Младшие школьники и синдромом гиперактивности
Гиперактивность в младшем школьном возрасте.
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. М. Раттер отмечает, что психологические трудности, а так же временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть детского развития. Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными и дети, имеющие различного рода проблемы, например, гиперактивность, девиантные отклонения, тревожность, агрессия, застенчивость.
Гиперактивность считается видом расстройства поведения, связанным с дефицитом внимания у ребенка. Подходы к диагностике этого отклонения и к его лечению весьма противоречивы. Такой термин применяют к детям, которые очень подвижны, импульсивны, невнимательны и неуправляемы. Но и самые обычные дети бывают порою очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных.
Причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая — незрелость, несовершенство, нарушение или нарушение работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций); социально-психологическая — неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования родителей.
Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей — учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей нужны умение концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего малыша и, обеспокоены этим, ищут контактов с психологом.
Такому ребенку трудно длительное время сидеть неподвижно, не разговаривать. Он долго готовится начинать любое задание, часто отвлекается. После нескольких замечаний или требований пытается вернуться к неоконченной работе.
Всесторонне привлекает к себе внимание. Постоянные окрики, угрозы, наказания не улучшают его поведение, а иногда становятся источниками новых конфликтов. Кроме того такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка негативных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут работать продуктивно 5 — 15 минут, а затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога. Напряженная умственная деятельность быстро утомляет их и «выключает», дети не могут хранить умственную работоспособность до конца рабочего дня, хотя физически активными остаются до самого вечера. У гиперактивных детей недостаточно сформированы навыки интеллектуальной деятельности.
Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнения с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета; для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; они требуют особого обращения.
Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни, можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.
Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшить микроклимат в семье.
Обучать детей с СДВГ приходится по особой программе. Задачи должны быть рассчитаны на короткий отрезок времени, часто меняться по содержанию и форме. Если это невозможно организовать в классе, таким детям рекомендуют индивидуальные формы образования — занятия на дому, в малой группе и т.п. Родители и дома должны учитывать особенности своего ребенка:
1. Хвалить каждый раз, когда заслужил, подчеркивать его успехи.
2. Избегать повторения слов «нет» и «нельзя», говорить сдержанно, спокойно, мягко.
3. Поощрять все виды деятельности, требующие концентрации внимания: раскраска, работа с кубиками, чтение.
4. Поддерживать четкий распорядок дня.
5. Ограничивать общение ребенка во время игр одним партнером, избегать громких, беспокойных приятелей, избегать мест большого скопления людей.
6. Защищать ребенка от переутомления — оно усиливает гиперактивность.
7. Давать ребенку возможность расходовать избыточную энергию — ежедневно гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
Источник
Содержимое публикации
Рекомендации для родителей и учителей.
«Гипер…» – составная часть сложных слов, указывающих на превышение нормы. «Активный» – значит действенный, деятельный. Получается, что гиперактивный – активный выше нормы.
К внешним проявлениям гиперактивности психологи относят повышенную двигательную активность, отвлекаемость, импульсивность. Имея такой «букет», подросток действительно нередко испытывает трудности в общении с окружающими и в обучении. Диагноз «гиперактивность» может поставить только невропатолог или психолог на основании наблюдений за ребенком в течение длительного времени.
Причин возникновения гиперактивности может быть несколько: генетические факторы, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики, и при необходимости назначает медикаментозное лечение.
Говорить о том, что у ребенка гиперактивность только потому, что он много двигается или невнимателен, ошибочно. Ведь ее проявление включает в себя три компонента:
повышеннуюдвигательную активность (или расторможенность),
дефицит внимания (высокая отвлекаемость, невозможность долго сосредотачиваться),
импульсивность (склонность к совершению необдуманных действий).
Схема выявления гиперактивности у детей:
Выявление:
Двигательной активности:
Ребенок постоянно ерзает. Все время в движении, даже если устал.
Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает и т.д.
Все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться.
Спит намного меньше, чем другие дети.
Очень говорлив.
Дефицита внимания:
Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки слушания).
С энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
Испытывает трудности в организации.
Трудно удерживает внимание. Непоследователен в действиях и рассуждениях.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто теряет вещи или забывает их.
Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.
Импульсивности:
Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника.
Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса.
Плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле.
Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза.
Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия.
При выполнении заданий не одинаково ведет себя: то спокоен, то нет. Успеваемость по разным предметам часто неравномерна (при одинаковом усвоении предметов). При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.
Если до 6-7 лет у вашего ребенка постоянно наблюдались более 6 признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть просто особенностями данного возраста или его характера. В подростковом же возрасте проявление гиперактивности могут несколько усилиться под влиянием физиологических изменений. Однако помните: дефицит внимания никак не связан с нарушением интеллекта ребенка.
Давайте же посмотрим, как отличить гиперактивного подростка от других детей с подобными признаками.
Непослушный ребенок может удерживать внимание, он не проявляет желания постоянно двигаться.
Беспокойный ребенок некоторых обстоятельствах проявляет симптомы гиперактивности. А гиперактивный ребенок – в различных ситуациях всегда ведет себя одинаково.
Иногда признаки гиперактивности и импульсивности могут проявляться и у тревожного подростка, но это скорее будут проявления невроза. К тому же тревожный ребенок социально не разрушителен.
Подростки с гиперактивностью и дефицитом внимания не могут дать оценку себе и своему поведению, они плохие наблюдатели за собой.
Какие же социальные проблемы может принести школьнику гиперактивность с дефицитом внимания? Чаще всего это:
антисоциальные нарушения
межличностные проблемы
трудности обучения (многие дети с таким диагнозом стараются после школы не продолжать обучение)
проявление физической агрессии
Как помочь гиперактивному школьнику.
Конечно, с гиперактивным ребенком трудно. Он «изводит» всех: и родителей и учителей. И таких подростков часто записывают в «трудные», списывая его поведение только на плохое воспитание в семье. Родителей вызывают в школу, постоянно жалуются на их детей. Поэтому взрослым надо быть подготовленной к трудностям.
1) Для начала надо не надевать на себя «розовые очки» и признаться самому себе, что у вашего ребенка есть проблемы. Да, вы его очень любите, и расстройство ребенка – не является его виной.
Любите ребенка со всеми его сложностями. Но не пускайте все на самотек, «авось, все пройдет». Прочитайте об этом синдроме все, что можно найти в литературе и интернете, проконсультируйтесь с невропатологом и психологом. Это проблема физиологии. Ребенок так же должен знать – в мягкой форме! –о своей проблеме, что с ним происходит. Ваша любовь и его знание о себе помогут ему принять себя таким, каков он есть. А, значит, он сможет научиться с этим жить и справляться со сложными периодами.
2). Ребенок с дефицитом внимания лучше чувствует себя в структуре. Поэтому он нуждается во внешней установке некоторых рамок и границ.
Помогите школьнику организовать свою деятельность в течение дня.
3). Научитесь сами, и научите своего ребенка жить и справляться с такими состояниями. А для этого нужен человек, который подскажет и поможет. Это может быть психолог или опытный педагог. Он сможет подсказать вам некоторые поведенческие техники, которые помогут контролировать поведение ребенка.
Научите своего ребенка методам саморегуляции.
4) Устав от жалоб школьной администрации, многие родители начинают усиленно бороться с «непослушным» ребенком жесткими методами (запретами, наказаниями), при этом, постоянно одергивая его словами «не вертись», «занимайся внимательнее», «сиди спокойно, кому говорят». А это недопустимо. Ведь тройная задача: быть послушным, внимательным и сдержанным одновременно для гиперактивного ребенка очень сложно. Ведь он физически не может долго удерживать внимание или сдерживаться.
Разведите выполнение этих функций в требованиях. Если хотите, чтобы ребенок сфокусировал внимание на правильном и аккуратном выполнении домашнем задании, то не реагируйте на его вставание с места и стучание ногами. А если у него «энергию девать некуда» — направьте ее на спортивные достижения. Пусть ребенок занимается плаванием, бегом, туризмом.
5) Гиперактивный школьник не может долго выполнять одно дело. Он устает от этого. То же касается выполнения уроков. Сидение 3 часа подряд за учебником ни к чему хорошему не приведет. И уроки не выучит, и себя изведет.
Разделите выполнение домашних уроков на короткие отрезки с перерывами. Например, 30 минут делать уроки, потом 20 минут помогает убираться в квартире. Затем отдых – пьете вместе чай. И опять – сосредоточение на занятиях, минут на 40. И снова смена деятельности. То же касается и других дел – дробите их выполнение на части.
6) Взаимодействие педагога и родителей помогают школьнику быть в поведенческих рамках.
Сотрудничайте со школьными преподавателями. Они часто бывают помощниками.
7) Гиперактивному ребенку нужна постоянная поддержка.
Отмечайте все его достижения, особенно, когда он сам сумел справиться со своим поведением. Особенно это важно в начале подросткового возраста, чтобы выработать привычку сознательно контролировать себя. Можно так же заранее договориться о некоторых правилах поведения и системе поощрений/наказаний.
8) Когда ребенок в чем-то неправ, то постарайтесь сказать ему об этом как можно более емко. В коротких нескольких фразах. К длинной монотонной нотации он быстро потеряет внимание.
Ваши требования должны быть ясными, четкими и конкретными. И сразу их не должно быть много. Подросток их все равно столько не выполнит. Начните с одного, потом, постепенно, добавите и другие.
9) Ребенку с дефицитом внимания трудно переключаться быстро с одного на другое. С другой стороны, он очень рассеян и забывчив. И если он очень увлечется каким-нибудь делом, то он может забыть обо всем.
Договаривайтесь о том, что и когда должен сделать ваш ребенок заранее. И за некоторое время до выполнения вашего поручения предупредите его о времени. Можно так же поставить часы (таймер), звонок которого напомнит ему о нужном времени.
Ваш педагог – психолог Звездина А.В.
Источник
В последнее время все чаще можно слышать от врачей, что у вашего ребенка гиперактивность, с которой надо что-то обязательно делать. Такие ребята от своих сверстников отличаются большой энергией, которая практически никогда не иссякает. Они постоянно в движении, что мешает, например, на уроках усваивать новый материал, им сложно концентрироваться долгое время на одном и том же. Возникает вопрос: такое поведение — результат недостаточного воспитания или отклонения? Постараемся разобраться, что такое гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение при этом требуется или нет?
Масштаб проблемы
Изучением этой проблемы ученые и специалисты занимаются уже давно, но тревогу стали бить только тогда, когда накопленные данные показали ее социальную значимость и масштаб.
Если верить статистике, то почти повсеместно встречается гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение, воспитание играют при данной проблеме важную роль. Об этом поговорим немного дальше.
Считают, и это уже практически доказано, что такие малыши труднее адаптируются к коллективам, а во взрослой жизни также потом могут быть проблемы. Ученые подсчитали, что почти 80% преступников страдали гиперактивностью в детском возрасте.
В нашей стране изучением этой патологии занялись позже, да и сейчас можно отметить некоторую неосведомленность педагогов, врачей в вопросах, которые касаются этого заболевания. Именно поэтому большинство детей с диагнозом СДВГ остаются без необходимого лечения.
А это чревато некоторыми последствиями, например, у этих детей часто бывают неприятности в школе, родители дома кричат на них за их неудачи, они не дополучают родительской любви, а в итоге ищут утешения в компании друзей. А они, как известно, бывают разные, поэтому и последствия могут быть достаточно плачевными.
Причины развития СДВГ
Гиперактивность у детей школьного возраста, лечение и причины этой патологии рассмотрим подробнее. Начнем с того, что выясним, что может спровоцировать развитие гиперактивности. Причин может быть несколько:
- Аномальное протекание беременности:
- Недостаточное снабжение плода кислородом.
- Угроза выкидыша в разные сроки.
- Частые стрессовые ситуации в интересном положении.
- Несоблюдение рекомендаций по правильному питанию.
- Курение.
2. Неблагоприятные роды:
- Слишком затяжная родовая деятельность.
- Стремительные роды.
- Если пришлось прибегнуть к медикаментозному стимулированию родовой деятельности.
- Недоношенность.
3. Прочие причины:
- Наличие неврологических проблем.
- Частые конфликты в семье между родителями.
- Слишком большая требовательность и строгость по отношению к ребенку.
- Отравления химическими веществами.
- Неправильный рацион ребенка.
Если имеет место сочетание сразу нескольких причин, то возрастает вероятность того, что возникнет гиперактивность у детей школьного возраста. Лечение доктор обязательно должен назначить, но, к сожалению, это можно видеть не всегда. Часто даже родители не обращают на эту проблему внимания и не идут на прием к врачу за помощью.
Разновидности гиперактивности
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от разновидности патологии. А они бывают следующими:
- Дефицит внимания без гиперактивности. Ребенок чаще всего абсолютно спокоен, но живет в каком-то своем мире, постоянно витает в облаках, достучаться до него сложно.
- Гиперактивность без дефицита внимания. Такая патология наблюдается гораздо реже. Причиной считают индивидуальные особенности или нарушения в развитии нервной системы.
- Гиперактивность с дефицитом внимания является наиболее распространенным случаем. Ребенок не только страдает нарушениями внимания, но и проявляет чрезмерную активность.
Каждый из случаев нуждается в своем подходе к лечению, которое просто необходимо.
В чем отличие активности от гиперактивности?
Многие родители часто спрашивают, когда надо бить тревогу. Как отличить, что ребенок не просто очень активный малыш, а имеется гиперактивность? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться простым сравнением, приведенным в таблице.
Активный малыш | Гиперактивный |
Ребенок любит подвижные игры, но, если его заинтересовать, он может длительное время слушать сказку или собирать пазлы. | Ребенок не контролирует себя, он постоянно находится в движении. Когда силы его иссякают, начинается истерика, плач. |
Всем интересуется, задает родителям много вопросов. | Быстрая речь, часто перебивает во время разговора, задавая вопрос, ответ на него может и не дослушать. |
Практически нет нарушений в работе пищеварительной системы, нормальный сон. | Трудно засыпает, во сне может разговаривать, плакать. Часто встречаются расстройства пищеварения, аллергические реакции. |
Ребенок понимает, где можно активность свою проявлять, а где надо вести себя спокойно, например в гостях. | Малыш практически неуправляем, на него не действуют запреты, везде ведет себя одинаково. |
Не провоцирует скандалы, не проявляет агрессивности. | Ребенок сам часто становится провокатором конфликтов, не контролирует свою агрессию, может при этом драться, кусаться, применять палки, камни и другие подручные средства. |
Вот эти признаки сравнения помогут родителям заподозрить патологию развития у своего ребенка и заставят обратиться к врачу. Поставить правильный диагноз (гиперактивность у ребенка школьного возраста), лечение назначить сможет только грамотный специалист. Не стоит откладывать к нему визит.
Как проявляется гиперактивность?
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский рекомендует начинать только тогда, когда установлено, что это заболевание, а не проявление нормы. А чтобы это выяснить, необходимо знать симптоматику патологии, ее можно разделить на несколько групп:
- Проблемы с активным вниманием. Такие дети не могут концентрироваться длительное время, во время учебных занятий часто отвлекаются, делают ошибки. Малыш может потерять или забыть свои вещи, для него труднее всего выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности.
- Двигательная активность относится ко 2-й группе признаков. Можно наблюдать постоянное движение, при этом у ребенка нет определенной цели, все движения хаотичны и бессмысленны. Малыш не может долго сидеть без движения, постоянно что-то теребит, дергает ногами. Наблюдаются проблемы со сном, ребенок много говорит, для него не проблема пообщаться с совсем посторонним человеком.
- Импульсивность. Ребенок не контролирует свои действия, для него не существует правил. Часто инициирует конфликты с другими детьми и взрослыми, может быть агрессивным.
Если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение (Комаровский так считает) может и не понадобиться, когда заболевание проявляется в легкой форме. При этом много усилий и терпения требуется прежде всего от мамы, чтобы помочь ребенку научиться справляться со своими проблемами.
Но часто может потребоваться, если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение. И симптомы, кроме перечисленных, добавляются следующие:
- Капризность.
- Плаксивость.
- Раздражительность.
- Болтливость.
- Стремление быть всегда и во всем лидером.
- Общение предпочитается с младшими по возрасту.
- Часто еще ребенок бывает левшой.
- Жалобы на головные боли.
- Заниженная самооценка.
- Нервные тики.
- Различные страхи.
- Энурез.
Если так проявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение доктор Комаровский советует непременно пройти. Надо отметить, что на умственные способности все эти признаки не влияют, но успеваемость часто страдает, даже если ребенок умненький, поэтому помощь специалиста необходима.
Постановка диагноза
Если есть гиперактивность у детей школьного возраста, лечение, коррекция этого состояния требуются обязательно. Но для этого надо правильно поставить диагноз. Этим занимаются врачи-невропатологи, которых требуется при наличии соответствующих симптомов посетить. Важно выявить причину патологии, чтобы исключить наличие более опасных заболеваний, а это под силу только специалисту.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания выявляется в ходе нескольких этапов:
- На первом этапе врач пытается собрать как можно больше информации о ребенке. Изучает карту малыша, уточняет протекание беременности, наличие сопутствующих заболеваний. Врач расспрашивает маму об особенностях поведения ребенка, а также использует утвержденную методику Американской психиатрической ассоциации для диагностирования СДВГ.
- На втором этапе проводят психологические обследования с использованием специальных тестов. Они позволяют увидеть степень выраженности патологии.
- Обследования на специальном оборудовании. Для постановки правильного диагноза маленького пациента направляют на электроэнцефалограмму и МРТ. Эти обследования позволяют оценить электрические потенциалы мозговой деятельности и увидеть отклонения, если таковые имеются.
Постановка диагноза может затянуться на несколько месяцев, только после всех наблюдений, тестов и обследований выявляется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение будет зависеть от симптоматики и степени тяжести патологии. Родителям предстоит приложить немало усилий и терпения.
Терапия гиперактивности
Обязательно потребуется, если подтвержден диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. И признаки должны уменьшить свое проявление. Но терапия предстоит длительная и с использованием многих методик и направлений.
- Скорректировать двигательную активность ребенка. Таким малышам нежелательно заниматься видами спорта с соревновательными элементами, так как это может спровоцировать усиление проявления заболевания. Лучше всего отдать ребенка на плавание, аэробную тренировку, в лыжный спорт.
- Помощь психологическая. В арсенале специалистов имеются различные методики по работе с такими детьми.
- Семейная психотерапия. Заболевание ребенка не может не накладывать свой отпечаток на родителей, особенно на того, кто проводит больше времени с малышом. Они становятся более раздражительными, нервными, поэтому помощь семейного психотерапевта не помешает.
- Релаксация. Специальные аутотренинги благоприятно влияют на состояние детей с синдромом гиперактивности.
- Коррекция поведения. Это касается не только ребенка, но и взрослых. Дети с гиперактивностью очень восприимчивы к негативу, для них не существует запретов, но они довольно положительно откликаются на позитивные эмоции. Учитывая это, таких малышей эффективнее будет хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. Отношения должны строиться на полном доверии и понимании, а запрещать только то, что действительно представляет опасность для него. Родители должны контролировать свое поведение, не допускать грубости по отношении друг к другу, особенно при ребенке.
- Медикаментозное также требуется (если диагностирована гиперактивность у детей школьного возраста) лечение. Препараты, например в США, часто назначают из группы психостимуляторов, но было выявлено, что они дают много побочных эффектов, которые сводят на нет всю пользу от их применения. В нашей стране такие препараты не используют.
Рассмотрим более подробно некоторые направления терапии.
Медикаментозное лечение
Скорее всего, назначат, если подтвердится диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение. Препараты должны подбираться только врачом. Для скорейшего получения результата назначают стимуляторы, такие препараты помогают ребенку улучшить концентрацию внимания. К этой группе можно отнести следующие лекарства:
- «Декседрин».
- «Фокалин».
- «Риталин».
- «Метилин».
- «Виванс».
Специалисты часто также назначают ноотропные лекарства, например:
- «Кортексин».
- «Глиатилин».
- «Фенибут».
- «Пантогам».
Они помогают улучшить мозговое кровообращение, улучшают память, способность концентрироваться.
Лечение СДВГ в Израиле
При постановке диагноза «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль и его клиники могут предложить альтернативное медикаментозному. В медицинских учреждениях Израиля, специализирующихся на терапии СДВГ, применяют следующий альтернативный способ лечения.
Это краниосакральная терапия, или остеопатия. Система этого лечения основывается на том, что череп непосредственно связан с позвоночником и крестцом. Даже незначительные сдвиги костей черепа позволяют устранить или существенно уменьшить физические недомогания и функциональные нарушения. Первым делом устраняется физическая причина патологии, особенно это касается родовых травм, а потом уже наступает очередь других специалистов приступить к лечению.
Большинство детей с диагнозом «гиперактивность» уже после сеансов остеопатии способны обучаться в обычной школе с другими ребятами наравне.
Одна из таких клиник располагается в Тель-Авиве, и возглавляет ее известный доктор Александр Канцепольский. Таким образом, мы видим, что если есть диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста, лечение Израиль предлагает не только медикаментозное.
Народная медицина против гиперактивности
Терапия этого заболевания требует от родителей большого терпения. Необходимо строго следовать рекомендациям доктора, если поставлен диагноз «гиперактивность» у детей школьного возраста. Лечение народными средствами также можно использовать, но после консультации со специалистом.
Вот некоторые рецепты, которые помогут нормализовать сон, работу пищеварительной системы, а из-за этого хоть немного, но улучшится поведение малыша:
- Корень дягиля. Обладает успокаивающими свойствами. Для приготовления необходимо взять 1 столовую ложку измельченных корней и залить 250 мл горячей воды, проварить на водяной бане в течение 20 минут. Немного остудить и процедить. Принимать по 2 столовых ложки три раза в день.
- Хмель. Для терапии используют шишки этого растения. 1 столовую ложку заливают стаканом воды и проваривают 2 минуты, затем надо немного настоять, процедить и принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день.
- Зверобой также широко используют в лечении гиперактивности. Он нормализует сон, способствует концентрации внимания, улучшению памяти. Надо взять 1 столовую ложку измельченной травы, залить 0,5 л воды и проварить 5 минут. В охлажденном виде надо давать ребенку по 1-2 столовых ложки три раза перед едой.
- Хорошо помогает, если имеется гиперактивность у детей школьного возраста, лечение народными рецептами. Травяные сборы используются довольно часто. Один из них включает следующие компоненты: корень валерианы, мелиссу, мяту, цветы лаванды, зверобой. 2 ложки такого сбора заваривают 0,5 литра горячей воды и настаивают 4 часа. Давать лекарство ребенку по 50 мл утром и вечером перед едой.
- Цветы лаванды помогают убрать слишком большую активность ребенка, а также тошноту, рвоту, головные боли. 1 ложку цветов заливают стаканом кипятка и настаивают 10 минут. Принимать по столовой ложке два раза в день.
Необходимо отметить, что при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение срадствами народных целителей может оказать помощь, но только в том случае, если проводится медикаментозная терапия, малыш посещает психолога, скорректирована его двигательная активность.
Психологическая помощь
При наличии гиперактивности желательно не отказываться от помощи психолога. Специалист имеет в своем арсенале различные методики, которые помогают убрать тревожность, повысить коммуникабельность ребенка, снизить его агрессивность.
Моделируя разные ситуации успеха, психолог подскажет родителям, в какой сфере их малыш будет себя чувствовать более уверенно. Он проводит различные аутогенные тренировки, ведет коррекционную работу, в которой обязательно должны быть задействованы и родители малыша. Персонально для каждого ребенка подбираются упражнения для развития мышления, внимания, памяти.
Не стоит пренебрегать помощью таких узких специалистов, занятия гиперактивному малышу пойдут только на пользу.
Как общаться с гиперактивным ребенком
Важно при диагнозе «гиперактивность» у детей школьного возраста лечение. Профилактика между тем также просто необходима. А начинаться она должна еще до появления ребенка на свет. Будущей маме необходимо обеспечить все условия для нормального протекания беременности.
Для предотвращения обострений, если у малыша уже есть диагноз «гиперактивность», надо придерживаться следующих рекомендаций:
- Помочь ребенку осваивать техники, помогающие в усвоении школьного материала.
- Во время занятий убрать все отвлекающие предметы, создать рабочую обстановку.
- Поддерживать ребенка, повышать мотивацию для продолжения занятий.
Кроме этого, родители должны придерживаться некоторых правил при общении с гиперактивным ребенком:
- Надо хвалить малыша даже за малейшие успехи.
- У ребенка должны быть свои поручения, хоть и небольшие, но он их должен выполнять сам и регулярно.
- Можно практиковать ведение дневника, в который записываются все успехи.
- Надо ставить такие задачи, которые выполнимы для ребенка.
- Необходимо четко обозначить все границы дозволенного и того, что категорически нельзя.
- Из обращения надо убрать приказной тон.
- В доме должен соблюдаться распорядок дня.
- Не позволяйте малышу перенапрягаться.
- Время просмотра телепередач надо свести к минимуму.
- Надо обязательно наладить режим сна и бодрствования.
- Сами родители должны сохранять спокойствие в любой обстановке.
- Родители должны помочь ребенку выбрать такую сферу деятельности, где он может показать свои способности.
Если ваш ребенок слишком гиперактивен, то не надо паниковать и ставить на нем крест. С современными возможностями медицины можно справиться и не с такими патологиями, надо только вовремя обратить на это внимание и посетить доктора. Психологическая помощь, медикаментозная терапия, сеансы психотерапии сделают свое дело, и ваш ребенок вполне сможет обучаться наравне с остальными детьми и проявить все свои таланты и способности.
Источник