Моторная алалия с синдромом дизартрии

Моторная алалия с синдромом дизартрии thumbnail

Одно другому не мешает… Дизартрия — это нарушение звукопроизношения, по-простому — ребенок не выговаривает от нескольких звуков до половины алфавита, либо выговаривает многие звуки неправильно, дефектно. А алалия — это неумение строить грамматически правильные предложения, скудный словарный запас, вообще трудности с выражением своих мыслей словами… И довольно часто оба этих заболевания идут рука об руку.

Юлия

два звука нет всего. Р и Л. Плюс нечеткость речи. Симптомов алалии больше

ОтветитьНравится 

Жизненная

У моего тоже Р нет, твердую Л через раз в середине слова говорит, у нас дислалия. Аллалию никогда не ставили

ОтветитьНравится 

МамАняА грамматика и словарный запас как? У нас помимо перечисленного ОНР 3 уровня. Много ошибок делает: предлоги, окончания, стилистика

ОтветитьНравится 

Жизненная

ОНР 3 уровня это общий диагноз, а дизартрия, аллалия, дислалия это уже уточнение в чем ОНР проявляется.

ОтветитьНравится 

Жизненная

Ну вот эта нечеткость и может быть основным признаком дизартрии. Что называется, каша во рту.

ОтветитьНравится 

Юлия

я чего не могу понять, может я не сильна еще до конца. Но какая алалия при ОНР 3? Понятно, что в исходнике она, но ОНР 3 это арамматичная но норм речь. Или я туплю?

ОтветитьНравится 

ВЖуткихРозочках

А что в вашем понимании алалия? У моей да — есть развернутая фразовая речь. Но кроме аграматизма, бедный словарный запас. С трудом картинки описывает. Плюс иногда может что-то абсолютно бессвязное по смыслу выдать.

ОтветитьНравится 

Жизненная

В моём понимании алалия это полное отсутствие речи, так как а-лалия это безречевой. Онр 1. Остальное в моем понимании уже выходы из неё со всеми онрами 3-

ОтветитьНравится 

ВЖуткихРозочках

если исходить из того что я изучила, не обязательно полное отсутствие речи. например, следствием алалии может стать заикание (как у нас и вышло). а заикание вряд ли бывает при полном отсутствии речи.

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

ВЖуткихРозочках

Пишут, что бывают разные степени расстройства экспрессивной речи (то бишь алалии). Необязательно полное отсутствие.

ОтветитьНравится 

ВЖуткихРозочках

Полное отсутствие речи — это афазия. А алалия — это пожизненное нарушение речи, от очень тяжелого до очень легкого. Коррекции поддается, в не тяжелых случаях можно натренировать речь так, что окружающие и не догадаются о диагнозе, и в школе будет отличником, и работу себе может найти связанную с общением с людьми, с выступлениями на публике. Но повторюсь, это на всю жизнь. Великим оратором или писателем алалику никогда не стать. А вот научить его разговаривать, читать и писать как все остальные люди вполне возможно (в не тяжелом случае).

ОтветитьНравится 

ВЖуткихРозочках

Алалия — это резидуальное поражение нервной системы. То есть один раз это повреждение произошло (в утробе матери или в тяжелых родах), и потом негативное воздействие прекратилось. И началось позитивное воздействие — занятия, реабилитации, ноотропы, логопеды… Но повреждение мозга не восстанавливается. Оно только компенсируется за счет других участков мозга. Как была повреждена зона Брока, так она и останется поврежденной. На всю жизнь. И ребенок с алалией навсегда с ней и останется. Хотя диагноз ОНР могут снять. До школы или в школе. Если речь выправится до нормы. Но могут поставить другие диагнозы, вытекающие из предыдущих — дислалию и дисграфию. И даже если этих диагнозов удастся миновать (что редкость для алаликов), то все равно великий оратор из ребенка не вырастет. Те или иные трудности с речью, чтением или письмом будут прослеживаться всю жизнь. Просто у кого-то это будет выражаться в косноязычии, неумении поддержать разговор, нелюбви к чтению. А у кого-то всего лишь не будет искрометного юмора, непосредственности в выражении мыслей… Знаете, как говорят про некоторых: «за словом в карман не полезет». Так вот, алалик полезет, к сожалению. Хотя может и к счастью. Тех, кто слишком много болтает и блистает остроумием и находчивостью, иногда подстерегает расплата за свой острый язычок)

ОтветитьНравится 

Юлия

Вы не знаете, в каких школах учат таких детей, если в городе нет речевых классов?

ОтветитьНравится 

Жизненная

Вообще сейчас везде инклюзия. Обязаны взять в обычную школу. Другое дело — потянет ли программу, это только на собственном опыте можно будет понять. А так — школа 7 вида, для детей с трудностями обучения. Есть еще школы 5 вида, именно для речевиков и для заикающихся детей. Но у нас в регионе таких школ нет, только 7 вид. Не знаю, есть ли у вас такие школы. Но думаю, если с ребенком можно построить диалог, если речь окружающим более-менее понятна, если худо-бедно по слогам читает, то однозначно в обычную общеобразовательную школу. И если будут трудности, то привлекать специалистов и тянуть, тянуть…

ОтветитьНравится 

Юлия

У нас 5 вида есть в регионе. Но не в областном центре, где я живу, а на окраине. Школа-интернат. Туда не отправлю.

ОтветитьНравится 

Жизненная

Неужто у вас все так плохо? Может вы накручиваете себя? Если есть желание, напишите подробнее, какие у вас сложности с речью. Может, мы развеем ваши страхи либо поможем советом. Наши дети ровесники, у моей тоже моторная алалия и дизартрия, в 3 года стоял такой диагноз. Мы упорно трудились с частными специалистами. В 5 лет диагноз изменили на моторную алалию легкого течения с дизартрическим компонентом. Сейчас уже 2-й год ходим в логогруппу, занимаемся дома (со мной). И у нас до сих пор есть определенные трудности с речью, работаем над ними. Но у меня даже и мыслей нет о коррекционной школе.

Читайте также:  В отличии от шизофрении при синдроме каннера отсутствует

ОтветитьНравится 

Юлия

У нее аграматизм, скудный словарный запас, заикание, нарушение звукопроизношения и проблемы с связностью речи. Очень плохо запоминает. До сих пор не читает и не пишет. Я не хочу в коррекционную школу. Но думаю, что в коррекционном классе обычной начальной школы, ей возможно будет легче.

ОтветитьНравится 

Жизненная

Год еще есть у вас, звуки можно поставить с логопедом. Грамматику тоже подтянуть. И даже научиться читать. Хотя бы алфавит знать, слоги читать, это самое важное. Про заикание, разумеется, ничего не знаю и не подскажу. Но ноотропы курсами весь этот год вам бы очень помогли. И память улучшили, и соображалку, и как следствие, речь. Если у вас, конечно, нет противопоказаний к ноотропам. Мы в свое время только на них и выплыли, без препаратов точно не было бы такого прогресса. Не падайте духом! Еще есть время, все можно наладить. Не до идеальной нормы, но до приемлемого уровня для первоклассника. А в начальной школе так же можно продолжать занятия с логопедом. Есть такие знакомые, и не одни, у которых детки до 5-6 класса речь, чтение и письмо вытягивали занятиями со специалистами. И все у них получилось. Ну на крайний случай в речевой класс пойдете, после начальной школы можно перевестись в обычный класс, когда догоните сверстников. Но я бы лучше костьми легла сейчас, чтобы пойти в обычный класс.

ОтветитьНравится 

Юлия

Судя по всему идём мы по Вашему пути… каша дикая, но речь явно уже. Посмотрим.

ОтветитьНравится 

Юлия

Странно. Я читала что афазия -это распад речи. После температуры, вследствие регресса ?♀️как не назови, все приятно

ОтветитьНравится 

Источник

Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.

Краткая характеристика и классификация

Формы алалии

Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.

Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:

  • Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
  • Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.

Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:

  • Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
  • Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
  • Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.

Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.

Особенности моторной алалии

Зона Брока в головном мозге

При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.

Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.

Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:

  • Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
  • Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.

При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.

Формы моторной алалии

Разновидности моторной алалии

Существует две разновидности этого дефекта:

  • Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.

В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания отмечается при гиперактивности

Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.

  • Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.

Премоторная кора больших полушарий головного мозга

Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.

Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.

Проявления моторной алалии

Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.

Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.

В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.

При моторной алалии отмечается нарушение всех сторон речи

У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.

У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.

Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.

У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.

Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.

Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.

Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.

Нежелание контактировать с окружающими

Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.

Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии

Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:

  • Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
  • Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
  • Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
  • Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
  • Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
  • Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
  • Принцип поэтапности коррекционной работы.
  • Принцип опоры на сохранные  речевые функции.
  • Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
  • Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
  • Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
  • Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.
Читайте также:  Повышенный билирубин синдром жильбера лекарства

Использование картинок на занятии с логопедом-дефектологом

Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.

Этапы логопедической помощи

Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
  2. На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
  3. Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
  4. На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.

Коррекционный процесс носит разностороннюю направленность

Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.

Особенности логопедической помощи при моторной алалии

Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:

  • нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
  • развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
  • развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
  • развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
  • коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
  • в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
  • развитие экспрессивной стороны речи.

Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.

Рекомендации по проведению занятий

Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.

Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.

Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.

Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов

Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.

Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.

Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.

Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.

Прогноз по преодолению моторной алалии обычно благоприятный

Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.

В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.

Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.

Источник