Логопедические занятия конспекты для детей с синдромом дауна
Этапы занятия, цель зтапа
Задание детям
Деятельность педагога
Деятельность детей
Результат
Этап приветствия:
Установление положительного взаимодействия
«Круг» — традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду»
«Кто пришел?»
«Что будем делать?»
Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!»
«Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д.
Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое
Приклеивает на доску «расписание» занятия
Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет».
Вокализация, произнесение детьми лепетных слов;
Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску
Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми
Артикуляционно – двигательная минутка:
Развитие артикуляторной и мелкой моторики
Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой)
(звуки: А, О, У, И, П, Т)
Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок — терапии «Яблочко с кулачок»
Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д.
Показ движений и проговаривание слов
Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом
Сидя за столом, повторяют движения рук.
Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения.
Кинестетическая стимуляция
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения
Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон»)
Игра «Чудесный мешочек»
Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на
Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы.
Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой.
Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов,
Развитие стереогноза
Этап «Мы общаемся»:
Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов
Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога
Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д.
Произносят лепетные слова и показывают жест:
«Да ба» («Дай банан»);
«На, аба» («На, яблоко»)
Познавательная активность, произнесение слов, вокализация
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого
Упражнение из серии физкультминуток
Педагог предлагает поиграть:
«У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать»
Выполняют действия по подражанию действиям взрослого
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм
Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение
Педагог медленно проговаривает слова предложения:
«Я мою яблоко»
«Я люблю банан»
«Мама ест яблоко и банан»
Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ)
Формируется внутренняя речь
Этап прощания:
Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали?
«Круг» — традиционное окончание занятия
Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации,
Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!»
Произносят лепетные слова – названия фруктов;
«да – нет» (жестами и вокализацией)
Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока»)
Эмоциональное отношение к изученному
Четкое обозначение окончания занятия
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
— Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
— Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
— Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
— Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
— Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
— Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Источник
Коррекционно – развивающее логопедическое занятие
для ребенка с синдромом Дауна
«Смешарики»
Цель: развитие подражательной речевой деятельности.
Коррекционно — развивающие задачи:
— создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;
— развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, мелкую моторику;
— активизировать кинестетические ощущения;
— формировать правильное речевое дыхание;
— уточнять артикуляции гласных звуков, а, у, и, о.
— развивать подражательность, фонематический слух.
Коррекционно — воспитательные задачи:
— формировать положительный настрой на коммуникативную деятельность со взрослым;
— воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Категории участников: ребенок младшего дошкольного возраста с Синдромом Дауна.
Форма организации: индивидуальная
Методы работы: словесный метод (беседа, подбадривание), наглядный метод (демонстрация), практический метод (игры и упражнения).
Инструментарий: игрушки (Смешарики: Нюша, Крош, Копатыч, Ежик), массажный мяч, цветы, ширма, картинки-символы (колобки, символы артикуляционной и мимической гимнастики), «волшебный» мешочек, массажная варежка.
Длительность занятия: 20 минут
Ход занятия:
Логопед создает положительный настрой на совместную деятельность.
I.Организационный момент. (3 минуты)
— Логопед: Лиза посмотри где солнышко. Нет солнышка в нашем кабинете. Ой, оно спит за тучкой. Солнышко грустное, улыбнись ему. Давай позовем солнышко: «Солнышко, иди к нам». Солнышко не просыпается. Поможем солнышку проснуться?
II. Основная часть. (15 минут)
Самомассаж.
— Л: Солнышко, вставать пора,
Нам с тобой играть с утра,
Будем ручки растирать,
(Ребенок растирает ладони)
Будем их разогревать.
(дует на ладони)
Теплыми руками будем щеки умывать.
(поглаживаем щеки ладонями, прием – растирание)
Солнышко не просыпается, не улыбается!
Массаж языка.
Логопед: Посмотри, кто там улыбается? Это Нюша пришла к нам в гости и принесла для тебя Чупа-чупс! Чупа-чупс любит играть с язычком. Открой рот.
По ровненькой дорожке
шагали наши ножки.
Большие ноги шагали по дороге:
топ-топ, топ-топ.
(ребенок постукивает чупа-чупсом по языку)
Увидали мы змею,
Я ползу, ползу, ползу.
(поглаживает язык чупа-чупсом)
Приближается змея,
хочет укусить меня.
Вдруг закапал дождик:
Кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Подул теплый ветерок
И погладил язычок.
(Выполняет чупа-чупсом легкие поглаживания языка)
Логопед: понравилось тебе играть с Нюшей? Оближи губки, проглоти слюнки.
Артикуляционная и мимическая гимнастика.
Логопед: а чьи это ушки? Кто это?
Ребенок: Крош.
Логопед: Лиза, давай вместе с Крошем сделаем гимнастику нашему язычку.
Упражнение «Лопатка».
Нужно улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать такое положение на счет до пяти.
Упражнение «Часики».
Нужно высунуть язык и двигать им вправо-влево.
Логопед: вот какие ловкие Крош и язычок!
Упражнения на активизацию кинестетических ощущений.
Логопед: Лиза, посмотри, к нам пришел еще один гость. Кто это?
Ребенок: Ежик.
Логопед: Ежик какой?
Ребенок: Колючий.
Логопед: Ай-ай-ай! (Изображает испуг) Он принес «волшебный» мешочек. Найди в мешке колючую игрушку, как ежик.
Ребенок выполняет задание.
Массаж с мячом.
Логопед: Лиза, ты молодец! Справилась с заданием! А сейчас давай поиграем с нашим мячом.
Ребенок выполняет движения по тексту.
Мы мячом круги катаем,
Взад – вперед его гоняем.
Мы пригладим им ладошку,
А потом сожмем немножко.
Динамическая пауза с элементами пантомимики.
Логопед: а это мишка Копатыч.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и на нас ревет:
Э-э-э (сердито).
Ребенок повторяет звук (э) с сердитой интонацией.
Мишка наклонился, ягодку сорвал.
Откусил немножко, весело сказал: «Вкусно!»
Дыхательное упражнение.
Логопед: Посмотри, какие цветы у Копатыча: они ароматные. Понюхай их.
Ребенок выполняет задание.
Упражнение на закрепление артикуляции гласных звуков.
Логопед: Лиза, с кем мы сегодня играли?
Ребенок называет игрушки.
Логопед: Принеси их пожалуйста.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: споем нашим героям песенки колобков. Спой такую песенку (логопед демонстрирует колобок-схему): «О-о-о», или такую: «У-у-у», или такую: «Э-э-э», или такую: «И-и-и».
III. Заключительная часть
Рефлексия
Логопед: Посмотри, солнышко проснулось! Как мы его разбудили? Что делали с Крошем? Как нюхали цветы с Копатычем?
Улыбнись солнышку.
Ребенок улыбается.
Вот и солнышко проснулось, улыбнулось,
Потянулось, потянулось…
Теплыми лучами
До ребяток дотянулось.
Согрело голову, плечи, спину, живот, ноги…
Ребенок массирует массажной варежкой голову, плечи, спину, живот, ноги.
Ну а сейчас солнышко зовет тебя к ребятам.
Составитель: учитель-логопед Верхотурцева Е.В.
Источник
В своей практике я не раз слышала от огорченных родителей, что им бывает трудно организовать структурированные логопедические занятия дома, и это побудило меня написать статью, которую я сегодня представляю вам. Очень надеюсь, что она поможет вам организовать общение, лучше понять своего ребенка, узнать его интересы и, самое главное, послужит дальнейшему его речевому развитию.
Логопедические консультации для детей и их родителей проходят как на базе нашего Центра, так и на форуме сайта. По окончании каждой консультации мы даем рекомендации, как заниматься с ребенком дома, как помочь ему развивать новые и закреплять уже освоенные навыки. Но в ответ часто слышим, что в домашних условиях организовать занятия очень сложно. Дети привыкли к тому, что дома можно играть, смотреть мультфильмы, заниматься любимыми делами, но, как только вопрос касается проведения структурированного логопедического занятия, они начинают капризничать, баловаться, и договориться с ними становится очень трудно. Обычно в таких случаях взрослый предлагает: «Идем заниматься!» В ответ на это малыш может произнести: «Да», «Нет», «Не хочу», «Идем». Взрослому легче понять ребенка, который умеет говорить и в устной форме выражает свои желания и потребности. Но родители детей, которые еще не умеют говорить, сталкиваются с большими трудностями. Здесь приходится ориентироваться исключительно на невербальные сигналы ребенка: мимику, интонацию, жесты.
Как в повседневной жизни, так и при организации логопедического занятия с неговорящим ребенком, взрослый должен соблюдать некоторые условия, предъявляемые к его собственной речи и манере общения. Так, ориентируясь на невербальные сигналы малыша, взрослый сам должен их активно использовать. Об этом подробно рассказано в статье И. А. Панфиловой «Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка»[1].
Логопедическое занятие имеет цели и задачи, для реализации которых необходимо выполнять те или иные упражнения, а это требует и от взрослого, и от ребенка определенной усидчивости, концентрации внимания, положительного настроя. Соблюсти всё это порой бывает нелегко, особенно когда у родителя был трудный день на работе, а у ребенка много занятий в саду или другом дошкольном учреждении. Сложности могут быть связаны и с необходимостью выделить достаточно времени для различных заданий. А порой случается так, что малыши не воспринимают своих близких как строгих учителей и начинают капризничать при виде стола и коробки с дидактической игрой. Что же в этом случае предпринять? Каким образом должны действовать родители, чтобы в домашних условиях организовать занятие, направленное на речевое развитие ребенка?
Как выбрать подходящее время
Напомним, что некоторые учебные задачи гораздо легче решить, когда они встроены в бытовую деятельность или игру. К занятию легче привыкнуть, если оно проводится изо дня в день в одно и то же время. Особенно трудно бывает организовать проведение артикуляционной гимнастики и логопедического массажа: дети не разрешают взрослому прикасаться к своему лицу и нарушать личное пространство. Отказ ребенка может быть вызван разными причинами, например, повышенной чувствительностью к телесным ощущениям или тем, что ему приходится знакомиться с новым видом деятельности. Чтобы малыш быстрее привык и легче принял эти упражнения, их также необходимо включить в режим дня. Артикуляционную гимнастику можно попробовать выполнять утром, до или после умывания и чистки зубов; логопедический массаж можно делать, когда ребенок просыпается после ночного или дневного сна и еще лежит. Рассматривание книг и чтение сказок можно организовать в моменты меньшей двигательной активности ребенка, в частности, после дневного сна или перед ночным сном. Очень важно понаблюдать за ребенком и определить, когда у него хорошее настроение, он активен, но расположен к спокойным играм и может сосредоточиться. Именно тогда следует уделить внимание дидактическим играм. Обычно ребенок более активен в утренние часы – это подходящее время для занятий.
Как приступить к занятию
Перед тем как начать заниматься, ребенка нужно предупредить о предстоящей деятельности. Если малыш не откликается на речевую инструкцию, что бывает достаточно часто у безречевых детей, необходимо ввести символические обозначения начала и окончания занятия, например, звуковой сигнал. Постучите в барабан, привлеките внимание ребенка. Если он не подойдет к вам, но оглянется, подзовите его к себе жестом и скажите: «Иди сюда», «Будем заниматься». Если ребенок не откликается на сигнал, нужно подойти к нему, взять его за руку или плечо, присесть перед ним, чтобы ваше лицо оказалось на уровне его лица. Тогда он сможет «увидеть» вас и обратить на вас внимание.
Ребенку легче вспомнить, что такое занятие, когда есть наглядная подсказка. Покажите ребенку фотографию (ее нужно предварительно сделать), где изображено, как он выполняет с вами задание, или покажите саму игру. Привлечь и удержать внимание малыша можно, положив то, что нужно для игры, в коробочку, которой надо потрясти и пошуметь,
Первое время ребенку, конечно же, будет трудновато, так как меняется привычный уклад, но постепенно малыш привыкает, что каждый день в одно и то же время мама или другой близкий человек организует занятие. Причем оно может проходить как на полу, так и за столом, – всё зависит от задач занятия.
Как вовлечь ребенка в совместную деятельность и побудить к участию в диалоге
Очень часто родители рассказывают, что ребенок не соглашается на совместные действия и игры. Малыш может в течение длительного времени просто перекладывать игрушки, и отвлечь его от этого занятия невозможно. В этом случае постарайтесь сначала присоединиться к тому, чем занимается ребенок, поддержите его действия, а затем постепенно направьте их в русло той деятельности, которую запланировали вы. Например, малыш бросает игрушки, которые вы ему предлагаете для занятия. Не расстраивайтесь, покидайте игрушки вместе с ним. Поставьте металлическую кастрюлю (у деятельности должна быть цель, в данном случае – попасть в кастрюлю), чтобы при падении игрушки раздавался звук. Сопровождайте бросок восклицанием: «Бах!». Такой поддерживающей игрой вы привлечете внимание малыша, а дальше можно потихоньку эту игру усложнять и направлять: например, поставить емкость дальше и постепенно перемещать ее в пространстве, чтобы ребенок начал активнее двигаться. Чем больше он двигается, тем быстрее и лучше ориентируется в ситуации. Это поможет ему понимать взрослого человека и адекватно реагировать на просьбы и поручения.
Если ребенок еще не научился говорить, используйте для занятия больше игрушек или предметов, чтобы он мог выполнять с ними действия. Он должен сначала познакомиться с предметом, узнать его фактуру; он может взять этот предмет в рот, чтобы лучше его ощутить. Ребенку важно научиться выполнять с ним различные действия (например, ложкой можно копать песок, снег, переливать воду, есть), чтобы у него появился опыт взаимодействия с предметом.
Сопровождайте свои слова жестами. Малыш научится повторять ваши действия с предметами, копировать их, и у него появится возможность подражать вашим жестам. Так он научится использовать жесты для общения.
Во время работы старайтесь не раскладывать сразу все игрушки, необходимые для занятия, иначе ребенок будет отвлекаться. Оставьте в поле его зрения только те предметы, которые нужны для конкретной игры, а остальные можно сложить в коробку и накрыть платком.
Мы уже не раз писали, что развитию детей с синдромом Дауна присущи определенные особенности, в частности, у них задерживается развитие спонтанной речи. Для того чтобы появилась речь, нужен мотив. Если малыш самостоятельно может вымыть руки, вытереть их полотенцем или сам берет тряпку и вытирает стол, то где же он должен использовать речь? В перечисленных ситуациях она ему не нужна. Но если мы обратим внимание ребенка на то, что он делает и что ему для этого нужно, мы вызовем его на диалог. Старайтесь предоставлять ребенку выбор: «Ты хочешь эту игру или эту?» – и покажите игры, которые вы держите в руках. Пусть ребенок назовет или обозначит свой выбор доступным образом. Если он не называет и не указывает на игру, дайте ему образец: «Эту?» – и сопроводите слово указательным жестом. Дождавшись утвердительного знака ребенка, начните играть в указанную игру.
Важно, чтобы ребенок захотел разговаривать. Для этого нужно правильно организовать среду, в которой будет проходить занятие. Чтобы у ребенка появились первые краткие эмоционально окрашенные слова, в поле его зрения должны находиться простые игрушки, с которыми вы можете организовать эмоционально насыщенную игру (мячики, кубики, платочек, куколка, мишка), но не карточки с лото. Научите ребенка играть с этими предметами. Покажите, как из кубиков строится башня, потом вместе ее сломайте. Такие игры очень нравятся детям, так как они просты и предполагают появление определенного эффекта (шум при падении кубиков). Игру следует сопровождать короткими словами, выражающими яркие эмоции: «Ах», «Оп», «Ай». Главное – вовлечь ребенка в деятельность с этими предметами, без этого не будет и речи. Ведь если у вас отсутствует общее дело, о чем тогда можно поговорить с ребенком?
Ваше общение на занятии должно осуществляться в форме диалога. Здесь следует соблюдать и более медленный темп говорения, и лаконичность высказывания (например: «Дай мяч»); здесь должны присутствовать и жесты, и паузы, позволяющие ребенку ответить. Мы обязательно должны дожидаться его ответной реакции на произнесенные слова. Это может быть просто взор, обращенный к вам, или мимическая реакция, а иногда – слово или жест. Так мы определим, услышал ли нас малыш, понял ли нашу фразу.
Во время занятия важно установить зрительный контакт с ребенком. Если обращаться к нему, не дождавшись его взгляда, речь станет для него просто фоном, и малыш не обратит на нее внимание. Во время зрительного контакта у ребенка появляется возможность считывать и копировать вашу артикуляцию, а это поможет ему в дальнейшем, когда он будет пытаться произносить звуки.
Огромное значение для неговорящего ребенка имеют жесты. Именно они помогают обозначать или уточнять названия предметов и действий. Напомним непременные условия использования жестов. Во-первых, жест всегда должен сопровождаться словом, пусть даже простым. Во-вторых, ребенку следует не только самому использовать жесты; но и видеть их, то есть вам необходимо тоже использовать жесты для прояснения слова или фразы.
Продолжительность занятия
Вы малышу самые близкие люди и лучше всех знаете, какое у него настроение, что ему нравится, а что нет. Если вы видите, что ребенок устал, предложите ему другой вид деятельности, чтобы он отдохнул. Пусть даже занятие длилось около пяти минут, ничего страшного, постепенно вы увеличите время активного взаимодействия до семи или десяти минут, и это тоже отличный результат. Вы можете предугадать поведение ребенка, если во время выполнения задания заметите изменения в его поведении. Когда малыш становится тревожным, опускает взгляд, лучше предложить более легкое задание, чтобы окончание занятия было успешным и ребенок не потерял интереса. Если предлагаемое действие малышу незнакомо, кажется слишком сложным и непонятным, он уходит или раскидывает предметы, то покажите сами это действие, продемонстрируйте, как можно строить башню из кубиков или катать на машинке мишку. Сопровождайте свои действия простыми звукоподражательными словами, это поможет ребенку понять действие, а в дальнейшем – повторить его.
Не бойтесь экспериментировать, пробуйте различные игры, предупреждайте малыша о предстоящих действиях понятным для него способом. Если что-то не получается, не падайте духом, не волнуйтесь. Это ваш опыт, который в дальнейшем поможет лучше оценивать ситуацию. Не думайте, что у специалистов не бывает ошибок. Бывает, что и нас дергают за волосы, чтобы лучше познакомиться, и мы тоже ловим игрушки, которые бросает ребенок. Но всё это помогает лучше понять малыша и подобрать актуальные для его развития задания и игрушки, чтобы следующие занятия проходили успешней.
[1] Панфилова И. А. Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка // Хрестоматия для родителей: сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» в 1997–2013 гг. – Изд. 3-е., переработ. и доп./ сост. П. Л. Жиянова, Н. С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. – C. 271–264.
Источник