Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом дауна
Раиса Яковлева
Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве
Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.
Хотелось бы отметить физические особенности детей с синдромом Дауна:
Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление характерных для данной патологии внешних признаков:
• плоское лицо;
• укороченный череп;
• особая кожная складка на шее у новорожденных детей;
• особый разрез глаз;
• гиперподвижность суставов;
• плоская форма затылка;
• недоразвитие средних фаланг пальцев;
• открытый рот;
• различные зубные аномалии;
• плоская переносица;
• короткий нос.
Большинство из внешних признаков человека с синдромом Дауна обусловлено свойственной для данной патологии задержкой внутриутробного развития. Наличие всех этих черт во внешности людей с синдромом Дауна не является обязательным признаком.
У кого-то они выражены сильнее и представлены в полном объеме, у кого-то – едва заметные черты (отмечается наличие 1-2 внешних признаков).
Люди с синдромом Дауна очень часто страдают патологиями, такими как:
• мышечная гипотония;
• катаракта;
• врожденный порок сердца;
• косоглазие;
• деформация грудной клетки;
• эписиндром;
• стеноз двенадцатиперстной кишки;
• лейкоз.
Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.
У ребёнка с синдромом Дауна этот этап протекает так же, как и у ребёнка в норме, но с особенностями:
•появление навыков запаздывает;
•навыки не так ярко выражены в силу физиологических причин (нарушение
слуха, зрения, слабость мышечного тонуса и т. д.);
•формирование определённого навыка требует более длительного времени, чем у обычного ребёнка.
Поэтому нужно быть более внимательными к ребёнку и применять стимулирующие приёмы по развитию тех или иных навыков у ребёнка.
Важно помнить, что задержка психомоторного развития может осложняться вследствие различных проблем со здоровьем, которые в большинстве случаев можно решить, подобрав соответствующее лечение.
Рекомендации по развитию и стимуляции ребёнка с индромом Дауна от рождения до 1 года (младенческий возраст).
Очень часто малыш с синдромом Дауна выглядит менее подвижным, чем его сверстники. Причиной этому служит сниженный мышечный тонус и, как следствие, недостаточная способность чувствовать (ощущать) тело. Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу, двигательная (через
прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция.
Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз».
Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Следует отметить, что у детей с синдромом Дауна мелкие/тонкие движения рук также имеют свои особенности:
• вместо движения кистью дольше, чем обычно, используются движения плечом и предплечьем. У ребёнка со сниженным тонусом при отсутствии специальных занятий такой способ выполнения движений может наблюдаться до четырёх-пяти лет.
• ребёнку проще фиксировать запястье в нужном положении, положив кисть руки на твёрдую поверхность большим пальцем вверх. Необходимость сохранять стабильность запястья без опоры утомляет ребёнка, и он теряет интерес к деятельности.
• формирование захвата различных предметов у детей с синдромом Дауна проходит в обычной последовательности: ладонный захват, щепоть, пинцетный захват и их промежуточные формы. Однако и здесь отмечаются свои особенности: позже затухает непроизвольный захват, при отсутствии специальной работы возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата.
Сила захвата снижена. Анатомические особенности ладони и запястья в ряде случаев могут затруднять стабилизацию запястья и задерживать формирование пальцевых захватов.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:
Массаж ладошек
Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
•массаж кистей рук и пальчиков с использованием всевозможных ворсовых
щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
Разрывание бумаги.
Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
•касания детскими ручками (их двигает взрослый) губ, век (если у ребёнка
при сближении рук и губ появляются сосательные движения, то руки некоторое время удерживаются около губ для того, чтобы ребёнок попытался захватить их губами);
•вкладывание круглых предметов в разжатые кулачки ребёнка, затем добав
-ление игрушек различной формы и с различной поверхностью (губка, тряпочки, морковки, колечки и тому подобное);
•совместные действия с предметами (толкание мяча, машинки, установка
кубиков друг на друга, сжимание резиновых мячиков и пищалок, разрывание бумаги, салфеток);
•«пальчиковый бассейн» (руками взрослого перебирать пальцы ребёнка в
гречке, горохе, орешках, вкладывать в пальчики сыпучие материалы);
•игры с бытовыми предметами (сковородки, крышки от кастрюль и тому подобное);
•побуждение ребёнка подавать вам руку, «здороваться», хлопать в ладоши, играть в «ладушки», махать «пока» (преимущество отдавать правой руке);
•игры с нанизанными на нить предметами (мелкие игрушки, крупные бусы, пуговицы);
•пальчиковые игры и упражнения (катать пальчиками шарики, мять бумагу, стучать и ходить пальчиками по столу, махать всеми пальчиками с использованием потешек, песенок, напевов).
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.
Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком.
Несмотря на наличие факторов, затрудняющих формирование навыков мелкой моторики, правильно организованная работа позволяет к трём годам сформировать у ребёнка практически все виды захвата, с помощью которых он может выполнять простые действия с предметами.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.
Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.
Источник
УДК 376.22
Грибина Галина Александровна1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Аннотация
В статье указываются методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна. Дано определение мелкой моторики, а также указаны особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Актуальность статьи заключается в том, что применение методик позволяет ребенку с синдромом Дауна улучшать собственные навыки, что приводит к положительным результатам в эмоциональном и психическом развитии. Для положительной адаптации ребенка в социуме требуется необходимость в поддержке его развития и недостающих способностей. Этому способствует развитие мелкой моторики, которое применяется с раннего детства.
Ключевые слова: дети с синдромом Дауна, мелкая моторика, методы развития, ребенок с синдромом Дауна, синдром Дауна
Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Библиографическая ссылка на статью:
Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83364 (дата обращения: 02.02.2020).
Синдром Дауна – не болезнь, а генетическое состояние, при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома. Большое количество из внешних признаков ребенка с синдромом Дауна определено свойственной для этой патологии опозданием внутриутробного развития. Присутствие всех отклонений во внешности человека с синдромом Дауна не служит обязательным признаком. Они могут быть выражены у кого-то сильнее и переданы в полном объеме, а у кого-то – еле заметные черты (замечается наличие 1-2 наружных признаков).
Психопатологическое изучение детей с синдромом Дауна выявило у них разнообразную степень умственной отсталости. Зачастую это дети с трудными нарушениями интеллекта. Так, по данным ученых примерно 70% данных детей обладают умеренной умственной отсталостью, примерно 7 % легкую форму и в остальных случаях – это нарушение интеллекта.
У детей с синдромом Дауна этап развития мелкой моторики протекает так же, как у детей в норме, однако с особенностями:
- навыки не ярко выражены по физиологическим причинам (слабость мышечного тонуса, нарушение зрения, слуха и т.д.);
- возникновение навыков запаздывает;
- формирование обусловленного навыка требует наиболее длительного времени в отличие от обычного ребёнка[1].
В связи с этим нужно быть наиболее внимательными к ребенку и использовать стимулирующие приемы по формированию разных навыков у ребенка с синдромом Дауна. Важно помнить, что приостановка психомоторного развития имеет возможность осложняться вследствие разнообразных проблем со здоровьем, в большинстве случаев которые можно решить, выбрав соответствующее лечение.
Дадим определение мелкой моторики. Это способность осуществлять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук и ног вследствие скоординированных действий основных систем: мышечной, костной и нервной. Формирование мелкой моторики занимает важное место для всеобщего развития ребёнка.
Несмотря на присутствие факторов, которые затрудняют развитие навыков мелкой моторики, верно организованная работа делает возможным к трем годам выработать у ребенка почти все виды захвата, при помощи которых ребенок может выполнять элементарные действия с вещами и предметами[2].
Наиболее эффективные и простые методы для формирования мелкой моторики у детей с синдромом Дауна:
- массаж ладоней весьма полезен для формирования мелкой моторики и тактильных ощущений. Массаж пальчиков и кистей рук с использованием разнообразных ворсовых щеток (жесткой (зубной) щеткой массажировать по подушечкам пальцев, мягкой щеткой массажировать от кончиков пальцев по внешней поверхности кулака к запястью);
- разрывание бумаги. Данное упражнение подходит для ребенка с 7 месяцев. При разрывании бумаги нужно не оставлять ребенка одного и наблюдать, чтобы он бумагу не засовывал в рот;
- применяют вкладывание круглых вещей в разжатые кулачки детей, затем приобщение игрушек разнообразной формы и с разнообразной поверхностью (тряпочки, морковки, губка, колечки и т.д.);
- совместные действия с вещами и предметами (толкание машинки, мяча, установка кубиков поочередности, сжимание резиновых пищалок и мячиков, разрывание салфеток);
- игры с надетыми предметами на нить (мелкие игрушки, пуговицы, крупные бусы);
- игры с предметами быта (сковородки, маленькие кастрюли, крышки от кастрюль и т.д.);
- побуждение детей махать «пока», подавать руку, хлопать в ладоши, «здороваться», играть в «ладушки» (преимущество предавать правой руке);
- упражнения и пальчиковые игры (ходить и стучать пальчиками по столу, также махать всеми пальчиками при использовании потешек, напевов, песенок). Итогами проведения упражнений и пальчиковой гимнастики у ребенка с синдромом Дауна повышается иммунитет, все дети хорошо исполняют задания, тем самым улучшается не только всеобщее состояние организма и дети становятся наиболее внимательными. В результате использования методики мелкой моторики пальчиковых игр можно улучшить общее состояние. Исходя из практики применения методики, дети становятся наиболее подвижными, при этом происходит существенное изменение в развитии мелкой моторики;
- крупотерапия – это нетрадиционный вид работы с разными видами круп, целью которой является нормализация жизнедеятельности детей с синдромом Дауна. Применение крупотерапии в работе с ребенком-Дауном на сегодняшний день используется не только за рубежом, но и в России. Крупотерапия корректирует мелкую моторику пальцев рук, тем самым дает возможность стимулировать психическое развитие ребенка, улучшает его общее развитие. Применение крупотерапии и комплексные занятия ей дают большие возможности в полноценном развитии ребенка с синдромом Дауна. На благоприятное психическое и физическое развитие детей-Даунов оказывают также подвижные игры, так как они улучшают работу опорно-двигательного аппарата[3].
Ребенок с синдромом Дауна, работая с различными формами круп, концентрирует свое внимание на пальцах и кистях рук, в результате чего ребенок становиться более внимательным и сосредоточенным. Подобная гимнастика оказывает также положительное влияние на мышцы пальцев. Таким образом, для коррекции и успешной адаптации в детском коллективе используется пальчиковая гимнастика и различные упражнения на мелкую моторику[4].
Удобное сочетание компенсаторных потенциалов организма с верно подобранными методами и программами на любом этапе развития детей и эффективными формами проведения методик могут в существенной мере, а порой и полностью убрать воздействие дефектов на процесс психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.
Отметим также, что одной из существенных составляющих коррекционной деятельности с детьми категории синдрома Дауна является работа по развитию и формированию базовых психических развитий, которые образовывают процесс приобретения некоторого опыта. Объем заданий и степень сложности определяются в соответствии со степенью нарушения интеллекта. Значительность применения в нынешних условиях методов для результативной адаптации ребенка с синдромом Дауна располагаются в прямой подчиненности от психологической помощи некоторого взятого ребенка, некоторой взятой семьи.
Таким образом, формирование мелкой моторики ребенка положительно воздействует на сенсорные процессы, а это очень важно для формирования психики ребенка с синдромом Дауна. Отметим, что тактильная чувствительность ребенка с синдромом Дауна – мощный стимул формирования у них внимания, восприятия, памяти, речи и мышления.
Библиографический список
- Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А. В. “Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста”/ под ред. Есипова Т. П., Кобякова Е. А., Мерковская А. В. ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ», г. Новосибирск, 2008. – 68 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Мурзина О. П., Вербина Г. Г. Методы развития мелкой моторики детей с синдромом Дауна // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 2. – с. 126-130.
- Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Грибина Галина Александровна»
Источник
Развитие навыков мелкой маторики
у детей с синдромом Дауна.
Когда мы говорим «мелкая моторика», мы подразумеваем движения мелких мышц кистей рук.
Мелкая моторика задействована, когда мы застёгиваем пуговицы, едим ложкой, отщипываем кусочек хлеба, пишем или перелистываем страницы, держим стакан в руках и рисуем. Без развитой мелкой моторики невозможно не только формирование интеллекта, но и азов самообслуживания. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Полноценное развитие мелких движений рук обычно происходит под контролем зрения, поэтому, развивая мелкую моторику, мы развиваем и внимание, и глазомер. К тому же развитие мелкой моторики напрямую связано с формированием речи.
В мозгу зоны, ответственные за развитие речи находятся рядом с речевыми зонами, поэтому, развивая моторику рук, мы способствуем прохождению импульсов через речевые зоны и так помогаем формированию связей и в речевых зонах тоже.
Дети с синдромом Дауна имеют некоторые особенности в формировании мелкой моторики. Мелкая моторика развивается медленнее, дети очень неуклюжи, из-за чего начинается заметное отставание в развитии.
Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна идёт с некоторыми нарушениями в связи с особенностями физиологического развития:
- имеются анатомические особенности строения кисти и запястья,
- наблюдается сниженный мышечный тонус,
- присутствует избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок,
- часто встречаются проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»,
- имеется недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия, поэтому многие движения даются с трудом.
Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координированно. В норме большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти. Поэтому изначально мы работаем с развитием кисти руки. Тут незаменимы пальчиковые игры, массажи рук и запястий. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, нужно использовать все приёмы арттерапии: рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина (сначала очень мягкого, затем – всё твёрже, вплоть до глины). Работая с пластилином, нужно научить ребёнка катать шарики и колбаски, резать пластилиновые колбаски ножом,
делать лепёшки и блинчики. Полезно раскатывать колбаски скалкой, втыкать в пластилиновый шарик спички (получится ёжик). Полезно научить ребёнка рвать полоски бумаги и с помощью взрослого делать отрывные аппликации, делать коллажи и пластилина. Например, из картона вырезается основа-жучок, ребёнку помогаем размазать по всей поверхности пластилин, а потом на пластилин прикрепляем зёрна – пятна. Или другой вариант: взрослый рисует на бумаге дерево, ребёнок отрывает от колбаски пластилина кусочки и прикрепляет на веточки – получились листики.
Постепенно необходимо увеличивать нагрузку на мышцы запястья, ведь когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Тут надо обратить внимание на любые вращательные и силовые упражнения. Например – сжимать рукой игрушку-пищалку, кидать мячик просто так и в цель, выполнять танцевальное движение «фонарики».
Для развития движений запястья малыш может играть в «Ладушки» и аналогичные игры. Вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу и мелкие камушки.
Хорошо развивает запястье упражнение – катание шарика. На начальном этапе мама катает по ладошке ребёнка шарики разного размера, с пупырышками и дырочками. Потом учим ребёнка самого катать шарик по столу круговыми движениями.
Изготовьте тренажёры – ленту. На плотную трубку (например, середина рулона туалетной бумаги) наклеивается атласная лента. Учите ребёнка заматывать и разматывать ленту на основу. При этом ленты должны быть разной длины и ширины, чтобы ребёнку было интереснее.
Развитию запястья способствуют игры с пирамидками, завинчивание-отвинчивание крышек от баночек, накидывание колец на кольцеброс.
Возьмите колечко кольцеброса, научите ребёнка просовывать через колечко разные предметы, от мелких шариков до мягких игрушек и тряпочек. Научите ребёнка катать снежки или скатывать крупные шары из теста. Предложите малышу свернуть бумагу в шар.
Помогают в развитии мелкой моторики игры с водой и песком. В воду можно кидать разные по весу шарики (сделайте их сами, набив разными вещами пластмассовые коробочки из под киндер-сюрприза), потом эти шарики надо вылавливать как руками, так и ситечком. Полезно переливать воду из чашки в чашку, научить ребёнка заливать воду в бутылку с помощью воронки.
Возьмите прозрачный стакан с водой, добавьте туда комком яркую гуашь, научите ребёнка размешивать краску в стакане ложкой. Можно обыграть это упражнение – вы готовите, например, кукле лекарство.
Играя с песком, научите ребёнка пропускать песок сквозь пальцы, руками закапывать и откапывать мелкие игрушки (не лопаткой, а именно руками!), можно на песочке рисовать пальчиками, ребром ладони и всей ладонью линии, выкладывать дорожку из цветных камешков. Также научите ребёнка просеивать песочек с помощью
ситечка на ручке, чтобы достать «спрятавшиеся» в песке камешки или бусинки.
Играйте как можно более разнообразно с музыкальными детскими инструментами. Советую приобрести погремушки разного веса и звучания, бубен, барабанчик, колокольчики, трещотки. Много интересных шумовых игрушек можно приобрести в музыкальных магазинах, обратите внимание на русские народные и украинские инструменты. Помогают в формировании моторики музыкальные занятия на пианино. Отмечу особо, что у детей с синдромом Дауна часто просто великолепные музыкальные способности.
Детям с синдромом Дауна нужны особые развивающие занятия с гимнастическими принадлежностями: палками, кольцами, лесенками. Но даже без специальных курсов, вы можете развивать ручки ребёнку – посадите на стульчик, дайте ребёнку схватиться ладошкой за большие ваши пальцы, а остальными вашими пальцами обхватите ручку ребёнка. Потяните к себе, чтобы ребёнок привстал. Как только ребёнок научится крепко хвататься, разнообразьте упражнение, предлагая схватиться за палку, кольца кольцеброса. Устройте шуточное перетягивание верёвочки или палочки.
Можно использовать игрушечный руль. Ребёнок не только будет нажимать на кнопочки, но и крутить руль , отрабатывая движения запястья.
Если ребёнок уже достиг возрасте 3-4 лет, предложите ему поиграть под вашим присмотром прищепками и скрепками. Прищепки нужно прикреплять на круглую металлическую коробку из-под конфет или печенья, а потом – снимать. Для работы со скрепками приготовьте яркое пособие – из жёлтого плотного картона изготовьте рисунок- солнышко. Малыш на начальном этапе учится только снимать скрепки — лучик, которые вы заранее надели на солнышко. А на следующих этапах – уже сам надевает.
Кончено, упражнений гораздо больше, развивайте мелкую моторику, играя!
Источник