Мастер классы с синдромом дауна
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Левина Марина Гавриловна,
Лапина Марина Владимировна,
МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский»,
г. Ижевск
Опыт работы с детьми с синдромом Дауна.
Одним из приоритетных направлений российского образования как раз является то, чтобы дети с особенностями развития имели равные возможности с другими детьми в получении образования. Остро назрела потребность во внедрении инновационных форм обучения, которые создадут детям с синдромом Дауна оптимальные условия обучения. А одна из примет современного времени — прогресс в разработке и практическом применении новых методов обучения детей с особыми потребностями. И, как следствие такого прогресса, создание условий педагогической помощи и интегрированного образования таких детей.
Каждый человек живет свою жизнь с теми возможностями, которые у него есть. Дети с синдромом Дауна имеют те же права и должны иметь те же возможности для развития своего потенциала.И родители, и педагоги стали лучше сознавать потребность таких детей в особой заботе, они убедились в том, что эти дети могут так же, как и другие, с пользой для себя учиться, активно отдыхать и участвовать в жизни общества. С другой стороны — эти дети не только могут, но и любят учиться.
По своим физиологическим и психологическим особенностям они отличаются от обычных детей. У этих детей слабо развит интеллект, есть проблемы со зрением и речью. Чувствительность пальцев можно сравнивать с ощущениями обычного человека, который надев толстые перчатки пытается застегнуть пуговицы, вдеть нить в иглу, нарезать хлеб, пользоваться ножницами. Это дети с особыми образовательными потребностями.
На протяжении многих лет дети с синдромом Дауна не имели возможности реализовать свое право на образование. Таких детей признавали не обучаемыми и нуждающимися в уходе и лечении. В современном обществе специалисты считают, что детям с синдромом Дауна необходима помощь в развитии. Декоративно-прикладное творчество — это вид деятельности, который позволяет ребенку с синдромом Дауна независимо от уровня развития интеллекта, способностей и физического состояния, пройти адаптацию и сделать первые шаги к полноценной жизни в обществе.
Принимая решение заниматься с такими детьми, педагог должен быть психологически настроен на такое взаимодействие. Ведь дело не в ребенке, а как мы его воспринимаем.
Педагоги Центра творческого развития «Октябрьский» города Ижевска решились на такое взаимодействие. Первое что они сделали — это встретились со специалистами работавшими с такими детьми. На встречах педагоги узнали, что дети с синдромом Дауна обучаемы, что нужно иметь огромное терпение для получения результата взаимодействий.
Первое знакомство педагогов с детьми и родителями общественного движения «Солнечный Мир» произошло на мероприятии, посвященному дню именинника, на которое их пригласили представители Регионального общественного движения «Солнечный Мир» Удмуртской Республики.
У педагогов появилось еще больше уверенности в их желании заниматься с такими детьми, прошел страх, что не получится взаимодействия. Увидели, что это контактные дети, которым интересно все что происходит вокруг них, они так же нуждаются во внимании не только со стороны своих семей, но и окружающих. А эмоции полученные на мероприятии посвященному «Всемирному дню человека с синдромом Дауна», где педагоги провели мастер – класс по декоративно-прикладному творчеству, стерли оставшиеся сомнения в желании заниматься с детьми с синдромом Дауна.
Но не только психологически настроен должен быть педагог в работе с такими детьми, но и квалифицированно подготовлен. Так администрация учреждения ЦТР «Октябрьский» не однократно направляла педагогов на курсы повышения квалификации по работе с детьми с особыми образовательными потребностями. На которых педагоги узнали о специфических особенностях присущих данной категории детей. Знание психофизиологических особенностей обучающихся (психические и психологические новообразования, память, мышление, внимание, воображение, речь, образовательная деятельность) позволит педагогам не только осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, но и осознанно, профессионально грамотно выбрать наиболее эффективные формы, приемы и методы обучения.
Общаясь с председателем РОД «Солнечный Мир» педагоги узнали о сайте благотворительного фонда зарегистрированного в России «Даун сайт АП». Это Всемирная благотворительная организация в поддержке людей с синдромом Дауна. В Москве есть филиал этой организации, куда обратилось наше учреждение ЦТР «Октябрьский» с просьбой о предоставлении методических материалов.
Работая над разработкой образовательной программы на учебный год для детей с синдромом Дауна, в летний период на базе учреждения ЦТР «Октябрьский» педагогами были проведены занятия по декоративно — прикладному творчеству. Эти занятия помогли выявить индивидуальные особенности, способности и возможности детей,
Учебному году педагогами была составлена программа по декоративно- прикладному творчеству для детей с ОВЗ «Радуга творчества». Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что возможности декоративно-прикладного творчества являются одной из эффективных форм реабилитации детей с синдромом Дауна, способствуют улучшению их морально-психологического состояния и расширению эмоциональной сферы, повышению уровня умственного развития, дает возможность разностороннего развития: ассоциативного мышление, чувство прекрасного, наблюдательность, самостоятельность
Из опыта работы педагоги узнали, что такие дети плохо концентрируют внимание, часто бывают рассеянны. Они могут не реагировать на вопросы, отвечать невпопад или, наоборот, становятся активными, включаться в работу, а потом резко происходит смена настроения — им больше не хочется участвовать в процессе занятия. Они замыкаются… Это усложняет процесс обучения. К этому нужно быть готовым.
Знание факторов, которые облегчают или затрудняют обучение, позволяет педагогам лучше составлять планы и подбирать задания, а также успешнее работать над их выполнением. Так же очень важным фактором успешности в обучении является совместная деятельность детей и родителей на мастер-классах, календарных праздниках, итоговых занятиях. Участие детей с синдромом Дауна в проведении «уроков добра» в разных объединениях нашего учреждения помогает в социализации этих детей.
Занимаясь с детьми с синдромом Дауна ручным творчеством: валянием из шерсти, бисероплетением, работой с бумагой, текстилем, педагоги раскрыли возможности этих детей. А достижения в конкурсах разного уровня еще раз дают понять, что эти дети могут и хотят развиваться, заниматься в учреждениях дополнительного образования. Да, у них есть отклонения в развитии, но в обстановке любви и заботы эти дети хорошо развиваются. Обучение детей с синдромом Дауна – непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям, и педагогам.
Список литературы:
1.Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. Москва 2013 Благотворительный фонд «Даунсайд АП»
2.Сьюзон Д.С. Ребенок с синдромом Дауна.. Москва 2012.Благотворительный фонд «Даунсайд АП»
3.Интернет источники:«Даунсайд АП» https://downsideup.org/ru
Источник
Волонтеры из Ижевска доказывают, что занятия в ИЗО-студии помогают таким детям не только реализовать себя, но и способны развивать необходимые навыки
Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Изменить размер текста:
Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.
— Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, — рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».
В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.
Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.
— Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, — рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».
Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.
— Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, — сообщили в «Солнечном городе».
Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.
К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.
В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.
Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.
— Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, — сообщают авторы проекта.
Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.
Источник
Трое подростков с синдромом Дауна, посещающие группу Профориентации Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап, побывали в гостях в мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук». Марина, Степан и Нестор приняли участие в мастер-классе по керамике. Ребята учились делать из глины елочные игрушки – птичек, домики, сердечки, звездочки.
Сначала Владимир, преподаватель, рассказал о глине, ее свойствах, как правильно с ней работать, сколько дней надо, чтобы поделки приобрели завершенный вид после обжига в печи. Потом каждому из участников мастер-класса раздали по персональному кусочку глины и скалки. И работа началась. Ребята аккуратно раскатали основу для будущих поделок и затем приступили ко второй части урока – при помощи специальных трафаретов вырезали глиняные фигурки. Одним из самых сложных для всех учеников оказалось выровнять края заготовок. Для этого каждому выдали по влажной губке. Преподаватель объяснил, что действовать надо очень аккуратно, иначе глина от воды станет мягкой, и поделка может потерять форму. Финальный этап – раскрашивание фигурок с помощью специальных красок.
Майя Саркар, тьютор Нестора Гринькова: «Мастер-класс очень интересный, и Нестор, и я сама – мы оба получили огромное удовольствие. Мне кажется замечательно, что ребята работают руками. Они создают что-то сами, творят. Для Нестора это первый опыт лепки из глины, дома и на уроках в Даунсайд Ап он обычно работает с пластилином. Ради сегодняшнего мероприятия Нестор даже отменил все другие занятия».
Светлана Солодовник, мама Степана: «Сын очень любит лепить и из пластилина, и из глины. Там, где он учился, были различные мастерские, так что Степа давно познакомился с этим видом творчества. Ему нравится, так что мы рады, что попали на мастер-класс».
Владимир, мастер по керамике: «Я бы работал и работал с ребятами, они все настолько чудные, каждый индивидуален, к каждому надо найти подход. Я для себя сегодня попробовал три плоскости общения, это удивительно. Очень важно, что они сегодня работали руками, это мелкая моторика, которая необходима. Надо как можно больше этому посвящать времени. Есть пластилин, полимерная глина, которая позволяет сразу видеть результат. Та глина, с которой мы сегодня работали, требует больше времени. Но зато, чем больше ребенок погружается в процесс, тем больше он приучается к трудолюбию».
Поскольку сушка и обжиг изделий занимает несколько дней, свои изделия ребята получат позже. Но сотрудники мастерской не могли отпустить подростков с пустыми руками, поэтому подарили каждому из них по уже готовой игрушке. Всем участникам мастер-класса очень понравилось в «Сундуке», так что было решено в следующий раз прийти в гости уже всей группой.
Наталья Усольцева, менеджер проекта 7+ Даунсайд Ап: «Для того чтобы подготовить молодых людей к будущей трудовой деятельности, в зависимости от их возможностей и предпочтений, мы проводим групповые занятия и организуем профориентационные мероприятия. Одним из таких мероприятий был мастер-класс по керамике. Такие уроки помогают семье понять, к чему у подростка есть склонности, чем ему нравится заниматься, что лучше получается. Возможно, в будущем кто-то из этих ребят захочет поступить в колледж на отделение керамики, придет работать в мастерскую или просто выберет занятия керамикой в качестве хобби».
Источник
Наталья Андреянова
Система работы с ребенком с синдромом Дауна. Из опыта работы
Дети с синдромом Дауна гораздо лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Поэтому необходима специальная логопедическая работа. Для развития артикуляционной моторики широко используется игротерапия. Игры подбираются в зависимости от характера и степени нарушения артикуляционной моторики, а также с учетом возраста ребенка. Комплекс игр включает в себя упражнения для языка и губ, дыхательную гимнастику (можно подробно посмотреть в книге «Хрестоматия для родителей»-Даунсайд Ап, Москва; 2008).
Над ударением и интонацией в речи особого ребенка также нужно работать. Здесь очень помогают песенки, попевки. Здесь широко использовались музыкальные приложения к книгам Г. И. Анисимовой «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду» и Т. С. Овчинниковой «Логопедические распевки».
Ребенку трудно дается связная речь. Нужно учить его пересказывать небольшие сказки, рассказы. Здесь использовалась настольно-печатная игра «Расскажи сказку»,которая помогает познакомить с сюжетами русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь», «Заячья избушка». С помощью нее малыш учится последовательному пересказу, развивает внимание, зрительную и слуховую память, образное мышление. Еще очень хорошо использовать сказки Сутеева, книгу Н. Радлова «Рассказы в картинках».
Когнитивное развитие ребенка с синдромом Дауна осуществляется прежде всего на индивидуальных занятиях. У данной категории детей наиболее развито зрительное восприятие. Очень хорошо себя зарекомендовало английское пособие «Нумикон», которое дает ребенку зрительный образ числа и одновременно его наглядную количественную оценку, представление о составе числа, возможность сравнения и несложного проведения математических операций, — оно может быть использовано в самых разнообразных играх.
Совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. У детей с синдромом Дауна формирование захвата имеет свои особенности. Сила захвата снижена. Развитие мелкой моторики реализуется в игре, различных видах конструирования и изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, а также во время приема пищи и подготовки к ней. Развитие мелкой моторики происходит во время изобразительной деятельности. Здесь очень важно постепенно развивать способность поворачивать запястье в разных плоскостях и удерживать его в среднем положении. Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Ребенок охотно имитирует простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой. Я использовала систему работы, предложенную Н. Вавиловой в статье «Влияние арт-терапии на развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна»
Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов
ЛИТЕРАТУРА.
1. Программа «Маленькие ступеньки» Ассоциация Даун синдром ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; М. Питерси и Р. Трилон, при участии С. Керис,Д. Ютер, Э. Бра; Москва, 2001
2. Леонтьева. Индивидуальные и групповые занятия дефектолога.
3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Понятность речи. Материал по книге Л. Кумин (1-4 части)
Источник
Людмила Тюрина
Опыт работы с ребенком с синдромом Дауна
ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 17»
г. НОВОМОСКОВСК ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ТЮРИНОЙ Л. К.
Летом 2013 года в среднюю группу была принята девочка с синдромом Дауна, Настя. На момент поступления ребенку было 4,5 года, уровень интеллектуального развития был очень низким (коэффициент — 30). Речь у ребенка отсутствовала, имелись зачатки лепета. Физическое развитие находилось на низком уровне, что обусловлено основным заболеванием и комплексом сопутствующих. Ранее ребенок посещал специализированную группу коррекционного детского сада, нахождение в группе ежедневно составляло 4-5 часов, в соответствии с рекомендациями специалистов. С ребенком работали дефектолог, психолог, логопед, специалист по лечебной физкультуре. Наполняемость группы составляла не более 10 человек, а фактически — меньше.
В нашем ДОУ таких условий не было. Наполняемость группы на тот момент составляла 28 детей, психолога, логопеда, а тем более дефектолога в штате не было, наш сад имеет общеразвивающее направление. Я несколько лет назад получила квалификацию воспитателя, имеющего право работать в коррекционных группах, но опыта работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было.
Из разговора с мамой девочки я поняла, что она решительно настроена на то, чтобы ребенок проводил в детском саду полный день; кроме того, мама считает, что уровень развития девочки находится на гораздо более высокой ступени, чем это продиагностировано врачами и педагогами.
Первые несколько дней я наблюдала за ребенком. Девочка активная, любит находиться в обществе детей, любит тактильный контакт, сама часто поглаживает кого-то из детей. Ребенок хорошо слышит, но не реагирует на обращенную к ней речь. Наблюдается отменный аппетит, ребенок может не только держать ложку, но и хорошо ею владеет.Культурно-гигиенические навыки отсутствуют: Настя явно привыкла к порядку действий при мытье рук, но делает это автоматически, не заботясь о качестве действия, то есть мочит руки в воде по локоть до тех пор, пока ее не отведешь от раковины. Затем Настя берет полотенце и комкает его в руках. Навык посещения туалета отсутствует, ребенок дома постоянно ходит в памперсах, при высаживании не понимает, для чего это делается, естественные нужды справляет по мере необходимости где угодно. Одеваться ребенок не умеет, как и раздеваться.
Моторика, как общая, так и ручная развита слабо, ребенок держит предметы ладонным хватом, сжимает их очень сильно, как будто происходит спазм мышц.
Деятельность с предметами не носит даже манипулятивного характера, ребенок берет игрушки и бросает их, подобно младенцу в коляске.Это особенно ярко стало проявляться во время занятий: девочка берет пособия, лежащие на столах и раскидывает их по группе. Первое время (месяца 2-3) это приводило к тому, что часть занятий была либо сорвана, либо находилась на грани срыва.
Кроме того,выяснился еще один нюанс поведения Насти: девочка абсолютно бесстрашно залезает на столы, шкафы, лесенки с риском для жизни. Девочка постоянно убегает, ее нужно держать за руку не только на прогулке, но и в помещении группы.
Дети первое время смотрели на Настю с недоумением, что объясняется ее поведением. Я не стала говорить детям о том, что она — особенная, сказала, что Настя еще маленькая. Дети восприняли это с пониманием, даже взяли над ней шефство (об этом позже).
Вот с таким «начальным капиталом» мы пришли к началу учебного года.
Поскольку в нашем учреждении не было специализированной программы воспитания и обучения детей с синдромом Дауна, мне пришлось проштудировать литературу по этой теме. В итоге, я пришла к выводу, что комплексной программы попросту нет, что не так уж удивительно — детей с таким заболеванием относительно недавно стали вводить в массовые группы, и педагоги, как правило, пишут программы самостоятельно, ориентируясь на уровень развития каждого отдельного ребенка. Я приступила к написанию своей рабочей программы, ориентируясь на программу Екжановой Е. А. и СтребелевойЕ. А «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта».
Главную цель работы я определила так: обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Я наметила несколько направлений предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. развитие социально-коммуникативной сферы.
На начальном этапе работы мне было важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции. Все занятия с ребенком я проводила в индивидуальной форме. Основным методом всей работы в течение года была совместная деятельность.
Я обучала девочку способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения. Я показывала девочке способы действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая различными игрушками, полотенцами, посудой и так далее). Одновременно ребенок приобретал умения самообслуживания, девочка училась пользоваться полотенцем, надевать юбку, снимать одежду.
Для развития общей моторики я привлекала Настю к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Самым сложным было научить ребенка переключаться с одного вида движения на другой, иными словами, вовремя остановиться и начать выполнять другой вид движения. Особенно успешно обучение проходило на занятиях танцами, думаю, что именно сочетание музыки и ритмических движений приносили ребенку наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики стало самым трудным моментом в воспитании и обучении Насти.Особенности заболевания обусловили нарушение развития ладони и пальцев: у детей с синдромом Дауна очень короткие пальцы, что еще больше усугубляет ситуацию. Я учила девочку брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомила ее со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Мы лепили из пластилина, перебирали фасоль, делали гимнастику для пальцев и так далее. Все занятия решали одновременно проблемы развития моторики, речи и сенсорного развития. Вместе с тем с течением времени мне удалось снять спастический синдром кистей рук.
Воспитание культурно-гигиенических навыков было наиболее сложным, несмотря на то, что такая деятельность проводилась ежедневно. Насте трудно было подтянуть рукава, ограничить мытье рук кистями и запястьями. Посещение туалета оставалось проблемой и по окончании учебного года, хотя Настя научилась звуком «А-а» обозначать желание посетить туалет.
Что касается общения, Настя легко влилась в детский коллектив. Сначала я вводила ее в детские игры, затем, когда несколько девочек стали играть с ней, практически опекать, она начала сама искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
Наши первые результаты
К концу учебного года стали проявляться первые результаты работы. В результате, ребенокстал способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Настя адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.
Девочка имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.
Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
Пребывание в детском саду среди нормально развивающихся детей положительно повлияло не только на саму Настю,но и на детей группы: они стали более внимательны к нуждам друг друга, научились заботиться о младших, стали больше стремиться совершать добрые поступки.
Наши неудачи.
К сожалению, не все проходило гладко в этот сложный год и не все старания принесли хорошие результаты. По моим наблюдениям, эффективность воспитательной работы с девочкой в массовой группе достаточно низка без взаимодействия со специалистами. Насколько бы выше был бы результат, если бы с девочкой занимался не только воспитатель, но и логопед, психолог и учитель -дефектолог. Кроме того, в значительной мере (в первое время) страдало качество воспитательно-образовательной работы с детьми группы, в основном, из-за того, что я вынуждена была практически все время держать девочку либо за руку, либо на руках, а также из-за особенностей поведения Насти. Таким детям нужен тьютор, а такой должности в нашем детском саду нет. Помимо этого, переход на посещение ребенком детского сада в течение 9 часов ежедневно (по настоянию матери) отрицательно сказалось на состоянии нервной системы Насти, она стала уставать, капризничать. Следовательно, не только эффективность работы снизилась в разы, но и здоровье ребенка было этим ослаблено.
Итог.
Конечно, инклюзивное образование детей с ОВЗ — новое и перспективное направление. Но успех его зависит, в первую очередь, от готовности образовательного учреждения к такой работе. Это и наличие необходимой материальной базы, и введение в штат специалистов, их работа во взаимодействии и по единому плану, и наличие тьюторов. Только соблюдение всех необходимых условий сделает инклюзивное образование не только элементарно возможным, но и успешным.
Источник