Массаж при гидроцефальный синдром у детей

Массаж при гидроцефальный синдром у детей thumbnail

Из практического опыта.
Ребёнку был почти год, когда мы начали делать массаж и гимнастику. В анамнезе гидроцефалия. У ребёнка была операция, поставили шунт, по которому, при скоплении излишней жидкости из полости желудочков головного мозга происходит отток в брюшную полость по трубочке расположенной под кожей. Ребёнок сильно отставал в физическом развитии, на момент начала наших занятий, девочка умела только переворачиваться, ей было 11 месяцев. Также с ней уже работал войта-терапевт. Нам предстояло проделать большую работу, т.к. в таком возрасте уметь только переворачиваться это серьёзное отставание.

Начали мы сразу с массажа и гимнастики. Первое время длительность массажа преобладала, а количество и временная доля упражнений в процедуре росли постепенно, нужно было дать ребёнку адаптироваться. Малышка на первых занятиях была не в восторге от тренировок, дети не любят напрягаться.

С массажем понятно, где-то расслабляли, но в основном тонизировали. Гимнастика была с особенностями, в связи с рекомендациями врача. Некоторые позы были нежелательны. Врач рекомендовал также не массировать живот.

Упражнений делали много на разные группы мышц.

Первая задача была, поставить ребёнка на четвереньки

Для этого укрепили первым делом плечевой пояс и брюшной пресс. Сначала ребёнок начал лежа на животе поднимать верхнюю часть туловища на вытянутых руках, опираясь в пол. Следующее умение — девочка лёжа на животе стала подтягивать под себя ножки и поднимать таз. Ну а потом встала на четвереньки. Родители повеселели) и ребёнок тоже, ей стало нравиться повторять свои новые умения и к гимнастике она стала относиться проще т.к. окрепла. Гимнастику мы делали ежедневно, с перерывом на выходные. Этих умений мы добивались примерно 2–3 месяца. Конечно в стандартных случаях это происходит в три раза быстрее, но у нас ребёнок с последствиями гидроцефалии. Хоть и были своевременно приняты меры по лечению, но на физическое развитие грудничка все равно оказано влияние.

Гидроцефалия у ребенка

Следующие этапы: раскачивания на четвереньках, учимся садиться

После того, как ребёнок встал на четвереньки самостоятельно, необходимо готовиться к ползанию, для этого сначала дети раскачиваются, «выпрыгивают» вперед, а потом начинают переставлять конечности. В те моменты, когда ребёнок раскачивается на четвереньках у малыша образуются нейронные связи между органами вестибулярного аппарата и пышечными группами, которые задействованы при ползании. Дети всегда начинают с маленькой амплитуды и постепенно увеличивают её по мере образования и запуска в работу нейронных связей. В нашем случае мы намеренно раскачивали ребёнка, чтобы ускорить процесс. Вестибулярный аппарат у девочки тоже медленно включался в работу.

Параллельно учились садиться двумя способами:

  • со спины, через бочок, опираясь на одну руку, а другой держась за инструктора- массажиста
  • присаживаясь с четверенек назад и справа или слева от ножек, ручки на опоре (столе)

Следующий этап учимся ползать, переставляем ручки и ножки, вырабатываем двигательный стереотип

Все новые умения медленно, но появляются. Через пол года родители отказались от войта-терапии, и решили оставить гимнатику.

(Статья написана детским массажистом Алексеем Владимировичем Матросовым для сайта happybabymassage.ru центра детского массажа «Счастливый малыш», копировать её запрещено!)

Мы продолжили, и новый и самый длительный и сложный для равновесия этап вертикализации ребёнка. Учимся вставать, стоять, приседать, шагать

Вставать с коленочек получалось сначала неуверенно, болтало во все стороны, но постоянным повторением упражнения, мы достигли успеха и малышка стала вставать уверенно и с одной ножки поднимать своё тело, хотя в начале с трудом с двух ног вставала. Окрепли ягодичные и бедренные мышцы (четырёхглавая). Укрепляли приседаниями. Для укрепления спины делали наклоны. Шаговые движения вырабатывали ходьбой с поддержкой за две руки, тоже сначала ребёнка качало во все стороны, но организм постепенно привык и движения стали увереннее. Потом стали для улучшения равновесия ходьбу с препятствием, зашагивая на ступеньку и спускаясь с неё.

Очень важный и незаслуженно мало используемый метод тренировки равновесия у детей, которые учаться ходить — ходьба по ступенькам. В последствии родители отмечали, что для ребёнка на улице это было одним из любимых занятий).

Ребенок с гидроцефалией фотоПосле тренировок с ходьбой и приседаниями, когда ребёнок стал увереннее себя чувствовать на ногах, уже не качало так сильно и девочка могла спокойно стоять но с поддержкой. Настало время потихоньку эту поддержку свести к минимуму и вовсе убрать. Для этого мы уже приседали держась одной рукой, ходили по столу держась за одну руку, вставали с коленочек держась за одну руку, пробовали стоять без поддерки, на улице родители много ходили с ребёнком. Важно было добиться, чтобы в сознании ребёнка постепенно вырабатывалось понимание, что нужно надеяться на себя, т.к. рука поддерживающая его всё время становиться всё «мягче и разболтаннее» (хитрости инструктора) и надежды на неё с каждым днём всё меньше и меньше. Постепенно угасает условны рефлекс выработанный на поддержку рукой. В итоге ребёнок начиля сам стоять без поддержки, и делать 2–3 шага сам. На этом мы закончили наш длительный курс по физической реабилитации ребёнка с последствиями гидроцефалии, который длился почти год. Занимались ежедневно, кроме выходных, изредка делали перерыв на 1–2 недели.

Читайте также:  Синдром обструктивного апноэ во сне у ребенка

В заключении хочу сказать, для тех кого всё таки постигла такая беда с гидроцефалией, найдите хорошего массажиста или инструктора ЛФК и занимайтесь. Самим без навыков и понимания, что нужно делать заниматься с ребёнком лучше не надо, вы упустите время. Найдите специалиста по реабилитации детей.

Автор: массажист Алексей Владимирович Матросов

Источник

Гидроцефалия у детей – в народе называемая водянкой головного мозга – заболевание неврологического характера, которое возникает вследствие скопления жидкости в желудочках головного мозга и субарахноидальных пространствах. Что приводит к такому состоянию и из-за чего оно может возникать? Ответ неоднозначен, однако, существует ряд причин, которые препятствуют оттоку жидкости и нарушению циркуляции спинномозговой жидкости (ликвора) в головном мозге. Это различные травматические повреждения, инфекционные заболевания, а точнее их последствия, опухолевидные образования, кисты, спайки, загораживающие пути. Гидроцефалия головного мозга у ребенка до года – состояние, требуемое внимательного отношения и профессионального лечения, чтобы избежать возможных осложнений и сохранить на верхнем уровне качество жизни малыша.

Для гидроцефалии новорожденных применима такая классификация, ввиду сроков возникновения данного патологического состояния:

  1. Внутриутробнаягидроцефалия–формированиепатологиивутробематери, котороевыявляется, какправило, всрокебеременности 17-20 недель. Причинойтомуслужатразличныеинфекционныепатологиивовремябеременностиубудущеймамы, генетическиефакторыивредныепривычкибеременной.
  2. Врожденнаягидроцефалия–этосостояние, возникающеепопричинененормальнопротекающейродовойдеятельности–травмы, патологияродовойдеятельности, аномалиистроения.
  3. Приобретеннаягидроцефалия–свойственнадлядетейпосле 1 года, когдатакоесостояниеможетбытьобусловленоразличнымиосложнениями–энцефалит, менингитит.д.

Признаки симптомы гидроцефалии у детей носят различный характер, в зависимости от типа гидроцефалии:

  • Прогрессирующийтип–резкоеистремительноеухудшениесостояние.
  • Регрессирующийтип–восстановлениеспостепеннымзатуханиемсимптомоввплотьдоисчезновения.
  • Стабильныйтип–стабильноетечение, нивлучшую, нивхудшуюсторону.

К наиболее актуальной и на первый взгляд заметной симптоматики гидроцефалии у детей грудного возраста относится нестандартно большая голова. Обусловлено это тем, что в момент новорожденности, кости черепа еще не срослись и не сформировались, податливые структуры могут увеличиваться за счет «патологического роста» головного мозга. Именно по этой причине каждый месяц врач-педиатр проводит плановый патронаж новорожденного, который включает в себя не только осмотр, но и взвешивание, измерение роста, окружности грудной клетки и головы. Рост головки у новорожденного в первые 3 месяца подряд на 2,5 см и более, а также на 9-10 мм с 4-го месяца жизни до 1 года – считается патологией. Кроме того, обращают внимание на соотношение роста грудной клетки и головы – в норме до 6 месяцев окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, с 6-7 месяцев, окружность груди преобладает над окружностью головы.

Гидроцефалия у детейТакже, к симптомам гидроцефалии у новорожденных можно отнести: выпячивание вен на лобно-височной и затылочной части головы, выступание большого родничка над поверхностью головы, сильная пульсация, беспорядочное  движение зрачков, косоглазие, плаксивость, частичное отсутствие физиологических рефлексов, отставание в развитие от своих сверстников – неумение удерживать головку, садиться, вставать, плохой аппетит, срыгивания большими порциями и т.д.

Полная диагностика осуществляется при помощи использования дополнительных методов: УЗИ, МРТ, нейросонография, эхоэнцефалография.

Прогноз последствия гидроцефалии мозга у детей

Своевременное лечение и обращение за помощью к специалистам помогает предотвратить развитие нежелательных последствий и осложнений. Именно от этого зависит прогноз заболевания.

Жидкость в головном мозге грудничка накапливается и это не есть нормальным состоянием младенца. Что происходит в дальнейшем в головном мозге при такой патологии? А дальше спинномозговой жидкости в имеющихся полостных структурах головного мозга становится всё больше и больше, растет за счет этого сам головной мозг, причем рост этот патологический из-за избытка жидкости, а это, в свою очередь, провоцирует и рост костных структур, т.е. черепа – своеобразное распирание. Такое состояние не может продолжаться бесконечно, т.к. тяжелая степень гидроцефалии проявляется чрезмерным наполнением ликвора в головном мозге и головной мозг просто не помещается в черепную коробку, кроме этого стенки мозговых желудочков истончаются и в последующем разрываются. Такое осложнение состояния – это путь к параличу, потере зрения, эпилепсии и, в самом худшем случае, к летальному исходу.

Читайте также:  Мозговой сольтеряющий синдром клинические рекомендации

Лечение гидроцефалии у детей представляет собой комплексный подход и иногда требует неотложных действий и вмешательств. Радикальное лечение такой патологии – это хирургическое вмешательство. Однако, в зависимости от степени тяжести, формы заболевания и его течения, может быть назначено медикаментозное лечение, которое полностью восстановит отток спинномозговой жидкости. К назначаемым препаратам подходят избирательно, подбирая для каждого ребенка индивидуальную схему лечения. Это могут быть диуретики, нейролептики, седативные препараты, гормоны, общетонизирующие препараты, средства, восстанавливающие микроциркуляцию головного мозга, витаминно-минеральные комплексы и т.д.

В силу серьезности и тяжести этой патологии, многие молодые родители пренебрегают такими реабилитационными методами, как физиопроцедуры и массаж. Однако, это большое заблуждение, т.к. только комплексный подход способен дать должную эффективность в плане лечения гидроцефалии у детей раннего возраста. К физиопроцедурам можно отнести такие методы лечения, как ЛФК, УВЧ, водолечение. Массаж при гидроцефалии у детей – это неотъемлемый лечебный прием, позволяющий восстановить утраченные способности ребенка, тонус мышц и физическое развитие. Он может выполняться как деткам, перенесенным хирургическое вмешательство, так и крохам в период медикаментозного лечения. Здесь используются методы поглаживания, растирания, вибрационных движений, оказывающих воздействие на весь организм, а также для детей с 6 месяцев активные движения, позволяющие научить малыша сидеть, ползать, стоять, ходить. Во время воздействия на кожу, мышцы, скелет ребенка возникает нейронная, рефлекторная связь со структурными элементами головного мозга, вестибулярного аппарата. Это дает возможность повлиять на качество жизни малыша. Родители, которые столкнулись с таким состоянием у своего Чадо, должны запастись терпения и помнить, что только полноценная длительная реабилитация способны обеспечить благоприятный прогноз для дальнейшей жизни их ребенка.

Источник

Гидроцефалия («водянка мозга», или гидроцефальный синдром) возникает в результате накопления жидкости в полостях головного мозга в избыточном количестве.

Гипертензия — это повышение давления, возникающее вследствие давления жидкости на вещество мозга.

Нередко гидроцефальный синдром у детей сочетается с повышением внутричерепного давления, в результате чего развивается гипертензионно-гидроцефальный синдром.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром — один из наиболее часто встречающихся в клинике поражения головного мозга, обусловлен избыточным накоплением спинномозговой жидкости (ликвора) в желудочках мозга и под его оболочками, возникающий в результате препятствия оттоку, избыточного образования и нарушения обратного всасывания ликвора. Для того, чтобы лучше понять суть этого процесса, давайте подробнее остановимся на анатомии (строении) головного мозга и механизмах оттока жидкости из него. Головной мозг человека имеет несколько полостей, называемых желудочками (крупных 4), они соединены между собой и заполнены специальной жидкостью (ликвором), которая вырабатывается особыми структурами — сосудистыми сплетениями из притекающей по артериям крови. Затем ликвор всасывается в венозные сосуды, замещаясь новым. Головной мозг, учитывая его высокую потребность в кислороде, нуждается в усиленном кровоснабжении, поэтому, кровь в него притекает по четырём крупным артериям, и обратно оттекает по венам. Для правильного функционирования головного мозга обязательна хорошая перемещаемость ликвора по желудочкам и между оболочками головного мозга, хорошая всасываемость его в венозную сеть и отток крови из мозга по венам.

При нарушении в каком-либо звене ликвородинамики затрудняется отток избыточной жидкости, она скапливается в желудочках мозга, расширяя их, между оболочками. Вены переполняются кровью, причём у ребёнка первого года жизни увеличивается не только размер желудочков мозга, но и размер головы. Большой родничок увеличивается в размерах, выбухает, пульсирует, расходится саггитальный шов, но именно это помогает ребёнку долго компенсировать избыточное накопление жидкости.

Следует отметить, что данный синдром может возникнуть как вследствие органического поражения головного мозга («механической» закупоркой оттока жидкости опухолью или гематомой), так и неорганического поражения, связанного со снижением сосудистого тонуса, в частности венозного, что приводит к затруднению оттока избыточной жидкости и переполнению желудочков мозга.

Признаки

У детей старше года (с закрытыми родничками) признаки внутричерепной гипертензии могут развиваться очень быстро, проявляются они сильными, приступообразными головными болями, чаще по утрам, с рвотой, не приносящей облегчения. Меняется поведение детей, вначале они беспокойные, их раздражает любой внешний раздражитель (яркий свет, громкий звук и так далее), затем дети становятся вялыми, малоподвижными. Иногда наблюдается фиксированное положение головы, страдальческое выражение лица. На глазном дне отмечаются застойные явления, снижение остроты зрения.

Читайте также:  Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома

Необходимо отметить, что у детей любого возраста могут возникать так называемые, транзиторные (преходящие), колебания ликворного давления. Головная боль, тошнота, головокружение и другие симптомы могут быть проявлением как множества функциональных нарушений деятельности головного мозга, так и различных опухолей (как доброкачественных, так и злокачественных), абсцессов, гематом, инфекционных и прочих заболеваний. В зависимости от причин возникновения гипертензионно-гидроцефального синдрома, будет разным и лечение — от медикаментозного, направленного на улучшение оттока жидкости, до хирургического, устраняющего причину окклюзии (закупорки) оттока ликвора.

Диагностика

Для того, чтобы установить истинную причину гипертензионно-гидроцефального синдрома, необходимо провести комплексное клиническое обследование ребёнка.

Для уточнения причины заболевания необходимо провести следующее аппаратное обследование:

  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) — метод диагностики внутричерепных поражений с помощью ультразвука, не имеет противопоказаний, обеспечивает высокую точность, может применяться у детей практически с рождения;
  • реоэнцефалограмма (РЭГ) — исследует венозный отток сосудов головного мозга, проводится у детей с рождения;
  • рентгенография черепа — более информативна при длительно текущем заболевании, чаще используется у детей старше одного года;
  • компьютерная томография (КТ) — позволяет максимально точно определить участок окклюзии ликворооттока, размеры желудочков и так далее;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ) — определение процессов активности головного мозга с помощью электрических импульсов.

Необходимы осмотры такими специалистами, как офтальмолог, невропатолог, психиатр (длительно текущий гипертензионно-гидроцефальный синдром может привести к атрофии коры головного мозга и, впоследствии, к задержке психического, умственного развития), нейрохирург.

Лечение

Лечение, в зависимости от причин, вызвавших заболевание, может быть медикаментозным (дегидратационная терапия диакарбом в сочетании с сосудистыми препаратами, массажем и физиолечением) и хирургическим (удаление образования, мешающего оттоку жидкости или, при невозможности провести такую операцию, показано шунтирование желудочков мозга — вставляется шунт — специальная трубочка), с помощью которого ликвор оттекает из желудочков мозга прямо в нижний отдел спинномозгового канала.

Вернёмся к описанию синдромов поражения головного мозга, так как гипертензионно-гидроцефальный синдром редко бывает изолированным, а часто сочетается с синдромом угнетения или коматозным.

Синдром угнетения проявляется вялостью, гиподинамией, снижением спонтанной активности, общей мышечной гипотонией, угнетением рефлексов новорождённых, снижением рефлексов сосания и глотания. Данный синдром характеризует течение острого периода перинатальной энцефалопатии и к концу первого месяца жизни обычно исчезает. Но может явиться предвестником отёка мозга и развития коматозного синдрома.

Коматозный синдром является проявлением крайне тяжёлого состояния новорождённого (по шкале Апгар такие дети имеют 1-4 балла). В клинической картине выражены вялость, адинамия, снижение мышечного тонуса до атонии, врождённые рефлексы не выявляются, зрачки сужены, реакция на свет незначительная или отсутствует вовсе, «плавающие» движения глазных яблок, нет реакции на болевые раздражители. Дыхание аритмичное, с частыми апноэ (остановками), брадикардия (урежение частоты сердечных сокращений), тоны сердца глухие, пульс аритмичный, артериальное давление низкое, отсутствуют рефлексы сосания и глотания.

Такое состояние новорождённого требует неотложной терапии и крайне неопределённо в плане развития и здоровья ребёнка.

Успех лечения зависит от ранней диагностики и правильно подобранной схемы приёма препаратов.

ОСТЕОПАТИЯ И ЛЕЧЕНИЕ ГИПЕРТЕНЗИОННО-ГИДРОЦЕФАЛЬНОГО СИНДРОМА

В тех случаях, когда гипертензионно-гидроцефальный синдром явно выражен, требуется быстрое хирургическое лечение.

Если же Вам или Вашему ребёнку поставлен такой диагноз, но ситуация, в действительности, далека от критичной и не требует хирургического вмешательства, а имеется лишь незначительное увеличение количества ликвора в мозгу – то остеопатия будет очень полезна. Во многих случаях нам удалось помочь пациентам улучшить качество жизни, избавиться от головных болей и плохого сна, устранив препятствия для нормального тока ликвора и нормализовав ликворное давление. Для этого врачами-остеопатами используются специальные, отработанные и выверенные десятилетиями методики работы над структурами черепа, оболочками головного мозга, сосудами и т.д. Благодаря манипуляциям остеопата многим пациентам удалось избежать приёма лекарственных препаратов, чреватых побочными действиями, и выздороветь самым, что ни на есть естественным и безопасным путём.

Хороша остеопатия и после хирургического лечения или курса медикаментозной терапии. Она помогает нейтрализовать возможные осложнения и закрепить положительный результат.

Источник