Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна

Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна thumbnail

Описание слайда:

Дидактические занятия, методика Все задания, предлагаемые детям во время дидактического занятия, можно условно объединить в следующие разделы, представленные в каждом из блоков заданий. I.Внимание и память Умение оперировать несколькими понятиями одновременно, выполнять одно действие и при этом помнить, каким должен быть следующий шаг, оказывается необходимым при самых разных видах деятельности. При чтении важно не забыть начало слова, пока читаешь его до конца; пока пишешь букву, удержать в памяти целое слово; пересчитывая предметы, нужно помнить, сколько всего собирался взять; пока разговариваешь по телефону, не забыть про убегающее молоко на плите; вспомнить про ключи прежде, чем дверь захлопнута. Находить по просьбе одну из 1-2 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка (Представление о постоянстве объекта) Находить по просьбе одну из 3-4 игрушек, спрятанных на глазах у ребенка Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов Запомнить и выполнить инструкцию типа: «дай матрешке огурец и помидор», пары карточек II. Размер, форма, цвет Формирование понятий размера, формы и цвета предметов, и навыков их активного использования. Сортировка с опорой на образец Формирование понятия «одинаковый»: подбор пар одинаковых картинок. Сортировка по размеру: разложить большие и маленькие круги в две коробки Формирование понятия «средний» Сортировка по форме: разложить треугольники и квадраты в две коробки Сортировка по цвету: разложить детали двух цветов в две коробки III. Конструктивная деятельность Конструктивная деятельность, умение копировать образец, анализировать сюжетную картинку и схему — это основа для развития пространственных представлений и аналитических способностей. Конструирование по жесткой схеме Конструирование по образцу Строить из кирпичиков конструкции, где все кирпичики ориентированы одинаково (дорожки, заборы и т. д.) Складывание целого из частей Складывать картинку из 2 -6 частей, опираясь на анализ сюжета IV. Логические задания Закладывают основу для развития абстрактного мышления, развивают аналитические и ассоциативные способности на предметном материале. Продолжить последовательность — Красный, желтый, красный, желтый… Классификация: найти лишнюю в серии из четырех предложенных картинок. V. Обучение счету Обучение счету включает в себя: знание числовой последовательности от 1 до 5, пересчет предметов с подведением итога, умение взять по просьбе заданное количество предметов, соотнесение количества и числа, решение задач и примеров с опорой на использование счетного материала VI. Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку понять цель и последовательность действий, совершаемых в реальной жизни, развивает память, ассоциативное мышление и планирование, дает ему те cюжетные элементы, которые он в дальнейшем может включать в свои собственные игры и игры с другими детьми. Обучая ребенка игре, мы улучшаем его возможности контакта со сверстниками, расширяем его знания о мире и закладываем основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым Подвижные и психологические игры, игры-эстафеты, позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна. Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

Источник

Инфоурок

Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по психологии на тему «Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна до

Описание слайда:

Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста Подготовили специалист МДОУ №79: педагог-психолог ЖижченкоЕ.А. .

2 слайд

Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллекту

Описание слайда:

Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Дети с синдромом Дауна

3 слайд

Наиболее отмечается брахио-цефалический череп, косой разрез глаз, эпикант, г

Описание слайда:

Наиболее отмечается брахио-цефалический череп, косой разрез глаз, эпикант, гипертелоризм, расширенное и уплощенное переносье, короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами, типичные дерматоглифические особенности. Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна

4 слайд

1. Медленное формирование понятий и становление навыков. 2. Низкая способнос

Описание слайда:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков. 2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. 3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер. Индивидуально – психологические особенности :

5 слайд

4. Использование нескольких анализаторов одновременно для создания целостног

Описание слайда:

4. Использование нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа. 5. Нарушение сенсорного восприятия.

6 слайд

1. Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. 2.Учет

Описание слайда:

1. Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития. 2.Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. 3.Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка. 4.Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала. 5.Коррекционная направленность образовательного процесса. 6.Единство требований в дошкольном учреждении и в семье. Принципы работы с детьми:

7 слайд

Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действи

Описание слайда:

Формирование системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности. Развитие познавательной активности. Формирование всех видов деятельности. Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна Цели:

8 слайд

Задачи: Формирование способов усвоения социального опыта. Преодоление и пред

Описание слайда:

Задачи: Формирование способов усвоения социального опыта. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

9 слайд

совместная деятельность со взрослым; деятельность по подражанию; деятельност

Описание слайда:

совместная деятельность со взрослым; деятельность по подражанию; деятельность по образцу; деятельность по словесной инструкции. Этапы обучения:

Читайте также:  Как избавиться от абстинентного синдрома при отказе от курения

10 слайд

маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного мат

Описание слайда:

маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала; наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием; постоянная положительная оценка каждого достижения; постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни; частая смена наглядного материала и видов деятельности; перенос усвоенных знаний в новые условия; игровой характер обучения. Подача материала

11 слайд

Мы учимся играя Познавательное развитие 1. Развитие интересов детей, любозна

Описание слайда:

Мы учимся играя Познавательное развитие 1. Развитие интересов детей, любознательности; 2. Формирование познавательных функций; 3. Формирование первичных представлений о себе, других людях; 4. Сенсомоторное развитие; 5. Развитие ВПФ.

12 слайд

Речевое развитие 1. Развитие дыхательных навыков; 2. Развитие артикуляционно

Описание слайда:

Речевое развитие 1. Развитие дыхательных навыков; 2. Развитие артикуляционного праксиса; 3. Постановка звуков, развитие фонематического восприятия; 4. Коррекция лексико-грамматического строя речи; 5. Развитие слоговой структуры слова; 6. Развитие связной речи.

13 слайд

Социально-коммуникативное развитие 1. Формирование представлений о самом себ

Описание слайда:

Социально-коммуникативное развитие 1. Формирование представлений о самом себе, выстраивание позитивного отношения к себе; 2. Развитие сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия; 3. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

14 слайд

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок смыслового восприят

Описание слайда:

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Реализация творческой деятельности детей.

15 слайд

Театрализованнаяая деятельность Музыкально-ритмические движения Логоритмика

Описание слайда:

Театрализованнаяая деятельность Музыкально-ритмические движения Логоритмика Изобразительная деятельность Виды творческой деятельности:

16 слайд

. Физическое развитие 1. Развитие двигательных навыков; 2. Развитие общей и

Описание слайда:

. Физическое развитие 1. Развитие двигательных навыков; 2. Развитие общей и мелкой моторики.

17 слайд

. Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ консультативный

Описание слайда:

. Вариативные формы включения в образовательный процесс ДОУ консультативный пункт служба ранней помощи лекотека группа кратковременного пребывания «особый ребенок» комбинированная группа

18 слайд

1. Е. В. Поле, П. Л. Жиянова. ОДН - методика формирования основных двигатель

Описание слайда:

1. Е. В. Поле, П. Л. Жиянова. ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. 2. «Шаг за шагом» — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. 3. Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. 4. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна

19 слайд

5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Соколова Н.Д. Программа «Воспитание и обу

Описание слайда:

5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Соколова Н.Д. Программа «Воспитание и обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». 6. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». 7. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». 8. Жиянова П., Штепа Н. «Начинаем говорить» — методика для развития речи у детей с синдромом Дауна, которая позволяет детям быстрее освоить навыки речи.

20 слайд

1. Семинары-практикумы, родительские клубы. 2. Круглые столы. 3. Совместные

Описание слайда:

1. Семинары-практикумы, родительские клубы. 2. Круглые столы. 3. Совместные праздники, досуги, участие в выставках. 4. Тематические консультации. 5. Индивидуальные консультации по запросу. Работа с родителями

21 слайд

Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и пост

Описание слайда:

Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

22 слайд

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Методика медведева панфилова поле комплексное развитие детей с синдромом дауна

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-547657

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

ГБОУ Школа №__ г. Москва

«Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна дошкольного возраста»

Учитель-логопед Сафонова И.А.

2017-2018 уч. г.

«Синдром Дауна» — самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный, часто встречается звукопроизношения в виде дизартрии или дислалии. Но, несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Большинство из них обладают хорошей подражательной способностью, что способствует привитию навыков самообслуживания и трудовых процессов.

Поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Синдром Дауна – это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Это одно из самых распространенных генетических нарушений.

Частота рождения детей с синдромом Дауна составляет примерно один на 600 – 800 новорожденных, причем мальчиков и девочек рождается одинаковое количество.

Клиническая характеристика детей с синдромом Дауна

Наиболее отмечается брахиоцефалический череп со сглаженным затылком и уплощенным лицом, косой разрез глаз, эпикантус(это вертикальная кожная складка у внутреннего угла глаза) , гипертелоризм ( широко расставленные глаза), расширенное и уплощенное переносье. У большинства больных – короткая шея, широкие кисти с короткими пальцами. Имеются типичные дерматоглифические особенности в виде поперечной борозды ладоней, одна сгибательная складка на 5-м пальце. Почти у половины детей встречаются врожденные пороки сердца, аномалии желудочно-кишечного тракта.

Читайте также:  Что такое синдром пяточных стоп у новорожденных

Индивидуально – психологические особенности:

  1. Медленное формирование понятий и становление навыков: снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа; необходимость большого количества повторений; низкий уровень обобщения материала; утрата навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно.
  3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.
  4. Особенностью предметно-практического мышления, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность).
  5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Принципы работы с детьми:

  1. Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
  4. Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
  5. Коррекционная направленность образовательного процесса.
  6. Единство требований в дошкольном учреждении и в семье.

Коррекционно-образовательные цели и задачи в работе с детьми с синдромом Дауна

Цели

  • Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
  • Развитие познавательной активности.
  • Формирование всех видов деятельности.

Задачи

  1. Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
  2. Преодоление и предупреждение у детей вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
  3. Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.

Этапы обучения

По результатам обследования ребенка создается индивидуальный маршрут обучения. Обучение проводится по этапам:

  • совместная деятельность со взрослым;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по словесной инструкции.

При подаче материала необходимо:

  • маленькая дозировка с постепенным усложнением после усвоения пройденного материала;
  • наглядно-практическое обучение с последующим проговариванием;
  • постоянная положительная оценка каждого достижения;
  • постоянное повторение пройденного материала с его применением в повседневной жизни;
  • частая смена наглядного материала и видов деятельности;
  • учить переносить усвоенные знания в новые условия;
  • игровой характер обучения, игровая мотивация поставленных задач;
  • педагог организует практические действия ребенка.

Мы учимся играя

Познавательное развитие

Основная цель — формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.

Познавательное развитие предполагает:

  1. развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  2. формирование познавательных действий,
  3. формирование первичных представлений о себе, других людях,
  4. сенсомоторное развитие ведется по нескольким направлениям: формирование представления о цвете предметов,формирование представления о форме предмета,представление о величине,формирование пространственных представлений,формирование представлений о времени,формирование количественных представлений;формирование тактильно-двигательного восприятия. Для развития сенсорных способностей необходимо правильно подойти к выбору материала. Он должен быть ярким, красочным, крупным, более упрощенным, прочным и безопасным.
  5. развитие внимания, памяти, мышления.

На первом году обучения необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении.

В наглядном материале не должно быть ничего лишнего, в поле зрения ребенка должны бать только те предметы, которые соответствуют цели занятия. В работе с детьми широко используем: пирамидки, вкладыши, пазлы, шнуровки, мозайка, лабиринты, конструкторы, доски Сегена, матрешка, «Волшебный мешочек», коробка форм, счетный материал, геометрические фигуры, кубики, строитель.

Речевое развитие

Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи:

  • меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
  • пробелы в освоении грамматических конструкций;
  • способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
  • большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
  • трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Это приводит к тому, что ребенок получает:

  • меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова структуры предложения;
  • меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Коррекционная работа по преодолению речевых проблем включает в себя:

  • развитие дыхательных навыков,
  • артикуляционного праксиса,
  • постановка звуков,
  • развитие фонематического восприятия,
  • коррекция лексико-грамматического строя речи,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • развитие связной речи.

Работа по коррекции проводится в зависимости от речевых возможностей ребенка. Оказание ранней логопедической помощи способствует формированию не только первоначальных речевых навыков и умений, но также благотворно влияет на дальнейшее психологическое развитие детей с синдромом Дауна.

Социально-коммуникативное развитие

Основная проблема детей заключается в отсутствии связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченном общении с природой. Общение с ними — одна из ступеней социальной адаптации, поэтому дети не должны быть изолированы от своих здоровых сверстников.

Читайте также:  Диета при синдроме раздраженного желудка

Основной целью социально-коммуникативного развития является овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания позитивного отношения ребенка к себе («Я сам»);
  • развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности, и присвоения общественного опыта ( концентр «Я и другие»);
  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, способствуя становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях («Я и окружающий мир»).

Художественно-эстетическое развитие

Сохранность эмоциональной сферы ребенка с синдромом Дауна позволяет ему проявлять свои способности и достигать значительных результатов в творческих видах деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.).

Включает в себя различные виды творческой деятельности и самовыражения. Куда входят:

  • Театрализованная деятельность
  • Музыкально-ритмические движения
  • Логоритмика
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Физическое развитие

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражены на моторно-двигательном развитии ребенка. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У ребенка долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.

Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно — двигательной координации.

В занятия включаются физические упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Вариативные формы включения в образовательный процесс ДО (в зависимости от возможностей образовательной организации):

  • консультативный пункт — для родителей и детей, не посещающих ДО (от 1 до 7 лет) для оказания психолого-педагогической помощи родителям;
  • служба ранней помощи – для детей, нуждающихся в медико-псхолого-педагогической помощи (от 2 мес. до 4 лет);
  • лекотека – для детей, не посещающих ДО, как первая ступень социализации ребенка (от 2-х мес. до 7 лет);
  • группа кратковременного пребывания «особый ребенок» – для формирования учебной деятельности и социальной адаптации ( от 3-х мес. до 7 лет);
  • комбинированная группа- для совместного воспитания и обучения (от 3-х до 7 лет).

Методики и программы обучения ребенка с синдромом Дауна

Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс занимает больше времени и чем раньше начинать занятия, тем больше шансов добиться успехов. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения. Занятия важно сделать как можно более интересными для ребенка, отмечая его малейшие достижения и успехи.

  1. ОДН — методика формирования основных двигательных навыков. Разработана Петером Лаутеслагером, голландским физиотерапевтом, занимающимся проблемой двигательного развития и специализированной помощи детям с синдромом Дауна. Применяется для детей от 3-х месяцев до 3-4 лет. Она направлена на предупреждение и коррекцию отклонения в двигательном развитии.
  2. «Шаг за шагом» («Step by step») — методика формирования навыков самообслуживания и поведения в быту. Трудности социальной адаптации таких детей в значительной степени определяются недостаточной сформированностью у них элементарных бытовых навыков.
  3. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки». Позволяет поэтапно сформировать навыки, умения и знания. Методика представлена в 8 книгах, в которых рассматриваются основные принципы и приемы обучения. По каждому из разделов программы позволяет поэтапно сформировать какой-либо навык, умение, знание. Последняя книга содержит перечень умений, которые определяют развитие ребенка, и серию проверочных таблиц, позволяющих проводить тестирование малышей. На «Маленькие ступеньки» похожа методика проведения занятий по программе для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями «Каролина», которую родители детей с синдромом Дауна могут использовать под руководством специалистов по раннему вмешательству.
  4. Стребелева Е.А. Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Программа от 3-х до 8 лет. Включает 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
  5. Боряева Л.Б., Гаврилушкина О.П, Зарин А.П. Соколова Н.Д. Программа «Воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Программа разработана для детей от 3 до 8 лет. Особенностью программы является распределение материала не по годам обучения, а по этапам. Если ребенок включается в коррекционное обучение в младшем дошкольном возрасте, то этапы соответствуют как основным дошкольным возрастам (младший, средний, старший), так и годам обучения.
  6. Методика Ромены Августовой «Развитие речи и обучение чтению». Авторская методика развития речи детей с синдромом Дауна.
  7. Методика Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна». Методика направлена на развитие речи, формирование моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации детей с синдромом Дауна от трех до пяти лет в процессе индивидуальных и групповых занятий.