Массаж детям с синдромом дауна

Массаж детям с синдромом дауна thumbnail

Профессиональный массаж очень популярен в нашей стране. В первый год жизни курсы массажа делают   как минимум, трижды, практически всем детям. 

Если у ребенка есть какие-то отклонения в развитии. то делают чаще, интенсивнее. Часто родители находят платного специалиста, мотивируя это тем, что для ребенка им ничего не жалко, не вникая в то, нужен ли массаж и какой.

Можно сказать, что в нашей стране и постсоветском пространстве  существует устойчивая традиция обращения к массажу как со стороны медицинского сообщества. так и родителей.

Между тем, за рубежом массаж делают крайне редко, например в случае необходимости массажировать контрактуры при спастических формах ДЦП, травме итд

За рубежом,  для детей со сниженным тонусом (а у  детей с синдромом Дауна именно это является одной из основных особенностей)  используется гимнастика активного типа в сочетании с материнским массажем,  Такой массаж не имеет особенностей и его  можно найти в интернете  и в книгах для родителей. 

Что качается гимнастики активного типа, то в нашей практике мы используем научно обоснованную методику Питера Лаутеслагера, голландского физиотерапевта и врача невролога, специально разработавшего методы формирования основных двигательных навыков  у детей с синдромом Дауна

Все наши специалисты прошли обучение этому методу и у нас выпущена книга с соответствующим названием, которая есть и в нашей электронной библиотеке. Она адаптирована для родителей и  в дополнение по организации подобных занятий мы консультируем на форуме и в процессе очных консультаций.

Вернемся к массажу.

Есть данные, что при синдроме Дауна мышечные волокна будучи более тонкими, чем обычно, подвергаясь активному глубокому воздействию, могут еще больше истончиться, что приводит к нежелаемым результатам.

В то же время материнский массаж любому ребенку (если нет противопоказаний), в том числе ребенку с синдромом Дауна можно начинать с первых месяцев.  Об этом виде массажа расскажем чуть подробнее:

За рубежом проведены исследования о роли вылизывания животными своих детенышей. Было установлено, что такие движения по телу детеныша стимулируют скорость прохождения нервных импульсов. Это связано с ускорением миелинизации нервных волокон. 

На основании этого рекомендуется практически с рождения обеспечивать тактильный контакт матери и ребенка+ мягкие, легкие поглаживания всего тела малыша.

Такие поглаживания называют «умывающими» и разделяют на плоские и обхватывающие в зависимости от части тела.

Привожу  мнение врача ЛФК Ларисы Крутских, имеющий опыт работы с младенцами:

Ручной массаж можно начинать делать с 2-х недельного возраста, при весе ребенка не менее 2кг. Существуют ограничения по использованию приемов, до возраста 3 месяца нельзя выполнять разминание. А поглаживание конечно можно! Поглаживание — это приём, когда рука массажиста скользит по коже массируемого участка, не сдвигая и не растягивая её. Если поглаживание поверхностное, то его можно выполнять в любом направлении, а глубокое по ходу лимфы. Во время массажа происходит изменение скорости кровотока, нагрузка на сердце увеличивается. Необходимо учесть тяжесть порока сердца и проведение массажа, даже поглаживающего, согласовать с врачом-кардиологом.

Упражнения на мяче

И обязательно занятия на мяче. Они способствуют становлению установочных рефлексов у младенца (удержание головы, опора на предплечья, поднимание ног в позе на животе), развитию координации. И очень нравятся детям, проводится с 2-х недельного возраста. https://www.baby.ru/blogs/post/7353622/

Кроме этого,  с 3-х до 6-ти 7-ми  месяцев,  пока ребенок  недостаточно активен, можно делать простой материнский массаж, который вы можете отыскать в интернете

Источник

   Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 

1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него»неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/»смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.

Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции

1. Массаж мышц лица

Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

   Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

   Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Читайте также:  Лекарства для лечения туннельного синдрома

Массаж детям с синдромом дауна

   Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Массаж детям с синдромом дауна

   Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Массаж детям с синдромом дауна

   Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

   Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

   Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Массаж детям с синдромом дауна

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Массаж детям с синдромом дауна

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

   Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Источник

Каждый родитель заботится о здоровье и правильном развитии своего ребенка. Если малыш здоров, и у него не диагностировано врожденных серьезных заболеваний, то в возрасте 3-4 года уже точно можно определить, существуют ли у него проблемы в речевой функции. До этого периода малыш только разрабатывает все мышцы речевого аппарата, подготавливая их к дальнейшему словесному общению. Это проявляется в виде «агуканья», коверканья слов, пропускания некоторых букв или заменой их на другие, шепелявостью. Такие виды речи для маленького ребенка являются естественными, и чаще всего проходят самостоятельно.

Если Вы замечаете, что у малыша происходит отставание в речевом развитии, то обязательно необходимо обратиться к опытному специалисту. Поход к логопеду не стоит оттягивать на годы.

Чем раньше Вы станете помогать своему ребенку, тем быстрее он справится с проблемой. Специалист изначально делает полноценный осмотр, чтобы установить причину дефекта.

Подготовка к проведению процедуры

Чаще всего логопедический массаж ребенку назначается в комплексе с определенными упражнениями, которые помогут малышу укрепить мышечный аппарат. Такая процедура подразумевает под собой воздействие на определенные точки в зоне щек, губ, языка, ушей и рук. Сам массаж эффективнее всего может проводить специалист, но если Ваш ребенок беспокойно себя ведет в компании с посторонними людьми, то лучше его делать самостоятельно. Каждый родитель при желании может обучиться такому мастерству. Для этого необходимо пройти курсы и консультации специалистов, которые укажут на те техники, которые нужно использовать именно для Вашего малыша. Для начала стоит понять с какой целью делается массаж: для расслабления мышц или их тонуса.

Без назначения врача ни в коем случае не приступайте к самолечению!

К основным задачам логопедического массажа для детей относятся:

  • коррекция верного произношения всех звуков;
  • проработка речевых отклонений;
  • улучшение работы голоса и голосовых связок;
  • нормализация дыхания во время речи:
  • общее укрепление мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • уменьшение усиленного слюноотделения.
Читайте также:  Читать бесплатно синдром настасьи филипповны наталья миронова

Помещение, в котором будет совершаться массаж должно быть хорошо проветрено, чисто и тепло.

Перед началом проведения процедуры необходимо позаботиться о правильном положении тела ребенка. Если он еще совсем маленький, то для массажа подойдет коляска. Зафиксируйте ее в положении полусидя.

Если ребенок уже постарше, то можно его уложить на спину. Обязательным моментом является то, что голова малыша должна быть запрокинута назад. Для этого под шею подкладывают небольшую подушечку в виде валика или свернутое легкое покрывальце. В этом случае массажист располагается справа или слева от ребенка в зависимости от того, правша он или левша. А также для данного вида массажа может подойти кресло с подходящей по высоте спинкой. В этом варианте массажист располагается сзади. Если ребенок сильно боится процедуры, то его можно усадить одному из родителей на колени и подложить руку под заднюю часть шеи.

Руки массажиста должны быть тщательно вымыты и продезинфицированы. А также можно использовать стерильные резиновые перчатки. Все украшения в виде колец, печаток, браслетов, часов необходимо снять, чтобы не травмировать кожу ребенка. Ногти также должны быть коротко острижены.

Данную процедуру проводите через два часа после приема пищи.

Как дополнительный материал нужно взять детское масло.

Необходимо учесть, что у логопедического массажа для детей есть некоторые противопоказания:

  • любые инфекционные заболевания и простуды;
  • повышенная температура;
  • наличие воспалений и вирусных проявлений в ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов.

Массаж лица

Начните процедуру с приятного легкого поглаживания. Малыш не должен испытывать боли и дискомфорта. Подушечками пальцев по массажным линиям проводим в области лба, щечек, подбородка. В зоне лба передвигаемся руками ото лба к вискам. Идентичные линии проводим по бровкам. По щечкам передвигайтесь по трем основным линиям: от линии носика к височкам; от крыльев носика к центру ушка; от уголков рта к основанию ушка. В зоне подбородка производится поглаживание также от центра в стороны. Каждую линию проведите 3-5 раз. Перейдите к разминанию. Для этого по тем же линиям проводите пальцами, рисуя спиральку. Интенсивность надавливаний может немного меняться. После этого в том же порядке проведите очень легкое постукивание кончиками пальцев, имитируя дождик.

Разомните мочки ушка. На них находится большое количество точек, которые отвечают за работу всего организма.

Чтобы промассировать зону губ обычно используются круговые движения пальцами в одну и в другую сторону в течение 0,5 – 1 минуты. Далее, выписывайте спиралевидные линии от центра к уголкам. Сначала на верхней губе, потом на нижней. Совершайте легкие пощипывания двумя, потом тремя пальцами.

Массаж языка

Для этого вида массажа используются разнообразные логопедические инструменты. В домашних условиях лучше всего подходит обычная детская зубная щетка с мягким ворсом.

При этой процедуре обильно выделяется слюна, поэтому необходимо продумать, куда ее ребенок сможет сплевывать. Если карапуз совсем маленький, то тогда для сбора слюны используются марлевые салфеточки. Они укладываются под язык. Заменять салфетки на новые необходимо каждые две минуты.

Воздействие зубной щеткой должно быть без сильного надавливания. Движения в основном производите спиралевидные.

Рот ребенка должен быть широко открыт, а язык высунут и расслаблен.

При первых сеансах логопедического массажа для детей в домашних условиях определите границу рвотного рефлекса. Постарайтесь за нее не заходить. Уже со временем, когда малыш привыкнет к процедуре, увеличьте обрабатываемую площадь языка.

Техники бывают разные по этому виду массажа. Одна из них представлена ниже:

  1. Начните с легкого поглаживания языка в разных направлениях.
  2. Чтобы проработать продольные мышцы проводите щеткой от корня к кончику языка.
  3. На поперечные мышцы воздействуйте, рисуя линии от центра к краям.
  4. Совершайте круговые и спиралевидные движения по всей поверхности.
  5. Сделайте легкие похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Проведите точечные надавливания.
  7. Для массажа уздечки языка совершайте движения снизу вверх.
  8. Окончите поглаживанием.

Для точного выполнения техник, просмотрите видео логопедического массажа языка для детей. Его должен проводить опытный специалист, который будет показывать мастер-класс и объяснять все свои действия.

Массаж кистей рук

На руках расположено множество активных точек, каждая из которых отвечает за определенный орган. Мизинец связан с сердцем, безымянный пальчик – с печенью, средний – с работой кишечника и позвоночником, указательный отвечает за желудок, большой пальчик связан с головным мозгом. А также массаж рук положительно влияет на мелкую моторику.

Начните воздействие на эту зону с поглаживания кисти. Разомните каждый пальчик, начиная с мизинчика. Движение должно быть по направлению от ногтя вверх.

Подушечкой указательного пальца совершайте круговые движения по ладошке ребенка. Осуществите легкие постукивания пальцами по всей кисти малыша.

Проведите разветвляющиеся линии от основания ладони к каждому пальчику. Сделайте легкие пощипывания. Завершите массаж поглаживаниями.

Курс данных процедур может быть до 20 сеансов ежедневно. При необходимости через месяц можно возобновить лечение.

Логопедический массаж для детей с ДЦП и синдромом Дауна

Если у малыша такое серьезное заболевание, как ДЦП, то комплекс массажа и лечебной гимнастики подбирается индивидуально. Хотя многие техники из описанных выше также применяются. Как дополнение для релаксации мышц языка, применяется воздействие на определенные точки: в подчелюстной ямке; симметричные носогубной складки; симметричные скуловых мышц и симметричные подчелюстных мышц. Это должны быть легкие надавливания или вращательные движения. При этом очень важна поза малыша, в которой будет делаться массаж. Для каждого ребенка она также подбирается индивидуально.

Читайте также:  Узи в 13 недель при синдроме эдвардса

Логопедический массаж для детей с синдромом Дауна проводится более интенсивный. Структура может повторять вышеуказанную, но необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом и узнать, какие техники он рекомендует добавить. Чаще всего это пощипывания, похлопывания и воздействия на точки.

Массаж должен быть приятен малышу и не вызывать негативных эмоций. Обязательно общайтесь во время процедуры с ребенком. Можете даже проводить массаж в виде игры, чтобы Вашему чаду было интересней.

Активизирующий логопедический массаж – видео

Мастер-класс логопедического массажа – видео

Источник

Синдром Дауна – одна из самых наиболее встречающихся хромосомных аномалий. У детей с этой патологией преобладают нарушения интеллекта, аномалии развития костной и другой ткани. Но последние исследования опровергают сделанные ранее выводы, что дети с синдромом Дауна имеют глубокое отставание в интеллектуальном развитии. Лишь в единичных случаях отмечается сильная его задержка, в большинстве случаев умственную деятельность можно назвать пограничной.

Особенности развития детей с Cиндромом Дауна

У детей с синдромом Дауна двигательные и речевые функции развиваются медленно. Они начинают держать голову в среднем в 4-5 месяцев, умеют сидеть с 8-9 месяцев, а ходят только после достижения двухлетнего возраста. Первые слова они произносят после 2 лет, первые фразы – после 4 лет.

Особенности интеллектуального развития:

  • тугоподвижное мышление;
  • неустойчивость внимания;
  • быстрая утомляемость;
  • сохранность эмоциональности и личностных качеств;
  • способность к подражанию, что частично компенсирует проблемы с мышлением.

При правильном подходе к реабилитации дети вполне успешно развиваются, формируют речь и коммуникативные навыки, адаптируются в обществе.

Реабилитация пациентов

Специалисты клиники «Доктрина» занимаются развитием детей с синдромом Дауна. Мы достигаем отличных результатов, которые часто удивляют родителей. Дети с синдромом Дауна хорошо реагируют на проводимые реабилитационные и педагогические мероприятия. Они развивают речь, интеллект, социальные навыки.

Вот пример из нашей практики: «Врачей учили и учат до сих пор, что генетический синдром это приговор. Мой первый же год работы после ординатуры показал, как сильно я был введён в заблуждение. Результаты моего первого пациента с Синдромом Дауна меня просто обескуражили — качество жизни семьи за 5 мес выросло… нет даже слов правильных… скакнуло вверх через много ступеней»,- главный врач МЦ «Доктрина» Ефимов И.О.

Для реабилитации таких детей используется:

  • рефлексотерапия;
  • логопедические занятия;
  • лечебная гимнастика;
  • массаж;
  • физиотерапевтические методы;
  • занятия в сенсорной комнате;

Проводятся педагогические мероприятия, которые направлены на коррекцию речи, воспитание психомоторных навыков и социальную адаптацию. В процессе обучения акцент ставится на их сильные стороны: механическая память, способность к подражанию, чувственному восприятию окружающей среды, сохранность эмоций.

Развитие речи

Дети с синдромом Дауна поздно начинают говорить. Речь у них часто неразборчивая. Речевым нарушениям способствуют сразу несколько факторов:

  • сниженный интеллект;
  • тугоухость, которая является частой проблемой таких детей, но не всегда вовремя выявляется;
  • особенности анатомического строения речевого аппарата.

При синдроме Дауна у ребенка высокое и узкое горло, поздно и зачастую неправильно растут зубы, маленькая верхняя челюсть и большой язык. Объем ротовой полости меньше, чем у большинства детей. Между верхними и нижними зубами остаётся большая щель (открытый прикус).

Специальные занятия позволяют развивать моторику артикуляционного аппарата, повышают тонус мышц и способствуют формированию правильной внятной речи. Используемые миофасциальные упражнения помогают увеличить размер верхней челюсти. Детям с самого раннего возраста показан логопедический массаж лицевых и языковых мышц.

Развитие интеллекта

Некоторые компоненты интеллекта у детей с синдромом Дауна сильно «проседают». Тем не менее, он могут быть компенсированы за счет других качеств, которые существенно не страдают. Это в первую очередь механическая память, способность к подражанию. Для детей важен эмоциональный и игровой контакт.

В клинике «Доктрина» при обращении ребенка с синдромом Дауна врачи определяют уровень его интеллекта при помощи специальных тестов. Затем проводится его развитие с использованием:

  • специальных условий обучения и механизмов адаптации;
  • особых образовательных программ, приспособлений и методов;
  • невербальных контактов: мимики, жестов, тактильных контактов.

В нашем детском реабилитационном центре мы одновременно стимулируем у детей физическое, речевое, интеллектуальное, психологическое развитие. Мы стараемся приблизить навыки и способности максимально к уровню нормотипичных детей. Если реабилитация и социализация начата в раннем возрасте, то такой ребенок вполне сможет посещать обычный детский сад или инклюзивные формы, а затем и планировать обучение в общеобразовательной школе.

Источник