Логопедическая коррекция синдром апера расщелина неба
фото из открытых источников интернета.
Моя младшая дочь родилась с расщелиной верхнего и мягкого нёба. В народе это заболевание ещё называют – волчья пасть. Если нет заячьей губы, то внешне на личике ребёнка это никак не отражается. Поэтому непосвящённые могут и не заметить каких-то отклонений во внешности человека.
Когда моей дочери исполнился один год, ей в течение восьми месяцев, сделали три операции по восстановлению нёба. Расщелина исчезла. Но не исчезло само заболевание.
Встал вопрос о том, как она будет разговаривать. Кто не знает, поясню: дети с расщелиной нёба имеют проблемы с речью.
Именно поэтому необходимо длительное лечение у ортодонта и логопеда – дефектолога.
Как правило, у здоровых детей, если есть неправильный прикус, исправляют тогда, когда появляются постоянные зубы. У детей с расщелиной коррекция прикуса начинается с появлением первых зубов. Когда я спросила у врача, почему так рано, получила ответ: чем раньше, тем лучше. Тогда когда выпадут молочные зубы и начнут появляться постоянные, они станут расти правильно. И дополнительная коррекция не потребуется.
Немного медицинских терминов простыми словами.
После проведённых операций и лечения у ортодонта, необходимы занятия с логопедом – дефектологом. Но, даже после этих всех успешных мероприятий у ребёнка есть одна специфика в речи – небольшая гнусавость и посипывание во время речи. В медицине это называется носовая эмиссия, при которой во время речи воздух выходит через нос, а не через рот.
Происходит это из-за того, что нёбо при врождённой расщелине анатомически отличается от нёба здорового ребёнка. Присутствует нёбно-глоточного смыкание, поэтому отсутствует некий контроль за произношением из-за недостатка разработки мышц мягкого нёба, задней и боковой глотки.
Как помочь ребёнку в этом случае?
Говорить моя дочь стала очень поздно. При её положении это и не удивительно. Я хочу сразу сказать тем мамам, чьи детки родились с расщелиной: никогда не слушайте слишком «добрых доброжелателей», которые будут вам говорить, что ваш ребёнок плохо говорит, потому что просто отстаёт в развитии.
Я таких слов услышала много. Но посылала всех говоривших их мне в известном направлении. Я знала только одно: интеллект у моей дочери не нарушен, а всё остальное лечится.
Такие дети не отстают в развитии. По крайней мере, большинство. Напротив, я знаю многих, чей интеллект намного выше среднего. Например, наш участковый педиатр родился с заячьей губой. Его оперировал тот же профессор, который оперировал мою дочь. Должна сказать, золотой человек. И хирург от бога. Таких поискать ещё надо. Когда мы были с дочерью в больнице, я столько всего увидела, что если бы мне рассказали, не поверила.
Так вот, наш педиатр человек высокоинтеллектуальный и речь у него нормальная. Да, немного говорит в нос, но через некоторое время этого не замечаешь, так как он хороший врач, что в наше время редкость. Особенно, если ты живёшь в селе. По крайней мере, в нашем районе это проблема.
Поэтому никого слушайте. Помните всегда и везде – ваш ребёнок лучше всех.
Что нужно для того, чтобы помочь ребёнку.
Нужно постоянно делать артикуляционную гимнастику. Как это делается, можно узнать у логопеда или посмотреть информацию в интернете. Благо сейчас есть много видео, где подробно рассказывают и показывают, как правильно делать такую гимнастику.
Не забывайте и про дыхательную гимнастику. Упражнения в этом случае простые, например, задуть спичку, надуть шарик и т.д.
Не забывайте про голосовые упражнения. Чаще заставляйте проговаривать разные стихи и скороговорки. Я, например, в интернете нашла много маленьких стишков на разные буквы. То есть сегодня мы читаем стихи, в которых много слов, в которых есть буква «ш». Как только эту букву закрепили, можно переходить к следующей.
Также можно в качестве фонопедических, то есть голосовых упражнений проговаривать такие сложные буквосочетания, как «фипвип-фэпвэп фивпип-фэвпэп»и тому подобные слова.
К тому же хорошо помогают справиться с произношением такие упражнения – вдох носом, выдох ртом и петь любые слоги, например, ПА ПЭ МА МУ ДА ДИ БА БИ. Здесь происходить тренировка произношения согласных.
Конечно, перед тем как самостоятельно заниматься с ребёнком, лучше всего проконсультироваться с профессиональным логопедом дефектологом. И постараться найти такого, который имеет положительный опыт работы с такими детьми.
Два раза в год я вожу дочь в реабилитационный центр, где она проходит курс лечения. И там есть чудесный логопед, ради которого мы и ездим. Конечно, за две недели дочь получает полный курс реабилитации, который благотворно влияет на здоровье, в том числе и на речь. Так вот, логопед из центра мне сказала, чтобы моя дочь стала хорошо говорить, она должна петь. И не просто дома напевать песенки, а именно заниматься вокалом с преподавателем. Плюсов много. И главный, это разработка голосовых связок, растягивание операционных рубцов на небе. Такой своеобразный массаж. Ведь многие звуки звучат плохо именно из-за рубца. И знаете, помогает. К тому же, моя дочь оказалась способной к музыке. И мы купили пианино и стали заниматься. У неё оказался исключительный слух.
Я не стремлюсь к тому, чтобы моя дочь была на сцене, для этого у неё достаточно танцев, но музыкальное образование ещё никому не помешало.
Поэтому, если в вашей семье появился ребёнок с расщелиной неба, не пугайтесь. Всё можно в этой жизни исправить. Всё лечится. Главное в это верить. Я верю.
А как вы справляетесь с этой проблемой? Расскажите о своём опыте.
Большое спасибо, что дочитали мою статью до конца.
Если вам понравилась моя статья, буду признательна за лайк.
Если напишите комментарий, что вы думаете по этому поводу, буду рада.
Если поделитесь ей в своих соц. сетях, буду не против.
Подписывайтесь на мой канал, и я постараюсь радовать вас интересными материалами. Мне есть что рассказать и с чем поделиться с вами.
Всегда ваша Наталина Кузьмина.
Источник
Селиверстова Татьяна Геннадиевна
Логопед областного бюджетного государственного
учреждения здравоохранения «Корочанская ЦРБ»
Нарушения произношения и трудности его восстановления у детей с расщелинами верхней губы и неба обусловлены нарушением нёбно-глоточного смыкания и наличием зубочелюстных деформаций. Они определяют аномальные резонансно-акустические характеристики процесса артикуляции, которые в свою очередь приводят к формированию компенсаторных патологических изменений в дыхании, структуре органов артикуляции (прежде всего, языка), организаций артикуляторных движений, фонаций.
Нарушение работы любого звена системы речеобразования или органов артикуляции приводит к нарушению деятельности системы в целом. Известно, что одним из основных свойств нервной системы является способность к адаптивной перестройке. Это свойство имеет большое значение в формировании речи у детей с расщелиной нёба. Длительная вынужденная адаптация нервных структур, участвующих в процессе речеобразования, к необычным условиям, определяемым расщелиной нёба, приводит к формированию патологических компенсаторных артикуляторных программ, которые закрепляются в ЦНС. В то же время, способность нервной системы к адаптации является основой всех реабилитационных мероприятий, что определяет тенденцию к более ранней реабилитации детей с расщелиной нёба. В качестве одного из коррекционных методов, используемых в реабилитационной практике, на всех её этапах, включая самые ранние, является массаж, как совокупность приёмов механического дозированного воздействия путём трения, давления, вибрации, поглаживания. Логопедический массаж относится к местному, так как локализуется в области артикуляционного аппарата.
Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ. В логопедической практике используется массаж нёбной занавески, верхней губы, массаж нёба в дооперационный и послеоперационный период, массаж языка. Все дети с врождённой расщелиной верхней губы и нёба нуждаются в логопедическом массаже.
Дети с расщелинами нёба во время кормления отжимают соску корнем языка к фрагментам нёба, что приводит к гипертрофии языка. Происходит неосознанное сдвигание тела языка назад, с тем, чтобы прикрыть корнем языка расщелину, разобщить ротовую и носовую полости. Корень языка напрягается и поднимается кверху. Вялый кончик языка размещается в середине ротовой полости и не участвует в артикуляции. У детей с расщелинами нёба часто наблюдается укорочение уздечки языка.
Среди средств, применяемых для активизации и нормализации деятельности языка и его расположения в ротовой полости, важное значение имеет массаж. Он рекомендуется детям старше четырёх лет, так как у детей более раннего возраста патологическая позиция языка и мышечная деформация не сформированы.
При проведении массажа язык должен быть расслаблен и находиться в районе нижней губы. Массаж проводится два раза в день до еды продолжительностью до пяти минут. Каждый приём массажа чередуется с поглаживанием. Выполняя массаж, необходимо соблюдать индивидуальный подход к ребёнку и дифференцируемые требования. Интенсивность массажа должна нарастать постепенно, от сеанса к сеансу.
Массаж включает:
— продольное поглаживание (указательным пальцем производятся движения от средней части к кончику языка);
— поперечное поглаживание (указательным пальцем производятся движения из стороны в сторону);
— щипцеобразное поглаживание (указательным и большим пальцами производятся лёгкие пощипывания тела языка от средней части к кончику языка, который прощипывается дольше).
Каждый приём выполняется в течение десяти – двадцати секунд.
— растирание штрихованием (указательным пальцем производятся короткие поступательные движения с лёгким надавливанием и смещением тканей продольно и поперечно от средней части к кончику языка);
— растирание пилением (указательными пальцами обеих рук производятся «пилящие» движения в противоположных направлениях в области средней части и кончика языка. Между пальцами образуется крохотный валик из массируемой ткани);
— разминание надавливанием (указательным пальцем производятся различные надавливающие движения в области средней части и кончика языка);
— разминание продольное и поперечное (производятся перекатыванием двух фаланг указательного пальца вдоль и поперёк тела языка в области спинки и кончика);
— вибрация похлопыванием (указательным пальцем лёгкими движениями по телу языка от боковых поверхностей к середине;
— вибрация пунктированием («пальцевой душ») (кончиками указательных пальцев обеих рук производятся движения подобные выбиванию дроби на барабане в области средней части и кончика языка.
Приёмы массажа выполняются в течение десяти – пятнадцати секунд.
Техника массажа основывается на общепринятых приемах и опыте коллег-специалистов. Массаж проводится с соблюдением необходимых гигиенических требований в спокойной атмосфере, может сопровождаться дружелюбным общением с ребёнком. Необходимо обучение матери некоторым приёмам массажа для дублирования его в домашних условиях.
Правильно организованный массаж, индивидуально подобранные приёмы, дозировка и сроки проведения массажа окажут положительное влияние на эффективность всего процесса комплексной логопедической помощи детям с ринолалией.
Источник
Коррекция расщелины неба — это комплекс оперативных вмешательств, выполняемых на мягком и твердом небе, а также небно-глоточном кольце, основным назначением которых является устранение врожденной деформации, носящей название «волчья пасть», практикуется в пластической хирургии.
Содержание статьи:
- Классификация выраженности небной расщелины
- Варианты коррекции расщелин неба
- Реабилитация пациентов с врожденными расщелинами неба
Деформация диагностируется сразу после рождения ребенка и представляет собой расщепление тканей твердого и мягкого неба. Основной причиной формирования этой патологии является задержка сращения отделов верхней челюсти и непарной лицевой кости. В медицине патология диагностируется крайне редко, примерно 0,1% всех клинических случаев деформаций лица.
Коррекция расщелины неба является сложнейшей пластической операцией, которую выполняют в несколько этапов. Количество процедур в зависимости от степени сложности дефекта может варьироваться от двух и более. Первый этап лечения выполняется в возрасте полутора лет, а завершается коррекция расщелины неба к семи годам.
Для коррекции расщелины неба в пластической реконструкционной хирургии применяют несколько типов операций:
- велопластика — устранение дефектов мягкого неба;
- велофарингопластика — устранение дефектов небно-глоточного кольца;
- уранопластика — устранение дефектов твердого неба.
Ввиду того что коррекция дефектов выполняется в детском возрасте, очень важным моментом лечения является наблюдение ребенка не только педиатром, но и ортодонтом, дефектологом и психологом. Комплексная работа всех специалистов поможет ребенку преодолеть страх неполноценности и адаптироваться ко всем манипуляциям, которые ему предстоит пройти от первого до последнего этапа лечения.
Лечить расщелину неба необходимо в обязательном порядке, ведь проблемы, с которыми сталкивается пациент с «волчьей пастью», начинаются еще в момент рождения, когда существует вероятность вдыхания околоплодной жидкости, также младенцы не могут находиться на грудном вскармливании из-за того, что функция сосания нарушена.
В связи с тем, что операция может быть выполнена только в возрасте 18 месяцев, с целью обеспечения нормальной жизнедеятельности ребенку до достижения этого возраста устанавливают обтуратор, который закрывает небную расщелину.
Классификация выраженности небной расщелины
Для того чтобы определить требуемое количество оперативных вмешательств, в медицине принято классифицировать выраженность небной расщелины на три степени.
- Первая степень. В том месте, где должно соединяться твердое и мягкое небо имеется расщелина, ширина которой не превышает пяти миллиметров. Длина расщелины измеряется в поперечном направлении, когда ротовая полость находится в состоянии покоя, при этом, когда пациент произносит звук «А», происходит смыкание обеих частей неба.
- Вторая степень. В том месте, где должно соединяться мягкое и твердое небо, имеется расщелина более пяти, но менее десяти миллиметров. Длина расщелины измеряется в поперечном направлении, когда ротовая полость находится в состоянии покоя. При произношении звука «А» у пациента не отмечается соединение двух частей расщепленного неба.
- Третья степень. В том месте, где должны смыкаться твердое и мягкое небо ,имеется расщелина более 10 миллиметров. Длина расщепления измеряется в поперечном направлении, когда ротовая полость находится в состоянии покоя, при произношении звука «А» у пациента отмечается нестыковка двух частей неба более чем на 5 миллиметров.
Чаще всего в диагностике встречаются случаи одностороннего расщепления верхней губы с боковым дефектом твердого и мягкого неба. Не так часто, но диагностируются двусторонние расщепления верхней губы с дефектом расщепления мягкого и среднего неба посередине.
Варианты коррекции расщелин неба
На сегодняшний день пластическая хирургия успешно лечит такие деформации, как расщелина неба, методом оперативного хирургического вмешательства. Наиболее распространенной методикой является уранопластика. При деформациях мягкого неба применяется велопластика или велофарингопластика. Если случай достаточно сложный, то все методы могут выполняться в комплексе друг с другом, что позволяет получить лучший конечный результат.
В связи с тем, что пластика твердого неба у детей младенческого возраста затруднена и не выполняется (это связано с небольшими размерами ротовой полости), то до достижения восьмимесячного возраста детям устанавливают обтурат, а после этого делают велопластику — сшивание мягкого неба.
Любая из методик коррекции расщелины неба предполагает выполнение нескольких этапов — от 2 до 7, очень редко может выполняться больше или меньше вмешательств. Возраст пациента, в котором выполняется первое вмешательство, определяется лечащим врачом и индивидуальными показателями, но не ранее 3-6 месяцев от рождения. План лечения подбирается таким образом, чтобы к 6-7 годам, когда ребенок пойдет в школу, период реабилитации завершился.
Операция уранопластики позволяет полностью устранить дефекты твердого и мягкого неба, а также средних отделов глотки. Вмешательство выполняется классическим методом по Лимбергу, что является наиболее практикуемой методикой лечения «волчьей пасти».
Непосредственно перед операцией для каждого пациента не только разрабатывается индивидуальный план лечения, но и выбираются материалы, используемые в ходе пластической операции. На сегодняшний момент уровень пластической хирургии позволяет полностью устранить дефекты расщелины неба в 98 случаях из 100.
Уранопластика выполняется в возрасте от трех до шести лет. В возрасте 3-5 лет предпочтительно устранять неполные расщепления неба, возраст 5-6 лет лучше всего подходит для устранения сквозных двусторонних дефектов. В связи с тем, что уранопластика может оказать влияние на развитие верхней челюсти, в раннем детском возрасте радикальное вмешательство не выполняется. Щадящие методики этой пластической операции можно практиковать с двухлетнего возраста. Снятие ранее установленных обтураторов выполняют за две недели до радикального вмешательства.
Главным недостатком вмешательства по Лимбергу служит высокий уровень травматичности в ходе хирургического лечения, а также возраст, при котором рекомендуется выполнять операцию. Кроме этого, радикальное вмешательство может послужить причиной формирования грубых послеоперационных рубцов и дефектов неба во фронтальной области, что может потребовать выполнения дополнительных косметических процедур.
В современной медицине успешно практикуется методика щадящей коррекции расщелины неба — Lathman, в ходе которой ребенку устанавливают специальные спицы в области расщелины (предпочтительный возраст установки спиц — 4-5 месяцев) с последующей их подтяжкой каждый 5-й день ношения. Если полного сращения обеих частей неба не произошло, то оставшийся участок покрывается костной пластиной из собственных тканей.
Реабилитация пациентов с врожденными расщелинами неба
После выполнения коррекции расщелины неба и выписки ребенка из больницы в течение первых двух-трех дней необходимо соблюдать полный покой и постельный режим. Рацион питания необходимо сбалансировать таким образом, чтобы пациент мог употреблять исключительно мягкую, перетертую пищу. Следует позаботиться о том, чтобы ребенок много пил, при этом жидкость должна быть щелочной.
Очень важно следить за полостью рта: необходимо споласкивать ее непосредственно перед едой и после приема пищи. Для этого используется раствор слабой марганцовки. Для разработки правильного дыхания и обогащения кислородом мозга следует выполнять такую процедуру, как глубокие вдохи, это можно заменить надуванием воздушных шаров. По истечении двухнедельного срока после операции рекомендуется делать специальный массаж неба с использованием пальцев.
Необходимо позаботиться о том, чтобы не произошло развитие инфекций в месте проведения хирургического лечения. Для этого лечащий врач назначает курс антибиотиков, которые необходимо пить в течение пяти дней. Если присутствуют сильные боли, стоит принимать обезболивающие медикаменты, какие именно, может посоветовать только специалист. Следует помнить, что уранопластика — довольно сложная операция, после которой на лице остается заметный рубец. Из стационара поликлиники пациент выписывается через три недели после вмешательства.
Весь период реабилитации очень длительный и кропотливый. Для полного восстановления неба и физиологических возможностей может потребоваться курс ортодонтического лечения, а также работа с ребенком профессиональных психологов и логопедов, которые помогут восстановить речевую функцию и устранить приобретенные за период лечения комплексы неполноценности.
Важно заниматься с ребенком, перенесшим подобную операцию, необходимо восстановить правильное дыхание. Также дети, имеющие подобные врожденные дефекты, находятся на постоянном диспансерном учете.
Источник