Лекотека для детей с синдромом дауна

Лекотека для детей с синдромом дауна thumbnail

МКУ «Новоселовский Межшкольный Методический Центр»

Муниципальный фестиваль

«ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИК К МОДЕЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Номинация

«ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Практика

«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ЛЕКОТЕКА»

hello_html_1bc2a744.jpg

Выполнила Зенцова

Ирина Петровна,

учитель классов коррекции

МБОУ СОШ № 6

2018

Обучение детей с синдромом Дауна посредством метода лекотека

Дети с синдромом Дауна обучаемы. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, педагогов они становились полноценными людьми, обучались в школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадёжное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.

В 2016 году в нашу школу пришёл такой особый ребёнок. У него имеются специфические проблемы, ограничивающие способности к развитию. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Большая трудность была в том, что речь практически отсутствовала, произносил отдельные звуки и слогоподражания. Для него, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых.

Здесь очень помог метод – лекотека. Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку» (собрание) развивающих игр и игрушек. Начиная с 2016 года, мы начали формировать своё «хранилище игрушек». Часть оборудования мы закупили по Государственной Программе «Доступная среда», остальное приобретали постепенно в течение трёх лет.

Помочь ребёнку адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня. Наш ученик зачастую не испытывает особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Моя педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать его, определить мотивацию, исходя из его интересов. Лекотека помогает ребёнку перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.

Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование, направленное на:

  • развитие тактильно-двигательного восприятия;

  • развитие мелкой и крупной моторики;

  • экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;

  • экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;

  • экспериментирование: оптические эффекты;

  • художественное творчество,

  • развитие координации движений.

Оборудование включает в себя:

1. Набор «Пертра»:

  • Пространство и преобразование;

  • От хватания к схватыванию;

  • От каракуль к каллиграфии;

  • Классификация;

  • Одинаковое и разное;

  • Конструирование;

  • Первоначальные математические представления; (Приложение 1).

2. Конструкторы:

  • Набор «Полидрон» магнитный «Элементарная математика»;

  • Набор «Полидрон» развивающий «Сфера»;

  • Пластмассовые конструкторы (Приложение 2).

3.Наборы для сюжетно — ролевых игр:

  • «Магазин»;

  • «Больница»;

  • «Транспорт»;

  • «Животные»; и др. (Приложение 3).

4. Игры для развития и коррекции:

  • «Подуй на шарик»; «Угадай на ощупь»; шарик в лабиринте; игры для развития речи, моторики; набор для занятий с водой, кубики, кукольный театр, музыкальные и шумовые инструменты, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое (Приложение 4).

Каждое занятие мы начинаем обязательно с артикуляционной гимнастики для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку, мы играем в дразнилки, играем мимикой лица, издаём звуки животных. Пополняем словарный запас короткими словами. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала более понятной не только родителям и мне, но и окружающим. Ребёнок говорит отдельные слова, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт словами и жестами.

В начале обучения ребёнок хаотически чертил на листе, зажав карандаш в кулаке. Ему было недоступно выполнение задания даже способом «рука в руке». Постепенно к концу третьего года обучения мы научились проводить линии, обводить и закрашивать по контуру. (Приложение 5).

Читайте также:  Синдром хронической усталости что это

Лекотека помогает формировать у детей с нарушениями развития предпосылки к учебной деятельности. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.

Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно, я считаю, что иду в верном направлении.

Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе, он общается, видит пример правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает мероприятия для начальной школы. Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом.

В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители.

Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.

Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка? У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными. Среди родителей детей с синдромом Дауна существует легенда: «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей!». Я заметила одну особенность, ученики нашей школы в общении с ним и даже в его присутствии перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.

На примере описанной практики можно уверенно сказать, что педагоги в условиях лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.

ПРИЛОЖЕНИЯ

hello_html_7b9d5827.jpg

Иван Ш. на занятии вместе с мамой. 2016 – 2017 учебный год.

Мир «особого» ребёнка – 
Интересен и пуглив. 
Мир «особого» ребёнка – 
Безобразен и красив. 
Неуклюж, немного страшен, 
Добродушен и открыт 
Мир «особого» ребёнка. 
Иногда он нас страшит. 
Почему он агрессивен? 
Почему он молчалив? 
Почему он так испуган? 
И совсем не говорит? 
Мир «особого» ребёнка… 
Он закрыт от глаз чужих. 
Мир «особого» ребёнка 
Допускает лишь своих. 

Приложение 1.

hello_html_m5931d220.jpg

Набор «ПЕРТРА»

hello_html_m22cf1255.jpg hello_html_m90739f1.jpg

hello_html_4b9bc4bf.jpg hello_html_5c8e27bb.jpg

hello_html_m70746ff0.jpghello_html_m50682244.jpg

hello_html_m7349eca2.jpghello_html_m4114317a.jpghello_html_555e9eb7.jpg

Содержимое отдельных чемоданов набора «

Приложение 2.

hello_html_m6eaf50b0.jpg

Конструкторы

hello_html_m259e7fff.jpg

Приложение 3.

hello_html_5d82d60d.jpghello_html_45966a3c.jpghello_html_6bc74909.jpghello_html_m6fddbf06.jpg

hello_html_m40120a89.jpghello_html_m61d39a91.jpg

hello_html_4283d323.jpghello_html_735c0304.jpg

hello_html_787d8172.jpg

Наборы для сюжетно-ролевых игр

Приложение 4.

hello_html_1cd3ee6f.jpg hello_html_m73ea08e8.jpg

hello_html_m3b9b9890.jpg hello_html_325c55a8.jpg

hello_html_m39588450.jpg hello_html_68121c6b.jpg

hello_html_m7e3f8bfd.jpg hello_html_171bbdd.jpg

Игры для коррекции и развития

Приложение 5.

hello_html_585db6ac.jpg hello_html_m49132399.jpg

hello_html_29b6a973.jpg

Рисунок карандашом. Второй год обучения.

hello_html_m16cf64d2.jpg

Закрашивание по контуру. Второй год обучения.

hello_html_b558445.jpg

Рисунок карандашами. Начало третьего года обучения.

hello_html_491ff8ac.jpg

Рисунок красками. Средина третьего года обучения.

hello_html_7224e483.jpg

Рисунок и закрашивание по контуру. Средина третьего года обучения.

hello_html_m13d4bb5c.jpg

Рисунок и закрашивание по контуру. Конец третьего года обучения.

Источник

Детский церебральный паралич – это нарушение управления движениями
тела, вследствие необратимого повреждения специфических отделов головного
мозга, случившегося до, во время, после рождения, в первые месяцы
или годы жизни. Церебральный паралич встречается приблизительно у
1 из 500 детей.

Читайте также:  Синдром хронической усталости симптомы и лечение народными

Основные причины паралича: повреждение белого вещества больших полушарий
мозга у глубоко недоношенных детей (родившихся с массой тела менее
2000-2200 грамм), инсульты у новорожденных, бактериальные или вирусные
энцефалиты, тяжелое кислородное голодание (асфиксия) при рождении
или в первые дни жизни у доношенных новорожденных, токсическое поражение
мозга – при желтухе тяжелая черепно-мозговая травма, прогрессирующая
неоперированная гидроцефалия, асфиксия у детей вследствие несчастного
случая (например – при попадании инородных тел, таких как игрушки
или кусочки пищи в дыхательные пути), врожденные аномалии мозга.

Различают три основные формы церебрального паралича:
• спастический паралич, отличающийся высоким напряжением мышц
и обусловленный повреждением клеток коры головного мозга или
белого вещества больших полушарий [1]; в зависимости
от количества парализованных конечностей выделяют моноплегию
(рука или нога), диплегию (две ноги), гемиплегию (рука и нога
с одной стороны), триплегию (две ноги и рука), тетраплегию или
двойную гемиплегию (руки и ноги с двух сторон);
• атетоидный (гиперкинетический) паралич, отличающийся общим
нарушением управления движениями во всем теле (речевой и лицевой
мускулатуре, в шее, в туловище, в руках и ногах), резкими переменами
мышечного тонуса, глубокой нарушением возможности приобретения
и автоматизации двигательных навыков и связанный с поражением
серого вещества в глубине больших полушарий (базальных ядер)
[2];
• атаксический паралич, характеризующийся трудностью балансировки
(сохранения равновесия тела) и обусловленных нарушением работы
мозжечка [3].
• смешанная форма церебрального паралича.

Лекотека для детей с синдромом дауна

Встречаются обратимые нарушения работы указанных двигательных
центров головного мозга:
например – преходящий паралич после судорожного припадка, черепно-мозговой
травмы, атаксия при врожденном гипотиреозе или передозировке противоэпилептических
средств.

Бывают двигательные нарушения, не относящиеся к церебральному
параличу и связанные с болезнью мышц, периферических нервов
или двигательных клеток спинного мозга.
Эти состояния не следует путать с детским церебральным параличом.

У каждого конкретного ребенка с параличом имеются индивидуальные
особенности нарушения движений, как по вовлечению частей тела,
так и по выраженности симптомов

Детский церебральный паралич проявляется в задержке двигательного
развития, в уменьшении силы, объема, скорости, плавности, точности
и частоты произвольных движений, в трудности удержания различных
поз и перехода из одной позы в другую. Кроме того, специалисты
выявляют аномалии мышечного тонуса и рефлексов.

В большинстве случаев первые признаки церебрального паралича у доношенных
детей можно заметить не ранее 2.5 –3 месяцев, у недоношенных
позже.
Общая последовательность «проявления» симптомов – от головы –
к ногам. Сначала обращает на себя внимание неустойчивое удержание
головы, затруднение поворота головы в стороны, появление и нарастание
косоглазия. Позже становится заметным, ограничение подвижности рук
и т.д. Очевидная картина расстройства формируется к 12 — 18 месяцам.

Развитие церебрального паралича можно с высокой вероятностью предсказать
у недоношенных детей на основании данных нейросонографии (ультразвукового
исследования мозга), проведенной в возрасте 1 и 2 месяцев. С меньшей
вероятностью – у доношенных новорожденных, перенесших асфиксию
– на основании оценки по шкале Апгар (3 балла и менее на 15-20
минуте после рождения).

Для раннего выявления церебрального паралича можно использовать
проверочную таблицу, заполняемую на основании наблюдения
за поведением ребенка.

Двигательные
функции
Месяцы
 24691215
Устойчиво
держит голову в вертикальном положении
      
Лежа на
животе, опирается на предплечья и удерживает голову вертикально
      
Нет косоглазия      
Лежа на
спине, играет своими руками, смотрит на них
      
Может высунуть
язык изо рта
      
Лежа на
животе, опираясь на предплечье одной руки, другой берет
предмет
      
Вращает
предплечье (при этом вращается кисть вместе с удерживаемой
игрушкой)
      
Может перекладывать
предметы из руки в руку
      
Может держать
по предмету в каждой руке
      
Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище
      
Сидя без
поддержки может потянуться к игрушке, обернуться назад
      
Хлопает
в ладоши
      
Встает на
четвереньки
      
Садится
сам из позы лежа на спине
      
Может захватить
и держать маленький предмет кончиками I и II пальцев (пинцетный
захват)
      
Бросает
предметы
      
Стоит без
поддержки
      
Ходит без
поддержки
      
Встает с
пола без поддержки из положения сидя
      
Может аккуратно
поставить один предмет на другой
      
Может держать
предмет на ладони
      
Читайте также:  Синдром белого халата в армию

возраст, в котором поведение наблюдается в норме

Если какое-то поведение из перечисленных в таблице не наблюдается
в возрасте, обозначенном зеленым цветом, то следует показать
ребенка врачу–неврологу !

У некоторых детей с церебральным параличом встречаются такие нарушения
как эпилепсия, умственная отсталость или задержка психического развития,
нарушения обучения письму, чтению, счету, синдром гиперактивности
и дефицита внимания, устной экспрессивной речи, слуха, зрения, проблемы
приема пищи, ортопедические проблемы (например – подвывих бедра).

Лечения церебрального паралича не существует,
так как поврежденные участки мозга не восстановимы. Однако всегда
есть возможность помочь ребенку быть более успешным и более
самостоятельным. В этом отношении могут быть полезны технические
средства, специальное оборудование, занятия и советы специалистов
по развитию движений.
• Наиболее эффективно психолого-педагогическое сопровождение
семьи ребенка специалистами, начиная с первых месяцев жизни.

При этом должны своевременно решаться следующие задачи:

понимание родителями сущности проблем ребенка, его ближайших
перспектив развития и основных потребностей, принятие ребенка
семьей таким, какой он есть, освоение членами семьи основных
приемов и правил ухода и воспитания малыша, способов наиболее
эффективного общения с ребенком, освоение приемов физической
помощи ребенку (элементов кинезиотерапии) и развивающих игр,
способствующих его двигательному и психическому развитию, приобретение
специального оборудования, обеспечение адекватной развивающей
среды.
Все это закладывает основу для получения хорошего образования,
способствует развитию максимально возможной самостоятельности.


В некоторых случаях на основании обследования головного мозга
младенцев при помощи нейросонографии, магнитно-резрнансной или
компьютерной (рентгеновской) томографии можно говорить о вероятности
развития церебрального паралича и его тяжести.
• В тяжелейших случаях, в 2 года можно предполагать, что ребенок никогда
не будет самостоятельно ходить. Большинство детей с менее тяжелыми
нарушениями обычно начинают ходить сами до 8 – 10 лет.
• Наилучшая для ребенка позиция родителей – это сочетание оптимизма
и реализма, т.е. веры в потенциал развития ребенка и понимания его
реальных возможностей в настоящее время.
• Многие дети с церебральным параличом имеют нормальный общий интеллект,
при этом, у некоторых имеются специфические трудности в обучении (в
освоении навыков чтения, рисования, письма, счета). Учитывая ограниченные
возможности двигательной сферы, часто – запоздалое развитие речи,
очень трудно оценить умственные ресурсы ребенка и его потенциальный
образовательный маршрут раньше, чем в возрасте 5-6 лет.    

Источник