Любовные романы про стокгольмский синдром
23 августа 1973 некий Ян Олссон ворвался в банк на улице Нормальмсторг в Стокгольме. Он взял в заложники несколько человек, выдвинув полиции ряд требований, включая свободу для Кларка Улоффсона — самого известного преступника законопослушной Швеции, фактически местного национального героя. На последнее требование власти согласились и отправили Улофссона в банк, надеясь, что его рассудительный характер поможет стабилизировать обстановку.
И в самом деле, когда он явился в банк, то обстановка с заложниками (трое женщин и один мужчина) стала и вовсе непринуждённой: они выпивали, болтали, ели пиццу, играли в настольные игры. Заложники сами просили встреч с журналистами и просили полицию не начинать штурм здания. После освобождения заложники сохранили с преступниками приятельские отношения.
С тех пор эмоциональная привязанность жертвы к агрессору стала называться «стокгольмским синдромом». О произведениях на эту тему и поговорим.
1. «Красавица и чудовище»
Первая и главная история о стокгольмском синдроме — «Красавица и чудовище». Хотя чудовищу следовало бы озаботиться поисками симпатичных дам, которым не так важна внешность, сколько материальная обеспеченность.
Красавица влюбляется в монстра, у которого она в плену, да и он платит ей взаимностью. Таким образом, наказание за цветочек превратилось в мелодраму. В экранизациях пытаются романтизировать причины, по которым возникла любовь — взаимопонимание, доброта и чистая душа чудища.
Но в основе всё равно та же схема — похищение и постепенная смена страха влюблённостью. Как и было сказано, стокгольмским синдромом пытаются называть только ситуации, где агрессор совершает исключительно неприятные действия по отношению к жертве, однако на самом деле синдром имеет большое количество вариаций.
2. «Призрак оперы»
Кадр из фильма
Одной из самых романтичных вариаций сюжета о «красавице и чудовище» является «Призрак оперы», который начался с романа Гастона Леру, но сейчас уже приобрёл целый вал разнообразных интерпретаций. Самое интересное в сюжете то, что стокгольмский синдром у жертвы не проявился, что и заставляет людей снова и снова обращаться к истории, так как она развивается логично с точки зрения здравого смысла, однако противоречит одному из важнейших человеческих паттернов.
Напомним основную канву, которая обеспечивает успех каждой версии. Некое с виду чудовищное создание (обезображенный человек/дух/человек, продавший душу) является сквозь зеркало молодой певице и учит её пению. Она исполнена благодарности учителю, но, когда тот является ей, она пугается.
Призрак в отчаянии похищает певицу, но и тогда она не влюбляется в него. Концовка у всех разная, самая популярная версия совпадает с литературной: из жалости певица готова остаться с монстром, но он, видя её готовность к жертве, отказывается и отпускает её на волю.
Призрак оперы — типичный пример «монстра с добрым сердцем», хотя эту доброту проявляет только к возлюбленной, потому что для всех остальных он убийца.
3. «Молчание ягнят»
Кадр из фильма
Наши красавица и чудовище — это Кларисса Старлинг и Ганнибал Лектор из «Молчания ягнят». Это противостояние молодой, но умной и амбициозной девушки против беспринципного, но обаятельного и искушённого «монстра», поразило не только интеллектуальные, но и более глубокие бессознательные слои разума зрителей.
В конечном счёте, Томас Харрис не выдержал давления фанатов, и преданная всеми своими друзьями Кларисса стала парой каннибалу-доктору, разделив с ним такое интеллектуальное развлечение, как постижение мозгов других людей всеми способами, не исключая и вкусовых.
То, что является иллюзией стокгольмского синдрома, а именно убеждение «если я буду на его стороне, он меня не тронет», в случае с Ганнибалом является реальностью. Таким образом, синдром Клариссы и зрителя обусловлен одной и той же причиной — приятно быть на стороне того, кто опасен для всех, но не для тебя. И чем страшнее монстр, который тебя защищает, тем в большой безопасности ты себя ощущаешь.
4. «Цветы на чердаке»
Кадр из фильма
Любовь между жертвой и маньяком — это излюбленная тема триллеров. Зачастую это бывает и болезненная любовь между родителем и ребёнком (и не об инцесте речь), когда родителю нравится доставлять страдание, а ребёнок тем более предан ему, чем больше считает, что сам заслужил подобное отношение.
Началось всё с жутковатого бестселлера «Цветы на чердаке», а сейчас вышло уже несколько хитов наших лет, когда родитель страдает «синдромом Мюнхгаузена по доверенности», то есть заставляет ребёнка симулировать болезнь или же специально болезнь провоцирует, чтобы быть ребёнку нужным, заботиться о нём.
И ребёнок, который понимает всю болезненную составляющую подобного чувства, всё равно, благодаря стокгольмскому синдрому, продолжает любить родителя, не в силах разобраться, что такое поведение — проявление не любви, а психической болезни.
5. «Тарантул»
Кадр из фильма
Но всё же сосредоточимся на отношениях между полами и всему потенциалу сказки о чудище и красотке. Мужчина, который навязывает свою любовь, это преступник, какими бы целями он ни руководствовался. Отлично это показано в фильме «Кожа, в которой я живу», который был снят по книге Тьери Жонке «Тарантул».
Концовки у фильма и книги разнятся, причём в книге стокгольмский синдром выражен более явно. Хотя в основе своей это один и тот же сюжет про врача, который ошибочно винит молодого парня в смерти своей дочери, похищает его и превращает в женщину.
Это запутанное в плане гендера повествование задаёт всё тот же вопрос: почему нас так привлекает эта история про красавицу и чудовище, что люди готовы разыгрывать её раз за разом? Впрочем, фильм, в отличие от книги, задаёт и другой вопрос: есть ли у стокгольмского синдрома предел? Способна ли красавица перестать видеть в похитителе принца и, наконец, увидеть чудище таким, какое оно есть?
У заложников в отделении банка на улице Нормальмсторг была очень веская и логичная причина желать успеха своим похитителям. В случае штурма банка полицией, вполне могли погибнуть все, включая заложников, требования похитителей не наносили вреда интересам заложников, преступники отлично с ними обращались, не считали заложников ниже себя и вовсе не были заинтересованы в убийствах.
В то же время этот случай заставил учёных обратить внимание на странный феномен, когда человек начинает считать себя не жертвой, а соучастником преступника. Даже когда против него обращена агрессия, случаются акты насилия, какой-то защитный механизм заставляет человека считать, что они с преступником всё равно заодно.
А какие книги с описанием стокгольмского синдрома знаете вы? Делитесь в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24
Источник
Алина Некабаева
Стокгольмский синдром
***
Пар заполнил всю ванную комнату, не позволяя четко видеть, оставляя лишь призрачные очертания предметов. Замотавшись в полотенце, вытащила пробку из своей старенькой ванны. Оттерев от испарины зеркало, мрачно посмотрела на молодую женщину с тусклыми глазами и усталыми складками у губ. Сколько уже это продолжается? Когда я стала чувствовать себя дряхлой старухой? Ведь мне нет еще и тридцати. А я уже как загнанная лошадь, желаю только покоя. Вечного, желательно. Промокнув свои уже порядком отросшие волосы полотенцем, намотала его наподобие тюрбана. Никак не дойду до мастера. Да и себя я порядком запустила. Эта чертова работа хоть и приносит неплохой заработок, вытягивает все силы. Какой в них прок, если каждый день буквально приползаешь домой, не имея сил даже на душ, не говоря уже о еде. Хорошо хоть проект скоро закончится, и меня освободят от обязательств. Ну ладно, хватит о грустном. После успешного завершения, мне выплатят неплохое вознаграждение, а длительный отказ от ужина – стройную фигуру. Как раз то о чем я давно мечтала. Разбогатеть и похудеть. Мечта идиота исполнится, точнее идиотки. Подбодрив себя радужным пинком, натянула на лицо улыбку-оскал, почти вросшую в меня за время сотрудничества с жутко требовательным клиентом. Улыбайтесь – шеф любит идиотов. Ага-ага.
Нажав заветную кнопку на кофеварке, пошаркала в спальню – пора собираться на работу. Дорогое белье, купленное для любовника на его день рождения. Воздушное черное кружево невесомо обняло мое тело, тонкие чулки в тон. Лавандовая рубашка с маленькими воланами по ряду пуговичек, черная юбка-карандаш. Высушила волосы, собрав их в улитку. Серьги-гвоздики из натурального жемчуга. Легкий офисный макияж. Капля любимого парфюма. Пришедшая на телефон эсэмэска, возвестила о приехавшем такси. Залпом допив кофе, влезла в шпильку-лодочку, будь неладен этот дресс-код, схватила сумочку и поторопилась к машине. Назвав адрес шоферу, откинулась на сиденье, прикрыв глаза. Я могу еще минут тридцать подремать, пока доедем.
***
Мысли настолько лениво ворочались в голове, что я не сразу вспомнила, что сегодня будний день и я должна ехать на работу. Черт, неужели будильник не сработал?! Или сегодня выходной, и я могу придти в офис на пару часов позже? С усилием открыв слипшиеся ресницы, я ничего не увидела. В смысле – только полную темноту. Потянулась рукой протереть глаза, и не смогла. Судорожно дернувшись, ощутила натянувшуюся веревку, надежно стягивающую мои запястья и не дающую мне двигаться. Та же, или похожая веревка, фиксировала мои ноги, удерживая их в разведенном состоянии. Паника захлестнула мое сознание. Я в ужасе задергалась всем телом, пытаясь хоть немного освободиться от пут. Сдавленный хрип вырвался из горла, повязка, надежно удерживающая кляп во рту, не позволяла кричать. Что со мной произошло? Кто меня похитил, и главное зачем? Денег у меня не так много, родители тоже не богачи – выкуп платить за меня некому. Из-за работы? Так там я простой инженер, даже не приближена к верхушке, и власти принимать решения не имею. Слезы отчаяния затопили незрячие глаза. Страх душил сознание, не позволяя связно мыслить. Проплакав еще неопределенное время, я заснула тревожным сном.
Легкий шорох и прогнувшаяся кровать резко выдернули меня из забытьи кошмара. Дернувшись всем телом, я повернула голову в сторону раздавшихся звуков. Прикосновение к моей коленке, заставило оцепенеть от ужаса. Кто это? Что им от меня надо? У меня ничего нет.
— Чш-ш-ш-ш, тише, малышка. От негромкого голоса, раздавшегося у моего уха, я нервно дернулась. — Не надо меня бояться. Я не причиню тебе боль, только если сама не попросишь…
Ага, как же, уже прошу. Псих ненормальный. Похитил, связал, а теперь говорит, чтобы я его не боялась. Я не боюсь, я в ужасе.
— Если ты мне пообещаешь не кричать и быть паинькой, я развяжу тебе рот. Ну как, будешь хорошей девочкой? – его тихий вкрадчивый голос заставлял замирать от страха.
Согласно промычав в тряпку, что не буду кричать и буду хорошей девочкой, только освободи от этой долбаной тряпки, чертов извращенец, я послушно замерла. Мужские руки с шершавыми подушечками пальцев вскользь прошлись по моему лицу, забрались под голову. Немного повозившись у моего затылка, руки убрались, прихватив гадкую тряпку с собой.
— Пиииить… — хриплю как с перепоя. Тряпка исправно впитывала всю жидкость из моего рта, так что сейчас живительная влага была самой насущной потребностью. О-о-о, нет ничего вкуснее обычной прохладной воды.
— Кто вы? – самый первый вопрос, на него обязательно ответят.
— Мы с тобой знакомы. Ты знаешь меня. Угадай.
Вот только шарады разгадывать не хватало для полного счастья. Умник, блин.
— Игорь, ты? – надеюсь, мы не будем проходиться по именам всех знакомых мне мужчин.
— Нет, не угадала. А кто такой Игорь?
Какие же мы любопытные.
— Баш на баш.
— Хитрая. Ладно. Отвечай ты.
— Мой любовник. Зачем ты меня похитил?
— Развлечьссссся. Как давно ты с ним?
— Года два точно. Я останусь жить? Не стану калекой или уродом?
— Это два вопроса.
— Это уточнение одного, в каком качестве я буду жить дальше, если буду.
— Не хитри, два. Отвечу на два сразу, но ты будешь должна.
— Ум-м. Согласна.
— Будешь жить долго и такой же, как сейчас. Сколько у тебя было любовников?
— Блин, ну и вопросы у тебя… Дай-ка минуту – человек десять, не больше. Я не ощущаю повязку на глазах, но все равно не вижу. Что ты сделал с моими глазами?
— О, это секретная разработка. Когда на допросах в поле надо сделать, чтобы допрашиваемый не видел где он и кто его допрашивает, капают особую жидкость в глаза, и человек временно перестает видеть. Моя очередь. Когда ты потеряла девственность?
— Ты озабоченный что ли? Хотя о чем это я? В семнадцать. Как мне тебя называть?
Н-да… А в ответ – тишина… И куда он делся? Псих конченный. Развлечься ему, видите ли, захотелось. Накачал меня снотворным, какую-то дрянь в глаза залил, не ослепнуть бы. В воду тоже, видимо что-то было добавлено, раз я так спокойна. Наверное, он и был тем таксистом, что забирал меня от дома. Только выпусти меня, я тебя со свету сживу, ты у меня в тюрьме сгниешь, падла. Дергаясь всем телом в порыве бессильной злобы, я мысленно прокручивала эпизоды мести, когда я освобожусь. Где-то на сто пятнадцатом способе убийства этого урода, мозг взял тайм-аут, и отключился.
Проснулась я от того, что меня раздевали. Ну как раздевали – тупо рвали на мне одежду. Когда эта сволочь добралась до белья, моего дорогущего любимого белья, я не выдержала и стала вырываться, пытаясь спасти хотя бы его.
— Лежи спокойно, а то порежешься, – он еще и с ножом?!
— Белье оставь, маньяк, гребаный. Я за него такие бабки отвалила – почти пол зарплаты ушло, а тут ты его тупо порвать решил.
— Я тебе новое куплю… — треск рвущейся ткани вызвал слезы обиды. Я его нормально попросила, объяснила даже, а он…
Испорченный комплект стал последней каплей, в и так еле сдерживаемом напряжении. У меня началась банальная истерика – последние месяцы напряженной работы, отсутствие полноценного отдыха, это похищение, и как апофеоз – гибель дорогого комплекта белья.
— Ну ладно тебе, что ты так из-за тряпки убиваешься. Куплю я тебе новых, сколько захочешь, – мужик явно обалдел от моей реакции.
Мои тормоза давно снесло, я отчаянно пыталась вырвать руки из пут, даже ценой этих самых рук, лишь бы это все прекратилось. Кричала ругательства, призывала кару на его голову, изрыгала проклятия…
В короткий момент затишья, когда я набирала в легкие побольше воздуха, на меня навалилось тяжеленное тело, прижав меня к кровати, чужие губы впились в рот, не позволяя дальше кричать.
На секунду оторопев, я поймала его губу, и с силой укусила за нее. Во рту тут же появился медный привкус крови, вызвав тошноту. Тело отшатнулось от меня. Сплюнув кровь куда-то в сторону, я прошипела : — Никогда так большшше не делай!
Источник
Любовь к негодяям — стокгольмский синдром
В кино – как в жизни
В 1974 году на экраны вышел скандальный фильм режиссера Лилианы Кавани «Ночной портье», в котором рассказывалось о случайной встрече в венском отеле портье по имени Макс (бывшего нациста, с руками – по локоть в крови заключенных концлагеря) и некоей Лючии, в свое время испытавшей на себе все ужасы нацизма. Между палачом и жертвой, ныне элегантной состоятельной дамой, вспыхивает роковая страсть, которая заставляет героиню забыть о законном муже и семейной жизни…
И это – не единственный пример противоестественного влечения, которое жертва начинает испытывать к своему палачу. Похожие ситуации многократно описаны в литературе, отражены в художественных фильмах.
Стоит вспомнить знаменитый фильм «Сорок первый» режиссера Г. Чухрая по повести Б. Лавренева, действие которого происходит в годы Гражданской войны. Волею судьбы белый поручик-аристократ Говоруха-Отрок и лучший стрелок отряда красноармейцев – девушка по имени Марютка – оказываются вдвоем на пустынном острове. Они находят убежище в хижине рыбака, надеясь, что однажды смогут вырваться отсюда. За время томительного ожидания юноша и девушка влюбляются друг в друга. Правда, когда к острову все-таки приближается корабль с белогвардейцами, Марютка стреляет в спину офицеру, кинувшемуся навстречу судну.
Девочка в подвале
Наташа Мария Кампуш, ныне австрийская телеведущая, была похищена инженером Вольфгангом Приклопилем 2 марта 1998 года и провела у него в подвале на глубине 2,5 м под землей восемь (!) лет. За эти годы у нее много раз появлялась возможность сбежать от своего мучителя, чего девушка не сделала. Впрочем, позже она все же предприняла попытку побега, которая увенчалась успехом.
Обнаружив пропажу Наташи и не желая попасть в тюрьму, Приклопиль бросился под поезд. А его жертва, чудом сумевшая избежать смерти, в интервью не раз подчеркивала, что сочувствует своему похитителю, сожалеет о его смерти и не держит на него зла. Более того, в своей книге, где она описала свою жизнь в плену у преступника, Наташа заявляла: «Вольфганг был мил по отношению ко мне, и я всегда буду о нем молиться».
27 апреля 2008 года был арестован еще один австриец – 73-летний Йозеф Фритцль.
28 августа 1984 года Йозеф Фрицл накачал снотворным свою дочь Элизабет, заманил ее в подвал, где заковал в наручники и запер. Тогда ей было 18 лет. В сексуальном рабстве Элизабет провела долгие 24 года своей жизни. Фритцль убедил жену, что их дочь попала в секту и ушла из дома. Девушка числилась в розыске через Интерпол, но в родном доме ее не искали.
В подвале Элизабет родила от отца-насильника семерых детей. Первый ребенок умер. Троих Фритцль удочерил, сказав жене, что беглянка Элизабет подбросила их на порог дома. Еще трое детей (19-летнюю дочь и двух сыновей 18 и 5 лет) Фритцль держал в подвале под электронным замком.
Суд приговорил маньяка к пожизненному заключению, а Элизабет и ее дети находятся под защитой государства, которое оплачивает их содержание и лечение. Они поменяли имена и фамилии, поселились на другом конце страны. Однако, по оценкам психиатров, мать и дети уже никогда не смогут адаптироваться к нормальной жизни. Сама же Элизабет достаточно осторожна в оценке отношения отца к себе. Она не осуждает и не проклинает его. Единственная просьба, которую она высказала после своего освобождения, – чтобы ни она, ни дети больше никогда не встречались с Йозефом Фритцлем.
Слева направо: Йозеф Фритцль, Элизабет. Дочери Йозефа и Элизабет — Моника и Лиза (удочеренные маньяком).
Фото: АР и с сайта The Sun.
Женщины пришли в восторг
Психологическое состояние, при котором жертва или заложники начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними (идентификация с агрессором), было впервые описано британским психоаналитиком Анной Фрейд в 1936 году. Позже оно получило название «стокгольмский синдром». Его ввел криминалист Нильс Биджерет после анализа ситуации, возникшей почти 40 лет назад, 23 августа 1973 года, в Стокгольме (Швеция) во время захвата террористами банка.
В тот день беглый заключенный Ян Эрик Уллсон вошел в помещение Sveriges Kreditbanken. Он ранил полицейского и сумел в одиночку взять в заложники четверых работников банка: трех женщин и одного мужчину. Преступник потребовал выдать ему три миллиона шведских крон (около двух миллионов долларов), оружие, бронежилет, автомобиль, а также освободить и доставить в банк его сокамерника Кларка Улофссона. В противном случае Уллсон грозил расстрелять заложников.
Полиция поспешила выполнить только последнее требование террориста: уже вечером в банк был доставлен Кларк. А вот с другими требованиями возникли сложности, что вызвало ярость преступника и послужило поводом к небольшой перестрелке.
Полиция долго разрабатывала план освобождения заложников и захвата беглого заключенного, но только через пять дней у стражей порядка появилась возможность провести газовую атаку. Все это время Уллсон вместе с заложниками находился в бронированном помещении хранилища банка. В течение получаса преступников удалось обезвредить, заложники не пострадали. Причем женщины отказались выходить из здания первыми, заявив, что они опасаются за жизнь Уллсона и Улофссона. За время, проведенное вместе с преступниками, дамы так привыкли к ним, что воспринимали их как близких людей.
Удивительно, но женщины-заложницы на суде не выдвинули против своих захватчиков никаких обвинений. Более того, они наняли на свои деньги адвокатов для их защиты. Одна из женщин даже развелась с мужем и обручилась с Уллсоном. В результате Кларк Улофссон был оправдан, а инициатор ограбления Ян Эрик Уллсон получил всего десять лет тюрьмы, из которых отсидел только восемь.
Позже Улофссон неоднократно встречался с заложницами, дружил с ними и их семьями. А заключенному Уллсону долгие месяцы шли письма от восхищенных женщин со всех концов Швеции…
Лежачего не бьют?
Специалисты считают, что стокгольмский синдром – не психологический парадокс, а нормальная реакция жертвы на событие, травмирующее психику. Причем этот синдром может проявляться не только при захвате заложников террористами, но и при военных карательных операциях (взятие военнопленных), лишении свободы (в тюрьмах, концлагерях), отправлении судебных процедур, внутри политических групп и религиозных сект (при развитии авторитарных межличностных отношений), при проведении национальных обрядов (например, похищение невесты), похищении людей (с целью обращения в рабство, шантажа, получения выкупа) и довольно часто – при вспышках внутрисемейного сексуального и бытового насилия.
Стокгольмский синдром чаще всего возникает, когда заложники находятся с террористами в контакте длительное время. Долгое пребывание в плену приводит к тому, что жертва ближе узнает преступника и в условиях полной физической зависимости от него начинает любые его действия трактовать в свою пользу. Поэтому жертвы боятся операций властей по своему освобождению гораздо больше, чем угроз террористов, и оправдывают это желанием сохранить свою жизнь в экстремальной ситуации. Ведь пока живы террористы, живы и заложники. Известны случаи, когда захваченные люди предупреждали террористов о начале операции по освобождению и даже… закрывали их своими телами от пуль. Бывало, преступники прятались среди заложников, и те их не выдавали.
Сколько людей, столько реакций
В экстремальной ситуации человек уподобляется маленькому ребенку, которого несправедливо обидели «нехорошие дяди». Он хочет, чтобы его защитили, а когда этого не происходит, начинает подстраиваться под своего обидчика. Возникает травматическая связь между жертвой и насильником, которая при определенных обстоятельствах может длиться годами. Например, подобие стокгольмского синдрома проявляется у многих жен, действительно боящихся потерять своих мужей, которые годами ведут себя с супругами как диктаторы и тираны. Ведь на бессознательном уровне пережитая физическая или эмоциональная боль часто воспринимается как символ любви и защиты… И источник этого явления часто следует искать в детстве, когда мальчиков убеждают на агрессию отвечать агрессией, а девочек учат покорности и мягкости, особенно по отношению к мужчинам. Причем четверть из общего количества жертв выказывают расположение и стараются угодить преступникам почти сознательно, понимая, что только покорность может хоть сколько-нибудь улучшить их положение, уменьшить угрозу террора по отношению к себе и близким.
И вот что еще страшно: стокгольмский синдром часто возникает без взаимности. То есть захватчики, к которым жертвы (чаще женщины) начинают испытывать теплые чувства, не отвечают им тем же. Напротив, они очень умело используют эту любовь в своих интересах, и не всегда во благо самой жертве.
По мнению психологов, возникновение особой доверительной связи с преступником строго индивидуально: очень трудно предсказать, как поведет себя в стрессовой ситуации ваше подсознание. Поэтому в экстремальных случаях старайтесь сохранять внутреннюю стойкость, даже если внешне вам приходится демонстрировать подчинение. Это должна быть хорошо рассчитанная «акция покорности», которая, тем не менее, позволит вам держать голову «в холоде», сохранит умение логически мыслить, выдержку и в конечном счете поможет найти правильный выход.
Светлана Васильева
Источник