Музыкальные занятия с детьми с синдромом дауна

Ольга Гордеева
Использование игровой технологии в процессе музыкального развития для детей раннего возраста с синдромом Дауна

Использование игровой технологии в процессе музыкального развития

для детей раннего возраста с синдромом Дауна

Перспективы развития детей с синдромом Дауна

Путь, который проходит ребенок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Это период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.

По утверждению специалистов, дошкольный возраст — период для формирования интеллекта, развития всех основных психических процессов, творческих способностей, в том числе музыкальных.

У детей с синдромом Дауна всегда имеются нарушения высших психических функций, степень нарушений которых варьируется от легкой недостаточности — до грубой.

Несмотря на это дети с синдромом Дауна теперь активно участвуют в жизни общества. Для них открылись реальные возможности играть и учиться вместе с другими детьми, в общем, для всех мире. За этими возможностями появляются следующие, например перспектива жить насыщенной жизнью, в том числе общаться, учиться и работать.

Чем лучше мы понимаем, как помочь этим детям, полностью раскрыть их потенциальные способности (и вообще, каковы они, тем успешнее их интеграция в общество.

Музыкальное воспитание детей с синдромом Дауна охватывает все направления. Качество этой работы, имеет очень большое значение; оно определяет возможность включения ребенка в общество на всю жизнь.

Тщательный подбор музыкальных игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной для детей игровой форме. Поскольку познавательная активность детей с синдромом Дауна снижена, использование игровой мотивации играет решающую роль в усвоении навыков.

Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить ряд данных необходимых для выработки правильной стратегии обучения.

Младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимодействие с взрослым.

Выделяется целый ряд особенностей сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна: так, например, контакт глаз и социальная улыбка появляются позже, они менее длительны и потому малозаметны для взрослого.

Детям раннего возраста с синдромом Дауна доступна элементарная музыкальная деятельность, поскольку в этом возрасте начинают проявляться первые музыкальные предпочтения и интересы. При этом успех музыкального развития детей зависит от методов и приемов обучения, применяемых в работе с детьми.

Игровые технологии и их принципы

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных педагогических игр.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологийи реализуются в соответствии со следующими принципами:

— принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

— принцип доступности обучения;

— принцип систематичности и последовательности;

— принцип связи и обучения с жизнью и практикой;

— принцип педагогической поддержки.

Основной метод — «вовлекающий показ».

Поскольку внимание детей с синдромом Дауна в раннем возрасте непроизвольное, для поддержания интереса каждый игровой момент музыкального занятия или театрализованного показа, имеет вариативную форму, причем самое активное участие в нем принимают взрослые, что способствует успешному усвоению материала детьми.

Игровая форма разучивания движений помогает каждому ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. В целом же игры ориентированы на включение детейв разные виды деятельности:

-слушание музыки (иллюстрированный показ и беседа о произведении);

-пение (подпевание);

-музыкально-ритмические движения (танцы, развитие основных движений под музыку);

игра на детских музыкальных инструментах;

Музыкальный материал занятия дети осваивают с помощью музыкально-ритмических упражнений под музыку; ориентируются на подражание музыкальному руководителю; взаимодействуют с предметами; эмоционально откликаются на отношение взрослого к происходящему процессу.

Кроме того, с учетом особенностей детей раннего возраста в занятие включены различные музыкальные игры-забавы и пальчиковые игры, направленные на развитие внимания, активного слушания и мелкой моторики.

Это способствует повышению познавательной активности детей с разным уровнем двигательной активности, снятию эмоционального напряжения.

Таким образом, дети, бывшие пассивными наблюдателями постепенно с каждым новым занятием включаются в творческий процесс.

Основные задачи музыкально-развивающих занятий

На музыкальных занятиях поддерживается и развивается в детях стремление действовать самостоятельно, двигаться под музыку с творческими элементами выразительности.

Данный вид деятельности способствует развитию речи и общения, формирует основные эмоциональные чувства, стимулирует социальное развитие ребенка.

Организовывая этот вид работы, необходимо создавать условия, позволяющие детям использовать все средства общения, свойственные данному возрасту: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и певческо-речевые.

Средства общения

Здесь целесообразно перечислить средства, которые малыш использует для взаимодействия и общения с окружающими, попутно указав названия песенок, создающих условия для их формирования.

-Имитирует жесты и действия окружающих — во всех песенках.

-Участвует в общей игре, организуемой взрослым — во всех песенках

-Учится дожидаться своей очереди, наблюдая за действиями других детей — «Бубен».

-Участвует в ситуации диалога — «Где же наши ручки», «Птичка», «Собачка».

-Выделяет себя как личность благодаря поименному называнию каждого в песенках.

-Инициирует общение- «Курочка и цыплята».

-Участие в ситуации круговой беседы, использование материального символа (колокольчик, бубен) при выделении активного участника беседы.

Особенности развития музыкально-познавательной деятельности у детей

с синдромом Дауна (когнитивное развитие)

Для большинства детей с синдромом Дауна характерно нарушение когнитивного развития. Вместе с тем, они обладают достаточно большим потенциалом для обучения.

Зная закономерности развития познавательной деятельности в раннем возрасте, а так же причины ее нарушения у таких детей, можно выстроить систему работы, позволяющую оптимально использовать потенциал каждого ребенка.

При анализе музыкального развития детей с синдромом Даунаможно отметить следующие моменты:

• Дети с синдромом Дауна проходят те же стадии развития.

• Формирование их идет тем же путем, что и у обычно развивающегося сверстника, однако ребенок с синдромом Дауна дольше находится на каждой стадии развития.

• Включение усвоенных навыков в музыкальной деятельность происходит на основе тех же принципов, что и в норме.

Читайте также:  Синдром функциональной несформированности правого полушария

• Характерный для нормы временный регресс, сопровождающий переход от стадии к стадии, у детей с синдромом Дауна более долгий и заметный. Особенно страдают не отдельные навыки, а их единство и взаимодействие.

• Наблюдается неравномерность развития, то есть навыки, в норме относящиеся к одному возрасту, у ребенка с синдромом Дауна могут наблюдаться не одновременно, а быть значительно разнесены во времени.

• Относительно часто встречаются нарушения зрительного восприятия в виде физических нарушений зрения (миопия, астигматизм и т. д.)

• Возможны трудности в согласованном движении глаз и фиксации взгляда на объекте.

• Снижение слуха, часто встречающееся у малышей, также отрицательно влияет на накопление чувственного опыта.

Восприятие

•Снижен темп восприятия: требуется более длительное время для узнавания объекта.

• Ограничен объем информации, которую может воспринять ребенок в процессе занятия.

• Нарушена целостность восприятия вследствие нарушения совмещения образов, полученных от одного и нескольких анализаторов.

Внимание

• Нарушения слуха и зрения или даже просто плохое самочувствие могут значительно повлиять на внимание ребенка.

• Неустойчивость позы, в которой находится ребенок, может быть причиной нарушения внимания.

Память

• Осложнен переход из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

• Зрительная память развита намного лучше, чем слуховая.

• Сочетание двигательной и зрительной памяти дает самый высокий уровень запоминания.

• Аффективная память не имеет значительных отклонений.

• Больше всего страдает извлечение информации.

• Для запоминания требуется большое количество повторений.

Пожалуй, для большинства деток самым первым стихом с движениями, становится либо — потешка про ладушки, либо про мишку косолапого. Не смотря на то, что они достаточно короткие и легко запоминающиеся, трудно переоценить пользу, которую они приносят деткам.

Во-первых, Вам не нужно музыкальное сопровождение. Петь их не нужно, так что выучить и разыграть их вместе с малышом может любой воспитатель.

Во-вторых, детки как бы иллюстрируют стишок движениями, а значит, расширяют и уточняют свой словарный запас, особенно это касается глаголов. А в-третьих, у ребенка здорово развивается координация движений, образное мышление и воображение, тренируются внимание и память. Ну, и в конце концов, это очень весело. Для ребенка это еще одна форма игры.

Мишка косолапый

Мишка косолапый, По лесу идет

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает, Песенки поет.

(Приседаем — собираем шишки)

Шишка отскочила

Прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился

И ногою — топ! (Топаем ногой)

Ладошки

Ладошки вверх!

(Кладем на стол кисти рук ладонями вверх)

Ладошки вниз!

(Переворачиваем ладони)

А теперь их на бочок!

(Ставим ладони на ребро)

И зажали в кулачок!

(Зажимаем ладони в кулаки).

Зайка серенький

Зайка серенький сидит

(Сидим, как зайчик)

И ушами шевелит,

Вот так, вот так!

(Шевелим ушками-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем, как зайчик)

Лады — лады

Ой, лады, лады, лады!

(Показываем ладошки или хлопаем в ладоши)

Не боимся мы воды!

(Мотаем головой)

Часто умываемся

(«Умываемся» плавными движениями рук, не дотрагиваясь до лица)

Маме (папе, бабе) улыбаемся!

(Улыбаемся, разводим руки в стороны).

Игра «Передай мяч»

Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в движении.

Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг.

Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки мячик передавать вправо, под тихое — влево.

Игра продолжается столько, сколько она вызывает эмоциональный отклик у детей.

Примечания: Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о динамике звука, т. е. о силе звучания музыки (тихо-громко).

В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

Музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка звучит тихо – более нежными и плавными.

ИГРА «СОБАЧКА»

Методические пояснения: все действия выполняются согласно тексту игры.

Можно использовать игрушку или маску. Роль собачки выполняет воспитатель или наиболее активный ребенок.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Наших деток не пугай,

Лучше с нами поиграй.

Выходи к нам поскорей,

Догоняй нас веселей.

Выходи к нам поскорей,

Догоняй нас веселей.

Источник

Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)=right>

Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
— развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
— очень приятное времяпрепровождение;
— приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
— обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
— тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
— развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
— пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

Читайте также:  История болезни синдром головной боли

Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
1. Колыбельные.
2. Песни-считалочки.
3. Песни для развития памяти.
4. Песни с последовательностью событий.
5. Песни для развития образного мышления.
6. Песни-танцы.
7. Песни, сопровождаемые движениями.
8. Песни-сценки.
9. Песни на иностранном языке.
10. Песни с использованием различных диалектов.
11. Ритмические песни.
12. Песни-сказки.
13. Песни о временах года.
14. Смешные песенки или частушки.
15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
16. Эмоционально окрашенные песни.

Младенцы: начинаем с прослушивания музыки
Пойте малышу простые детские песенки. Т.А. Вязовченко в статье на ресурсе «УаУа.инфо» (ссылка ниже) пишет, что малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – «В траве сидел кузнечик…», или «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…» и т.п.). Он советует напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.
Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. На «УаУа.инфо» советуют ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.
Маме надо танцевать с ребенком в том числе, говорит Е.Железнова. Или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, в авторском сборнике «Бим-Бом» Железновых предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа). Идеи для таких инсценировок можно найти, а также заказать диски с песенками и инструкциями, на сайте «Музыка с мамой», см. ссылку ниже, либо на сайте Развивалки.ру.
См. также потешки на сайте Даунсайд Ап Вики

Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: «Сейчас мы будем слушать музыку». После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
П.В. Тюленев считает, что категорически нет – этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан: «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана — Солнечные дети), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное — надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
Постепенно усложняйте задания — увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

Читайте также:  Синдром пиноккио 4 серия green tea

Играем музыку
Инструменты

Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша – о голосе. Пойте с ним песни!
П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

Показывайте деткам фотографии, рисунки различных инструментов. Доступны презентации, которые одновременно демонстрируют, как выглядит и как звучит какой-то инструмент. Их можно скачать, например, здесь: Музыкальные ноты со звуком (презентация) и Презентация с музыкальными инструментами.

Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок «пиликает», стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить «музыкальные опорные образы». Потом просите сыграть на инструменте «произведения» посложнее: «Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!» Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в «Гусли-плясуны». По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее «танец медведя». В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа «Андрей-воробей», «Аты-баты, шли солдаты».

Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.

C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

Песенка для детей о нотах
Песенку можно скачать по этой ссылке (файл в mp3, «весит» около 2,5 мб) — щелкайте правой кнопкой «мыши» и выбирайте «сохранить объект как». Фонограмма предназначена для ознакомительного прослушивания и последующих самостоятельных занятий-распевок с детьми.

1. Чтоб выучиться пению,
Имеем мы терпение.
И, чтоб урок у нас не зря прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И выучить все ноты хорошо!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

2. Возьмем свои тетрадки мы,
И ноты по порядку мы
Запишем, чтобы каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый раз учить урок!

Припев:
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Программа «СофтМоцарт» (от двух-трех лет)
О программе «СофтМоцарт» (от двух-трех лет)
Зарубежный сайт, на котором можно заказать флэш-карточки с нотами, компьютерную программу по обучению длительности нот (доступна бесплатная демо-версия), нотной грамоты (доступна бесплатная демо-версия) и проч. От трех лет.
В эту программу можно сканировать ноты, и она их проигрывает

Раннее развитие ребенка: детские развивающие музыкальные игры. Развитие музыкального слуха и способностей малыша. Авторские программы Железновых
Купить диски Железновых на Развивалки.ру

Данилова.ру = О музыке на сайте Лены Даниловой
Данилова.ру = от года до трех лет
Данилова.ру = играем по нотам
Данилова.ру = Угадываем клавиши

Статья на «УаУа»
На главную этого сайта
На главную для ресурсов этого сайта

Источник