Массаж у детей с синдромом дауна
Профессиональный массаж очень популярен в нашей стране. В первый год жизни курсы массажа делают как минимум, трижды, практически всем детям.
Если у ребенка есть какие-то отклонения в развитии. то делают чаще, интенсивнее. Часто родители находят платного специалиста, мотивируя это тем, что для ребенка им ничего не жалко, не вникая в то, нужен ли массаж и какой.
Можно сказать, что в нашей стране и постсоветском пространстве существует устойчивая традиция обращения к массажу как со стороны медицинского сообщества. так и родителей.
Между тем, за рубежом массаж делают крайне редко, например в случае необходимости массажировать контрактуры при спастических формах ДЦП, травме итд
За рубежом, для детей со сниженным тонусом (а у детей с синдромом Дауна именно это является одной из основных особенностей) используется гимнастика активного типа в сочетании с материнским массажем, Такой массаж не имеет особенностей и его можно найти в интернете и в книгах для родителей.
Что качается гимнастики активного типа, то в нашей практике мы используем научно обоснованную методику Питера Лаутеслагера, голландского физиотерапевта и врача невролога, специально разработавшего методы формирования основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна.
Все наши специалисты прошли обучение этому методу и у нас выпущена книга с соответствующим названием, которая есть и в нашей электронной библиотеке. Она адаптирована для родителей и в дополнение по организации подобных занятий мы консультируем на форуме и в процессе очных консультаций.
Вернемся к массажу.
Есть данные, что при синдроме Дауна мышечные волокна будучи более тонкими, чем обычно, подвергаясь активному глубокому воздействию, могут еще больше истончиться, что приводит к нежелаемым результатам.
В то же время материнский массаж любому ребенку (если нет противопоказаний), в том числе ребенку с синдромом Дауна можно начинать с первых месяцев. Об этом виде массажа расскажем чуть подробнее:
За рубежом проведены исследования о роли вылизывания животными своих детенышей. Было установлено, что такие движения по телу детеныша стимулируют скорость прохождения нервных импульсов. Это связано с ускорением миелинизации нервных волокон.
На основании этого рекомендуется практически с рождения обеспечивать тактильный контакт матери и ребенка+ мягкие, легкие поглаживания всего тела малыша.
Такие поглаживания называют «умывающими» и разделяют на плоские и обхватывающие в зависимости от части тела.
Привожу мнение врача ЛФК Ларисы Крутских, имеющий опыт работы с младенцами:
Ручной массаж можно начинать делать с 2-х недельного возраста, при весе ребенка не менее 2кг. Существуют ограничения по использованию приемов, до возраста 3 месяца нельзя выполнять разминание. А поглаживание конечно можно! Поглаживание — это приём, когда рука массажиста скользит по коже массируемого участка, не сдвигая и не растягивая её. Если поглаживание поверхностное, то его можно выполнять в любом направлении, а глубокое по ходу лимфы. Во время массажа происходит изменение скорости кровотока, нагрузка на сердце увеличивается. Необходимо учесть тяжесть порока сердца и проведение массажа, даже поглаживающего, согласовать с врачом-кардиологом.
Упражнения на мяче
И обязательно занятия на мяче. Они способствуют становлению установочных рефлексов у младенца (удержание головы, опора на предплечья, поднимание ног в позе на животе), развитию координации. И очень нравятся детям, проводится с 2-х недельного возраста. https://www.baby.ru/blogs/post/7353622/
Кроме этого, с 3-х до 6-ти 7-ми месяцев, пока ребенок недостаточно активен, можно делать простой материнский массаж, который вы можете отыскать в интернете
Источник
Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения?
1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него»неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/»смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.
Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции
1. Массаж мышц лица
Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.
Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.
Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.
Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»
Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).
Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.
Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.
Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.
2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка
(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).
1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».
Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.
Источник
Лечебный массаж для детей — важнейшая процедура, поддерживающая комплексное лечение и благотворно влияющая на здоровье ребенка. В совокупности с медикаментозным лечением и лечебной физкультурой, эта процедура не только помогает расслабиться необходимой группе мышц и поднять настроение малышу, но и положительно сказывается в течение многих системных заболеваний.
Общие правила детского лечебного массажа
При проведении детского лечебного массажа в домашних условиях, родители должны осознавать всю ответственность данной процедуры и основательно подготовиться:
- Движения рук должны быть плавными и мягкими, чтобы не повредить кожу малыша.
- Использование косметических средств (кремов, масел) во время воздействия поможет смягчить коду ребенка.
- Руки массажиста должны быть сухими и чистыми, с коротко остриженными ногтями.
- При сухой, шершавой коже ребенка можно использовать вазелин или детский крем, который предварительно размазывают в руках для придания средству температуры тела.
Грудничковый лечебный массаж
На первом году жизни детский лечебный массаж имеет огромное значение для ребенка, так как, всецело воздействуя на организм, помогает малышу расти, укрепиться и избежать многих болезней. Ведь никогда человек так быстро не растет и не развивается, как в первый год своего существования.
Главным показанием служит возраст ребенка – до 1 года. К дополнительным факторам, при которых детский лечебный массаж необходим, относятся кишечные колики, беспокойное состояние, нарушение сна, недоношенность.
Полезное воздействие массажных манипуляций позволяет использовать их не только для болеющих детей — здоровым детям его назначают для улучшения пищеварения, успокоения.
Комплекс детского лечебного массажа для грудничков включает в себя следующие движения:
- Поглаживание – основной прием грудничкового массажа, с которого следует начинать любой курс. Руки мамы аккуратно проходятся по голове, животику, спинке, плечам, ручкам и ножкам. Важно не собирать кожу ребенка в складки, не растягивать ее.
- Растирание – более интенсивное и глубокое воздействие на тело, в результате которого нервная система успокаивается и мышцы расслабляются. Мама подушечками пальцев энергично скользит по коже, причем движения должны быть направлены от периферии к центру, например от стоп к бедрам.
- Разминание – более энергичные движения. Тремя пальцами руки мама проделывает круговые движения на все участки тела. Шею и ягодицы следует слегка пощипывать, а на ножках применить валяние, когда одна рука находится под ножкой, а вторая над ней. Одновременно двумя ладонями совершают круговое движение по часовой стрелке.
- Потряхивание и похлопывание – легкое подергивание ручек и ножек, легкие шлепки. Мама берет ручку в ладони и слегка ее потрясывает. Аналогично потряхиваются ножки.
Заканчивают процедуру поглаживанием всех зон тела.
Особенности грудничкового лечебного массажа
Расслабляющий детский массаж или лечебный для ребенка до года несет большую нагрузку. Поэтому стоит учитывать несколько особенностей такой процедуры:
- Лечебный сеанс лучше проводить в вечернее время перед купанием и сном.
- Температура воздуха в комнате – не более 20 градусов.
- Время сеанса – не более 15 минут.
- Если во время процедуры малыш плачет, нервничает, детский массаж немедленно прекращают, ведь плач способствуют мышечному напряжению и нервозности – пользы от сеанса в таком случае не будет.
Массаж для грудничков при проблемах со здоровьем
Педиатры назначают курсы лечебного детского массажа в следующих случаях:
- Кривошея.
- Плоскостопие.
- Пупочная грыжа.
- Косолапость.
- Риски дисплазии тазобедренных суставов и другие.
При каждом заболевании процедура имеет свои тонкости и нюансы, которые нужно учитывать.
Лечебный массаж для недоношенных детей с гипертонусом мышц
Недоношенные дети часто имеют недоразвитую нервную систему, поэтому налицо неспокойный сон, гипертонус мышц и повышенная двигательная активность.
При отсутствии медицинских противопоказаний таким детям сеансы рекомендуют со 2 недели после рождения.
Всегда учитывают то, что кожа у недоношенных детей очень тонкая, сухая, поэтому процедуру проводят в щадящем режиме не более 2 минут.
Лечебный сеанс начинают с поглаживаний, переходят к легкому растиранию и бережному похлопыванию всех участков тела. В конце обязательно поглаживают малыша, расслабляя и снимая напряжение с мышц.
Лечебный массаж для гиперактивных детей
Для гиперактивных детей лечебный массаж – средство снятия лишнего напряжения и успокоения. Такие процедуры должны содержать в себе элементы игры, чтобы завлечь и заинтересовать малыша. При гиперактивности особое внимание уделяется расслаблению рук, ног и шеи ребенка – поглаживания и растирания. При регулярном проведении уравновешивает малыша, выводит отношения с мамой на новый доверительный уровень. Ежедневные процедуры должны войти в привычку и не занимать более 30 минут.
Лечебный массаж для детей с синдромом Дауна
Солнечные дети как никакие другие нуждаются в детском лечебном массаже. Постоянные сеансы способны положительно влиять на сердечную систему, опорно-двигательный аппарат, улучшить кровоснабжение и речь. Часто для них проводится манипуляция с выраженным пощипыванием, разминанием.
Такие манипуляции должен выполнять специалист, но любящая мама, знающая какие движения можно совершать, а какие нет, способна провести процедуру на высшем уровне.
Суть лечебного воздействия – мягкие прикосновения, поглаживания, в особенности ладоней, пальцев, предплечий, чьи зоны ответственны за речь. Улучшить мимику и произношение поможет детский массаж лица – совершают поглаживания от носа по щекам к ушам, от центра подбородка к вискам. Круговыми движениями проходят по мышцам вокруг рта и в завершении проделывают легкие похлопывания по лбу и щекам. Это улучшает сосательный рефлекс.
Если здоровье не позволяет проводить тактильный детский массаж, то в лечебных целях используют фитбол, на котором новорожденный покачивается или подпрыгивает. Такое мероприятие укрепляет все группы мышц, а качание доставит новорожденному радость.
Какое бы не было детское здоровье, важно перед домашним сеансом проконсультироваться с врачом — он даст нужные советы и рекомендации в отношении именно данного ребенка, ведь состояние здоровья у каждого из них индивидуально и требует профессионального подхода.
Источник
+ • Важно до года укрепить тонус мышц, поэтому массаж необходим примерно каждые полтора месяца. Если нагрузки в связи с состоянием здоровья малыша должны быть ограничены, то массаж делают при контроле пульса. Тренировать руки поможет очень простое упражнение: дайте ребенку захватить ваши пальцы и потяните его на себя, чтобы он попытался сесть. Но при этом не сжимайте его пальчики, пусть он старается сжать ваши. Тонус у малыша слабенький и сначала у него может ничего не получиться, но постепенно все будет, как надо. И далее мы – только опора для него, но садиться он должен сам, делая усилия. Упражнение для ножек: когда мы ставим ребенка на ноги, надо держать его грудку. Сначала малыш будет подгибать ножки, не выдерживая собственного веса, но в какой-то момент должен сработать обратный рефлекс – разгибания.
• Важно гладить ручки малыша – так развивается осязание. Чувствуя свои руки, он приходит в тело, осознает себя.
• Важно давать в ручки палочку, чтобы развивать мышцы рук.
• Важно разговаривать четко, без сюсюканья и очень эмоционально – это способствует развитию речи и слуха. Голос менять от тихого до громкого. Вкладывать в речь эмоции. Комментировать все свои действия, активно привлекать его внимание, тормошить, вызывая смех. Смех – это тоже проявление воли. Поворот головы на голос, протягивание ручек, улыбка – это тоже воля.
• Важно хорошо есть и много спать. Первые несколько месяцев я часами и днями просиживала с ребенком на руках: он сосал – уставал – засыпал – опять сосал, и это казалось бесконечным. Но он набирался сил, все время ощущал тепло и близость мамы. • Летом хорошо вывозить малыша на море.
• Важно, чтобы до года ребенка окружали нежные оттенки: розовый, небесно-голубой, цвет персика. После года можно использовать яркие натуральные цвета: красный, синий, желтый. Ни в коем случае не ядовитые!
• Важно с 6 месяцев вводить прикорм. Так же очень важно маме (если она кормит) и позже малышу вводить много корнеплодов – морковь, свекла и так далее (картофель – это не корнеплод).
• Деток с синдромом Дауна надо развивать в области искусства – здесь они способны достигнуть хороших результатов. Математика не для них.
• Важно развивать волю ребенка, используя собственные внутренние импульсы ребенка. И из этой воли потом развивается речь.
• Очень важно с лечебным педагогом, психологом, массажистом выстроить программу развития ребенка и каждый день в одно и тоже время работать с малышом, отслеживая результаты и постепенно усложняя задачи.
• Ребенок готов садиться, когда, лежа на животе, он свободно управляет руками и когда переворачивается с живота на спину и обратно. Часто малыш не может самостоятельно освоить переход в сидячую позу, но сидеть он уже умеет. Ему можно помочь научиться, если несколько раз в день поднимать его за пальчики.
• Когда придет время для ползания, то надо развивать способность крутиться на 360 градусов на плоскости. Для этого кладите игрушки в поле действия малыша, побуждая его доставать их. В этот же период полезно ненадолго оставлять ребеночка одного, чтобы он мог сам познавать мир (но не там, откуда он может свалиться). Поощряйте его тянуться к игрушке то одной, то другой рукой. Чтобы малыш тренировался ползать, ставьте его на четвереньки, но обязательно придерживайте, чтобы он не «скакнул» вперед.
Повысить активность ребенка очень помогает стимулирующий массаж-щекотание всего тела чем-то пушистым, например, кусочком шерсти.
Учимся стоять: сначала катаем малыша, лежащего животиком на большом мяче, потому опускаем вниз, чтобы он уперся ножками в пол, и снова подкатываем вверх. Когда ребенок уже начал стоять, очень важно сразу учить его садиться из положения «стоя», отставляя попку назад. А то, не зная, как сесть, он может начать падать плашмя на спину.
И еще: когда малыш умеет только стоять, то его ножки можно ставить на ноги взрослого, и так путешествовать по квартире.
Источник