Марк сегар справочник по выживанию для людей с синдромом аспергера
В статье представлены 9 автобиографических книг аутичных людей. Все они переведены на русский язык.
<
Темпл Грандин «Отворяя двери надежды» В 2010 году журнал Time включил Темпл Грандин в список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои». Профессор Колорадского университета, всемирно известный специалист в области животноводства, автор множества книг и статей, выступающий по всему миру, — эта женщина сумела преодолеть аутизм и реализовать свой творческий и общественный потенциал. Эта книга — самая известная из всех, написанных человеком с аутизмом. Автор делится воспоминаниями о жизненном пути, на котором было много и сложнейших препятствий, и замечательных людей, понимавших ее и помогавших справляться с трудностями. Опыт Темпл Грандин, которая сумела изменить себя и найти свое место в жизни, очень важен для родителей аутичных детей и специалистов. Приобрести можно тут. |
Донна Уильямс «Никто. Нигде» Рассказ о душе человека, жившего в мире «аутизма» и выжившего — несмотря на недоброжелательное окружение и на страшный внутренний хаос. В книге описывается, как, преодолевая препятствия, Донна научилась жить самостоятельно, поступила в университет и окончила его, а затем написала свою примечательную автобиографию. С помощью социального работника Донне удалось получить образование в школе, а затем и степень бакалавра искусств в 1990 году. Диагноз «аутизм» был поставлен Донне в 1991 году Лоуренсом Бартаком, специалистом медицинского центра Monash и лектором по психологии в Университете Monash. Донна — автор девяти книг, художница, автор и исполнитель песен, сценарист и консультант по проблемам аутизма. Приобрести можно тут. |
Ирис Юханссон «Особое детство» В книге Ирис Юханссон мир ребенка-аутиста описан «изнутри», на собственном опыте. Однако этим уникальность истории Ирис не ограничивается. Это еще и история необыкновенного родительского опыта: отец Ирис, шведский крестьянин, без чьей-либо профессиональной помощи понял проблемы своей дочери. Благодаря его любви, вниманию и отзывчивости Ирис, бывшая ребенком с «глубокими нарушениями общения», сумела их преодолеть. Она стала психологом, консультирующим педагогов и родителей. Приобрести можно тут. |
Руди Симон «Аспи-девочки. Расширяя права и возможности женщин с синдромом Аспергера» «Женщины аутистического спектра — это субкультура внутри субкультуры. Многие наши проблемы, привычки, черты и взгляды схожи с особенностями мужчин-аутистов, но при этом своеобразны. Синдром Аспергера (СА) не столько проявляется иначе у девочек и женщин, сколько воспринимается иначе со стороны и потому не всегда распознается. Психологи, врачи и педагоги прилагают немало усилий, чтобы разобраться в синдроме Аспергера и предложить эффективные методы терапии и другие средства, которые могут нам помочь. В этой книге будут рассматриваться особенности СА, с которыми мы имеем дело ежедневно, и связанные с ними ситуации. Я надеюсь, что мы будем учиться друг у друга и в процессе этого помогать тем, кто хочет помочь нам», — от автора. Прочесть можно тут. |
Робин Стюард «Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра» Книга содержит описания ситуаций, которые могут быть опасными и сложными, а также примеры из жизни и мнения женщин, имеющих РАС. Учитывая советы Робин, женщины смогут вести более независимую, полноценную жизнь. Книга будет полезна всем, для кого процесс адаптации в мире «обычных» людей представляет определенные сложности, а также специалистам, помогающим людям, имеющим расстройства аутистического спектра, успешнее адаптироваться к жизни в обществе. Автор сама имеет расстройство аутистического спектра (синдром Аспергера) и успешно адаптируется в обществе, помогая другим людям, имеющим похожие трудности. Приобрести можно тут. |
Лиан Холлидей Уилли «Притворяясь нормальной» Автобиография Лиан позволяет увидеть, как воспринимает мир человек с синдромом Аспергера. Вследствие своего состояния, она ощущает себя в нашем обществе, как гость в чужой стране. Она красноречиво описывает себя как одну из тех людей, кто «как будто никак не может найти свой путь, но и никогда его не теряет». У нее есть дочь с синдромом Аспергера, и диагноз дочери привел ее к осознанию, что она и сама обладает тем же расстройством. В данное время Лиан обучает свою дочь тем приемам, которые помогли ей самой разобраться в, как она его называет, «обычном» мире. Она пишет о своем пути открытий и исследований длиной во всю жизнь, и это ценно тем, что люди с синдромом Аспергера узнают в её словах те же мысли, ощущения и особенности восприятия. Прочесть можно тут. |
Стивен Марк Шор «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера» Стивен Шор — один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом. Этот уникальный человек прошел путь от ребенка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Шор не говорил до четырёх лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать. Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете и работает в университете Адельфи в Нью-Йорке. Приобрести можно тут. |
Джон Элдер Робисон «Смотри мне в глаза. Жизнь с синдромом Аспергера» «В этой книге я постарался как можно точнее выразить свои мысли и чувства; насколько это вообще возможно. Столь же тщательно я подошел и к описанию людей, мест и событий, хотя это временами было труднее. Конечно, рассказывая о своем раннем детстве, я не мог воспроизвести все разговоры дословно. Но за свою жизнь я хорошо изучил манеру речи и поведение своих родителей, а также то, как я говорю сам и как веду себя с другими людьми. С помощью этих знаний я реконструировал сцены и разговоры, которые достоверно описывают мои мысли, чувства и поступки в важные моменты жизни… Прежде всего, я надеюсь, что эта книга покажет раз и навсегда: даже если мы, аспергианцы, кажемся похожими на роботов, мы действительно способны глубоко чувствовать и переживать», — от автора. Прочесть можно тут. |
Марк Сегар «Совладание: руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера» Марк написал практическое и доступное руководство, которое разъясняет повседневную и будничную жизнь другим людям с синдромом. Он по собственному опыту знает, что важно понять людям с синдромом Аспергера, и многие эти знания — результат его собственных горьких разочарований. Любому человеку с синдромом Аспергера может помочь откровение Марка: «Аутичным людям приходится понимать с научной точки зрения то, что не аутичные люди уже знают инстинктивно»;. Его взгляды сформировались не только на основе личного опыта, и многие его предложения основаны на тех трудностях, которые испытывали другие люди, а не он сам. Прочесть можно тут. |
mkdir1 спасибо за пост.
Источник
В 2010 году журнал Time включил Темпл Грандин в список ста самых влиятельных людей в мире в категории «Герои». Профессор Колорадского университета, всемирно известный специалист в области животноводства, автор множества книг и статей, выступающий по всему миру, — эта женщина сумела преодолеть аутизм и реализовать свой творческий и общественный потенциал. Эта книга — самая известная из всех, написанных человеком с аутизмом.
Автор делится воспоминаниями о жизненном пути, на котором было много и сложнейших препятствий, и замечательных людей, понимавших её и помогавших справляться с трудностями. Опыт Темпл Грандин, которая сумела изменить себя и найти свое место в жизни, очень важен для родителей аутичных детей и специалистов.
Приобрести можно тут.
Рассказ о душе человека, жившего в мире «аутизма» и выжившего — несмотря на недоброжелательное окружение и на страшный внутренний хаос. В книге описывается, как, преодолевая препятствия, Донна научилась жить самостоятельно, поступила в университет и окончила его, а затем написала свою примечательную автобиографию.
С помощью социального работника Донне удалось получить образование в школе, а затем и степень бакалавра искусств в 1990 году.
Диагноз «аутизм» был поставлен Донне в 1991 году Лоуренсом Бартаком, специалистом медицинского центра Monash и лектором по психологии в Университете Monash.
Донна — автор девяти книг, художница, автор и исполнитель песен, сценарист и консультант по проблемам аутизма.
Приобрести можно тут.
В книге Ирис Юханссон мир ребенка-аутиста описан «изнутри», на собственном опыте. Однако этим уникальность истории Ирис не ограничивается. Это еще и история необыкновенного родительского опыта: отец Ирис, шведский крестьянин, без чьей-либо профессиональной помощи понял проблемы своей дочери. Благодаря его любви, вниманию и отзывчивости Ирис, бывшая ребёнком с «глубокими нарушениями общения», сумела их преодолеть.
Она стала психологом, консультирующим педагогов и родителей.
Приобрести можно тут.
«Женщины аутистического спектра — это субкультура внутри субкультуры. Многие наши проблемы, привычки, черты и взгляды схожи с особенностями мужчин-аутистов, но при этом своеобразны. Синдром Аспергера (СА) не столько проявляется иначе у девочек и женщин, сколько воспринимается иначе со стороны и потому не всегда распознаётся. Психологи, врачи и педагоги прилагают немало усилий, чтобы разобраться в синдроме Аспергера и предложить эффективные методы терапии и другие средства, которые могут нам помочь. В этой книге будут рассматриваться особенности СА, с которыми мы имеем дело ежедневно, и связанные с ними ситуации. Я надеюсь, что мы будем учиться друг у друга и в процессе этого помогать тем, кто хочет помочь нам», — от автора.
Прочесть можно тут.
Книга содержит описания ситуаций, которые могут быть опасными и сложными, а также примеры из жизни и мнения женщин, имеющих РАС. Учитывая советы Робин, женщины смогут вести более независимую, полноценную жизнь. Книга будет полезна всем, для кого процесс адаптации в мире «обычных» людей представляет определённые сложности, а также специалистам, помогающим людям, которые имеют расстройства аутистического спектра, успешнее адаптироваться к жизни в обществе.
Автор сама имеет расстройство аутистического спектра (синдром Аспергера) и успешно адаптируется в обществе, помогая другим людям, имеющим похожие трудности.
Приобрести можно тут.
Автобиография Лиан позволяет увидеть, как воспринимает мир человек с синдромом Аспергера. Вследствие своего состояния, она ощущает себя в нашем обществе, как гость в чужой стране. Она красноречиво описывает себя как одну из тех людей, кто «как будто никак не может найти свой путь, но и никогда его не теряет». У неё есть дочь с синдромом Аспергера, и диагноз дочери привел еёк осознанию, что она и сама обладает тем же расстройством. В данное время Лиан обучает свою дочь тем приёмам, которые помогли ей самой разобраться в, как она его называет, «обычном» мире. Она пишет о своём пути открытий и исследований длиной во всю жизнь, и это ценно тем, что люди с синдромом Аспергера узнают в её словах те же мысли, ощущения и особенности восприятия.
Прочесть можно тут.
Стивен Шор — один из самых ярких представителей сообщества взрослых людей с аутизмом. Этот уникальный человек прошёл путь от ребёнка с диагнозом «аутизм» до университетского профессора. Шор не говорил до четырёх лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать.
Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете и работает в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Приобрести можно тут.
«В этой книге я постарался как можно точнее выразить свои мысли и чувства; насколько это вообще возможно. Столь же тщательно я подошёл и к описанию людей, мест и событий, хотя это временами было труднее. Конечно, рассказывая о своём раннем детстве, я не мог воспроизвести все разговоры дословно. Но за свою жизнь я хорошо изучил манеру речи и поведение своих родителей, а также то, как я говорю сам и как веду себя с другими людьми. С помощью этих знаний я реконструировал сцены и разговоры, которые достоверно описывают мои мысли, чувства и поступки в важные моменты жизни… Прежде всего, я надеюсь, что эта книга покажет раз и навсегда: даже если мы, аспергианцы, кажемся похожими на роботов, мы действительно способны глубоко чувствовать и переживать», — от автора.
Прочесть можно тут.
Марк написал практическое и доступное руководство, которое разъясняет повседневную и будничную жизнь другим людям с синдромом. Он по собственному опыту знает, что важно понять людям с синдромом Аспергера, и многие эти знания — результат его собственных горьких разочарований. Любому человеку с синдромом Аспергера может помочь откровение Марка: «Аутичным людям приходится понимать с научной точки зрения то, что неаутичные люди уже знают инстинктивно». Его взгляды сформировались не только на основе личного опыта, и многие его предложения основаны на тех трудностях, которые испытывали другие люди, а не он сам.
Прочесть можно тут.
Мемуары человека с синдромом Аспергера и удивительным умом.
Это небольшая книга об очень большом уме. Однако эта книга не только об уме Дэниела Таммета, но и о его мире. И то, и другое достойны того, чтобы познакомиться с ними ближе. В личном общении Дэниел приятен, вежлив и скромен. Мягким и негромким голосом он очень ясно излагает собственные мысли. Эти же черты заметны и в его книге. В его планы входит и дальше помогать благотворительным организациям, таким, как Национальное общество аутизма и Национальное общество эпилепсии. Будучи знаменитостью, он имеет возможность донести эту достойную восхищения цель до публики по всему миру. Также он намерен продолжать сотрудничать с учёными, чтобы более тщательно исследовать свои способности. Кроме того, он хотел бы развивать альтернативные способы обучения, в частности, визуальные, что зачастую очень важно для людей с расстройствами аутистического спектра.
Прочесть можно тут.
Привет, я Кеннет Холл и мне 10 лет. Я русоволосый голубоглазый мальчик. Я люблю подстригать свои волосы под 4-ку (насадка на машинке для стрижки волос). Я немного худощав и маловат, и я люблю носить удобную, комфортную одежду. Люди говорят, что у меня милая улыбка, и я люблю думать о себе как о дружелюбном, добром и вдумчивом.
Я восхищаюсь добротой, терпением и готовностью оказать помощь в людях, и я люблю хорошее чувство юмора.
Также я очень решительный, что является моим хорошим качеством. Люди, которыми легко управлять, ничего не добьются.
Когда мне было 8 лет, я узнал о синдроме Аспергера или СА, и с тех пор моя жизнь полностью изменилась. До этого жизнь для меня была сложной. Я постоянно был в депрессии. Жизнь была тягостной.
Я всегда знал, что я другой и что я не такой, как остальные дети.
Прочесть можно тут.
Источник
Синдром Аспергера — неврологическое состояние, сказывающееся на развитии человека, его повседневной жизнедеятельности и поведении.
Согласно справочнику «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-5) синдром Аспергера представляет собой расстройство аутистического спектра (ассоциированное с уровнем 1). «Международная классификация болезней» (МКБ-10) определяет его как самостоятельный диагноз F84.5 класса «Общие расстройства психологического развития».
Исторически сложилось, что в России отсутствует диагностика синдрома Аспергера и аутизма у взрослых. Поэтому люди вынуждены прибегать к самодиагностике в попытках понять своё состояние и сформировать свою дальнейшую жизнь с учётом собственных особенностей.
1. Предпосылки к самодиагностике синдрома Аспергера
1.1 Создание и поддержка взаимодействия в учебных и рабочих коллективах сопровождаются трудностями, а иногда и неудачами.
1.2 Стресс в случае перемен или изменений привычного графика, потребность в предсказуемости и стабильности.
1.3 Неоднократные указания окружающих на нетипичное использование невербальной компоненты коммуникации.
1.4 Носящие регулярный характер замечания окружающих о неадекватной реакции на события, ситуации.
1.5 Неоднократные замечания окружающих о нетипичности сенсоромоторных процессов.
2. Распознавание симптомов синдрома Аспергера
2.1 Нетипичный зрительный контакт: тенденция избегать взгляда «глаза в глаза», направленность взгляда при коммуникации в сторону или на губы собеседника, иногда неестественный «пялящийся» взгляд.
2.2 Просодия своеобразная: монотонность, нарушенная мелодика речи, слишком громкий или тихий голос, бедная интонация.
2.3 Язык тела мало используется: нетипичная жестикуляция или её отсутствие, редкое использование кивков или пожимания плечами в качестве сопровождения речи, позы не направлены на выражение отношения к происходящему.
2.4 Моторные навыки осложнены: неуклюжесть, сложности с координацией, мелкой моторикой.
2.5 Выражение собственных эмоций и понимание эмоций окружающих часто затруднено, что в ряде случаев связано с алекситимией.
2.6 Селективная немота (мутизм): речь пропадает под воздействием неблагоприятных внешних факторов, из-за стресса, перегрузок, тревоги.
2.7 Монологичность при коммуникациях: тенденция к изложению темы без учёта реакции окружающих, игнорирование реплик со стороны, отсутствие пауз для обратной связи.
2.8 Устойчивый интерес к теме, носящий обсессивный характер: фиксация на какой-либо теме без учёта её полезности может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
2.9 Ригидность поведения: приверженность распорядку, графику, рутине, стресс при необходимости их изменить.
2.10 Буквальное понимание: слабое понимание образности и метафор, намёков и шуток, редкое использование в собственной речи.
2.11 Фокус на деталях: рассуждения носят дедукционный стиль (от частного к общему), редко используется индукция (от общего к частному), понимание общей картины затруднено, сложности с выделением главного и второстепенного.
2.12 Исполнительная функция бывает нарушена: трудности с расстановкой приоритетов, организацией времени.
2.13 «Модель психического», эмпатия: умение «представить себя на месте другого человека» нарушено, сопереживание понимается логически, невербальные сигналы от собеседников воспринимаются плохо и часто ошибочно.
2.14 Систематизация, классификация и логический подход к созданию связей: неприятие алогичных норм и традиций общества, разговоров «ни о чём», форм приветствия и прощания, стереотипов.
2.15 Обработка сенсорной информации нарушена: гипо- или гиперчувствительность по всем органам чувств (звуки, свет, текстуры и консистенции, температура).
2.16 Стереотипные движения (стимминг) как реакция на перегрузку и переутомление: хождение взад-вперёд, раскачивание корпуса тела, тряска пальцами рук, ногами.
3. Источники подтверждения наличия синдрома Аспергера
3.1 Ведение списка симптоматики, разграничение с проявлениями ОКР, СДВГ, депрессии, тревожного расстройства.
3.2 Тесты для самодиагностики: AQ, RAADS_R, EQ, TAS, ASSQ.
3.3 Критерии диагностики синдрома Аспергера и РАС по DSM-IV, DSM-V, МКБ-10.
3.4 Сообщества людей с синдромом Аспергера и РАС в Интернете: форумы, группы, сайты, личные блоги, истории самодиагностики.
3.5 Встреча с людьми с синдромом Аспергера и РАС в группе поддержки, чтобы сравнить внешние проявления и обсудить очно возможность наличия СА.
3.6 Книги от первого лица на русском языке:
- Стивен Шор «За стеной»
- Джон Элдер Робисон «Посмотри мне в глаза!»
- Темпл Грандин «Отворяя двери надежды»
- Руди Симон «Аспи-девочки»
- Марк Сегар «Совладание: руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера»
- Робин Стюард «Независимость и безопасность: руководство для женщин, имеющих расстройства аутистического спектра».
3.7 Консультация в частном порядке у психолога, психотерапевта, психиатра (не рекомендуется без предварительных отзывов от других людей с СА). Желательно, чтобы специалисты использовали для диагностики методику ADOS (4 vмодуль для взрослых с беглой речью и сохранным интеллектом).
4. Жизнь с синдромом Аспергера
4.1 Организация жизни в соответствии с собственными слабыми и сильными сторонами: ведение графика, поиск работы с минимальной социальной активностью, коммуникация в подходящем виде (письма вместо телефона).
4.2 Занятия со специалистами, если есть необходимость в когнитивно-поведенческой терапии или лечении от депрессии, тревожности.
4.3 Посещение группы поддержки для людей с синдромом Аспергера с целью обсуждения проблем и обмена опытом.
4.4 Ознакомление семьи, друзей, коллег (если это возможно) с симптоматикой синдрома Аспергера.
Источник