Мероприятия по профилактике синдрома вы
Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания
Медицинская практика показывает, что синдром профессионального выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как «расстройство приспособительных реакций» (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо «проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни» (код Z73). См. Приложение 1.
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
В выраженных формах синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.
При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его «внутренним дитя» и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.
К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми.
Именно поэтому так важны профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.
Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.
Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. К. Маслач было предложено понятие «engagement» («вовлеченность в работу» — как один из вариантов перевода), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. [42]
Все эти дефиниции можно определить общим понятием — мотивационная включенность, понимаемая как особое пролонгированное психическое состояние, выступающее «ядром» интрагенной (внутренней) активности субъекта. Вовлеченность — это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в деятельность организации для достижения ее целей. Существуют определенные механизмы формирования и повышения уровня включенности. При этом уровень ее сформированности и развития выступает как показатель меры собственного участия индивидуума в любом процессе, а значит, во многом определяет эффективность его деятельности.
Мотивационная включенность выступает условием формирования вовлеченности в профессиональную деятельность. Вовлеченность в работу может быть достигнута лишь в том случае, если данная работа пробуждает у людей:
· готовность, если этого требуют интересы организации, к дополнительным усилиям, не ограничиваясь должностными инструкциями;
· чувство самоуважения, основанное на удовлетворенности своими профессиональными достижениями и своей работой;
· заинтересованность в достижении значимых для организации рабочих результатов;
· ответственность за результаты своей работы. [49]
Вопрос о взаимосвязи и причинно-следственных отношениях между мотивацией и синдромом выгорания является малоизученным в настоящее время. Между тем, изучение данного феномена может оказаться весьма продуктивным с точки зрения возможности профилактики синдрома профессионального выгорания.
Профилактика синдрома профессионального выгорания должна осуществляться в следующих направлениях:
1. Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации.
2. Создание комнат «психологической разгрузки» в лечебных учреждениях для медперсонала.
3. Организация работы клинического психолога.
4. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
5. Организация наставничества.
6. Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги.
7. Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.
8. Проведение групповых методов работы — тренингов, антистрессовых программ.
9. Посильное решение жилищно-бытовых вопросов.
10. Активный отдых, санаторно-курортное лечение.
11. Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний. [51]
Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:
· улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
· обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
· умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
· хобби (спорт, культура, природа);
· попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
· фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).
Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство. [38]
Необходима личностно-ориентированная подготовка врача с акцентом на способность формировать хорошие взаимоотношения с больным как фундамент для использования медицинских знаний и технологий. Врачи должны быть обучены продвинутым навыкам клинического интервью (контакт с «трудными», умирающими больными, сообщение плохих новостей).
Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях, о физических симптомах, наблюдающихся при этом и мероприятиях по управлению стрессом.
Широкое распространение получил метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что люди могут обучиться новым путям выхода из стрессовых ситуаций, они не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура обусловливает время и место, в котором проходит большая часть работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости.
Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.
Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:
· создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т.е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
· признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
· обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.
Личностно-ориентированные стратегии:
· выполнение «тестов на пригодность» перед обучением профессии;
· регулярный профессионально-медицинский, психологический мониторинг;
· проведение специальных программ среди групп риска (например, Баллинтовские группы для учителей и врачей);
Баллинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. Михаэлем Баллинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе баллинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение. Группа врачей численностью 8-12 человек встречается несколько раз в месяц (продолжительность встречи 1,5-2 часа) на протяжении нескольких лет. Ведущими данных семинаров являются психологи или психиатры (1-2 человека). Стиль ведения занятий — недирективный. На групповых занятиях можно поделиться своими мыслями и чувствами, пришедшими в голову фантазиями, не имеющими на первый взгляд никакой рациональной связи с предметом изложения. Делается акцент на эмоциональное воздействие пациента на врача. Занятия в баллинтовских группах позволяют участникам прояснить стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с пациентами. В группу лучше не включать участников, находящихся на работе в прямом подчинении. В работе семинара могут использоваться ролевые игры, элементы психодрамы, тренинг сенситивности, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и др. [48]
В Приложении 3 дана программа «Профилактика профессионального выгорания сотрудников» групповых занятий, позволяющая ознакомить сотрудников с симптомами синдрома профессионального выгорания; выявить наличие или отсутствие этого синдрома у сотрудников; оказать помощь сотрудникам в ситуации профессионального выгорания.
Источник
3.1 Мероприятия по профилактике синдрома профессионального выгорания
Медицинская практика показывает, что синдром профессионального выгорания может диагностироваться, согласно МКБ-10, по-разному: как «расстройство приспособительных реакций» (код F43.2) в связи со стрессовыми событиями, либо «проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни» (код Z73).
Диагноз зависит от внимательной оценки соотношения между формой, содержанием и тяжестью симптомов; анамнестическими данными и личностью; стрессовым событием, ситуацией и жизненным кризисом.
В выраженных формах синдром профессионального выгорания подлежит полному и комплексному врачебному психотерапевтическому лечению с использованием всех средств врачебной психотерапии. Используются все основные этапы врачебной психотерапии: релаксация, излечение соматических, психиатрических и психосоциальных расстройств, коррекция, обучение (в том числе жизнь в болезни) и переучивание, социализация.
При этом применяется весь потенциал врачебной психотерапии: естественно-научный (медицинский), гуманитарно-личностный и социально-мировоззренческий подходы к терапии. Применяются психологические и психосоциальные воздействия и лекарства (включая лечение астении, депрессии и тревоги, налаживание сна, ноотропы, аминокислотные комплексы, витамины и т.д.), режим труда и отдыха, питания, движения, обеспечивается коррекция представлений о социуме и внутренней картины болезни, связь между страдающим больным, его «внутренним дитя» и лечащим врачом, социальная помощь и адаптация, проводится социальная реабилитация и реадаптация, физическая, психическая, коммуникативная и трудовая реабилитация, что позволяет добиться полноценного возврата (включения) пациента в макро- и микросоциум, в семью, к труду.
К сожалению, в ряде случаев развитие СЭВ заходит очень далеко, наблюдается стойкое негативное отношение к работе, к пациентам, коллегам. В таких ситуациях необходимым становится изменение места работы, переход на административный вид деятельности, работа, не связанная с людьми.
Именно поэтому так важны профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, используя при этом различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
Как показывают исследования, если активно не вмешиваться в развитие синдрома эмоционального выгорания среди персонала, то самопроизвольного улучшения не происходит.
Синдром выгорания оказывает воздействие на все аспекты мотивационной сферы человека. При этом происходит нарушение сбалансированности структуры мотивации и гармоничных отношений между ее компонентами: повышение степени дезинтегрированности структуры, перераспределение роли элементов и выпадение некоторых из них из общей системы мотивации.
Профилактика синдрома профессионального выгорания должна осуществляться в следующих направлениях:
-Просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации.
-Создание комнат «психологической разгрузки» в лечебных учреждениях для медперсонала.
-Организация работы клинического психолога.
-Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
-Организация наставничества.
-Учет мнения сотрудников при выборе предпочтительного коллеги.
-Психологическое консультирование как возможность проработки профессиональных и личных проблем.
-Проведение групповых методов работы — тренингов, антистрессовых программ.
-Посильное решение жилищно-бытовых вопросов.
-Активный отдых, санаторно-курортное лечение.
-Постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний.
Концепция поведенческих профилактических мер, представленная в психологической литературе, фокусируется на первичной профилактике. Сюда относятся следующие мероприятия:
-улучшение навыков борьбы со стрессом (дебрифинг (обсуждение) после критического события, физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.);
-обучение техникам релаксации (расслабления) — прогрессивная мышечная релаксация, аутогенная тренировка, самовнушение, медитация;
-умение разделить с пациентом ответственность за результат, умение говорить «нет»;
-хобби (спорт, культура, природа);
-попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
-фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий).
Сотрудников, впервые приступивших к работе, необходимо реалистически и адекватно ввести в курс дела. Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема.
Еще на этапе обучения профессии желательно давать студентам такие навыки. Примером может служить проведение дебрифинга после критического события, который предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить дежурство.
Необходима личностно-ориентированная подготовка врача с акцентом на способность формировать хорошие взаимоотношения с больным как фундамент для использования медицинских знаний и технологий. Врачи должны быть обучены продвинутым навыкам клинического интервью (контакт с «трудными», умирающими больными, сообщение плохих новостей).
Пациентам необходимо давать информацию о стрессовом процессе, о его стадиях, о физических симптомах, наблюдающихся при этом и мероприятиях по управлению стрессом.
Широкое распространение получил метод образования по обучению личности справляться с трудностями на рабочем месте. Но, несмотря на то, что люди могут обучиться новым путям выхода из стрессовых ситуаций, они не могут применить полученные навыки в рабочей обстановке, т.к. их работа требует поведения по специфическому пути, организационная процедура обусловливает время и место, в котором проходит большая часть работы. Сотрудники распределены согласно рабочим функциям, а не личностной совместимости.
Стратегии по предотвращению внешних обстоятельств, вызывающих выгорание (комбинация первичной и вторичной профилактики), могут быть разделены на действия по изменению организации и руководства и на мероприятия, проводимые с работниками.
Мерами, направленными преимущественно на рабочее окружение, являются:
·создание, поддержание «здорового рабочего окружения» (т.е. временный менеджмент, коммуникативные стили руководства);
·признание результатов работы (похвала, высокая оценка, оплата);
·обучение руководителей («ключевая роль» начальника в предотвращении выгорания). Руководитель должен обеспечить возможность участия сотрудников в принятии важных для них решений. Поддержка со стороны руководства порой даже более важна, чем поддержка со стороны коллег. Воздействовать можно практически на все факторы, способствующие развитию СЭВ.
Методы саморегуляции
Эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения симптома профессионального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя.Это своего родатехника безопасностидля специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это — естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. Специалисты, занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.
Схема 4. Методы саморегуляции
Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма.Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.
Однако есть специальные приемы, которые можно применять во время работы. Очень важно разобраться:
какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса владеет человек;
осознать их;
перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному в целях управления своим состоянием;
освоить способы саморегуляции, или самовоздействия.
Все это и составляет суть саморегуляции.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Таким образом, саморегуляция может осуществляться с помощью четырех основных средств, используемых по отдельности или в различных сочетаниях.
В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:
— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
— эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.
Результаты исследований, опыт работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:
— смех, улыбка, юмор;
— размышления о хорошем, приятном;
— различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
— наблюдение за пейзажем за окном;
— рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
— мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
— «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
— вдыхание свежего воздуха; — чтение стихов;
— высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Кроме естественных приемов регуляции организма, существуют и другие способы саморегуляции (самовоздействия).
1. Способы, связанные с управлением дыханием. Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
2. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
3. Способы, связанные с воздействием словом. Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Способ 1. Самоприказы.
Способ 2. Самопрограммирование.
Способ 3. Самоодобрение (самопоощрение).
В заключение следует отметить, что профессиональное выгорание — проблема большая и касающаяся каждого, но проблема, вполне решаемая.
В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей и неизменной уверенности в успехе своего дела. Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку.
Методы и способы саморегуляции появились как результат изучения психологии и физиологии человека, закономерностей и механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями. Круг таких методов достаточно широк. Одни из них понятны и просты; другие довольно сложны, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов (профконсультантов, психологов); третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, они эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют.
Заключение
Завершая исследование проблем профессионального выгорания медицинских работников и организации профилактических мероприятий, сделаем следующие выводы.
Профессиональное выгорание — синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально — энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них, ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Врачи и средний медицинский персонал — люди, в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению профессионального выгорания у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с содержательными аспектами деятельности.
Развитию СЭВ у медицинских работников способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура.
Механизмом формирования профессионального стресса у медицинских работников является сочетание высокого контроля над проявлениями негативных реакций, высокого уровня тревоги, пессимистичности и снижения способности к интегрированности поведения в стрессовых ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.
Стрессоустойчивость у медицинских работников связана с низкими показателями враждебности, с высоким уровнем альтруизма, самопринятия, способности к использованию интеллектуального потенциала в стрессовых профессиональных ситуациях и интернальной направленностью локуса контроля.
Профилактические меры, предупреждающие эмоциональное, профессиональное выгорание, содержат различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения, такие как постоянная внутренняя работа медицинского работника над собой, переосмысление поведения, рефлексия эмоциональных состояний, активный отдых, овладение методами саморегуляции; а также меры, направленные на изменение рабочего окружения: просветительная работа о сущности и последствиях профессиональной деформации, предупреждение неблагоприятных обстоятельств, а именно создание благоприятного психологического климата в коллективе, проведение групповых тренингов, антистрессовых программ.
Список литературы
1. Бабанов С.А. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / С.А. Бабанов, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с. (С.24, 187, 194-195).
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 105 с. (С.17-18).
3. Брайт Дж., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. — СПб.: Издательство: Прайм-Еврознак, 2003. — 352 С. (С.5 — 6).
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009. — 608 с. (С. 195).
5. Винокур В.А. Взаимосвязь социальных факторов с профессиональным стрессом у врачей / В.А. Винокур, О.А. Клиценко // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: материалы научно-практ. конференции 20-28 октября. — СПб, 2004. — 234 с. (С.189-190).
6. Винокур В.А. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей / В.А. Винокур, О.В. Рыбина // Интегративная медицина. Материалы II национального конгресса. — СПб, 2005. — С.36 — 37 (С.36).
7. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. — СПб: Изд-во С. — Петерб. ун-та, 2011. — 160 с. (С.104-106).
8. Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — 2-е изд., доп. — СПб: Питер, 2008. — 336 с. (С.7, 54).
9. Гринберг Дж. Управление стрессом. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 496 с. (С.10 — 11).
10. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. — 3-е изд. — М.: «Наука», 2003. — 368 с. (С.232-233).
11. Методические подходы к диагностике профессионального стресса у врачей // Медицинская психология в практическом здравоохранении: Сб. науч. статей. — СПб: Питер, 2003. — С.68-72.
12. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. статей / Под ред. проф. А.В. Карпова. — Ярославль, 1999. — С.76 — 97. (С.76-77).
13. Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. трудов. Вып.4/Под. ред. проф. А.В. Карпова. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 2009. — С.119-128. (С.120).
14. Психология здоровья / Под ред.Г.С. Никифорова. — М.: Питер, 2008. — 607 с. (С.485).
15. Рыбина О.В. Клинико-психологические характеристики профессионального стресса у врачей-психиатров: Автореф. дис. // Материалы научной сессии. — Пермь-Ижевск, 2004. — С.224 — 226.
16. Лисицын, Ю. П. История медицины : учебник / Ю. П. Лисицын. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400 с.
17. Бодалев А.А. Личность в общении. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
18. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. — М.: Наука, 1996. — 154 с.
19. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 325 с.
20. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990. — 174 с.
Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 3561 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник