Мимическая гимнастика для детей с синдромом дауна
Логопедическая ритмика — форма терапии, основанная на комплексном использовании слова, музыки и движения. Это одна из эффективных реабилитационных методик.
Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, О. А. Новиковской и др.).
Анализ существующих на сегодняшний день методик свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в работе с нашим контингентом детей разработан недостаточно. Необходимо дальнейшее изучение и развитие данного направления, так как логоритмика является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.
На протяжении двух лет мы апробировали свою систему занятий. Она показала хорошие результаты. У детей отмечается значительная положительная динамика, и мы готовы поделиться накопленным опытом.
Речевое развитие детей с синдромом Дауна
Э. Жак-Далькроз, Н. Г. Александрова и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений.
Всё окружающее нас живет по законам ритма — смена времен года, чередование дня и ночи, работа нашего сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме ритмических упражнений и игр.
Используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, мы постепенно отбирали то, что давало наиболее ощутимые результаты. На основе этого практического материала мы построили свою систему занятий с детьми раннего возраста. Многие игры, песни, речевой материал — это авторские наработки.
Целью логопедической ритмики является развитие речи у детей с синдромом Дауна и другими особенностями развития и их социальная адаптация.
В нашей работе мы ставили перед собой следующие задачи:
— создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;
— проведение активной работы по организации детского коллектива;
— осуществление коррекционной работы:
- формирование у детей умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- обучение их правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажа;
- развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- постановка правильного дыхания;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.
Основные направления нашей работы — оздоровительное, образовательное и воспитательное.
Оздоровительное направление позволяет укрепить костно-мышечный аппарат детей с синдромом Дауна, развить дыхание, моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильную осанку, походку, грацию движений и в общем способствует речевому развитию детей с синдромом Дауна.
Образовательное направление способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, чувствительности, координации движений.
Воспитательное направление помогает развитию чувства ритма, взаимодействия в коллективе, обучению правилам в различных видах деятельности.
С коррекционной направленностью логоритмических занятий связана поэтапность логопедической работы по стимуляции и развитию речи. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. п. развиваются познавательные способности детей.
Особенности развития речи у ребенка с синдромом Дауна
Логоритмические занятия посещают дети с задержкой речевого развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и др. У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности: ориентации в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т. д.), речи (эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут взаимодействовать в группе.
По окончании сессии у многих детей наблюдается положительная динамика. Они могут преодолевать препятствия и двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети четко выполняют инструкции. У многих появляются слова или звукокомплексы, различение понятий «громко» и «тихо», способность изменять голос по высоте, направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу. Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности развития речи у детей с синдромом Дауна, в общем наблюдается положительная динамика.
Из-за сложных нарушений у детей мы формируем небольшие группы — по 5—6 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю сессиями до шести месяцев, продолжительность каждого – 35 минут;
Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом и музыкальным руководителем.
Составляются занятия с опорой на лексические темы (например, « Прогулка по осеннему лесу», «В гостях у сказки»).
На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.
Все задания даются с опорой на картинный материал или игрушки, обязательно жестовое подкрепление.
Структура занятия
- Музыкально-ритмическиедвижения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
- Игры на развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой моторики, мимики.
- Оркестр, пение, игры, танец.
- Слушание-релаксация.
Музыкально-ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Они развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память.
Пример: чередование ходьбы и бега.
Ритмическая разминка
Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение выполнять движения по подражанию. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания настроя на определенный вид деятельности.
Упражнения для развития чувства темпа и ритма
Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание звуков, слогов и слов на заданные темы (прохлопать свое имя, прохлопать ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога).
Пример: песня «Гуси»:
Гу-си, гу-си, га-га-га!
Есть хо-ти-те? — Да-да-да.
Хле-ба с мас-лом? — Нет-нет-нет.
А че-го вам? — Нам кон-фет!
Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.
Пример: «Ветерок» (тема «Прогулка по осеннему лесу»): вдох через нос, выдох через рот (дифференциация носового и ротового дыхания). Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха,существует довольно много.
Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает навыки удерживать и переключать артикуляционные позы.
Примеры: «Домашние животные».
«Конь по полю мчит» (цоканье языком — положение губ меняется, то в улыбке, то трубочкой).
«Рыжий котик» (чистит зубки язычком).
«Пес Бобик» (лакает суп из миски).
«Хрюшка Луша объелась» (надувает щеки).
Упражнения для развития мелкой моторики
Ученые установили прямую зависимость между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!
Пример: «Ежик» (игра с маленьким мячиком с шипами).
Игры на развитие фонематического слуха
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Пример: «Голоса животных».
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.
Примеры (тема «Семья»):
«Папа сердится», «Веселая мама», «Удивленный дедушка», «Грустная бабушка».
Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.
Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений мы используем разнообразные оркестры детских инструментов:
- Оркестр «Лягушка» (металлофоны).
- «Едем на лошадке» (деревянные ложки).
- «Ножками затопали» (барабаны, бубны).
Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательный, артикуляционный, голосообразовательный. Как правило, песню сопровождают движения с различными предметами (флажками, веточками, мячиками, платочками, листочками и т. д.)
Пример: песня-танец «Осенние листочки» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).
Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.
Пример: танец «По лесочку мы гуляли» (тема «Весна»); танец «Листики» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).
Игры развивают память, внимание, плавность и координацию движений, ориентировку в пространстве.
Подвижные игры
Игра «Птички» (тема «Перелетные птицы»).
Ведущий:
Птицы так всегда летают (дети машут руками, как будто летают).
Так все птицы отдыхают (дети приседают, закрывают глаза).
Так все птицы корм клюют (руки в форме клювиков стучат по полу).
Так все птицы воду пьют.
Под музыку дети произвольно двигаются, изображая птичек, а когда музыка прекращается – останавливаются.
В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка и логопеда, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для общения ребенка в повседневной жизни.
Игра «Зайцы и лиса».
Логопед: «Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно…» и т. д. Соответственно тексту и инструкциям логопеда дети выполняют движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно.
При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например «Дедка и репка», «Курочка ряба», «Теремок» и т. п.
Переход к творческой игре создает условия для развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в большей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т. е. развитию адекватного социального поведения.
«Куколка» : играет задорная музыка, дети стоят в кругу и хлопают ребенку, танцующему в центре круга в образе куклы.
«Мячик»: дети сидят в кругу и под музыку перекатывают мяч соседу, при этом нужно посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
Слушание – релаксация активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.
Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют стимуляции и развитию всех функций речи у детей с синдромом Дауна, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, развивают общую и мелкую моторику, четкость и координацию движений.
Опыт показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения материала. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность развития речи и обеспечивает социализацию каждого ребенка.
Методический комплекс по работе с детьми раннего и младшего возраста с синдромом Дауна разработан нами с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей данной категории.
Примерный план-конспект занятия
Тема: «Зима. Новый год!»
Неречевые задачи:
- развитие координации движений, ориентации в пространстве;
- развитие слухового внимания, памяти;
- формирование умения работать в коллективе;
- развитие чувства ритма;
- нормализация мышечного тонуса.
Речевые задачи:
- развитие речевого дыхания;
- формирование мелкой и артикуляционной моторики;
- .развитие координации речи и движения;
- активизация словаря по темам « Зима», « Дикие животные».
Оборудование:
- картина « Дети встречают Новый год»;
- игрушки: зайчик, лиса, медведь, ежик;
- маракасы,
- снежинки.
Ход занятия
Организационный момент.
- Движение по кругу под марш (дети настраиваются на занятие).
- Приветствие (дети встают в круг и протягивают сначала правую ручку, затем левую): «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку подставляй».
- Представление себя: «Хлопни и назови свое имя».
- «Ножками затопали» (движения вперед, назад, в разных направлениях).
Показ детям картинки «Дети встречают Новый год» Активизация словаря. Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.
- «Елочка». Упражнение на развитие координации речи с движением (сначала проговариваем, затем пропеваем).
А у нашей елки (поглаживаем свою правую руку)
Зеленые иголки (поглаживаем левую руку),
Пушистые ветки (разводим руки в стороны),
Радуются детки (хлопаем в ладоши).
Будем елку наряжать (руки на поясе, топаем правой ногой),
Будем Новый год встречать (руки на поясе, топаем левой ногой),
Кружиться и танцевать (кружимся)
И друг друга поздравлять (хлопаем в ладоши).
(слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)
- Самомассаж. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса лица, развитие мимической моторики, чувства ритма и координации речи с движением:
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щеки, щиплет губы,
Пар пошел даже от шубы,
Чтобы их нам согреть,
Нужно срочно потереть:
Уши, щеки, губы носик,
И наш пухленький животик.
- Дыхательная гимнастика:
«Погреем ручки» (ребенок дышит на свои руки).
«Подуем на снежинку» (снежинка лежит на ладошке, ребенок сдувает ее резким выдохом).
- «Звуки леса». Игра на развитие фонематического слуха.
- «Поссорились-помирились». Упражнение на развитие слухового внимания, координации речи и движения, ритма.
Оборудование: маракасы.
- Танец-песня «Зимняя пляска». Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
- Хоровод. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики, координации движений, ориентации в пространстве.
Скоро, скоро Новый год!
Вокруг елки мы пойдем,
Ее справа обойдем.
А потом опять пойдем,
Елку слева обойдем,
Близко к елке подойдем,
Далеко мы отойдем,
Громко, громко скажем мы:
« Елочка, гори!»
(Слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)
- «Лошадка» (с ложками). Упражнение на развитие чувства ритма.
- «Здравствуйте, ручки!». Игра на развитие координации речи и движения, соматопространственной ориентации, подвижности органов артикуляции (движения в соответствии с текстом):
Здравствуйте, ручки: хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки: плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик: бип-бип-бип!
Здравствуй, животик: бах-бах-бах!
- «Конь по полю мчит». Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, чувства ритма и координации речи с движением.
- Сюжетно-ролевая игра «Зайка и лиса».
- Слушание-релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, возвращает детей в спокойное состояние («Снежинки»).
- Заключение (дети встают в хоровод и берутся за руки, остальные движения в соответствии с текстом):
Мы плясали ловко. Да, да, да!
Песни пели звонко. Да, да, да!
Ручками похлопаем. Да, да, да!
Ножками потопаем. Да, да, да!
Ручками помашем,
До свидания скажем.
Пока!
Литература
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
- Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М. : Учпедгиз, 1958.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство-пресс, 2001.
- Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей. СПб. : КАРО, 2005.
Источник
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными
— Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
— Многообразие упражнений для любых способностей;
— Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
— Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
— Тренировка выносливости;
— Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
— Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
— Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
— Укрепление иммунитета;
— Развитие логики и мышления;
— Развитие эмоций и мотивации;
— Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
— Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
— Увлекательный формат занятий;
— Разнообразное интересное оборудование;
— Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
— Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук — мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Развитие эмоций и мотивации
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
— кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
—проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
— вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
— Приобретение полезных знаний — во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
— Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
— Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Источник