Мелани йоостен берлинский синдром скачать

Премьера кино

В прокат вышел «Берлинский синдром» модной австралийки Кейт Шортланд. Михаил Трофименков пытался постичь смысл истории о девушке и маньяке.

Дебют Шортланд назывался «16 лет. Любовь. Перезагрузка», его героиня, как пишут в аннотациях, «постигала отличие между любовью и сексом». «Синдром» — всем перезагрузкам перезагрузка. Клэр (Тереза Палмер) приезжает из родного Брисбена в Берлин с целью, которую формулирует по-разному. Она «работает в недвижимости» и хочет изучить архитектуру ГДР. Точнее говоря, хочет «приобрести жизненный опыт». А еще точнее — чего-то хочет.

Своих желаний, как известно, следует бояться, ибо они исполняются. Хотела девочка чего-то, и это что-то вышло навстречу в облике нежного и романтичного Энди (Макс Римельт), преподавателя английского языка и физкультуры. Вышло, переспало, заперло на ключ и посадило на цепь. Она же сама сказала, что ей так хорошо у него, что, будь ее воля, осталась бы с ним навсегда. В общем, маньячество Энди — крайняя форма его нежности, романтизма и готовности исполнить любое желание любимой женщины. Другое дело, что он любвеобилен: Клэр — не первая его узница, ее предшественницы мертвы.

Понятно, что восходит «Берлинский синдром», как и роман Мелани Йоостен, по которому он поставлен, к «Коллекционеру» (1963) Джона Фаулза. Понятно и то, что название — парафраз стокгольмского синдрома. Со стороны отношения, складывающиеся у Клэр с Энди, даже садомазохистскими не назовешь. Так, нормальная семейная жизнь, в которой тоже случается, что жена возьмет да проткнет мужу руку отверткой.

Фаулз в свое время шокировал тем, что вел повествование от лица маньяка, заставлял читателей с ним идентифицироваться. «Синдром» предполагает если не идентификацию с Клэр, то как минимум сопереживание ей. И в этом его самая большая проблема. С маньяком гораздо проще отождествить себя, чем с дурой. А единственная психологическая характеристика Клэр, увы, проста — она дура. Можно было бы элегантно выразиться в том духе, что она ведома смутными юношескими желаниями, но по-русски это звучит иначе: ищет приключений себе на голову. Бродит по чужому городу со своим рюкзаком, залезает на какие-то ночные крыши, где выпивает с мутными ребятами. Так что встреча с заботливым маньяком не худшее, что могло с ней случиться.

Сводится ли фильм к банальному предупреждению о риске, которым чреват случайный секс? Или к не менее банальному высказыванию: дескать, в отношениях палача и жертвы «не все так просто»? Следует ли искать скрытый смысл в том, что действие разыгрывается в Берлине? Ведь словосочетание «берлинский синдром» вызывает в первую очередь политические ассоциации. Ну там травма нацизма или травма Берлинской стены. Да, в разговоре с отцом Энди вспоминает мать, некогда перебежавшую на Запад, и еще говорит что-то полуностальгическое о ГДР. Но этого слишком мало, чтобы разглядеть в «Синдроме» политическую метафору.

Банальности смыслов в фильме противостоит лишь визуальная небанальность. У Шортланд — вязкая, местами гиперреалистическая, местами — полупризрачная, как поляроиды, что снимает в заточении Клэр, изобразительная манера. В ней заложена тревожность, причем тревожность, не предопределенная жанром триллера, а врожденная, онтологическая.

Шортланд и героиня ее фильма Клэр — австралийки, и это многое объясняет. У австралийского кино самобытная традиция страха, абсолютно отличная от европейской и американской. Если верить австралийскому кино, антиподы живут в постоянном ужасе, ощущении своей обреченности, иногда объясняемой страшным проклятием, которое наложили на них истребленные колонизаторами аборигены. Рискну предположить, что в жизни они — люди как люди, но экранный австралиец просто не может, отправляясь за тридевять земель, не уложить в рюкзак эту свою обреченность, как, судя по всему, и поступила Клэр.

Читайте также:  Дети с синдромом дауна известных людей россии

Источник

год

2016

страна

Австралия, Германия

слоган«Если носить маску слишком долго, она станет лицом»
режиссер Кейт Шортланд
сценарий Шон Грант, Кейт Шортланд, Мелани Жюстин
продюсер Polly Staniford, Наима Абед, Скотт Отто Андерсон, …
оператор Джермейн МакМикинг
композитор Брайони Маркс
художник Мелинда Доринг, Зильке Фишер, Джени Паркер, …
монтаж Джек Хатчингс
жанр триллер, драма, детектив, … слова
сборы в США

$28 660

сборы в мире

+ $369 123 = $397 783 сборы

сборы в России

$97 173

зрители

  17.6 тыс.

премьера (мир)

20 января 2017, …

премьера (РФ)

20 июля 2017, «ПРОвзгляд»

время116 мин. / 01:56

Трейлеры
Знаете ли вы, что…

  • В основе фильма «Берлинский синдром» лежит одноименный дебютный роман Мелани Жюстин, опубликованный в 2011 году.
  • В фильме использовалось множество цветовых палитр, оттенков, которые были подмечены в Берлине. Экстерьер снимали в течение трех недель. А все сцены в интерьере были сняты на студии в Мельбурне. Во время подготовки к созданию фильма была создана команда, которая отправилась в Германию и сделала зарисовки квартиры, которую взяли за основу для декораций.
  • Действие предыдущего полнометражного фильма режиссера Кейт Шортланд, военной драмы «Лоре» 2012 года, тоже происходит в Берлине.
  • Тереза Палмер считает себя поклонницей режиссера Кейт Шортланд и говорит, что мечтала работать с ней с тех пор, как посмотрела ее первый фильм.
  • Съёмки фильма прошли сначала в Берлине, после чего съёмочная группа перебралась в Мельбурн. Отыграв все свои сцены, Тереза Палмер сразу же приступила к съёмкам в военной драме Мела Гибсона «По соображениям совести»(2016), которые тоже проходили в Австралии.
  • Декорации квартиры Энди построили в павильонах австралийской Docklands Studios Melbourne, там же, в основном, и проходили съёмки. В «квартире» были свет, газ и вода. Вид из окон создан посредством цифровых технологий.
  • еще 3 факта

Знаете похожие фильмы?
Порекомендуйте их…

Саундтрек

Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию…

Источник

Берлин словно окутан лёгкой дымкой, в отблесках холодного лета с тягучими рассветами, паром изо рта, сбивчивыми обрывками чужой иностранной речи; город кажется чужим любому, кто смотрит на него. Режиссёр Кейт Шортланд родом из Австралии – Берлин ей удаётся показать глазами любого, кто попадает в него впервые: отстранённый взгляд приезжего в её новом фильме «Берлинский синдром» – история чужих в чужом городе, которая балансирует от триллера до мелодрамы, не проваливаясь ни в один из жанров целиком.

Так же отстранённо на город смотрит и её героиня – австралийка Клэр (Тереза Палмер), молодой фотограф с большим рюкзаком за плечами. Она путешествует одна, фотографирует города, которые хочет почувствовать, потрогать, поболтать с людьми на улицах. Она не знает Берлин, не знает языка, но Берлин ей, очевидно, нравится сразу – она долго любуется улицами, закатами, сидит в кофейнях, рассматривая получившиеся снимки на фотоаппарате. Берлин – не романтичный Париж, но – до поры до времени. Пока она не встречает на пешеходном переходе Его. Энди (Макс Римельт) – школьный учитель, который неплохо говорит по-английски, угощает Клэр клубникой и ведёт её на прогулку по иному, загородному Берлину. Чем закончится это романтическое знакомство, гадать долго не приходится – проскочившая искра в итоге заканчивается любовной сценой у Энди дома. Наутро Клэр обнаруживает, что заперта в квартире нового знакомого.

«Берлинский синдром» родился из повести писательницы Мелани Йоостен, которая в своё время произвела на Шортланд довольно сильное впечатление. Где-то это действительно похоже на сказку о прекрасной девушке, которую заточают в башне, но реальность куда страшнее сказок, да и романтизация таких историй вряд ли возможна. Клэр обнаруживает, что Энди, который знает её буквально один день, пожелал обладать ею в полном смысле этого слова – он запирает её в своей крепости, откуда некуда бежать, да и если кричать, то никто не услышит: в доме, как выясняется, больше никто не живёт. В этой старой обветшалой пятиэтажке нет других соседей, а дверь закрывается на плотный засов. Клэр осознаёт себя пленницей, но не может до конца понять, как же это вообще могло произойти и почему именно с ней.

Всё, что будет происходить далее – не возможно ожидаемые сцены насилия или издевательств коллекционера над новой жертвой, а куда более острое действие, пропитанное безысходностью затхлого воздуха запертой на все замки квартиры и преломления героини в этой реальности. Единственное действие, которое она совершает сразу же – попытка разбить окно, – кончается разве что сквозняком на кухне. В дальнейшем она несколько раз попытается бежать, но буквально через несколько довольно мучительных сцен, кажется, ломается окончательно. Её лицо в кадре меняется тоже – стареет, глаза гаснут, морщины и мешки под глазами превращают её в заключённую.

Энди, её хранитель, Чудовище из башни, уверяет её в своей любви; он буднично продолжает жить, посещать школу, магазины, вечеринки коллег с работы. С Энди, очевидно, не всё в порядке – дружеское похлопывание по плечу коллеги по работе, которая случайно в учительской взяла его чашку вместо своей, он усердно отмывает с кожи мылом. С Энди ещё не всё в порядке потому, что вскоре Клэр поймёт: она в этой квартире была далеко не первой.

Эстетика кадра «Берлинского синдрома» хороша сама по себе – холодные оттенки, подступающая зима, а потом и наступающий Новый год в городе, где все, как кажется, немного одиноки, долгие молчаливые планы, да и вообще почти полное отсутствие диалогов. Это почти скандинавское кино снято австралийским режиссёром, что, возможно, удивит – на фестивале «Санденс», впрочем, фильм был номинирован на гран-при в разделе «Драма» программы «Мировое кино», но победил в этом году куда более откровенный и жуткий «Случай в отеле “Ник Хилтон”» смешанного германо-шведско-датского производства.

«Берлинский синдром» – кино куда более женское, медитативное, тягучее; от него прохладно, но жуть в этом случае не на поверхности, а где-то чуть глубже, как бывает, когда заходишь в холодную воду и в какой-то момент коченеют ноги. Впереди неизвестность – будет ли Клэр бороться за свободу, если в какой-то момент обнаруживаешь её, миролюбиво жарящую на кухне яичницу мужчине, который скоро вернётся с работы, или играющую с собакой, внезапным подарком на очередной праздник?

В одной из сцен Энди внезапно пропадает на несколько дней аккурат после Нового года, когда отопление в его старом доме отключено. Клэр ждёт его, уже почти ни на что не надеясь и замерзая, а когда он всё же возвращается, обнимает его так, будто уже полностью ему подчинилась. Пресловутый «стокгольмский синдром» или уловка? Ответы в загадочной женской душе тоже где-то чуть глубже, но они непременно всплывут на поверхность. Женщины чуть более непредсказуемы, чем некоторые, даже очень нездоровые мужчины. На финал этой истории Берлин будет смотреть так же отстранённо, как и в самом начале смотрела на него чужестранка Клэр – город, в котором случилась очередная мини-драма, проснулся и живёт своей жизнью дальше.

Источник

В российский прокат выходит картина австралийского режиссера Кейт Шортланд «Берлинский синдром». Ранее лента была показана на фестивале независимого кино «Сандэнс» и во внеконкурсной программе Берлинале — в обоих случаях с большим успехом. Сочетание элементов семейной драмы, триллера и философского размышления пришлось по вкусу критикам и киноманам.

«Берлинский синдром» — экранизация одноименного романа писательницы Мелани Йоостен. Главные роли исполнили австралийка Тереза Палмер и немец Макс Римельт. Собственно, актерская игра — главное, что есть в этой камерной картине с неторопливым ритмом и медленно нарастающим напряжением.

По сюжету наивная девушка Клэр приезжает из маленького австралийского городка в город своей мечты — Берлин. И в первый же день знакомится с другой ожившей мечтой — скромным, обаятельным и заботливым учителем английского языка Энди.

Клэр кажется, что она нашла идеального возлюбленного и большие чувства, как в романах. Энди приводит ее к себе домой, красиво ухаживает, и Клэр в шутку признается, что хотела бы остаться с ним навсегда. А дальше получается как в известной фразе — «бойтесь своих желаний, потому что они могут сбыться». 

Клэр действительно остается с Энди — за запертой дверью, заколоченными окнами, в плену, без шансов на спасение. Причем Энди не причиняет ей вреда, наоборот, он по-прежнему нежен и заботлив. Ведь теперь она — его личная собственность, которой он может распоряжаться по своему усмотрению.

Весь фильм читается как метафора отношений между мужчиной и женщиной — от сотворения Адама и Евы вплоть до наших дней. Кейт Шортланд показывает девичью мечту, уродливо искаженную в кривом темном зеркале, где за идеальной картинкой притаились ночные кошмары. Ведь Клэр получает то, к чему стремится любая женщина, — любовь и заботу, но теряет не только личную свободу, но саму личность.

Почти всё действие происходит в замкнутом пространстве квартиры. В кадре — либо Палмер, либо Римельт. Актерам пришлось научиться полной открытости, духовно обнажиться. Каждая мелочь, каждый жест здесь имеют огромное значение — из взглядов, недосказанных слов, скрытых эмоций и складывается тот вынимающий душу ужас ситуации, в который нас постепенно погружает Шортланд.

«Берлинский синдром» — экскурс в отчаяние и безумие, откуда для героев нет обратного пути. Близко соприкоснувшиеся люди меняют друг друга — Клэр уже никогда не будет прежней беззаботной глупышкой. Она приехала в Берлин в поисках необыкновенного опыта и получила его, но заплатила высокую цену.

Но это еще и метафора разбитых женских иллюзий, и доведенный до крайности рассказ о том, как первые по-настоящему серьезные, «взрослые» отношения переворачивают внутренний мир девушки.

С браком женщина теряет свободу, получая взамен благополучие, созданное для нее мужчиной. Обоим приходится многим жертвовать ради общей жизни, зачастую скучной и прозаической. Но должна ли женщина идти на жертвы ради мужчины? Пожалуй, именно этот вопрос становится центральным для всего фильма.

При этом Шортланд выдерживает все каноны триллера и умело нагнетает интригу действия. Поэтому смотреть «Берлинский синдром» интересно до самого финала. А после него будет над чем подумать.

Источник

Читайте также:  20 неделя синдром дауна узи