Литература о развитии синдром дауна

Литература о развитии синдром дауна thumbnail

https://www.downsideup.org/public.php
ИЗДАНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ДАУНСАЙД АП.
Периодика:
1. «Синдром Дауна. XXI век» — междисциплинарный научно-практический журнал
Периодичность: 2 выпуска в год. Постоянные рубрики: «Медицина»; «Психология»; Педагогика»; «Интеграция в общество»; «Творчество»; «Отечественный и зарубежный опыт»; «Новости»; «Анонсы».

2.»Сделай шаг» — вестник Даунсайд Ап. Предназначен для семей детей с синдромом Дауна.
Периодичность: 3 выпуска в год. Постоянные рубрики: «От администрации»; «Взгляд педагога»; «Советы доктора»; «Трибуна родителей»; «Мир вокруг нас»; «Рассказики и разговорчики»; «Новости. события, планы»; «Наша фотогалерея».

Статьи о синдроме Дауна.
10-ый Всемирный Конгресс по синдрому Дауна глазами участника Н.Ф. Ригина, директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами «Даунсайд Ап»

Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память По материалам Сэнди Олтон ( Sandy Alton ), педагога-консультанта, работающей с учащимися с синдромом Дауна в графстве Окфордшир («Down’s Syndrome Association Journal», Issue 95, Winter 2000/2001) Перевод Н.С. Грозной, переводчика, координатора редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап»

Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка И.А. Панфилова, логопед «Даунсайд Ап».

Мы все одарены… Интервью с М. Бартиновой, арт-педагогом, сотрудником кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования

Развитие человека в контексте развития культуры, или как помочь «особому» ребенку найти свое место в социуме
Интервью с А. Афониным, ведущим педагогом Региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг»

О детских садах Н.А. Яковлева, специальный педагог «Даунсайд Ап»

Как развивать внимание и память Т.П. Медведева, специалист по когнитивному развитию «Даунсайд Ап»

Синдром Дауна: наука и практика Рубрика «Мир вокруг нас».
Н.Ф. Ригина, директор по сотрудничеству с государственными и международными структурами «Даунсайд Ап»

Международная конференция в Варшаве Рубрика «Мир вокруг нас»,
Т.П. Медведева, специалист по когнитивному развитию «Даунсайд Ап», А.И. Чубарова, к.м.н., медицинский консультант «Даунсайд Ап»

Нужна ли интеграция? Дискуссия.

Тело, эмоции и разум часть 1.
Тело, эмоции и разум часть 2. Рубрика «Взгляд педагога»
С.Э. Куман, Е.К. Рафикова, специальные педагоги «Даунсайд Ап»

Открытие американских ученых Рубрика «Мир вокруг нас»
Н.С. Грозная, переводчик, координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап»

Неотложная помощь в грудном возрасте А.И. Чубарова , к.м.н., медицинский консультант «Даунсайд Ап»

Между погремушкой и велосипедом П.Л. Жиянова, педагог службы ранней помощи «Даунсайд Ап»

Улица с двухсторонним движением Т. Н. Нечаева, специальный педагог, К.Я. Кравченко, психолог «Даунсайд Ап»

Запоры у детей А.И. Чубарова, к. м. н., медицинский консультант «Даунсайд Ап»

Еще раз об интеграции Н. С. Грозная, переводчик, координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап»

Как живут инвалиды за границей? Елена Вяхякуопус

Обучать — играя П.Л. Жиянова, педагог службы ранней помощи «Даунсайд Ап», Т.П. Медведева, специалист по когнитивному развитию «Даунсайд Ап»

Как помочь детям с нарушением зрения М.Ф. Гимадеева, педагог службы ранней помощи «Даунсайд Ап»

Двигательное развитие Вашего ребёнка

Что такое ЛОГОРИТМИКА? Л.В. Лобода, логопед &quo

Источник

Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна

Книга посвящена развитию общения и речи детей раннего возраста с синдромом Дауна.В ее основе лежат описание и анализ опыта работы успешно функционирующего Центра ранней помощи «Даунсайд Ап». Главная особенность книги -ее обращенность к родителям, к семье ребенка с синдромом Дауна. Книга содержит много иллюстраций и поэтапные рекомендации
PS.С правой стороны перед словом поделиться, стоит «Скачать файл
PDF (25 Мб)» или можно просмотреть книгу нажимая на странички
https://media.downsideup.wiki/ru/post/formirovanie_nav..

Малыш с синдромом Дауна.

Эта книга для родителей, в семье которых растет малыш с синдромом Дауна. Наряду со среднестатистическими данными о развитии детей с синдромом Дауна читатель получит сведения об основных этапах развития малыша, найдет здесь подробные советы о том, как организовать занятия с малышом в домашних условиях, а также описание методики занятий, которые помогут ребенку расти и развиваться. Книга содержит конкретные рекомендации. Их вполне смогут реализовать даже очень далекие от педагогической науки родители. Мы надеемся, что она окажется полезной и широкому кругу специалистов, работающих с детьми. Скачать книгу можно по ссылке ( справа см. файл PDF)
https://media.downsideup.wiki/ru/post/malysh_s_sindrom..

Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. Либби Кумин

Книга написана известным американским специалистом по развитию навыков общения у детей с синдромом Дауна. Обращаясь к родителям, Либби Кумин представляет картину последовательного формирования этих навыков, отмечает характерные трудности и дает много практических советов, как заниматься с ребенком дома. Четко определяются понятия «язык», «речь» и «общение». Рассматриваются возможности использования вспомогательных средств коммуникации.
https://media.downsideup.wiki/ru/post/formirovanie_nav..

Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна: практическое руководство для родителей
Данное руководство, наряду с кратким описанием особенностей двигательного развития детей с синдромом Дауна, включает в себя иллюстрированные рекомендации для игровых занятий с детьми в период формирования основных двигательных навыков, которые родители могут проводить в домашних условиях
https://media.downsideup.wiki/ru/post/formirovanie_osn..

Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения

Книга посвящена новому методу оценки двигательного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна, разработанному голландским специалистом Петером Лаутеслагером, а также методике оказания специализированной помощи этим детям. Настоящее издание адресовано специалистам, занимающимся двигательным развитием детей с особыми потребностями. Книга может быть также полезна родителям, воспитывающим ребенка с синдромом Дауна, так как одна часть книги обращена непосредственно к ним.
https://media.downsideup.wiki/ru/post/dvigatelnoe_razv..

Ребенок родился с синдромом Дауна. Беседы психолога

Брошюра содержит рассуждения психологов-практиков по поводу самых актуальных вопросов, которые им приходится слышать в беседах с родителями детей с синдромом Дауна; даны рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию начиная с первых месяцев жизни. Книгу можно скачать.
https://media.downsideup.wiki/ru/post/rebenok_rodilsja..

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей

В настоящем пособии приводятся общие сведения об особенностях интеллектуального развития детей с синдромом Дауна, даются подробные рекомендации по организации дидактических занятий с ними, обучению в игре и в повседневной жизни, рассказывается о тех заданиях, которые родители могут предложить своему ребенку, занимаясь с ним дома. Файл можно скачать.
https://media.downsideup.wiki/ru/post/razvitie_poznava..

Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей

В данном издании представлена наиболее важная информация для родителей детей с синдромом Дауна от рождения до пяти лет. В книге рассказывается о природе синдрома Дауна, об особенностях, присущих детям с этой хромосомной аномалией, об эмоциях, которые испытывает семья при появлении на свет такого ребенка. Авторы делятся советами по уходу за малышами, обсуждают возможные медицинские проблемы, вопросы развития и обучения этих детей. Читатели также найдут в книге правовую информацию, координаты зарубежных и российских служб поддержки, список полезной литературы и интернет-ресурсов. Авторы каждой главы приводят рассказы родителей, которым впервые пришлось столкнуться с воспитанием детей с синдромом Дауна. Книга может быть полезна не только членам семей, но и специалистам разного профиля, занимающимся проблемами здоровья, благополучия, воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
https://media.downsideup.wiki/ru/post/rebenok_s_sindro..

Читайте также:  Поздний ребенок с синдромом дауна

Борисенко М.Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать.

Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии
Подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

О.Е. Грибова Что делать, если ваш ребенок не говорит

«Говори! Ты это можешь» — это книга российского педагога с большой буквы Ромены Теодоровны Августовой.
Подзаголовок гласит: «Как развивать речь ребенка и учить его читать, особенно в практически «безнадежных» случаях». Кроме методик развития речи у детей с синдромом Дауна, она содержит много полезной информации о том, что собой представляют наши дети.

Янушко Елена — Помогите малышу заговорить
Уникальная книга для родителей от ведущего специалиста-практика Елены Янушко! Подробное описание упражнений и игр для малышей от 1 года до 3-х лет, которые помогут вашему ребенку заговорить правильными полными фразами + множество советов по преодолению логопедических проблем в раннем возрасте.

Источник

1. Айвазян, Е.Б, Павлова, А.В., Одинокова Г.Ю., Проблемы особой семьи — Воспитание и обучении ребёнка с нарушениями в развитии.2008, № 2, 3

2. Баенская, Е.Р., Разенкова, Ю.А., Выродова, И.А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем. Москва, «Полиграф — Сервис», 2003.

3. Барашнев, Ю.И., Синдром Дауна, Москва, «Триада — Х», 2007 (стр.18, 42,117, 155) / под. ред. Ю.И. Баршнева, Фанченко Н.Д., Жиянова П.Л. и др.

4. Брошюра «Волонтерам ЦЛП», ЦЛП, Москва, 2016

5. Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг» — 1(53), апрель 2016

6. Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг» — 2(52), октябрь 2015

7. Вестник Даунсайд Ап «Сделай шаг» — 2(50), октябрь 2014

8. Галигузова, Л.Н. Общение ребенка со сверстниками. «Виноград», 2007, № 1(17)

9. Гуральник М. Компетентность детей с синдромом Дауна во взаимоотношениях со сверстниками

10. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна, «Даунсайдап», Москва, 2008 (стр.24, 96)

11. Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна, «Даунсайдап», Москва, 2013 (стр.83, 125)

12. Идеографический словарь русского языка

13. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

14. Катаева, А.А., Стребелева, Е.А. Олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений, Москва, «Владос», 2001 (стр.208)

15. Кобзарева, И.И, Берландина Е.Л. Психологическое сопровождение личности учащегося в условиях профессионального образования, Ставрополь, СПГУ, 2010

16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В. В. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, Москва, «Сфера», 2001. (стр.110, 154 — 204)

17. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна, Москва, «Даунсайдап», 2012 (стр.36 — 183)

18. Леонтьев, А. А. Психология общения. Москва, «Смысл», 1997. (стр.365)

19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, Москва, «Политиздат», 1975.

20. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. Москва, «Педагогика», 1986. (стр. 31-57)

21. Лищук О., Ученые описали молекулярные основы синдрома Дауна, N +1, 2016

22. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю., Комиссарова, Л.Н., Добровольская, Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений, Москва, «Академия», 2001. (стр.246)

23. Междисциплинарный научно-практический журнал «Синдром Дауна. XXI век». — 1(12), 2014

24. Междисциплинарный научно — практический журнал «Синдром Дауна. XXI век». — 1(6), 2011

25. Междисциплинарный научно-практический журнал «Синдром Дауна. XXI век». — 2 (13), 2014

26. Междисциплинарный научно-практический журнал «Синдром Дауна. XXI век». — 2(15), 2015

27. Междисциплинарный научно-практический журнал «Синдром Дауна. XXI век». — 1(8), 2012

28. Михеева, Н.Д., Мизинова, А.В. Трансформации отношений с родителями как ядро процесса психологического созревания в подростковом возрасте: психоаналитический взгляд, Вестник МГГУ (№1), 2011

29. Назарова, М.Н. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. — Москва, «Акажемия», 2005 (стр. 400) / Под ред. Н.М. Назаровой, Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.

30. Ньюмарк, Дж., Как воспитать эмоционально здоровых детей.

31. Ожегов, С.И, Толковый словарь русского языка

32. Поле Е.В., Синдром Дауна. Факты, Москва, «Даунсайдап», 2015

33. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений /Под редакцией Б.П. Пузанова; Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Москва, «Академия», 2001. (стр.272)

34. Ремизова, Г.Е., Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте, 2013.

35. Сергеев, Е.Ю. Учебная газета: теория и методы создания. СПбГУСЭ, Санкт-Петербург, 2010 (стр.18)

36. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений, Москва, «Академия», 2002 (стр. 365) / Под ред. В.А. Сластенина. — И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов и др.

37. Скаллерап, Сьюзан Дж., Ребенок с синдромом Дауна, новое руководство для родителей, «Даунсайд Ап», Москва, 2012 (стр. 21, 95)

38. Смирнова, Е. О., Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте, 2011

39. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. Москва, «Академия», 2000 (стр.159)

40. Стребелева, Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Москва, «Экзамен», 2007 (стр.128)

41. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям, Киев, «Радянська школа», 1974 (стр.288)

42. Тамбовцева, Т.С., Коротаев, А.А., Исследование индивидуального стиля педагогического общения, «Вопросы психологии», 1989

43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Москва, «Академия», 2001 (стр. 319)

44. Щуркова, Н.Е. Понятийный аппарат педагогической технологии, 2014 Пащенко, И.В., Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Читайте также:  Синдром гемофилия что это такое

45. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в школьном возрасте. Краткий очерк. Москва, АПН РСФСР, Москва, 1958.

Источник

Ïîíÿòèå è îñíîâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà Äàóíà ó ðåáåíêà, åãî îáùàÿ õàðàêòåðèñòèêà è êëèíè÷åñêèå ïðèçíàêè, ìåòîäû äèàãíîñòèðîâàíèÿ. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ äàííûì äèàãíîçîì. Ñòåïåíè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

8

×òî òàêîå ñèíäðîì Äàóíà?

Ðîæäåíèå ðåáåíêà — âñåãäà ïðàçäíèê. Âñåãäà ëè? À åñëè îêàçûâàåòñÿ, ÷òî ðåáåíîê ñòðàäàåò òÿæåëûì — è íåèçëå÷èìûì çàáîëåâàíèåì, ÷òî îí íå òîëüêî íàâñåãäà îòñòàíåò îò ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè, íî è äàæå âíåøíå áóäåò çíà÷èòåëüíî îò íèõ îòëè÷àòüñÿ. Îí íå ñìîæåò ó÷èòüñÿ â îáû÷íîé øêîëå, ïîéòè â èíñòèòóò, óñòðîèòñÿ íà íîðìàëüíóþ ðàáîòó. Äëÿ ìíîãèõ ñåìåé äèàãíîç «ñèíäðîì Äàóíà», êîòîðûé îáíàðóæèâàåòñÿ ó ðåáåíêà, ñòàíîâèòñÿ ïðèãîâîðîì ñóäüáû è ïðèðîäû, êîòîðûé íå ïîäëåæèò îáæàëîâàíèþ.

Ñèíäðîì Äàóíà — îäíî èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ ãåíåòè÷åñêèõ íàðóøåíèé. ×àñòîòà ðîæäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñîñòàâëÿåò ïðèìåðíî îäèí íà 600 — 800 íîâîðîæäåííûõ, ïðè÷¸ì ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê ðîæäàåòñÿ îäèíàêîâîå êîëè÷åñòâî.

 íàøåé ñòðàíå ÷àùå âñåãî èñïîëüçóåòñÿ òåðìèí «áîëåçíü Äàóíà». Ïðè÷åì íåðåäêî ãîâîðèòñÿ, ÷òî ýòî «íåèçëå÷èìàÿ áîëåçíü». Íåêîòîðûå ñïåöèàëèñòû óòâåðæäàþò, ÷òî ñóùåñòâóåò äàæå äâà äèàãíîçà: Áîëåçíü Äàóíà è ñèíäðîì Äàóíà. Îíè óâåðÿþò, ÷òî ñîñòîÿíèå ðåáåíêà çàâèñèò îò òîãî, èìååòñÿ ëè ó íåãî áîëåçíü èëè ñèíäðîì. Ïîäîáíûå óòâåðæäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ êðàéíå íå êîððåêòíûìè è àáñóðäíûìè.

Ñèíäðîì Äàóíà íå ÿâëÿåòñÿ áîëåçíüþ. Ñëîâî «ñèíäðîì» îçíà÷àåò îïðåäåëåííûé íàáîð ïðèçíàêîâ èëè îñîáåííîñòåé. Ñèíäðîì Äàóíà — èëè ñèíäðîì òðèñîìèè 21-îé õðîìîñîìû âïåðâûå áûë îïèñàí â 1866 ãîäó Äæîíîì Ëàíãäîóíîì Äàóíîì. Åãî èìÿ è ïîñëóæèëî íàçâàíèåì äëÿ äàííîãî ñèíäðîìà — ñèíäðîìà Äàóíà. Îäíàêî ëèøü 1959 ãîäó ôðàíöóçñêèé ó÷åíûé Æåðîì Ëåæåí îáíàðóæèë ïðè÷èíó ñèíäðîìà. Ïðè÷èíîé, êîòîðàÿ âûçûâàåò ñèíäðîì Äàóíà, ÿâëÿåòñÿ ëèøíÿÿ õðîìîñîìà.

Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ ñèíäðîìà Äàóíà

 êà÷åñòâå âîçìîæíûõ ïðè÷èí ñèíäðîìà Äàóíà ðàññìàòðèâàëèñü ìíîãèå ôàêòîðû, íî â íàñòîÿùèå âðåìÿ òâåðäî óñòàíîâëåíî, ÷òî ïðè÷èíîé, êîòîðàÿ âûçûâàåò ñèíäðîì Äàóíà, ÿâëÿåòñÿ ëèøíÿÿ õðîìîñîìà. Ëèöà, ñòðàäàþùèå ýòèì ðàññòðîéñòâîì, èìåþò, êàê ïðàâèëî, 47 õðîìîñîì âìåñòî íîðìàëüíûõ 46. Äîïîëíèòåëüíàÿ õðîìîñîìà ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì íàðóøåííîãî ñîçðåâàíèÿ ïîëîâû êëåòîê.  íîðìå ïðè äåëåíèè íåçðåëûõ ïîëîâûõ êëåòîê ïàðíûå õðîìîñîìû ðàñõîäÿòñÿ, è êàæäàÿ çðåëàÿ ïîëîâàÿ êëåòêà ïîëó÷àåò 23 õðîìîñîìû. Âî âðåìÿ îïëîäîòâîðåíèÿ, ò.å. ñëèÿíèÿ ìàòåðèíñêîé è îòöîâñêîé êëåòêè, íîðìàëüíûé íàáîð õðîìîñîì âîññòàíàâëèâàåòñÿ. Äî ñèõ ïîð íå ñëîæèëîñü îäíîçíà÷íîãî ìíåíèÿ î òîì, ÷òî ñëóæèò ïðè÷èíîé òàêîé ãåíåòè÷åñêîé àíîìàëèè. Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ðîæäàþòñÿ ñ îäèíàêîâîé ÷àñòîòîé âî âñåõ ñòðàíàõ ìèðà, íåçàâèñèìî îò óðîâíÿ áëàãîñîñòîÿíèÿ èëè ýêîëîãèè. Òàêèå äåòè ðîæäàþòñÿ â ñåìüÿõ àêàäåìèêîâ è ñòðîèòåëåé, ïðåçèäåíòîâ è áåçðàáîòíûõ.

Ñðåäè ôàêòîðîâ ðèñêà ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îñíîâíîå ìåñòî ïðèíàäëåæèò âîçðàñòó ìàòåðè. ×èñëî äåòåé ñ ýòèì ñèíäðîìîì, ïîÿâèâøèõñÿ ó ìàòåðåé ïîñëå 35 ëåò, çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó áîëåå ìîëîäûõ. Äëÿ æåíùèí â âîçðàñòå 25 ëåò âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ðàâíà 1/1400, äî 30 ëåò — 1/1000, â 35 ëåò ðèñê âîçðàñòàåò äî 1/350, â 42 ãîäà — äî 1/60, à â 49 ëåò — äî 1/12. Ýòî ñâÿçàíî êàê ñ óìåíüøåíèåì ãîðìîíàëüíîãî êîíòðîëÿ îíòîãåíåçà ó ïîæèëûõ æåíùèí, òàê è ñ íåäîñòàòî÷íîñòüþ ãîðìîíàëüíîãî êîíòðîëÿ ó äåâóøåê ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà. Èìåþòñÿ äàííûå ïîâûøåíèÿ ÷àñòîòû ðîæäåíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðè ïðèìåíåíèè ãîðìîíàëüíûõ êîíòðàöåïòèâíûõ ñðåäñòâ, ðåíòãåíîëîãè÷åñêîãî îáëó÷åíèÿ è òàê äàëåå. Èíäèéñêèå ó÷åíûå îáíàðóæèëè, ÷òî âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñèëüíî çàâèñèò îò âîçðàñòà áàáóøêè ïî ìàòåðèíñêîé ëèíèè: ÷åì ñòàðøå îíà áûëà, êîãäà ðîæäàëà äî÷ü, òåì áîëüøå âåðîÿòíîñòü ðîæäåíèÿ áîëüíûõ âíóêîâ. Ðèñê ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà òàêæå óâåëè÷èâàåòñÿ ïðè ïîæèëîì îòöå.

Îäíàêî ñèíäðîì Äàóíà íåëüçÿ ñ÷èòàòü íàñëåäñòâåííûì çàáîëåâàíèåì, òàê êàê ïðè íåì íå ïðîèñõîäèò ïåðåäà÷à äåôåêòíîãî ãåíà èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèå, à ðàññòðîéñòâî âîçíèêàåò íà óðîâíå ðåïðîäóêòèâíîãî ïðîöåññà.

Äèàãíîç «ñèíäðîì Äàóíà» ìîæåò áûòü ïîñòàâëåí òîëüêî âðà÷îì — ãåíåòèêîì ñ ïîìîùüþ àíàëèçà êðîâè, ïîêàçûâàþùåå íàëè÷èå ëèøíåé õðîìîñîìû.

Õàðàêòåðèñòèêà

Ñèíäðîì Äàóíà — âðîæäåííîå íàðóøåíèå ðàçâèòèÿ, ïðîÿâëÿþùååñÿ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ, íàðóøåíèåì ðîñòà êîñòåé è äðóãèìè ôèçè÷åñêèìè àíîìàëèÿìè. Ýòî îäíà èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ôîðì óìñòâåííîé îòñòàëîñòè; åþ ñòðàäàåò ïðèìåðíî 10% áîëüíûõ, ïîñòóïàþùèõ â ïñèõèàòðè÷åñêèå ëå÷åáíèöû. Äëÿ áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà õàðàêòåðíî ñîõðàíåíèå ôèçè÷åñêèõ ÷åðò, ñâîéñòâåííûõ ðàííåé ñòàäèè ðàçâèòèÿ ïëîäà, â òîì ÷èñëå óçêèõ ðàñêîñûõ ãëàç, ïðèäàþùèõ áîëüíûì âíåøíåå ñõîäñòâî ñ ëþäüìè ìîíãîëîèäíîé ðàñû, ÷òî äàëî îñíîâàíèå Ë. Äàóíó íàçûâàòü â 1866 äàííîå çàáîëåâàíèå «ìîíãîëèçìîì» è ïðåäëîæèòü îøèáî÷íóþ òåîðèþ ðàñîâîé ðåãðåññèè, èëè ýâîëþöèîííîãî îòêàòà. Íà ñàìîì äåëå ñèíäðîì Äàóíà íå ñâÿçàí ñ ðàñîâûìè îñîáåííîñòÿìè è âñòðå÷àåòñÿ ó ïðåäñòàâèòåëåé âñåõ ðàñ.

Ïîìèìî óæå óïîìèíàâøèõñÿ îñîáåííîñòåé ñòðîåíèÿ ãëàç ó áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âûÿâëÿþòñÿ è äðóãèå õàðàêòåðíûå ïðèçíàêè: ìàëåíüêàÿ îêðóãëàÿ ãîëîâà, ãëàäêàÿ âëàæíàÿ îòå÷íàÿ êîæà, ñóõèå èñòîí÷åííûå âîëîñû ìàëåíüêèå îêðóãëûå óøè, ìàëåíüêèé íîñ, òîëñòûå ãóáû, ïîïåðå÷íûå áîðîçäêè íà ÿçûêå, êîòîðûé çà÷àñòóþ âûñóíóò íàðóæó, ò. ê. íå ïîìåùàåòñÿ â ïîëîñòè ðòà. Ïàëüöû êîðîòêèå è òîëñòûå, ìèçèíåö ñðàâíèòåëüíî ìàë è îáû÷íî çàãíóò âîâíóòðü. Ðàññòîÿíèå ìåæäó ïåðâûì è âòîðûì ïàëüöàìè íà êèñòÿõ è ñòîïàõ óâåëè÷åíû. Êîíå÷íîñòè êîðîòêèå, ðîñò, êàê ïðàâèëî, çíà÷èòåëüíî íèæå íîðìû.

Èíòåëëåêò áîëüíûõ îáû÷íî ñíèæåí äî óðîâíÿ óìåðåííîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Êîýôôèöèåíò èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ êîëåáëåòñÿ ìåæäó 20 è 49, õîòÿ â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìîæåò áûòü âûøå èëè íèæå ýòèõ ïðåäåëîâ. Äàæå ó âçðîñëûõ áîëüíûõ óìñòâåííîå ðàçâèòèå íå ïðåâûøàåò óðîâåíü íîðìàëüíîãî ñåìèëåòíåãî ðåáåíêà.  ðóêîâîäñòâàõ òðàäèöèîííî îïèñûâàþòñÿ òàêèå ÷åðòû áîëüíûõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, êàê ïîêîðíîñòü, ïîçâîëÿþùàÿ èì õîðîøî ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê áîëüíè÷íîé æèçíè, ëàñêîâîñòü, ñî÷åòàþùèåñÿ ñ óïðÿìñòâîì, îòñóòñòâèåì ãèáêîñòè, ñêëîííîñòü ê ïîäðàæàòåëüñòâó, à òàêæå ÷óâñòâî ðèòìà è ëþáîâü ê òàíöàì. Îäíàêî ñèñòåìàòè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ, ïðîâåäåííûå â Àíãëèè è ÑØÀ, íå ïîäòâåðæäàþò ýòîò îáðàç.

Ïðåäïðèíèìàëèñü ïîïûòêè ëå÷èòü äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ãîðìîíàìè ùèòîâèäíîé æåëåçû è ãèïîôèçà, îäíàêî ýòè ìåòîäû íàõîäÿòñÿ ïîêà íà ñòàäèè ðàçðàáîòêè. Êàê è äðóãèå óìñòâåííî îòñòàëûå äåòè èõ óðîâíÿ, áîëüíûå ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïîääàþòñÿ îáó÷åíèþ áûòîâûì íàâûêàì, êîîðäèíàöèè äâèæåíèé, ðå÷è è äðóãèì ïðîñòûì ôóíêöèÿì, íåîáõîäèìûì â ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåéñ ñèíäðîìîì Äàóíà

Íàëè÷èå ýòîé äîïîëíèòåëüíîé õðîìîñîìû îáóñëîâëèâàåò ïîÿâëåíèå ðÿäà ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé, âñëåäñòâèå êîòîðûõ ðåáåíîê áóäåò ìåäëåííåå, ÷åì åãî ðîâåñíèêè ðàçâèâàòüñÿ è ïîõîäèòü îáùèå äëÿ âñåõ ýòàïû ðàçâèòèÿ. Ðàíüøå ñ÷èòàëîñü, ÷òî âñå ëþäè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà èìåþò òÿæåëóþ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè è íå ïîääàþòñÿ îáó÷åíèþ. Ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî ïðàêòè÷åñêè âñå ëþäè ñ ñèíäðîìîì îòñòàþò â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè, íî âíóòðè ýòîé ãðóïïû èõ èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü ñèëüíî ðàçëè÷àåòñÿ îò íåçíà÷èòåëüíîãî îòñòàâàíèÿ äî ñðåäíåé è òÿæåëîé ñòåïåíè îòñòàâàíèÿ. Âñå-òàêè áîëüøèíñòâî äåòåé ñ Ñèíäðîì Äàóíà ìîãóò íàó÷èòñÿ õîäèòü, ãîâîðèòü, ÷èòàòü, ïèñàòü, âîîáùå, äåëàòü áîëüøóþ ÷àñòü òîãî, ÷òî óìåþò äåëàòü äðóãèå äåòè, íóæíî ëèøü îáåñïå÷èâàòü èì àäåêâàòíóþ ñðåäó æèçíè è ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ.

Читайте также:  Синдром общей интоксикации при пневмонии

Ñòðóêòóðà ïñèõè÷åñêîãî íåäîðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñâîåîáðàçíà: ðå÷ü ïîÿâëÿåòñÿ ïîçäíî è íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè îñòà¸òñÿ íåäîðàçâèòîé, ïîíèìàíèå ðå÷è íåäîñòàòî÷íîå, ñëîâàðíûé çàïàñ áåäíûé, ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ â âèäå äèçàðòðèè èëè äèñëàíèè. Íî, íåñìîòðÿ íà òÿæåñòü èíòåëëåêòóàëüíîãî äåôåêòà, ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà îñòà¸òñÿ ïðàêòè÷åñêè ñîõðàí¸ííîé. «Äàóíèñòû» ìîãóò áûòü ëàñêîâûìè, ïîñëóøíûìè, äîáðîæåëàòåëüíûìè. Îíè ìîãóò ëþáèòü, ñìóùàòüñÿ, îáèæàòüñÿ, õîòÿ èíîãäà áûâàþò ðàçäðàæèòåëüíûìè, çëîáíûìè è óïðÿìûìè. Áîëüøèíñòâî èç íèõ ëþáîïûòíû è îáëàäàþò õîðîøåé ïîäðàæàòåëüíîé ñïîñîáíîñòüþ, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ïðèâèòèþ íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ è òðóäîâûõ ïðîöåññîâ. Óðîâåíü íàâûêîâ è óìåíèé, êîòîðîãî ìîãóò äîñòè÷ü äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âåñüìà ðàçëè÷åí. Ýòî îáóñëîâëåíî ãåíåòè÷åñêèìè è ñðåäîâûìè ôàêòîðàìè.

 ìåäèöèíñêîé ëèòåðàòóðå ñèíäðîì Äàóíà ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê äèôôåðåíöèðîâàííàÿ ôîðìà îëèãîôðåíèè è, ñëåäîâàòåëüíî, òàêæå ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà ñòåïåíè óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

1. Ãëóáîêàÿ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

2. Òÿæ¸ëàÿ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

3. Ñðåäíÿÿ èëè óìåðåííàÿ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

4. Ñëàáàÿ èëè ë¸ãêàÿ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè.

Äëÿ ðåøåíèÿ âîïðîñà î ñòåïåíè èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà è ðàçðàáîòêè ïëàíà êîððåêöèîííûõ ìåðîïðèÿòèé íåîáõîäèìî ïîìíèòü îá îñîáåííîñòÿõ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ýòèõ äåòåé, ïîñòîÿííî ñîîòíîñÿ èõ ñ âîçðàñòíûìè íîðìàòèâàìè.

Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé îñîçíàíèÿ ìèðà è, ñëåäîâàòåëüíî, ñïîñîáíîñòè ðåàãèðîâàòü íà íåãî. Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ôèêñèðóþò ñâî¸ âíèìàíèå íà åäèíè÷íûõ îñîáåííîñòÿõ çðèòåëüíîãî îáðàçà, ïðåäïî÷èòàþò ïðîñòûå ñòèìóëû è èçáåãàþò ñëîæíûõ èçîáðàçèòåëüíûõ êîíôèãóðàöèé. Òàêîå ïðåäïî÷òåíèå ñîõðàíÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè. Îøèáêè â âîñïðîèçâåäåíèè çðèòåëüíî âîñïðèíÿòûõ ôîðì ñâÿçàíû ó íèõ ñ îñîáåííîñòÿìè âíèìàíèÿ, à íå ñ òî÷íîñòüþ âîñïðèÿòèÿ.

Äåòè íå âèäÿò äåòàëè, íå óìåþò èõ èñêàòü è íàõîäèòü. Íå ìîãóò âíèìàòåëüíî ðàññìîòðåòü ÷àñòü ìèðà, îòâëåêàþòñÿ íà áîëåå ÿðêèå îáðàçû. Îäíàêî, â ðåçóëüòàòå ìíîãî÷èñëåííûõ ýêñïåðèìåíòîâ áûëî âûÿñíåíî, ÷òî ëó÷øå îïåðèðóþò ìàòåðèàëàìè, âîñïðèíèìàåìûìè çðèòåëüíî, ÷åì íà ñëóõ.

Òðóäíîñòè â îñâîåíèè ðå÷è ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñâÿçàíû ñ ÷àñòûìè èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè ñðåäíåãî óõà, ñíèæåíèåì îñòðîòû ñëóõà, ïîíèæåííûì ìûøå÷íûì òîíóñîì, ìàëåíüêîé ïîëîñòüþ ðòà, çàäåðæêîé â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè.

Êðîìå òîãî, ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìàëåíüêèå è óçêèå óøíûå êàíàëû. Âñ¸ ýòî îòðèöàòåëüíî âëèÿåò íà ñëóõîâîå âîñïðèÿòèå è óìåíèå ñëóøàòü, òî åñòü ñëûøàòü ïîñëåäîâàòåëüíûå ñîãëàñîâàííûå çâóêè îêðóæàþùåé ñðåäû, êîíöåíòðèðîâàòü íà íèõ âíèìàíèå è óçíàâàòü èõ.

Ïðè ðàçâèòèè ðå÷è ñóùåñòâåííîå çíà÷åíèå èìåþò òàêòèëüíûå îùóùåíèÿ êàê âíóòðè ðîòîâîé ïîëîñòè, òàê è âíóòðè ðòà. Îíè íåðåäêî èñïûòûâàþò òðóäíîñòè â ðàñïîçíàíèè ñâîè îùóùåíèé: ïëîõî ïðåäñòàâëÿþò ñåáå, ãäå íàõîäèòñÿ ÿçûê è êóäà åãî ñëåäóåò ïîìåñòèòü äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðîèçíåñòè òîò èëè èíîé çâóê.

Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íå óìåþò è íå ìîãóò èíòåãðèðîâàòü ñâîè îùóùåíèÿ — îäíîâðåìåííî êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå, ñëóøàòü, ñìîòðåòü è ðåàãèðîâàòü è, ñëåäîâàòåëüíî, íå èìåþò âîçìîæíîñòè â îòäåëüíî âçÿòûé ìîìåíò âðåìåíè îáðàáîòàòü ñèãíàëû áîëåå ÷åì îò îäíîãî ðàçäðàæèòåëÿ. Ó íåêîòîðûõ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îâëàäåíèå ðå÷üþ íàñòîëüêî çàìåäëåííî, ÷òî âîçìîæíîñòü èõ îáó÷åíèÿ ïîñðåäñòâîì îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè êðàéíå çàòðóäíåíà. Èç-çà òðóäíîñòåé âûðàæåíèÿ ñâîèõ ìûñëåé è æåëàíèé ýòè äåòè ÷àñòî ïåðåæèâàþò è ÷óâñòâóþò ñåáÿ íåñ÷àñòíûìè. Óìåíèå ãîâîðèòü ðàçâèâàåòñÿ, êàê ïðàâèëî, ïîçæå óìåíèÿ âîñïðèíèìàòü ðå÷ü. Äåòÿì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñâîéñòâåííû òðóäíîñòè â îñâîåíèè ãðàììàòè÷åñêîãî ñòðîÿ ðå÷è, à òàêæå ñåìàíòèêè, òî åñòü çíà÷åíèé ñëîâ. Îíè äîëãî íå äèôôåðåíöèðóþò çâóêè îêðóæàþùåé ðå÷è, ïëîõî óñâàèâàþò íîâûå ñëîâà è ñëîâîñî÷åòàíèÿ.

Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÷àñòî ãîâîðÿò áûñòðî èëè îòäåëüíûìè ïîñëåäîâàòåëüíîñòÿìè ñëîâ, áåç ïàóç ìåæäó íèìè, òàê, ÷òî ñëîâà íàáåãàþò äðóã íà äðóãà.

Êðîìå òîãî â âîçðàñòå 11-13 ëåò ó ýòèõ äåòåé âîçíèêàåò çàèêàíèå.

· Ìåäëåííûé òåìï óñâîåíèÿ ðå÷è îêðóæàþùèõ, ñëàáîå ðàçâèòèå ôîíåìàòè÷åñêîãî ñëóõà.

· Çàìåäëåííûé òåìï àðòèêóëèðîâàíèÿ.

· Äèçàðòðèÿ. Äåòè, êîòîðûì ïðèñóùà äèçàðòðèÿ, èñïûòûâàþò òðóäíîñòè ñî âñåìè äâèæåíèÿìè ðòà è ëèöà. Èì ñëîæíî íå òîëüêî ïðîèçíîñèòü çâóêè, íî è æåâàòü, ãëîòàòü, óïðàâëÿòü ãîëîñîì, îáåñïå÷èâàòü íóæíûå ðåçîíàíñíûå õàðàêòåðèñòèêè è ïëàâíîñòü ðå÷è.

· Ñëîâàðíûé çàïàñ î÷åíü ìàë. Ïàññèâíûé ñëîâàðü ïðåâûøàåò àêòèâíûé.

Òàêèì îáðàçîì, ãëóáîêèå îãðàíè÷åíèÿ âîçìîæíîñòåé, åñòåñòâåííî, ñîïðîâîæäàþòñÿ çíà÷èòåëüíûì ñíèæåíèåì êà÷åñòâà æèçíè. Òÿæ¸ëîå çàáîëåâàíèå ðåá¸íêà îòðàæàåòñÿ òàêæå íà îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè, îáó÷åíèè, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè, ñïîñîáíîñòè ê ñàìîîáñëóæèâàíèþ. Ðåá¸íîê, ê ñîæàëåíèþ, èñêëþ÷àåòñÿ èç îáùåñòâåííîé æèçíè. Âñ¸ âûøåïåðå÷èñëåííîå îïðåäåëÿåò çíà÷èìîñòü ïðîáëåìû ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè è êîððåêöèè ñîîòâåòñòâóþùèõ êîíòèíãåíòîâ äåòåé.

Ëþäè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîãóò ãîðàçäî ëó÷øå ðàçâèòü ñâîè ñïîñîáíîñòè, åñëè îíè æèâóò äîìà, â àòìîñôåðå ëþáâè, åñëè â äåòñòâå îíè çàíèìàþòñÿ ïî ïðîãðàììàì ðàííåé ïîìîùè, åñëè îíè ïîëó÷àþò ñïåöèàëüíîå îáðàçîâàíèå, íàäëåæàùåå ìåäèöèíñêîå îáñëóæèâàíèå è îùóùàþò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê ñåáå îáùåñòâà. Êîððåêöèîííîå îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîæåò ïðèâåñòè ê çíà÷èòåëüíûì ñäâèãàì â ðàçâèòèè ðåá¸íêà, ÷òî äîëæíî ïîâëèÿòü íà êà÷åñòâî åãî æèçíè è åãî äàëüíåéøóþ ñóäüáó.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Àñòàïîâ Â.Ì. Ââåäåíèå â äåôåêòîëîãèþ ñ îñíîâàìè íåéðî è àòîïñèõîëîãèè. Ì, 1994.

2. Áàéáîðîäîâà Ë.Â., Ðîæêîâ Ì.È. Ïðåîäîëåíèå òðóäíîñòåé ñîöèàëèçàöèè äåòåé-ñèðîò. ßðîñëàâëü, 1997.

3. Áóëêèíà Ò.Â. Â îáúÿòèÿõ ëàñêîâîãî «äàóíà»: î äåòÿõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ôàêòîð. 1998.

4. Âîðñàíîâà Ñ.Ã., Þðîâ Þ.Á., Äåìèäîâà È.À., Áåðåøåâà À.Ê. Õðîìîñîìíûå ñèíäðîìû, âûÿâëÿåìûå â ïåðâûå ãîäû æèçíè ðåáåíêà; äàííûå êëèíè÷åñêèõ, öèòîãåíåòè÷åñêèõ è ìîëåêóëÿðíî-öèòîãåíåòè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé. Äåôåêòîëîãèÿ. — 2001

5. Ëàïøèí Â.À., Ïóçàíîâ Á.Ï. Îñíîâû äåôåêòîëîãèè. Ì., 1991.

6. Ìàëëåð À.Ð. Ðîäèòåÿì î äåòÿõ ñ ãëóáîêîé óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Äåôåêòîëîãèÿ. 1991.

7. Ñåìÿãî Í.ß. Íîâûå ïîäõîäû ê ïîñòðîåíèþ êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ðàçëè÷íûìè âèäàìè îòêëîíÿþùåãîñÿ ðàçâèòèÿ. Äåôåêòîëîãèÿ. 2000.

8. Ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè â ïåäèàòðèè. Ïîä ðåä. Å.Ò. Ëèëüèíà. Ì., 2001.

9. Òàòî÷åíêî Â. Åñëè ó ìàëûøà ñèíäðîì Äàóíà. Ñåìüÿ è øêîëà. 1994.

Äëÿ ïîäãîòîâêè äàííîé ðàáîòû áûëè èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû ñ ñàéòà https://www.yspu.yar.ru

Источник