Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна thumbnail

   Привожу простой вариант массажа лица и органов артикуляции. Он адаптирован для родителей и его несложно делать.
В каких случаях можно рекомендовать эти упражнения? 

1. В шесть-семь месяцев у ребенка не появился лепет
2. при произнесении звуков ребенком создается впечатление, что он это делает с трудом, у него»неловкий» язык и «непослушные» губы.
3. Ребенок легко произносит звуки, но они нечеткие/»смазанные»
4.У ребенка наблюдается поиск артикуляции, он не понимает как уложить язык и губы для произнесения звука/слова/слога.

Важно также помнить, что массаж должен нравиться ребенку.
Начинать надо постепенно, с упражнений, которые приятны малышу, ими же и заканчивать.
Наращивать упражнения постепенно, пропускать те, что категорически не нравятся ребенку.
Предлагать малышу делать часть упражнений самому. Возможно он начнет с вас или с мишки, а потом будет делать уже на себе.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж лица и органов артикуляции

1. Массаж мышц лица

Для массажа мышц лица используются «рубящие» и скользящие (имитация бритья) движения ребром указательного пальца, поглаживание, похлопывание ладонями и кончиками пальцев. Необходимо делать одинаковое количество движений, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

   Упражнение № 1. Активизация мышц лица. Протрите каждую щеку по кругу по кругу варежкой из махровой ткани. Движения должны быть равномерными и энергичными, начинайте от крыльев носа, двигаясь кверху по направлению к вискам, а от висков — вниз.

   Упражнение № 2. Похлопывание пальцами по лицу ребенка «Побежали пальчики» Пройдитесь быстрыми энергичными движениями по щекам и губам ребенка.

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

   Упражнение № 3. Похлопывание ладонями по щекам ребенка. Основания кистей взрослого соединены под подбородком малыша, а его щеки охвачены ладонями. Хлопайте энергично, но не очень сильно.

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

   Упражнение №4. Похлопывание указательным и средним пальцами по губам ребенка. При этом нужно произносить: «М-м-м-м…»

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

   Упражнение №5. Игра «Звонок».
Произносится нараспев:
— «Стенка, стенка» (при этом надо похлопывать по щекам, как в упражнении №3),
— «Потолок» (прикоснуться ко лбу),
— «Две ступеньки» (указательным и средним пальцами похлопать по подбородку и верхней губе),
— «И — звонок: «Дзыынь!» (нажать указательным пальцем на кончик носа малыша).

   Упражнение № 6. Скользящие (бреющие) движения боковой стороной указательного пальца от висков ко рту малыша.

   Упражнение № 7. Рубящие движения ребром указательного пальца в направлении от висков ко рту.

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

   Упражнение № 8. Закрыть рот малыша и придержать нижнюю челюсть. Второй рукой провести от подбородка вниз по шее. Это учит сглатывать слюну.

Логопедический массаж ребенку с синдромом дауна

2. Массаж ротовых мышц и языка ребенка

(Используется массажная зубная щетка или палец взрослого, обернутый бинтом).

1. Прохлопать кончиками пальцев вокруг рта по часовой стрелке и против часовой стрелки.
2. То же самое проделать медленнее, останавливаясь и как бы «ввинчиваясь вглубь» при каждом прикосновении.
3. Помассировать верхнегубные мышцы малыша: похлопать кончиком или подушечкой указательного пальца от носа к верхней губе.
4. Погладить мышцы ребенка в направлении от носа к верхней губе. Движения выполняется ребром указательного пальца.
5. Несколько раз нажать пружинящими движениями указательного и большого пальцев на точки в уголках рта. Затем свести уголки губ, имитируя их положение при произнесении звука «У». Обязательно произносить при этом «У-у-у».
6. Поместить указательный палец под нижнюю губу и подбивать ее вверх до смыкания с верхней губой. Произносить при этом «Ба-ба-ба»
7. «Пельменьчики»: смыкать губы малыша движениями большого и указательного пальцев. Эти движения должны напоминать те, что совершаются при лепке пирожков или пельменей. Произносите при этом «М-м-м».
8. Специальную массажную щетку или палец, обернутый бинтом, поместить ребенку в рот, расположив с внутренней стороны щеки. Совершать вращательные движения, поднимая мышцы вверх. Обязательно выполнять движения и справа и слева.
9. «Перетирать» изнутри мышцы обеих щек. Указательный палец со щеткой или бинтом во рту малыша, большой палец снаружи.
10. Пальцем поднять кончик языка ребенка к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), произнося при этом «Да-да-да», «Та-та-та».

Читайте также:  Синдрома апноэ во сне что это такое

   Массаж языка можно делать специальной массажной или зубной щеткой, хлопая и поглаживая по центру языка от кончика к корню и обратно.
   Окончание массажа. Закрыть малышу рот и указательным пальцем помочь удержать рот закрытым, помочь сглотнуть. Упражнения наращивайте постепенно. Удачи. Пишите, как получается.

Источник

Профессиональный массаж очень популярен в нашей стране. В первый год жизни курсы массажа делают   как минимум, трижды, практически всем детям. 

Если у ребенка есть какие-то отклонения в развитии. то делают чаще, интенсивнее. Часто родители находят платного специалиста, мотивируя это тем, что для ребенка им ничего не жалко, не вникая в то, нужен ли массаж и какой.

Можно сказать, что в нашей стране и постсоветском пространстве  существует устойчивая традиция обращения к массажу как со стороны медицинского сообщества. так и родителей.

Между тем, за рубежом массаж делают крайне редко, например в случае необходимости массажировать контрактуры при спастических формах ДЦП, травме итд

За рубежом,  для детей со сниженным тонусом (а у  детей с синдромом Дауна именно это является одной из основных особенностей)  используется гимнастика активного типа в сочетании с материнским массажем,  Такой массаж не имеет особенностей и его  можно найти в интернете  и в книгах для родителей. 

Что качается гимнастики активного типа, то в нашей практике мы используем научно обоснованную методику Питера Лаутеслагера, голландского физиотерапевта и врача невролога, специально разработавшего методы формирования основных двигательных навыков  у детей с синдромом Дауна

Все наши специалисты прошли обучение этому методу и у нас выпущена книга с соответствующим названием, которая есть и в нашей электронной библиотеке. Она адаптирована для родителей и  в дополнение по организации подобных занятий мы консультируем на форуме и в процессе очных консультаций.

Вернемся к массажу.

Есть данные, что при синдроме Дауна мышечные волокна будучи более тонкими, чем обычно, подвергаясь активному глубокому воздействию, могут еще больше истончиться, что приводит к нежелаемым результатам.

В то же время материнский массаж любому ребенку (если нет противопоказаний), в том числе ребенку с синдромом Дауна можно начинать с первых месяцев.  Об этом виде массажа расскажем чуть подробнее:

За рубежом проведены исследования о роли вылизывания животными своих детенышей. Было установлено, что такие движения по телу детеныша стимулируют скорость прохождения нервных импульсов. Это связано с ускорением миелинизации нервных волокон. 

На основании этого рекомендуется практически с рождения обеспечивать тактильный контакт матери и ребенка+ мягкие, легкие поглаживания всего тела малыша.

Такие поглаживания называют «умывающими» и разделяют на плоские и обхватывающие в зависимости от части тела.

Привожу  мнение врача ЛФК Ларисы Крутских, имеющий опыт работы с младенцами:

Ручной массаж можно начинать делать с 2-х недельного возраста, при весе ребенка не менее 2кг. Существуют ограничения по использованию приемов, до возраста 3 месяца нельзя выполнять разминание. А поглаживание конечно можно! Поглаживание — это приём, когда рука массажиста скользит по коже массируемого участка, не сдвигая и не растягивая её. Если поглаживание поверхностное, то его можно выполнять в любом направлении, а глубокое по ходу лимфы. Во время массажа происходит изменение скорости кровотока, нагрузка на сердце увеличивается. Необходимо учесть тяжесть порока сердца и проведение массажа, даже поглаживающего, согласовать с врачом-кардиологом.

Читайте также:  Чем лечить синдром денди уокера

Упражнения на мяче

И обязательно занятия на мяче. Они способствуют становлению установочных рефлексов у младенца (удержание головы, опора на предплечья, поднимание ног в позе на животе), развитию координации. И очень нравятся детям, проводится с 2-х недельного возраста. https://www.baby.ru/blogs/post/7353622/

Кроме этого,  с 3-х до 6-ти 7-ми  месяцев,  пока ребенок  недостаточно активен, можно делать простой материнский массаж, который вы можете отыскать в интернете

Источник

Логопедический внешний массаж (внешний логомассаж)  полезен для детей с ОНР, ЗПРР, ДЦП, синдромом Дауна и любыми формами поражения речевого аппарата, отсутствием речи, слабым развитием речи и доречевой стадии развития, дизартрией. Логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

То есть, он проводится, если у ребёнка плохо формируется речь — речь невнятная, плохое произношение, речь формируется позднее срока. Также назначают как подготовку к внутреннему логомассажу (массажу язычка, щёк, губ изнутри и т.п). Назначают при нарушениях артикуляционного аппарата, мешающим нормальной жизни ребёнка: например, при излишнем слюнотечении,  при сложностях при пережёвывании твёрдой пищи, частом «попёрхивании». Используется при подготовке к специализированному массажу при логоневрозе (заикании). 

Массаж лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

  1. в направлении от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через все лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине;
  6. по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Массаж языка.

Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс запрещающие позиции». Для расслабления языка и его корня используется:

  1. точечный, массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
  2. вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);
  3. легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Массаж оральной мускулатуры

Эффект достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз. При тяжёлых формах недоразвития речи массаж необходимо проводить не менее 3 раз ЕЖЕДНЕВНО, Длительность этого массажа (всего комплекса) –около 1 минуты, поэтому не существует такой ситуации, чтобы у вас не хватило времени на его проведение. При проведении этого массажа 7-8 раз в день в течении месяца, вы сами заметите появление в речеподражании ребёнка новых звуков, настолько он эффективен.

Массаж губ

поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

  1. поглаживание верхней и нижней губ к центру;
  2. постукивание губ;
  3. точечный массаж губ.

На весь комплекс массажа губ на 1 подход 3 упражнений – 40 секунд.

Массаж мышц шеи.

После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда (мамы) помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка, что особенно важно при парезах языка.

Читайте также:  Жилль де ла туретта синдром

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста без активной речи происходит в виде активной и пассивной гимнастики.

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (2 стадия)

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Этот вид гимнастики используют, когда ребёнку не удаётся повторить за взрослым показываемые логопедические упражнения – трубочка, хоботок, улыбка и т.п. простые движения.

Цель пассивной гимнастики — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

  1. собирание туб в «трубочку»;
  2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
  3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
  4. опускание нижней губы; поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня. По мере развития мышц

пассивная гимнастика усложняется. Пассивные движения выполняются утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения взрослый следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастании которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие:

  1. поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии; тем же приемом собирают нижнюю губу;
  2. опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
  3. попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;
  4. смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  5. пассивное открывание рта — поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4—6 раз по нескольку раз в день. Для языка используют следующие приемы:

  1. прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
  2. пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4—6 раз неоднократно в течение дня;
  3. язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2—3 раза.

Если у вас нет шпателя, используйте широкую палочку от мороженого!

Только когда предыдущие упражнения не только освоены в пассивной форме, но и ребёнок начинает вслед за взрослым выполнять их активно.

Если ребёнок безречевой, на этой стадии массажа необходимо, чтобы логопед показал маме, как искусственно сформировать и закрепить с помощью массажа положения губ, необходимые для О,А,У.  На этой стадии ребенка обучают таким произвольным движениям, как: поцелуй, подуй, плюнь, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот. Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье, мёд, леденец. Упражнения проводятся ежедневно по 3 мин.

Если логопед или дефектолог назначила вам массаж, делайте его обязательно, только тогда будет смысл в активных занятиях по развитию речи.

Не забегайте вперёд,  не делайте лишнего. Выполняйте только то и в том количестве, которое сказала специалист. 

также см. статью ПРО ЛОГОМАССАЖИ_

Источник