Методики обследования детей с синдромом дауна
Ефремова Н. А., учитель-дефектолог,
г. Курск
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Статья посвящена системе работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается вопрос организации психолого-педагогической диагностики детей с синдромом Дауна.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, синдром Дауна, диагностика
Актуальность: говоря о диагностике, прежде всего мы подразумеваем изучение индивидуальных особенностей ребенка, а не степень его развития в той или иной сфере. В связи с этим, как нельзя, кстати, является высказывание Л. Выготского о том, что «…полное решение проблем диагностики развития может быть достигнуто только на основе последовательного и достаточно глубокого решения основного вопроса относительно законов природы процессов детского развития» [1, с. 287]. К сожалению, на фоне общего ухудшения показателей здоровья населения, в том числе и детского, имеет место тенденция увеличения количества дошкольников с нарушениями интеллекта. В дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, эти изменения находят отражение во внедрении альтернативных форм помощи воспитанникам, активном поиске инновационных подходов к разработке педагогических технологий. Процесс совершенствования коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в том числе с детьми с синдромом Дауна определяет актуальность данной работы.
Цель систематизировать задачи диагностики индивидуальных особенностей дошкольников с синдромом Дауна для осуществления индивидуально-дифференцированного похода.
Изложение основного материала. Диагностика — лишь начальный этап в деятельности учителя-дефектолога, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной диагностики, является фонд накопленных педагогом знаний.
Практика работы, показывает, что психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна, включает несколько этапов:
1. Систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент обследования. Сюда входит характеристика первичного дефекта, характеристика вторичных нарушений.
2. Выявление сохранных функций, асинхронии развития под влиянием первичного дефекта.
3. Особенности воспитания и окружения ребенка.
4. Анализ истории развития ребенка.
5. Выбор методов психолого-педагогической коррекции.
Решать данные вопросы в отношении ребенка с хромосомными заболеваниями необходимо лишь совместно с медицинскими работниками, так как выбор методов коррекции, профилактики вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания, его последствий, а также характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.
Исходя из вышеперечисленного, в процессе своей деятельности учитель-дефектолог отрабатывает два направления диагностики:
1) определение реального уровня психического развития ребенка;
2) определение зоны ближайшего развития.
Причина, по которой необходимо определить зону ближайшего развития – это определение оптимальных сроков обучения детей, так как границы сенситивности для освоения различных видов деятельности у детей обозначенной категории всегда индивидуальны, а определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.
В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития, и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях [2].
К диагностическим задачам в работе учителя-дефектолога ДОУ относятся:
▪ выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;
▪ выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;
▪ определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;
▪ дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития.
Диагностика детей с нарушениями интеллекта сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому специалист, работающий с детьми с синдромом Дауна, особое внимание обращает на ряд моментов, таких как:
— перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, проводится беседа с его родителями. Содержание беседы, как правило, направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, так как сам ребенок зачастую при поступлении в дошкольное образовательное учреждение еще не имеет речевых навыков;
— при проведении обследования соблюдается спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка;
— перед предъявлением любого задания устанавливается: как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;
— учитель-дефектолог обращает внимание, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально; на степень устойчивости интереса; особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;
— педагог не упускает из вида общую эмоциональную реакцию ребенка, реакцию похвалы или неодобрения.
В течение первого года с момента поступления ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение диагностическое обследование проводится в три этапа (первичное; на начало учебного года; в конце учебного года). В последующие годы диагностика проходит два этапа (на начало учебного года, в конце учебного года), если нет оснований для другой периодичности.
Первый этап (обследование проводится в течение 2-х недель с момента поступления ребенка в ДОУ).
Цель обследования на данном этапе — определить исходный уровень обученности. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту первичного обследования».
Второй этап (по истечению 2-3 месяцев пребывания ребенка в ДОУ).
Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей психического развития каждого ребенка. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее, а также сведения об адаптации. В индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения вносятся цели и задачи, пути, методы, содержания коррекционной работы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» (на 1-4 годы обучения).
Третий этап (две последние недели мая).
Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на следующий этап обучения по реализуемой программе.
Методологическими приемами, используемыми в диагностике, выступают: анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации); оценка; контроль.
Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и другие.
При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна учитываются следующие показатели:
— динамика физического развития (анамнез);
— состояние слуха, зрения;
— особенности развития двигательной сферы (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений), общей и мелкой моторики;
— особенности работоспособности.
Исследуя особенности и уровень развития познавательной сферы необходимо отметить:
— особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;
— особенности памяти, преобладание типа памяти;
— особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);
— особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)
— особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, — сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)
В изучении отношения ребенка с синдромом Дауна к образовательной деятельности и степень его мотивации следует выяснить:
— особенности отношений «воспитатель — воспитанник», «воспитанник – педагог» (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);
— способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;
— умение планировать свою деятельность.
Анализируя эмоционально-личностную сферу «особого» ребенка нужно остановиться на:
— его способности к волевому усилию;
— преобладающее настроение;
— внушаемость;
— наличие аффективных вспышек, фобических реакций;
— отношение к себе, особенности самооценки;
— отношения с окружающими и т.д.
Также, необходимо изучить особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Для обследования дошкольников с синдромом Дауна учителя-дефектологи используют различные методики, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования и индивидуальных особенностей ребенка. В Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой представлен перечень методик для обследования ребенка с нарушением интеллекта 3-4 лет. В соответствии с рекомендациями указанной программы нами были собраны оборудование и материалы, а также составлена карта первичного педагогического обследования ребёнка с синдромом Дауна и диагностические карты на ребенка-дошкольника первого-второго и третьего-четвертого года обучения.
Используемые нами методики помогают выявить индивидуальные особенности детей указанной категории, определить характер и степень отставания по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, а также составить индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и перспективные планы, соответствующие особым образовательным потребностям детей. Сравнительный анализ результатов на начало и на конец учебного года позволяет установить степень обучаемости, «обученности» и готовности к дальнейшему обучению каждого конкретного ребенка.
Выводы. Таким образом, проанализировав деятельность учителя-дефектолога ДОУ в диагностическом направлении его работы, мы подтверждаем, что основой индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с синдромом Дауна является тщательное и поэтапное изучение их индивидуальных особенностей.
Перспективы исследования. В педагогической практике в рамках инновационной деятельности рождаются формы индивидуальной работы, нацеленные на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем педагогической помощи, в которых он нуждается. Дальнейшее исследование нацелено на поиск оптимальных форм индивидуальной работы с «солнечными» детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2000.
Источник
С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.
Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовности к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребенка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (именно способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.
Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оценить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школьного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.
Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Параметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готовности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.
Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количественной и качественной обработки.
Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готовности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.
На основе результатов диагностики составляется индивидуальная программа воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Тверской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления совместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].
Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна
ФИО ребенка _________________________________________
Дата рождения _______________________________________
Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года
Оценка в баллах | |||
№ | ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | ||
1.1 | Представления о себе, социальном окружении | ||
1.1.1 | Знание собственного имени и фамилии | ||
1.1.2 | Знание возраста, половой принадлежности | ||
1.1.3 | Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе) | ||
1.1.4 | Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры) | ||
1.1.5 | Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
1.2 | Коммуникативные навыки | ||
1.2.1 | Умение самостоятельно вступать в контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.2 | Умение поддержать контакт (вербально или невербально) | ||
1.2.3 | Умение конструктивно разрешать конфликтную ситуацию (уступить, договориться…) | ||
1.2.4 | Умение соблюдать очередность | ||
1.2.5 | Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании) | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
1.3 | Социальное поведение | ||
1.3.1 | Знание различия людей по полу и возрасту | ||
1.3.2 | Адекватность поведения со сверстниками | ||
1.3.3 | Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.) | ||
1.3.4 | Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.) |
1.3.5 | Сформированность представлений о правилах поведения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 1-му блоку | |
2 | ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
2.1 | Мотивация |
2.1.1 | Отношение к школе |
2.1.2 | Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими |
2.1.3 | Реагирование на оценку |
2.1.4 | Принятие социальной роли ученика |
2.1.5 | Отношение к педагогу |
Итого по 1-му комплексу | |
2.2 | Начальные логические операции |
2.2.1 | Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения») |
2.2.2 | Умение производить сравнение (для сравнения предлагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком) |
2.2.3 | Умение выделять в предметах признаки |
2.2.4 | Умение следовать плану (изготовить по плану поделку) |
2.2.5 | Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности) |
Итого по 2-му комплексу | |
2.3 | Организация деятельности |
2.3.1 | Работоспособность |
2.3.2 | Включение в деятельность |
2.3.3 | Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблюдает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди) |
2.3.4 | Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действует в соответствии с этим) |
2.3.5 | Самостоятельность |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 2-му блоку |
3 | НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ | ||
3.1 | Умение самостоятельно пить и есть | ||
3.2 | Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем | ||
3.3 | Умение самостоятельно пользоваться туалетом | ||
3.4 | Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться | ||
3.5 | Умение убирать за собой игрушки, личные вещи | ||
Итого по 3-му блоку | |||
4 | МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
4.1 | Крупная моторика | ||
4.1.1 | Наличие скоординированной ходьбы и бега | ||
4.1.2 | Умение прыгать на двух ногах | ||
4.1.3 | Умение ловить мяч двумя руками | ||
4.1.4 | Умение играть в подвижные игры | ||
4.1.5 | Наличие двуручной деятельности (одной рукой держать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закрывать ножницы) | ||
Итого по 1-му комплексу | |||
Мелкая моторика | |||
Ведущая рука | Правая/ | Правая/ | |
левая | левая | ||
4.2.1 | Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисованный на бумаге квадрат) | ||
4.2.2 | Умение работать с глиной/пластилином (отрывать кусочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей) | ||
4.2.3 | Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника) | ||
4.2.4 | Движения отдельных пальцев | ||
4.2.5 | Наличие тонких дифференцированных движений пальцев | ||
Итого по 2-му комплексу | |||
4.3 | Графомоторные навыки | ||
4.3.1 | Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры | ||
4.3.2 | Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват) | ||
4.3.3 | Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко) |
4.3.4 | Умение обводить по внутреннему краю шаблона простую фигуру (треугольник) |
4.3.5 | Умение рисовать простые предметы (дом, машинку) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 4-му блоку | |
5 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ |
5.1 | Понимание речи |
5.1.1 | Умение понимать обращенную речь |
5.1.2 | Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения |
5.1.3 | Умение понимать и выполнять инструкцию |
5.1.4 | Понимание грамматических категорий |
5.1.5 | Понимание предлогов |
Итого по 1-му комплексу | |
5.2 | Собственная речь |
5.2.1 | Словарный запас |
5.2.2 | Умение строить фразу |
5.2.3 | Умение грамматически оформлять фразу |
5.2.4 | Навыки звукопроизношения |
5.2.5 | Умение пересказать простой короткий рассказ |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 5-му блоку | |
6 | ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
6.1 | Пространственные представления |
6.1.1 | Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади) |
6.1.2 | Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны) |
6.1.3 | Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа) |
6.1.4 | Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку) |
6.1.5 | Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку) |
Итого по 1-му комплексу | |
6.2 | Временные представления |
6.2.1 | Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже |
6.2.2 | Знание частей суток, их последовательности |
6.2.3 | Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра» |
6.2.4 | Знание времен года, их последовательности |
6.2.5 | Знание дней недели, их последовательности |
Итого по 2-му комплексу | |
Итого по 6-му блоку | |
7 | ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. |
7.1 | Сенсорное развитие |
7.1.1 | Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый) |
7.1.2 | Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест) |
7.1.3 | Знание эталонов величины |
7.1.4 | Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик) |
7.1.5 | Умение выстраивать сериационные ряды: от большого к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов) |
Итого по 1-му комплексу | |
7.2 | Количество и нумерация |
7.2.1 | Знание понятий «много», «мало», «ни одного» |
7.2.2 | Умение пользоваться количественным счетом |
7.2.3 | Знание цифр в пределах пяти |
7.2.4 | Умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой (в пределах пяти) |
7.2.5 | Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти |
Итого по 2-му комплексу | |
7.3 | Арифметические действия |
7.3.1 | Умение сравнивать две группы предметов по количеству |
7.3.2 | Умение устанавливать равенство двух групп предметов |
7.3.3 | Умение делить группу предметов на равные части Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе) |
7.3.4 | Умение совершать операцию вычитания (на наглядной основе) |
Итого по 3-му комплексу | |
Итого по 7-му блоку |
8 | ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ | ||
8.1 | Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без предлога) | ||
8.2 | Знание букв (без опоры на графический образ) | ||
8.3 | Знание графического образа букв | ||
8.4 | Умение читать простые слова (написание не расходится с произношением) | ||
8.5 | Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с написанием) | ||
Итого по 8-му блоку | |||
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ |
[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.
Источник