Методические разработки по работе с детьми с синдромом дефицита внимания
Методические рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)
При работе с детьми с СДВГ крайне важны своевременная постановка диагноза и специальная коррекция. Но все-таки основной груз в решении проблем обучения и воспитания таких детей ложится на плечи родителей и учителей. Именно от их понимания, терпения и настойчивости зависит, насколько ребенок будет успешен в учебе, общении со сверстниками и взрослыми.
Критерии гиперактивности
(схема наблюдений за ребенком)
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
3. Не слушает, когда к нему обращаются.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса..
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).
- Не может спокойно дождаться вознаграждения (если м/у действием и вознаграждением есть пауза).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Рекомендации для учителей,
обучающих детей с СДВГ:
1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в школе.
2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к школьному психологу или к психологу-консультанту.
3. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства — планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
4. Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут.
5. Обеспечьте для ученика с СДВГ возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
6. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
7. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
8. При необходимости посоветуйте родителям пригласить педагога для дополнительных занятий с ребенком и выполнения им школьных уроков. Сами родители в этих ситуациях часто становятся надсмотрщиками.
9. Обеспечивайте для ребенка с СДВГ индивидуальные условия, которые помогают ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце
класса. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и не опасно).
10. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ:
1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с конструктором, раскрашивание, чтение, письмо).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12.Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Источник
Методические рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом дефицита внимания (гиперактивностью)
Уважаемые родители!
Если у вас ребенок с синдромом дефицита внимания или гиперактивностью, этого невозможно не заметить, поскольку такие дети резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Одной из специфических черт таких детей является чрезмерная активность, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, при этом гиперактивность обычно исчезает, а иногда сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности.
Выявляют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
- Беспокойные движения в кистях и стопах (сидя на стуле, ребенок корчится, извивается).
- Неумение спокойно сидеть на месте, когда этого требуется.
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т.д.).
- Неумение сосредоточиться (на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца).
- Сложности, не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания при выполнении предложенных заданий.
- С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- Неумение играть тихо, спокойно.
- Болтливость.
- Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).
- Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг, и т.д.).
- Могут совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет специально приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наличие у ребенка, по крайней мере, восьми из перечисленных симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение как минимум шести месяцев, является основанием для диагноза «синдром дефицита внимания».
Эти основные нарушения поведения сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых, прежде всего, относятся слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример. Они недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.
Специалисты выделяют следующие факторы, вызывающие у детей синдром дефицита внимания:
- органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- пренатальная патология (осложненная во время время беременности матери, асфиксия новорожденного;
- генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
Исходя из этого, следует учесть, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому такой ребенок должен находиться под наблюдением врача.
Вы, родители, должны почувствовать проблемы ребенка, понять и принять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с имеющимися у него трудностями. Вам необходимо придерживаться определенной тактики воспитательных воздействий. Вы должны помнить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании такого ребенка постарайтесь избегать двух крайностей: проявление чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей.
Вы также должны знать, сто существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от вас больших усилий и огромного терпения.
Приведем конкретные рекомендации специалистов родителям, имеющих детей с синдромом дефицита внимания:
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
- Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем.
В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе родителям и учителю необходимо наладить совместную работу.
Специалисты разработали следующую специальную поведенческую программу для коррекции детей с синдромом дефицита внимания:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение;
- не прибегайте к физическому н аказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка;
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену;
- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните гиперактивному ребенку о его проблемах научите с ними справляться.
Уважаемые родители! Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для такого ребенка наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
- лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
- прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»;
- холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
- внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Уважаемые родители! Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
- если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
- если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам;
- если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убрать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление. В коррекции поведения ребенка большую роль играет постоянное поощрение желательного поведения ребенка и игнорирование нежелательного.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медикаментозной, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
Источник
Рекомендации для педагогов и воспитателей
Дети с синдромом дефицита внимания: типы СДВГ, игры для детей с СДВГ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с введением ФГОС в образовании большое внимание уделяется детям с ОВЗ, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это неврологическое, поведенческое возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контроль за побуждениями.
Расстройство определяется как возрастное, поскольку обнаруживается в раннем детском возрасте (до семи лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста до зрелости.
Главные проявления синдрома дефицита внимания – нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомы гиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросления ребенка, то нарушения внимания служат благоприятной почвой для неврозов, социальной дезадаптации.
Под дефицитом внимания понимают неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени. К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость его удержания, уменьшение избирательности внимания, выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частые переключения с одного дела на другое, забывчивость.
Выделяют три типа синдрома дефицита внимания:
1. Смешанный тип (гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания, это самая распространенная форма синдрома дефицита внимания).
2. Невнимательный тип (превалируют нарушения внимания).
3. Гиперактивный тип (доминирует гиперактивность, это наиболее редкая форма синдрома дефицита внимания).
Чаще всего СДВГ встречается у мальчиков. Относительная распространенность колеблется в зависимости от типа заболевания, от этого же зависит и распространенность (от 1-2% до 25-30%).
На современном этапе исследования СДВГ доминирующими считаются три группы факторов в развитии синдрома:
— генетические факторы;
— повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов;
— негативное действие внутрисемейных и социальных факторов.
Очень важно начать работу с таким ребенком до поступления в школу.
Выделяют следующие проявления гиперактивности у детей:
— трудности обучения (восприятия и мышления);
— повышенная активность, импульсивность (чаще в новой обстановке);
— недостаточное развитие моторики (особенно мелкой моторики);
— возможные невротические проявления (тики, энурез);
— эмоциональная лабильность;
— разрушительные тенденции в поведении и негативизм.
Основная работа педагога-психолога по оказанию помощи детям с постоянной повышенной активностью ведется по следующим направлениям:
• Психологическое просвещение родителей и педагогов
• Ранняя диагностика
• Развитие произвольности и самоконтроля в мини-группах
• Развитие самооценки
• Развитие познавательных процессов
• Коррекция поведения
Организация коррекционно-педагогического процесса с детьми, имеющими нарушения внимания, должна соответствовать двум обязательным условиям:
1. Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекаемой форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма занятий.
2. Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие дефицитные способности, поскольку известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто невыполнимо.
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Игры для детей с СДВГ
«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и т. д.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
«Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
«Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.
«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему и под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее слышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).
«Волшебные палочки» (выкладывание узоров, фигур по образцу).
«Снежный ком» (рассказ на любую тему, где каждый добавляет по слову и повторяет все сказанное предыдущим участником).
«Покажи свой нос» (ребенка просят показать одно, а он должен показать другое).
«Вычеркни букву».
«Лабиринты». Читается сказка или стих, а на определенное слово ребенок откладывает палочку (рисует, хлопает и т. д.) или взрослый, читая, стучит карандашом через определенные промежутки времени, а ребенок должен сосчитать удары и пересказать содержание.
Самое главное, научить ребенка с СДВГ отдыхать, расслабляться!
«Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие, легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик… (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик… Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Облака»
Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие, легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако (пауза – поглаживание детей). Гладит,… поглаживает… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
«Кулак-ребро-ладонь» (Упражнения для развития мелкой моторики рук)
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя).
«Послушать тишину» (формирование произвольной регуляция собственной деятельности).
Исходное положение — сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.
«Море волнуется. «(Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля).
Море волнуется — раз!
Море волнуется — два!
Море волнуется — три!
Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде взрослого «Отомри!» упражнение продолжается.
Релаксация «Поза покоя» (освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук)
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится воспитателем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье.
И становится понятно —
Расслабление приятно!
Растяжка «Лучики».
Исходное положение, сидя на полу. Поочередное напряжение и расслабление:
— шеи, спины, ног;
— правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы;
— левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
«Дыхательное упражнение».
Исходное положение — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и их сочетания.
«Глазодвигательное упражнение».
Исходное положение — сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т. д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом, эмоционально заряжать ребенка.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Положительно подкреплять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества
АНКЕТА для педагогов
«Выявление синдрома дефицита внимания у детей»
Последнее время всё больше и больше детей имеют диагноз психоневролога » Синдром дефицита внимания». Данный материал поможет педагогам самим выявить это нарушение.
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те пункты, которые характеризуют поведение ребенка.
1. Беспокойные движения в стопах. Сидя на стуле ребенок корчится, извивается.
2. Неумение сидеть спокойно на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и др.)
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы отвечает часто не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
7. С трудом сохраняется внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
9. Неумение играть тихо, спокойно.
10. Болтливость.
11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (игрушек, карандашей, книг, одежды и др.).
14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, на дорогу, не оглядываясь по сторонам или др.).
Оценка результата:
Основанием для диагноза синдрома дефицита внимания является наличие у ребенка 8 из 14 симптомов, которые наблюдаются последние 6 месяцев.
Источник