Массаж при гидроцефальный синдром у грудничка
Из практического опыта.
Ребёнку был почти год, когда мы начали делать массаж и гимнастику. В анамнезе гидроцефалия. У ребёнка была операция, поставили шунт, по которому, при скоплении излишней жидкости из полости желудочков головного мозга происходит отток в брюшную полость по трубочке расположенной под кожей. Ребёнок сильно отставал в физическом развитии, на момент начала наших занятий, девочка умела только переворачиваться, ей было 11 месяцев. Также с ней уже работал войта-терапевт. Нам предстояло проделать большую работу, т.к. в таком возрасте уметь только переворачиваться это серьёзное отставание.
Начали мы сразу с массажа и гимнастики. Первое время длительность массажа преобладала, а количество и временная доля упражнений в процедуре росли постепенно, нужно было дать ребёнку адаптироваться. Малышка на первых занятиях была не в восторге от тренировок, дети не любят напрягаться.
С массажем понятно, где-то расслабляли, но в основном тонизировали. Гимнастика была с особенностями, в связи с рекомендациями врача. Некоторые позы были нежелательны. Врач рекомендовал также не массировать живот.
Упражнений делали много на разные группы мышц.
Первая задача была, поставить ребёнка на четвереньки
Для этого укрепили первым делом плечевой пояс и брюшной пресс. Сначала ребёнок начал лежа на животе поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках, опираясь в пол. Следующее умение — девочка лёжа на животе стала подтягивать под себя ножки и поднимать таз. Ну а потом встала на четвереньки. Родители повеселели) и ребёнок тоже, ей стало нравиться повторять свои новые умения и к гимнастике она стала относиться проще т.к. окрепла. Гимнастику мы делали ежедневно, с перерывом на выходные. Этих умений мы добивались примерно 2–3 месяца. Конечно в стандартных случаях это происходит в три раза быстрее, но у нас ребёнок с последствиями гидроцефалии. Хоть и были своевременно приняты меры по лечению, но на физическое развитие грудничка все равно оказано влияние.
Следующие этапы: раскачивания на четвереньках, учимся садиться
После того, как ребёнок встал на четвереньки самостоятельно, необходимо готовиться к ползанию, для этого сначала дети раскачиваются, «выпрыгивают» вперед, а потом начинают переставлять конечности. В те моменты, когда ребёнок раскачивается на четвереньках у малыша образуются нейронные связи между органами вестибулярного аппарата и пышечными группами, которые задействованы при ползании. Дети всегда начинают с маленькой амплитуды и постепенно увеличивают её по мере образования и запуска в работу нейронных связей. В нашем случае мы намеренно раскачивали ребёнка, чтобы ускорить процесс. Вестибулярный аппарат у девочки тоже медленно включался в работу.
Параллельно учились садиться двумя способами:
- со спины, через бочок, опираясь на одну руку, а другой держась за инструктора- массажиста
- присаживаясь с четверенек назад и справа или слева от ножек, ручки на опоре (столе)
Следующий этап учимся ползать, переставляем ручки и ножки, вырабатываем двигательный стереотип
Все новые умения медленно, но появляются. Через пол года родители отказались от войта-терапии, и решили оставить гимнатику.
(Статья написана детским массажистом Алексеем Владимировичем Матросовым для сайта happybabymassage.ru центра детского массажа «Счастливый малыш», копировать её запрещено!)
Мы продолжили, и новый и самый длительный и сложный для равновесия этап вертикализации ребёнка. Учимся вставать, стоять, приседать, шагать
Вставать с коленочек получалось сначала неуверенно, болтало во все стороны, но постоянным повторением упражнения, мы достигли успеха и малышка стала вставать уверенно и с одной ножки поднимать своё тело, хотя в начале с трудом с двух ног вставала. Окрепли ягодичные и бедренные мышцы (четырёхглавая). Укрепляли приседаниями. Для укрепления спины делали наклоны. Шаговые движения вырабатывали ходьбой с поддержкой за две руки, тоже сначала ребёнка качало во все стороны, но организм постепенно привык и движения стали увереннее. Потом стали для улучшения равновесия ходьбу с препятствием, зашагивая на ступеньку и спускаясь с неё.
Очень важный и незаслуженно мало используемый метод тренировки равновесия у детей, которые учаться ходить — ходьба по ступенькам. В последствии родители отмечали, что для ребёнка на улице это было одним из любимых занятий).
После тренировок с ходьбой и приседаниями, когда ребёнок стал увереннее себя чувствовать на ногах, уже не качало так сильно и девочка могла спокойно стоять но с поддержкой. Настало время потихоньку эту поддержку свести к минимуму и вовсе убрать. Для этого мы уже приседали держась одной рукой, ходили по столу держась за одну руку, вставали с коленочек держась за одну руку, пробовали стоять без поддерки, на улице родители много ходили с ребёнком. Важно было добиться, чтобы в сознании ребёнка постепенно вырабатывалось понимание, что нужно надеяться на себя, т.к. рука поддерживающая его всё время становиться всё «мягче и разболтаннее» (хитрости инструктора) и надежды на неё с каждым днём всё меньше и меньше. Постепенно угасает условны рефлекс выработанный на поддержку рукой. В итоге ребёнок начиля сам стоять без поддержки, и делать 2–3 шага сам. На этом мы закончили наш длительный курс по физической реабилитации ребёнка с последствиями гидроцефалии, который длился почти год. Занимались ежедневно, кроме выходных, изредка делали перерыв на 1–2 недели.
В заключении хочу сказать, для тех кого всё таки постигла такая беда с гидроцефалией, найдите хорошего массажиста или инструктора ЛФК и занимайтесь. Самим без навыков и понимания, что нужно делать заниматься с ребёнком лучше не надо, вы упустите время. Найдите специалиста по реабилитации детей.
Автор: массажист Алексей Владимирович Матросов
Источник
Малышам нередко ставят диагноз «гидроцефальный синдром». На самом деле гидроцефальный синдром у грудничка – не столь частое явление. Что же это за патология, и чем она грозит? В чем ее особенности?
При последующем обследовании гидроцефальный синдром у ребенка может и не подтвердиться. Даже если диагноз подтвердился, не стоит пугаться. Главное – владеть информацией и следовать всем рекомендациям врача.
Гидроцефальный синдром у взрослых имеет свои особенности. Его провоцируют не врожденные, а приобретенные патологии питания мозга.
Особенности
Все признаки гидроцефального синдрома связаны с тем, что в голове накапливается чрезмерное количество спинномозговой жидкости. Она там должна быть, но важен объем. При избытке ликвор начинает сдавливать ткани мозга, вызывая нарушение их функционирования.
Жидкость в мозге накапливается еще во время развития в утробе. В норме перед рождением ребенка ее количество уменьшается. Если этого не случилось, малыш может отставать в развитии и будет страдать от высокого внутричерепного давления.
Родители не должны паниковать, если подтвердился такой диагноз. Все поправимо. Коррекция возможна, особенно если крохе еще не исполнилось и полугода. Главное – не затягивать с лечением и строго выполнять все рекомендации.
Гипертензионный синдром у новорожденных может провоцировать повышение внутричерепного давления, но это не самостоятельный диагноз. Это симптом. Он то появляется, то на время отступает. Такие скачки может вызывать эмоциональное напряжение, физическая нагрузка и даже прием пищи. Лечить ВЧД в этом случае не нужно. Оно представляет опасность только при запущенной гидроцефалии.
Важно определить происхождение ГГС в каждом конкретном случае. Для коррекции применяется массаж в комплексе с медикаментозным лечением (не путайте с упомянутым синдромом).
Механизм развития
Гипертензионный синдром у взрослых, новорожденных и детей развиваются по-разному. В утробе ребенок быстро растет, стремительно развивается система, питающая мозг. Поначалу он питается только через кровь, потом, по мере развития, присоединяется еще и ликвор. К концу внутриутробного развития должно быть сформировано не только кровяное, но и спинномозговое питание.
У каждого из нас на шестом месяце развития в утробе было достаточно много жидкости в голове. Это связано с тем, что желудочки мозга у плода более широкие. Потом они должны сузиться, и перед родами прийти в нормальное состояние. Тогда ликвор из головы полностью уходит.
Если этого не случилось или процесс замедлился, ставится диагноз «гипертензионный синдром у грудничка».
Не путайте гипертензивный гидроцефальный синдром с гидроцефалией. Это два разных диагноза. Последний имеет более серьезные последствия и развивается по-иному.
Виды
ГГС может развиваться не только у младенцев. Он может появиться у:
- новорожденных;
- детей;
- взрослых.
Причины
Причин такой патологии у новорожденных может быть несколько. Чаще всего это:
- инфекции;
- осложнения при беременности;
- повреждение мозга;
- недоношенность;
- аномалии развития мозга;
- долгое пребывание без вод (12 часов и более);
- хронические заболевания (матери);
- травмы при родах.
Диагноз «гипертензионный гидроцефальный синдром» принято ставить лишь в странах бывшего СССР. Россия – не исключение. На западе он считается проявлением некоторых патологий мозга.
При беременности важно сдавать все анализы и отслеживать общие показатели крови. Предупредить криз и вовремя выявить проблему поможет анализ на токсоплазмоз.
Приобретенные причины:
- гематома, абсцесс, опухоль, кисты мозга;
- инородные тела;
- осколки костей, попавшие в мозг при переломе черепа;
- внутричерепная гипертензия;
- инфекции;
- нарушение в обмене веществ;
- остеохондроз шейного отдела;
- нарушения после инсульта.
Перечисленные причины могут косвенно повлиять на дренаж жидкости из области головного мозга. Само заболевание проявляется по-разному – от легкой формы до тяжелой. Особенно ярко проявляются симптомы, если не лечить заболевание.
Токсоплазмоз может спровоцировать не только гидроцефальный синдром. Он приводит к серьезным нарушениям ЦНС. Проявления не заставят себя ждать. Самое опасное – энцефалопатия. Это патологическое состояние головного мозга, при котором погибают нервные клетки, происходят дистрофические изменения. Функции мозга серьезно нарушаются.
Нарушить нормальное развитие плода может гипоксия, недоношенность (глубокая), инфекции.
Для крохи также крайне опасны и сами роды. Несмотря на то, что это естественный процесс, он часто приводит к осложнениям и травмам. Роды могут вызвать кровоизлияния, травмы, гипоксию. Даже может случиться наружный открытый или закрытый перелом, вывих. Все эти причины могут спровоцировать серьезный дисбаланс между процессом выработки и всасывания ликвора. А ведь именно он, наряду с кровью, питает мозг. Тут важно субкомпенсировать нагрузки.
Иногда после родов у младенца остается резидуальный синдром. Это изменения тканей и функций мозга вследствие их механического травмирования.
Симптомы
Очень трудно определить визуально, это симптомы синдрома или особенности поведения малыша. Патология проявляется по-разному. Характер проявлений зависит от формы, степени заболевания, его причины. Впрочем, все-таки есть признаки, которые могут быть симптомами ГГС:
- раздражительность;
- беспокойство;
- у ребенка плохой сон;
- частый и долгий крик малыша;
- вялость;
- низкая активность;
- сонливость.
Выраженность симптомов зависит от генеза заболевания. Многие из них – результат гипертензии. У детей с ГГС может наблюдаться выпученность глаз, симптом Греффе (между верхним веком и зрачком образуется заметная белая полоса).
При тяжелом развитии верхнее веко может наполовину закрывать глаз (симптом «заходящего солнца»). У таких детей может развиваться косоглазие, они запрокидывают голову. Мышечный тонус может быть как сниженным, так и аномально повышенным. Особенно ярко это наблюдается в мышцах ног. Ребенок может ходить на цыпочках. Такие симптомы должны насторожить. Нужно сразу показать ребенка педиатру, а он, при необходимости, уже направит к детскому неврологу. Терапия должна быть комплексной.
У детей с таким синдромом снижаются рефлексы (ходьбы, ползания, хватательный). Такие двигательные нарушения часто сопровождают ГГС. Часто наблюдаются гипертонические аномалии.
Перечисленные симптомы бывают и при других патологиях, например, при перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Она часто становится следствием длительной внутриутробной гипоксии (дефицит кислорода).
ПЭП становится результатом нарушения процессов внутриутробного развития. Ребенок при этом может восстановиться, но нужны длительные развивающие занятия.
Важно исключить другие заболевания. При ПЭП категорически не разрешается назначать мочегонные препараты. Они могут вызвать проблемы с сердцем и помешать нервно-рефлекторным процессам. Зато при ГГС, гипертонии они показаны.
Обязательный симптом ГГС – патологические изменения размеров окружности головы малыша. Она слишком быстро растет. За месяц может прибавиться 1,5 см и более. При этом могут набухнуть швы черепа, меняется сама форма головы.
У некоторых голова может быть крупной от природы. Это генетическая особенность, а не симптом патологии. Вот почему важно сделать УЗИ, а не гадать, основываясь на тактильном и визуальном исследовании. Если у кого-то из родителей крупная голова, то большая голова малыша – не патология.
ГГС проявляется и не у новорожденных. У детей старшего возраста ГГС нередко связан с инфекцией или травмой. Характерные симптомы:
- часто болит голова (боль пульсирующая, распирающая или ноющая, чаще случается по утрам). Локализация – лоб, виски, надбровные дуги;
- тошнота, рвота;
- ребенок с трудом опускает голову или поднимает глаза;
- головокружение;
- может двоиться в глазах, и нарушаться сознание;
- иногда бывают судороги и даже кома.
При болевом приступе ребенок может бледнеть, он вялый, чувствует общую слабость. Его беспокоит громкий звук, свет кажется ярким.
Особенности диагностики
Гипертензионно-гидроцефальный синдром очень коварен. Его не так легко диагностировать, особенно на ранней стадии. Под силу установить правильный диагноз лишь детскому невропатологу. Он определит степень патологии, ее причины, изменения тканевой структуры мозга. При этом он основывается на данных УЗИ головы. Как говорится, на глаз, поставить такой диагноз не получится, хотя многие педиатры грешат этим. При первых признаках нервозности, плохом сне, подозрении на повышенное внутричерепное давление врачи спешат озвучить диагноз «гидроцефальный синдром».
Кстати, в 95% случаев повторно такой интуитивный диагноз не подтверждается. Нередко оказывается, что это не болезнь, а особенности поведения конкретного ребенка. Если же диагноз подтверждается, часто заболевание имеет умеренное проявление.
Даже инструментальные методы не всегда помогают в постановке диагноза. Если речь идет о грудничке, важно отслеживать динамику увеличения окружности головы, проверять рефлексы.
Также применяются такие методы:
- анализируется состояние сосудов глазного дна;
- проводится нейросонография;
- иногда делают пункцию в области поясницы с целью анализа давления ликвора (этот метод считается самым достоверным);
- компьютерная томография;
- ядерно-магнитный резонанс.
Если диагноз подтвердился
Если УЗИ и нейросонография подтвердили ГГС, нужно будет:
- лечить кроху медикаментозно;
- регулярно посещать массажиста;
- на время отложить плановые прививки.
Нельзя недооценивать лечебную силу массажа. Грамотный массажист способен творить чудеса. Он незаменим при лечении ГГС. Также важна заместительная терапия. Она компенсирует недостаточный вывод ликвора. Важно лечить не симптомы, например, высокое внутричерепное давление, нарушения тонуса мышц, плохой сон, а причину. Конкретные методы лечения должен подбирать невролог – детский или взрослый.
Лечение
Правильную схему лечения подбирает невролог. В тяжелых случаях может потребоваться помощь нейрохирурга. Нередко привлекают офтальмолога. Он анализирует, насколько наполнены сосуды глазного дна, нет ли их спазмирования и т.д. Лечат таких пациентов в неврологических отделениях или центрах.
Лечим новорожденного
Народные методы тут не помогут. Неквалифицированное лечение может привести к плачевным последствиям. Малыши до 6-ти месяцев лечатся амбулаторно. Потребуются такие мероприятия:
- Лечение диакарбом. Это мочегонное средство. Оно снижает выработку ликвора. Усиливает выведение жидкости.
- Использование ноотропов. Эти препараты стимулируют кровоснабжение мозга (Актовегин, Пирацетам, Аспаркам).
- Лечение седативными препаратами (Тазепам, Диазепам).
- Обязательно проводят профессиональный массаж.
Лечим детей старшего возраста и взрослых
При подборе методов и средств терапии доктор должен учитывать конкретную причину синдрома. Если это нейроинфекция, потребуется лечение антибиотиками или противовирусными препаратами. При травмах часто требуется помощь хирурга.
Прогноз, осложнения
В любом возрасте могут развиваться осложнения:
- глухота;
- слепота;
- задержка развития;
- паралич;
- кома;
- эпилепсия;
- нарушения родничка;
- недержание кала, мочи;
- летальность.
Чем младше ребенок, который заболел, тем благоприятнее будет прогноз. Легче всего патологию переносят дети до 6-ти месяцев. У них состояние может быстро стабилизироваться. Кровяное давление, если и скачет, то быстро приходит в норму.
У деток постарше прогноз будет относительно благоприятным. На него повлияют причины, своевременность лечения, его адекватность.
Выводы
Гидроцефальный синдром требует серьезного внимания к себе. С лечением нельзя затягивать. Помните, что именно от родителей зависит, насколько здоровым и развитым будет ребенок!
Источник
Гидроцефальный синдром
Девочки скажите пожалуйста, у кого был диагноз гидроцефальный синдром и кому после лечения его сняли?!
умоляю , успокойте меня пожалуйста!
нам на основании второго нсг ставят данный диагноз+ вчд, плюс в четыре с половиной месяца мы пока не держим голову уверенно, иногда срыгивает после кормления.
пили аспаркам и диакарб, а сейчас направили нас в дневной стационар на лечение: колят актовегин, пьем пантогам, массаж с лфк.
возможно л вылечить ребенка с таким диагнозом, на что в дальнейшем может повлиять данное заболевание?
Комментарии
СмоÑÑиÑе Ñакже
- ÐидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
ÐевоÑки ÑкажиÑе пожалÑйÑÑа, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ бÑл диагноз гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом и ÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ñле леÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑнÑли?!
ÑмолÑÑ , ÑÑпокойÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð°Ð»ÑйÑÑа!
нам на оÑновании вÑоÑого нÑг ÑÑавÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½Ñй диагноз+ вÑд, плÑÑ Ð² ÑеÑÑÑе Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ð¾Ð¹ меÑÑÑа… - ÐÐÐ + ÐидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
здÑавÑÑвÑйÑе! ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ 3 меÑÑÑа, поÑли к невÑопаÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ð½Ð°Ð¼ поÑÑавили диагноз на оÑновании УÐРголовного мозга — ÐÐÐ + ÐидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом. ÐазнаÑели лекаÑÑÑва: панÑагам, диакаÑб, аÑпаÑкам. ÑÑали пиÑÑ Ð»ÐµÐºÐ°ÑÑÑва, на ÑеÑвеÑÑÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ñебенок оÑказалÑÑ…
- ÐипеÑÑензионно гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
ÐевоÑки, подÑкажиÑе, пожалÑйÑÑа, вÑÑ Ð¸ÑпеÑеживалаÑÑ Ñже. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ 9 меÑÑÑев, не ÑидиÑ, не ползаеÑ. Ребенок ÑпокойнÑй, ÑлÑбÑивÑй. Ð 8,5 по ÑекомендаÑии невÑолога из поликлиники Ñделали маÑÑаж. Ð 9 меÑÑÑев ÑеÑила обÑаÑиÑÑÑÑ Ð² меÑÑнÑй ÐÐÐ, поÑÑавили диагноз…
- ÐидÑоÑеÑалиÑ, гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом…
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð½ÑÐ¶Ð½Ñ ÑовеÑÑ, поддеÑжка и иÑÑоÑии ÑÐµÑ , Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ Ñакие же ÑимпÑомÑ. как Ñ Ð¼Ð¾ÐµÐ³Ð¾ ÑÑноÑка. Ðам 1 меÑÑÑ.
1. Ребенок Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑгиваеÑ. поÑле каждого коÑмлениÑ! Ðаже поÑле анÑиÑеÑлÑкÑной ÑмеÑи. ÐоÑÑоÑнно, по многÑ, в… - ÐидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
ÐевоÑки,Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÐºÑо ÑÑалкивалÑÑ Ñ Ñаким? ÐÑиÑло вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñей пеÑвой пÑививки ÐÐÐС,педиаÑÑ Ð¾ÑпÑавила Ð½Ð°Ñ Ðº невÑÐ¾Ð»Ð¾Ð³Ñ Ñ.к. ей не нÑавиÑÑÑ Ð½Ð°Ñ ÑодниÑок. ÐевÑолог поÑле оÑмоÑÑа поÑÑавила нам диагноз «Ð³Ð¸Ð´ÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом»,Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿Ð¾ ÑеÑлекÑам и ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¿ÑеÑензий…
- гипеÑÑензионно-гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом и внимание
ÐобÑÑй денÑ! Ð¼Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ½Ñ 4 меÑÑÑа. диагноз-гипеÑÑензионно-гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом, ÑейÑÐ°Ñ ÑлÑÑÑениÑ. пÑинимаем глиÑин и панÑогам, пÑепаÑаÑÑ Ð¾Ñ Ð³Ð¸Ð´ÑоÑеÑалÑного ÑиндÑома Ñже пÑопили, пÑокололи.
Ñаз в Ð½ÐµÐ´ÐµÐ»Ñ Ð¼Ð¾Ð¹ ÑÑн вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð½Ð° пÑогÑÐ»ÐºÐ°Ñ Ñ Ð¾ÑÑом, на пÑоÑÑжении ÑаÑа его…
- ÐипеÑÑензионно-гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
Ð 11,5 меÑÑÑев поÑли на плановое обÑледование к невÑопаÑологÑ, Ñак как Ñ Ð½Ð°Ñ ÑодниÑок еÑе болÑÑеваÑ. Ðна напÑавила Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° ÐСÐ. РезÑлÑÑаÑÑ:
РаÑположение ÑÑÑÑкÑÑÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ мозга — ÑиммеÑÑиÑное,
РиÑÑнок извилин и боÑозд диÑÑеÑенÑиÑован, ÑÑ Ð¾ÑÑÑÑкÑÑÑа-одноÑоднаÑ,
СÑбаÑÐ°Ñ Ð½Ð¾Ð¸Ð´Ð°Ð»Ñное… - ÐепеÑÑензионно-гидÑоÑеÑалÑнÑй ÑиндÑом
ÐÑо ÑÑалкивалÑÑ Ñ Ñаким?Ð Ñем оÑлиÑие пÑоÑÑо гидÑоÑиÑалии и ÑиндÑома?ÐÑо Ñоже ÑÑо и водÑнка?Ðам ÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе 4,5 меÑÑÑев,делали Ñзи,ÑвелиÑÐ¸Ð½Ñ Ð±Ð¾ÐºÐ¾Ð²Ñе желÑдоÑки,Ñ Ð½Ð°Ñало пили ÐанÑогам,ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð·Ð½Ð°Ñили ÐиакаÑб и ÐÑпоÑкам,пÑи Ñождение запÑокидÑвали Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ñ Ð½Ð°Ð·Ð°Ð´,поÑом поÑле микÑÑÑÑ Ð¿ÑоÑло,а…
Источник