Лурия предложил классифицировать нейропсихологические синдромы
Квалификация симптома является лишь первым этапом анализа мозговой организации психических процессов. Для того чтобы данные о локальной патологии мозга позволили прийти к надежным выводам относительно как структуры психических процессов, так и их локализации в коре головного мозга человека, необходимо перейти от квалификации единичного симптома к описанию целого симптомокомплекса, или, как это принято называть, к синдромному анализу изменений поведения, наступающих при локальном поражении мозга.
Системный принцип психологического строения ВПФ, а также их системная динамическая мозговая организация являются основой для понимания того, что при локальных поражениях мозга нарушается не отдельная психическая функция, а целая совокупность функций. Нарушения тех или иных функций проявляются признаками — симптомами (греч. symptoma — совпадение, признак), а целой совокупности нарушенных функций соответствуют несколько признаков, составляющих симптомокомплекс или нейропсихологический синдром (греч. syndromos — совместный бег). Нейропсихологические синдромы представляют собой не просто сумму симптомов (нарушений психических функций), а закономерное их сочетание. В основе этой закономерности лежит нарушение (выпадение) определенного фактора — физиологического процесса, протекающего в конкретных мозговых структурах. Именно поэтому важнейшим принципом изучения нарушений ВПФ у больных с локальными поражениями мозга является синдромный (факторный) анализ этих нарушений.
Синдромы нейропсихологические — закономерные сочетания нарушений высших психических функций, возникающие в результате локальных поражений головного мозга (ранений, кровоизлияний, опухолей и т.п.). Изучение С. н. составляет основную задачу клинической нейропсихологии и осуществляется с помощью специальных методов, разработанных А. Р. Лурия. С. н. возникают при поражении т. н. вторичных и третичных корковых полей. Поражение первичных полей ведет лишь к элементарным расстройствам сенсорных и двигательных функций. В каждом С. н. различают первичные нарушения, связанные с непосредственным поражением данной мозговой структуры, и вторичные нарушения, возникающие на основе первичных; последние проявляются в нарушениях тех функций, нормальное протекание к-рых возможно лишь при сохранности соответствующего звена функциональной системы, связанного с работой пораженного участка мозга. Так, при поражении височных отделов коры левого полушария нарушается речевой слух, т. е. звуковой анализ и синтез речи (первичный дефект), что, в свою очередь, приводит к нарушению целого комплекса функций: понимания устной речи, письма, чтения и др. (вторичные нарушения). Комплекс первичных и вторичных нарушений (симптомов) и составляет С. н. Различают С. н., связанные с поражением конвекситальных (наружных), медиальных (внутренних) и базальных (нижних) отделов коры левого и правого полушарий мозга. Преимущественно изучены С. н. поражения различных отделов конвекситальной коры левого полушария. Особый тип С. н. составляют синдромы, возникающие при поражении различных подкорковых структур и при локальных поражениях мозга детей.
В нейропсихологии термин «синдром» имеет два значения. Первое заключено в понятии «нейропсихологический синдром» — закономерное сочетание (симптомокомплекс) нарушений высших психических функций, возникающих в результате локального поражения головного мозга (ранения, кровоизлияния, опухоли, травмы и др.) и имеющих в своей основе патологическое изменение одного (или нескольких) факторов. Во втором значении термин «синдром» используется для обозначения грубо выраженного нарушения какой-либо одной функции. В этих случаях используется выражение «синдром агнозии», «синдром семантической афазии», «синдром апраксии», «синдром акалькулии» и т. д. В работах А. Р. Лурия и его учеников термин «синдром» используется преимущественно в первом значении. Во втором значении этот термин встречается в работах А. Р. Лурия, в основном при изложении истории
изучения патологии той или иной функции. Классификация нейропсихологических синдромов, предложенная А. Р. Лурия, построена по топическому принципу, т. е. по принципу выделения области поражения мозга — морфологической основы нейропсихологического фактора. В соответствии с этим принципом нейропсихологические синдромы подразделяются:
♦ на синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (по выражению А. Р. Лурия);
♦ синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга.
Корковые нейропсихологические синдромы, в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения:
♦латеральной (конвекситальной);
♦ базальной;
♦ медиальной коры больших полушарий.
Подкорковые нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения:
♦ срединных неспецифических структур;
♦ срединных комиссур (мозолистого тела и др.);
♦ структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.).
Изучение подкорковых нейропсихологических синдромов началось в нейропсихологии сравнительно недавно, главным образом в связи с развитием стереотаксической нейрохирургии и формированием концепции о вертикальной мозговой организации высших психических функций (помимо горизонтальной, корковой).
Специальную категорию составляют нейропсихологические синдромы (корковые и подкорковые), возникающие при массивных (опухолевых, травматических, сосудистых) поражениях головного мозга, захватывающих как корковые, так и подкорковые структуры.
Помимо топического принципа классификации синдромов иногда используется нозологический принцип. В этих случаях синдромы подразделяются на «опухолевые», «сосудистые», «травматические» и др. Подобная классификация имеет преимущественно клиническое значение и подчеркивает особенности нейропсихологических синдромов, связанные с характером заболевания.
Наконец, иногда синдромы характеризуются в зависимости от возраста больного: «детские» нейропсихологические синдромы и «старческие» нейропсихологические синдромы.
Источник
Êëàññèôèêàöèÿ
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìîâ, ïðåäëîæåííàÿ À.Ð.Ëóðèÿ, ïîñòðîåíà ïî òîïè÷åñêîìó
ïðèíöèïó, ò.å. ïî ïðèíöèïó âûäåëåíèÿ îáëàñòè ïîðàæåíèÿ ìîçãà
ìîðôîëîãè÷åñêîé îñíîâû íåéðîïñèõîëîãè÷åñêîãî ôàêòîðà.  ñîîòâåòñòâèè ñ ýòèì
ïðèíöèïîì íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè» (ïî âûðàæåíèþ À.Ð.Ëóðèÿ)
è ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ ãëóáèííûõ ïîäêîðêîâûõ ñòðóêòóð ìîçãà. Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â ñâîþ î÷åðåäü ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé), áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé. Ïîäêîðêîâûå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ñðåäèííûõ íåñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð, ñðåäèííûõ êîìèññóð (ìîçîëèñòîãî
òåëà è äð.) è ñòðóêòóð, íàõîäÿùèõñÿ â ãëóáèíå ïîëóøàðèé.
Ðàçëè÷íûå òîïè÷åñêèå
(èëè ëîêàëüíûå) íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû èçó÷åíû â ðàçíîé ñòåïåíè.
Íàèáîëåå ïîäðîáíî â ñîâðåìåííîé íåéðîïñèõîëîãèè èññëåäîâàíû ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðêîâûõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ïðåæäå âñåãî ëåâîãî ïîëóøàðèÿ),
çíà÷èòåëüíî õóæå ïîäêîðêîâûå ñèíäðîìû. Ñðåäè êîðêîâûõ íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ
ñèíäðîìîâ íàèáîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ïîðàæåíèþ ëàòåðàëüíîé (êîíâåêñèòàëüíîé)
êîðû, ñóùåñòâåííî ìåíåå èçó÷åíû ïîðàæåíèÿ áàçàëüíîé è ìåäèàëüíîé êîðû.
Îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ î íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèõ ñèíäðîìàõ áûëè ñôîðìóëèðîâàíû
ãëàâíûì îáðàçîì íà îñíîâàíèè èçó÷åíèÿ ïîðàæåíèé êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà.
Êîðêîâûå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû â öåëîì ìîæíî ïîäðàçäåëèòü íà äâå áîëüøèå
êàòåãîðèè: ñèíäðîìû, ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì çàäíèõ îòäåëîâ ìîçãà, è ñèíäðîìû,
ñâÿçàííûå ñ ïîðàæåíèåì ïåðåäíèõ îòäåëîâ áîëüøèõ ïîëóøàðèé (ëåâîãî è ïðàâîãî).
Íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàäíèõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé èìåþò îáùèå ÷åðòû èõ îñíîâó
ñîñòàâëÿþò ïðåèìóùåñòâåííî ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèñ è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà, ñâÿçàííûå ñ íàðóøåíèåì ðàçëè÷íûõ ìîäàëüíî- ñïåöèôè÷åñêèõ
ôàêòîðîâ.
 ñîâðåìåííîé
íåéðîïñèõîëîãèè îïèñàíû ñëåäóþùèå íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, âîçíèêàþùèå
ïðè ïîðàæåíèè çàäíèõ êîíâåêñèòàëüíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû.  îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæèò íàðóøåíèå ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèõ çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ ïîðàæåíèåì âòîðè÷íûõ
êîðêîâûõ ïîëåé çðèòåëüíîãî àíàëèçàòîðà è ïðèëåãàþùèõ îòäåëîâ òåìåííîé êîðû.
Íàðóøåíèÿ îäíîâðåìåííûõ «ñèìóëüòàííûõ ñèíòåçîâ» ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íûõ è
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû ïðèîáðåòàþò ðàçëè÷íûå ôîðìû è ïðåæäå âñåãî
ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîãî ãíîçèñà â âèäå çðèòåëüíûõ àãíîçèé
(ïðåäìåòíîé, ñèìóëüòàííîé, öâåòîâîé, ëèöåâîé, áóêâåííîé,
îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííîé), ò.å. â ðàññòðîéñòâàõ çðèòåëüíîé ïåðöåïòèâíîé
äåÿòåëüíîñòè. Çðèòåëüíûå àãíîçèè ïî ñâîåé ôîðìå çàâèñÿò îò ñòîðîíû ïîðàæåíèÿ
ìîçãà è ðàñïîëîæåíèÿ î÷àãà âíóòðè «øèðîêîé çðèòåëüíîé ñôåðû». Öâåòîâàÿ,
ëèöåâàÿ è îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííàÿ àãíîçèè ÷àùå ïðîÿâëÿþòñÿ ïðè ïîðàæåíèè
ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ìîçãà, à áóêâåííàÿ è ïðåäìåòíàÿ àãíîçèè ëåâîãî (ó ïðàâøåé).
Íàðóøåíèÿ óçíàâàíèÿ áóêâ, âîçíèêàþùèå ïðè ïîðàæåíèè ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó
ïðàâøåé), èíîãäà ïðèíèìàþò ãðóáûå ôîðìû è ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå îïòè÷åñêîé àëåêñèí
(íåóçíàâàíèè îòäåëüíûõ áóêâ èëè öåëûõ ñëîâ). Âîçìîæíà îäíîñòîðîííÿÿ îïòè÷åñêàÿ
àëåêñèÿ, êîãäà áîëüíîé èãíîðèðóåò ïîëîâèíó òåêñòà (÷àùå ëåâóþ), ÷òî îáû÷íî
ñâÿçàíî ñ ïîðàæåíèåì çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ. Âòîðè÷íî
ïðè ýòîì ñòðàäàåò è ïèñüìî.
Ïîðàæåíèÿ
çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé íåðåäêî ñîïðîâîæäàþòñÿ
ñèìïòîìàìè íàðóøåíèÿ çðèòåëüíîãî (ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî) âíèìàíèÿ â âèäå
èãíîðèðîâàíèÿ îäíîé ÷àñòè çðèòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà (÷àùå ëåâîé), îñîáåííî ïðè
áîëüøîì îáúåìå çðèòåëüíîé èíôîðìàöèè èëè ïðè îäíîâðåìåííîì (íàïðèìåð, ñ ïîìîùüþ
òàõèñòîñêîïà) ïðåäúÿâëåíèè çðèòåëüíûõ ñòèìóëîâ â ëåâîå è â ïðàâîå çðèòåëüíûå
ïîëóïîëÿ (â èõ ïåðèôåðè÷åñêèå îòäåëû).
Çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå
íàðóøåíèÿ ìîãóò ïðîÿâëÿòüñÿ è â äâèãàòåëüíîé ñôåðå. Ñòðàäàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ
îðãàíèçàöèÿ äâèãàòåëüíûõ àêòîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðàêñèñ ïîçû,
âîçíèêàåò ïðîñòðàíñòâåííàÿ (êîíñòðóêòèâíàÿ) äâèãàòåëüíàÿ àïðàêñèÿ. Âîçìîæíî
ñî÷åòàíèå îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííûõ è äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûõ ðàññòðîéñòâ,
êîòîðîå íàçûâàåòñÿ àïðàêòîàãíîçèåé.
Ñàìîñòîÿòåëüíóþ
ãðóïïó ñèìïòîìîâ ïðè ïîðàæåíèè çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ êîðû (íà ãðàíèöå ñ
âèñî÷íûìè âòîðè÷íûìè ïîëÿìè) ñîñòàâëÿþò íàðóøåíèÿ ðå÷åâûõ ôóíêöèé â âèäå
îïòèêî-ìíåñòè÷åñêîé àôàçèè («àìíåñòè÷åñêîé àôàçèè», ïî òåðìèíîëîãèè ìíîãèõ
àâòîðîâ). Îñîáåííîñòüþ ýòîé ôîðìû ðå÷åâûõ ðàññòðîéñòâ ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íàãëÿäíî-îáðàçíûõ ïðåäñòàâëåíèé, âñëåäñòâèå ÷åãî íàðóøàåòñÿ ïðèïîìèíàíèå ñëîâ,
îáîçíà÷àþùèõ êîíêðåòíûå ïðåäìåòû. Òðóäíîñòè íàçûâàíèÿ ïðåäìåòîâ öåíòðàëüíûé
ñèìïòîì ïðè ýòîé ôîðìå àôàçèé. Ðàñïàä çðèòåëüíûõ îáðàçîâ îáúåêòîâ îòðàæàåòñÿ è
íà ðèñóíêàõ áîëüíûõ, ÷òî ïîêàçàíî, íàïðèìåð, â èññëåäîâàíèÿõ Å.Ï.Êîê (1967) è
äðóãèõ àâòîðîâ.
Òàêèì îáðàçîì, â
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ çàòûëî÷íûõ è çàòûëî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ
êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âõîäÿò ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèå. èíòåëëåêòóàëüíûå,
äâèãàòåëüíûå è ðå÷åâûå ðàññòðîéñòâà, îáóñëîâëåííûå íàðóøåíèÿìè çðèòåëüíîãî è
çðèòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííîãî ôàêòîðîâ.
2. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ âèñî÷íî-òåìåííî-çàòûëî÷íûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé.
Â
îñíîâå ýòèõ ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðóøåíèÿ áîëåå ñëîæíûõ èíòåãðàòèâíûõ
(«àññîöèàòèâíûõ») ôàêòîðîâ, ñâÿçàííûõ ñ ðàáîòîé òðåòè÷íûõ ïîëåé êîðû. Ýòè
ôàêòîðû òàêæå îáåñïå÷èâàþò ñèìóëüòàííûé àíàëèç è ñèíòåç èíôîðìàöèè, íî óæå íà
áîëåå âûñîêîì íàäìîäàëüíîñòíîì óðîâíå, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îïðåäåëÿë êàê
óðîâåíü «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» îòíîøåíèé. Îäíîâðåìåííî ïðè ïîðàæåíèè çîíû ÒÐÎ
÷àñòî íàðóøåí è ñîáñòâåííî ïðîñòðàíñòâåííûé àíàëèç è ñèíòåç.
Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
ÒÐÎ ó áîëüíûõ îòìå÷àþòñÿ òðóäíîñòè îðèåíòàöèè âî âíåøíåì çðèòåëüíîì
ïðîñòðàíñòâå (îñîáåííî â ïðàâî-ëåâûõ êîîðäèíàòàõ ïðîñòðàíñòâà). Ýòè òðóäíîñòè
÷àñòî ñî÷åòàþòñÿ ó áîëüíûõ ñ íàðóøåíèÿìè â ãðàôè÷åñêèõ îïòèêî-ïðîñòðàíñòâåííûõ
îïåðàöèÿõ: ïîíèìàíèè êàðò, ñõåì, ÷åðòåæåé è ò.ï. Âîçìîæíû è
äâèãàòåëüíî-ïðîñòðàíñòâåííûå íàðóøåíèÿ â âèäå êîíñòðóêòèâíîé àïðàêñèè,
òðóäíîñòåé íàïèñàíèÿ áóêâ (ñèìïòîì çåðêàëüíîãî êîïèðîâàíèÿ). Ïîäîáíûå
ñî÷åòàíèÿ õàðàêòåðíû äëÿ «ïðîñòðàíñòâåííîé àïðàêòî-àãíîçèè». Íàðóøåíèÿ
òàêîãî ðîäà ïðîñòðàíñòâåííîé îðèåíòèðîâêè (â çðèòåëüíîé, äâèãàòåëüíîé è äàæå
ñëóõîâîé ñôåðàõ) âîçíèêàþò ïðè ïîðàæåíèè êàê ëåâîãî, òàê è ïðàâîãî ïîëóøàðèé.
À.Ð.Ëóðèÿ (1969, 1973) îòìå÷àë, ÷òî îñîáåííî îò÷åòëèâû îíè ïðè ëåâîñòîðîííèõ
î÷àãàõ ïîðàæåíèÿ (ó ïðàâøåé).
Ñïåöèôèêà äàííûõ
ñèíäðîìîâ ñîñòîèò â íàðóøåíèÿõ ñëîæíûõ èíòåëëåêòóàëüíûõ ôóíêöèé, ñâÿçàííûõ ñ
ïðîöåññàìè íà «êâàçèïðîñòðàíñòâåííîì» óðîâíå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ïðåæäå âñåãî
ðå÷åâûå íàðóøåíèÿ îñîáîãî ðîäà, èçâåñòíûå â íåéðîïñèõîëîãèè ïîä íàçâàíèåì «òàê
íàçûâàåìîé ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè».
Ê ñëîæíûì
ñåìàíòè÷åñêèì ðàññòðîéñòâàì îòíîñÿòñÿ òàêæå íàðóøåíèÿ ñèìâîëè÷åñêèõ
«êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» êàòåãîðèé â âèäå ïåðâè÷íîé àêàëüêóëèè. Îíè
âûðàæàþòñÿ â ðàñïàäå ïîíèìàíèÿ ðàçðÿäíîãî ñòðîåíèÿ ÷èñëà è, êàê ñëåäñòâèå, â
íàðóøåíèè ñ÷åòíûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé. Òàêèå áîëüíûå çàòðóäíÿþòñÿ â ñîâåðøåíèè
ïðîñòûõ ñ÷åòíûõ îïåðàöèé (ñëîæåíèÿ, âû÷èòàíèÿ), èì ñëîæíî ïåðåõîäèòü èç îäíîé
ðàçðÿäíîé êàòåãîðèè ÷èñëà â äðóãóþ, õîòÿ öåëåíàïðàâëåííûé õàðàêòåð ñ÷åòíîé
äåÿòåëüíîñòè îñòàåòñÿ ñîõðàííûì. Îñíîâîé òàêèõ íàðóøåíèé îïåðàöèé ñ ÷èñëàìè
ÿâëÿåòñÿ ðàñïàä «êâàçèïðîñòðàíñòâåííûõ» ñèìóëüòàííûõ ñèìâîëè÷åñêèõ ïðîöåññîâ.
 ñèíäðîìàõ
ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ âåñüìà ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàþò è èíòåëëåêòóàëüíûå
ðàññòðîéñòâà. Ê íèì îòíîñÿòñÿ íàðóøåíèÿ íàãëÿäíûõ ìûñëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ,
ïðîÿâëÿþùèåñÿ â òðóäíîñòÿõ ðåøåíèÿ íàãëÿäíî-îáðàçíûõ çàäà÷ (òèïà ìûñëåííîãî
ìàíèïóëèðîâàíèÿ îáúåìíûìè îáúåêòàìè) èëè çàäà÷ íà «òåõíè÷åñêîå» ìûøëåíèå.
Òàêèå áîëüíûå íå ìîãóò ïðî÷åñòü òåõíè÷åñêèé ÷åðòåæ, ðàçîáðàòüñÿ â óñòðîéñòâå
ìåõàíèçìà, ïîíÿòü ïðèíöèï äåéñòâèÿ ïðèáîðîâ è ò.ï.
 ðàçâåðíóòîì âèäå
íåéðîïñèõîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ çîíû ÒÐÎ âîçíèêàþò ïðè î÷àãàõ â ëåâîì
ïîëóøàðèè ìîçãà (ó ïðàâøåé).
Ïðè ïðàâîñòîðîííèõ
ïîðàæåíèÿõ â ñèíäðîìå ÒÐÎ îòñóòñòâóþò ÿâëåíèÿ ñåìàíòè÷åñêîé àôàçèè; èíûìè
ÿâëÿþòñÿ è íàðóøåíèÿ ñ÷åòà è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ.
Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà. «Òåìåííûå» ñèíäðîìû ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì
âòîðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêîãî àíàëèçàòîðà, à òàêæå òðåòè÷íûõ
òåìåííûõ ïîëåé.
 îñíîâå ýòèõ
ñèíäðîìîâ ëåæàò íàðóøåíèÿ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèõ êîæíî-êèíåñòåòè÷ååêèõ
ôàêòîðîâ.
 íåéðîïñèõîëîãèè
èçâåñòíû äâà îñíîâíûõ òèïà ñèíäðîìîâ ïîðàæåíèÿ òåìåííîé îáëàñòè ìîçãà: íèæíåòåìåííîé
è âåðõíåòåìåííîé.
Íèæíåòåìåííîé
ñèíäðîì âîçíèêàåò ïðè ïîðàæåíèè òåõ ïîñòöåíòðàëüíûõ íèæíèõ è ñðåäíèõ îáëàñòåé
êîðû, êîòîðûå ãðàíè÷àò ñ çîíàìè ïðåäñòàâèòåëüñòâà ðóêè è ðå÷åâîãî àïïàðàòà â
ïåðâè÷íûõ êîæíî-êèíåñòåòè÷åñêèõ ïîëÿõ, ãäå ðàçìåùåí «ñåíñîðíûé ÷åëîâå÷åê».
Îñîáåííî îò÷åòëèâû è õîðîøî èçó÷åíû ãíîñòè÷åñêèå òàêòèëüíûå ðàññòðîéñòâà, ïîä
íàçâàíèåì «òàêòèëüíûå àãíîçèè». Ýòè ðàññòðîéñòâà ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå
íàðóøåíèé âîçìîæíîñòè îïîçíàíèÿ ïðåäìåòîâ íà îùóïü (àñòåðåîãíîç), îñîáåííî
îò÷åòëèâî âûðàæåííûõ ïðè ïîðàæåíèè íèæíèõ îòäåëîâ ïîñòöåíòðàëüíîé êîðû. Àñòåðåîãíîç
ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê íà ôîíå èçìåíåííîé êîæíîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè, òàê è ïðè
ñîõðàííîé ñåíñîðíîé îñíîâå òàêòèëüíîãî âîñïðèÿòèÿ.  íàèáîëåå ãðóáûõ ñëó÷àÿõ
àñòåðåîãíîç ïðèíèìàåò ôîðìó «òàêòèëüíîé àãíîçèè òåêñòóðû îáúåêòà», êîãäà
áîëüíîé íå ìîæåò îïðåäåëèòü äàæå ìàòåðèàë, èç êîòîðîãî ñäåëàí ïðåäìåò. Â
äðóãèõ ñëó÷àÿõ áîëüíîé ïðàâèëüíî îïîçíàåò òåêñòóðó îáúåêòà è åãî îòäåëüíûå ïðèçíàêè,
îäíàêî íå ìîæåò îïðåäåëèòü îáúåêò â öåëîì. Äðóãîé ôîðìîé ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ,
âõîäÿùèõ â ýòè ñèíäðîìû, ÿâëÿåòñÿ «ïàëüöåâàÿ àãíîçèÿ» (èëè «ñèíäðîì
Ãåðøòìàíà») íåñïîñîáíîñòü áîëüíîãî îïîçíàòü ñîáñòâåííûå ïàëüöû ñ çàêðûòûìè
ãëàçàìè. Ïðè òåìåííûõ î÷àãàõ âîçíèêàåò òàêæå íàðóøåíèå âîçìîæíîñòè îïîçíàíèÿ
öèôð è áóêâ, «íàïèñàííûõ» íà êîæå («òàêòèëüíàÿ àëåêñèí»). Äàííûå ôîðìû
ãíîñòè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ â áîëüøåé ñòåïåíè ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì íèæíåòåìåííûõ
îòäåëîâ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé).
Ê íèæíåòåìåííûì
ñèìïòîìàì ïîðàæåíèÿ ëåâîãî ïîëóøàðèÿ (ó ïðàâøåé) îòíîñÿòñÿ òàêæå ðå÷åâûå äåôåêòû
â âèäå àôôåðåíòíîé ìîòîðíîé àôàçèè, ñâÿçàííîé ñ ðàññòðîéñòâîì
êèíåñòåòè÷åñêîé îñíîâû ðå÷åâîãî ìîòîðíîãî àêòà.
Ïðè âåðõíåòåìåííîì
ñèíäðîìå ãíîñòè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â âèäå ëîæíûõ ñîìàòè÷åñêèõ îáðàçîâ
(ñîìàòè÷åñêèõ îáìàíîâ) îùóùåíèé «÷óæîé» ðóêè, íåñêîëüêèõ êîíå÷íîñòåé,
óìåíüøåíèÿ, óâåëè÷åíèÿ ÷àñòåé òåëà («ñîìàòîïàðàãíîçèÿ»).
Ê ÷èñëó ãíîñòè÷åñêèõ
òåìåííûõ ñèìïòîìîâ îòíîñèòñÿ è íàðóøåíèå «ñõåìû òåëà» («ñîìàòîàãíîçèÿ»)
ðàññòðîéñòâî óçíàâàíèÿ ÷àñòåé ñîáñòâåííîãî òåëà, èõ ðàñïîëîæåíèÿ ïî îòíîøåíèþ
äðóã ê äðóãó. Ýòè íàðóøåíèÿ òàêæå ïðåèìóùåñòâåííî ñâÿçàíû ñ ïîðàæåíèåì âåðõíèõ
îòäåëîâ òåìåííîé îáëàñòè.
Îïèñàííûå
ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêèå (ãíîñòè÷åñêèå, ìíåñòè÷åñêèå) äåôåêòû ñîñòàâëÿþò
ïåðâè÷íûå ñèìïòîìû ïîðàæåíèÿ òåìåííûõ ïîñòöåíòðàëüíûõ îáëàñòåé êîðû; ìîòîðíûå
(ðå÷åâûå, ìàíóàëüíûå) íàðóøåíèÿ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âòîðè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ
ýòèõ äåôåêòîâ â ìîòîðíîé ñôåðå.
Îïèñûâàÿ ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ âèñî÷íûõ îòäåëîâ êîðû ëåâîãî ïîëóøàðèÿ, À.Ð.Ëóðèÿ âûäåëÿë ñèíäðîì,
ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû t! («ÿäåðíîé
çîíû» êîðû ñëóõîâîãî àíàëèçàòîðà), â îñíîâå êîòîðîãî ëåæèò ðàññòðîéñòâî
ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, è ñèíäðîì, ñâÿçàííûé ñ ïîðàæåíèåì çîíû Ò2
(îáëàñòåé, ðàñïîëîæåííûõ íà ãðàíèöå âèñî÷íîé è òåìåííî-çàòûëî÷íîé êîðû),
îñíîâîé êîòîðîãî ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè.
Ïðè ïîðàæåíèè çîíû
Ò1 ïåðâè÷íûìè ñèìïòîìàìè ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà, ïðèâîäÿùèå ê
ðàññòðîéñòâó ðå÷è (ñåíñîðíîé àôàçèè). Ýòè íàðóøåíèÿ íå çàòðàãèâàþò
îáû÷íî íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå äðóãèõ ôîðì ãíîñòè÷åñêîé ñëóõîâîé
äåÿòåëüíîñòè. Îäíàêî âîçìîæíû òðóäíîñòè â îöåíêå è âîñïðîèçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ
ñòðóêòóð, â âîñïðèÿòèè ïîñëåäîâàòåëüíîñòè çâóêîâûõ ñòèìóëîâ, à òàêæå êîðîòêèõ
çâóêîâ (ìåíüøå 4 ìñ). Âñëåäñòâèå íàðóøåíèÿ ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà
ðàñïàäàåòñÿ öåëûé êîìïëåêñ ðå÷åâûõ ôóíêöèé: ïèñüìî (îñîáåííî ïîä äèêòîâêó),
÷òåíèå, àêòèâíàÿ ðå÷ü. Íàðóøåíèå çâóêîâîé ñòîðîíû ðå÷è âåäåò ê íàðóøåíèþ è åå
ñìûñëîâîé ñòðóêòóðû. Âîçíèêàþò «îò÷óæäåíèå ñìûñëà ñëîâ» è âòîðè÷íûå íàðóøåíèÿ
èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, ñâÿçàííûå ñ íåóñòîé÷èâîñòüþ ðå÷åâîé ñåìàíòèêè.
Ïîðàæåíèå çîíû Ò2
ëåâîãî ïîëóøàðèÿ âåäåò ê äðóãîìó âèñî÷íîìó ñèíäðîìó. Åãî îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ
íàðóøåíèÿ ñëóõîðå÷åâîé ïàìÿòè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â ôîðìå àêóñòèêî-ìíåñòè÷åñêîé
àôàçèè. Áîëüíûå ìîãóò ïðàâèëüíî ïîâòîðÿòü îòäåëüíûå çâóêè ðå÷è (â òîì
÷èñëå è îïïîçèöèîííûå ôîíåìû) è îòäåëüíûå ñëîâà, íî çàòðóäíÿþòñÿ ïðè ïîâòîðåíèè
ñåðèè ñëîâ (äàæå òðåõ-÷åòûðåõ) âñëåäñòâèå ðåçêî âûðàæåííûõ íàðóøåíèé ñëåäîâîé
äåÿòåëüíîñòè (â âèäå ðåòðîàêòèâíîãî è ïðîàêòèâíîãî òîðìîæåíèÿ ñëåäîâ).
Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ
îòäåëîâ êîðû ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ ïðèâîäèò ê èíûì ïî õàðàêòåðó
ðàññòðîéñòâàì âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Èõ îñíîâîé ÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ
íåðå÷åâîãî è ìóçûêàëüíîãî ñëóõà, à òàêæå ïàìÿòè íà íåðå÷åâûå çâóêè è
ìóçûêàëüíîé ïàìÿòè. Áîëüíîé íå ñïîñîáåí îïðåäåëèòü çíà÷åíèå ðàçëè÷íûõ áûòîâûõ
çâóêîâ è øóìîâ (ñëóõîâàÿ àãíîçèÿ) èëè íå óçíàåò è íå ìîæåò âîñïðîèçâåñòè
çíàêîìûõ ìåëîäèé (àìóçèÿ). Ïîðàæåíèå âèñî÷íûõ ñòðóêòóð ïðàâîãî ïîëóøàðèÿ
(â áîëüøåé ñòåïåíè, ÷åì ëåâîãî) âåäåò ê ïîÿâëåíèþ ñèìïòîìîâ àðèòìèè òðóäíîñòåé
â îöåíêå è âîñïðîèçâåäåíèè ðèòìè÷åñêèõ ñòðóêòóð, ñîñòîÿùèõ èç îäíîðîäíûõ èëè
ðàçëè÷íûõ ïî èíòåíñèâíîñòè çâóêîâ. Ñèìïòîìîì ïîðàæåíèÿ ïðàâîé âèñî÷íîé îáëàñòè
ìîçãà ÿâëÿåòñÿ òàêæå íàðóøåíèå âîñïðèÿòèÿ ïðîñîäè÷åñêèõ (èíòîíàöèîííûõ)
êîìïîíåíòîâ ðå÷è.
Ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ
êîðû ìåäèîáàçàëüíûõ îòäåëîâ âèñî÷íîé îáëàñòè ìîçãà. Ïîðàæåíèå ýòîé çîíû
êîðû âåäåò ê íàðóøåíèþ ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ïðîÿâëÿþùèõñÿ â èíûõ
íàðóøåíèÿõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.
Íàèáîëåå èçó÷åíû òðè
ãðóïïû ñèìïòîìîâ, âõîäÿùèõ â ýòè ñèíäðîìû.
Ïåðâàÿ ãðóïïà ñèìïòîìîâ ýòî
ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêèå íàðóøåíèÿ ïàìÿòè (ñëóõîðå÷åâîé è äðóãèõ âèäîâ).
Âòîðàÿ ãðóïïà ñèìïòîìîâ ñâÿçàíà ñ
íàðóøåíèÿìè â ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå.
Òðåòüþ ãðóïïó ñèìïòîìîâ ñîñòàâëÿþò
ñèìïòîìû íàðóøåíèÿ ñîçíàíèÿ.  îäíèõ ñëó÷àÿõ ýòî ïðîñîíî÷íûå
ñîñòîÿíèÿ, ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ, èíîãäà ãàëëþöèíàöèè; â äðóãèõ òðóäíîñòè
îðèåíòèðîâêè â ìåñòå, âðåìåíè, êîíôàáóëÿöèè.
Ïåðåäíèå îòäåëû êîðû
áîëüøèõ ïîëóøàðèé, ðàñïîëîæåííûå êïåðåäè îò Ðîëàíäîâîé áîðîçäû íà
êîíâåêñèòàëüíîé ïîâåðõíîñòè ìîçãà, âêëþ÷àþò ÿäåðíóþ êîðêîâóþ çîíó äâèãàòåëüíîãî
àíàëèçàòîðà (ïåðâè÷íîå 4-å ïîëå è âòîðè÷íûå 6, 8, 44, 45-å ïîëÿ) è
àññîöèàòèâíûå ïðåôðîíòàëüíûå îòäåëû êîðû (òðåòè÷íûå ïîëÿ 9, 10, 11, 12, 46,
47, 32-å). Äàííûå îòäåëû âõîäÿò â òðåòèé ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíûé áëîê ìîçãà.
 öåëîì ïåðåäíèå îòäåëû êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé àíàëèçèðóþò «ïîñëåäîâàòåëüíûå
ðÿäû» ñîáûòèé (ïî È.Ì.Ñå÷åíîâó) è îñóùåñòâëÿþò â øèðîêîì ñìûñëå ðåãóëÿòîðíûå
ôóíêöèè.
Ïîðàæåíèå ïåðåäíèõ
îòäåëîâ êîðû (è «áëèæàéøåé ïîäêîðêè») ïðèâîäèò ê äâóì òèïàì ñèíäðîìîâ.
/. Ñèíäðîìû
ïîðàæåíèÿ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû. Ïîðàæåíèå âòîðè÷íûõ êîðêîâûõ ïîëåé
äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû ïðèâîäèò ê íàðóøåíèþ ìîäàëüíî-ñïåöèôè÷åñêîãî ôàêòîðà,
îáåñïå÷èâàþùåãî êîðêîâóþ îðãàíèçàöèþ äâèæåíèé.
. Ïîðàæåíèå
ïðåìîòîðíîé îáëàñòè êîðû ñîïðîâîæäàåòñÿ íàðóøåíèåì ìîäàëüíî-íåñïåöèôè÷åñêîãî
ôàêòîðà, êîòîðûé À.Ð.Ëóðèÿ îáîçíà÷àë êàê ôàêòîð «ïîäâèæíîñòèèíåðòíîñòè»
íåðâíûõ ïðîöåññîâ. Íàðóøåíèå ýòîãî ôàêòîðà îòðàæàåòñÿ íà íåéðîäèíàìèêè âñåõ
âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, ñíèæàÿ èõ ïîäâèæíîñòü, ëàáèëüíîñòü.
Ïðè ïîðàæåíèè
ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé âîçíèêàþò äâà îñíîâíûõ òèïà
ñèíäðîìîâ: ñèíäðîìû ïîðàæåíèÿ âåðõíèõ è íèæíèõ îòäåëîâ ïðåìîòîðíîé îáëàñòè.
Äâèãàòåëüíàÿ ñèìïòîìàòèêà ïðè ïîðàæåíèè âåðõíèõ ïðåìîòîðíûõ îòäåëîâ êîðû áîëüøèõ
ïîëóøàðèé ñêëàäûâàåòñÿ èç ðàçëè÷íûõ íàðóøåíèé ïëàâíîñòè, àâòîìàòèçèðîâàííîñòè,
ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äâèãàòåëüíûõ àêòîâ êàê ïðîñòûõ, òàê è ñëîæíûõ. À.Ð.Ëóðèÿ
(1969) îáîçíà÷àë ýòè ñèìïòîìû êàê ðàñïàä «êèíåòè÷åñêîé ìåëîäèè».
Ìåíÿåòñÿ ïî÷åðê, òåðÿåòñÿ ñêîðîñòü è ïëàâíîñòü äâèæåíèé ïðè èãðå íà ìóçûêàëüíûõ
èíñòðóìåíòàõ, íàðóøàåòñÿ íàâûê ïå÷àòàíèÿ íà ïèøóùåé ìàøèíêå è ò.ä. Äâèæåíèÿ
ñòàíîâÿòñÿ ïðåðûâèñòûìè, íåëîâêèìè.
Источник