Минорный свинг из синдрома петрушки

Минорный свинг из синдрома петрушки thumbnail

В догонку к своему посту о «Синдроме Петрушки» нашла запись той музыки, которая для главного героя была знаковой — «Минорный свинг» гения джаза-мануш (цыганского джаза) Джанго Ренйхардта (1939). Правда, видео с исполнением самого Джанго найти не удалось, но вот этот вариант понравился мне необычайно! Уже который раз слушаю — не оторваться! Завораживающая музыка!

Судьба самого Джанго Рейнхардта (1910-1954) тоже достаточно трагична, как оказалось…

Он родился в семье кочевых цыган в Бельгии. Вместе с семьёй он побывал во Франции, Италии, Алжире и на Корсике, в конечном итоге осев во Франции.

Слухи о таланте маленького мануша расходились по цыганским таборам: говорили, однажды он на спор с первого раза воспроизвел на банджо семнадцать мелодий, наигранных ему на аккордеоне, которые прежде никогда не слышал.
На скрипке Джанго также мог сыграть множество классических произведений цыганских композиторов Венгрии.

Однако во время пожара в таборе 18-летний музыкант очень сильно пострадал. На левой руке его остались рабочими только два пальца: указательный и средний.

На полтора года Джанго был прикован к постели. Желая занять его, младший брат Жозе принес ему гитару, и покалеченный Рейнхардт начал заново учиться играть. Длительными болезненными упражнениями молодой гитарист смог, вопреки всем ожиданиям, преодолеть увечье, попутно разработав собственную самостоятельную технику игры. Теперь он играл не традиционную и классическую цыганскую музыку, а входящий в моду джаз. Правда, на цыганский манер.
После выхода из больницы дела Джанго резко пошли вверх. В 1934 году он познакомился со скрипачом и пианистом Стефаном Грапелли, работавшим в парижских кабаре и тапером в кинотеатрах. Вместе они организовали квинтет «Hot Club of France». Всего за год квинтет добился мирового признания и впоследствии записал около 200 треков, включая такие ставшие классикой оригинальные композиции, как «Djangology», «Minor Swing» и прогремевшей на всю планету хит «Nuages».

В годы оккупации Франции Джанго играл даже больше, чем когда это делал ради денег. Дело в том, что нацисты не переносили джаза, этого «кривляния чёрных недочеловеков». Каждый концерт Джанго был вызовом оккупантам, дарующим надежду и смелость духа французам-слушателям.
Когда Джанго и вся его группа были настойчиво приглашены на «гастроли по Германии», музыканты разделились и начали скрываться. Рейнхардт покинул Францию и попытался получить убежище в нейтральной Швейцарии, но получил отказ. Джанго пришлось вновь вернуться к кочевому образу жизни. Он странствовал по Франции в компании то музыкантов, то цыган. В конце концов он вновь вернулся в Париж. Там он открыл свой клуб «La Roulotte» («Фургончик»).

Высшая точка популярности Джанго пришлась на 1945 год, когда джаз, символ сопротивления оккупантам, стал музыкой освобождения. Кульминацией был сольный концерт с оркестром транспортной авиации.

Скончался Великий Джанго 16 мая 1953 г. — его здоровье было необратимо подорвано голодными скитаниями в дни войны.

Читайте также:  Астенический синдром у маленького ребенка

В честь Джанго Рейнхардта назван международный фестиваль цыганского джаза, ежегодно проходящий в Нью-Йорке, веб-фреймворк Django (не имеет отношения к музыке), музыкальная группа «Джанго» и ряд музыкальных сайтов, посвящённых направлению джаз-мануш.

Джон Льюис (John Lewis, Modern Jazz Quartet) посвятил Джанго Рейнхардту одну из самых красивых пьес, «Джанго» (записана 1954), которая стала джазовым стандартом.

Британское издание Classic Rock включило Джанго в свой список величайших гитаристов всех времен.

Источник

Лежи, лежи Петрушка, лежи смирно, и когда-нибудь тебе воздастся, старый олух (с)

Проект «Синдром Петрушки» взбудоражил воображение моей мамы. Я сам ей рассказал о начале съемок, а потом пришлось еще постоянно следить за тем, как они продвигаются, чтобы утолить ее информационный голод по фильму её мечты. После сдержанных отзы-вов на «Кинотавре» интерес возрос в разы, и вот наступил конец октября и наш шеф-редактор Вероника организовала нам пригласительные на премьеру. Когда стало понятно, что наши мнения разделились, мы решили написать самостоятельные тексты.

Синдром Петрушки

Трейлер и обзоры Синдром Петрушки

Жанр
Драма

Страна
Швейцария, Германия, РФ

Режиссер
Елена Хазанова

Продюсер
Александр Новин, Евгений Миронов, Дмитрий Аронин

В ролях
Александр Кузнецов, Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Мераб Нинидзе, Зураб Кипшидзе, Алина Гвасалия, Алексей Любимов, Владимир Селезнев, Юлия Марченко, Эра Зиганшина

Премьера в РФ
05 ноября 2015

Минорный свинг из синдрома петрушки

Сюжет

Петя и Лиза созданы друг для друга. Он кукольник, она — его идеальная женщина-марионетка. Но жить спокойно им мешает родовое проклятье или генетическое заболевание Лизы и полное погружение Петра в свою работу. Она сходит с ума, а он конструирует ее кукольную копию, чтобы и работа не стояла, и кричать друг на друга не пришлось.

Минорный свинг из синдрома петрушки

Виновные

Хотя Елена Хазанова снимает уже довольно-таки давно, я с её фильмографией совершен-но незнаком. И «Синдром Петрушки» четко дал понять слабые и сильные стороны режиссера. Она прочувствовала роман Дины Рубиной, правда, у ее истории сюжет несколько иной. Хазанову беспокоят и интересуют другие темы, нежели те, которые прописывала основными Рубина. А вот как в авторах сценария оказалась Алена Алова, написавшая «Свадьбу по обмену», проходную российскую комедию, осталось для меня загадкой. Причем с «Синдромом Петрушки» она как раз поработала очень удачно. Несомненно, сценаристка слишком много пространства оставила для актерской реализации, да и ближе к финалу как-то уж слишком сильно ушла в философию. Убрав часть диалогов, фраз и сюжетных ходов Рубиной, она купировала историю, тем самым сделав ее более искусственной, чем она была первоначально.

Минорный свинг из синдрома петрушки

Оператор Азиз Жамбакиев создал настоящий кукольный мир, который не просто пересекается с человеческим обществом, а гармонично смешивается с ним. Вместе с композитором фильма они накалили сюжет до такой степени, что сцены танцев с куклами пробирают до дрожи. Будь это знаменитый дуэт кукольника с его кукольной женой или приду-манный специально для экранизации танец Петра со своим марионеточным воплощением.

Читайте также:  История болезни гломерулонефрит с нефротическим синдромом

Минорный свинг из синдрома петрушки

Актёры, которых пригласили на главные роли, у меня не вызывали слепого доверия. Чулпан Хаматова и Евгений Миронов подчеркивали, что ради съёмок в «Синдроме Петрушки» прекратили на время играть в театре. И что же мы видим в итоге на экране? Театральщина. Толковая, сильная, но нет никакой разницы между театральной сценой и кино. Так что я скажу, что меня больше зацепила игра актеров, которые изображали Петю и Лизу в юности. И вот к кому совершенно никаких претензий нет, так это к Мерабу Нинидзе. Ему идут все предлагаемые персонажи. Или он просто знает, что с ними делать.

Минорный свинг из синдрома петрушки

Мысли на тему

Интересные параллели рождаются при просмотре «Петрушки» с другими известными фильмами: «Кожа, в которой я живу» и почему-то «Жена путешественника во времени». Эти сравнения только добавляет плюсов проекту Елены Хазановой.

Минорный свинг из синдрома петрушки

«Синдром Петрушки» — везучая картина. В отличие от большинства подобных экранизаций, она выходит в прокат. Бюджет позволил создателям воплотить основные книжные идеи и даже виды, но фильму отчаянно не хватает стержня: о чём эта история. Хотя это очень серьезная экранизация романа Дины Рубиной. Которую нужно рекомендовать как рядовому зрителю, который идёт в кино за развлечением, так и тем, кто всегда готов искать в любой картине скрытые смыслы. Мое же мнение относительно «Синдрома Петрушки» такое: проект целенаправленно снимался для европейского проката, где такие вещи любят и ценят. А для российского зрителя это непознанный, незнакомый образец драматически танцевального жанра, который почему-то назвали фильмом.

Оценка TenStars 7 из 10 Хорошо

Источник

Некоторые книги звучат. Не в смысле аудиоверсии, начитанной автором или человеком с профессионально поставленным голосом, или даже энтузиастом из числа поклонников. Есть книги, имеющие лейтмотив как соната Вентейля в прустовом «В направлении Свана» или симфония Роберта Фробишера в «Облачном атласе» Митчелла. «Реквием» Моцарта непременно захочешь прослушать, читая «Моцарт и Сальери» Пушкина, а к «Венгерским танцам» Брамса вернешься с Саган. К Григу обратишься с ибсеновым «Пер Гюнтом», к Листу — с «Мятежными ангелами» Робертсона Дэвиса. Потому что музыка пронизывает, подсвечивает, придает дополнительной глубины литературе и отделить одно от другого не представляется возможным.

Ты, читатель, смутно чувствуешь, что сосредоточившись на одном только чтении, теряешь возможность воспринять замысел автора во всей полноте, в конечном итоге, обкрадывая себя и его. И находишь музыку. Слушаешь, чаще не особенно и впечатляясь — у меня так было с » On the sunny side of the street» Армстронга когда читала «На солнечной стороне улицы». Просто теперь ты знаешь, что в душе у героев, а окажется эта музыка твоей или примешь к сведению, оставшись в стороне — дело десятое.

Читайте также:  Термин синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

«Синдром Петрушки» звучит «Минорным свингом» Джанго Рейнхардта. Забавная история связана с поиском. Забила в поисковик название и впала в секундный ступор — вместо музыкальной композиции выскочило стопицот ссылок на сайты, предлагающие услуги по обмену сексуальными партнерами. Ну, так уж вышло, что слово «свингер» в значении «укороченная верхняя одежда трапециевидного силуэта с широким книзу рукавом» к началу десятых из употребления вышло, сменившись вышеуказанным. А свинг, как направление джазовой музыки у широкой публики никогда интересом не пользовался.

Пришлось переформулировать, добавив имя автора и отстраненная эта холодноватая тема сопровождала все время чтения. Местами диссонируя со страстями, кипящими в сердцах и судьбах героев, но впечатление обманчиво. Внутренний нерв, драйв, сжатая пружина, содержащая в себе зародыш невоплощенного покуда действия, которые есть глубинная суть композиции, она и в книге главное. Сегодня кукла, марионетка, завтра человек. Не получилось с живой рыжеволосой девочкой — сотворю голема по образу ее и подобию и оживлю, очеловечу. Пусть станет живее живых, пусть танцует, как не снилось настоящей женщине.

Что делать, если две вещи в жизни я люблю больше нее самой: свою женщину и своих кукол, а с ней все так плохо и только хуже? См. выше. Сотворить, вложить огромный кусок сердца, а после… принести в жертву. Печально? Да, но не трагедия, потому что проклятие отныне снято и не тяготеет над прекрасными рыжухами рода. Ах, в лучших книгах Рубиной столько смысловых пластов, что одно только перечисление абзац займет: библейская мифология; тема родовых проклятий; конфликт отцов и детей; образ трикстера и его трактовка; допустимость манипуляций в отношениях; степень свободы, которую можно позволить себе в партнерстве; дивная география с оживающими Прагой, Израилем («Здесь я выжариваю свой псториаз»- один из героев, поди ж ты, засело в памяти), губернский город Самара, в котором доводится иногда бывать.

Музыка — только одна из составляющих. Значимая, хотя не довлеющая. Но благодаря дине Рубиной и «Синдрому Петрушки» это во мне и со мной уже шестой год. И Джанго, цыганский мальчик с задатками музыкального вундеркинда и абсолютным слухом, раскрывающими перед ним возможности элитных антреприз, который сильно повредил руки во время пожара в таборе и вынужден был проститься с мыслью о музыкальной карьере. Но брат, чтобы отвлечь немного, приносит в больницу взамен любимого банджо акустическую гитару («два аккорда, два аккорда я тебе сыграю гордо»). Результат — длительными болезненными упражнениями увечье преодолено, а мир обогатился новой техникой игры, нивелирующей малую подвижность некоторых пальцев исполнителя.

«Цыганский джаз» — так называется направление. И оно есть. Всегда к прекрасной музыке через боль и жертвы.

Источник