Методики обследования детей с синдромом дауна

Методики обследования детей с синдромом дауна thumbnail

Ефремова Н. А., учитель-дефектолог,

г. Курск

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА

Статья посвящена системе работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. В ней рассматривается вопрос организации психолого-педагогической диагностики детей        с синдромом Дауна.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта, синдром Дауна, диагностика

Актуальность: говоря о диагностике, прежде всего мы подразумеваем изучение индивидуальных особенностей ребенка, а не степень его развития в той или иной сфере. В связи с этим, как нельзя, кстати, является высказывание Л. Выготского о том, что «…полное решение проблем диагностики развития может быть достигнуто только на основе последовательного и достаточно глубокого решения основного вопроса относительно законов природы процессов детского развития» [1, с. 287]. К сожалению, на фоне общего ухудшения показателей здоровья населения, в том числе и детского, имеет место тенденция увеличения количества дошкольников с нарушениями интеллекта. В дошкольных образовательных учреждениях (далее – ДОУ), в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, эти изменения находят отражение во внедрении альтернативных форм помощи воспитанникам, активном поиске инновационных подходов к разработке педагогических технологий. Процесс совершенствования коррекционно-педагогического процесса с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, в том числе с детьми с синдромом Дауна определяет актуальность данной работы.

Цель систематизировать задачи диагностики индивидуальных особенностей дошкольников с синдромом Дауна для осуществления индивидуально-дифференцированного похода.

Изложение основного материала. Диагностика — лишь начальный этап в деятельности учителя-дефектолога, она обязательно должна завершаться прогнозом и рекомендациями. Неотъемлемым условием, обеспечивающим возможности развития дифференциальной диагностики, является фонд накопленных педагогом знаний.

Практика работы, показывает, что психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна, включает несколько этапов:

1. Систематизация психологических данных о состоянии ребенка на момент обследования. Сюда входит характеристика первичного дефекта, характеристика вторичных нарушений.

2. Выявление сохранных функций, асинхронии развития под влиянием первичного дефекта.

3. Особенности воспитания и окружения ребенка.

4. Анализ истории развития ребенка.

5. Выбор методов психолого-педагогической коррекции.

Решать данные вопросы в отношении ребенка с хромосомными заболеваниями необходимо лишь совместно с медицинскими работниками, так как выбор методов коррекции, профилактики вторичных дизонтогенетических расстройств невозможны без учета клинической картины основного заболевания, его последствий, а также характера медикаментозного лечения, получаемого ребенком.

Исходя из вышеперечисленного, в процессе своей деятельности  учитель-дефектолог отрабатывает два направления диагностики:

1) определение реального уровня психического развития ребенка;

2) определение зоны ближайшего развития.

Причина, по которой необходимо определить зону ближайшего развития – это определение оптимальных сроков обучения детей, так как границы сенситивности для освоения различных видов деятельности у детей обозначенной категории всегда индивидуальны, а определение актуального или реального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития вместе составляют то, что принято называть нормативной возрастной диагностикой.

В основе построения любых диагностических методик, направленных на выявление задержки психофизического развития разной степени, лежат ориентировка на общие и специфические закономерности отклоняющегося развития, и учет закономерностей психического развития в условиях нормального онтогенеза, выраженных в качественно-количественных показателях [2].

 К  диагностическим задачам в работе учителя-дефектолога ДОУ относятся:

▪ выявление качественных особенностей психического развития ребёнка;

▪ выявление «уровня обученности», т.е. степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями;

▪ определение характера динамики развития и особенностей обучаемости при овладении программой;

▪ дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития.

Диагностика детей с нарушениями интеллекта сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому специалист, работающий с детьми с синдромом Дауна, особое внимание обращает на ряд моментов, таких как:

— перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,  проводится беседа с его родителями. Содержание беседы, как правило, направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, так как сам ребенок зачастую при поступлении в дошкольное образовательное учреждение еще не имеет речевых навыков;

— при проведении обследования соблюдается спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка;

— перед предъявлением любого задания устанавливается: как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;

— учитель-дефектолог обращает внимание, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально; на степень устойчивости интереса; особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;

— педагог не упускает из вида общую эмоциональную реакцию ребенка, реакцию похвалы или неодобрения.

В течение первого года с момента поступления ребенка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение диагностическое обследование проводится в три этапа (первичное; на начало учебного года; в конце учебного года). В последующие годы диагностика проходит два этапа (на начало учебного года, в конце учебного года), если нет оснований для другой периодичности.

Читайте также:  Как избавиться от синдрома титце

Первый этап (обследование проводится в течение 2-х недель с момента поступления ребенка в ДОУ).

Цель обследования на данном этапе — определить исходный уровень обученности. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту первичного обследования».

Второй этап (по истечению 2-3 месяцев пребывания ребенка в ДОУ).

Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей психического развития каждого ребенка. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее, а также сведения об адаптации. В индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения вносятся цели и задачи, пути, методы, содержания коррекционной работы. Результаты обобщаются и заносятся в «Диагностическую карту» (на 1-4 годы обучения).

Третий этап (две последние недели мая).

Цель – определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка на следующий этап обучения по реализуемой программе.

Методологическими приемами, используемыми в диагностике, выступают: анализ (дает возможность установить причинность отклонений в развитии); прогнозирование (отслеживание способности переносить полученные знания в другие ситуации); оценка; контроль.

Педагогическая диагностика по своим целям, задачам и области применения весьма самостоятельна, но свои методы и диагностические методики заимствовала из практической психологии: наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент и другие.

 При изучении физического развития индивидуальных особенностей ребенка с синдромом Дауна учитываются следующие показатели:

— динамика физического развития (анамнез);

— состояние слуха, зрения;

— особенности развития двигательной сферы (походка, жестикуляция, удержание равновесия, темп движений), общей и мелкой моторики;

— особенности работоспособности.

Исследуя особенности и уровень развития познавательной сферы необходимо отметить:

— особенности восприятия величины, формы, цвета, пространственного расположения, времени;

— особенности памяти, преобладание типа памяти;

— особенности внимания (объем, устойчивость, произвольность);

— особенности мышления (уровень владения операциями анализа, синтеза, сравнения и т.д.)

— особенности речи (дефекты произношения, объем словарного запаса, — сформированность фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности просодической стороны речи)

В изучении отношения ребенка с синдромом Дауна к образовательной деятельности и степень его мотивации следует выяснить:

— особенности отношений «воспитатель — воспитанник», «воспитанник – педагог» (реакция на замечания, осознание неуспеха, отношение к неудачам, отношение к похвале);

— способность контролировать собственную деятельность по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму, особенности самоконтроля;

— умение планировать свою деятельность.

Анализируя эмоционально-личностную сферу «особого» ребенка нужно остановиться на:

— его способности к волевому усилию;

— преобладающее настроение;

— внушаемость;

— наличие аффективных вспышек, фобических реакций;

— отношение к себе, особенности самооценки;

— отношения с окружающими и т.д.

Также, необходимо изучить особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.

Для обследования дошкольников с синдромом Дауна учителя-дефектологи используют различные методики, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования и индивидуальных особенностей ребенка. В Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно–развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой представлен перечень методик для обследования ребенка с нарушением интеллекта 3-4 лет. В соответствии с рекомендациями указанной программы нами были собраны оборудование и материалы, а также составлена карта первичного педагогического обследования ребёнка с синдромом Дауна и диагностические карты на ребенка-дошкольника первого-второго и третьего-четвертого  года обучения. 

Используемые нами методики помогают выявить индивидуальные особенности детей указанной категории, определить характер и степень отставания по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, а также составить индивидуальные программы коррекционно-развивающего обучения и перспективные планы, соответствующие особым образовательным потребностям детей. Сравнительный анализ результатов на начало и на конец учебного года позволяет установить степень обучаемости, «обученности» и  готовности к дальнейшему обучению каждого конкретного ребенка.

Выводы. Таким образом, проанализировав деятельность учителя-дефектолога ДОУ в диагностическом направлении его работы, мы подтверждаем, что основой индивидуально-дифференцированного подхода в работе с детьми с синдромом Дауна является тщательное и поэтапное изучение их индивидуальных особенностей.

 Перспективы исследования. В педагогической практике в рамках инновационной деятельности рождаются формы индивидуальной работы, нацеленные на то, чтобы каждый ребенок в процессе обучения получил тот вид и объем педагогической помощи, в которых он нуждается. Дальнейшее исследование нацелено на поиск оптимальных форм индивидуальной работы с «солнечными» детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.

2. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2000.

Источник

С целью выделения критериев для определения образовательного маршрута ребенка с синдромом Дауна и разработки диагностического инструментария для оценки его готовности к обучению в центре «Тверской», который являлся партнером Даунсайд Ап в описываемом проекте, была создана диагностическая группа подготовки детей с синдромом Дауна к школе.

Читайте также:  У моего мужа синдром хронической усталости

Воспользоваться имеющимися тестовыми методиками по оценке готовно­сти к школе не представлялось правильным, поскольку все они направлены в основном на оценку знаний, умений и навыков, а также высших психических функций ребенка, но не оценивают те параметры, которые являются для ребен­ка с синдромом Дауна ключевыми, — его коммуникативные способности (имен­но способность к коммуникации, а не уровень речевого развития), социальные навыки, предпосылки учебной деятельности и пр.

Специалистами центра «Тверской» была разработана «Карта готовности ребенка с синдромом Дауна к школе». Она отражает попытку выделить и оце­нить те параметры готовности, которые наиболее значимы для начала школь­ного обучения ребенка с синдромом Дауна. А поскольку развитие особого ребенка происходит по тем же законам, что и развитие его обычного сверстника, мы считаем возможным опираться на существующие параметры готовности к школе.

Карта предназначена для оценки готовности детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна (6-7 лет) к школьному обучению. Эту карту может заполнять как один из узких специалистов детского сада, так и воспитатель. Па­раметры готовности к школьному обучению, представленные в карте, могут не только быть использованы для количественной и качественной оценки готов­ности, но и определять основные направления работы по подготовке к школе данной категории детей.

Результаты выполнения заданий заносятся в специально разработанный протокол. Собранные таким образом данные удобны для дальнейшей количе­ственной и качественной обработки.

Карта заполняется педагогом два раза — в начале и конце учебного года. По результатам диагностики выстраивается индивидуальный профиль готов­ности к школьному обучению, который, при желании, можно представить как диаграммами, так и линейным графиком.

На основе результатов диагностики составляется индивидуальная про­грамма воспитания и обучения ребенка. Практика работы в ЦППРиК «Твер­ской» с детьми с синдромом Дауна, которые посещают не только этот центр, но и детский сад, показывает необходимость согласования и составления со­вместных со специалистами ДОУ индивидуальных программ воспитания и обучения[1].

Карта оценки готовности к школьному обучению ребенка с синдромом Дауна

ФИО ребенка _________________________________________

Дата рождения _______________________________________

Дата обследования в начале учебного года Дата обследования в конце учебного года

Оценка в баллах

ОЦЕНИВАЕМЫЙ НАВЫК

Начало учебного

года

Конец учебного

года

1

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

1.1

Представления о себе, социальном окружении

1.1.1

Знание собственного имени и фамилии

1.1.2

Знание возраста, половой принадлежности

1.1.3

Знание членов семьи (с кем ребенок живет вместе)

1.1.4

Знание адреса (название улицы, № дома и квартиры)

1.1.5

Знание социальных объектов (поликлиника, магазин, детский сад, школа, парикмахерская, автобус, метро)

                                        Итого по 1-му комплексу

1.2

Коммуникативные навыки

1.2.1

Умение самостоятельно вступать в контакт (вербаль­но или невербально)

1.2.2

Умение поддержать контакт (вербально или невер­бально)

1.2.3

Умение конструктивно разрешать конфликтную ситу­ацию (уступить, договориться…)

1.2.4

Умение соблюдать очередность

1.2.5

Умение оказывать поддержку другим детям (в продуктивной деятельности, при одевании)

                                          Итого по 2-му комплексу

1.3

Социальное поведение

1.3.1

Знание различия людей по полу и возрасту

1.3.2

Адекватность поведения со сверстниками

1.3.3

Знание правил общения со взрослыми (обращаться уважительно, не перебивать в разговоре, удерживать дистанцию и т. п.)

1.3.4

Знание правил поведения в общественных местах (говорить негромко, не бегать, на дороге находиться рядом со взрослыми и т. п.)

1.3.5

Сформированность представлений о правилах пове­дения в школе (знает, что в школе учатся, урок ведет учитель, знает функции школьного звонка, правила поведения в школе)

                                               Итого по 3-му комплексу

Итого по 1-му блоку

2

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Мотивация

2.1.1

Отношение к школе

2.1.2

Заинтересованность в получении результата работы и положительной оценки его окружающими

2.1.3

Реагирование на оценку

2.1.4

Принятие социальной роли ученика

2.1.5

Отношение к педагогу

                                          Итого по 1-му комплексу

2.2

Начальные логические операции

2.2.1

Умение классифицировать (раскладывать 3 группы картинок по видовому признаку, называя его: «Животные», «Продукты, «Растения»)

2.2.2

Умение производить сравнение (для сравнения пред­лагаются две пары картинок, отличающиеся одним признаком)

2.2.3

Умение выделять в предметах признаки

2.2.4

Умение следовать плану (изготовить по плану поделку)

2.2.5

Умение пользоваться предметами-заместителями (в игровой деятельности)

                                          Итого по 2-му комплексу

2.3

Организация деятельности

2.3.1

Работоспособность

2.3.2

Включение в деятельность

2.3.3

Соблюдение правил внутреннего распорядка (соблю­дает правила, принятые в группе, на занятии, умеет ждать своей очереди)

2.3.4

Выполнение фронтальной инструкции (понимает, что говорит учитель, обращаясь ко всему классу, действу­ет в соответствии с этим)

2.3.5

Самостоятельность

                                          Итого по 3-му комплексу

Итого по 2-му блоку

Читайте также:  Синдром при эзофагите и анемии

3

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

3.1

Умение самостоятельно пить и есть

3.2

Умение самостоятельно мыть руки, пользоваться по­лотенцем

3.3

Умение самостоятельно пользоваться туалетом

3.4

Умение самостоятельно раздеваться, разуваться, одеваться и обуваться

3.5

Умение убирать за собой игрушки, личные вещи

Итого по 3-му блоку

4

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

4.1

Крупная моторика

4.1.1

Наличие скоординированной ходьбы и бега

4.1.2

Умение прыгать на двух ногах

4.1.3

Умение ловить мяч двумя руками

4.1.4

Умение играть в подвижные игры

4.1.5

Наличие двуручной деятельности (одной рукой дер­жать бутылку, другой — откручивать крышку; одной рукой держать бумагу, другой — открывать и закры­вать ножницы)

              Итого по 1-му комплексу

Мелкая моторика

Ведущая рука

Правая/

Правая/

левая

левая

4.2.1

Умение пользоваться ножницами (вырезать нарисо­ванный на бумаге квадрат)

4.2.2

Умение работать с глиной/пластилином (отрывать ку­сочки, расплющивать, раскатывать в жгутики, шарики, лепить простой предмет из 3-4 частей)

4.2.3

Умение переворачивать страницы книги по одной (толщина страницы равна толщине страницы учебника)

4.2.4

Движения отдельных пальцев

4.2.5

Наличие тонких дифференцированных движений пальцев

                                        Итого по 2-му комплексу

4.3

Графомоторные навыки

4.3.1

Умение раскрашивать простой предметный рисунок (крупный), не выходя за контуры

4.3.2

Умение правильно держать карандаш (трехпальцевый захват)

4.3.3

Умение штриховать внутри контура крупные фигуры, простые предметы (квадрат, яблоко)

4.3.4

Умение обводить по внутреннему краю шаблона про­стую фигуру (треугольник)

4.3.5

Умение рисовать простые предметы (дом, машинку)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 4-му блоку

5

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

5.1

Понимание речи

5.1.1

Умение понимать обращенную речь

5.1.2

Умение понимать содержание простого короткого рассказа, сказки, стихотворения

5.1.3

Умение понимать и выполнять инструкцию

5.1.4

Понимание грамматических категорий

5.1.5

Понимание предлогов

                                         Итого по 1-му комплексу

5.2

Собственная речь

5.2.1

Словарный запас

5.2.2

Умение строить фразу

5.2.3

Умение грамматически оформлять фразу

5.2.4

Навыки звукопроизношения

5.2.5

Умение пересказать простой короткий рассказ

                                        Итого по 2-му комплексу

Итого по 5-му блоку

6

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

6.1

Пространственные представления

6.1.1

Ориентировка в пространстве относительно себя (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади)

6.1.2

Ориентировка на вертикальной плоскости (на доске) (верх/низ, правая/левая стороны)

6.1.3

Ориентировка на альбомном листе (знание верха, низа, правой и левой стороны, центра листа)

6.1.4

Ориентировка на листе в крупную клетку (понятие «клетка», может обвести клетку, поставить в клетке точку)

6.1.5

Ориентировка на листе в линейку (понятие «строка», может провести в строке линию, показать строку)

                                       Итого по 1-му комплексу

6.2

Временные представления

6.2.1

Понимание временной связи: сначала — потом, раньше — позже

6.2.2

Знание частей суток, их последовательности

6.2.3

Оперирование словами «вчера», «сегодня», «завтра»

6.2.4

Знание времен года, их последовательности

6.2.5

Знание дней недели, их последовательности

                                              Итого по 2-му комплексу

Итого по 6-му блоку

7

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

7.1

Сенсорное развитие

7.1.1

Знание эталонов цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый)

7.1.2

Знание эталонов геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, звезда, крест)

7.1.3

Знание эталонов величины

7.1.4

Знание эталонов геометрических тел (шарик, кубик, крыша, кирпичик)

7.1.5

Умение выстраивать сериационные ряды: от большо­го к маленькому и наоборот (группа из 5 предметов)

                                          Итого по 1-му комплексу

7.2

Количество и нумерация

7.2.1

Знание понятий «много», «мало», «ни одного»

7.2.2

Умение пользоваться количественным счетом

7.2.3

Знание цифр в пределах пяти

7.2.4

Умение соотносить количество предметов с соответ­ствующей цифрой (в пределах пяти)

7.2.5

Умение пользоваться порядковым счетом в пределах пяти

                                      Итого по 2-му комплексу

7.3

Арифметические действия

7.3.1

Умение сравнивать две группы предметов по коли­честву

7.3.2

Умение устанавливать равенство двух групп пред­метов

7.3.3

Умение делить группу предметов на равные части

Умение совершать операцию сложения (на наглядной основе)

7.3.4

Умение совершать операцию вычитания (на нагляд­ной основе)

Итого по 3-му комплексу

Итого по 7-му блоку

8

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

8.1

Навыки анализа предложения. Умение определять последовательность и количество слов в простом трехсловном предложении (предложение без пред­лога)

8.2

Знание букв (без опоры на графический образ)

8.3

Знание графического образа букв

8.4

Умение читать простые слова (написание не расхо­дится с произношением)

8.5

Умение набрать (на слух) из букв разрезной азбуки простое слово (произношение не расходится с на­писанием)

Итого по 8-му блоку

УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

[1]Пример такой программы, составленной совместно специалистами ЦППРиК «Тверской» и детского сада, который посещал данный ребенок, см. в Приложении 10.

Источник