствует себя одиноким, у него развивается депрессивное состояние, замкнутость, и порой проскакивает агрессия. Дома созданы все условия для его развития, но вот социальный барьер мы преодолеть не можем. А причиной всего несвоевременная диагностика. Очень мало информации о сочетании РАС и СД. (Оксана) |
СД и аутизм – это не приговор! Это уникальные гениальные дети, с которыми просто нужно работать немного больше, чем этого требуют здоровые дети. Наша дочь стала в три года резко жевать всю одежду, сгрызала до дыр все, что попадало ей под руки. Насторожило это нас сразу. Психиатр протестировал малышку и поставил неутешительный диагноз – аутизм, и в этот же день разработал методику работы и отвлечения ее от этой циклической игры. Следуйте назначениям лечащего врача и все у вас получится. (Лена) | Про восстановительную методику «Тенториум» прочитала много положительного, сделала по всем правилам, в результате у сына начался жуткий стул зеленого цвета, жалуется на боли в животе, и появились заеды. Очень уж сомнительная методика, относительно безопасности и эффективности. (Алла) |
Мы уже пять лет работаем над проблемой социализации, адаптации и восстановления ребенка с двойным диагнозом. Титаническая работа позволила нам спокойно отходить два года в садик, и без психологических проблем пойти в первый класс, начать учиться. Сейчас мы третьеклашки, социальной ямы нет, дети воспринимают нашего Сашуню хорошо, порой помогают ему, даже случаются ситуации и наоборот. Работаем по методике Бломберг.(Настя) | |
Да, вылечить полностью не получится, а вот откорректировать можно все, было бы желание у родителей, настойчивость и стремление к результатам. Терпения вам! (Максим) | |
Мы комплексно подошли к решению проблемы с синдромом Дауна и РАС: бассейн, катание на велосипеде, лыжах, утренние прогулки, диета, прием апипродуктов, изопатия, хелирование, метод Томаса и даже пиявки, дельфинотерапия, катание на лошади… И, знаете, результат есть, наш сын постоянно стремится познавать что-то новое, он активный, счастливый, и развивается, пусть и медленней чем сверстники, но это не может не радовать. Да, много времени занимают занятия, но, мне это только в радость, так как результат есть! (Полина) |
Вывод
На данный момент еще не известны точные причины появление у детей с синдромом Дауна симптомов аутистического расстройства. Ясно только одно — любое состояние можно скорректировать, если приложить к этому много внимания, усилий и желания.
При правильном взаимодействии ребенок-родители-доктор, можно полностью адаптировать больного аутизмом к жизни внутри социума.Есть еще многое, чего мы не знаем о расстройстве РАС/СД, и до тех пор, пока этот вопрос не будет полностью изучен, полное понимание двойного диагноза будет затруднено.
Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример
Видео — Даниель : Синдром Дауна+Аутизм
Видео — Аутизм. ДЦП. Синдром Дауна. Родителям!
Источник