Литература о синдроме хронической усталости

Литература о синдроме хронической усталости thumbnail

Синдром хронической усталости

Синдром хронической усталости (СХУ) является новой патологией, все более широко распространяющейся в цивилизованных странах всего мира, но плохо диагностируемой и не поддающейся эффективному лечению. Показано, что для лечения СХУ необходим комплексный подход, включающий социально-гигиенический, психологический, клинико-диагностический и терапевтический подходы, обладающие относительной самостоятельностью, но только в комплексе позволяющие получить весь объем информации, необходимый для обоснованных врачебно-диагностических и лечебных мероприятий. Такое структурное оформление рекомендаций, отвечая принципам многофакторного анализа, позволяет практическим врачам выявить и достоверно оценить наиболее существенные и значимые психопатологические, неврологические и соматические проявления, определяющие в динамике весь клинический спектр СХУ и дает возможность раннего начала лечебно-профилактических мероприятий среди лиц, входящих в группы риска (В.А. Клебанова, 1995).

Синдром хронической усталости (СХУ) — одна из достаточно распространенных патологий настоящего времени, развитие которой связано прежде всего с особенностями современной жизни населения крупных городов, типом жизни в развитых странах и неблагоприятной санитарно-экологической обстановкой, а также чрезмерной эмоционально-психической нагрузкой на современного человека (А.А. Подколзин, В.И. Донцов, 1995).

В последнее время о СХУ начинают все больше писать и говорить. Выясняется глобальный характер значимости данной патологии для современного развитого общества. Однако, конкретные исследования патогенеза и клинической картины данной патологии практически отсутствуют.

Впервые как отдельный диагноз название СХУ было предложено в 1988 г. и к 1990 году в США было зарегистрировано более 100 000 случаев этого заболевания (около 80% из которых — женщины) и создан «Национальный центр хронической усталости». Так как симптомы СХУ неспецифичны, а патогенез не ясен, в диагностике СХУ определяющим пока являются клинические симптомы. Считают, что для постановки диагноза СХУ нужно наличие одного «большого» симптома и не менее 6 «малых» (S. Wessely, 1995).

К большому симптомокомплексу относят длительную усталость по неизвестной причине, не проходящую после отдыха и снижение более чем на 50% двигательного режима. К малым симптомам относят мышечный дискомфорт, лихорадку, болезненность лимфоузлов, артралгии, снижение памяти и депрессию.

Среди других симптомов при СХУ отмечают: боль в горле, фарингиты, боли в лимфоузлах, спутанность мышления, головокружения, состояния тревоги, боли в груди и другие мало специфические симптомы не выясненного патогенеза, встречающиеся с различной частотой при СХУ в описании различных авторов.

В России первая статья, описывающая СХУ у лиц с профессиональной патологией, работающих в экологически неблагоприятных условиях, появилась в 1991 г.

Среди объективных показателей описывают, прежде всего, изменения иммунного статуса: снижение IgG за счет прежде всего G1 и G3 классов, снижение числа лимфоцитов с фенотипом CD3 и CD4, снижение естественных киллеров, повышение уровня циркулирующих комплексов и антивирусных антител разного типа, повышение бэта-эндорфина, интерлейкина-1(бэта) и интерферона, а также фактора некроза опухолей — все это, в совокупности с повышением в 5-8 раз частоты аллергических заболеваний у таких больных указывает на неспецифическое активирование и дисбалланс системы иммунитета, причины которого не ясны. Специальные исследования биохимии мышечной ткани и энергообмена никаких изменений не показали (C.M. Swannik et al., 1995).

Патогенез СХУ не известен. Отдельные авторы придают значение различным вирусам, неспецифической активации иммунных реакций и психическим факторам. При этом большинство указывает на связь заболевания с экологически неблагоприятными условиями и на то, что это «болезнь среднего класса», придавая, таким образом, важную роль социальным факторам (впрочем, без детализации последних).

В лечении СХУ особых успехов до настоящего времени не получено. Единственный предложенный патогенетический метод лечения — внутривенным введением препаратов IgG, сейчас оставлен, в виду большого количества осложнений (флебиты в 55 % случаев).

Одним из ведущих симптомов при СХУ является истощаемость, особенно явно обнаруживаемая при исследовании специальными методами изучения работоспособности (таблицы Шульте, корректурная проба и пр.), проявляющаяся как гипостенический или гиперстенический синдромы.

С явлениями истощения при СХУ связана непосредственно и недостаточность активного внимания, что проявляется как увеличение количества ошибок.

Остается много неясных вопросов, касающихся этиологии заболевания, патогенеза, профилактики и лечения синдрома хронической усталости. Большинство исследователей сходятся во мнении о многофакторной модели возникновения синдрома хронической усталости (А.А.Подколзин, 2000). Акцент делается на хроническую вирусную инфекцию, психологические, социальные, психические и физические стрессовые факторы, стиль жизни, психологические особенности.

Многие авторы считают, что в формировании синдрома хронической усталости конкурируют две основные причины: хронические вирусные инфекции, протекающие латентно и психические факторы, оказывающие патогенетическое значение, все это накладывается на благоприятную почву виде генетической предрасположенности, особенностей личностного характера, неблагоприятного воздействия геопатогенных зон, электромагнитного излучения и др. (А.П.Исаев и соавт., 1997).

Факторами, вызывающими и способствующими развитию СХУ являются:

  • § Хронический стресс, избыточное напряжение организма;
  • § Повышенное чувсто амбициозности и ответственности, перфекционизм;
  • § Неудачи, отсутствие поощрения, нечеткая иерархическая структура на работе, моббинг;
  • § Страх потерять существующее общественное положение;
  • § Конфликты, создание тупиковых ситуаций, потеря близкого человека;
  • § Отсутствиие полноценного сна продолжительный период времени, нарушение естественных биоритмов организма;
  • § Однообразное питание, недостаток витаминов и минералов, недостаточное питание;
  • § Пониженная функция щитовидной железы (гипотиреоз);
  • § Употребление алкоголя и наркотических веществ;
  • § Инфекционные заболевания;
  • § Аутоимунные заболевания;
  • § Сердечная недостаточность;
  • § Аллергии;
  • § Отравления;
  • § Употребление медикаментов.

Источник

Àâòîð: Äæåéêîá Òåéòåëüáàóì

Äëÿ òåõ, êòî ìå÷òàåò âåðíóòüñÿ ê íîðìàëüíîìó ðèòìó æèçíè.

Î ÷åì: ïðè÷èíàõ õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè è ñïîñîáàõ ïîâûøåíèÿ óðîâíÿ ýíåðãèè

Äæåéêîá Òåéòåëüáàóì — ìåäèê, â ñòóäåí÷åñêèå ãîäû ñàì ïåðåáîëåë ñèíäðîìîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè, ñïàë íà óëèöå è íå íàõîäèë â ñåáå ñèëû ÷òî-òî ìåíÿòü. Íî âñå-òàêè àâòîð ðàçðàáîòàë ñîáñòâåííóþ ìåòîäèêó ëå÷åíèÿ õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè. Ìåòîä ÑÃÈÏÓ — ñîí, ãîðìîíû, èíôåêöèè, ïèòàíèå, óñòàëîñòü. Êàæäîìó ïóíêòó ïîñâÿùåíà îòäåëüíàÿ ãëàâà. Óðîâåíü ýíåðãèè ïðèäåò â íîðìó, åñëè ðàçîáðàòüñÿ ñ êàæäîé ñôåðîé.

Íèêàêîãî ëåãêîãî ìåòîäà àâòîð íå ïðåäëàãàåò. Ñëåäèòå çà çäîðîâüåì, ïèòàíèåì, çàíèìàéòåñü ôèçêóëüòóðîé, âûñûïàéòåñü è áóäåòå çäîðîâû è ýíåðãè÷íû.

Читайте также:  Сколько живут с синдромом дауна

Ïðè÷èíû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñèíäðîìà õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè (ÑÕÓ)

— Äåôèöèò ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ: 18% êàëîðèé åæåäíåâíîãî ìåíÿ ïðèõîäèòñÿ íà ñàõàð è ìóêó.

— Íåäîñòàòîê ñíà.

— ×ðåçìåðíàÿ íàãðóçêà íà èììóííóþ ñèñòåìó: ïîñòîÿííîå ïîÿâëåíèå íîâûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ çàñòàâëÿåò íàøó èììóííóþ ñèñòåìó ðàáîòàòü íå ïåðåñòàâàÿ.

— Ãîðìîíàëüíûé äèñáàëàíñ: ïðîáëåìû ñ ùèòîâèäíîé æåëåçîé, íàäïî÷å÷íèêàìè, ãèïîòàëàìóñîì.

— Ñíèæåíèå ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè è âðåìåíè ïðåáûâàíèÿ íà ñâåæåì âîçäóõå è ñîëíûøêå.

— Ïîâûøåííûé óðîâåíü åæåäíåâíîãî ñòðåññà.

Ñèìïòîìû ÑÕÓ

Óñòàëîñòü, áîëü áåç îïðåäåëåííîãî ìåñòà ëîêàöèè, òóìàí â ãîëîâå, ïðîáëåìû ñî ñíîì. Íàðóøåíèå êðàòêîñðî÷íîé ïàìÿòè è êîíöåíòðàöèè, áîëü â ãîðëå, ñóñòàâàõ, ÷óâñòâî ðàçáèòîñòè ïîñëå ñíà, ïëîõîå ñàìî÷óâñòâèå ïîñëå ñïîðòà, óâåëè÷åíèå âåñà, ñíèæåíèå ëèáèäî, ïåðèîäè÷åñêàÿ íåõâàòêà âîçäóõà. Óñòàëîñòü è áîëè íå ïðîõîäÿò ïîñëå îòäûõà. Òîëüêî ïðîñíóëñÿ è óæå óñòàë — îïèñàíèå ÑÕÓ. Ýòî ïðîäîëæàåòñÿ äîëüøå òðåõ ìåñÿöåâ è âðà÷ íå ìîæåò âûÿâèòü äðóãîå çàáîëåâàíèå.

Ïëàí ëå÷åíèÿ

1-3 íåäåëÿ

Êîððåêöèÿ ïèòàíèÿ, ïðèåì ïîëèâèòàìèíîâ. Ïðèåì îáåçáîëèâàþùèõ ïðè íåîáõîäèìîñòè. Íîðìàëèçàöèÿ ñíà. Ïðîãóëêè.

4-8 íåäåëÿ

Íîðìàëèçàöèÿ íîðìàëüíîãî ôîíà. Êîððåêöèÿ ñíà è ïèòàíèÿ.

9-20 íåäåëÿ

Ëå÷åíèå èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿ, ïðàâèëüíîå ïèòàíèå, ðåæèì ñíà, ãîðìîíàëüíàÿ òåðàïèÿ, óâåëè÷åíèå ïðîäîëæèòåëüíîñòè ïðîãóëîê è ôèçè÷åñêèõ íàãðóçîê.

1. ÑÎÍ

Íå óïîòðåáëÿéòå êîôåèí ïîñëå 16:00, îãðàíè÷üòå óïîòðåáëåíèå àëêîãîëÿ ïåðåä ñíîì. Åñëè âàø ïàðòíåð õðàïèò — êóïèòå áåðóøè èëè âûãîíèòå åãî â äðóãóþ êîìíàòó.

Ïèòü ñíîòâîðíîå ïîëåçíåé, ÷åì íåäîñûïàòü. Áåñïîðÿäî÷íûé ðåæèì ñíà — îäèí èç ïðîöåññîâ, ïðîâîöèðóþùèõ ÑÕÓ. Äëÿ õîðîøåãî ñàìî÷óâñòâèÿ âû äîëæíû ñïàòü êàæäóþ íî÷ü ïî 8-9 ÷àñîâ ãëóáîêèì ñíîì áåç ïåðåðûâîâ.

2. ÃÎÐÌÎÍÛ

Íóæíî îáñëåäîâàòü ùèòîâèäíóþ æåëåçó, íàäïî÷å÷íèêè, ãèïîòàëàìóñ. Íàäïî÷å÷íèêè îòâå÷àþò çà ñòðåññîâóþ ðåàêöèþ, áàëàíñèðóþò çàùèòíûå ñèñòåìû è ïîääåðæèâàþò êðîâÿíîå äàâëåíèå. Ëå÷åíèå íàäïî÷å÷íèêîâ íà÷èíàåòñÿ ñ îãðàíè÷åíèÿ ïîòðåáëåíèÿ êîôåèíà è ñàõàðà, íîðìàëèçàöèè ðåæèìà ïèòàíèÿ. Åñòü íóæíî íåáîëüøèìè ïîðöèÿìè ðàç â 2,5-3 ÷àñà. Óâåëè÷üòå ïîòðåáëåíèå áåëêîâ, ñîêðàòèòå óãëåâîäû (îñîáåííî õëåá è ñàõàð).

Äèñôóíêöèÿ ùèòîâèäíîé æåëåçû âûðàæàåòñÿ â óñòàëîñòè, áîëåâûõ îùóùåíèÿõ, íàáîðå ëèøíåãî âåñà, íåïåðåíîñèìîñòè õîëîäà. Âìåñòî ñ âðà÷îì ïðàâèëüíî èíòåðïðåòèðóéòå ðåçóëüòàòû. Íîðìàëüíûå ïîêàçàòåëè íå âñåãäà îçíà÷àþò, ÷òî âñå â ïîðÿäêå. Íåîáõîäèìî íàéòè îïòèìàëüíûé äëÿ âàøåãî îðãàíèçìà óðîâåíü ãîðìîíîâ. Íîðìàëüíûé óðîâåíü ãîðìîíîâ â îðãàíèçìå èíäèâèäóàëåí è íå ìîæåò áûòü «îäèí äëÿ âñåõ».

3. ÈÍÔÅÊÖÈÈ

Îñíîâíîé ïðîáëåìîé ÿâëÿþòñÿ ãðèáêîâûå çàáîëåâàíèå. Óïîòðåáëåíèå îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà ñàõàðà, äðîææåâîãî õëåáà, ìóêè è àíòèáèîòèêîâ ïðåâðàùàåò êèøå÷íèê â ãðèáêîâóþ ôåðìó. Candida — ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ãðèáîê. Ýòî ìîëî÷íèöà, ñèíóñèò, ñëèçèñòûé êîëèò. Ïîâûøåííîå êîëè÷åñòâî ãðèáîâ ïîäàâëÿåò ôóíêöèè èììóíèòåòà.

Ëå÷èòñÿ êîððåêöèåé ïèòàíèÿ è ïðîáèîòèêàìè. Òàêæå íåîáõîäèìî ñäàòü àíàëèçû íà êèøå÷íûõ ïàðàçèòîâ è âèðóñíûå è áàêòåðèöèäíûå èíôåêöèè è èçáàâèòüñÿ îò íèõ, ïðè íàëè÷èè.

4. ÏÈÒÀÍÈÅ

ßéöà, ñîëü, êîôå è ÷àé íå âðåäíû. Ñîëèòå ñêîëüêî õîòèòå, ïàöèåíòàì ñ ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ âîîáùå ïðîòèâîïîêàçàíî îãðàíè÷èâàòü ïîòðåáëåíèå ñîëè.

— Åøüòå òî, ÷òî óëó÷øàåò âàøå ñàìî÷óâñòâèå.

— Èçáåãàéòå ñàõàðà.

— Íå ïèòàéòåñü ïîëóôàáðèêàòàìè. Íå ìîæåòå ïîíÿòü, ÷òî íàïèñàíî â ñîñòàâå — íå åøüòå ýòî.

— Ïåéòå ìíîãî âîäû.

— Ïðèíèìàéòå ïîëèâèòàìèíû: 5 ãðàìì ðèáîçû ïî 3 ðàçà â äåíü íà ïðîòÿæåíèè 3-6 íåäåëü ñòèìóëèðóþò ïðîöåññ ïðîèçâîäñòâà ýíåðãèè.

5. ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß

Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü ñïîñîáñòâóåò ïðîôèëàêòèêå è ëå÷åíèþ ïðàêòè÷åñêè âñåõ ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì.

— Ôèçè÷åñêàÿ àêòèâíîñòü äîëæíà áûòü â ðàäîñòü. Åñëè âû íåíàâèäèòå ëûæû, âûáåðèòå äðóãîå óïðàæíåíèå, íå íóæíî ñåáÿ íàñèëîâàòü.

— Õîäüáà ïîëåçíåé áåãà. Îíà òðåíèðóåò ñåðäöå è áåðåæåò ñóñòàâû. Ìîòèâèðîâàòü ñåáÿ íà ïðîãóëêó ïðîùå, ÷åì íà ïðîáåæêó.

— Âêëþ÷èòå óïðàæíåíèÿ â ðàñïîðÿäîê äíÿ. Íàéäèòå êîìïàíèþ.

— Çàíèìàéòåñü ïî ìåðå âîçìîæíîñòè. Íå ïåðåãðóæàéòå îðãàíèçì. Ãóëÿéòå è çàíèìàéòåñü ðîâíî ñòîëüêî âðåìåíè, ñêîëüêî ÷óâñòâóåòå ñåáÿ õîðîøî.

— 10 000 øàãîâ â äåíü äîñòàòî÷íî äëÿ çäîðîâüÿ.

 ëþáîì ñëó÷àå, íå èçáåæàòü âèçèòà ê âðà÷ó. Ïîæàëóéñòà, íå çàíèìàéòåñü ñàìîëå÷åíèåì è áóäüòå çäîðîâû!

Åùå â êíèãå: ñïèñêè ëåêàðñòâ, ïðèðîäíûå àíàëîãè, ðåêîìåíäàöèè ïî ðàñøèôðîâêå àíàëèçîâ, íàó÷íûå îáîñíîâàíèÿ.

Источник

Ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè

Ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñò蠖 çàãàäî÷íîå ÿâëåíèå, è ÿ çíàêîìà ñ íèì íå ïîíàñëûøêå. Âî âðåìÿ ó÷åáû â ìåäèöèíñêîì âóçå ìíå äèàãíîñòèðîâàëè îäíîâðåìåííî ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè è ôèáðîìèàëãèþ, è â ìîåì ñëó÷àå ñèìïòîìû ìåíÿëèñü: ïàðó ìåñÿöåâ ÿ îùóùàëà êðàéíþþ óñòàëîñòü, à çàòåì íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ ëó÷øå.  õóäøèå ïåðèîäû ÿ âñòàâàëà óòðîì, êàê ïðàâèëî, íà äâà ÷àñà ïîçæå, ÷åì ïëàíèðîâàëà, è, ïðîñïàâ âñþ íî÷ü, îñòàâàëàñü íåîòäîõíóâøåé. ß ïðîäóêòèâíî ïðîâîäèëà îò äâóõ äî òðåõ ÷àñîâ, à ïîòîì äî êîíöà äíÿ åëå ïåðåäâèãàëà íîãè. Ýòî áûëà íå òà óñòàëîñòü, êàêóþ îáû÷íî èñïûòûâàåò ÷åëîâåê â êîíöå äíÿ; ðå÷ü èäåò î âñåïîãëîùàþùèõ èñòîùåíèè è ñîíëèâîñòè, ïî÷òè òàêèõ, áóäòî ÿ íàõîäèëàñü ïîä âîçäåéñòâèåì íàðêîòèêîâ.

Âîçìîæíî, ïî íàçâàíèþ áîëåçíè íåÿñíî, ÷òî îíà âûçâàíà èíôåêöèåé, ïîýòîìó âû ìîæåòå ñïðîñèòü, ïî÷åìó ÿ ðåøèëà ïîãîâîðèòü î íåé èìåííî â ýòîé ãëàâå. Õîòÿ îñíîâíàÿ ïðè÷èíà ñèíäðîìà õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè (ÑÕÓ) íå î÷åíü ïîíÿòíà, åñòü íåñêîëüêî òðèããåðîâ, â òîì ÷èñëå âèðóñû èëè äðóãèå èíôåêöèè, ãåíåòè÷åñêèå ôàêòîðû, áîëåçíè ãîëîâíîãî ìîçãà, ÷ðåçìåðíî àêòèâíàÿ ðåàêöèÿ èììóííîé ñèñòåìû, ïñèõîëîãè÷åñêèå èëè ýìîöèîíàëüíûå ñîñòîÿíèÿ è âûçâàííûå ñòðåññîì ãîðìîíàëüíûå àíîìàëèè. ÑÕÓ âñòðå÷àåòñÿ ó ìóæ÷èí è ó æåíùèí â ëþáîì âîçðàñòå è âî âñåõ ðàñîâûõ è ýòíè÷åñêèõ ãðóïïàõ, îäíàêî ó æåíùèí åãî äèàãíîñòèðóþò ÷àùå, ÷åì ó ìóæ÷èí. Ïî äàííûì öåíòðîâ êîíòðîëÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé, â ÑØÀ ÑÕÓ ñòðàäàþò áîëåå 1 ìèëëèîíà ÷åëîâåê, åùå ó íåñêîëüêèõ ìèëëèîíîâ ñõîæèå ñèìïòîìû, íî íåò âñåõ ïðèçíàêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà «ÑÕÓ».

Ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñò蠖 äàâíî èçâåñòíîå ðàññòðîéñòâî, íî âçãëÿä íà íåãî ýâîëþöèîíèðîâàë.  XIX â. ñèìïòîìû, íàïîìèíàþùèå ñèìïòîìû ÑÕÓ, îïèñûâàëè òåðìèíîì «íåâðàñòåíèÿ» èëè «íåðâíîå èñòîùåíèå». Ñåãîäíÿ ãîâîðÿò îá èçíóðèòåëüíîì çàáîëåâàíèè. Ñèíäðîì îòìå÷åí íåîáúÿñíèìîé, ïðîäîëæèòåëüíîé èëè âîçâðàùàþùåéñÿ óñòàëîñòüþ, ïðîÿâèâøåéñÿ íàðÿäó ñ äðóãèìè ñïåöèôè÷åñêèìè ñèìïòîìàìè, êîòîðûå äëÿòñÿ ó âçðîñëûõ êàê ìèíèìóì ïîëãîäà. Óñòàëîñòü ïîÿâëÿåòñÿ íå èç-çà íàïðÿæåíèÿ; ïîñëå îòäûõà íå íàñòóïàåò çíà÷èòåëüíîãî îáëåã÷åíèÿ, è îíà íå âûçâàíà äðóãèìè çàáîëåâàíèÿìè, íî ìîæåò ñóùåñòâåííî îòðàçèòüñÿ íà êà÷åñòâå âàøåé ðàáîòû, ó÷åáû è æèçíè.

Читайте также:  Синдромы в терапии скачать бесплатно

Äëÿ ïîñòàíîâêè äèàãíîçà ÑÕÓ ó ÷åëîâåêà äîëæíî ïîñòîÿííî èëè ïåðèîäè÷åñêè íà ïðîòÿæåíèè ìèíèìóì ïîëóãîäà íàáëþäàòüñÿ åùå ÷åòûðå èëè áîëüøå èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ (ïðè÷åì ñèìïòîìû íå äîëæíû ïðåäøåñòâîâàòü óñòàëîñòè): çíà÷èòåëüíîå óõóäøåíèå êðàòêîâðåìåííîé ïàìÿòè èëè êîíöåíòðàöèè; âîñïàëåííîå ãîðëî; ÷óâñòâèòåëüíûå ëèìôàòè÷åñêèå óçëû; áîëè â ìûøöàõ; áîëè â ñóñòàâàõ áåç îòåêà èëè ïîêðàñíåíèÿ; ãîëîâíûå áîë蠖 íîâûå, áîëåå ñåðüåçíûå èëè ïðîòåêàþùèå íå òàê, êàê ðàíüøå; íåîñâåæàþùèé ñîí; îáùèé äèñêîìôîðò èëè íåäîìîãàíèå, êîòîðîå äëèòñÿ áîëüøå 24 ÷àñîâ ïîñëå ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè. Ïîìèìî ýòîãî, ëþäè ñ ÑÕÓ ÷àñòî èñïûòûâàþò òðóäíîñòè ñ êîãíèòèâíîé ôóíêöèåé (íàïðèìåð, èì òðóäíî ïîäáèðàòü íóæíûå ñëîâà, ïëàíèðîâàòü íàïåðåä è ñàìîîðãàíèçîâûâàòüñÿ), æàëóþòñÿ íà ãîëîâîêðóæåíèå èëè òîøíîòó, îáùåå íåäîìîãàíèå èëè ñèìïòîìû ãðèïïà (íå âûçâàííûå èíôåêöèåé), ó÷àùåííîå ñåðäöåáèåíèå, íå âûçâàííûå ïðîáëåìàìè ñ ñåðäöåì, è óñóãóáëåíèå ñèìïòîìîâ ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.

Áîëüøèíñòâî ïàöèåíòîâ ñ ñèíäðîìîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè ñîîáùàþò, ÷òî èõ çàáîëåâàíèþ ïðåäøåñòâîâàëà êàêàÿ-òî äðóãàÿ áîëåçíü ñðåäíåé èëè âûñîêîé òÿæåñòè (íàïðèìåð, äëèòåëüíàÿ âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ) èëè ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå (ñêàæåì, äåïðåññèÿ). Íåêîòîðûå ñïåöèàëèñòû ñ÷èòàþò, ÷òî ýòè ôàêòîðû ïî îòäåëüíîñòè èëè âìåñòå ìîãóò âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ îòêëîíåíèÿìè â íåðâíîé ñèñòåìå èëè ãåííûìè íàðóøåíèÿìè, âûçûâàÿ ÑÕÓ. ×òî êàñàåòñÿ èíôåêöèé, áûëè èçó÷åíû ðàçíûå èõ òèïû, ÷òîáû îïðåäåëèòü, ìîãóò ëè îíè âûçâàòü èëè ñïðîâîöèðîâàòü ÑÕÓ. Ñþäà âõîäÿò â ÷èñëå ïðî÷èõ âèðóñ Ýïøòåéíࠖ Áàðð, âèðóñ ãåðïåñà 6-ãî òèïà (áîëåå ðàñïðîñòðàíåííûé ñðåäè ëþäåé ñ íàðóøåíèÿìè èììóííîé ñèñòåìû, ïðèíèìàþùèõ èììóíîäåïðåññàíòû), ýíòåðîâèðóñ (ïîïàäàþùèé â îðãàíèçì ÷åðåç ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò, ÷àñòàÿ ïðè÷èíà ïðîñòóäû), êðàñíóõà è Candida albicans (ãðèáîê, âûçûâàþùèé äðîææåâûå èíôåêöèè). Îäíà èç ãèïîòåç ñîñòîèò â òîì, ÷òî âèðóñíàÿ èíôåêöèÿ èëè ñòðåññ ìîãóò ïðèâåñòè ê õðîíè÷åñêîé âûðàáîòêå öèòîêèíîâ, à çàòå젖 ê ÑÕÓ.

Âàæíóþ ðîëü çäåñü èãðàåò öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà. Ôèçè÷åñêèé èëè ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ, ïðåäøåñòâóþùèé ñèíäðîìó õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè ó ìíîãèõ ëþäåé, èçìåíÿåò àêòèâíîñòü ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàðíî-íàäïî÷å÷íèêîâîé ñèñòåìû, ÷òî âûçûâàåò èçìåíåíèÿ â ïðîèçâîäñòâå êîðòèêîòðîïèí-ðèëèçèíã-ãîðìîíà (êîðòèêîëèáåðèíà), êîðòèçîëà è äðóãèõ ãîðìîíîâ. Âñå ýòè ãîðìîíû âëèÿþò íà èììóííóþ è ìíîãèå äðóãèå ñèñòåìû îðãàíèçìà. Âìåøàòüñÿ ìîãóò è ãîðìîíàëüíûå íàðóøåíèÿ. Ó íåêîòîðûõ ïàöèåíòîâ ñ ÑÕÓ âûðàáàòûâàåòñÿ ìåíüøå êîðòèçîëà, ÷åì ó çäîðîâûõ ëþäåé. Ýòî âàæíî, ïîñêîëüêó êîðòèçîë ïîäàâëÿåò âîñïàëåíèå è àêòèâàöèþ èììóííîé ðåàêöèè êëåòîê, òàê ÷òî ñíèæåíèå åãî óðîâíÿ ìîæåò âûëèòüñÿ â èçáûòî÷íîå âîñïàëåíèå è ïîòåíöèàëüíîå îáîñòðåíèå ñèìïòîìîâ ÑÕÓ.

Àëëåðãè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ – ïèùåâûå, ñåçîííûå àëëåðãèè è ýêçåìû, êàê è âòîðè÷íûå çàáîëåâàíèÿ âðîäå ñèíóñèòà, äëÿ íåêîòîðûõ ëþäåé òîæå ÿâëÿþòñÿ ôàêòîðàìè ïðåäðàñïîëîæåííîñòè ê ÑÕÓ. Íî íå ó âñåõ ñòðàäàþùèõ ñèíäðîìîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè åñòü àëëåðãèÿ èëè ïðîáëåìû ñ ïàçóõàìè. Òåì íå ìåíåå ìíîãèå ïàöèåíòû ñ ÑÕÓ ñîîáùàþò î íåïåðåíîñèìîñòè íåêîòîðûõ âåùåñòâ, òàêèõ êàê êîíñåðâàíòû è äðóãèå äîáàâêè â ïðîäóêòàõ ïèòàíèÿ èëè òðàäèöèîííûõ ëåêàðñòâàõ (íàïðèìåð, ñïèðò èëè êðàñèòåëè).

Ìåæäó òåì åñòü äàííûå î òîì, ÷òî ó ëþäåé, ïîäâåðæåííûõ ðèñêó ÑÕÓ èç-çà ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ýòî ðàññòðîéñòâî ìîæåò áûòü âûçâàíî ñòðåññîì. Íàïðèìåð, ïåðåæèâøèå òðàâìó â äåòñòâå, â òîì ÷èñëå ñåêñóàëüíîå è ýìîöèîíàëüíîå íàñèëèå, çíà÷èòåëüíî áîëåå ñêëîííû ê ðàçâèòèþ ÑÕÓ, ÷åì òå, êòî òàêîé òðàâìû íå ïåðåæèâàë. Èññëåäîâàòåëè ïðåäïîëàãàþò, ÷òî ñòðåññ âñëåäñòâèå íàñèëèÿ ìîæåò ñêàçàòüñÿ íà öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, èììóííîé è íåéðîýíäîêðèííîé ñèñòåìàõ (êóäà âõîäÿò è íåðâû, è ãîðìîíû), ÷òî è âûçûâàåò äàííîå ðàññòðîéñòâî.

Åùå îäíèì ôàêòîðîì, ïðîâîöèðóþùèì ÑÕÓ, ñ÷èòàåòñÿ àíîìàëüíî íèçêîå êðîâÿíîå äàâëåíèå. Ó íåêîòîðûõ ëþäåé ñ ÑÕÓ ïðèñóòñòâóþò íàðóøåíèÿ âåãåòàòèâíîé ðåãóëÿöèè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ è ïóëüñࠖ ïðîáëåìû, êîòîðûå ìîæíî äèàãíîñòèðîâàòü ñ ïîìîùüþ òèëò-òåñòà (ïðîáà íà íàêëîííîì ñòîëå). Ïðîöåäóðà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âû ëîæèòåñü íà ñòîë, êîòîðûé ïåðåìåùàåòñÿ èç ãîðèçîíòàëüíîãî ïîëîæåíèÿ â âåðòèêàëüíîå (òåëî çàôèêñèðîâàíî ðåìíÿìè), à âàøå äàâëåíèå è ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé êîíòðîëèðóþò äàò÷èêè.  ýòèõ óñëîâèÿõ ó ëþäåé ñ ãèïîòîíèåé, îáóñëîâëåííîé íåðâíûìè ðàññòðîéñòâàìè è ïðåäïîëàãàþùåé «íåäîïîíèìàíèå» ìåæäó ñåðäöåì è ìîçãîì (âìåñòî òîãî ÷òîáû çàñòàâëÿòü ñåðäöå áèòüñÿ áûñòðåå è ïðåäîòâðàùàòü ïîòåðþ ñîçíàíèÿ, ìîçã îøèáî÷íî ïðèêàçûâàåò åìó çàìåäëÿòü ðèòì), èëè ñ îðòîñòàòè÷åñêîé ãèïîòîíèåé (ïîñòóðàëüíàÿ ãèïîòåíçèÿ; ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ïåðåõîä îò ãîðèçîíòàëüíîãî ïîëîæåíèÿ íà ñïèíå â âåðòèêàëüíîå âûçûâàåò àíîìàëüíî ðåçêîå ïîâûøåíèå ÷àñòîòû ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé), ïîìèìî ïîíèæåíèÿ äàâëåíèÿ ðàçâèâàþòñÿ è äðóãèå õàðàêòåðíûå ñèìïòîìû, òàêèå êàê ãîëîâîêðóæåíèå, ïîòåìíåíèå â ãëàçàõ èëè çàìåäëåííàÿ ðåàêöèÿ íà ñëîâåñíûå ðàçäðàæèòåëè. Ìíîãèå ëþäè ñ ÑÕÓ èñïûòûâàþò ãîëîâîêðóæåíèå èëè óñèëåíèå óñòàëîñòè, êîãäà ïîäîëãó ñòîÿò èëè íàõîäÿòñÿ â æàðêîì ïîìåùåíè蠖 íàïðèìåð, â âàííîé. Ýòî ñèìïòîìû îðòîñòàòè÷åñêîé ãèïîòåíçèè.

Ìåæäó òåì ó ìíîãèõ îáëàäàòåëåé ÑÕÓ òàêæå ðàçâèâàþòñÿ ôèáðîìèàëãèÿ, «ìíîæåñòâåííàÿ õèìè÷åñêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü» èëè è òî è äðóãîå. Ïîêà íåÿñíî, ÿâëÿþòñÿ ëè îíè ôàêòîðàìè ðèñêà èëè íåïîñðåäñòâåííûìè ïðè÷èíàìè, åñòü ëè ó íèõ îáùèå òðèããåðû èëè îíè ïðîñòî ñîñóùåñòâóþò ïî ñòå÷åíèþ îáñòîÿòåëüñòâ. Íî íåêîòîðûå èõ õàðàêòåðèñòèêè ñîâïàäàþò. Íàïðèìåð, ôèáðîìèàëãèþ ÷àùå âñåãî ïóòàþò ñ ÑÕÓ, ïîòîìó ÷òî îíà âûçûâàåò äëèòåëüíóþ óñòàëîñòü è ìûøå÷íûå áîëè ïî âñåìó òåëó. Íà ñàìîì äåëå ìíîãèå ýêñïåðòû ñ÷èòàþò, ÷òî ôèáðîìèàëãèÿ è ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñò蠖 ðàçíûå ôîðìû îäíîãî è òîãî æå ðàññòðîéñòâà. Íî â îòëè÷èå îò ïàöèåíòîâ ñ ÑÕÓ, îùóùàþùèõ ñèëüíóþ óñòàëîñòü, áîëüíûå ôèáðîìèàëãèåé èñïûòûâàþò áîëüøå áîëè. Ó ïîñëåäíèõ (è âû ïðî÷òåòå îá ýòîì ïîäðîáíåå â ãëàâå 12) åñòü êàê ìèíèìóì 11 «ñëàáûõ ìåñò», î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíûõ è áîëåçíåííûõ ïðè íàæàòèè. ×àñòî ýòî ó÷àñòêè ïî áîêàì øåè, â âåðõíåé ÷àñòè ëîïàòîê, âûøå ÿãîäèö è òàçà è íà âíóòðåííåé ñòîðîíå êîëåí. Ó íåêîòîðûõ ëþäåé ñ ÑÕÓ áîëåçíåííûå òî÷êè ñõîæè. Âîçìîæíî, ñâÿçü ìåæäó ýòèìè äâóìÿ ðàññòðîéñòâàìè îáúÿñíÿåòñÿ ñëèøêîì àêòèâíîé ðåàêöèåé íà ñòèìóëÿöèþ (òàê íàçûâàåìîé öåíòðàëüíîé ñåíñèáèëèçàöèåé), êîòîðàÿ, êàê ïîëàãàþò, è âûçûâàåò ôèáðîìèàëãèþ, à òàêæå ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ÑÕÓ.

Читайте также:  Синдром недиференційованої дисплазії сполучної тканини

Ê ñîæàëåíèþ, íàó÷íîãî ïîäòâåðæäåííîãî ìåòîäà ëå÷åíèÿ ñèíäðîìà õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè íå ñóùåñòâóåò, êàê è ñïåöèàëüíûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ. Ïîñêîëüêó îí åùå íåäîñòàòî÷íî èçó÷åí, ó ìíîãèõ ïàöèåíòîâ âîçíèêàþò ïðîáëåìû ñ ïîèñêîì êà÷åñòâåííîé ïîìîùè.  öåëîì ðåêîìåíäóåìàÿ ñòðàòåãèÿ ïîäðàçóìåâàåò ñî÷åòàíèå òàêèõ ìåð, êàê çäîðîâîå ïèòàíèå, ïðèåì àíòèäåïðåññàíòîâ (îáû÷íî ìàëûõ äîç òðèöèêëè÷åñêèõ àíòèäåïðåññàíòîâ) è äðóãèõ ëåêàðñòâ (íàïðèìåð, íåñòåðîèäíûõ ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûõ ïðåïàðàòîâ èëè ñòèìóëÿòîðîâ), êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêàÿ òåðàïèÿ, êîíòðîëü ñíà, à òàêæå ëå÷åáíûå óïðàæíåíèÿ. Ýòî ñïåöèàëüíûå óïðàæíåíèÿ äëÿ ÑÕÓ, êîòîðûå ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ìåíÿþòñÿ îò íèçêîé ñòåïåíè èíòåíñèâíîñòè äî âûñîêîé, à çàòåì ïîñòåïåííî âîçâðàùàþòñÿ ê óìåðåííîé ñòåïåíè èíòåíñèâíîñòè.

Òÿæåñòü ÑÕÓ ìîæåò áûòü ðàçíîé. Ó îäíèõ îí ïðîÿâëÿåòñÿ î÷åíü ìÿãêî. Äðóãèì òðóäíî âûïîëíÿòü äîìàøíèå è ïðîôåññèîíàëüíûå îáÿçàííîñòè: îíè íå ìîãóò ðàáîòàòü ïîëíûé ðàáî÷èé äåíü, è èì ñëîæíî ðåøàòü äàæå ïðîñòûå çàäà÷è, òàêèå êàê ëåãêàÿ ðàáîòà ïî äîìó. Èìåííî ýòî ñëó÷èëîñü ñ Äæèííè, ïðîãðàììèñòîì 40 ëåò, êîòîðóþ íàïðàâèë êî ìíå íåñêîëüêî ëåò íàçàä åå ïñèõèàòð. ×åòûðå ãîäà îíà ÷óâñòâîâàëà ñåáÿ íàñòîëüêî ðàçáèòîé, ÷òî åé òÿæåëî áûëî äàæå âñòàâàòü ñ ïîñòåëè, è â êîíå÷íîì èòîãå æåíùèíà ïîòåðÿëà ðàáîòó. Íåñìîòðÿ íà èçíóðèòåëüíóþ óñòàëîñòü, Äæèííè ïëîõî ñïàëà è ÷àñòî ïðîñûïàëàñü íî÷üþ.

Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ó Äæèííè â òå÷åíèå äíÿ íàáëþäàëèñü ñïóòàííîñòü ñîçíàíèÿ è äåïðåññèÿ. Åå ëå÷èëè àíòèäåïðåññàíòàìè è ïñèõîòåðàïèåé, è îíà æàëîâàëàñü, ÷òî ïîëüçà îò ëåêàðñòâ ìèíèìàëüíà. Íî êîãäà æåíùèíà çàñòàâëÿëà ñåáÿ îòðàáîòàòü ïîëíûé ðàáî÷èé äåíü, ïîòîì åå â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ äíåé ìó÷àëè ãîëîâíûå áîëè è åùå áîëåå ñèëüíàÿ óñòàëîñòü. Óïðàæíåíèÿ íà íåñêîëüêî ÷àñîâ óëó÷øàëè åå ñàìî÷óâñòâèå, íî ïîòîì óñòàëîñòü íàêàòûâàëà ñ íîâîé ñèëîé.  îòâåò íà ïðîñüáó ðàññêàçàòü î äðóãèõ ñèìïòîìàõ Äæèííè îïèñàëà ìûøå÷íûå áîëè â ïëå÷àõ è øåå, íî â äðóãèõ ìåñòàõ áîëè íå áûëî. Ïñèõèàòð õîòåë, ÷òîáû ÿ ïðîâåðèëà, íåò ëè ó íåå îñíîâíîãî çàáîëåâàíèÿ âðîäå àíåìèè èëè ðàññòðîéñòâà ùèòîâèäíîé æåëåçû, íî âñå àíàëèçû äàëè îòðèöàòåëüíûå ðåçóëüòàòû.

ß çàïîäîçðèëà ó Äæèííè ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè è íàïðàâèëà åå ê íåâðîëîãàì, ñïåöèàëèñòàì ïî äàííîìó ðàññòðîéñòâó. Îíè ïîäòâåðäèëè ìîè ïîäîçðåíèÿ. Ïî èõ ðåêîìåíäàöèè Äæèííè íà÷àëà êóðñ êîãíèòèâíî-ïîâåäåí÷åñêîé òåðàïèè, âûïîëíÿëà êîìïëåêñ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è ïðèíèìàëà íåêîòîðûå ïèùåâûå äîáàâêè, âêëþ÷àÿ âèòàìèí B12, ìàãíèé, àöåòèë-L-êàðíèòèí (àìèíîêèñëîòà) è DHA/EPA (ïîëèíåíàñûùåííûå æèðíûå êèñëîòû).  íàøó ïîñëåäíþþ âñòðå÷ó – îêîëî ãîäà íàçà䠖 îíà ïîáëàãîäàðèëà ìåíÿ çà äèàãíîç è íàïðàâëåíèå è ñêàçàëà, ÷òî ñòàëà ëó÷øå ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ â ýìîöèîíàëüíîì ïëàíå, êîãäà ñòàëà ïîíèìàòü, ÷åì êîíêðåòíî áîëüíà. Îíà äîáàâèëà, ÷òî ñèìïòîìû óñòàëîñòè â öåëîì îñòàëèñü, íî îò íåäåëè ê íåäåëå èõ èíòåíñèâíîñòü ìåíÿëàñü è îíà äî ñèõ ïîð ñ÷èòàåò, ÷òî ñåðüåçíî áîëüíà è ýòî ñîñòîÿíèå åé ìåøàåò.

Êàê â ñëó÷àå ñ Äæèííè, ìíîãèå äàæå ïðè ëå÷åíèè íå â ïîëíîé ìåðå îïðàâëÿþòñÿ îò ÑÕÓ, íî ó íåêîòîðûõ ýòî ïîëó÷àåòñÿ. Ñîãëàñíî íåñêîëüêèì èññëåäîâàíèÿì, áîëåå ÷åì ó ïîëîâèíû áîëüíûõ, êîòîðûå æàëóþòñÿ íà õðîíè÷åñêóþ óñòàëîñòü, ÷åðåç äâà ãîäà îíà íå ïðîõîäèò, òîãäà êàê ïðè äëèòåëüíîì ëå÷åíèè ñîñòîÿíèå äðóãèõ ïàöèåíòîâ óëó÷øàåòñÿ è äàæå íàáëþäàåòñÿ ïî÷òè ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå. Ó òåõ, êòî ñòàðàåòñÿ âåñòè àêòèâíûé îáðàç æèçíè, íàñêîëüêî ýòî âîçìîæíî, è õîòü êàê-òî êîíòðîëèðîâàòü ñâîé ÑÕÓ, øàíñû íà óëó÷øåíèå âûøå. Èìåííî òàê ïîñòóïàëà è ÿ: ïðîäîëæàÿ ðàáîòàòü âðà÷îì è ìåäèöèíñêèì êîððåñïîíäåíòîì íà ÒÂ, âûðàáîòàëà ïðèâû÷êó õîäèòü áîäðûì øàãîì è âåëà ïîëíîöåííóþ ñåìåéíóþ è îáùåñòâåííóþ æèçíü. Íî ÿ òàêæå íàó÷èëàñü âíèìàòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê ñâîèì ñèëàì è îòâîäèëà âðåìÿ íà îòäûõ, êîãäà ýòî áûëî íåîáõîäèìî.

Âàæíî âûáðàòü âðà÷à, êîòîðûé ñ÷èòàåò ñèíäðîì õðîíè÷åñêîé óñòàëîñòè ìåäèöèíñêèì ñîñòîÿíèåì ñ ïñèõè÷åñêèìè êîìïîíåíòàìè, à íå íàîáîðîò. Òàêæå ñëåäóåò ñ íàñòîðîæåííîñòüþ îòíåñòèñü ê âðà÷ó, ðåêîìåíäóþùåìó ÷ðåçìåðíûå è äîðîãîñòîÿùèå ìåòîäû ëå÷åíèÿ, ïîòåíöèàëüíî èìåþùèå ñåðüåçíûå ïîáî÷íûå ýôôåêòû ïðè íåäîêàçàííûõ ïðåèìóùåñòâàõ. Òåì, êòî ñòðàäàåò îò òÿæåëîé ôîðìû ÑÕÓ, íå ðåàãèðóþùåãî íà èçìåíåíèÿ îáðàçà æèçíè è ëåêàðñòâà, ñëåäóåò óçíàòü ó ñâîåãî âðà÷à î âîçìîæíîñòè ó÷àñòèÿ â ìåñòíûõ êëèíè÷åñêèõ èñïûòàíèÿõ, ïîòîìó ÷òî â äàííûé ìîìåíò ïðîõîäÿò èññëåäîâàíèÿ íîâûõ ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ.

Ìíîæåñòâåííàÿ õèìè÷åñêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü

Êîìó-òî ìíîæåñòâåííàÿ õèìè÷åñêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü (ÌÕ×, îíà æå «ýêîëîãè÷åñêàÿ áîëåçíü» èëè «ñèíäðîì áîëüíîãî çäàíèÿ») ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñóáúåêòèâíûì ñîñòîÿíèåì, îäíàêî ýòî ðåàëüíîå ÿâëåíèå. Îíî âîçíèêàåò, êîãäà ó ÷åëîâåêà ïîÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå ñèìïòîìû – óñòàëîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü, ãîëîâîêðóæåíèå, òîøíîòà, çàëîæåííîñòü íîñà, çóä, íàñìîðê, áîëü â ãîðëå, ïðîáëåìû ñ äûõàíèåì, áîëè â ìûøöàõ, æåëóäî÷íî-êèøå÷íûå ðàññòðîéñòâà, ïåðåïàäû íàñòðîåíèÿ èëè óõóäøåíèå ïàìÿò蠖 ïîñëå âîçäåéñòâèÿ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ èëè ïàðôþìåðèè íà ðàáîòå èëè äîìà èëè èç-çà êðóïíîãî âûáðîñà õèìèêàòîâ ïîáëèçîñòè. Ñèìïòîìû, êàê ïðàâèëî, çàòðàãèâàþò áîëüøå îäíîé ñèñòåìû îðãàíîâ è â öåëîì îñëàáåâàþò ïîñëå òîãî, êàê õèìè÷åñêèå òðèããåðû óñòðàíåíû.

Îñîáåííî îçàäà÷èâàåò òî, ÷òî íåêîòîðûå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ÌÕ× àíàëîãè÷íû ñèìïòîìàì ÑÕÓ. Áîëåå òîãî, ó ìíîãèõ ëþäåé ñ ÑÕÓ ïðèñóòñòâóåò è ÌÕ×, ÷òî òîëüêî îñëîæíÿåò äåëî. Òàê æå, êàê â ñëó÷àå ñ ÑÕÓ è ôèáðîìèàëãèåé, â ìåäèöèíñêîì ñîîáùåñòâå âåäóòñÿ àêòèâíûå äåáàòû î òîì, ÿâëÿåòñÿ ëè ÌÕ× îòäåëüíûì çàáîëåâàíèåì èëè èìååò ïñèõîëîãè÷åñêóþ ïîäîïëåêó. Òî÷íîãî îòâåòà ìû ìîæåì íèêîãäà íå óçíàòü.  êîíöå êîíöîâ, êàæäûé èç íàñ åæåäíåâíî ïîäâåðãàåòñÿ âîçäåéñòâèþ ðàçíîîáðàçíûõ õèìè÷åñêèõ âåùåñòâ, ïîýòîìó òðóäíî îïðåäåëèòü, îòâåòñòâåííû ëè îíè çà òå èëè èíûå ñèìïòîìû. Íà ñàìîì äåëå íàäåæíûõ òåñòîâ äëÿ äèàãíîñòèêè ÌÕ× íåò.

Âîò ìîé ñîâåò: åñëè õèìè÷åñêèå âåùåñòâà, äóõè, áëàãîâîíèÿ è äðóãèå ðàçäðàæèòåëè (ñàìûå ðàñïðîñòðàíåííûå èç íèõ – îòáåëèâàòåëè, ñìÿã÷èòåëè òêàíè, îñâåæèòåëè âîçäóõà è èíñåêòèöèäû) óñóãóáëÿþò âàøè íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ, èçáåãàéòå èìè ïîëüçîâàòüñÿ ïî ìåðå âîçìîæíîñòè. Êðîìå òîãî, âûáèðàéòå ïðîäóêòû ëè÷íîé ãèãèåíû è ìîþùèå ñðåäñòâà áåç çàïàõà, ñòàðàéòåñü äåðæàòü äîì è ðàáî÷èé êàáèíåò â ÷èñòîòå è õîðîøî ïðîâåòðèâàéòå ïîìåùåíèÿ.

Источник