Мой сын с синдромом аспергера

depositphotos.com

«Что вы сделали с Вадиком? Ребенка как подменили»

Меня зовут Оксана*, мне 40 лет. Я замужем, у меня двое детей. У младшего, 10-летнего Вадима, – генетическая болезнь, синдром Аспергера. До рождения сына в моем окружении никогда не было детей с проблемами какого-либо рода. Но мне попадалось очень много «странных» молодых людей, которых я считала неординарными, непонятыми, непризнанными. Сейчас я понимаю, что это просто были «особенные» молодые люди, имевшие в той или иной форме психиатрический диагноз.

Вадик родился, когда старшей дочке было 4 года. Поначалу ничего не предвещало, что у сына будут проблемы. Единственное – при рождении у него по всему телу было очень много крупных родимых пятен. Наш доктор обратила на это внимание, но большого значения решили этому не придавать.

Сын был очень спокойный, но примерно с трех лет появились злость, упрямство, гиперактивность. Он стал настойчивым, появились тяжелые напряженные состояния. В садике после летнего перерыва меня спросили: «Что вы сделали с Вадиком? Ребенка как подменили». 

Муж замкнулся, дочка болезненно реагировала на все

Первый эпилептический припадок случился, когда сыну было 4 года. Утром он перебрался ко мне в постель, и сквозь сон я почувствовала ритмичные движения. Припадок был классический, не очень продолжительный, с пеной изо рта. Я вызвала скорую.

Что такое аутизм, я не знала. В роду ничего подобного не было, это была спонтанная мутация. Новость об этой болезни восприняла относительно спокойно. Муж, в отличие от меня, был в страшном шоке, замкнулся в себе.

Старшая дочка болезненно реагировала на все. Я ее совершенно забросила, не смогла водить в музыкальную школу и в многочисленные кружки. Вадика она очень любит, но боится его безбашенности и агрессии.

Я не держу обиды на тех, кто ушел

Говорить о диагнозе сына я не боялась – делала это направо и налево. Мне становилось легче.  

С родными и друзьями я могла общаться только на эту тему. Из моего круга знакомых осталось 2-3 семьи, которые были готовы разделить мою боль. Я не держу обиды на тех, кто дистанцировался, ушел из нашей жизни. Им просто страшно.

В Эстонии есть организация Eriline maalim («Особый мир»), которая поддерживает семьи с подобными проблемами. Найти их оказалось легко, и самая главная поддержка в том, что ты можешь открыто говорить о своей ситуации с людьми, которые прошли или проходят через подобное.

Школу выбрали на окраине города

В садике Вадима перевели в группу со специализацией на гиперактивных и аутичных детей. Здесь мне никто не говорил: «У вашего ребенка плохое поведение, примите меры».

Когда встал вопрос о школе, муж хотел, чтоб Вадим пошел в статусное заведение, где он учился когда-то сам. Но я приняла одно из самых важных и правильных решений в моей жизни – отдала сына в специализированную школу на окраине города. Она замечательная. В ней созданы все условия для учебы таких детей: маленькие классы, подготовленный медицинский работник.

Если у Вадика приступ эпилепсии, его отводят в медпункт, и там он ждет меня. Отличный персонал, искренне любящий своих воспитанников и готовый всегда понять и поддержать ребенка.

Это очень творческая болезнь, как у Эйнштейна

Особенность восприятия информации у Вадима, как и у многих таких детей, в том, что ее нужно дробить на простейшие составляющие и аккуратно раскладывать по ячейкам.

Вадик очень одаренный, с 5 лет собирает кубик Рубика, любые трансформеры, головоломки решает мгновенно. Пазлы собирает картинкой вниз, иначе уже скучно. Он чувствует цифры, просто живет в них, решает сложнейшие примеры на вычитание. Труднее всего ему дается восприятие информации на слух. Читает хорошо, но не усваивает прочитанное. 

Синдром Аспергера – это высшая форма аутизма, такой был у Эйнштейна. Это очень творческая болезнь, которая проявляется по-разному в зависимости от черт характера человека.

Сын читает мои мысли

Вадик, если захочет и постарается, может прекрасно себя вести. А если не хочет – может обнять до полусмерти или будет ругаться (хорошо, что слова пока не очень «страшные»).

Я стараюсь донести до сына, что мир не плохой, что иногда он сам отпугивает этот мир. Это заставляет его серьезно задуматься.

Я думаю, каждый аутист имеет свой мир, в котором может быть все, что угодно. Очень часто у таких детей есть паранормальные способности. Вадик, например, считывает мои мысли. Иногда я смотрю фильм без него, а он задает по нему какие-то вопросы.

Оставлять одного его нельзя

Оставлять сына дома или отпускать на улицу одного – нельзя, опасно из-за вероятности эпилептического приступа. Я стараюсь быть рядом практически все время. На данный момент я не работаю и устраиваться куда-то не планирую, так как в любой момент у него может случиться приступ.

Друзей у Вадика практически нет. В эмоциональном развитии он отстает от сверстников года на три.

Вадим хорошо чувствует себя в среде младших детей или с детьми, у которых классический аутизм. Тогда его активность ложится на их пассивность, они дополняют друг друга. Сын – выраженный лидер, вступает в конфликт с любым, кто поставит под сомнение его авторитет, будь то другой ребенок с лидерскими задатками или даже папа.

Смириться с диагнозом очень тяжело

Сейчас я уже не придаю такого значения болезни Вадика, как раньше. Живу сегодняшним днем. Я почти приняла диагноз ребенка, но смириться с ним не могу. Для меня это очень тяжело: понимать, что у него может не быть своей семьи, что ему будет трудно устроить свою жизнь.

Читайте также:  Болезни ушей и их синдромы

О будущем Вадима думаю так: математика, английский, эстонский, потом Таллинский технический университет, где таких, как он, много.

* имена всех героев материала изменены (Прим. ред.)

Читайте также историю о работе с аутичными детьми «Мои особенные дети».

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Все началось с переписки Кати и англичанина Хауарда. Однажды он приехал в гости в Минск, а потом пригласил Катю к себе. Визу ей не открыли. Но Хауард вернулся, сделал предложение руки и сердца и забрал Катю с собой. Казалось бы, вот и хэппи энд. Но история только начиналась…

После рождения сына Катя выяснила, что у нее синдром Аспергера, который передается по наследству.  Катя признается, что никогда бы не рожала ребенка, зная об этом раньше.

У Кати и Хауарда родился сын Робин. Он постоянно кричал, не спал, срыгивал фонтаном.

Моя жизнь закончилась на 17 лет,

говорит Катя.

Катя думала, что сойдет с ума, сидела на успокоительных. К счастью, Хауард оставил работу на три года и начал смотреть за ребенком. Они оказались в долгах, но благодаря спокойному характеру мужа им удалось сохранить брак, и Катя «не выбросила ребенка в окно».

Врачи отмахивались, говорили, что все в норме: вес ребенок набирает, растет. Но Катя не сдавалась, ходила по специалистам, изучала информацию в интернете, искала диагноз.

В школе заметили, что Робин не совсем в порядке. Только тогда им диагностировали синдром дефицита внимания и гиперактивности.

В 11 лет родители начали оспаривать диагноз, так как симптомы отличались. Повторная диагностика длилась более двух лет, и в результате, в 13 лет Робину диагностировали PDD Nos (расстройство аутистического спектра). Это общее название для ряда расстройств, в том числе и синдром Аспергера.

Я очень плохо чувствую себя внутри себя

В принципе синдром Аспергера – это неправильная электропроводка в мозгу. Эмоциональная часть подавлена интеллектуальной, и все эти части мозга не связаны между собой в структуру, которая работает у нейротипичных. Например,  я и Робин можем не понимать чего-то на базовом уровне:  языка телодвижения, мимики, но с другой стороны у нас есть глубинное понятие каких-то других вещей.  

Робин никогда не мог объяснить свое поведение, ему сносило крышу, у него случались истерики, и его истерику сразу же подхватывала я. Когда он подрос, он начал лучше компоновать слова в предложения и стал говорить странные вещи. Например, в 5 лет он сказал:

 Мама, я очень плохо чувствую себя внутри себя. 

Хауард не понял, а я поняла. У него была нарушена моторика, он постоянно щелкал, прыгал, бил себя по рукам, он не мог сидеть на месте, ему постоянно нужно было в открытое поле побегать, снять агрессию.

У нас было несколько несчастных случаев из-за отсутствия тормозов у Робина. Однажды он сломал себе руку вообще пополам. У него была 4-часовая операция, ему вставили пластину, а через полгода — вторая операция, чтобы снять эту пластину, потому что детская кость растет.

Потом он чуть не выбил себе глаз. Он бросал камень под углом, и камень отскакивал. Я пыталась ему объяснить последствия, используя пример с игрой в гольф. Чтобы Робин понял, нужно приводить примеры, которые он мог бы визуализировать. Но он не понял… Или не понял, что пора заканчивать. Через минуту я услышала крик Хауарда, что Робин выбил глаз. К счастью, камень попал не в глаз: Робин разбил переносицу.

Один раз он стоял на каменной стене, и на него налетела мошкара, и он решил, что наименьшим злом будет спрыгнуть. Хорошо, что он тогда ничего не сломал. Там никого не было поблизости, невозможно было кого-то вызвать на помощь.

Робин учится в обычной школе

Я всегда настаивала, чтобы он учился в обычной школе, чтобы он каким-то образом привыкал,  видел реакцию других людей, повторял. Его всегда считали странным, у него было мало друзей. Робин производил хорошее первое впечатление, но потом ему не удавалось это удержать.

У него нет интуиции. Он не понимает сигналов, не понимает иносказаний, черное – черное, белое – белое. Мозг работает, скажем так, как старый компьютер ЭВМ, но после долгих раздумий выдает полезную информацию.

Он был очень плох в математике, но в 10 классе к ним пришел новый учитель, и Робин сдал математику с баллом, позволяющим поступить в колледж. До этого об этом и речи не было, и мы не знали, что делать. Дело, видимо, было не в успеваемости, а в подаче материала.

Нам не столько нужен был диагноз, сколько документ, благодаря которому мы могли добиться, чтобы Робин сдавал экзамены на компьютере. У него нарушена моторика кисти: при письме у него случается какая-то мышечная судорога, и вся его энергия уходит на то, чтобы написать, а за клавиатурой у него летают руки. Он пишет гораздо больше, получает хорошие оценки.

Я считаю, что Робин способен жить самостоятельно. Он просто не понимает, как общаться с людьми, не видит каких-то причинно-следственных связей, что, возможно, придет с опытом.

Мы не разговаривали 2 года, находясь в соседних комнатах

Робин учится в колледже, изучает психологию, биологию, прикладные науки. Он собирается поступать в университет в Чехии. Мы были в Израиле, Беларуси, Польше, Литве, ему везде все нравилось, но в Чехии он на второй день сказал, что это его страна и он будет здесь жить. С тех пор Робин начал немного учить чешский язык. В этом году он провел огромную информационную работу в интернете, написал в 4 университета в Чехии, из 3 ему уже ответили.

Читайте также:  Синдром канала запястья или туннельный синдром операция

Два года назад ситуация была совершенно другой: ему «выбило пробки» полностью.  Он расстался с первой девушкой, к тому же у него был сильный гормональный фон. Гормональный фон столкнулся с синдромом Аспенгера. Робин сидел в углу, точно также как сидела я, когда он родился. Он бился головой о стену, резал себя…

Я ложилась спать в ужасе, что я проснусь рядом с трупом: либо с его трупом, либо с трупом супруга, у которого остановилось сердце от всего этого. У меня появились сильные психозы, а у моего мужа сейчас синдром хронической усталости.

Мы с Робином не разговаривали 2 года, находясь в соседних комнатах. Я решила, что если я не могу никак повлиять на ситуацию, то я просто выйду из нее, чтобы не тратить нервы ни себе, ни ему, потому что все равно ничего невозможно было сделать. Он упрям, импульсивен, как и я. Хауард другой, ему, видимо, было проще, потому что он не видел всего этого, раскручивания, видел только конечный результат и работал с ним. А я все это ощущала и знала, что происходит каждый раз.

Мы с Робином начали разговаривать только в конце мая, когда я вернулась из Варшавы в день его рождения. На неделю я уезжала к друзьям в Варшаву, там я пришла в себя, наконец-то. Вернулась назад и решила, что я ничего не сделала за эти 17 лет, и надо наверстывать семимильными шагами.

Сейчас я пытаюсь каким-то образом продолжить жить.

Если бы я знала все с самого начала, я бы ни за что не рожала!

Мой муж очень много работает. По моим ощущениям я должна была следить за всем остальным, чтобы освободить мужа для работы, потому что мы уже были в долгах.

Робин был практически полностью на мне, к тому же я уже могла читать его наперед. 14 лет я растила этого ребенка (минус 3 года, которые его растил Хауард), и сейчас я наконец-то начинаю чувствовать себя свободной.

Робин ждет, когда ему исполнится 18, тогда ему будет открыта дорога. А мы с ним разговаривали на эту тему, и я сказала:

А ты знаешь, что ты мне закрыл всю эту дорогу? Это не твоя вина, а моя, это я тебя родила, я не знала. Но от того, что я тебя родила, не хорошо ни мне, ни тебе.

А ему всегда чуть-чуть не хватало до счастья. Что мы только не делали! Но у него, видимо, завышенный уровень ожиданий, и очень плохая реакция, когда  реальность немного не доходила до планки. Вот только сейчас он начал выравниваться.

Если бы я знала все с самого начала, я бы ни за что не рожала! Когда я выстроила всю цепочку, у кого в нашей семье синдром Аспергера, оказалось, что у всех по мужской линии, а еще у моей двоюродной сестры, у меня. А вот у моей сестры — нет.

Я предупредила Робина:

Не вздумай делать то же самое, что и я, прими все возможные меры. Потому что будет та же ситуация. Если родится девочка, у тебя есть еще какой-то шанс, если родится мальчик, все – твоя жизнь и жизнь матери ребенка закончена. Хорошо, если на 17 лет, а если ребенок будет хуже, чем ты?

Я предупредила и его девушку о тех последствиях, которые могут быть, если она от него родит. Мы говорили с сыном, что может быть стоит подумать об операции. Робин сказал, что он уже изучал эту тему. Но пока не принял решение. 

Робин не любит детей, как и я. Я не знала, что не люблю детей, это выяснилось по ходу. Даже не тогда, когда родился Робин, а когда я видела других детей его возраста. Я не могла видеть носившихся детей. В моем понимании они должны были подчиняться какой-то логике, а они орут и не подчиняются ничему. Тем более в европейских странах, где воспитывать детей считается зазорным. Им разрешается все.

Скрывать диагноз от ребенка – делать ему хуже

Робин знает всю ситуацию. Если от других детей что-то скрывали или подавали в каком-то другом виде, с ним всегда нужно было говорить прямым текстом.

Я считаю, что люди должны знать, с чем они имеют дело. Робин знал с самого начала, он перелопатил половину интернета, все нашел, разобрался.

Если ты этого не знаешь, пытаешься равняться на нейротипичных, то ничего не выйдет. Ты всегда будешь в минусе. Нужно знать свои слабые и сильные стороны. Если родители боятся сказать ребенку, что ему поставили такой диагноз, они делают хуже этому ребенку. Он продолжает думать, что с ним что-то не так.

Я удивляюсь, что у него первая девушка появилась в 15 лет. Он очень ответственный, на него можно положиться. У него куча недостатков, и он совершенно чумной, но с другой стороны не был бы он такой чумной, то не представлял бы такого интереса. В итоге получился неплохой продукт, но по дороге он «убил» обоих родителей. Это еще хорошо, что у меня такая высокая способность к восстановлению, а Хауард сейчас очень не здоров.

Читайте также:  Упражнения для развития детей с синдромом дауна

Теперь я понимаю, насколько сложно было моим родителям со мной. Я была тоже совершенно диким ребенком, тогда это называлось плохим поведением.

Меня очень беспокоит, что таких детей считают цветами жизни, говорят, особые детки —  это прекрасно. Это не прекрасно! Есть действительно люди, которые от души относятся к своим аутистическим детям, но, я считаю, их единицы, а все остальные просто притворяются. За счет того, что они притворяются, они переносят на следующее поколение чувство вины каким-то образом.

Источник

Категория:

  • Дети
  • Отменить
У моего сына синдром Аспергера. Хотя говорят, что у таких людей проблемы с эмпатией, у него она высочайшая, всегда поможет, поддержит, замечает малейшие оттенки выражения, голоса, вообще золотое сердце (все говорят). И умный, и память прекрасная, и руки достаточно ловкие.
Но вот во всем, что связано с учебой или какой-то организованной деятельностью — плохо: страшно медлителен, не организован, думает о чем хочет, а не о том, что надо в данный момент, постоянно надо контролировать, учится в маленьком классе.
А родители. Я — воспитана в семье отличников, где совершенно не умели играть или развлекаться (меня только дочка и частично сын после 30 лет этому частично научили). Отец — очень внимательный и аккуратный, к тому же не терпит шума, а у сына очень громкий голос.
Для дочки, которая по натуре на отца похожа, это во благо, хотя даже ее порой раздражает его «занудство». Мне, к сожалению, от природы внимательности и организованности досталось меньше чем им, но гораздо больше чем сыну. Мне довольно тяжело, когда от меня все время требуют того, что не получается — например, требуют порядка и тишины, когда дети создают беспорядок и шум, а с моими организаторскими способностями трудно воспитывать детей правильно в этом отношении…
Примерно лет 5, пока не перешел в коррекционный класс, сын постоянно слышал от меня: ты должен делать быстрее, ты должен быть ответственным, ты должен, ты должен…иначе, как ты будешь работать (ведь работа для меня главное в жизни)…И от отца до сих пор: тише, твой голос невыносимо громкий, сколько раз тебе повторять, что это за жизнь, вот я в детстве, здесь невыносимая атмосфера…и даже — не понимал я своего счастья, когда был холостым…

Я перестала говорить про работу, когда сын сказал мне с плачем: я боюсь, что вырасту, а меня не возьмут ни на какую работу, лучше мне не вырастать…потом, я стала даже говорить, что для таких, как он есть специальная, «защищенная» работа, без конкуренции, и его туда обязательно возьмут. Но дело сделано, ядовитые семена брошены, он никогда ничего не забывает…
И отцу он сказал несколько лет назад (сейчас ему 13) — чувствую, что ты был бы счастливее, если бы не женился и если бы у тебя не было детей. Я не буду жениться, может быть, мне лучше бы и не родиться. Папа (который на самом деле безумно любит детей, испугался, стал убеждать, что он его не так понял…). И вообще его больше раздражает дочка, внимательная и аккуратная, но упрямая и своевольная, нежели добрый и мягкий и сын. Но о том, что дети раздражают, он всегда говорит во множественном числе, и вчера опять ляпнул такое. И опять сын сказал — лучше бы меня не было. И опять, папа испугался и стал утешать. И сын сказал, я его неправильно понял,
и выглядел спокойным, но …он ничего никогда не забывает, и всегда все понимает правильно…
…Да во взрослом мире надо уметь работать, а у него к этому плохие способности. Да, отцы хотят тихих и аккуратных и успешных детей, все это он знает, Да проблемы у детей усложняют жизнь родителям….
Все это он знает, и даже если миллиард раз сказать ему, что все это неправда, что его принимают таким как есть, он все равно будет читать мысли, он все равно будет помнить cлова…услышанные много лет назад…
У меня есть несколько знакомых с такими детьми как он, старше лет на 5-10. Все они, когда детям было лет 10, совершенно ничего от них не ждали, внутреннее смирились, что дети не смогут нормально учиться, работать, находить друзей…и они их просто любили и принимали полностью.
Я никогда их не понимала, как можно смириться. И любовь безусловную тоже не понимала: меня так никогда не любили, я тоже, и даже не скажу, чтобы когда нибудь об этом мечтала, и себя никогда не любила — ценила себя, когда «делаю хорошо», и мне этого было достаточно…
Вот сейчас мне трудно — из-за проблем с детьми, много отлучек на работе; пытаясь компенсировать работу, запускаю дом…вообщем, не успешность по всем линиям…но ничего, жить можно…Главное , что все это есть — работа, семья, друзья…
Но вот они смирились, что ничего этого у их детей не будет, а у их детей все это есть…
Наверное, именно потому что их так любили и любят, как же этому научиться и как вырвать из его души те ядовитые семена услышанного раннее ?

Источник