Методика водопьяновой синдром эмоционального выгорания
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:
Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)
Лист (бланк) для ответов должен включать:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст…………………………………………………………..
Пол………………………………………………………………….
Профессия/должность…………………………………………
Стаж работы в данной должности………………………..
Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Раздел: тесты по психологии с ответами
Тесты по психологии личности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.
Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.
Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Консультация психолога.
Источник
Тест профессионального выгорания предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего, коммуникативных.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий, показывают подверженность их профессиональным деформациям. Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Методика содержит три шкалы:
1) «Эмоциональное истощение» — отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 45 баллов (0-7 низкий уровень; 8-17 средний уровень, 18 и выше высокий уровень).
2) «Деперсонализация» — показатель по этой шкале отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущения себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 25 баллов (0-4 низкий уровень, 5-10 средний уровень, 11 и выше высокий уровень).
3) «Редукция личных достижений» — эта шкала диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам. По данной методике испытуемый может набрать от 0 до 40 баллов. Данная шкала имеет обратный характер, это означает, что большее значение баллов означает меньший уровень редукции личных достижений: 0-22 высокий уровень редукции личных достижений; 23-30 средний уровень редукции личных достижений; 31 и выше низкий уровень редукции личных достижений.
Текст опросника профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
(ниже приводится вариант теста профессионального выгорания для врачей)
Инструкция: Ниже приведен список утверждений, характеризующий чувства и переживания, которые могут возникать в связи с вашей работой. Прочитайте пожалуйста, каждое из утверждений и оцените, насколько оно соответствует Вашим личным переживаниям. Если у Вас они не возникают никогда, то подчеркните оценку «0». Если такие переживания возникают, оцените, как часто это случается; «1» — очень редко; «2» — редко; «3» — иногда; «4» — часто; «5» — очень часто; «6» -всегда.
№ | Утверждения | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Всегда |
1 | Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | К концу рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен(на) идти на работу. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты и коллеги, и использую это для более успешного лечения. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | Я общаюсь с моими пациентами только формально, без лишних эмоций, и стремлюсь свести время общение с ними до минимума. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | Я чувствую угнетенность и апатию. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов). | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | б | |
10 | В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | Я испытываю все больше жизненных разочарований. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера.. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | Я много успеваю сделать за день. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | Я чувствую себя на пределе своих возможностей. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | Я многого еще смогу достичь в своей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | Больные, как правило, — неблагодарные люди. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ключи к психодиагностической методике выявления уровня профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого
выражены различные стороны «выгорания».
Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».
Нормативные значения тесты профессионального выгорания
Компонент | Крайне низкие | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие |
«Психоэмоциональное истощение» | 0 -10 | 11 — 20 | 21 — 30 | 31 — 40 | 41 — 54 |
«Деперсонализация» (личностное отдаление) | 0 — 5 | 6 — 11 | 12 — 17 | 18 — 23 | 24 – 30 |
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) | 39 – 48 0 — 8 | 29 – 38 9 — 18 | 19 – 28 | 9 – 18 29 — 38 | 0 – 8 39 — 48 |
Психическое выгорание | 0 — 23 | 24 — 49 | 50 — 75 | 76 — 101 | 102 — 132 |
Для подсчета индекса «психического выгорания» значения по всем трём компонентам («психоэмоциональное истощение», «деперсонализация», «редукция личных достижений») ссумируются. Однако по третьему компоненту «Редукция личных достижений» при определении итогового индекса используются его обратные значения (в таблице они указаны жирным шрифтом).
Содержательные характеристик шкал теста профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона
«Психоэмоциональное истощение» — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) — специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Пример анализа данных по методике диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)
На рис. 2 приведено распределение врачей-стоматологов и медсестер по уровню деперсонализации.
Анализ данных, отраженных на рис. 2, показывает, что более половины врачей-стоматологов имеет средний уровень деперсонализации (56%), треть (33%) — средний и 11% врачей показывают низкий уровень деперсонализации. В группе медсестер подавляющее большинство испытуемых имеют средний уровень деперсонализации и лишь 11% показывают низкие показатели деперсонализации в связи с профессиональной деятельностью.
Таким образом, распределение врачей стоматологов по уровню эмоционального истощения в связи с профессиональной деятельностью смещено в область высоких показателей, а медсестер – близко к нормальному.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Источник
МЕТОДИКА «ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО « ВЫГОРАНИЯ»
(К. Маслач, С.Джексон)
Профессиональное «выгорание» — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.
Признаки профессионального выгорания: 1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) деперсонализация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.
Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи
К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: «никогда», «очень редко», «часто», «очень часто», «каждый день».
Опросник
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым.
2. После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».
3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я хорошо понимаю, что чувствует мои подчинённые и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.
5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчинёнными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).
6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.
8. Я чувствую угнетённость и апатию.
9. Я уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «чёрствым» по отношению к тем, с кем работаю.
11.Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
13. Моя работа всё больше меня разочаровывает.
14.Мне кажется, что я слишком много работаю.
15.Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчинённые всё чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Регистрационный бланк
Ф.И.О________________________________________________________________________
Возраст____________Пол________Дата обследования_____________________________
№. | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ |
Ключ – трафарет к методике «Диагностика профессионального выгорания»
(вырезаются ячейки до баллов)
№. | Никогда | Очень редко | Редко | Иногда | Часто | Очень часто | Ежедневно |
1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
11 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
13 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
14 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
15 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
17 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
18 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
19 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
21 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
22 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Эмоциональное истощение____Деперсонализация____ Редукция личных достижений___ |
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений), «редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 2 балла – «редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20.
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22.
«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21.
Интерпретация результатов
Эмоциональное истощение – сниженный эмоциональный фон.
0 – 15 баллов – низкий уровень;
16 – 24 баллов – средний уровень;
25 баллов и выше – высокий уровень.
Деперсонализация – отражает деформации в отношениях с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих, повышение значимости внешних оценок. В других – усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
0 – 5 баллов – низкий уровень;
6 – 10 баллов – средний уровень;
11 баллов и выше – высокий уровень.
Редукция личных достижений – проявляется в снижении самооценки, занижении своих профессиональных достижений, негативных установках по отношению к профессиональным возможностям или ограничении обязанностей по отношению к субъектам профессиональной деятельности.
37 баллов и выше – низкий уровень;
31 – 36 баллов – средний уровень;
30 баллов и меньше – высокий уровень.
О тяжести профессионального «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.
Источник