Методы исследования детей с синдромом дауна

Методы исследования детей с синдромом дауна thumbnail

Мы с вами уже говорили о том, можно заранее провести диагностику синдрома Дауна, но важно еще и правильно его интерпретировать. Правильная оценка ситуации может быть только при наличии результатов обоих скринингов и данных УЗИ. В этом случае можно говорить о подозрениях на основании динамики роста гормонов.

По результатам анализов можно выявить вероятность рождения малыша с генетической патологией, но на основании только этих данных никак нельзя ставить диагнозов, так как на результаты исследований могли влиять разного рода медикаменты, принимаемые женщинами при беременности и другие факторы. По данным полученных результатов скрининга и данных по УЗИ среди женщин формируются группы риска, в них входят те мамочки, у которых наиболее вероятно рождение ребенка с синдромом Дауна. Таким женщинам не ставят подобных диагнозов, их отправляют на проведение уже инвазивных и более точных исследований, которые проводят с проколом плодных оболочек. К этим исследованиям относят амниоцентез и кордоцентез, биопсию ворсинок хориона. Данное обследование по показаниям врача проводится беременным бесплатно.

Инвазивные методы диагностики.
Проведение амниоцентеза – это процедура забора околоплодных вод для проведения их исследования. Под надзором УЗИ специальная игла делает прокол через переднюю брюшную стенку или через свод влагалища с забором около 10-15 мл амниотической жидкости. Эта процедура будет относительно безопасной из всех имеющихся инвазивных исследований. Ее проводят в сроки с 8 до 14 недели первого триместра или после 15 недель второго триместра. Показаниями для ее проведения будут полученные результаты УЗИ с данными, свидетельствующими в пользу синдрома Дауна, наличие результатов биохимических анализов (скрининг) с отклонениями от нормы. Также показан амниоцентез при наличии у одного из супругов хромосомных заболеваний, при кровнородственном браке, при возрасте мамы боле 35 лет, а отца более 40 лет. У метода имеются противопоказания при угрозе прерывания беременности, при наличии острых или хронических заболеваний беременной, при расположении плаценты по передней стенке матки и при пороках развития матки.

Каким образом интерпретируют результаты исследования?
Амниотическая жидкость содержит в себе клетки плода, которые содержат все хромосомы. Если в результате проведения генетического анализа в 21-ой паре обнаруживают три хромосомы, вероятность синдрома Дауна у ребенка достигает 99%. Результаты теста готовятся около трех-четырех дней, но если клетки необходимо будет обрабатывать или подращивать, результаты могут прийти и через две-три недели. Данное исследование имеет и свои осложнения с риском прерывания беременности около 1%, а также таким же процентным риском инфицирования околоплодных вод. После 36-ой недели беременности при амниоцентезе возможно запускание родовой деятельности, так как это своего рода стимуляция матки.

Проведение кордоцентеза – получения для исследования пуповинной крови. При помощи тонкой иглы делается прокол в брюшной стенке или в области шейки матки. При контроле УЗИ вводится игла в сосуды пуповины и забирается около 5 мл крови для проведения исследования. Данную процедуру проводят с 18-ти недель беременности, до этого срока сосуды пуповины слишком малы, чтобы можно было забрать образцы крови. Оптимальным сроком проведения будет 22-24 недели беременности. Показаниями к кордоцентезу является наличие генетических заболеваний и родителей или близких родственников, при наличии в семье ребенка с генетическими патологиями, при выявлении по результатам УЗИ и скрининга по анализам крови неудовлетворительных результатов или возраст мамы более 35 лет. Противопоказан будет кордоцентез при инфекционной патологии матери, угрозе прерывания беременности, наличии уплотнений в стенке матки, нарушении свертывания крови у мамы и кровянистых выделениях из половых путей.

Каким образом оценивают результаты?
В пуповинной крови содержатся клетки плода, которые имеют полный его хромосомный набор. При наличии в 21-ой паре трех хромосом указывает на синдром Дауна с 98-99%-ной вероятностью. При кордоцентезе возможны с 5%-ной вероятностью осложнения в виде замедления сердцебиений плода и кровотечение из места прокола, гематомы пуповины, стимуляция преждевременных родов в срок третьего триместра, воспалительные процессы, которые могут привести к процессу прерывания беременности.

Проведение биопсии ворсинок хориона – это процедура забора образца тканей из области мелких пальцеобразных выростов плаценты с целью их изучения. Проводится прокол передней брюшной стенки и иглой для биопсии берется образец тканей для изучения. При биопсии через область шейки матки применяют гибкий тонкий зонд. Результаты получают через 7-10 суток, может проводиться углубленное изучение на протяжении 4-х недель. Исследование проводят в сроки 9-12 недель беременности, показана процедура беременным старше 35 лет, если у одного из родителей выявлены хромосомные аномалии или мутации генов, если при прошлых беременностях были выявлены хромосомные аномалии плода, если по результатам неинвазивного скрининга был высокий риск развития синдрома Дауна.

Противопоказано будет проведение исследования при острых инфекциях или обострении хронической патологии, при наличии кровянистых выделений из влагалища, при слабости в области шейки матки или угрозе прерывания беременности, при спаечном процессе в области малого таза. Результаты интерпретируют таким образом – клетки, полученные из хориона, содержат такой же набор хромосом, что и плод. При изучении клеток исследуют хромосомы, при обнаружении трисомии по 21-ой паре вероятность синдрома Дауна достигает 99%. Осложнениями при проведении процедуры в 2% случаев могут быть болевые ощущения, воспаление плодных оболочек, кровотечения, гематомы в месте взятия материала. Эти методы достаточно точные, но при них есть риск осложнений, при плохих результатах неинвазивного скрининга мама может отказаться от проведения инвазивного. Это ее право.

Читайте также:  Гипертонический криз осложненный судорожным синдромом

Источник

Существует несколько вариантов диагностирования синдрома Дауна у малютки в период внутриутробного развития.

Можно ли выявить синдром Дауна на ранних сроках

Что такое синдром Дауна

С научной точки зрения синдром Дауна предполагает наличие у человека лишней хромосомы.

Среди физических проявлений болезни:

  • плоское лицо, укороченный череп, плоский затылок;
  • наличие складки на шее;
  • гиперподвижность суставов;
  • пониженный мышечный тонус;
  • короткие конечности и пальцы;
  • порок сердца;
  • деформированная грудная клетка;
  • косоглазие;
  • врожденные заболевания кишечника.

А также множество других симптомов.

Тем не менее, указанные признаки не обязательно присутствуют, могут наблюдаться лишь некоторые из них.

Риски развития патологии и статистические данные

Согласно статистике, с этой болезнью рождается один из 700-800 детей. Но в последние года статистика говорит о том, что будущие мамочки, узнав о таком диагнозе, чаще стали принимать решение об аборте.

Таким образом, с синдромом Дауна в наше время рождается один из тысячи малышей.

Известно, что риск развития патологии увеличивается с возрастом роженицы: чем старше будущая мамочка, тем выше вероятность.

Возможна ли передача синдрома Дауна по наследству?

Синдром Дауна не передается по наследству, но совсем не исключено, что у мамы, страдающей от этого заболевания, родиться малыш с таким же диагнозом.

Причины патологии

Причины возникновения данной патологии до сих пор точно сформулировать не удается. Нарушение происходит на генетическом уровне, когда при формировании организма кариотип формируется из 47 хромосом вместо 46.

Методы диагностики синдрома Дауна

Существует несколько способов диагностировать синдром Дауна у малыша в период внутриутробного развития.

  • Амниоцентез

Эта процедура предполагает забор на анализ амниотической жидкости – околоплодных вод. Контролируя месторасположения плода при помощи УЗИ, доктор вводит через живот будущей мамочки иглу, через которую получает амниотическую жидкость для анализа.

  • Биопсия ворсин хориона

Плацента обладает тем же генетическим материалом, что и ребенок. Поэтому, взяв на анализ ворсинки хориона плаценты, можно получить данные о генетическом материале малыша. При биопсии иглу вводят либо через живот, либо через влагалище, и производят забор материала для анализа.

Дополнительные скрининговые тесты

Амниоцентез и биопсию хориона назначают только в том случае, если по результатам скриннинговых тестов женщина попала в группу риска.
Скриннинговые тесты предполагают анализы без инвазивного вмешательства. Это различные анализы крови (на гормоны, белки), а также УЗИ.

Что показывает УЗИ

При проведении УЗИ доктор обращает внимание на воротничковую зону. Дело в том, что при наличии синдрома Дауна на шее образуется складка, так как в воротничковой зоне накапливается чрезмерное количество жидкости.

Риски при дополнительных методах диагностики

Амниоцентез и биопсию хориона проводят в крайних случаях и при наличии высокого риска развития синдрома Дауна у крохи.
Дело в том, что эти методы могут спровоцировать выкидыш, а также могут привести к инфицированию плода.

На каком сроке делается скрининг-диагностика

Скринниги проводят в каждом триместре.

На 10-13 неделе делают ранний скриннинг (УЗИ и анализ крови на белки).

На 16 неделе проводят тройной анализ (анализ крови на белки и ХГЧ).

Четверной тест или расширенный тройной – к предыдущим исследованиям добавляют анализ на наличие еще одного белка в крови.

На каком сроке беременности можно точно выявить патологию

Скринниговые тесты не дают точного диагноза, они лишь могут вызвать предположение.

Амниоцентез разрешено делать не ранее 16-18 недели, а результатов исследования придется ждать около трех недель.

Биопсию можно провести раньше – на 10-12 неделе.

Но дело в том, что ни один тест не даст вам 100% ответа и гарантированного диагноза. Результаты могут быть как ложноположительными, так и ложноотрицательными.

Прогноз при подтвержденном диагнозе

Детки с синдромом Дауна, несмотря на отставание в умственном и физическом развитии, способны учиться и развиваться. Да, им нужно уделять особое внимание, быть терпеливым и много заниматься.

Наличие синдрома можно будет распознать во внешности ребенка, он болезнь не делает его плохим человеком.

Решение о сохранении или прерывании беременности следует принимать только родителям, основываясь на том, готовы ли они принять этого ребеночка и приложить усилие к его воспитанию.

Читайте также:  Средство при злокачественном нейролептическом синдроме

Источник

Ефремова Н. А., учитель-дефектолог,

г. Курск

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Статья посвящена системе работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается вопрос организации психолого-педагогической диагностики детей        с синдромом Дауна.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, синдром Дауна, диагностика

Актуальность: говоря о диагностике, прежде всего мы подразумеваем изучение индивидуальных особенностей ребенка, а не степень его развития в той или иной сфере. В связи с этим, как нельзя, кстати, является высказывание Л. Выготского о том, что «…полное решение проблем диагностики развития может быть достигнуто только на основе последовательного и достаточно глубокого решения основного вопроса относительно законов природы процессов детского развития» [1, с. 287]. К сожалению, на фоне общего ухудшения показателей здоровья населения, в том числе и детского, имеет место тенденция увеличения количества дошкольников с нарушениями интеллекта. В дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, эти изменения находят отражение во внедрении альтернативных форм помощи воспитанникам, активном поиске инновационных подходов к разработке педагогических технологий. Процесс совершенствования коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в том числе с детьми с синдромом Дауна определяет актуальность данной работы.

Цель систематизировать задачи диагностики индивидуальных особенностей дошкольников с синдромом Дауна для осуществления индивидуально-дифференцированного похода.

Изложение основного материала. Диагностика — лишь начальный этап в деятельности учителя-дефектолога, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной диагностики, является фонд накопленных педагогом знаний.

Практика работы, показывает, что психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна, включает несколько этапов:

1. Систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент обследования. Сюда входит характеристика первичного дефекта, характеристика вторичных нарушений.

2. Выявление сохранных функций, асинхронии развития под влиянием первичного дефекта.

3. Особенности воспитания и окружения ребенка.

4. Анализ истории развития ребенка.

5. Выбор методов психолого-педагогической коррекции.

Решать данные вопросы в отношении ребенка с хромосомными заболеваниями необходимо лишь совместно с медицинскими работниками, так как выбор методов коррекции, профилактики вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания, его последствий, а также характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.

Исходя из вышеперечисленного, в процессе своей деятельности  учитель-дефектолог отрабатывает два направления диагностики:

1) определение реального уровня психического развития ребенка;

2) определение зоны ближайшего развития.

Причина, по которой необходимо определить зону ближайшего развития – это определение оптимальных сроков обучения детей, так как границы сенситивности для освоения различных видов деятельности у детей обозначенной категории всегда индивидуальны, а определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.

В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития, и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях [2].

 К  диагностическим задачам в работе учителя-дефектолога ДОУ относятся:

▪ выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

▪ выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

▪ определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

▪ дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития.

Диагностика детей с нарушениями интеллекта сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому специалист, работающий с детьми с синдромом Дауна, особое внимание обращает на ряд моментов, таких как:

— перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,  проводится беседа с его родителями. Содержание беседы, как правило, направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, так как сам ребенок зачастую при поступлении в дошкольное образовательное учреждение еще не имеет речевых навыков;

— при проведении обследования соблюдается спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка;

— перед предъявлением любого задания устанавливается: как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;

— учитель-дефектолог обращает внимание, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально; на степень устойчивости интереса; особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;

— педагог не упускает из вида общую эмоциональную реакцию ребенка, реакцию похвалы или неодобрения.

В течение первого года с момента поступления ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение диагностическое обследование проводится в три этапа (первичное; на начало учебного года; в конце учебного года). В последующие годы диагностика проходит два этапа (на начало учебного года, в конце учебного года), если нет оснований для другой периодичности.

Читайте также:  Гипоталамический синдром нейроэндокринная форма мкб

Первый этап (обследование проводится в течение 2-х недель с момента поступления ребенка в ДОУ).

Цель обследования на данном этапе — определить исходный уровень обученности. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту первичного обследования».

Второй этап (по истечению 2-3 месяцев пребывания ребенка в ДОУ).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей психического развития каждого ребенка. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее, а также сведения об адаптации. В индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения вносятся цели и задачи, пути, методы, содержания коррекционной работы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» (на 1-4 годы обучения).

Третий этап (две последние недели мая).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на следующий этап обучения по реализуемой программе.

Методологическими приемами, используемыми в диагностике, выступают: анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации); оценка; контроль.

Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и другие.

 При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна учитываются следующие показатели:

— динамика физического развития (анамнез);

— состояние слуха, зрения;

— особенности развития двигательной сферы (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений), общей и мелкой моторики;

— особенности работоспособности.

Исследуя особенности и уровень развития познавательной сферы необходимо отметить:

— особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;

— особенности памяти, преобладание типа памяти;

— особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);

— особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)

— особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, — сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)

В изучении отношения ребенка с синдромом Дауна к образовательной деятельности и степень его мотивации следует выяснить:

— особенности отношений «воспитатель — воспитанник», «воспитанник – педагог» (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);

— способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;

— умение планировать свою деятельность.

Анализируя эмоционально-личностную сферу «особого» ребенка нужно остановиться на:

— его способности к волевому усилию;

— преобладающее настроение;

— внушаемость;

— наличие аффективных вспышек, фобических реакций;

— отношение к себе, особенности самооценки;

— отношения с окружающими и т.д.

Также, необходимо изучить особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

Для обследования дошкольников с синдромом Дауна учителя-дефектологи используют различные методики, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования и индивидуальных особенностей ребенка. В Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой представлен перечень методик для обследования ребенка с нарушением интеллекта 3-4 лет. В соответствии с рекомендациями указанной программы нами были собраны оборудование и материалы, а также составлена карта первичного педагогического обследования ребёнка с синдромом Дауна и диагностические карты на ребенка-дошкольника первого-второго и третьего-четвертого  года обучения. 

Используемые нами методики помогают выявить индивидуальные особенности детей указанной категории, определить характер и степень отставания по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, а также составить индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и перспективные планы, соответствующие особым образовательным потребностям детей. Сравнительный анализ результатов на начало и на конец учебного года позволяет установить степень обучаемости, «обученности» и  готовности к дальнейшему обучению каждого конкретного ребенка.

Выводы. Таким образом, проанализировав деятельность учителя-дефектолога ДОУ в диагностическом направлении его работы, мы подтверждаем, что основой индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с синдромом Дауна является тщательное и поэтапное изучение их индивидуальных особенностей.

 Перспективы исследования. В педагогической практике в рамках инновационной деятельности рождаются формы индивидуальной работы, нацеленные на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем педагогической помощи, в которых он нуждается. Дальнейшее исследование нацелено на поиск оптимальных форм индивидуальной работы с «солнечными» детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2000.

Источник