Логоритмика для детей с синдромом

Логоритмика для детей с синдромом thumbnail

Логопедическая ритмика — форма терапии, основанная на комплексном использовании слова, музыки и движения. Это одна из эффективных реабилитационных методик.

Логоритмика включает пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Свою работу мы начали с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся логоритмикой (Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, А. Е. Вороновой, О. А. Новиковской и др.).

Анализ существующих на сегодняшний день методик свидетельствует о том, что методический аспект использования логоритмики в работе с нашим контингентом детей разработан недостаточно. Необходимо дальнейшее изучение и развитие данного направления, так как логоритмика является одним из ведущих средств преодоления нарушений психологической, двигательной и музыкально-ритмической сфер.

На протяжении двух лет мы апробировали свою систему занятий. Она показала хорошие результаты. У детей отмечается значительная положительная динамика, и мы готовы поделиться накопленным опытом.

Речевое развитие детей с синдромом Дауна

Э. Жак-Далькроз, Н. Г. Александрова и многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений.

Всё окружающее нас живет по законам ритма — смена времен года, чередование дня и ночи, работа нашего сердца и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме ритмических упражнений и игр.

Используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, мы постепенно отбирали то, что давало наиболее ощутимые результаты. На основе этого практического материала мы построили свою систему занятий с детьми раннего возраста. Многие игры, песни, речевой материал — это авторские наработки.

Целью логопедической ритмики является развитие речи у детей с синдромом Дауна и другими особенностями развития и их социальная адаптация.

В нашей работе мы ставили перед собой следующие задачи:

— создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

— проведение активной работы по организации детского коллектива;

— осуществление коррекционной работы:

  • формирование у детей умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
  • обучение их правильному выполнению оздоровительных упражнений, самомассажа;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
  • постановка правильного дыхания;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного, слухового и двигательного внимания, памяти.

Основные направления нашей работы — оздоровительное, образовательное и воспитательное.

Оздоровительное направление позволяет укрепить костно-мышечный аппарат детей с синдромом Дауна, развить дыхание, моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильную осанку, походку, грацию движений и в общем способствует речевому развитию детей с синдромом Дауна.

Образовательное направление способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, чувствительности, координации движений.

Воспитательное направление помогает развитию чувства ритма, взаимодействия в коллективе, обучению правилам в различных видах деятельности.

С коррекционной направленностью логоритмических занятий связана поэтапность логопедической работы по стимуляции и развитию речи. Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов и т. п. развиваются познавательные способности детей.

Особенности развития речи у ребенка с синдромом Дауна

Логоритмические занятия посещают дети с задержкой речевого развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна и др. У них отмечаются нарушения в следующих видах деятельности: ориентации в пространстве (ходьба, преодоление препятствий и т. д.), речи (эхолалии, понимание обращенной речи снижено, не могут изменять голос по высоте и силе, фонационное дыхание не развито). Дети плохо концентрируют внимание, быстро утомляются и теряют интерес к заданию, многие не могут взаимодействовать в группе.

По окончании сессии у многих детей наблюдается положительная динамика. Они могут преодолевать препятствия и двигаться в разных направлениях, обогащается их пассивный словарь, дети четко выполняют инструкции. У многих появляются слова или звукокомплексы, различение понятий «громко» и «тихо», способность изменять голос по высоте, направленный речевой выдох. Дети удерживают внимание на протяжении всего занятия, хорошо взаимодействуют в группе, помогают друг другу. Могут различать неречевые звуки. Несмотря на имеющиеся особенности развития речи у детей с синдромом Дауна, в общем наблюдается положительная динамика.

Из-за сложных нарушений у детей мы формируем небольшие группы — по 5—6 человек. Занятия проводятся 1—2 раза в неделю сессиями до шести месяцев, продолжительность каждого – 35 минут;

Логоритмические занятия планируются, проводятся и анализируются логопедом и музыкальным руководителем.

Составляются занятия с опорой на лексические темы (например, « Прогулка по осеннему лесу», «В гостях у сказки»).

На занятии должна царить атмосфера радости и доброжелательности.

Все задания даются с опорой на картинный материал или игрушки, обязательно жестовое подкрепление.

Структура занятия

  1. Музыкально-ритмическиедвижения, перестроения, игры на внимание, комплекс общеразвивающих упражнений, дыхательные упражнения.
  2. Игры на развитие фонематического слуха, артикуляции, мелкой моторики, мимики.
  3. Оркестр, пение, игры, танец.
  4. Слушание-релаксация. 

Музыкально-ритмические движения — одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Они развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память.

Пример: чередование ходьбы и бега.

Ритмическая разминка

Целью ритмической разминки является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение выполнять движения по подражанию. Ритмическая разминка используется также для организации детей, создания настроя на определенный вид деятельности.

Упражнения для развития чувства темпа и ритма

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание звуков, слогов и слов на заданные темы (прохлопать свое имя, прохлопать ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога).

Пример: песня «Гуси»:

Гу-си, гу-си, га-га-га!

Есть хо-ти-те? — Да-да-да.

Хле-ба с мас-лом? — Нет-нет-нет.

А че-го вам? — Нам кон-фет!

Дыхательные упражнения помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Пример: «Ветерок» (тема «Прогулка по осеннему лесу»): вдох через нос, выдох через рот (дифференциация носового и ротового дыхания). Приемов, направленных на формирование диафрагмального выдоха,существует довольно много.

Артикуляционная гимнастика способствует выработке нужных артикуляционных укладов и развивает навыки удерживать и переключать артикуляционные позы.

Примеры: «Домашние животные».

«Конь по полю мчит» (цоканье языком — положение губ меняется, то в улыбке, то трубочкой).

«Рыжий котик» (чистит зубки язычком).

«Пес Бобик» (лакает суп из миски).

«Хрюшка Луша объелась» (надувает щеки).

Упражнения для развития мелкой моторики

Ученые установили прямую зависимость между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Пример: «Ежик» (игра с маленьким мячиком с шипами).

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Читайте также:  Зрительная агнозия при лобном синдроме

Пример: «Голоса животных».

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Примеры (тема «Семья»):

«Папа сердится», «Веселая мама», «Удивленный дедушка», «Грустная бабушка».

Оркестр шумовых инструментов включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений мы используем разнообразные оркестры детских инструментов:

  • Оркестр «Лягушка» (металлофоны).
  • «Едем на лошадке» (деревянные ложки).
  • «Ножками затопали» (барабаны, бубны).

Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательный, артикуляционный, голосообразовательный. Как правило, песню сопровождают движения с различными предметами (флажками, веточками, мячиками, платочками, листочками и т. д.)

Пример: песня-танец «Осенние листочки» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).

Танцы развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Пример: танец «По лесочку мы гуляли» (тема «Весна»); танец «Листики» (тема «Прогулка по осеннему лесу»).

Игры развивают память, внимание, плавность и координацию движений, ориентировку в пространстве.

Подвижные игры

Игра «Птички» (тема «Перелетные птицы»).

Ведущий:

Птицы так всегда летают (дети машут руками, как будто летают).

Так все птицы отдыхают (дети приседают, закрывают глаза).

Так все птицы корм клюют (руки в форме клювиков стучат по полу).

Так все птицы воду пьют.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая птичек, а когда музыка прекращается – останавливаются.

В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка и логопеда, создание логопедом модели общения в игровой ситуации. Эта модель общения в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для общения ребенка в повседневной жизни.

Игра «Зайцы и лиса».

Логопед: «Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно…» и т. д. Соответственно тексту и инструкциям логопеда дети выполняют движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно.

При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например «Дедка и репка», «Курочка ряба», «Теремок» и т. п.

Переход к творческой игре создает условия для развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в большей мере, чем другие игры, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т. е. развитию адекватного социального поведения.

«Куколка» : играет задорная музыка, дети стоят в кругу и хлопают ребенку, танцующему в центре круга в образе куклы.

«Мячик»: дети сидят в кругу и под музыку перекатывают мяч соседу, при этом нужно посмотреть ему в глаза и улыбнуться.

Слушание – релаксация активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.

Таким образом, логоритмические занятия, разнообразные по содержанию, по видам музыкальной деятельности, по их сочетанию с другой деятельностью, способствуют стимуляции и развитию всех функций речи у детей с синдромом Дауна, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют оздоровительную направленность, развивают общую и мелкую моторику, четкость и координацию движений.

Опыт показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения материала. Ощущение радости, полученной ребенком на занятии, усиливает успешность развития речи и обеспечивает социализацию каждого ребенка.

Методический комплекс по работе с детьми раннего и младшего возраста с синдромом Дауна разработан нами с учетом основных принципов и методов логопедической ритмики, однако он не исчерпывает все возможности логоритмического воздействия на детей данной категории.

Логоритмика для детей с синдромом

Примерный план-конспект занятия

Тема: «Зима. Новый год!»

Неречевые задачи:

  • развитие координации движений, ориентации в пространстве;
  • развитие слухового внимания, памяти;
  • формирование умения работать в коллективе;
  • развитие чувства ритма;
  • нормализация мышечного тонуса.

Речевые задачи:

  • развитие речевого дыхания;
  • формирование мелкой и артикуляционной моторики;
  • .развитие координации речи и движения;
  • активизация словаря по темам « Зима», « Дикие животные».

Логоритмика для детей с синдромом

Оборудование:

  • картина « Дети встречают Новый год»;
  • игрушки: зайчик, лиса, медведь, ежик;
  • маракасы,
  • снежинки.

Ход занятия

Организационный момент.

  1. Движение по кругу под марш (дети настраиваются на занятие).
  2. Приветствие (дети встают в круг и протягивают сначала правую ручку, затем левую): «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку подставляй».
  3. Представление себя: «Хлопни и назови свое имя».
  4. «Ножками затопали» (движения вперед, назад, в разных направлениях).

Показ детям картинки «Дети встречают Новый год» Активизация словаря. Упражнение на развитие координации движений, ориентации в пространстве.

  1. «Елочка». Упражнение на развитие координации речи с движением (сначала проговариваем, затем пропеваем).

А у нашей елки (поглаживаем свою правую руку)

Зеленые иголки (поглаживаем левую руку),

Пушистые ветки (разводим руки в стороны),

Радуются детки (хлопаем в ладоши).

Будем елку наряжать (руки на поясе, топаем правой ногой),

Будем Новый год встречать (руки на поясе, топаем левой ногой),

Кружиться и танцевать (кружимся)

И друг друга поздравлять (хлопаем в ладоши).

(слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)

  1. Самомассаж. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса лица, развитие мимической моторики, чувства ритма и координации речи с движением:

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щеки, щиплет губы,

Пар пошел даже от шубы,

Чтобы их нам согреть,

Нужно срочно потереть:

Уши, щеки, губы носик,

И наш пухленький животик.

  1. Дыхательная гимнастика:

«Погреем ручки» (ребенок дышит на свои руки).

«Подуем на снежинку» (снежинка лежит на ладошке, ребенок сдувает ее резким выдохом).

  1. «Звуки леса». Игра на развитие фонематического слуха.
  2. «Поссорились-помирились». Упражнение на развитие слухового внимания, координации речи и движения, ритма.

Оборудование: маракасы. 

  1. Танец-песня «Зимняя пляска». Упражнение на развитие выразительности движений средствами общей моторики.
  2. Хоровод. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи, мимической моторики, координации движений, ориентации в пространстве.

Скоро, скоро Новый год!

Вокруг елки мы пойдем,

Ее справа обойдем.

А потом опять пойдем,

Елку слева обойдем,

Близко к елке подойдем,

Далеко мы отойдем,

Громко, громко скажем мы:

« Елочка, гори!»

(Слова и музыка Ю. Г. Дюкаревой)

  1. «Лошадка» (с ложками). Упражнение на развитие чувства ритма.
  2. «Здравствуйте, ручки!». Игра на развитие координации речи и движения, соматопространственной ориентации, подвижности органов артикуляции (движения в соответствии с текстом):

Здравствуйте, ручки: хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки: топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки: плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки: плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки: чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки: щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик: бип-бип-бип!

Здравствуй, животик: бах-бах-бах!

  1. «Конь по полю мчит». Упражнение на развитие фонематического восприятия, артикуляционной моторики, чувства ритма и координации речи с движением.
  2. Сюжетно-ролевая игра «Зайка и лиса».
  3. Слушание-релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом, возвращает детей в спокойное состояние («Снежинки»).
  4. Заключение (дети встают в хоровод и берутся за руки, остальные движения в соответствии с текстом):
Читайте также:  Могут ли по узи выявить синдром дауна

Мы плясали ловко. Да, да, да!

Песни пели звонко. Да, да, да!

Ручками похлопаем. Да, да, да!

Ножками потопаем. Да, да, да!

Ручками помашем,

До свидания скажем.

Пока!

Литература

  1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  2. Гринер В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М. : Учпедгиз, 1958.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство-пресс, 2001.
  4. Савицкая Н. М. Логоритмика для малышей. СПб. : КАРО, 2005.

Источник

Для развития речи и ее коррекции часто используют логоритмику. 

Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Что же такое логоритмика для детей?

Как надо проводить занятия?

Как подобрать логоритмические упражнения?

В этой статье содержатся ответы на эти и другие вопросы.

Содержание:

  • Что такое логоритмика
  • Цели и задачи
  • Связь моторного и речевого ритмов
  • Виды упражнений
    • Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
    • Упражнения на активизацию внимания и памяти
    • Речевые упражнения без музыкального сопровождения
    • Ритмические упражнения
    • Развитие чувства темпа
    • Пальчиковые игры
    • Упражнения на развитие мимики
    • Артикуляционные упражнения
    • Упражнения на развитие фонематического восприятия
    • Коррекция звукопроизношения
  • Рекомендации по проведению занятий
  • Результаты

Что такое логоритмика

Логоритмикаэто игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок. 

Логоритмические занятия включают в себя:

  • ходьбу или марширование под музыку;
  • игры для развития дыхания;
  • упражнения для артикуляции;
  • ритмические задания;
  • речевые упражнения;
  • пальчиковые игры.

Цели и задачи логоритмики

Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка и устранение речевых нарушений.

Для этого логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:

  • развить чувство ритма и такта;
  • научить правильному речевому дыханию;
  • улучшить общую и мелкую моторики;
  • развить внимание, память и слуховое восприятие;
  • включить в речь ребенка мимику и жесты;
  • научить плавности произнесения слов и фраз.

Связь моторного и речевого ритмов

Логопеды считают, что движение и речь тесно связаны между собой. Точнее — моторный и речевой ритмы.

Ритмичные движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”.

А их моторный ритм связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом).

То есть, если научить ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.

Виды упражнений

Логоритмические упражнения довольно разнообразны. 

Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры, которые помогут в коррекции речевой проблемы. 

Например, если ребенок заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.

“Подуем на плечо”.

Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).

Подуем на другое (дуют на плечо).

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь) 

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) 

И остановимся пока.

Потом повторим все опять — 

Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)

Для развития артикуляции подойдет такое упражнение:

“Рыжик”

Раз-два-три-четыре-пять

Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)

Раз-два-три-четыре

Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)

Пожевали, (жевательные движения)

Постучали (стучат зубами)

И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).

Кот снежинки ртом ловил,   (ловят ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил. (двигают языком вправо-влево)

Скучно Рыжику, ребятки,

Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).

Для развития силы голоса 

можно использовать такой прием: 

петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.

Упражнения на активизацию внимания и памяти

Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую памяти.

“Самый внимательный”

Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.

“Печатная машинка”. 

Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.

“Как на горке”

Как на горке снег, снег, (показывать руками «горку»)

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

И под горкой снег, снег, (показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами) 

А под снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя) 

Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить пальчиком).

“Мы капусту режем”

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх-вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки). 

Ритмические упражнения

В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме (например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.).

Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.

“Бум”

С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами..Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!

И удары раздавались: Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!  Бум-бум-бум!

“Туки-ток”

Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак четвертями)

Так стучит молоток. 

Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками по бедрам)

Застучали молоточки.

Развитие чувства темпа

Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.

“Поезд”

Нужно топающим шагом двигаться по комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые движения. 

Возвращается наш поезд. 

Машинист в нем — Дед Мороз. 

Много он зверюшек разных 

К нам домой сейчас привез.

“Ноги и ножки”

Участникам надо двигаться по кругу.  Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.

Читайте также:  Механизм отечного синдрома при гломерулонефрите

“Самолет”

Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу. 

Занятия логоритмикой с детьми

Логоритмические занятия

Пальчиковые игры

Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т.д.

“Осенний букет”

Раз, два, три, четыре, пять – 

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).  

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, 

Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

Мы соберем, 

Маме осенний букет отнесем (сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки).

“Кулачки”

Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок, (поставить кулачки большими пальцами вверх) 

Разожму ладошку, (распрямить кисть)

Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)

Тук-тук! Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга) 

— Да-да-да. (три хлопка в ладоши) — 

Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга) — 

Рад всегда! (три хлопка в ладоши)

“Птичка”

Птичка, птичка, 

На тебе водички («звать» птичку, помахивая кистью одной руки к себе, другую ладошку сложить чашечкой).

Спрыгни с веточки ко мне, 

Дам я зернышки тебе («сыпать корм» одной рукой на ладошку другой).

Клю-клю-клю… (стучать указательными пальцами по коленям в разных ритмах).

Упражнения на развитие мимики

Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.

“Мышки”

Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.

Мышке  надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

“Медвежата”

Участники воображают, что они медвежата.  Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.

Артикуляционные упражнения

Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.

“Подуем на чай”

Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.

“Вкусное варенье”

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

“Язычок”

Просыпается язык, 

Долго спать он не привык. 

И спросил у подбородка:

“Эй, какая там погодка?”  

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз, к подбородку. Затем убрать язык в рот. 

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.

“Услышишь — хлопни”

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Детям постарше подойдет такой вариант: 

“Выдели слово”

Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.

“Что звенит?”

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.

Коррекция звукопроизношения

Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать звуки и “автоматизировать” их произношение.

“Путешествие”

Мы на машину сядем и заведем мотор.

Повезет машина нас за большой забор (надо имитировать звук «р» вибрацией губ одновременно со звуком голоса).

На машине ехали, город весь проехали.

Проезжали косогор – у нее заглох мотор (ребенок замолкает).

Полетит наш самолет, к облакам нас унесет.

С ветерком там поиграет и на землю всех вернет (нужно тянуть гласный «у» с выдуванием воздуха через вытянутые трубочкой губы. При этом высота звука волнообразно изменяется — вверх и вниз). 

Поезд подает сигнал – он стоять уже устал (ребенок тянет «ту-ту-у-у»).

Набирает поезд ход ( произнести «чух-чух» с ускорением или замедлением темпа),

Свою песенку поет (прошипеть на выдохе «пш-ш-ш»).

На лошадке верхом все поскачем мы потом, (щелкать языком, изменяя форму губ – вытягивать трубочкой и растягивать в улыбке),

Звонко цокают копытца, не пора ль остановится?

Тпру-у-у!

“Ложки”

Нужно стучать ложками, при этом произнося слоги. Причем первые  два слога произносятся тихо, а третий-громко. 

Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?

Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм!

Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле.

Рекомендации по проведению занятий

  • Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще. 
  • Чтобы заинтересовать малыша, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
  • Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку.
  • Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
  • Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т.д.).
  • Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться:
    • куклы, 
    • игрушки, 
    • куклы-рукавички, 
    • деревянные ложки или палочки, 
    • кубики, 
    • кольца от пирамидки,
    • колокольчики,
    • бубен, погремушки,
    • мячики и т.п.
  • Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
  • Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.

Результаты

Родителям стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год.

У детей, которые занимаются логопедической ритмикой, можно заметить:

  • четкое произношение;
  • хорошую артикуляцию;
  • правильное речевое дыхание;
  • выразительную мимику;
  • отличную моторику;
  • хорошее чувство такта и ритма;
  • плавные и аккуратные движения и жесты.

Логоритмика — это хороший способ в игровой форме справиться с нарушениями речи у детей. 

Логоритмические упражнения не только улучшают звукопроизношение, но и учат чувству ритма, правильному дыханию, артикуляции, развивают внимание, слух и память.

Детям необходимо заниматься несколько раз в неделю в течение полугода. В этом случае логоритмические упражнения дадут максимальный эффект

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник