Методика развития детей с синдромом дауна
Кузякина Надежда Викторовна
Педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна
Кузякина Н. В. учитель-дефектолог
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение) г. Тамбова
Слово синдром обозначает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека лишней хромосомы. По статистике один младенец из 800 появляется на свет с синдромом Дауна.
Что значит лишняя хромосома для ребёнка? Малыш будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития, ему будет труднее учиться. И всё же сейчас дети с синдромом Дауна имеют больше возможностей для развития. Большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Они смогут ходить в детский сад и учиться в школе, и вообще, делать то, что умеют другие дети.
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт обучения и воспитания в группе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. В группе ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в дошкольном учреждении — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной программы обучения, воспитания и развития.
Индивидуальная программа — это коррекционно-развивающая образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию.
Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка).
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы развития:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития.
3. Основной этап — развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий.
4. Заключительный этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы, подведение итогов.
В программе формулируются чёткие и конкретные цели, посредством чего они будут достигаться, на занятиях у какого специалиста будут формироваться и закрепляться данные навыки. Индивидуальная программа развития ребёнка составляется сроком на три месяца, далее её содержание дополняется, изменяется. При составлении индивидуальной программы для ребёнка с синдромом Дауна необходимо учитывать не только актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности в развитии ребёнка, но и прогноз его ближайшего развития. При реализации программы необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна,на которые можно опереться:
— готовность приступать к различным видам деятельности;
— подражательность действиям и поступкам других детей;
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— лёгкость вступления в контакт.
Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:
— отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;
— возможны проблемы со слухом и зрением;
— как правило, существуют проблемы с развитием речи;
— имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
— сложности с определением последовательности действий, явлений.
Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, которые можно использовать в процессе развивающих занятий, многие из них имеют нарушения зрения.
Индивидуальная программа составляется с опорой на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией E.A. Екжановой, E.A. Стребелевой.Включает в себя такие разделы: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности, эстетическое развитие, блок коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, блок коррекционно-развивающих занятий логопеда. Содержание программы варьируется в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.
Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке.
Для родителей очень важно, что их ребёнок посещает дошкольное учреждение, взаимодействие со специалистами даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье. Открытое общение специалистов дошкольного учреждения с семьёй жизненно важно для оптимального развития ребёнка с синдромом Дауна.
Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы дошкольного образовательного учреждения, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна.
Литература:
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». – М. «Просвещение», 2005.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. -2000.-№3.
Источник
Долгое время считалось, что дети с синдромом Дауна необучаемы, что было вызвано недостаточным объемом исследований и наблюдений за развитием детей, воспитывающихся в семьях. В своем большинстве, дети с данным диагнозом воспитывались в детских домах и приютах, где вследствие депривации и недостаточной информированности персонала об особенностях и способностях детей с данным нарушением не всегда осуществлялся правильный подход к их развитию. В настоящее время во многих странах ведется активная работа по социализации таких детей. Благодаря огромной работе российских фондов, оказывающих просветительско-методическую поддержку специалистам, начались положительные сдвиги в данном направлении.
Начав работать с такими детьми, мы столкнулись с многочисленными трудностями. Но, проанализировав проблемы воспитания и развития таких детей в детских домах, понаблюдав за ними, пройдя в учебном центре Даунсайд Ап обучающий курс: комплексное сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна дошкольного возраста, а также изучив соответствующую литературу, мы поставили перед собой следующие задачи:
— Уменьшение у детей с синдромом Дауна стереотипных движений, нецеленаправленных действий и манипуляций или полное избавление от них;
— Обучение и развитие детей, направленное на формирование целенаправленной деятельности, используемой в повседневной жизни.
Развитию обычных детей раннего и дошкольного возраста соответствуют следующие нормы социально-эмоционального развития:
- Младенческий возраст (до 1 года) – эмоциональное общение с взрослым;
- Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – совместная предметно-манипулятивная деятельность с взрослым;
- Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность. [6]
Но у детей с синдромом Дауна присутствует значительное отставание в психомоторном развитии, и, как следствие, фактический возраст не совпадает с биологическим возрастом. По этой причине, в коррекции и развитии таких детей мы ориентируемся на их ведущий вид деятельности, а не на фактический возраст.
У детей с синдромом Дауна наблюдается ряд нарушений, из которых наиболее значительными являются недостаточность систем: тактильной, вестибулярной и проприоцептивной (система кинестетического восприятия — мышечно-суставное чувство). Многие из таких детей не ориентируются в схеме собственного тела и окружающем их пространстве. [5] Вследствие этого плохо формируется, предметно-манипулятивная деятельность, которая так важна для становления образа, благодаря которому происходит дальнейшее развитие речи и других высших психических функций. Действуя с предметами, дети без нарушений телесной чувствительности учатся оценивать их форму, цвет, величину, температуру, вес, свойства поверхности и др. [7] У детей с нарушением тактильной чувствительности и проприоцепции нарушено усвоение перечисленных сенсорных эталонов, что приводит к образованию навязчивых движений и неспецифических манипуляций с предметами. Такие дети недостаточно чувствуют собственное тело, не говоря уже об ощущении предмета, которым пытаются манипулировать. Этим объясняются некоторые странные для их фактического возраста действия, например, они стучат предметом о какую-либо поверхность, длительно используют ротовое обследование, то есть длительно используют способы обследования, типичные для младенческого возраста.
Огромную роль в развитии этих детей играет создание условий, для развития сенсорного восприятия.
При этом эффективно использование:
- специального оборудования: утяжеленных одеял, гамаков, тоннелей, специальных костюмов, тележек, сухого бассейна и др;
- природных материалов: песка, каштанов, шишек, воды и пр;
- разнообразных мячей, щеток, губок и многого другого, что используется в повседневной жизни. Даже обычные объятия дают большой положительный эффект.
При налаживании процесса сенсорной интеграции улучшается общее состояние ребенка, и нарушения, перечисленные выше, уменьшаются или полностью исчезают. Сенсорное развитие обязательно должно совмещаться с моторным развитием: тренировкой силы мышц, координации движений, выносливости и равновесия. [3] Организация спортивных мероприятий, и ежедневных занятий физкультурой благоприятно влияет на развитие детей с синдромом Дауна. Формирование крупной и мелкой моторики неотъемлемая часть сенсорной интеграции. Моторные навыки и сенсорное восприятие напрямую связаны с когнитивным развитием ребенка, что важно учитывать при коррекционной работе таких детей.
Обучение детей с синдромом Дауна использованию в повседневной жизни основных социально-бытовых навыков играет не менее важную роль. Если за ребенка выполнять всю бытовую деятельность, у него не формируется необходимых навыков для самообслуживания, не формируется мотивов к выполнению какого-либо действия, вследствие этого не образуются новые нейронные связи, и дальнейшее развитие затормаживается. [4]
При обучении навыкам самообслуживания, развиваются сенсорные анализаторы, когнитивные навыки, речь, умение пользоваться жестами и многое другое. Стоит отметить, что именно в естественной среде, а не искусственно созданной, ребенок будет лучше развиваться, усваивать и запоминать необходимую информацию. [2]
Как сказано выше, в повседневной жизни можно формировать сенсорные эталоны и закреплять познавательные навыки:
- Усвоение ребенком понятия величины. Для этого следует обращать внимание ребенка на предметы различных размеров, вызывающих интерес и внимание ребенка: спрашивать у него, используя устную и жестовую речь, какую машинку он хочет взять, большую или маленькую.
- Развитие сенсорных анализаторов: зрительное, обонятельное, вкусовое, слуховое, соматосенсорное (о чем упоминалось выше). Обращать внимание ребенка на окружающего его запахи. При отсутствии аллергий, необходимо стимулировать восприятие различными запахами (цитрусовые, цветочные, запах ванили, корицы и др.), вкусами (кислый, сладкий, горький). Давать пробовать еду контрастную по вкусу, например, лимон и сахар и учить различать их.
- Важно сопровождать какое-либо действие ребенка своей речью эмоционально окрашенной и подкреплять ее жестами. Использование различных потешек, приговорок, позволяет улучшить речевое развитие ребенка.
- Ориентировка во времени. Использование картинного расписания событий, по которому ребенок может понять, какие действия последуют в дальнейшем, способствует его ориентировке во времени, помогают научиться выделять начало и конец действий.
- Формирование мышц артикуляционного аппарата. Известно, что у детей с синдромом Дауна сниженный мышечный тонус тела, касается также и мышц артикуляционного аппарата. Правильная организация кормления позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата. Использование твердой пищи, жидкости различной консистенции, питье из трубочек разных диаметров и многое другое играют важную роль в формировании речи у всех детей.
- Важно формировать у таких детей самостоятельность и умение делать выбор. Для этого можно и нужно использовать любые подходящие ситуации, начиная с того, от того, что хочет съесть ребенок (яблоко или банан), какие штаны надеть (красные или синие) до того во что он хочет поиграть (машинка или кукла). Когда ребенок делает выбор, у него появляется возможность управления ситуацией, возникает чувство своей значимости, появляется активность. И, как следствие, способность к коммуникации. [1]
- Постоянно разговаривайте с ребенком, если он не может ответить, старайтесь понять и прокомментировать его невербальные сигналы. Всегда опирайтесь на его сильные стороны, уважайте его желания, хвалите его действия. Обращайте внимание ребенка на позитивные изменения, а не на негативные. Чем больше ребенок не понимает вас, тем больше прикладывайте усилий к его развитию. При выполнении этих простых рекомендаций, даже у детей со сложной структурой дефекта появятся положительные результаты.
Список использованной литературы:
- Джонсон-Мартин Н.М. и др. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / под ред. Н.Ю. Барановой. — СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2004. — 336 с.
- Жиянова П.Л. Я все смогу. Развитие ребенка в естественной среде. Навыки и компетенции.— Даунсайд Ап, центр сопровождения семьи. — М., 2015 — 151 с.
- Е. В. Клочкова. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. — М.: Теревинф, 2014. — 288 с.
- Николлс Д., Мартин Р., Валлас Б., Фукс П. От нейрона к мозгу / Пер. с англ. П. М. Балабана, А.В.Галкина, Р. А. Гиниатуллина, Р.Н.Хазипова, Л.С.Хируга. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 672 с.
- Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. — М.: Теревинф, 2010. — 240 с.
- Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
- Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития // Альманах института коррекционной педагогики PAO. — M., 2001 № 4
Источник
Даты проведения курса: 30.06 – 14.06
Курс повышения квалификации на 72 часа
Форма обучения очная, очная с применением ДОТ
Набор на курс открыт.
В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.
Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут грамотно подходить к их обучению и коррекции поведения.
Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Категория слушателей
Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.
Этот курс подойдет вам, если:
- в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
- вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.
Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.
Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.
Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Учебно-тематический план
Результаты обучения
- вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
- вы научитесь использовать методику обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
- вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
- вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.
Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.
Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков № 1131062-20.
Шифр курса на портале ДПО 03287-19/20-В.
Требования к слушателям курса
- наличие высшего образования
- получение высшего образования в настоящее время.
Документы, необходимые для зачисления на курс
- скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
- скан паспорта
- свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
- заявление слушателя
Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru
Преподаватели курса
Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ
Источник