Методика домана для детей с синдромом дауна

Методика домана для детей с синдромом дауна thumbnail

Сегодня существует много методик раннего развития, но я бы хотела подробно остановиться именно на методике Домана.

Расскажу как я с ней познакомилась – после рождения близнецов, у меня было 3 месяца нахождения в палате перинатального центра, без возможности даже выхода на улицу, конечно я искала различную информацию о восстановлении и реабилитации детей, и натолкнулась на книгу Домана «Что делать если у Вашего ребенка повреждение мозга», конечно ее сказала и прочла целиком, скажу в 2 словах – она большая и к прочтению тяжелая, с медицинским подходом и подробным описанием многолетних исследований. Если у Вас есть желание прочесть ее полностью, то могу дать ссылку, она есть у меня на яндекс.диске.
https://yadi.sk/i/WLyAza6a3M4DEH

Итак кто такой автор этой методики — в послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая – синдром Дауна.Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания – повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, наростить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению.

Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность»Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

В ходе многолетних занятий с детьми с неврологическими отклонениями, Доман и его коллеги заметили что некоторые из этих детей в своей развитии обошли здоровых сверстников. Это и натолкнуло и на мысль, что со здоровыми детьми можно и НУЖНО заниматься!

Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни – это пол. А лучшее положение – на животике. Самый важный навык для каждого человека – ползание на животе, затем — на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления.

Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале — постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать. Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует.

Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет.

Методика раннего развития Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

Осмысленное движение – это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении

Скажу честно, у Домана все постепенно и последовательно, а если по русски то Муторно))) упражнения из его книги – мы повторяли в день по 20-30 раз, его рекомендации – до 50 раз! Каждые пол часа повторять упражнения. Тут конечно мало родительской любви, тут нужна самоотверженность) НО могу сказать, даже частичное выполнение методик – дает хорошие результаты. Не стоит далеко ходить за примерами – мой ребенок с сильнейшей мышечной дистонией (смешанный гипо-гипер тонус)– научился хорошо ползать, потом и ходить. Знаю, многие родители говорят – мой ребенок не ползал и нормально пошел… может это итак если это здоровый доношенный ребенок (хотя многие врачи и тот же Доман, утверждал, что нет, нужно пройти все стадии – для гармоничного развития), но если у ребенка – невралгия, есть нарушения, то стоит очень внимательно остановиться именно на всех этапах ползания (вначале по-пластунски, потом на четвереньках), Эти исследования проводились на протяжении более чем 8 лет и доказали связь, казалось бы банального, ползания – с развитием мозга.

Читайте также:  Неотложная помощь при астматическом синдроме ребенку

Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

•Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.

•Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».

•Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.

•Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.

Источник

Специализированный курс для родителей

Гленн Доман (1919 — 2013)

Гленн Доман известен на весь мир своей новаторской работой в области развития детей. Его идеи и мысли опередили не только свое поколение, но и несколько следующих. Его бестселлеры о Методе Домана и способах реабилитации детей с повреждениями мозга переведены на множество языков. Всю свою жизнь Гленн посвятил обучению родителей по всему миру тому, как помочь их детям с особыми потребностями.

Работа с тысячами детей с диагнозом аутизм, ДЦП, задержка развития, эпилепсия, трудности в обучении, СДВГ, умственная отсталость, Синдром Дауна (Трисомия 21), а также другие генетические нарушения,  помогла ему разработать то, что сейчас мы называем Метод Домана.

Гленн Доман вместе со своей женой Кэти создал уникальные программы реабилитации детей, которые были направлены на решение проблемы, а не на устранение симптомов. Прогресс детей превзошел самые смелые ожидания. 

Гленн Доман и его команда в корне изменили отношение к детям с особыми потребностями!

Doman International — это организация, задача которой —  помогать семьям детей с особыми потребностями улучшать качество жизни, становиться здоровее, раскрывать потенциал ребенка, делая их возможности безграничными.

Наша команда опытных квалифицированных сотрудников дает родителям знания и инструменты, необходимые для того, чтобы ежедневно двигаться к заветной цели — выздоровлению!

В 2020 году Методу Домана исполняется 65 лет. 65 лет опыта, 65 лет общения с самыми вдохновляющими семьями и 65 лет маленьких и больших побед!

Семьи по всему миру: От США до Индии приезжают на Визиты, посещают лекции и выполняют программы Doman International, чтобы помочь своим детям.

Более 100 тысяч детей проходят реабилитацию по Методу Домана и реализовывают огромный потенциал, заложенный в каждом из них!

Более 50 ученых по всему миру продолжают изучать и совершенствовать методики, используемые в программах Doman International, в том числе специалисты NASA.

Если вашему ребенку поставили диагноз:

Что отличает Метод Домана от других методов?

Метод Доман работает с причиной — повреждением мозга, а не с симптомами. 

Программа, разработанная по Методу Домана — комплексная и включает в себя все сферы развития ребенка.

Программа — индивидуальная и разрабатывается для каждого ребенка с учетом его способностей и личных целей.

При оценке учитываются ключевые этапы развития ребенка, а не общепринятые стандарты.

Программа выполняется усилиями родителей. Мы уважаем их и направляем множество усилий на их обучение и поддержку!

Программа выполняется дома, в комфортных условиях, что экономит время и дает больше возможностей для реабилитации.

Все дети, зачисленные на программу реабилитации и регулярно приезжающие на визиты в Doman Internatinal, проходят тщательную оценку их состояния. Команда специалистов определяет, улучшились ли физические, интеллектуальные, сенсорные (зрение, слух, осязание) и другие показатели ребенка. 

Наиболее значимые достижения детей мы называем «победами». У каждого ребенка есть шанс получить победы по слуху, зрению, тактильности, пониманию, ползанию на животе и четвереньках, ходьбе, бегу, чтению, речи, письму, общему здоровью и детоксикации. Представленная выше статистика составлена на основе побед, полученных детьми. 

Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать полезные материалы и советы для программы вашего ребенка, а также первыми узнавать о предстоящих событиях!

Даю согласие на обработку персональных данных

Источник

Источник

Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

В чем заключается методика

Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

  • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
  • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
  • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
  • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

  • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
  • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
  • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
  • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
  • проводить занятия в спокойной обстановке;
  • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
  • не проверять усвоение информации обучения;
  • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

Важно последовательно организовывать процесс обучения.

Физическое развитие по Доману

Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

Читайте также:  Детские сады для детей с синдромом дауна в спб

Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

  • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
  • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

  • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
  • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
  • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

  • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
  • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
  • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

  • висы на перекладине;
  • упражнения на равновесие;
  • перехваты турника;
  • занятия с мелкими безопасными предметами.

Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

Методика Глена  Домана для интеллектуального развития 

Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

  • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
  • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
  • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

Обучение счету по методике Домана

В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

  • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
  • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

Для раннего развития детей используются дидактические материалы

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

Список недостатков метода:

  • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
  • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

Один из существенных минусов — вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Читайте далее: методика зайцева

Источник