Ммд у детей с синдромом дауна

Ммд у детей с синдромом дауна thumbnail

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Общие сведения

Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Читайте также:  Обучение плаванию ребенка с синдромом дауна

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности. Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют. Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе. Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться снотворные (бензодиазепины – нитразепам, производные хлорала), седативные (бензодиазепины – диазепам), стимулирующие (метилфенидат), транквилизаторы (тиоридазин), антидепрессанты (трициклические антидепрессанты – амитриптилин). Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Читайте также:  Патологии плода при беременности синдромы

Прогноз и профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Источник

Синдром минимальной мозговой дисфункции был формально определен в 1966 году Самуэлем Клеменсом. Это комбинация среднего или выше среднего интеллекта с некоторыми умеренно-тяжелыми формами обучения или поведенческими нарушениями, характеризующими девиантное функционирование центральной нервной системы.

Синдром может быть связан с нарушениями зрительного или слухового восприятия, концептуализации, языка, памяти, трудностями контроля внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

Причины

Считается, что синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) связан с незначительным повреждением ствола головного мозга, той части, которая контролирует возбуждение. Вероятной причиной такого повреждения является лишение кислорода во время родов.

Хотя такой ущерб не влияет на интеллект, но оказывает влияние на двигательную активность и внимание. ММД обычно не проявляется до тех пор, пока ребенок не достигнет школьного возраста.

Синдром также связан с наследственностью, плохим питанием, воздействием токсичных веществ и болезни в утробе матери.

Другие симптомы, которые могут быть связаны с расстройством, включают:

  • плохой или неточный образ тела,
  • незрелость,
  • трудности с координацией,
  • гипоактивность,
  • гиперактивность,
  • трудности с написанием или вычислением,
  • проблемы речи, общения,
  • когнитивные трудности.

Вторичные симптомы: социальные, аффективные и личностные нарушения.

у ребенка ммд

Вегето висцеральный синдром у детей

Дети с трудностями обучения проявляют нарушения в одном или нескольких основных психологических процессах, связанных с пониманием, использованием устного или письменного языка.

Симптомы могут проявляться в нарушениях слуха, мышления, чтения, письма, орфографии, математики.

Признаки были названы перцептивными недостатками, черепно-мозговой травмой, минимальной мозговой дисфункцией, дислексией, развитием афазии, гиперактивностью. Но синдром не включает проблемы обучения, связанные с визуальными, слуховыми или моторными недостатками, умственной отсталостью, эмоциональными нарушениями или неблагоприятными условиями окружающей среды (Clements, 1966).

Устаревший термин «Минимальная мозговая дисфункция» (ММД) не лучше или хуже, чем другие 40 нечетных названий, предложенных для этого синдрома, но у него есть серьезные недостатки.

Например, слово «минимальная» относится к степени повреждения головного мозга или, дисфункции, которая минимальна по сравнению с церебральным параличом, но последствия этого состояния, конечно, не минимальны.

В последнее время стало приемлемым называть совокупность данных симптомов синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или у подростков «Остаточный поведенческий дефицит» (RAD).
ММД самая распространенная и самая большая проблема, с которой сталкиваются психологи и врачи, работающие в этой области.

Возраст, когда синдром проявляется, простирается от младенчества до старения. Презентация – от минимальной мозговой дисфункции (MМД) у ребенка до дисфункции головного мозга (ДГМ), синдрома дефицита внимания (СДВ) с остаточным ангажированным дефицитом (RAD) у подростка.

Поскольку состояние становится более известным для большего числа практиков, больше взрослых будет признано нуждающимся в лечении.

трудности обучения

Заболеваемость

Заболеваемость СДВГ составляет около 10% всех школьников, встречается у мальчиков гораздо больше, чем у девочек. Причина в том, что у мальчиков больше случаев правильного доминирования мозга, чем у девочек.

Мужской гормон Тестостерон усиливает правое полушарие, а эстроген, женский гормон, левое полушарие. Синдром ММД представляет собой либо проблему обучения (незрелость головного мозга), либо проблему поведения (избыток правого мозга), или и то, и другое.

Если его увидит кто-то, знакомый с состоянием, легко диагностирует еще до того, как ребенок отправится в школу. Слишком много детей диагностируются поздно, когда уже возникли серьезные проблемы. Заболеваемость растет просто потому, что население растет, а также потому, что диагноз делается чаще. Это обнадеживает, но этого недостаточно.

Читайте также:  Судорожный синдром отличается от эпилепсии

Диагностика

Несмотря на высокую заболеваемость, разрушительные последствия для человека и его семьи, длительность заболевания, даже после школьного возраста, его часто неправильно диагностирует неопытный медицинский персонал или при диагнозе плохо лечат. Следует добавить, что даже при правильном диагнозе и лечении предлагаемые средства слишком часто неадекватны.

Вероятно, существует только одна реальная причина синдрома минимальной мозговой дисфункции – это биохимический дефицит нейротрансмиттера в мозге, который является генетическим.

Он предрасполагает мозг к нормальной восприимчивости любого стресса, будь то физическая травма, эмоциональная, кислородная недостаточность, пищевая деградация или бактериальное вторжение.

Незрелость нервной системы, особенно левого полушария мозга, также играет роль, поскольку недоношенные младенцы и близнецы более восприимчивы. Задержка формирования психических функций этих детей является неотъемлемой и важной частью диагноза.

Существуют явно психологические факторы, но они неизменно вторичны по своей природе, являются частью синдрома, но никогда не являются причиной. При адекватном лечении большинство вторичных эмоциональных проблем быстро исчезают.

При синдроме минимальной мозговой дисфункции все симптомы не обязательно присутствуют для постановки диагноза. Допустимо подтвердить диагноз, если есть некоторые из признаков, в переменных степенях от легкой до тяжелой.

Симптомы ммд у детей

В младенчестве:

  • частые колики,
  • бессонница,
  • чрезмерная рвота,
  • проблемы с питанием, туалетом,
  • беспокойство,
  • чрезмерный плач.

Беспокойный ребенок становится сверхактивным, расстроенным и трудным ребенком в детском саду. В школе развиваются проблемы обучения и концентрации, что приводит к недооценке и плохой самооценке. Сначала проявляется проблема чтения (слуховое нарушение), но не ранняя математика.

Позже, математика тоже страдает. Эти школьники лучше справляются с географией, чем с историей. Лучше в геометрии, чем алгебре, как правило, любят искусство и музыку, особенно шоу, театр, телевидение.

Все это связано с талантом правого полушария и незрелостью левого. Постепенно уровень активности замедляется в период полового созревания или позже. Но беспокойная природа остается, иногда импульсивная. Последнее, самое неприятное, – это невозможность сосредоточиться на задаче.

Однако, в некоторых случаях они могут сосредоточить внимание, если участвуют в деятельности правого мозга, например, игрой в шахматы.

Проблемы координации в ранние годы проявляются как отставание в способности справляться с ожидаемыми возрастными задачами. Позже ребенок, часто неуклюжий, плохо справляется в играх с мячом, имеет неопрятный почерк или то, и другое.

Отставание и отсутствие ингибирующей функции иногда приводят к энурезу (непроизвольное мочеиспускание), энкопрезу – они более распространены в периоды стресса, но не вызваны им.

У этих детей серьезные проблемы с слуховым восприятием и словесной концентрацией. Неспособность сконцентрироваться на заданной задаче и способность к визуальному отвлечению, формирует серьезную проблему. Однако обучение на компьютере, которое является визуальным, механическим, – это удовольствие.

нарушения мозга

Прогноз

С течением времени отставание развития, особенно в языке, сочетается с образовательным отставанием. До такой степени, что не могут справиться с элементарной работой в школе.

Эти дети перестают мечтать. Когда задачи задаются на уровне их способностей они могут наслаждаться успехом. Порочный цикл вскоре устанавливается там, где плохие успехи приводят к несправедливой критике, плохой самооценке, демотивации, разочарованиям, неудачам.

Все это очень плохо переносится ребенком синдромом минимальной мозговой дисфункции. Он становится сверхчувствительным к критике, часто очень агрессивным, антагонистическим к любой форме дисциплины.

В подростковом возрасте часто развивается депрессия. Импульсивная природа часто позволяет ему попасть в беду, прежде чем поймет, что происходит. Сначала действует импульсивно, затем думает о ситуации. Они также стараются упорядочить события, организовать себя, тем самым создают еще больше проблем.
По д-р Билли Левин

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Источник