Лепка и рисование с детьми с синдромом дауна

Лепка и рисование с детьми с синдромом дауна thumbnail

Волонтеры из Ижевска доказывают, что занятия в ИЗО-студии помогают таким детям не только реализовать себя, но и способны развивать необходимые навыки

Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

Изменить размер текста:

Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.

— Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, — рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».

В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.

Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.

— Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, — рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».

Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.

— Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, — сообщили в «Солнечном городе».

Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.

К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.

В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.

Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.

— Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, — сообщают авторы проекта.

Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com

По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.

Источник

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом ДаунаВлияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна

Присяжнюк Елена Александровна воспитатель, МАДОУ «Детский сад №16», г.Кириши Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку
Радуясь, как чуду!»

А.Барто

Актуальность и новизна

Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей- инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

У ребенка с синдромом Дауна этапы развития те же, что и у обычных детей. Но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативами, и возрастной диапазон появления гораздо шире, чем у обычных детей.

В последнее время в изобразительном искусстве широко используются методы рисования с использованием нетрадиционных техник. Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна. Практики отмечают высокую эффективность нетрадиционного рисования в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также в выработке навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.

Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой.

Цель: выяснить роль нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна.

Задачи:

  • Обучать детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком);
  • Знакомить с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
  • Формировать, уточнять и обогащать представления об объектах окружающего мира;
  • Развивать у детей адекватные эмоциональные реакции при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
  • Развивать восприятие основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
  • Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения;
  • Создавать условия для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, необходимыми условиями являются:

  • Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
  • Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
  • Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти (плоские и круглые), по размеру (средние и толстые); краски, тушь, гуашь;
  • Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
  • Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками, до начала обучения провели обследование детей с целью выявления у них изобразительных умений и навыков. Составили перспективный тематический план с учетом индивидуальных возможностей детей.

Занятия сначала проводили индивидуально с каждым ребенком (для достижения хороших результатов), затем объединили детей их в пары.

  • Нетрадиционные техники рисования — это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.
Читайте также:  Синдромы поражения задних рогов спинного мозга

В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования:

  • Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
  • Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
  • Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
  • Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
  • Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
  • Вдвоем на длинной полосе бумаги: дети рисуют рядом друг с другом красками или карандашами (сидя, лежа или стоя).
  • Оттиск мятой бумагой: сминается бумага в комок, затем обмакивается в краску и прикладывается к листу бумаги.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес. Занимаясь с детьми художественным творчеством, мы стараемся расширить их сенсорный опыт, используем материалы с разной фактурой, даем возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин. Мы стремимся к развитию мелкой моторики, формированию тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.

Взаимодействие с родителями

Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И мы используем любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Проводим консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, совместные с детьми мастер-классы по нетрадиционному рисованию, активно привлекаем к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Мы сделали вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития

Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, являются выставка детского рисунка. Они очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Мы думаем, что наша совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

  • У детей улучшилось понимание речи, значительно пополнился словарный запас. Улучшилась концентрация внимания.
  • Воспитанники стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, глина, мелки).
  • Формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
  • Преобладает положительный эмоциональный фон (дети активны, жизнерадостны, не проявляют аффективных вспышек).

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главное в нашей работе: занятия приносили детям только положительные эмоции.

Основными критериями результативности работы считаем: позитивную динамику в развитии детей с синдромом Дауна.

Список использованной литературы

  1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
  2. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М.: Просвещение, 2006.
  3. Комарова Т.С. Коллективное творчество дошкольников. – Москва, 2005.
  4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа (средний, старший, подготовительный возраст), — М: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009.
  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптура из природного материала. – М: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.
  6. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  7. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: «Просвещение», 2005

Источник

Полина Юминова
Проект «Чудо-пластилин» для детей с синдромом Дауна Видео

Тема: «Угостим ежика яблоком»

(Конспект одного занятия из проекта «Чудо-пластилин» по лепке из пластилина предмета состоящего из отдельных частей, для развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна)

Цель: Сформировать образ целого предмета состоящего из отдельных частей; лепить яблоко из пластилина.

Задачи:

Образовательные:

— формировать умение узнавать образ целого предмета

— развивать умение учить соединять части предмета в целое

Коррекционные:

— формировать целостное восприятие предмета, его форму, цвет

— учить передавать пространственное соотношение частей в целое

Воспитательные:

-воспитывать желание помочь, «угостить».

Подготовительный период.

Д/и «Складывание разрезных картинок из 2- 3- 4-х частей» — предложить детям во время режимных моментов собрать разрезные картинки с изображением яблока (красного, желтого и зеленого цвета).

Оборудование:

Раздаточный материал: кусочки пластилина красного цвета самый большой кусочек для придания формы яблоку, кусочек поменьше зеленого цвета для листочка и самый маленький кусочек пластилина коричневого цвета палочка от яблока, дощечка для пластилина.

Демонстрационный материал: мягкая игрушка-ежик, натуральное яблоко (зеленого, красного, желтого цвета) и готовый образец яблока из пластилина, картинка с изображением яблока и картинка с изображением ежика несущего яблоко на спине.

Этапы занятия:

1. Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?»

2. Анализ частей предмета (яблока)

3. Пальчиковая гимнастика

4. Поэтапная лепка предмета из пластилина

5. Оценивание результата детских работ

6. Обыгрывание предмета

Ход занятия:

1. Орг. Момент.

Педагог: Ребята, к нам в гости сегодня кто-то пришел, хотите узнать кто это?Отгадайте загадку:

По тропинке в лесу,

Я большое яблоко несу,

На иголки я похож,

Звать меня конечно –

(Еж) (дети отвечают все вместе)

Читайте также:  Препараты от синдрома раздраженного мочевого пузыря

Педагог: — Правильно ребята, к нам в гости сегодня пришел ежик.

Давайте, слепим для него угощение — яблоко.

2. Анализ предмета.

У педагога на тарелке 3 яблока (натуральные): красное, желтое и зеленое.

Педагог вместе с детьми рассматривает яблоки (определяет, из каких частей состоит яблоко, его форму и цвет). Ребята, покажите мне яблоко желтого цвета? А где у нас яблоко зеленого цвета? А красное?

Мы сегодня будем лепить яблоко красного цвета.

Прежде чем мы приступим к лепке, нужно разогреть наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины,

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты!

(Сжимают и разжимают пальцы, затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

3. Лепка предмета из пластилина.

После анализа дети начинают поэтапно лепить яблоко, конструктивным способом из кусочков пластилина глядя на образец.

Педагог: Ребята, возьмите самый большой кусочек пластилина красного цвета и скатайте его круговыми движениями рук, чтобы у нас получился шарик, пока отложите его. Теперь возьмите кусочек пластилина коричневого цвета и раскатайте прямыми движениями рук, чтобы у нас получилась палочка. Остался у нас только один кусочек, он какого цвета? Зеленого! Правильно, а что мы будем из него лепить? Листочек. Возьмите кусочек и между пальчиками его придавите. А теперь все детали соединяем. Листочек на палочку, а палочку прикрепляем к верхней части яблока. И наше яблоко готово!

Педагог: Ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. Давайте выйдем из-за столов и встанем в круг.

Физкультминутка

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

Над головкою — хлопок.

А теперь все дружно

Перепрыгнем лужу!

А сейчас идут по кругу,

Улыбаются друг другу.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Педагог: Ребята вы все молодцы, у вас у всех красивые яблочки получились. Ёжику они очень понравились, но ему нужно возвращаться в лес. Давайте ёжику скажем до свидания!

4. Итог.

Анализ детских работ.

Затем проводится сравнение детских работ с образцом.

Ребята, что мы сегодня лепили? Что есть у яблока? (палочка, листочек). Яблоко, какого цвета? На что оно похоже? А кого мы сегодня угощали нашим яблочком?

Источник

Название техники

Описание техники

Материалы

«Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой)

Краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода Правило — каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Миска с краской, гуашь, альбомные листы

Печать листьев

Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью.

Листья, краска гуашь, альбомные листы

Рисование методом тычка

Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.

Ватный тампон, краска, альбомные листы

Тычок жёсткой полусухой кистью

 Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется  по бумаге, держа вертикально. Правило — кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Кисть для рисования, альбомные листы, краска

Оттиск крышками

Используются различные крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило — прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).

Различные крышки, краска, альбомные листы, миска с краской и водой

Оттиск печатками из картофеля

Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски

Альбомные листы, картофель, краска

Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом

Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски. Правило – не используется вода.

Пенопласт, поролон, бумага, альбомные листы, миски с краской

Кляксография

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали

Альбомные листы, краска

Кляксография (вариант 2)

Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска

Раздувание краски

Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска, трубочки

Кляксография с ниточкой

Нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.

Альбомные листы, краска, нитка

Печать по трафарету»

Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью

Трафарет, бумага, поролон, альбомные листы. краска

Рисование по мокрой бумаге

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

Краска, альбомные листы, бумага, вода,

Рисование по мокрой бумаге (вариант 2)

При помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Краска, альбомные листы, бумага, вода, акварельные мелки

Размытый рисунок

Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

Краска, альбомные листы, бумага, вода,

Набрызг (рисование зубной щёткой)

На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило — проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

Краска, альбомные листы, бумага, вода, зубная щетка

Читайте также:  Вегето сосудистая дистония с астеническим синдромом

Монотопия  (отпечаток)

Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа — создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.

Краска, альбомные листы

Монотопия предметная

Лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа – половина изображаемого предмета. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. В конечном итоге получается симметричное изображение предмета.

Краска, альбомные листы

Монотипия по стеклу

Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

Стекло, альбомные листы, краска

Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель).

Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило — должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту

Восковые мелки, акварель, альбомные листы, краска

Знакомая форма («новый образ»)

Карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Предметы, краска, альбомные листы

Ожившие предметы

Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. , которые, вдруг «ожили».  При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.

Предметы, краска, альбомные листы

Шаблонография

Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов — геометрических фигур — с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).

Краска, шаблоны, альбомные листы

«Граттаж» (гравюра) 

Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом —  создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Свеча, жидкое мыло, альбомные листы, палочка, картон

Граттаж воском

На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.

Свеча, тушь, альбомные листы, палочка, картон

Фотокопия

Рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки

Свеча, жмыло, альбомные листы, палочка, картон

Пластилинография

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Пластилин, картон, шаблоны

Витраж (клеевые картинки) 

Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Клей, краска, целлофан

Витраж мелками

Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.

Мелки, краска, клей

Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Нитки, предмет для наматывания, краска, альбомные листы

Штампики из пластилина

Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Пластилин, краска

Картинки-отпечатки

Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Картинки-отпечатки, краска, альбомные листы

Отпечатки морковкой, яблоком

Необходимо придать овощам и фруктам нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Краска, овощи для штампов

Рисование мыльными пузырями

С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу.

Мыльные пузыри. Трубочка, альбомные листы, краска

Рисование солью

При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Клей, соль, краска

Рисование смятой бумагой

Способ №1.  На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Мятая бумага, краска, альбомные листы

Рисование масляной пастелью и акварелью

На белой бумаге белой пастелью рисуется любой «невидимый» узор. Дальше ребенок рисует рисунок и появляются узоры.

Масляная краска, пастель, альбомные листы

Техники рисования при помощи «волшебной ниточки»

Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается.

Нить, альбомные листы, краска

Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат — оттиск, имитирующий основную фактуру.

Каран