Монтессори детям с синдромом дауна

Монтессори детям с синдромом дауна thumbnail

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ  

         
         Каждому ребенку нужна защита. Ребенок  с синдромом Дауна, еще более зависимое от участия взрослого существо. Его социальная поддержка, это целый комплекс проблем, связанных с выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. К сожалению, на протяжении многих лет считалось, что этот диагноз безнадежен для дальнейшего развития личности. Что такой ребенок не обучаем, а попытки лечить данное «генетическое заболевание» были заранее обречены на провал.

    Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педагогическая помощь детям с синдромом Дауна  позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество.

         Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектом, считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром, учиться! Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество.

     По мере взросления ребенка с синдромом Дауна усиливается его стремление приобрести уверенность в себе, быть самостоятельным. Самооценка человека прямо зависит от того, сможет ли он выполнить задание самостоятельно, сумеет ли довести начатое дело до конца.

     Поэтому мы обратили внимание на педагогическую систему Марии Монтессори.

     Центральным понятием педагогической системы Марии Монтессори является саморазвитие. Процессы саморазвития и самореализации определяют специфику цели гуманистического воспитания: «создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом».

     Именно воспитание в педагогической системе Марии Монтессори целенаправленно формирует у детей способность саморегуляции поведения и способствует самовоспитанию, при этом саморегуляция поведения в педагогической системе Марии Монтессори происходит за счет самостоятельной работы ребенка с автодидактическими материалами.

           Педагогическая система Марии Монтессори по всеобщему признанию входит в десятку лучших педагогик мира. Во многих странах она считается элитарной педагогикой.

ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ:

—  Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дома-интерната;

— Доказать эффективность ее применения в процессе обучения и воспитания     детей с синдромом Дауна разного возраста;

— Улучшить  качество жизни детей с синдромом Дауна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ НА 2010  год:

— Создать условия для адаптации технологии М.Монтессори в условиях     детского дома-интерната №1;

— Разработать и внедрить новые формы диагностирования уровня развития каждого ребенка и планирования учебно-воспитательного процесса в соответствии с принципами технологии М. Монтессори;

— Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей
/»Круги», «Презентации», «Трехступенчатый урок»/.

ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ –  группа детей с синдромом Дауна  разного возраста в ИДДИ№1.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – процесс обучения и воспитания, построенный на данных педагогической диагностики.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: введение в практику учреждения технологию М.Монтессори позволит повысить эффективность процесса развития ребенка с синдромом Дауна, качество обучения, если:

— будет создана специально подготовленная среда;

— будут введены и использованы новые способы планирования и диагностики
результатов обучения;

— будут внедрены в практику новые формы организации обучения;

— будут соблюдены требования корректности к процедуре и результатам
диагностики.

Эксперимент проводится в ОГУ СО «Иркутский детский дом-интернат №1 для умственно отсталых детей»

Монтессори — педагог – Рудницкая Елена Викторовна

Высшая квалификационная категория

Директор ОГУ СО ИДДИ№1 – Скоробогач Леонид Иванович

 Высшая квалификационная категория

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

—  подбор и изучение специальной литературы по технологии    Марии Монтессори;

—  подбор и изучение специальной литературы по теме «Дети с синдромом Дауна»;

— изучение и внедрение специальной программы для детей с синдромом Дауна австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»;

—  подготовка педагогических кадров на спецкурсах по технологии
Марии Монтессори;

—   подготовка развивающей среды, закупка и изготовление Монтессори-
материалов;

—  создание социально-психологических условий, отвечающих требованиям Монтессори-педагогики;

—  организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с
принципами технологии Монтессори;

—   формирование групп детей разного возраста с синдромом Дауна.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГУ СО «ИРКУТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ№1
ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИДДИ№1

____________ Л.И.Скоробогач

«____»__________2010г.

ПРОЕКТ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

МАРИИ МОНТЕССОРИ

В ПРАКТИКУ РАБОТЫ

С РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППОЙ ДЕТЕЙ

С СИНДРОМОМ ДАУНА

В УСЛОВИЯХ

ИРКУТСКОГО ДЕТСКОГО

ДОМА – ИНТЕРНАТА №1

ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Подготовил

Монтессори педагог

высшей

квалификационной категории

Рудницкая Елена Викторовна

г. Иркутск

2010

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

 ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ИДДИ№1

ПО ТЕХНОЛОГИИ МАРИИ МОНТЕССОРИ

ПО ПРОЕКТУ «СОЛНЕЧНЫЕ ДЕТИ»

Сентябрь 2010 г. –  Май 2011 г.

Мероприятия

Сроки проведения

1

Установить контакт с другими учреждениями образования, здравоохранения  и социальной защиты города и области

Сентябрь 2010г.

2

Активизировать сотрудничество с Иркутским  государственным педагогическим университетом

Сентябрь  2010г.

3

Создание специально подготовленной среды в зонах: «Упражнения в
 практической жизни», «Сенсорная», «Математика»

Сентябрь 2010г.

4

Внедрение учетно-отчетной документации по технологии  Марии Монтессори

Октябрь 2010г.

5

Внедрение программы австралийского университета Маккуэри «Маленькие ступеньки»

Октябрь 2010г.

6

Пополнение развивающими материалами других зон группы

Ноябрь 2010г.

7

 Осуществление коррекционных мероприятий по данным диагностики для
последующего улучшения планирования учебно-воспитательного процесса в
соответствии с технологией Марии  Монтессори

Декабрь 2010г.

8

Создание информационной брошюры «Синдром Дауна: мифы и реальность»

Январь 2011г.

9

Создание копилки документальных материалов о достижениях людей с синдромом Дауна «Сердца, где обида не живет»

Январь 2011г.

10

Проведение тренингов для специалистов для ознакомления с современными  программами развития таких детей

Январь – февраль 2011г.

11

Обучение родителей лучшему взаимодействию с ребенком с синдромом Дауна

Февраль 2011г.

12

Организация семинаров для специалистов с целью ознакомления с особенностями развития детей с синдромом Дауна

Февраль 2011г.

13

Организация Недели понимания детей с синдромом Дауна накануне   Всемирного Дня человека с синдромом Дауна

(21 марта)

Март 2011г.

14

Создание презентации «Место под солнцем для солнечных детей»

Март 2011г.

15

Создание «Фотогалереи» — «Солнечные дети»

Апрель 2011г.

16

Итоговая педагогическая диагностика группы детей с синдромом Дауна разного возраста по технологии  Марии Монтессори

Май 2011г.

Источник

Интеграционные группы, в которых обучаются и развиваются дети от 8 месяцев до 18 лет с синдромом Дауна и с другими особенностями в развитии, наряду с обычными здоровыми детьми.

Что такое «Монтессори»

«Монтессори» — это образовательная система для детей, названная по имени создательницы, Марии Монтессори.

Фото Марии Монтессори

Кто такая Мария Монтессори?

Это женщина, чьё имя у всех на устах. Она — философ, учёный, педагог, психолог, медик, профессор антропологии и гигиены, а её портрет был напечатан на денежных купюрах наряду с королями и правителями.

В самом начале 20-го века она создала уникальную систему свободного воспитания детей. Мария Монтессори сумела доказать: дети учатся с увлечением, испытывают настоящее счастье познавательного труда, если только предоставить им свободу выбора, отнестись внимательно к их возрастным и индивидуальным способностям, перестать подгребать всех под общие стандарты. И с тех пор во всем мире открываются дошкольные группы и школьные классы, работающие по методу Марии Монтессори. Свободное образование становится все более популярным в разных странах и у разных народов.

Но в те времена Монтессори группа была экспериментом, который позже стал настоящим прорывом в образовании для многих стран в мире.

В чем особенность системы Монтессори?

Мария Монтессори начинала работать с очень сложными детьми — это были сироты, сильно отстававшие в развитии от своих сверстников. Результаты были ошеломляющие — эти дети не только догнали в развитии своих здоровых сверстников, но и по некоторым параметрам опередили их.

Читайте также:  Синдром шахматиста вне закона 2014 скачать

Мария Монтессори отследила и сформулировала законы, которым подчиняется развитие и формирование человека, его становление как неповторимой личности и его путь к самореализации. Первые группы, которые начали вести её последователи, посещали очень разные дети — они отличались по возрасту, состоянию здоровья, национальности и даже иногда разговаривали на разных языках.

В наше время система Марии Монтессори получила большое распространение в России. В Москве действует больше сотни центров и садов, для детей с 8 месяцев до 6 лет, которые так или иначе используют эту методику.

И тем не менее, здесь тоже есть свои проблемы, одна из которых — недоступность системы для тех, кому она предназначена.

Образование по системе Монстессори доступно не для всех детей

  1. Родители детей с синдромом Дауна не всегда могут привести своего ребёнка в группу, потому что все остальные начинают сторониться этого ребёнка, в некоторых случаях наотрез отказываясь находиться с ним в одном пространстве.
  2. Родители ребёнка иной национальности сталкиваются с обидными насмешками в свой адрес, также с нетерпимостью и зачастую негативным отношением, сформированном в нашем обществе различными предрассудками.
  3. Родители детей с физическими недостатками боятся, что их ребёнка не примут и будут сторониться, потому что он «не такой».
  4. Малообеспеченные семьи, живущие за чертой бедности, просто не могут позволить себе отвести ребёнка на занятия.

фото ребенка

Мы решили изменить ситуацию

Впервые в нашем Центре создаётся интеграционная Монтессори-группа. Особенностью этой группы будет то, что дети с синдромом Дауна и с особенностями в развитии будут посещать эту группу наравне со здоровыми детьми.

комната для детей

Наша Монтессори-среда

2 кабинета, 4 комнаты и более 600 разновидностей материалов для детей от 1 года до 6 лет — центр «Радуга» обладает самой насыщенной и развивающей средой в ЮВАО, что официально подтверждено Ассоциацией Монтессори-Педагогов.

Занятие с ребенком

Наше решение

Мы, взрослые, собираем их под одной крышей, чтобы подарить им уникальный шанс стать свободными в выборе, добрыми, умеющими любить и принимать любовь, уверенными в себе и успешными людьми.

Сейчас детей, имеющих нарушения в здоровье, инвалидность или внешние физические недостатки называют детьми с особыми потребностями или «особенными детьми». К таким детям относятся настороженно, о них мало знают и их предпочитают избегать.

Мы уверены, что благодаря нашей работе люди станут толерантными, милосердными, высоконравственными, способными оказать помощь попавшим в трудную ситуацию, способными на искреннюю дружбу и свободный выбор, способными любить. Мы знаем, как это изменить!

ребенок и взрослый

Цели проекта

  • Социализация детей с синдромом Дауна и других «особенных» детей;
  • Формирование и укрепление навыков самостоятельности и самообслуживания у детей с синдромом Дауна;
  • Развитие всех мозговых функций соответственно возрастным периодам детства;
  • Пропаганда идей толерантности, терпимости и милосердия у всех активных участников проекта и пассивных наблюдателей.

дети вместе

Описание интеграционной группы

Формат работы интеграционные группы рассчитаны на детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети до 3 лет посещают группу в сопровождении близкого взрослого или родителя, более старшие дети 3-7 лет могут находиться в группе самостоятельно. Вся работа разбивается на два этапа:

  1. Самые маленькие дети приходят в группу вместе со своей мамой.
  2. Дети начинают заниматься самостоятельно. Количество детей в группе — 8 человек. Количество педагогов в младшей группе 1, в старшей — 2.

ребенок улыбается

Что даст проект «Солнечные дети» самим детям:

  • Социальная адаптация, ребёнок будет уверенно чувствовать себя в обществе среди чужих людей;
  • Развитие социальных и коммуникативных навыков;
  • Развитие двигательной активности, владение своим телом, координация движений;
  • Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей;
  • Развитие когнитивной сферы — внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
  • Освоение математических символов и знаков;
  • Подготовка к чтению и письму;
  • Формирование навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой.

Ребенок

Что даст проект «Солнечные дети» родителям и сопровождающим взрослым:

  • Овладение приёмами взаимодействия со своим ребёнком;
  • Умение замечать и принимать индивидуальные особенности своего ребёнка и других детей;
  • Умение уважать желания и потребности ребёнка, быть активным участником в его жизни;
  • Расширение знаний по развитию и воспитанию ребёнка;
  • Уверенность в себе как в родителе, обретение новых отзывчивых друзей;
  • Формирование толерантного отношения к людям, непохожим на большинство.

Ребенок, взрослый и фотоаппарат

Что даст проект «Солнечные дети» сторонним наблюдателям:

  • Все, кто увидит «особенных» детей, посещающих наш центр, осознают, что находиться рядом с такими детьми не страшно, что они в первую очередь тоже дети, как и их собственные.
  • Возможно, кто-то изменит свои жизненные ценности и станет по-другому относиться к «особенным» людям.
  • Посредством просветительской деятельности и наглядных примеров у очень многих людей разрушатся стереотипы о людях с синдромом Дауна.
  • Ну и самое главное — взрослые люди станут терпимее, добрее и толерантнее, и обязательно передадут эти качества своим детям.

Дети и взрослые

Продвижение проекта

В дальнейшем мы планируем вынести данный проект за пределы нашего центра, чтобы передать эту модель другим организациям, заинтересованным в привлечении внимания общества к острым социальным проблемам детей с синдромом Дауна и других детей, отличающихся от большинства.

Источник

Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ñîâåòû ïî âîñïèòàíèþ äëÿ ðîäèòåëåé. Çíà÷åíèå ïðàêòè÷åñêèõ çàíÿòèé äëÿ ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíî-ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ïðèìåíåíèå íåòðàäèöèîííûõ ìåòîäîâ ðåàáèëèòàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè ïîìîãàåò ðàçâèòü âíèìàíèå, òâîð÷åñêîå è ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïàìÿòü, ðå÷ü, âîîáðàæåíèå, ìîòîðèêó. Ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè óäåëÿåò îñîáîå âíèìàíèå êîëëåêòèâíûì èãðàì è çàäàíèÿì, ïîìîãàþùèì îñâîèòü íàâûêè îáùåíèÿ, à òàêæå îñâîåíèþ áûòîâîé äåÿòåëüíîñòè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Îäíà èç íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàáîò Ìàðèè Ìîíòåññîðè íàçûâàåòñÿ «Äåòè — äðóãèå».

Îñíîâíûå ïðèíöèïû è ïîëîæåíèÿ ìåòîäèêè Ìîíòåññîðè ñîñòîÿò â ñëåäóþùåì:

* îáó÷åíèå â ôîðìå èãðû, ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà íàä óïðàæíåíèÿìè;

* âíèìàòåëüíûé è èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä ê êàæäîìó ðåáåíêó;

* êàæäûé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ ïî èíäèâèäóàëüíîìó ãðàôèêó, ñàìîñòîÿòåëüíî ïîäáèðàåò ñåáå äèäàêòè÷åñêèå èãðóøêè è ðåãóëèðóåò ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé;

* ñîçäàíèå ñïåöèàëüíîé ðàçâèâàþùåé ñðåäû Ìîíòåññîðè, ãäå äåòè ìîãóò è õîòÿò ïðîÿâëÿòü ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü;

* ðîëü ïåäàãîãà ïî ìåòîäèêå Ìîíòåññîðè íå îáó÷àòü, à ðóêîâîäèòü ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà;

* ðåáåíêó äàþò âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî íàéòè è èñïðàâèòü ñâîè îøèáêè;

* ìàòåðèàëû è ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè ïîìîãàåò ðàçâèâàòü ïàìÿòü, âíèìàíèå, òâîð÷åñêîå è ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå, ðå÷ü è ìîòîðèêó;

* êîëëåêòèâíûå Ìîíòåññîðè-èãðû è çàíÿòèÿ ïîìîãàþò îñâîèòü íàâûêè îáùåíèÿ, áûòîâîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíîñòü äåòåé;

Ãëàâíîå â ñèñòåìå Ìîíòåññîðè — ýòî íå ìàòåðèàëû è ïîñîáèÿ, à ñàì ðåáåíîê íåïîâòîðèìûé è óíèêàëüíûé.

2. Ìåòîä Ãëåíà Äîìàíà

Ìåòîä Äîìàíà — ñåðèÿ âîññòàíàâëèâàþùèõ è îáó÷àþùèõ ìåòîäèê äëÿ äåòåé ñ çàäåðæêàìè ðàçâèòèÿ è äëÿ äåòåé ñ ïîëíîöåííûì ðàçâèòèåì, ðàçðàáîòàííûõ Ãëåíîì Äîìàíîì è îñíîâàííûì èì Èíñòèòóòîì ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîòåíöèàëà (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).

Ïî ìíåíèþ Äîìàíà íà÷èíàòü çàíÿòèÿ ïî ðàçâèòèþ ñâîåãî ìàëûøà íóæíî ñ ìîìåíòà åãî ðîæäåíèÿ, òîãäà îí áóäåò õîðîøî ðàçâèâàòüñÿ è ôèçè÷åñêè, è óìñòâåííî. Ãëåí Äîìàí ïðåäëàãàåò ðîäèòåëÿì, êîòîðûå èñïîëüçóþò åãî ìåòîä ðàííåãî ðàçâèòèÿ, â ïåðâûé æå ìåñÿö æèçíè ìàëûøà íà÷èíàòü àêòèâíî çàíèìàòüñÿ ñ íèì.

Ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ è ëèíãâèñòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà, ïî ìíåíèþ Ãëåíà Äîìàíà, íóæíî íà÷èíàòü ñ 1 ãîäà.  ýòîì âîçðàñòå ìàëûø íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâ.

3. Ìåòîä Ñåñèëü Ëóïàí

Îñíîâíîé ïðèíöèï ìåòîäèêè Ñåñèëü Ëóïàí — îáó÷åíèå äîëæíî ïðèíîñèòü ðàäîñòü è ìàëûøó, è ðîäèòåëÿì. Ó÷èòüñÿ äåòÿì äîëæíî áûòü ëåãêî è èíòåðåñíî.

Îñíîâíàÿ èäåÿ ìåòîäèêè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî äåòè òðåáóþò íå âíèìàíèÿ-îïåêè, à âíèìàíèÿ-èíòåðåñà. ×ðåçìåðíàÿ îïåêà ìîæåò çàãëóøèòü òâîð÷åñòâî, à íàâÿç÷èâàÿ ðîäèòåëüñêàÿ ïîìîùü ñòàíåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê íàðóøåíèå ãðàíèö ëè÷íîñòíîãî ïðîñòðàíñòâà. «Íå ñòàðàéòåñü äîáèâàòüñÿ ýôôåêòèâíîñòè ëþáîé öåíîé. Íå íóæíî ñ÷èòàòü, ÷òî âû îáÿçàíû èñïîëüçîâàòü êàæäîå ìãíîâåíèå, ïðîâåäåííîå ñ ìàëûøîì, «ñ ìàêñèìàëüíîé ïîëüçîé». Íåîáõîäèìî ïî÷àùå ïðåäîñòàâëÿòü ðåáåíêà ñàìîìó ñåáå è ïîçâîëÿòü åìó ñàìîñòîÿòåëüíî çàíèìàòüñÿ äåëàìè», — ñ÷èòàåò Ëóïàí.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ñîãëàñíî ìåòîäèêå Ñåñèëü Ëóïàí:

* åñëè âû çàìå÷àåòå, ÷òî âàø ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ îñâîèòü íîâîå, ïîìîãèòå åìó;

* íå îãðàíè÷èâàéòå ãîðèçîíò âàøåãî ðåáåíêà;

* îáó÷åíèå — ýòî èãðà, êîòîðóþ ñëåäóåò ïðåêðàùàòü ðàíüøå, ÷åì ðåáåíîê óñòàíåò;

* íå íàäî ïðîâåðÿòü ñâîåãî ðåáåíêà;

* ëþáîçíàòåëüíîñòü ïîääåðæèâàåòñÿ áûñòðîòîé è íîâèçíîé.

4. Ìåòîäèêà Íèêèòèíûõ

Ïåäàãîãàìè Åëåíîé è Áîðèñîì Íèêèòèíûìè áûëè ðàçðàáîòàíû íåñêîëüêî ìåòîäèê ðàííåãî ðàçâèòèÿ äåòåé, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíû çàíÿòèÿ ñî ñïåöèàëüíûìè ðàçâèâàþùèìè êóáèêàìè.

Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè ìåòîäèêè Íèêèòèíûõ ÿâëÿþòñÿ:

1) ñâîáîäà òâîð÷åñòâà ðåáåíêà â çàíÿòèÿõ. Äåòè íå äîëæíû ñïåöèàëüíî çàíèìàòüñÿ, äåëàòü óðîêè è çàðÿäêó. Îíè çàíèìàþòñÿ ïî æåëàíèþ, ñêîëüêî èì íóæíî;

2) îäåæäà äîëæíà áûò ëåãêîé, îáñòàíîâêà â äîìå — ñïîðòèâíîé, ò.å. íàðÿäó ñ ìåáåëüþ è äðóãèìè ïðåäìåòàìè áûòà â êâàðòèðå äîëæíû áûòü ñïîðòèâíûå ñíàðÿäû è òðåíàæåðû, íóæíî ðåãóëÿðíî çàêàëèâàòü ðåáåíêà. Òîëüêî òàê åãî ôèçè÷åñêîå ñàìî÷óâñòâèå ïîçâîëèò ñ áîëüøîé îõîòîé ðàçâèâàòü óæå åãî èíòåëëåêò;

3) ðîäèòåëè äîëæíû íàáëþäàòü çà æèçíüþ äåòåé, îáðàùàòü âíèìàíèå íà èõ óñïåõè, ñîâìåñòíî ó÷àñòâîâàòü â èãðàõ. Îíè íå äîëæíû ïðåïÿòñòâîâàòü ðàçâèòèþ ðåáåíêà è ñîçäàâàòü áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ èõ ðàçâèòèÿ. Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîëæíû áûòü íåñêîëüêî îïåðåæàþùèìè. Ê ïðèìåðó, ðåáåíîê òîëüêî íàó÷èëñÿ ãîâîðèòü, â åãî èãðóøêàõ óæå äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü áóêâû è öèôðû.

Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ðàçâèâàþùèõ èãð Íèêèòèíûõ òî, ÷òî â íèõ óäàëîñü îáúåäèíèòü îäèí èç îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ îáó÷åíèÿ îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó ñ âàæíûì óñëîâèåì òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — äåëàòü âñ¸ ñàìîñòîÿòåëüíî. Ðàçðàáîòàííûå Áîðèñîì Íèêèòèíûì ðàçâèâàþùèå èãðû îïèñàíû èì â êíèãå, êîòîðàÿ òàê è íàçûâàåòñÿ — «Èíòåëëåêòóàëüíûå èãðû». Íàèáîëåå ïîïóëÿðíûå èç íèõ — ðàçâèâàþùèå èãðû «Ñëîæè êâàäðàò», «Ñëîæè óçîð» è «Óçåëêè».

Ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïàòü ê âûïîëíåíèþ óïðàæíåíèé âìåñòå ñ äåòüìè, ïåäàãîãè Íèêèòèíû ðåêîìåíäóþò ïðèäåðæèâàòüñÿ ðÿäà ïðàâèë:

* ïîäáèðàòü çàäàíèÿ äëÿ ðåáåíêà íåîáõîäèìî, èñõîäÿ èç ïðèíöèïà îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó è äàâàÿ â ñàìîì íà÷àëå çàíÿòèé íàèáîëåå ëåãêèå çàäàíèÿ;

* çàñòàâëÿòü âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ íå íóæíî, ðåáåíêó äîëæíî áûòü èíòåðåñíî ñàìîìó. Åñëè èíòåðåñ îòñóòñòâóåò, íåîáõîäèìî ïîäîæäàòü ïîêà îí ïðîÿâèòñÿ èëè æå ñïîñîáñòâîâàòü ýòîìó;

* íå íóæíî î÷åíü ÷àñòî âûïîëíÿòü ñ ðåáåíêîì óïðàæíåíèÿ, èçáûòîê èõ ïðèâåäåò ê äëèòåëüíîé ïîòåðå èíòåðåñà ê òàêîé èãðå.

5. Ìåòîäèêà Íèêîëàÿ Çàéöåâà

Ìåòîäèêà Çàéöåâà, à òî÷íåå, ìåòîä îáó÷åíèÿ ÷òåíèþ Íèêîëàÿ Çàéöåâà îñíîâàí íà èñïîëüçîâàíèè

* ñïåöèàëüíûõ êóáèêîâ, òàê íàçûâàåìûõ «Êóáèêîâ Çàéöåâà»,

* òàáëèö, ðàçðàáîòàííûõ àâòîðîì ìåòîäèêè;

* è àóäèîçàïèñåé ñ ïðîïåâêàìè ñòîëáèêîâ è ñòðî÷åê òàáëèö ïîä ìóçûêàëüíîå ñîïðîâîæäåíèå.

Ìåòîäèêà Çàéöåâà îáó÷åíèÿ ÷òåíèþ ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ïîïóëÿðíîé, îíà îòëè÷íî ïîäõîäèò äëÿ ðàííåãî ðàçâèòèÿ äåòåé, è, êðîìå òîãî, îíà íðàâèòñÿ ñàìèì äåòÿì.

Âåäü âñå, ÷òî îò íèõ òðåáóåòñÿ — ýòî èãðàòü èíòåðåñíûìè, ðàçíîöâåòíûìè è î÷åíü óâëåêàòåëüíûìè êóáèêàìè, ïåòü ïåñåíêè. Âñå îáó÷åíèå è çàïîìèíàíèå ïðîèñõîäèò êàê áû ñàìî ñîáîé, áåç îñîáåííûõ óñèëèé è òðóäîçàòðàò.

Òàêèì îáðàçîì, ýòàïû îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ïî ìåòîäèêå Íèêîëàÿ Çàéöåâà:

1) ïðèîáðåòàåì (èëè èçãîòàâëèâàåì ñàìîñòîÿòåëüíî) ìàòåðèàë äëÿ çàíÿòèé (êóáèêè, òàáëèöû, àóäèîçàïèñè), ðàçâåøèâàåì òàáëèöû;

2) ïîåì ïåñåíêè-ïîïåâêè, èãðàåì â êóáèêè, ïèøåì ñëîâà (êóáèêàìè è íà òàáëèöàõ), ÷òåíèå ïðèõîäèò ñàìî.

Ïëþñû ìåòîäèêè Çàéöåâà:

1) ñèñòåìà ïîçâîëÿåò ó÷èòü ðåáåíêà ÷èòàòü òàê ðàíî, êàê âàì ýòîãî õî÷åòñÿ. Ïðè ýòîì îíà ïîäõîäèò è äåòÿì ïîñòàðøå, ñ êîòîðûìè òîæå ìîæíî ïðåêðàñíî ïî íåé çàíèìàòüñÿ;

2) äåòè ìîãóò î÷åíü ëåãêî è áûñòðî íàó÷èòüñÿ ÷èòàòü, ïðè ýòîì ÷èòàòü îíè áóäóò áåãëî, áåç çàïèíîê, áåç èçëèøíèõ òðóäîçàòðàò. Ïðè ýòîì çàíèìàþòñÿ îíè îáû÷íî ñ áîëüøèì èíòåðåñîì è óäîâîëüñòâèåì;

3) åñëè ðåáåíîê íèêàê íå ìîæåò îñâîèòü ÷òåíèå, òî çàíÿòèÿ ïî ýòîé ìåòîäèêå ìîãóò ïîçâîëèòü ìàëûøó áûñòðî ïðèîáðåñòè íóæíûå íàâûêè è âñå-òàêè íà÷àòü ÷èòàòü. Ìåòîäèêà ïîäõîäèò äëÿ ñëàáîâèäÿùèõ, ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé, à òàêæå äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ, äëÿ êîòîðûõ ðóññêèé ÿçûê íå ÿâëÿåòñÿ ðîäíûì;

4) ìåòîäèêà âûðàáàòûâàåò îïðåäåëåííûå íàâûêè ãðàìîòíîãî ïèñüìà;

5) ñèñòåìà îáó÷åíèÿ, ðàçðàáîòàííàÿ Íèêîëàåì Çàéöåâûì, ðàçâèâàåò îðãàíû ÷óâñòâ ìàëûøåé, è òðåíèðóåò ãëàçíûå ìûøöû. Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî òàáëèöû ðàñïîëîæåíû â ðàçíûõ ìåñòàõ ïîìåùåíèÿ, îíè äîâîëüíî êðóïíûå è òðåáóþò ïðè ðàáîòå àêòèâíîãî äâèæåíèÿ ãëàç. Çàíÿòèÿ ñ íèìè ÿâëÿþòñÿ ïðåêðàñíîé ïðîôèëàêòèêîé ðàçâèòèÿ ñêîëèîçà è äðóãèõ áîëåçíåé ïîçâîíî÷íèêà, à ïåñåíêè è ïî-ðàçíîìó çâåíÿùèå êóáèêè ïðè ýòîì ðàçâèâàþò ìóçûêàëüíûé ñëóõ è ÷óâñòâî ðèòìà.

6. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: äâèãàòåëüíûå íàâûêè è íàâûêè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ

Æèçíü — ýòî äâèæåíèå, ïîýòîìó îñíîâíûì àêöåíòîì â ðàçðàáîòêå ñèñòåìû âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ó íåãî äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé. Êîãäà-òî ýòîò ìåòîä ïðåäëîæèë ãîëëàíäñêèé ôèçèîòåðàïåâò Ïåòåð Ëàóòåñëàãåð. Îí ñ÷èòàë, ÷òî íåîáû÷íûì äåòÿì ñîöèàëüíàÿ ñðåäà íóæíà â ïåðâóþ î÷åðåäü.

Âðà÷ ïðåäëîæèë ïðèìåíÿòü ñâîé ìåòîä íà äåòÿõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà: ñ 3 ìåñÿöåâ æèçíè äî 3-4 ëåò. Ïðè÷åì â ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè è êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ ó ðåáåíêà äîëæíû áûòü âîâëå÷åíû âçðîñëûå (ðîäèòåëè, áàáóøêè, äåäóøêè).

Êðîìå òîãî, äàííûé ìåòîä îáó÷àåò íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà çíàêîìÿòñÿ ñ áûòîì, ó÷àòñÿ óõàæèâàòü çà ñîáîé è çà äîìîì. Ýòî ðàçâèâàåò ó ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è íåçàâèñèìîñòü, êîíöåíòðèðóåò âíèìàíèå, ðàçâèâàåò ìîòîðèêó. Ìàëûøè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü ðàçâèâàòüñÿ êàê ëè÷íîñòü.

7. Èïïîòåðàïèÿ äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

 ðàçâèòèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà î÷åíü ïîìîãàåò îáùåíèå ñ æèâîòíûìè, íàïðèìåð âåðõîâàÿ åçäà.  åå îñíîâó ëåãëà ìåòîäèêà èïïîòåðàïèè. Ýòîò ìåòîä áîëüøå êîððåêöèîííûé, íî íå ìåíåå óñïåøíûé.

Çàíÿòèÿ ïî èïïîòåðàïèè îáû÷íî ïðîâîäÿò ñïåöèàëüíî îáó÷åííûå ïåäàãîãè. Ìåòîäèêà âêëþ÷àåò âñå ýòàïû îáó÷åíèÿ â øêîëå âåðõîâîé åçäû.

Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîãóò óõàæèâàòü è çàáîòèòüñÿ î ëîøàäÿõ, ýòî ðàçâèâàåò â íèõ ÷óâñòâà. Áëàãîäàðÿ îáùåíèþ ñ ëîøàäüìè òàêèå äåòè ñòàíîâÿòñÿ äîâåð÷èâûìè, òåðïåëèâûìè, ñïîêîéíûìè è ðàñêîâàííûìè. Èïïîòåðàïèÿ ðàçâèâàåò äâèãàòåëüíûå, ñåíñîðíûå, ýìîöèîíàëüíûå è ïñèõîëîãè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé.

8. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïî ìåòîäèêå «Ìàëåíüêèå ñòóïåíüêè»

Ýòà ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà â àâñòðàëèéñêîì óíèâåðñèòåòå Ìàêêóýðè. Îíà ïðèìåíÿåòñÿ òàêæå âî ìíîãèõ ñòðàíàõ.

Ïðîãðàììà îõâàòûâàåò îïðåäåëåííûå îáëàñòè ðàçâèòèÿ:

· îáùóþ ìîòîðèêó;

Читайте также:  Синдром питера пэна вечного мальчика

· ðå÷ü;

· äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü;

· íàâûêè òîíêîé ìîòîðèêè, ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, ñîöèàëüíûå íàâûêè ðåáåíêà.

Ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ ïîçâîëÿåò ôîðìèðîâàòü êàêîé-ëèáî íàâûê, óìåíèå, çíàíèå ïîýòàïíî.  íåå æå âêëþ÷åíî òåñòèðîâàíèå ìàëûøåé.

9. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïî ìåòîäèêå Ïîðòàæ

Ìåòîä ðàññ÷èòàí íà ðàçâèòèå íå òîëüêî ìàëûøåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, íî è äðóãèõ äåòåé-èíâàëèäîâ.

Îñíîâíîé àêöåíò äåëàåòñÿ íà ñåìüþ. Åå ðåãóëÿðíî ïîñåùàåò ñïåöèàëèñò, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ñ ðåáåíêîì è ñ ðîäèòåëÿìè. Îí îáó÷àåò èõ íàáëþäåíèþ çà ìàëûøîì, ÷òîáû âîâðåìÿ ïîîùðÿëè óñïåõè è ïëàíèðîâàëè ñîâìåñòíî ñ ðåáåíêîì íîâûå öåëè.

Ïî ýòîé ìåòîäèêå ñåìüå ïîìîãàåò öåëàÿ êîìàíäà, ñîñòîÿùàÿ èç ðóêîâîäèòåëåé ïðîåêòà, ñïåöèàëèñòîâ, âëàäåþùèõ ìåòîäèêîé, è ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåííûõ âîëîíòåðîâ èç ÷èñëà ñòóäåíòîâ, áóäóùèõ ìåäèêîâ, ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ.

Ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðè èñïîëüçîâàíèè äàííîé ìåòîäèêè ðàçâèâàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ðå÷ü, íàâûêè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.

10. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìàòåìàòèêå è ðàçâèòèå ðå÷è «Íóìèêîí»

«Íóìèêîí» — ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííàÿ ìåòîäèêà äëÿ îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îñíîâàì ìàòåìàòèêè.  åå îñíîâó ëåãëè èãðîâûå ìîìåíòû.  íàáîð äëÿ çàíÿòèé âõîäÿò îáû÷íûå ïðåäìåòû äëÿ îáó÷åíèÿ, íî â ÿðêîì ðàñêðàøåííîì âèäå: öâåòíûå ïàíåëüêè, êàðòî÷êè, øòûðüêè è ò.ä.

ßðêèå êðàñêè, êîòîðûìè ðàñïèñàíû öèôðû, ïðèâëåêàþò âíèìàíèå ðåáåíêà è óëó÷øàþò åãî âîñïðèÿòèå: îí ìîæåò ñàì òðîãàòü öèôðû,ñêëàäûâàòü è âû÷èòàòü èõ. Îñÿçàåìàÿ è íàãëÿäíàÿ ìàòåìàòèêà — ñàìûé óñïåøíûé ìåòîä îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

Îäíèì èç âàæíûõ ýòàïîâ â ðàçâèòèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ îáó÷åíèå ðå÷è. Ñóùåñòâóåò ñïåöèàëüíàÿ ìåòîäèêà Àâãóñòîâîé, ïî êîòîðîé ðàñêðûâàþòñÿ òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè ó ðåáåíêà. Æèâàÿ è ëåãêàÿ ïîäà÷à ïîçâîëÿåò ðåáåíêó îâëàäåòü íå òîëüêî íàâûêàìè ðå÷è, íî è ÷òåíèåì.

11. Îáó÷åíèå èãðîâûì ìåòîäîì

Читайте также:  Видные синдромы эдвардса на узи

Åùå îäèí ìåòîä îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íàçûâàåòñÿ ëåêîòåêà — «õðàíèëèùå èãðóøåê». Ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà øâåäñêèìè ó÷åíûìè. Îíà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçâèòèå íå òîëüêî äåòåé, íî è âçðîñëûõ.

Ðîäèòåëè äîëæíû áûòü òàêæå ïîñâÿùåíû â ïåäàãîãè÷åñêèå òîíêîñòè äàííîé ìåòîäèêè. È åñëè ñíà÷àëà ðàçâèâàþùèå èãðû ñ äåòüìè ïðîâîäÿò ïåäàãîãè, òî ïîñëå ýñòàôåòó ìîãóò ïîäõâàòèòü áëèçêèå è ðîäèòåëè. Ïîýòîìó è ïðîâîäÿòñÿ äëÿ âçðîñëûõ ãðóïïîâûå òðåíèíãè.

Ëåêîòåêó ìîãóò ïîñåùàòü äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà äî 7 ëåò.

3.3 Íåòðàäèöèîííûå ìåòîäû ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

1. Èïïîòåðàïèÿ — åçäà íà ëîøàäÿõ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì ñðåäñòâîì âîçäåéñòâèÿ íà äâèãàòåëüíûå ðåôëåêñû ðåáåíêà, ïðè ýòîì âûðàáàòûâàåòñÿ ïðàâèëüíàÿ îñàíêà è ðàçâèâàåòñÿ ìóñêóëàòóðà. Îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå äëÿ èïïîòåðàïèè — åçäà íà íåîñåäëàííîé ëîøàäè ïîä ðóêîâîäñòâîì èíñòðóêòîðà. Êðîìå ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, îáùåíèå ñ ëîøàäüþ âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíûé óðîâåíü ðåáåíêà.

2. Ýôôåêòèâíûì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ éîãà. Îäíàêî èç-çà ÷ðåçìåðíîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ äàóíÿò, ñïåöèàëèñò ïî éîãå áîëüøå âíèìàíèÿ óäåëÿåò óâåëè÷åíèþ ìûøå÷íîé ñèëû, ðàçâèòèþ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé è ñèëå íîã. Éîãà îêàçûâàåòñÿ çàìå÷àòåëüíûì ñðåäñòâîì äëÿ ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ, îáðåòåíèÿ çíàíèé, îáó÷åíèÿ ñ÷åòó. Áëàãîäàðÿ çàíÿòèÿì éîãîé äåòè ó÷àòñÿ ïðàâèëüíî äûøàòü, êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå, ÷óâñòâîâàòü ñâîå òåëî è îùóùàòü ñåáÿ â ïðîñòðàíñòâå. Ïðè ýòîì äàóíÿòà ïîëó÷àþò íåîáõîäèìóþ ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó â èãðîâîé ôîðìå.

3. Ìóçûêîòåðàïèÿ — ýòî ëå÷åíèå ìóçûêîé. Ê ìóçûêå íåâîçìîæíî îñòàòüñÿ ðàâíîäóøíûì, åå ëþáÿò âñå, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íå ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷åíèåì. Áëàãîäàðÿ äâèæåíèþ ïîä ìóçûêó ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà óëó÷øàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé, âûðàáàòûâàåòñÿ âíèìàíèå, ðàçâèâàåòñÿ ïàìÿòü. Âëèÿíèå ìóçûêè íà ìîçã ÷åëîâåêà èçó÷àåòñÿ, è óæå óñòàíîâëåíî, ÷òî îíà îêàçûâàåò íà íåãî áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå, ÿâëÿåòñÿ ïðåêðàñíûì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè.

4. Êàíèñòåðàïèÿ — ëå÷åíèå ñïåöèàëüíî îáó÷åííûìè ñîáàêàìè îïðåäåëåííîé ïîðîäû, êîòîðûå æèâóò â ñåìüå ñ áîëüíûì ðåáåíêîì, äëÿ ïîìîùè åìó. Îáùåíèå ñ ñîáàêîé ïîìîãàåò ðåáåíêó ðàñêðûòüñÿ, îáðåñòè óâåðåííîñòü â ñåáå. Îí íà÷èíàåò áîëüøå äâèãàòüñÿ è ãîâîðèòü.

5. Äåëüôèíîòåðàïèÿ — ìåòîä ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ïîìîùüþ äåëüôèíîâ. Äåëüôèíû î÷åíü äðóæåëþáíûå ñóùåñòâà. Îíè ïîäòàëêèâàþò ðåáåíêà ê îáùåíèþ, èñïîëüçóÿ âåñü èìåþùèéñÿ ó íèõ àðñåíàë çâóêîâ, êîòîðûå âîçäåéñòâóþò íà îðãàíèçì óëüòðàçâóêîâûìè, âèáðîàêóñòè÷åñêèìè âîëíàìè.  ðåçóëüòàòå òàêîãî âîçäåéñòâèÿ ïðîèñõîäèò ìàññàæ íà êëåòî÷íîì óðîâíå. Âëèÿíèå äåëüôèíîòåðàïèè îêàçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ðåáåíêà. Îí ñòàíîâèòñÿ áîëåå îòêðûòûì è îáùèòåëüíûì, ðàçâèâàåòñÿ ïàìÿòü, âíèìàíèå, ðå÷ü.

Âìåñòå ñ òåì, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíèìàòüñÿ ëþáûì íåòðàäèöèîííûì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè ñ ðåáåíêîì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íåîáõîäèìî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñî ñïåöèàëèñòàìè.

1. Àâãóñòîâà Ð.Ò. Ãîâîðè! Òû ýòî ìîæåøü. — Ì.: «Èçäàòåëüñòâî «Îëèìï», «Èçäàòåëüñòâî ÀÑÒ», 2002. — 298 ñ.

2. Áàåíñêàÿ Å.Ð., Ðàçåíêîâà Î.À., Âûðîäîâà Î.À. Íàó÷èòåñü îáùàòüñÿ ñ ìëàäåíöåì: ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2008. — 129 ñ.

3. Áàêê À., Ãðþíåâàëüä Ê., Çàáîòà è óõîä: êíèãà î ëþäÿõ ñ çàäåðæêîé óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ / Ïåð. ñî øâåäñêîãî ï/ðåä. Þ. Êîëåñîâîé. — ÑÏá.: ÈÐÀÂ, 2001 — 360 ñ.

4. Áåëÿåâà Ì.À., Êóçíåöîâ È.Å. Ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ ñåìüåé ðåáåíêà-èíâàëèäà: Ó÷åá. Ïîñîáèå. — Åêàòåðèíáóðã: ÀÌá, 2001. — 120 ñ.

5. Êîøíîâà Å. Ãèìíàñòèêà äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è. — Ì.:. Ýêñìî, 2003. — 64 ñ.

6. Ãîëûøåâ Ñ. Ìîé ñûí — äàóí. — Ì.: Ñìèðåíèå, 2009. — 144 ñ.

7. Ãðàáåíêî Ò.Ì., Çèíêåâè÷ Ò.Ä. Êîððåêöèîííûå, ðàçâèâàþùèå è àäàïòèðóþùèå èãðû. — Ì.: Èçä. ÄÅÒÑÒÂÎ-ÏÐÅÑÑ, 2004. — 64 ñ.

8. Ãðîìîâà Î.Å. Ïóòü ê ïåðâûì ñëîâàì è ôðàçàì: Ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2008. — 96 ñ.

9. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà / Ñîñò. Å.Â. Ïîëå. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2003. — 288 ñ., èë. — (Ñåðèÿ êíèã î ñèíäðîìå Äàóíà).

10. Äîñêèí Â.À. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. // Ðîññèéñêèé ïåäèàòðè÷åñêèé æóðíàë. — 2001. — ¹ 3. — Ñ. 35-37.

11. Æèÿíîâà Ï.Ë. Ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ì.: «Äàóíñàéä Àï», 2002. — 197 ñ.

12. Æèÿíîâà Ï.Ë., Ïîëå Å.Â. Ìàëûø ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Êíèãà äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ìîíîëèò, 2007. — 208 ñ.

13. Æèÿíîâà Ï.Ë. Ôîðìèðîâàíèå íàâûêîâ îáùåíèÿ è ðå÷è ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2010. — 140 ñ.

14. Èíòåãðàòèâíîå îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äåòåé ñ îñîáåííîñòÿìè â ðàçâèòèè. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. Ñîñòàâèòåëè: Å. È. Øàïèðî, Å. Å. Àëåêñååâà, Â. Ë. Ðûñêèíà è äð. — ÑÏá.: Èíñòèòóò ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà, — 2005. — 104 ñ.

15. Êîçëîâà Ñ.È., Ñåìåíåâà Å.Ñ., Äåìèêîâà Í.Ñ. Íàñëåäîâàííûå ñèíäðîìû è ìåäèêî-ãåíåòè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå. — Ä.: Ìåäèöèíà, 1987. — 320 ñ.

16. Êîìïëåêñíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: ãðóïïîâûå è èíäèâèäóàëüíûå çàíÿòèÿ. Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï» ïðè ó÷àñòèè Ãóìàíèòàðíîãî öåíòðà «Ìîíîëèò», 2004. — 264 ñ.

17. Ëàóòåñëàãåð Ïåòåð Å.Ì. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: Áðîøþðà äëÿ ñïåöèàëèñòîâ. — Ì.: «Äàóíñàéä Àï», 2003. — 26 ñ.

18. Ìàëûøåâà Ã.Â. Îïûò ñîçäàíèÿ ðåãèîíàëüíîé ñèñòåìû ñëóæá ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà // Ðàííÿÿ ïñèõîëîãî-ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ îñîáûìè ïîòðåáíîñòÿìè è èõ ñåìüÿì: Ìàò-ëû êîíô. (Ìîñêâà, 1819 ôåâðàëü 2003 ã.). — Ñ. 103-111.

19. Ïàòðèöèÿ Ñ. Óèíäåðñ. Ôîðìèðîâàíèå íàâûêîâ êðóïíîé ìîòîðèêè ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé è ñïåöèàëèñòîâ. Ïåð. ñ àíãë. Í.Ñ. Ãðîçíîé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï» ïðè ó÷àñòèè ÎÎÎ «Àëüâàðåñ Ïàáëèøèíã», 2003. -288 ñ., èë. — (Ñåðèÿ êíèã î ñèíäðîìå Äàóíà).

20. Ïèëþãèíà Ý.Ã. «Ñåíñîðíûå ñïîñîáíîñòè ìàëûøà», èãðû íà ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ öâåòà, ôîðìû è âåëè÷èíû ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1996. — 112 ñ.

21. Ïèòåðñè M., Òðèëîð Ð. Ìàëåíüêèå ñòóïåíüêè. Ïðîãðàììà ðàííåé ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè äåòÿì ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ïåð ñ àíãë. — Ì.: Àññîöèàöèÿ Äàóí Ñèíäðîì, 1998. — ×. 1-8.

22. Ïîëå Å.Â., Æèÿíîâà Ï.Ë., Íå÷àåâà Ò.Í. Ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2010. — 68 ñ.

23. Ïðîãðàììà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì ñàäó / Ïîä ðåä. Ì.À. Âàñèëüåâîé, Â.Â. Ãåðáîâîé, Ò.Ñ. Êîìàðîâîé. — 3-å èçä., èñïð. è äîï. — Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2005. — 208 ñ.

24. Õðåñòîìàòèÿ äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ/Ñîñò. Î.Þ.Ïèñêóí, Ò.Â.Âîëîøèíà. — Íîâîñèáèðñê,: ÍÃÏÓ, 2009.- 150 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник