Личностные факторы в формировании синдрома эмоционального выгорания
В настоящее время выделяют следующие группы факторов, детерминирующих возникновение и формирование синдрома эмоционального выгорания: личностный, ролевой, организационный, фактор «особого» контингента, мотивационный, экзистенциальный.
Личностный фактор. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием — важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания по сравнению с демографическими характеристиками и факторами рабочей среды. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы оказывают минимальное влияние на эмоциональное выгорание. Так, среди учителей со стажем до 3 лет от перегрузок страдает 8,3%, а со стажем более 18 лет в три раза больше — 24,2%. При исследовании связи мотивации и «сгорания» было выявлено, что при субъективной оценке своей работы как незначимой синдром развивается быстрее.
При изучении гендерных особенностей было установлено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».
Е.В. Орел выделяет две группы: черты, провоцирующие выгорание («катализаторы выгорания») и характеристики, тормозящие его функционирование («ингибиторы выгорания»). Ведущим фактором структуры личностных детерминант выгорания является фактор нейротизма, от уровня выраженности которого и специфики включенности, зависит стабилизирующий или провоцирующий ее характер [9].
Рассматривая личностные факторы выгорания, идентифицируют типы личностей, наиболее склонных к синдрому выгорания.
- 1. Гиперответственный тип, полностью посвятивший себя работе, который имеет тенденцию брать слишком много на себя. Он сжат с трех сторон, находясь во власти своих собственных потребностей, потребностей клиентов и потребностей руководства.
- 2. Однонаправленный сотрудник, который чрезмерно предан работе и чья жизнь вне работы неудовлетворительна.
Он использует работу как заместитель социальной жизни, настолько погружаясь в работу, что у него не остается времени на себя. Это ведет к потере своего Я.
- 3. Авторитарный работник, который полагается на свои полномочия, чтобы управлять другими, и ожидает повиновения со стороны подчиненных во что бы то ни стало, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
- 4. Самоуверенный администратор, который оценивает себя как незаменимого работника.
- 5. Трудоголик — профессионал, который имеет тенденцию к отождествлению с теми, с кем он работает и для кого работает. Он рискует стать слишком вовлеченным в работу, теряя самого себя в этой жизни.
Х. Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и — одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичных), «пламенных» и легко солидаризирующихся [15].
Е. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии.
В.В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. При этом синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на травмирующие воздействия из-за несоответствия между слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой человеку приходится сталкиваться ежедневно.
Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий. Также причиной феномена выгорания может являться специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми (например, у К. Маслач). В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года.
Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами. Причина синдрома связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связи от руководства в отношении отдельного работника и т.д.
«Особый» контингент. Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходится иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, осужденные лица, «трудные» подростки и т.д.). Необходимость работы в однообразном или напряженном ритме, с высокой эмоциональной нагрузкой способствует развитию состояния эмоционального истощения.
Мотивационный фактор. Способствует формированию синдрома и отсутствию должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа и он сам не имеет ценности.
Отдельного изучения требует фактор влияния злоупотребления алкоголем и динамика развития синдрома эмоционального выгорания на фоне алкоголизации личности.
Экзистенциальный фактор. Жизнь с пренебрежением к внутренней ценности других и собственной ценности приводит к стрессу. Если описывать стресс в связи с переживанием, то он возникает из-за отсутствия соприкосновения с ценностью: то, что человек делает, ощущается и чувствуется не как ценное. С экзистенциальной точки зрения, в основе стресса всегда лежит отсутствующее согласие с непосредственной деятельностью. С экзистенциально-аналитической точки зрения, это является самым глубоким корнем стресса: делать что-то, не желая этого по-настоящему делать, и не присутствуя в настоящем на уровне эмоционального проживания («жизнь без внутреннего согласия»). Опустошение, дефицит исполнения, психическая нуждаемость и утрата чувства жизни, с экзистенциально-аналитической точки зрения, имеют общее происхождение. Они в конечном итоге возникают потому, что человек живёт без внутреннего согласия в отношении содержания реальной деятельности.
Источник
После того, как признали феномен выгорания, многие исследователи заинтересовались тем, какие факторы вызывают его появление, развитие и торможение. В настоящее время существует три группы подходов к определению эмоционального выгорания в зависимости от источника его возникновения: интерперсональные подходы (причина асимметрия, отрицательный эмоциональный заряд отношений), организационный подход (причина — факторы рабочей среды) и индивидуальные подходы (причина — особенности мотивационной сферы). Примером последней группы подходов является исследование А. Пайнс, согласно которому выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников социальной сферы с высоким уровнем притязаний в случае неудач в достижении целей[10].
К.Маслач выделяет факторы, от которых зависит развитие синдрома выгорания:
— Индивидуальный предел возможностей противостоять истощению;
— внутренний психологический опыт;
— негативный индивидуальный опыт [40].
В исследованиях Н.Е Водопьяновой [6] изучены факторы эмоционального выгорания, среди которых:
— Профессиональные стрессы;
— Социально-психологические и социальные факторы (например, социальное сходство, переживание несправедливости, социальная незащищенность, неудовлетворенность работой и др.)
— Низкий уровень оплаты труда;
Особо рассматривается такой фактор, как социальная поддержка. Поиск социальной поддержки представляет собой умение в трудных обстоятельствах найти поддержку со стороны окружающих и связан с уровнем выгорания: работники, уровень поддержки которых со стороны руководителей и коллег высокий, меньше подвержены выгоранию. Однако исследователи [46] обнаружили, что высокий уровень социальной поддержки связан с сильным эмоциональным истощением, если она исходит от семьи и коллег, а не от тех, кто действительно способен изменить рабочую или социальную ситуацию.
Влияние возраста и стажа работы также не однозначно. По данным Н.Е Водопьяновой, профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания. Для молодых специалистов фактором риска выгорания выступает не продолжительность работы (как стаж), а неудовлетворенность ею, отсутствие перспективы личностного профессионального роста, а также личностные свойство, оказывающие влияние на напряженность общения на работе.
Перлмани и Хартман [42] установили значимую связь синдрома выгорания как с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации, так и со статусно-ролевыми и индивидуальными характеристиками менеджеров, а также с результатами их деятельности. Авторы выделили три группы переменных, определенным образом влияющих на возникновение выгорания в сфере профессий типа «человек-человек»: личностные, ролевые и организационные [46].
1. Личностные факторы: интроверсия; реактивность; пол; возраст; авторитаризм; низкое самоуважение; трудоголизм; особенности мотивации; степень неудовлетворенности профессией и профессиональным ростом; большой стаж работы и др.
2. Ролевые факторы: ролевые конфликты; ролевая неопределенность.
3. Организационные факторы: время, затрачиваемое на работу; неопределенное содержание труда; работа, требующая исключительной продуктивности и постоянного повышения профессионализма, недостаток ответственности; характер руководства, несоответствующей содержанию работы и др.
К сожалению, результаты исследований, приводимые разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связано с тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома выгорания, а во- вторых, примирительно разным профессиям.
По мнению, В.В Бойко, эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционально восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних» [3].
Группа внешних факторов включает в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. К этой группе относятся: Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. «Деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать различную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения» [3]. Дестабилизирующая организация деятельности. Сюда относятся: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие шума, противоречия, завышенные нормы, с которыми связана профессиональная деятельность.
«Дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она влияет на профессионала и на субъект общения клиента, пациента и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих сторон» [3]. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. «Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслушиваться, вчувствоваться в него, сопереживать, сострадать, сочувствовать, предвосхищать его слова, настроения, поступки.
Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров» [3]. Профессионалы юридически ответственны за здоровье и благополучие пациентов, из-за чего специалист находится в нервном перенапряжении. Медицинский работник, за время проведения приёма полностью отдается работе, и за три часа приема он энергетически истощается и к следующему дню он не успевает отдохнуть и восстановить силы. Так же сюда можно отнести переживание несправедливости. Профессионал оценивает свой вклад за счет положительной обратной связи от пациента, он ожидает, что оценят его помощь и хотя бы поблагодарят.
К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, В.В.Бойко относит: Склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан, чем у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность блокируют данный механизм психологической защиты и не позволяют ему развиваться. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. «Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу.
Постепенно эмоционально — энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты» [3]. Некоторые специалисты через какое-то время могут поменять профиль работы или даже профессию. Некоторые молодые специалисты уходят с работы в первые пять лет трудового стажа. «Но типичный вариант экономии ресурсов — эмоциональное выгорание. Специалисты, спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности» [3].
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь рассматривается два варианта: либо профессионал в сфере общения не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности, что приводит к безразличию, равнодушию, черствости, либо человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или позиционными достижениями [3]. Выгорание особенно опасно в начале своего развития, так как выгорающий человек не осознает симптомы выгорания и изменения. Такие изменения в поведении легче заметить со стороны. Как и любую болезнь, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на определение факторов, способствующих развитию этого явления [7].
Важно отметить, что первичность каких-либо факторов в качестве основной и главной причины развития выгорания в настоящее время не установлена и зависит от предпочтений исследователя. К сожалению, результаты исследований, приводимые разными авторами, не всегда согласуются друг с другом. Это связано с тем, что они получены, во-первых, благодаря различному инструментарию измерения синдрома выгорания, а во- вторых, примерительно разным профессиям. Попыткой решения этой задачи стало появление несколько новых подходов к понятию «выгорания», среди которых выделяется подход К. Маслач и М. Лейтер [20]. По этому подходу “выгорание» является результатом несоответствия между личностью и работой. Рассматривая «выгорание» как системное явление, они предлагают шесть сфер такого несоответствия между: а) требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами; б) стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несу ответственность , жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней; в) работой и личностью ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда; г) личностью и работой ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими в рабочей среде; д) личностью и работой при отсутствии справедливости на работе; е) этическими принципами личности и требованиями работы [23].
Источник
По мнению большинства как зарубежных, так и отечественных психологов, учителя — та категория профессионалов, которая наиболее подвержена выгоранию вследствие специфики деятельности.
Исследователи выделяют объективные (социальные, организационные) и субъективные (личностные) факторы, обусловливающие возникновение и развитие синдрома эмоционального выгорания.
Объективные (социальные) факторы:
· модернизация образования, переход к новым образовательным стандартам, новые требования к профессиональной компетенции педагога;
· внедрение инновационных технологий (например, почти во всех школах педагогов обязывают проводить интерактивные уроки и мероприятия, писать учебные планы и отчёты на компьютере, в то время как зарплата учителя не всегда позволяет приобрести компьютер и оплатить компьютерные курсы; и т.д.);
· социальная расслоённость как среди учителей, так и среди учеников; жёсткая конкуренция, культ силы и богатства и, как следствие, потеря смысла выполняемой работы;
· ненормированный рабочий день, огромное количество документации, которую необходимо правильно заполнить;
· психологический климат в коллективе, наличие или отсутствие поддержки и справедливого отношения со стороны администрации.
Но, наряду с объективными (организационными, социальными) факторами возникновения синдрома эмоционального выгорания есть ещё личностные факторы — такие личностные, являющиеся, как выражаются медики, предрасположенностью к заболеванию. Но в то же время эти личностные факторы лежат в области изучения не психиатрии (медицины), а психологии.
К сожалению, пока многие специалисты в области человекознания не уделяют надлежащее внимание таким формам нарушения социализации личности, как неадекватная самооценка, уровень притязаний. Одни люди испытывают трудности в коммуникации, другие — в самопознании и саморазвитии, у третьих доминируют деструктивные качества личности (агрессия, зависть, диссинхрония) и формы поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество.
Но всё это свойственно не больной, а нормальной личности, и преодолеть такого рода трудности человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог. Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения. «Народное образование». 1/2010.
«Выгорающих» описывают следующим образом: они — сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся, идеалисты, ориентированные на людей, и — одновременно — неустойчивые, интровертированные, одержимые навязчивой идеей (фанатичные), «пламенные» и легко солидаризирующиеся. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя. «Вопросы психологии». 6/1994. — С. 57-63. Именно «идеалистический энтузиазм» зачастую приводит к разрыву между ожиданиями и реальностью, к разочарованию, потере смысла работы и к эмоциональному истощению. Чаще всего эмоциональный шок при столкновении с реальной действительностью испытывают молодые специалисты, идущие в профессию по призванию. Такие «идеалисты» уже через 2-4 года после начала работы испытывают симптомы выгорания.
Важным фактором является также личностная выносливость — способность осуществлять контроль над жизненными ситуациями и гибко реагировать на них.
Важнейшим фактором можно назвать сниженное чувство собственного достоинства. Поэтому для таких людей стрессогенными являются ситуации социального сравнения. Внешне это проявляется как неудовлетворенность своим статусом, плохо скрываемое раздражение (вплоть до зависти) в адрес людей, более социально успешных. Их достижения трактуются как случайные, равно как и собственная невозможность сравниться с ними.
Во многом из сниженного самоуважения вытекают трудоголизм, высокая мотивация успеха вплоть до перфекционизма, стремления все и всегда сделать очень хорошо, желательно лучше всех. Любое снижение результатов труда даже по объективным причинам может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в себя и свои депрессивные переживания до поиска виноватого и направления в его адрес резких агрессивных вспышек.
Следующая особенность — это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии.
Как правило, эти люди с трудом перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания. И последующим этапом его развития может стать появление тех или иных психосоматических заболеваний.
Один из факторов риска — это то, что учителя в основном женщины. Необходимость успеть всё — и дома и в школе — сильно давит на человека. Неустроенная личная жизнь также приводит к стрессовому состоянию.
Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием. Зависимость от мнения других, эмоциональность, склонность к подчинению — также опасные факторы.
Фактором, инициирующим образование деформаций, являются возрастные изменения. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.
Исследователи феномена старости подчеркивают, да и примеров тому много, что фатальной неизбежности профессионального старения нет. Это действительно так.
Отдельный фактор, усиливающий риск профессионального, эмоционального выгорания — злоупотребление алкоголем.
Исследователями отмечается тот факт, что социальные и организационные в большей мере оказывают влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания, чем индивидуально-личностные факторы. В благоприятном социально-психологическом климате личность, склонная к эмоциональному выгоранию, чувствует себя уютнее и увереннее, легче «раскрывается», охотнее принимает помощь со стороны.
Источник