Медицинская газета 43 8 июня 2005 г синдром эмоционального выгорания

Медицинская газета 43 8 июня 2005 г синдром эмоционального выгорания thumbnail

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Врачи-онкологи и средний медицинский персонал отделений онкологии – люди в высокой степени подверженные этому синдрому. Основанием для такого заключения являются как общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень зп, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и «тяжелое» пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Попробуйте отнестись сознательно к ситуации «границы»: ведь вы в это время переходите незримый рубеж между вашей частной жизнью и жизнью профессиональной. Постарайтесь осознать этот момент по пути на службу и заново вернитесь к этой мысли, возвращаясь домой. Скажите себе, что работа – это не вся ваша жизнь, и там вы выполняете определенные обязанности и решаете важные задачи, но уходя с работы, вы не должны нести с собой в душе весь груз тех же проблем.

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

  • фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку;
  • возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух;
  • запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока, который вы не забыли взять на работу);
  • прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов;
  • глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).
Читайте также:  На каком сроке ставят синдром дауна

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8–800–100–0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Цитируется по: Самоукина Н.В. (ПИ РАО) Синдром профессионального выгорания, «Медицинская газета» №43 – 8 июня 2005 г. «Синдром эмоционального выгорания»

Источник

Л.С.Чутко, А.В.Рожкова, В.А.Сидоренко, С.Ю.Сурушкина
Институт мозга человека им. Н.П.Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург

Резюме

33 пациента с синдромом эмоционального выгорания были включены в исследование. Были изучены их качество жизни, влияние Церебролизина на их клинико-психологические состояния. Результаты исследования показали улучшение качества жизни больных после лечения. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, качество жизни, Церебролизин.

Хронический стресс оказывает значительное влияние на физическое и психическое здоровье специалистов. Так, деятельность, связанная с интенсивным и эмоционально напряженным взаимодействием с людьми, может являться причиной профессионального стресса и приводить к развитию синдрома эмоционального выгорания – СЭВ [6, 9]. СЭВ характеризуется постепенной утратой эмоциональной, когнитивной и физической энергии и проявляется в симптомах эмоционального и умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения от исполнения работы. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители «помогающих» профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов. C.Maslach в своей работе показала, что средний медицинский персонал психиатрических клиник обычно «выгорает» через 1,5 года профессиональной деятельности, юристы через 2 года, а социальные работники через 2–4 года [13]. При этом степень выраженности «перегорания» неодинакова у представителей разных специализаций. Так, наиболее высокие показатели «перегорания» обнаружены прежде всего у психиатров и онкологов [15]. В исследовании М.М.Скугаревской, проведенном среди врачей-психиатров, психиатров-наркологов, психотерапевтов, показано, что почти 80% из их числа имеют признаки СЭВ различной степени выраженности; при этом 7,8% имеют резко выраженные проявления синдрома, ведущие к психосоматическим нарушениям и зависимостям [7]. По данным Н.Водопьяновой и Е.Старченковой, выгорание чаще встречается у сотрудников государственных медицинских учреждений по сравнению с частными клиниками [3]. Это может быть обусловлено различиями в оплате труда и организационных условиях работы. С.Cherniss в 1980 г. определил данное состояние как потерю мотивации к работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении [11]. В дальнейшем C.Maslach обозначила основные признаки СЭВ: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [13]. Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоциональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональной деятельностью. Под деперсонализацией в данном случае понимается не классическое психиатрическое понимание данного термина, а скорее понижение личностного компонента в профессиональной деятельности. Деперсонализация проявляется в виде дегуманизации отношений к объектам своей деятельности (пациентам/ клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Редукция личных профессиональных достижений – занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профессиональной сфере. C.Maslach и S.Jackson отметили, что мужчинам более присуща высокая степень деперсонализации (дегуманизации), а женщинам – более высокое эмоциональное истощение [14]. По мнению В.В.Бойко, СЭВ представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [1]. W.Schaufeli отметил тесную связь появления выгорания и чувства несправедливости, социальной незащищенности, социально-экономической нестабильности [17]. Профессиональный рост, обеспечивающий повышение социального статуса, уменьшает степень выгорания [3]. По мнению C.Maslach [13], выгорание возникает поэтапно, в соответствии со стадиями стресса:

  1. Эмоциональное напряжение, тревога;
  2. Сопротивление – человек пытается оградить себя от неприятных эмоций;
  3. Истощение ресурсов вследствие неэффективности сопротивления.
Читайте также:  Простая форма шизофрении характеризуется синдромом

Многие исследователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения астении [16, 18]. Проведенные нами ранее исследования свидетельствуют о том, что астенический синдром является ведущим в клинической картине СЭВ [8]. Цель данного исследования – изучение качества жизни (КЖ) пациентов с СЭВ и оценка влияния препарата Церебролизин на клинико психологические проявления СЭВ.

Материалы и методы

Исследуемую группу составили 33 пациента мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет с выраженными проявлениями СЭВ. Средний возраст пациентов 37±7,3 года. Постановка диагноза осуществлялась на основании критериев Международной классификации болезней 10-го пересмотра. Критерии включения: признаки СЭВ согласно C.Maslach. Критерии исключения: наличие в анамнезе депрессивных эпизодов, биполярного расстройства, шизофрении, органических заболевания нервной системы, хронических соматических заболеваний в стадии обострения. Оценка проявлений СЭВ проводилась с помощью опросника В.В.Бойко. Использование данного опросника позволило включить в данную группу пациентов, находящихся в III фазе формирования выгорания – фазе истощения.
Для объективизации степени выраженности астенических расстройств и их динамики в процессе лечения использовалась субъективная шкала оценки астении (MFI-20) c пятью подшкалами. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих общую астению, пониженную активность, снижение мотивации, физическую астению и психическую астению. Каждый пункт оценивается от 1 до 5 баллов. Кроме этого, использовалась визуальная аналоговая шкала астении (10-балльный вариант). Балл 0 соответствовал отсутствию усталости, уровень в 10 баллов соответствовал максимальной степени усталости. Для оценки уровня тревожности и депрессии использовалась госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии (HADS). КЖ изучалось при помощи русской версии опросника SF-36. Результаты представлялись в виде балльных оценок по восьми шкалам, составленных таким образом, что более высокая оценка указывает на лучшее КЖ. Количественно оценивались следующие показатели:

  1. ФФ – физическое функционирование, отражающее степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице,
    переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность пациента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
  2. РФФ – ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием: влияние физического
    состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием пациента.
  3. ИБ – интенсивность физической боли и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность пациента.
  4. ОСЗ – общее состояние здоровья: оценка больным своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем ниже баллы по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
  5. ЖА – жизненная активность подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении пациента, снижении ЖА.
  6. СФ – социальное функционирование, определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
  7. РЭФ – ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием, предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
  8. ПЗ – психическое здоровье, характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных,
    тревожных переживаний, психическом неблагополучии.

Для лечения пациентов был использован препарат Церебролизин в дозе 5 мл внутримышечно. Церебролизин представляет собой пептидный препарат, полученный с помощью стандартизированного ферментативного гидролиза свободных от липидов белков головного мозга свиней. Курс лечения – 15 инъекций. Результаты оценивались через 1 мес после начала курса Церебролизина. Другая терапия в течение данного периода не проводилась. Контрольную группу составили 35 практически здоровых людей в возрасте от 25 до 45 лет (средний возраст 36,3±7,2 года).

Результаты исследования

При обследовании пациентов средняя суммарная выраженность по шкале Бойко составила 168,5±41,7 балла, что свидетельствовало о наличии сформировавшейся стадии СЭВ. Необходимо отметить, что в наибольшей степени были выражены симптомы, относящиеся к фазе истощения, – наиболее выраженной стадии СЭВ. Средний показатель данной фазы выгорания 82,5±18,6 6алла. Клиническая картина у большинства пациентов характеризовалась выраженной астенической симптоматикой (см. таблицу). При этом отмечалась наибольшая выраженность астении по субшкалам «пониженная активность», «общая астения», «снижение мотивации». Пациенты оценили степень выраженности своей утомляемости по ВАШ в среднем в 8,3±1,5 балла.
Помимо этого пациенты с СЭВ характеризовались клинически выраженным уровнем тревоги и субклинически выраженным уровнем депрессии. Данные показатели достоверно выше соответствующих показателей в контрольной группе (см. таблицу). Пациенты с СЭВ характеризуются по сравнению со здоровыми людьми снижением КЖ по всем показателям, особенно по уровню ЖА, ОСЗ, ПЗ (см. рисунок). После окончания курса Церебролизина клиническое улучшение получено у 23 (69,7%) пациентов из наблюдаемой группы. Пациенты отметили уменьшение утомляемости, дневной сонливости, появление ощущения бодрости. Количественная диагностика состояния пациентов с помощью методики Бойко позволила зарегистрировать значительное уменьшение как суммарной выраженности выгорания, так и выраженности симптомов, характеризующих фазу истощения (см. таблицу).

Читайте также:  Что такое неврология и ее синдром

На фоне проведенной терапии было получено достоверное снижение как суммарного показателя астении по шкале MFI-20, так и показателей по субшкалам «общая астения», «психическая астения», «пониженная активность». Кроме того, оценка результатов лечения показывает уменьшение показателей депрессии, при этом динамики показателей тревожности не отмечалось.

Результаты исследования КЖ после курса Церебролизина показали достоверное повышение показателей по шкалам ОСЗ, ЖА, ПЗ, СФ (см. рисунок). Таким образом, после курса Церебролизина отмечалось выраженное повышение уровня КЖ. Как побочный эффект можно отметить появление на фоне лечения в одном случае жалоб на нарушения сна (трудности засыпания).

Обсуждение

Проведенное исследование показывает выраженное снижение КЖ у пациентов с СЭВ, причем не только по показателю ЖА, отражающему истощаемость, но и по показателям общего и ПЗ, что свидетельствует о выраженных эмоциональных нарушениях и негативных оценках больными своего состояния здоровья в настоящий момент и оценках перспектив лечения.
В ходе данного исследования установлено, что использование Церебролизина позволяет уменьшить клинические проявления СЭВ и повысить уровень КЖ у пациентов, страдающих данным расстройством.
Так, необходимо отметить улучшение показателей СФ, изменение отношения к своему здоровью. На
фоне приема препарата происходит выраженное снижение степени астении, уменьшение показателей депрессии.
Механизм действия Церебролизина подобен естественным нейротрофическим факторам. Препарат хорошо проникает через гематоэнцефалический барьер в условиях парентерального (внутривенного
или внутримышечного) введения, поскольку он содержит только низкомолекулярные олигопептиды (молекулярный вес до 10 тыс. дальтон). Проведенные исследования показали способность Церебролизина повышать жизнеспособность и выживаемость нейронов за счет влияния на процессы эксайтотоксичности и свободнорадикального окисления, которые поддерживают нейроапоптоз, обусловленный различными факторами (ишемия, гипоксия, окислительный стресс, интоксикация) [2, 5, 10]. Церебролизин оказывает свое влияние на двух терапевтических уровнях – нейропротекции и нейрорегенерации. Церебролизин является препаратом с доказанной нейронспецифической нейротрофической активностью, аналогичной действию естественных факторов нейронального роста, но проявляющейся в отличие от них в условиях периферического введения. Он стимулирует дифференциацию нейронов и спруттинга нейритов в процессе постнатального развития мозга, поддерживает жизнедеятельность нейронов, защищая от повреждающих воздействий. За счет нейротрофического действия Церебролизин препятствует процессу нейродегенерации и активирует синтез нейромедиаторов. Также следует отметить, что терапия Церебролизином позволяет значительно увеличить регенеративный потенциал нервной ткани, так как препарат стимулирует рост олигодендроцитов, восстанавливая структуру не только нейронов, но и клеток глии [4, 12].
Результаты настоящего исследования позволяют сделать вывод об эффективности применения Церебролизина в лечении клинических проявлений СЭВ. Церебролизин, демонстрируя нейропротекторные, стресспротекторные и антиастенический эффекты, помогает существенно
повысить КЖ. Можно предположить, что сочетанное применение Церебролизина вместе с транквилизаторами (анксиолитиками) и/или антидепрессантами, а также с психотерапевтической коррекцией повысит эффективность терапии.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд. СПб: Питер, 2004.
2. Виленский Б.С., Кузнецов Л.Н., Виноградов О.И. Повторное курсовое назначение Церебролизина –
новое направление реабилитации больных, перенесших ишемический инсульт. Рус. мед. журн. 2008; 16 (12): 1658–60.
3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер,
2005.
4. Гусев Б.И., Камчатнов П.Р. Пластичность нервной системы. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2004; 104 (3): 73–9.
5. Гусев Е.И., Гехт А.Б., Белоусов Ю.Б. Клинические и фармакоэкономические особенности применения Церебролизина в восстановительном лечении ишемического инсульта. Журн. неврол. и психиатр. им.
С.С.Корсакова. 2007; 10: 26–33.
6. Сидоров П.И., Сложеникин А.П., Новикова И.А. Синдром эмоционального выгорания у лиц
коммуникативных профессий. Гигиена и санитария. 2008; 3: 29–33.
7. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. Мед. новости. 2002; 7: 3–9.
8. Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Никишена И.С. и др. Коррекция клинических проявлений синдрома
эмоционального выгорания Журн. неврол. и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009; 109 (2): 66–8.
9. Чутко Л.С. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб.: Речь,
2010.
10. Alvarez XA, Cacabelos R, Laredo M et al. 24-week, double-blind, placebo-controlled study of three
dosages of Cerebrolysin in patients with mild to moderate Alzheimer’s disease. Eur J Neurol 2006; 13
(Suppl. 1): 43–54.
11. Cherniss C. The role of professional self efficacy in the etiology and amelioration of burn-out. In:
Professional of burn-out: recend developments in theory and research. London: Taylor and Francis 1993;
p. 135–49.
12. Hutter Paier B, Steiner E, Windisch M. Cerebrolysin protects isolated cortical neurons from
neurodegeneration after brief histotoxic hypoxia. J Neural Transm 1998; 53 (Suppl.): 351–61.
13. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis. The burnout syndrome: current research, theory,
interventions. Ed.: J.Jones. London 1982; 11 (78): 78–85.
14. Maslach C, Jackson SE. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press
1986.
15. Olkinuora M, Asp S, Juntunen J et al. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish
physicians. Soc Psychiat Epid 1990; 25 (2): 81–6.
16. Racanelli C. Attachment and compassion fatigue among American and Israeli mental health clinicians
working with traumatized victims of terrorism. Int J Emerg Ment Health 2005; 7 (2): 115–1124.
17. Schaufeli WB, Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: a critical analysis of
theory, assessment, research and interventions. Washington DC 1999.
18. Taylor B, Barling J. Identifying sources and effects of career fatigue and burnout for mental health
nurses: a qualitative approach. Int J Ment Health Nurs 2004; 13 (2): 117–1125.

Сведения об авторе
Л.С.Чутко – Центр поведенческой неврологии. E-mail: info@spbnevrolog.ru

Скачать материал в формате PDF (186 Кб)

Источник