Методика синдрома эмоционального выгорания бойко
Описание методики
Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В.в 1996 году.
Теоретические основы
В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.
Профессиональное выгорание — относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:
1. Фаза напряжения.
Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
2. Фаза резистентности.
Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
3. Фаза истощения.
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей — это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей — тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Внутренняя структура
Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:
- «НАПРЯЖЕНИЕ»
- Переживание психотравмирующих обстоятельств
- Неудовлетворённость собой
- «Загнанность в клетку»
- Тревога и депрессия
- «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
- Эмоционально-нравственная дезориентация
- Расширение сферы экономии эмоций
- Редукция профессиональных обязанностей
- «ИСТОЩЕНИЕ»
- Эмоциональный дефицит
- Эмоциональная отстранённость
- Личностная отстранённость (деперсонализация)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения
Интерпретация
Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.
Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит —:
- Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)
- Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3)
- «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
- Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
- Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
- Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
- Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
- Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
- Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)
- Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
- 10-15 баллов — складывающийся симптом
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.
Стимульный материал
Бланк опросника
Литература
- Бойко В.В. Психоэнергетика – Пб.: Питер, 2008. — 416 с.
Источник
Методика диагностики уровня профессионального выгорания представляет собой опросник, который создана Бойко В.В.в 1996 году. Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания.
В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям. А в каждой стадии выделять характерные симптомы. Выделяют (если рассматривать профессиональное выгорание с позиций общего адаптационного синдрома Г.Селье) 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:
- Фаза «НАПРЯЖЕНИЕ».
- Переживание психотравмирующих обстоятельств
- Неудовлетворённость собой
- «Загнанность в клетку»
- Тревога и депрессия
- Фаза «РЕЗИСТЕНЦИЯ»
- Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
- Эмоционально-нравственная дезориентация
- Расширение сферы экономии эмоций
- Редукция профессиональных обязанностей
- Фаза «ИСТОЩЕНИЕ»
- Эмоциональный дефицит
- Эмоциональная отстранённость
- Личностная отстранённость (деперсонализация)
- Психосоматические и психовегетативные нарушения
Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов.
Проведение методики: Тестируемому предлагается заполнить бланк теста, согласившись или не согласившись с представленными утверждениями.
Инструкция: Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.
Скачать бланк с вопросами методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Скачать бланк для ответов опросника уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
- Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
- Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
- Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
- Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
- Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
- От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
- Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
- Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
- Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
- Моя работа притупляет эмоции.
- Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
- Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
- Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
- Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
- Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
- Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
- Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
- Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
- Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
- Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
- Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
- Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
- Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
- При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
- Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
- Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
- Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
- У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
- Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
- В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
- Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
- Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
- Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
- Я очень переживаю за свою работу.
- Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
- При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
- У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
- Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
- Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
- Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
- Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
- Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
- Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
- Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
- Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
- Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
- По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
- После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
- На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
- Успехи в работе вдохновляют меня.
- Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной).
- Я потерял покой из-за работы.
- На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).
- Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
- Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
- Я часто работаю через силу.
- Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
- В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
- Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
- После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
- Контингент партнеров, с которым я работаю, .очень трудный.
- Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
- Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
- Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
- Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
- Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
- Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
- Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
- Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
- Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
- Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
- Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
- Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
- Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
- Моя карьера сложилась удачно.
- Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
- Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
- Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
- Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
- Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
- Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
- Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе я утратил интерес, живое чувство.
- Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
- Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Скачать бланк с вопросами методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
Скачать бланк для ответов опросника уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко
Обработка и интерпретация результатов:
Из методики может быть извлечено 16 показателей: 12 результатов шкал, 3 результата по факторам и 1 общий показатель.
Каждый из пунктов вносит различный вклад (выраженный в математическом коэффициенте) в значение шкалы. Соответствующее количество баллов (в скобках) зачисляется на ответ «да», если перед номером пункта стоит +, и на ответ «нет», если перед номером пункта стоит -.
Переживание психотравмирующих обстоятельств | +1(2) | +13(3) | +25(2) | -37(3) | +49(10) | +61(5) | -73(5) |
Неудовлетворенность собой | -2(3) | +14(2) | +26(2) | -38(10) | -50(5) | +62(5) | +74(3) |
«Загнанность в клетку» | +3(10) | +15(5) | +27(2) | +39(2) | +51(5) | +63(1) | -75(5) |
Тревога и депрессия | +4(2) | +16(3) | +28(5) | +40(5) | +52(10) | +64(2) | +76(3) |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | +5(5) | -17(3) | +29(10) | +41(2) | +53(2) | +65(3) | +77(5) |
Эмоционально-нравственная дезориентация | +6(10) | -18(3) | +30(3) | +42(5) | +54(2) | +66(2) | -78(5) |
Расширение сферы экономии эмоций | +7(2) | +19(10) | -31(2) | +43(5) | +55(3) | +67(3) | -79(5) |
Редукция профессиональных обязанностей | +8(5) | +20(5) | +32(2) | -44(2) | +56(3) | +68(3) | +80(10) |
Эмоциональный дефицит | +9(3) | +21(2) | +33(5) | -45(5) | +57(3) | -69(10) | +81(2) |
Эмоциональная отстраненность | +10(2) | +22(3) | -34(2) | +46(3) | +58(5) | +70(5) | +82(10) |
Личностная отстраненность (деперсонализация) | +11(5) | +23(3) | +35(3) | +47(5) | +59(5) | +71(2) | +83(10) |
Психосоматические и психовегетативные нарушения | +12(3) | +24(2) | +36(5) | +48(3) | +60(2) | +72(10) | +84(5) |
Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом
- 10-15 баллов — складывающийся симптом
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всём синдроме «эмоционального сгорания». Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «сгорания». Важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Для получения результата по факторам необходимо сложить значения четырёх субшкал каждого фактора. Соответственно, количество баллов по каждому фактору может колебаться от 0 до 120. Фактор с наибольшим количеством баллов является ведущим в общей картине синдрома профессионального выгорания у респондента.
Для вычисления общего индекса необходимо сложить значения всех трёх факторов. Итоговый балл может меняться от 0 до 360.
Источник: Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
Источник
«Диагностика уровня эмоционального выгорания»
Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны – то знак « – « («нет»).
1. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
4. Моя работа притупляет эмоции.
5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
6. Работа приносит мне все больше удовлетворения.
7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
8. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем положено.
9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
14. Я очень переживаю за свою работу.
15. Коллегам по работе я уделяю внимания больше, чем получаю от них.
16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
21. Успехи в работе вдохновляют меня.
22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
23. Я часто работаю через силу.
24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
28. Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.
29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
30. Моя работа меня очень разочаровала.
31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем-то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
32. Моя карьера сложилась удачно.
33. Если предоставляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
35. Моя работа плохо на меня повлияла – обозлила, притупила эмоции, сделала нервным.
Бланк ответов
Номера утверждений и вариант ответа | Баллы | ||||||
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | |
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | |
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | |
Общая сумма баллов: |
Обработка данных
Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку – 10 баллов – получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.
Ниже приводится «ключ» к методике – перечисляются симптомы и соответствующие им номера утверждений (признаков). Знак перед номером означает ответ «да» (+) или «нет» (-); в скобках указаны баллы, проставляемые за данный ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем — сумма по всем симптомам, т.е. его итоговый показатель.
Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1 (3), +6 (2), +11 (2), -16 (10), -21 (5), +26 (5), +31 (3)
Симптом «Загнанность в клетку»:
+2 (10), +7 (5), +12 (2), +17 (2), +22 (5), +27 (1), -32 (5)
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3 (5), +8 (5), +13 (2), -18 (2), +26 (3), +28 (3), +33 (10)
Симптом «Эмоциональная отстраненность»
+4 (2), +9 (3), -14 (2), +19 (3), +24 (5), +29 (5), +34 (10)
Симптом «Личностная отстраненность (деперсонализация)»:
+5 (5), +10 (3), +15 (3), +20 (2), +25 (5), +30 (2), +35 (10)
Выводы
Сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:
9 и менее баллов – не сложившийся симптом,
10-15 баллов – складывающийся симптом,
16 и более баллов – сложившийся симптом.
Соответственно сумма баллов по всем симптомам, равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания», сумма баллов от 50 до 75 – о начинающемся «выгорании», сумма 80 баллов и выше — об имеющемся «выгорании».
Источник