Лекотека для детей с синдромом дауна
МКУ «Новоселовский Межшкольный Методический Центр»
Муниципальный фестиваль
«ОТ ОТДЕЛЬНЫХ ПРАКТИК К МОДЕЛЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Номинация
«ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Практика
«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ЛЕКОТЕКА»
Выполнила Зенцова
Ирина Петровна,
учитель классов коррекции
МБОУ СОШ № 6
2018
Обучение детей с синдромом Дауна посредством метода лекотека
Дети с синдромом Дауна обучаемы. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов, педагогов они становились полноценными людьми, обучались в школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми – дело не безнадёжное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
В 2016 году в нашу школу пришёл такой особый ребёнок. У него имеются специфические проблемы, ограничивающие способности к развитию. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Большая трудность была в том, что речь практически отсутствовала, произносил отдельные звуки и слогоподражания. Для него, чтобы учиться и развиваться, в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых.
Здесь очень помог метод – лекотека. Первая лекотека была создана в Швеции в 1963 году. Родители и педагоги создали своеобразную «библиотеку» (собрание) развивающих игр и игрушек. Начиная с 2016 года, мы начали формировать своё «хранилище игрушек». Часть оборудования мы закупили по Государственной Программе «Доступная среда», остальное приобретали постепенно в течение трёх лет.
Помочь ребёнку адаптироваться, освоить необходимые социальные навыки, личностно раскрыться и поверить в свои силы — вот, что мы считаем главным на сегодня. Наш ученик зачастую не испытывает особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира. Моя педагогическая задача состоит в том, чтобы найти, чем можно было бы заинтересовать его, определить мотивацию, исходя из его интересов. Лекотека помогает ребёнку перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.
Для этого мы внимательно и тщательно выбираем доступный, но разнообразный материал. В работе с детьми используется специальное оборудование, направленное на:
развитие тактильно-двигательного восприятия;
развитие мелкой и крупной моторики;
экспериментирование: вес, вкус, звук, цвет;
экспериментирование: изучаем движение и свойства воды;
экспериментирование: оптические эффекты;
художественное творчество,
развитие координации движений.
Оборудование включает в себя:
1. Набор «Пертра»:
Пространство и преобразование;
От хватания к схватыванию;
От каракуль к каллиграфии;
Классификация;
Одинаковое и разное;
Конструирование;
Первоначальные математические представления; (Приложение 1).
2. Конструкторы:
Набор «Полидрон» магнитный «Элементарная математика»;
Набор «Полидрон» развивающий «Сфера»;
Пластмассовые конструкторы (Приложение 2).
3.Наборы для сюжетно — ролевых игр:
«Магазин»;
«Больница»;
«Транспорт»;
«Животные»; и др. (Приложение 3).
4. Игры для развития и коррекции:
«Подуй на шарик»; «Угадай на ощупь»; шарик в лабиринте; игры для развития речи, моторики; набор для занятий с водой, кубики, кукольный театр, музыкальные и шумовые инструменты, компьютерные технологии по методике Г. Домана и многое другое (Приложение 4).
Каждое занятие мы начинаем обязательно с артикуляционной гимнастики для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку, мы играем в дразнилки, играем мимикой лица, издаём звуки животных. Пополняем словарный запас короткими словами. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала более понятной не только родителям и мне, но и окружающим. Ребёнок говорит отдельные слова, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт словами и жестами.
В начале обучения ребёнок хаотически чертил на листе, зажав карандаш в кулаке. Ему было недоступно выполнение задания даже способом «рука в руке». Постепенно к концу третьего года обучения мы научились проводить линии, обводить и закрашивать по контуру. (Приложение 5).
Лекотека помогает формировать у детей с нарушениями развития предпосылки к учебной деятельности. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.
Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно, я считаю, что иду в верном направлении.
Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе, он общается, видит пример правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает мероприятия для начальной школы. Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом.
В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям даются рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком. И если сначала развивающие игры с детьми проводят педагоги, то после эстафету могут подхватить близкие и родители.
Мы стараемся создать эмоционально благоприятную атмосферу для адаптации детей, оказать благотворное влияние на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельностей. Мы развиваем творческую активность, а также коммуникативные, двигательные и художественные навыки детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями.
Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка? У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными. Среди родителей детей с синдромом Дауна существует легенда: «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей!». Я заметила одну особенность, ученики нашей школы в общении с ним и даже в его присутствии перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.
На примере описанной практики можно уверенно сказать, что педагоги в условиях лекотеки помогают детям перейти на новый уровень, постепенно расширяя рамки игровой деятельности и помогая справиться со специфическими трудностями.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Иван Ш. на занятии вместе с мамой. 2016 – 2017 учебный год.
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Приложение 1.
Набор «ПЕРТРА»
Содержимое отдельных чемоданов набора «
Приложение 2.
Конструкторы
Приложение 3.
Наборы для сюжетно-ролевых игр
Приложение 4.
Игры для коррекции и развития
Приложение 5.
Рисунок карандашом. Второй год обучения.
Закрашивание по контуру. Второй год обучения.
Рисунок карандашами. Начало третьего года обучения.
Рисунок красками. Средина третьего года обучения.
Рисунок и закрашивание по контуру. Средина третьего года обучения.
Рисунок и закрашивание по контуру. Конец третьего года обучения.
Источник
Детский церебральный паралич это нарушение управления движениями
тела, вследствие необратимого повреждения специфических отделов головного
мозга, случившегося до, во время, после рождения, в первые месяцы
или годы жизни. Церебральный паралич встречается приблизительно у
1 из 500 детей.
Основные причины паралича: повреждение белого вещества больших полушарий
мозга у глубоко недоношенных детей (родившихся с массой тела менее
2000-2200 грамм), инсульты у новорожденных, бактериальные или вирусные
энцефалиты, тяжелое кислородное голодание (асфиксия) при рождении
или в первые дни жизни у доношенных новорожденных, токсическое поражение
мозга при желтухе тяжелая черепно-мозговая травма, прогрессирующая
неоперированная гидроцефалия, асфиксия у детей вследствие несчастного
случая (например при попадании инородных тел, таких как игрушки
или кусочки пищи в дыхательные пути), врожденные аномалии мозга.
Различают три основные формы церебрального паралича:
• спастический паралич, отличающийся высоким напряжением мышц
и обусловленный повреждением клеток коры головного мозга или
белого вещества больших полушарий [1]; в зависимости
от количества парализованных конечностей выделяют моноплегию
(рука или нога), диплегию (две ноги), гемиплегию (рука и нога
с одной стороны), триплегию (две ноги и рука), тетраплегию или
двойную гемиплегию (руки и ноги с двух сторон);
• атетоидный (гиперкинетический) паралич, отличающийся общим
нарушением управления движениями во всем теле (речевой и лицевой
мускулатуре, в шее, в туловище, в руках и ногах), резкими переменами
мышечного тонуса, глубокой нарушением возможности приобретения
и автоматизации двигательных навыков и связанный с поражением
серого вещества в глубине больших полушарий (базальных ядер)
[2];
• атаксический паралич, характеризующийся трудностью балансировки
(сохранения равновесия тела) и обусловленных нарушением работы
мозжечка [3].
• смешанная форма церебрального паралича.
Встречаются обратимые нарушения работы указанных двигательных
центров головного мозга:
например преходящий паралич после судорожного припадка, черепно-мозговой
травмы, атаксия при врожденном гипотиреозе или передозировке противоэпилептических
средств.
Бывают двигательные нарушения, не относящиеся к церебральному
параличу и связанные с болезнью мышц, периферических нервов
или двигательных клеток спинного мозга.
Эти состояния не следует путать с детским церебральным параличом.
У каждого конкретного ребенка с параличом имеются индивидуальные
особенности нарушения движений, как по вовлечению частей тела,
так и по выраженности симптомов
Детский церебральный паралич проявляется в задержке двигательного
развития, в уменьшении силы, объема, скорости, плавности, точности
и частоты произвольных движений, в трудности удержания различных
поз и перехода из одной позы в другую. Кроме того, специалисты
выявляют аномалии мышечного тонуса и рефлексов.
В большинстве случаев первые признаки церебрального паралича у доношенных
детей можно заметить не ранее 2.5 3 месяцев, у недоношенных
позже.
Общая последовательность «проявления» симптомов от головы
к ногам. Сначала обращает на себя внимание неустойчивое удержание
головы, затруднение поворота головы в стороны, появление и нарастание
косоглазия. Позже становится заметным, ограничение подвижности рук
и т.д. Очевидная картина расстройства формируется к 12 — 18 месяцам.
Развитие церебрального паралича можно с высокой вероятностью предсказать
у недоношенных детей на основании данных нейросонографии (ультразвукового
исследования мозга), проведенной в возрасте 1 и 2 месяцев. С меньшей
вероятностью у доношенных новорожденных, перенесших асфиксию
на основании оценки по шкале Апгар (3 балла и менее на 15-20
минуте после рождения).
Для раннего выявления церебрального паралича можно использовать
проверочную таблицу, заполняемую на основании наблюдения
за поведением ребенка.
Двигательные функции | Месяцы | |||||
2 | 4 | 6 | 9 | 12 | 15 | |
Устойчиво держит голову в вертикальном положении | ||||||
Лежа на животе, опирается на предплечья и удерживает голову вертикально | ||||||
Нет косоглазия | ||||||
Лежа на спине, играет своими руками, смотрит на них | ||||||
Может высунуть язык изо рта | ||||||
Лежа на животе, опираясь на предплечье одной руки, другой берет предмет | ||||||
Вращает предплечье (при этом вращается кисть вместе с удерживаемой игрушкой) | ||||||
Может перекладывать предметы из руки в руку | ||||||
Может держать по предмету в каждой руке | ||||||
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище | ||||||
Сидя без поддержки может потянуться к игрушке, обернуться назад | ||||||
Хлопает в ладоши | ||||||
Встает на четвереньки | ||||||
Садится сам из позы лежа на спине | ||||||
Может захватить и держать маленький предмет кончиками I и II пальцев (пинцетный захват) | ||||||
Бросает предметы | ||||||
Стоит без поддержки | ||||||
Ходит без поддержки | ||||||
Встает с пола без поддержки из положения сидя | ||||||
Может аккуратно поставить один предмет на другой | ||||||
Может держать предмет на ладони |
возраст, в котором поведение наблюдается в норме
• Если какое-то поведение из перечисленных в таблице не наблюдается
в возрасте, обозначенном зеленым цветом, то следует показать
ребенка врачуневрологу !
У некоторых детей с церебральным параличом встречаются такие нарушения
как эпилепсия, умственная отсталость или задержка психического развития,
нарушения обучения письму, чтению, счету, синдром гиперактивности
и дефицита внимания, устной экспрессивной речи, слуха, зрения, проблемы
приема пищи, ортопедические проблемы (например подвывих бедра).
• Лечения церебрального паралича не существует,
так как поврежденные участки мозга не восстановимы. Однако всегда
есть возможность помочь ребенку быть более успешным и более
самостоятельным. В этом отношении могут быть полезны технические
средства, специальное оборудование, занятия и советы специалистов
по развитию движений.
• Наиболее эффективно психолого-педагогическое сопровождение
семьи ребенка специалистами, начиная с первых месяцев жизни.
При этом должны своевременно решаться следующие задачи:
понимание родителями сущности проблем ребенка, его ближайших
перспектив развития и основных потребностей, принятие ребенка
семьей таким, какой он есть, освоение членами семьи основных
приемов и правил ухода и воспитания малыша, способов наиболее
эффективного общения с ребенком, освоение приемов физической
помощи ребенку (элементов кинезиотерапии) и развивающих игр,
способствующих его двигательному и психическому развитию, приобретение
специального оборудования, обеспечение адекватной развивающей
среды.
Все это закладывает основу для получения хорошего образования,
способствует развитию максимально возможной самостоятельности.
•
В некоторых случаях на основании обследования головного мозга
младенцев при помощи нейросонографии, магнитно-резрнансной или
компьютерной (рентгеновской) томографии можно говорить о вероятности
развития церебрального паралича и его тяжести.
• В тяжелейших случаях, в 2 года можно предполагать, что ребенок никогда
не будет самостоятельно ходить. Большинство детей с менее тяжелыми
нарушениями обычно начинают ходить сами до 8 10 лет.
• Наилучшая для ребенка позиция родителей это сочетание оптимизма
и реализма, т.е. веры в потенциал развития ребенка и понимания его
реальных возможностей в настоящее время.
• Многие дети с церебральным параличом имеют нормальный общий интеллект,
при этом, у некоторых имеются специфические трудности в обучении (в
освоении навыков чтения, рисования, письма, счета). Учитывая ограниченные
возможности двигательной сферы, часто запоздалое развитие речи,
очень трудно оценить умственные ресурсы ребенка и его потенциальный
образовательный маршрут раньше, чем в возрасте 5-6 лет.
Источник