Методика синдром выгорания в профессиях системы человека
Теоретическое обоснование. Интерес к синдрому «выгорания» возник в зарубежной психологии в 1970-х годах, и до настоящего времени эта проблема широко изучается в контексте профессиональных стрессов.
Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим, синдром «выгорания» обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием длительного профессионального стажа.
Синдром «выгорания» наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий.
Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек—человек», например, отношения между лечащим врачом и трудными больными, отношения между руководителем и подчиненными в конфликтных ситуациях или при неблагоприятном психологическом климате в коллективе.
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягщены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имел со своими подчиненными, клиентами, подопечными.
В настоящее время хорошо известны три модели «выгорания» и соответствующие им методы оценки. Согласно первой, одномерной модели, «выгорание» — это состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка к пониманию «выгорания» как синдрома «хронической усталости». Приверженцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» какими-либо определенными профессиональными группами.
Вторая модель предложена голландскими исследователями. Они рассматривают «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, которая проявляется в ухудшении отношения к другим (подчиненным, коллегам), иногда и к самому себе.
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслоу и С. Джексон. В соответствии с данной моделью, «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая — деперсонализация — проявляется в деформации отношений с другими людьми. Третий компонент «выгорания» — редукция личных достижений — может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Цель. Овладение методикой измерения психического «выгорания» согласно трехмерной модели данного синдрома.
Инструкция. Исследование проводится индивидуально или в группах персонала «сервисных» или коммуникативных профессий. Это медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты.
Испытуемым выдают лист для ответов (см. табл. 37), опросник и сообщают, что цель данного исследования состоит в том, чтобы определить, как люди профессий типа «человек— человек» рассматривают свою работу и тех, с кем они тесно сотрудничают. Затем испытуемым предлагают 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Участник опроса должен внимательно прочитать каждое утверждение и решить, чувствует ли он себя так же относительно своей работы. Если у испытуемого не было подобного чувства, в листе для ответов он должен отметить позицию 0 («ноль» — никогда). Если у него возникало такое чувство, ему следует указать, как часто это случалось, поставив «крестик» в клеточке балла, соответствующего частоте переживаний этого чувства.
Тестовый материал.
- Я чувствую себя эмоционально опустошенным.
- К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
- Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.
- Я хорошо понимаю, что чувствуют мои коллеги и подчиненные, и использую это в интересах дела.
- Я чувствую, что общаюсь с некоторыми коллегами и подчиненными, как с предметами, без теплоты и расположения к им.
- Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.
- Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.
- Я чувствую угнетенность и апатию.
- Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих подчиненных и коллег.
- В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.
- Как правило, те, с кем мне приходится работать, — малоинтересные люди, скорее утомляющие, чем радующие меня.
- У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.
- У меня все больше жизненных разочарований.
- Я чувствую, что стал равнодушным и потерял интерес ко многому, что радовало меня раньше.
- Бывает, что мне безразлично то, что происходит с некоторыми моими коллегами и подчиненными.
- Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и ото всех.
- Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
- Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.
- Я многое успеваю сделать.
- Я чувствую себя на пределе возможностей.
- Я многое смогу еще достичь в своей жизни.
- Бывает, что коллеги и подчиненные перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка и интерпретация результатов.
В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам и фиксируются в листе для ответов (табл. 38).
Интерпретация результатов проводится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со средними значениями в исследуемой группе или с демографическими данными, представленными в таблице (см. табл. 39).
Таблица 38
Средние значения по субшкалам для четырехпрофессиональных групп (данные российской выборки)
Группы | Возраст | Стаж | Субшкалы | ||
Эмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция личных достижений | |||
Менеджеры | 32 | 3 | 21,1 | 10,7 | 31,5 |
Чиновники | 43 | 7 | 17,0 | 7,6 | 32,5 |
Медицинские сестры | 30 | 10 | 22,4 | 10,2 | 30,0 |
Врачи-терапевты | 45 | 18 | 15,2 | 6,0 | 33,0 |
Таблица 39
Лист для ответов
Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
Профессия___________________Возраст_____________Стаж_______________
Номер утверждения | Баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | ||||||
… | ||||||
22. |
Ключ опросника ПВ
Субшкала | Номер утверждения | Сумма баллов (максимальная) |
Эмоциональное истощение | 1,2,3,6,8,13,14, 16,20 | 54 |
Деперсонализация | 5,10,11,15,22 | 30 |
Редукция личных достижений | 4,7,9,12,17,18, 19,21 |
Профилактика эмоционального выгорания
Источник
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:
Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).
Инструкция:
Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Стимульный материал.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли
Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)
Лист (бланк) для ответов должен включать:
Фамилия, имя, отчество……………………………………
Возраст…………………………………………………………..
Пол………………………………………………………………….
Профессия/должность…………………………………………
Стаж работы в данной должности………………………..
Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»
Интерпретация, обработка результатов.
В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).
Уровни показателей выгорания.
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.
При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.
Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.
Показатели выгорания в различных возрастных группах
Показатели выгорания в зависимости от стажа работы
Раздел: тесты по психологии с ответами
Тесты по психологии личности.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ
Другие статьи, которые могут быть вам интересны:
Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.
Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)
Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.
Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.
Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.
Консультация психолога.
Источник
Синдром профессионального выгорания назвать заболеванием в прямом смысле этого слова нельзя. Это не болезнь, а изменение личностных и психологических характеристик человека под влиянием профессиональных стрессов. Изменение проявляется под воздействием необходимости постоянного общения с людьми и связанного с этим общением расхода эмоциональной энергии. Синдром сказывается в развитии эмоциональной холодности, равнодушия и последующей дегуманизации.
История термина
В медицину термин «синдром профессионального выгорания» (равнозначный термин — синдром эмоционального выгорания), вошел в 1974 году благодаря исследованию американского психиатра Фрейденберга. Его понятие «burnout» переводят как «эмоциональное сгорание», и оно непосредственно связано с профессиональной обстановкой.
Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования. Поэтому круг профессий, подверженных развитию эмоционального выгорания, установлен довольно четко:
- медработники,
- врачи,
- педагоги,
- психологи и психотерапевты,
- социальные работники,
- работники сферы услуг,
- сотрудники правоохранительных органов.
Вывод прост: чем больше человек вынужден общаться, тем больше он вынужден откликаться на эмоциональное настроение своих собеседников. Такой отклик, будучи регулярным событием, может нанести психологическую травму. Естественной защитой от постоянных травмирующих событий становится притупление и блокировка эмоций. Последствия проявляются в общем состоянии бессилия, равнодушия к окружающим, осознанием своей профессиональной несостоятельности и личностной бесполезности. Конечная стадия – ощущение бесцельности своего существования.
Изучением синдрома эмоционального выгорания после Фрейденберга занимались американские психологи Кристина Маслак и Сьюзан Джексон. На территории бывшего Советского Союза теорией и разработкой практических методик выявления, лечения и профилактики синдрома в разное время занимались В.В. Бойко и Е.П. Ильин.
Факторы, влияющие на формирование синдрома
Эмоциональному выгоранию могут быть подвержены не только вышеперечисленные профессии, просто среди них процент носителей синдрома намного более высок. На эмоциональную деформацию влияет еще некоторый круг факторов. Обычно их делят на три группы:
- личностный фактор;
- ролевой фактор;
- организационный фактор.
Личностный фактор – это показатель склонности личности к острым эмоциональным реагированиям и переживаниям, и как следствие, к формированию отстраненности от переживаний, к холодности. Исследователи отмечают, что портрет такой личности составляют следующие характеристики:
- Эмоциональная открытость, мягкость , вместе с тем – уязвимость.
- Способность к острому сопереживанию.
- Легкая возбудимость, то есть склонность бурно реагировать на чужие идеи, увлекаться ими до фанатизма. Недостаточная самодостаточность и самостоятельность личности.
- Сильные переживания по поводу своих профессиональных неудач и неурядиц на работе.
Ролевой фактор – фактор, который формируется распределением на работе ролей и системы ответственности.
- Ученые установили, что эмоциональному выгоранию больше подвержены те работники, которые несут непосредственную ответственность за свои действия и поступки. Эта ответственность тяготеет над личностью и не дает душевного спокойствия.
- В ролевой фактор также входит недостаточная слаженность служебных обязанностей и функций. Система конкуренции тоже не способствует эмоциональной стабильности.
Организационный фактор – относится к системе организации труда в коллективе.
- Если в коллективе нездоровая обстановка, а администрация не только не регулирует взаимоотношения между коллегами, но и навязывает свои принципы, которые сковывают свободное поведение на работе, эмоциональное выгорание сотрудников не заставит себя ждать.
- Сюда также можно отнести большую занятость, которая несоизмерима с размером оплаты. У сотрудника теряется мотивация в целесообразности своего труда.
- Профессиональному выгоранию способствует регулярная работа с «трудным» населением: скандальными родителями, неуправляемыми детьми, тяжелобольными пациентами, уголовными элементами и т.д.
СЭВ в среде медработников
Эмоциональное выгорание медицинских работников – это закономерное явление. Формирование синдрома в этой профессиональной среде – только дело времени. Почему? Работа в медицине предусматривает плотное общение с контингентом, требующим повышенного внимания и заботы. Особенно это касается специфических категорий больных: онкобольных, носителей СПИД, инвалидов, пациентов ожоговых и травматических центров, психически больных людей. Профессии медработников, где уровень выгорания довольно высок:
- медицинские сестры;
- врачи;
- психиатры и психотерапевты;
- сотрудники «тяжелых» отделений.
Необходимость вникать в положение каждого больного приводит к тому, что уже через полтора года стажа работы, медицинская сестра или начинающий врач чувствуют первые симптомы выгорания. После 3 лет признаки выгорания оказываются налицо. Среди них наиболее часто встречаются следующие проявления синдрома:
- Переутомление вследствие ненормированного рабочего дня и стрессовой обстановки.
- Появление сопутствующих заболеваний: головных болей, психозов, расстройства сна, разлады в работе сердца и пищеварительного тракта.
- Равнодушное отношение к пациентам, которое постепенно перерастает в откровенно негативное и циничное.
- Разочарование в своей профессии и недовольство собственными профессиональными достижениями. Чувство бессмысленности деятельности.
- Агрессивность, гневливость, раздраженность к себе и окружающим.
Ученые выяснили, что выгоранию среди медработников более всего подвержены женщины. Их эмоциональная открытость становится их уязвимым местом. Мужчины более отстраненно ведут себя, потому среди них процент носителей синдрома примерно в два раза ниже, чем среди женщин. Медицинские сестры – самый благоприятный контингент для развития эмоционального выгорания. Это связано и со спецификой их работы и профессиональной занятости, и с личностными качествами. Установлено, что в категорию риска попадают медицинские сестры трех личностных типов:
- Педанты. Для них характерна исключительная аккуратность, добросовестность, стремление к абсолютному порядку.
- Демонстраторы. Медицинские сестры с установкой на постоянное пребывание в центре событий, впереди всех, чтобы постоянно быть на виду.
- Чувствительные. Женщины с открытыми эмоциями, сопереживающие, принимающие все происходящее близко к сердцу. Такая чувствительность скоро приводит к саморазрушению.
Для носителей синдрома характерно перенесение всех отрицательных моментов своей профессиональной деятельности на личную жизнь. Статистика показывает, что эта тенденция приводит либо к одиночеству, либо разводам. Особо же страдают семьи, где и муж и жена работают в медицине.
Педагогическая деятельность и эмоциональное выгорание
Синдром эмоционального выгорания у педагогов так же распространен, как и среди медицинских работников. Ситуация, в которой он развивается, несколько иная, хотя рождена той же необходимостью постоянного напряжения в профессиональной деятельности.
Педагог, опять же – в силу своей профессии, — должен ставить перед собой определенные задачи и цели:
- он — образец, достойный подражания;
- воспитатель, учитель должен растить умственно и нравственно здоровое поколение;
- поддерживать свой «идеальный образ» среди учеников и коллег.
Завышенные изначально требования, высокая степень ответственности на работе и расхождение ожидаемого и действительности зачастую приводят к эмоциональному выгоранию педагогов. Этому явно способствуют не соответствующий нагрузке уровень материального вознаграждения, не всегда ясные и рациональные установки руководства, иногда – очень далекие от дружеских отношения между коллегами и администрацией.
При исследованиях уровня подверженности синдрому среди педагогических работников установлено, что отсутствие эмоционального выгорания характерно только для молодых педагогов с небольшим стажем работы. Дальнейшая работа в этой профессии практически всегда связана с формированием синдрома. Проявляется он в разных стадиях, что зачастую связано и с личностными характеристиками человека, и с неблагополучием в частной жизни, и с возрастом.
1 стадия. Напряжение психологических защит личности. Выражается в легком разочаровании работой, отсутствии остроты переживаний, притуплении эмоциональной реакции.
2 стадия. Резистенция, сопротивление психологических защит. Ученики и окружающая среда начинают откровенно раздражать, появляется утомляемость от постоянно повторяющихся, рутинных событий. Формируется желание эмоционально отстраниться от происходящего, доходящее до настойчивой потребности в тишине и одиночестве. Рабочий стресс педагог нередко продолжает переживать дома: ему хочется, чтобы его никто не трогал, оставил в покое.
3 стадия. Истощение. Сил и психологических ресурсов на сочувствие и сопереживание уже нет. Окружение никаких эмоций, кроме отрицательных, не вызывает. Все это сопровождается целым шлейфом заболеваний сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.
Эмоциональное выгорание педагогов становится настоящей угрозой для всей системы образования. Естественно, что со временем была разработана система выявления, профилактики и тренингов для борьбы с синдромом.
Методика борьбы с синдромом эмоционального выгорания
Изучение синдрома профессионального выгорания преследует цели не только выявления определенного рода неполадок в эмоциональной системе человека, но и поиски разрешения такой проблемы. На первом этапе – тестирование, которое покажет вам, страдаете вы синдромом, или нет. Если ответ положительный, тестирование выявит, на какой стадии эмоционального выгорания человек находится. Первый шаг на пути преодоления синдрома – его признание.
Далее, вы можете попытаться заняться самостоятельным от него избавлением, или обратиться к психологу, который вам поможет. Если выбран первый вариант, и с синдромом решено бороться самостоятельно, то главное, что следует принять во внимание – это мера во всем.
- Соблюдение баланса между своим «я» и чужими переживаниями. Не отказываться от сочувствия, но всегда осознавать, что это – вне вашего внутреннего пространства. Соблюдение дистанции – залог вашего психологического здоровья.
- Не забывайте и о физическом здоровье. Занятие спортом или утренней зарядкой не только позволит сохранить физическую форму, но и отвлечет от «самокопания». Хорошее настроение в результате окажет очень полезную услугу по преодолению своих проблем.
- Нацеленность на лучшее, оптимизм, уверенность в себе и своих возможностях тоже следует взращивать путем тренингов и занятий спортом.
- Рационализм. Действуйте, руководствуясь в своих поступках не эмоциями, а логикой. Пытайтесь анализировать последствия своих действий и корректируйте их таким образом.
Эмоциональное выгорание – это не выгорание умственных способностей. Человек – не только эмоции и чувства, это мощный разум. Не забывая, и даже напоминая себе об этом, вы сможете прийти в равновесие с самим собой, сберечь здоровье и способность радоваться жизни.
Хорошая профилактика эмоционального выгорания – это отпуск, возможность отдохнуть и выделить время для занятий, которые вам нравятся: прогулкам, чтению, музыке. Регулирование личного времени и пространства – важный шаг на пути к эмоциональному здоровью.
Источник