Ммд с синдромом дефицита внимания

К большому сожалению родителей и педагогов, далеко не все дети отличаются ангельским характером и поведением. Уже в детском саду воспитатели замечают, что некоторые малыши, чаще всего мальчики, не могут усидеть на одном месте, играть самостоятельно, легко отвлекаются, постоянно теряют свои вещи. Родителей тоже беспокоит поведение детей. Они идут к педиатру, неврологу, психологу, дефектологу. Когда приходит время записывать ребенка в первый класс, они объявляют учителю: «У нас ММД (варианты: ПЭП, СДВГ), но мы лечимся!»

Что же означают эти аббревиатуры, и как на них должен реагировать учитель?

Начнем с тех, которые ребенок имеет шанс получить раньше всего. Это ПЭП и ММД.

ПЭП — перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Некоторые медики считают, что одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). В Интернете читаем, что перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости центральной нервной системы, двигательными нарушениями, судорожным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Такое перечисление нарушений в работе нервной системы способно серьезно напугать родителей и насторожить педагогов, однако впадать в панику явно не стоит.

Дело в том, что на самом деле диагноз «ПЭП»… не существует. Просто на заре становления детской неврологии врачи испытывали трудности в дифференциальной диагностике нарушений функций головного мозга, поэтому и называли любые реальные или мнимые нарушения, для которых не было конкретного наименования, этой удобной аббревиатурой.

Отказались от этого «диагноза» в средине прошлого века. Впрочем, не все нынешние специалисты прилежно учились в вузах и интересуются современной литературой. Вот и «всплывает» порой в их заключениях давно забытое в науке сочетание букв.

Схожа судьба и другой трехбуквенной аббревиатуры — ММД, расшифровывающейся как «минимальная мозговая дисфункция».

В средине 20-го века врачи стали использовать этот термин для обозначения легкого расстройства поведения и обучения детей, сопровождающегося импульсивностью, двигательной расторможенностью и невнимательностью, в сочетании с неврологической микросимптоматикой и нормальным интеллектом. Однако этот диагноз совершенно не раскрывал сути проблемы и поэтому от него быстро отказались. Постановка ребенку диагноза ММД фактически означала: «что-то где-то слегка нарушено в работе головного мозга». С помощью этого диагноза «специалисты» легко объясняли родителям «с позиции науки» практически любые особенности поведения ребенка — от вариантов нормы до специфических расстройств развития навыков или моторной (двигательной) функции.

От диагноза ММД во всем мире отказались в 1968 году, когда была принята вторая редакция американской классификации психиатрических болезней (DSM-II. Сейчас в США принята DSM-V). Так что, если специалист ставит такой диагноз ребенку сегодня, примерно понятно, в каком году он учился или какого года издания были его учебники. Вызывает серьезные вопросы квалификация специалистов медицинских или образовательных центров, которые в числе видов своей деятельности указывают «лечение (или коррекция) ММД».

Итак, диагнозов ПЭП и ММД в современной медицине не существует. Но как быть с реальными жалобами педагогов и родителей, которые сталкиваются с теми или иными особенностями поведения детей, обозначавшимися в прошлом этими аббревиатурами?

Вот, например, некоторые примеры таких жалоб:

  • у ребенка с задержкой развивается речь,
  • ребенок испытывает проблемы с обучением в школе,
  • у ребенка снижены возможности произвольной саморегуляции в разных видах деятельности,
  • снижены возможности памяти, внимания, мышления,
  • повышена двигательная активность,
  • проявляется эмоциональная неустойчивость (импульсивность, вспыльчивость, раздражительность) и др.

Большинство перечисленных жалоб специалисты относят к проявлениям синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ входит в действующую в нашей стране международную классификацию болезней (МКБ-10), однако, как и в случае с ПЭП и ММД, есть большая группа специалистов, утверждающих, что и этот диагноз надуман и сомнителен. В качестве одного из доказательств своей точки зрения они указывают на серьезные расхождения в данных о распространенности этого синдрома в разных странах. Такое расхождение свидетельствует о том, что у специалистов нет четких критериев для постановки точного диагноза, а значит, и сам диагноз вызывает сомнения.

Что же делать учителю, который сталкивается с проявлениями повышенной подвижности и невнимательности ребенка (как бы они не назывались)?

Педагоги и практикующие психологи давно разработали для себя практические приемы и методы, позволяющие успешно взаимодействовать и обучать шустрых и не всегда внимательных детей.

Вот несколько поясняющих вопросов и рекомендаций.

  • Как вы обычно реагируете, если видите, что ученику трудно сосредоточиться, что он отвлекся, проявляет излишнюю активность? Это помогает? А как реагируют в таких случаях другие педагоги? Может быть вы могли бы использовать их опыт? Что еще вы могли бы сделать, чтобы помочь ребенку выполнять ваши задания успешно (сосредоточенно, не отвлекаясь)?
  • Как вы сами поступаете, когда вам бывает трудно сосредоточиться, чтобы выполнить какое-то дело? Вам удается справиться с отвлекающими вас факторами? Можете ли вы научить своему способу справляться с отвлечениями внимания невнимательного ученика?
  • Многие вещи и обстоятельства управляют нашим поведением. Например, если мы входим в помещение, в котором стоит стул, нам хочется на него сесть. Если мы видим стоящий стол, нам хочется что-то на него положить. Висящий на стене стенд вызывает желание подойти и посмотреть, что на нем висит, а пробегающая мимо кошка вызывает желание ее погладить. Есть ли у вас в классе какие-то вещи, которые могут отвлекать внимание учеников: игрушки в шкафу за стеклом, яркие пособия и дидактические материалы, висящие на стенах и не имеющие отношения к данному уроку, гудящие или мигающие лампы дневного света и др.? Рассмотрите оформление и оборудование вашего класса с этой точки зрения. Кстати, и с парты ученика, склонного отвлекаться, лучше убрать предметы, которые не потребуются во время урока.
  • При большой численности учеников в классе, учителю трудно осуществлять индивидуальный подход к ребенку, и все же, для детей, склонных к излишней активности и невнимательности, лучше подбирать более простые (состоящие из меньшего количества частей) и короткие задания, а давать их в более высоком темпе. Например, сложное задание можно выдать для выполнения всем ученикам сразу, а подвижному и невнимательному ребенку по частям, одну часть за другой.
  • Важно, чтобы сложность заданий соответствовала интеллектуальным возможностям ребенка. Дети могут отвлекаться из-за того, что не поняли условие задания или затрудняются в его выполнении. В таком случае нужно научить поднимать руку не только в тех случаях, когда ребенок хочет ответить или задать вопрос, но и когда он хочет попросить о помощи. Кстати, навык просить помощи, когда что-то не понятно или не получается, — очень полезный навык, и ему стоит обучить всех учеников. В некоторых случаях, если обычные задания оказываются слишком сложными для ученика, могут потребоваться дополнительные занятия и занятия с дефектологом.
  • Частые отвлечения внимания, «шустрое поведение», рассеянность и потери своих вещей, другие особенности «гиперактивного поведения» приводят к частым замечаниям ученику, критике, выговорам и другим формам наказаний. В результате, у ребенка снижается самооценка, он теряет интерес к учебе, прекращает усилия по контролю за своим вниманием и поведением, теряет контакт с учителем и другими детьми. Учитель, школа и даже одноклассники начинают раздражать и вызывать неприязнь, неуспеваемость становится хронической. Поэтому очень важно не забывать поощрять любые усилия ребенка, направленные на учебную и другую полезную деятельность, а особенно, его успехи. Это будет придавать ему дополнительных сил в овладении своим собственным поведением, позволит сохранить эмоциональный контакт с вами, а значит, у вас всегда будет сохраняться возможность так или иначе повлиять на него.
  • Существует мнение, что помочь снизить повышенную активность ребенка могут систематические занятия спортом. К сожалению, это не совсем так. Дело в том, что гиперактивность часто сопряжена с быстрой утомляемостью. Организованные спортивные занятия вовсе не похожи на хаотичную и импульсивную повседневную активность ребенка. Он не всегда в состоянии справиться с систематической повышенной физической нагрузкой. Поэтому начинать регулярные занятия спортом лучше постепенно, исходя из возможностей ученика. Если удастся организовать такое постепенное вхождение ребенка в систематические занятия любимым видом спорта, результаты действительно могут оказаться впечатляющими. Можно ожидать серьезного улучшения навыков саморегуляции, контроля собственного поведения, повышения самооценки, улучшения организованности, снижения импульсов раздражения и гнева.
  • Не стоит пренебрегать помощью коллег. У школьного психолога найдется целый арсенал упражнений, приемов и других профессиональных средств для коррекции поведения «сверхподвижного» ученика. Свою помощь могут оказать и дефектолог, и, если у ребенка есть нарушения речи, логопед. Даже если в школе нет нужного специалиста, можно обратиться в ближайший центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, где организуют диагностику ребенка и пригласят его на индивидуальные и/или групповые занятия.

  • Автор —

    Савченко Игорь Анатольевич

  • 01.09.2017

  •  
    Все консультации автора

Источник

Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у довольно большого числа детей. В каждом классе или группе детского садика есть хотя бы один ребенок с проявлениями этого синдрома. Данный диагноз означает наличие отклонений психики, выражающихся в повышенной возбудимости, эмоциональности, гиперактивности, сопровождающейся вспышками агрессии, а также сниженной способности к восприятию информации, усидчивости, проблемами с вниманием.
Дети, имеющие проявления СДВГ, хуже учатся в школе, плохо налаживают контакты и осваиваются в коллективе. Но происходит это отнюдь не по причине отставания в психическом развитии. Интеллект полностью сохранен. Страдает эмоционально-волевая сфера, способность к самоконтролю и концентрации внимания.

Как правило, диагноз СДВГ озвучивается родителям маленького непоседы в возрасте 5-7 лет, когда от ребенка начинают ожидать успешного обучения. В раннем возрасте отсутствие усидчивости и целенаправленного внимания можно было объяснять незрелостью, к школьному же периоду проблема встает в полный рост.

Симптомы СДВГ

Как выглядит ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности? Это маленький энерджайзер, не способный усидеть на месте ни минуты. У таких детей наблюдается:

  • Нарушения внимания. Отсутствие организованности, забывчивость, неспособность довести сложное дело до конца, склонность постоянно отвлекаться от занятия или даже игры.
  • Гиперактивность проявляется в отсутствие усидчивости. Во время занятия ребенок может вскочить, побежать куда-то, он находится в постоянном движении, ерзает и суетится. Часто такое дети болтливы, могут вмешиваться в разговор других, спешат ответить, недослушав вопрос, им трудно ждать своей очереди. Тихие и спокойные игры им категорически не подходят, так как не дают возможности выплеснуть энергию.
  • Заметны проблемы с развитием речи. Нечеткое произношение звуков, задержка развития речи, неправильный темп речи и дыхания в процессе разговора. Отмечается также небольшой словарный запас, грамматические нарушения, в школьном возрасте часто проявляются дислексия и дисграфия. А иногда речь в 4-5 лет полностью отсутствует.

Такие особенности психики мешают усваивать знания, развиваться и строить отношения. Однако это не означает, что ребенок плохо воспитан. Он просто не способен к самоконтролю. Нарушения возникают по причине ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Причины возникновения СДВГ

За последние годы исследований выделено несколько причин, способных спровоцировать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Генетическая предрасположенность. Многие ученые отмечают, что в семье, где есть маленький энерджайзер, в 50% случаев есть родственник с таким же синдромом. Кроме того, у других детей этих же родителей могут быть дети с СДВГ.
  • Экологические факторы — отрицательное влияние на плод во время беременности алкоголя, наркотиков, никотина, перенесенных матерью тяжелых инфекций не может не сказаться на развитии мозга.
  • Гипоксия в период гестации или родов также может являться одной из причин возникновения синдрома.
  • Психологические — сложные отношения внутри семьи не являются основной причиной появления синдрома, однако очень осложняют его течение.

Как помочь ребенку с СДВГ?

Важно понимать, что проявления синдрома у ребенка — это не капризы или результат дурного настроения. Дети хотят быть такими же, как сверстники, но не способны к этому. Им требуется помощь и поддержка.

Очень важно постараться вовремя начать коррекционные мероприятия. Ведь имеющиеся проявления помешают ребенку не только хорошо учиться, но и строить свою жизнь в дальнейшем. Проявления СДВГ могут «сгладиться» в более старшем возрасте, однако известно, что многие взрослые так и продолжают жить с проявлениями этого синдрома.

Терапевтическая тактика должна включать комплексные меры по коррекции состояния ребенка. Обязательно нужно обследовать ребенка, чтобы специалисты могли дать правильные назначения.

Таблетка от СДВГ

В качестве коррекционных мер медикаментозные назначения детям с СДВГ даются врачом-неврологом. Однако важно понимать, что таблетки «от невнимательности или гиперактивности» не существует.

При лечении применяются в основном стимуляторы и ноотропы. Основные принципы применения лекарств при СДВГ:

  • Прием исключительно под контролем врача.
  • Динамическое наблюдение и коррекция.
  • Осознание, что это данные назначения не являются панацеей!

Медикаментозная коррекция проводится лишь в том случае, когда состояние ребенка мешает ему обучаться и строить свое общение в коллективе. В любом случае психологическая коррекция является основным способом помощи ребенку.

Логопедические занятия при СДВГ

Учитывая тот факт, что практически все дети с данным синдромом имеют проблемы в области развития речи, важно вовремя начать занятия с логопедом. Для подобной работы родителям необходимо найти специалиста, обладающего опытом занятий именно с такими детьми. Особенности состояния требуют отдельного подхода:

  • Эффективнее «работают» индивидуальные занятия, так как позволяют педагогу найти контакт с ребенком. Но иногда подойдут и групповые занятия, об этом Вам сообщит логопед после консультации.
  • Занятия должны подчиняться строгому «ритуалу», определенной последовательности, чтобы ребенок мог увереннее себя чувствовать.
  • В построении уроков значительное время уделяется развитию моторики, грубой и мелкой, задания, требующие внимания, должны сочетаться с двигательной активностью.
  • Для улучшения работы артикуляционного аппарата проводится логопедическая гимнастика, отработка и автоматизация звуков должна проходить последовательно и постепенно.
  • Для детей-непосед важно научиться строить связное повествование, для чего проводятся различные занятия по построению рассказа по картинкам.
  • В занятия входят дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, задания на развитие памяти и логики.
  • Важной составляющей являются упражнения на развитие фонематического слуха.

Занимаясь с ребенком, имеющим СДВГ, нужно понимать, что результат потребует времени и усилий. Однако, чем раньше будут предприняты коррекционные меры, тем больших успехов сможет достичь ребенок.

Источник: https://karkusha.su/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-simptomyi-prichinyi-i-lechenie/

Источник

       Как понять родителям, здоров ли ребёнок и у него только возрастные и личностные особенности поведения? Или у ребёнка ММД (СДВГ, СДВ),и стоит обратиться за советом по воспитанию такого ребёнка и возможно лечению к специалистам: неврологам, психологам, дефектологам, психиатрам? Ведь своевременная помощь специалистов может помочь родителям в правильном воспитании ребёнка и быстрейшем преодолении проблем в его поведении и обучаемости. 
       Одно из современных определений Минимальной мозговой дисфункции (СДВГ, СДВ) — это состояние, проявляющееся расстройством поведения и обучения, в отсутствии интеллектуальных нарушений, и возникает вследствие нарушения созревания основных регулирующих систем мозга (прежде всего префронтальных отделов лобных долей, отделов головного мозга, контролирующих эмоции и двигательную активность).
К главным признакам ММД (СДВГ, СДВ) прежде всего относятся: 
Невнимательность — лёгкая отвлекаемость, трудности концентрации на задачах, требующих длительного напряжения внимания. 
Импульсивность — склонность к необдуманным действиям, трудности переключения, сложности в организации работы. постоянные переходы от одного вида деятельности к другому. 
Гиперактивность, под которой понимают чрезмерную подвижность, невозможность оставаться на месте, спокойно сидеть. В целом гиперактивные дети — это дети, «постоянно находящиеся в движении». 
       Ассоциация психиатров США выделила 14 признаков синдрома дефицита внимания, наличие любых 8 из которых позволяет диагностировать данное расстройство. Итак, ребёнок: 

  • совершает постоянные движения руками и ногами, ёрзает на стуле; 
  • не может долго сидеть спокойно, когда это необходимо; 
  • легко отвлекается на внешние раздражители; 
  • с трудом переносит ситуацию ожидания перемен в играх или групповых занятиях; 
  • часто начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца; 
  • при выполнении заданий испытывает трудности, не связанные с негативизмом или недостаточным пониманием сути просьбы;
  • не способен длительно концентрировать внимание как в играх, так и при выполнении заданий; 
  • часто переходит от одного незавершённого дела к другому; 
  • не способен играть спокойно и тихо; 
  • чрезмерно разговорчив; 
  • часто перебивает других, бывает назойливым; 
  • производит впечатление не слышащего обращённой к нему речи; 
  • часто теряет нужные (для занятий) вещи, как в школе, так и дома; 
  • часто вовлекается (и совершает самостоятельно) рискованные, угрожающие физическому благополучию действия, не сознавая их возможных последствий. 

       Другие симптомы (признаки) ММД (СДВГ, СДВ): 
повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно. 

       Существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом. 
В максимальной мере признаки ММД проявляются в начальных классах школы. 
СДВГ А.И.Захаров описывает как следующий комплекс нарушенного поведения: «повышенная возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с СДВ. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие(?!)» 
Ослабленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка.

А.В.Борцов врач­ невролог, г. Москва.

Источник

Читайте также:  Признаки синдрома дауна на узи