Лекция по синдрому эмоциональное выгорание
Ольга Маскина
Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания»
Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.
Цели: познакомить с понятием «профессиональное выгорание» педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его симптомами; снятие эмоционального напряжения, сплочение педагогического коллектива.
Форма проведения: лекция с элементами тренинга.
Материалы и оборудование: два ватмана, газетные листы, ручки, карандаши, воздушные шары, ТСО.
При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними.
• общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе;
• высказываем только своё мнение;
• внимательно слушаем друг друга;
• не перебиваем говорящего;
• уважаем мнение друг друга;
• не оцениваем суждения других;
• активно работаем;
• придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.
• соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).
1. Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Комментарии для ведущего.
Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.
Вводная часть
Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.
Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Симптомы профессиоанльного выгорания:
чувство хронической усталости;
раздражительность;
нарушение сна, аппетита;
тревожность;
негативное отношение к коллегам;
оскудение репертуара рабочих действий;
потеря интереса к профессиональным достижениям.
2. Игра «Сказочный дождик».
Цель: сплочение педагогического коллектива, создание доверительной атмосферы.
Инструкция. Участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.
Ход упражнения: «Встаньте по кругу друг за другом. Представьте, что в нашем учреждении только что пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине».
Вопросы для обсуждения:
1. Легко ли было выполнять упражнение?
2. Возникали ли трудности при выполнении задания?
3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?
3. Упражнение «Выбор»
Цель: самодиагностика.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего:
Поднимите руки те, кто выбрал первый вариант, второй, третий, четвертый.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
4. Упражнение «Прощай, напряжение».
Цель: снятие излишнего напряжения
Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».
Анализ:
• Как вы себя чувствуете?
• Расстались ли вы со своим напряжением?
• Ощущения до и после упражнения.
5. Упражнение «Гусеница».
Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Участники тренинга получают по одному воздушному шару.
Инструкция. Сейчас вы будете одной большой гусеницей и начнете передвигаться по комнате. Постройтесь друг за другом. Первый в цепочке – голова гусеницы – держит воздушный шар на ладонях, вытянутых вперед рук. Остальные участники – туловище гусеницы – должны зажать воздушный шар между своим животом и спиной впереди стоящего и положить руки на его плечи. Дотрагиваться до шара руками строго запрещается! Туловище гусеницы должно двигаться за её головой. Почувствуйте себя единым живым организмом!
6. Упражнение «Портрет педагога».
Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.
Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».
7. Упражнение «Семь свечей».
И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на релаксацию и дыхание «Семь свечей».
Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте, что в метре от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, глубокий вдох. Теперь представьте, что вам нужно задуть одну из ваших свечей. Как можно сильней подуйте в её направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Снова сделайте медленный глубокий вдох и задуйте вторую свечу. Так же задуйте остальные свечи.
Анализ:
• Как менялось ваше эмоциональное состояние по мере выполнения упражнения?
• В каких реальных жизненных ситуациях можно использовать это упражнение?
8. Игра «Волшебный мешочек»
Цель: поднятие настроения.
Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
8. Рефлексия.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?
• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?
Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
Источник
Государственное Учреждение Здравоохранения
Тульский Областной Специализированный Дом ребенка №1
Методическая разработка.
Лекция и занятие-тренинг
Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Пояснительная записка
Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением «поучать».
В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).
Занятие-Тренинг разработано для персонала нашего учреждения. Направлено на информирование педагогов, специалистов и другого персонала о профессиональном выгорании, на самоподдежку и на развитие способов саморегуляции.
Цель занятия: обучить персонал эффективным способам саморегуляции и самоподдержки.
Задачи:
— познакомить персонал с понятием и самой проблемой синдрома профессионального выгорания, а также со способами саморегуляции и сапоподдержки;
— отработать навыки саморегуляции и самоподдержки.
Занятие может проводится как в малых группах так и в больших, для этого необходимо просторное помещение, спокойная музыка, необходимо заранее подготовить цветные листочки (размер 2см x. 2см, цвет: синий – плохое настроение, зеленый – нормальное, «спокойно себя чувствую», розовый – отличное) и коробочку с надписью «Мое настроение».
Занятие начинается с приветствия. Все педагоги подходят к столу (где находится ведущий) и выбирают листочек соответствующий их настроению и кидают в коробочку (в конце занятия посчитаем).
Затем следует мини-лекция о том, что такое синдром профессионального выгорания, какие существуют способы профилактики синдрома, и чем мы можем себе помочь. Отрабатываем навыки саморегуляции и самоподдержки.
Рекомендации к проведению занятия:
- Проводить занятие в просторном помещении, чтобы педагоги смогли удобно расположиться для проведения практической части занятия;
- Заинтересовать и убедить педагогов в важности данного занятия;
- Проводить мониторинг диагностики по профессиональному выгоранию, и выявлять «группу риска» с которой затем необходимо будет работать.
Профилактика синдрома профессионального выгорания.
Вступление: ( на примере притчи о профессоре.)
Текст притчи:
Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались.
— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
— Ничего!
— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор.
– А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
— Ваша рука начнёт болеть.
— А если целый день?
— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.
— Как по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?
— Нет! – растерянно ответили студенты.
— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.
— Точно! – радостно ответил профессор.
– Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя
Необходимо своевременно снимать эмоциональное напряжение, разрешать трудную ситуацию. Иначе она подобно неваляшке в любую минуту напомнит о себе. Подобный раздражитель вновь вызовет стрессовую ситуацию.
В профессиональной деятельности также могут возникать различные проблемные ситуации, которые в свою очередь могут вызвать эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, стресс, депрессию и т. д., и в некоторых случаях привести к заболеваниям. Для того, чтобы это не случилось нужно уметь выстроить психологические барьеры, научиться снижать эмоциональное напряжение и т.д.
Вопрос: Как Вы думаете, о чем мы будем говорить?
(О профилактике синдрома профессионального выгорания)
Информирование.
Цель: познакомить с проблемой эмоционального выгорания, причинами и признаками синдрома эмоционального выгорания.
Что такое «эмоциональное выгорание»? Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая килловат-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».
По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание – это своеобразный уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе)
Самый показательный симптом выгорания – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, и к коллегам по работе.
Занятие-тренинг.
Выступающий: Уважаемые коллеги прошу Вас занять удобное положение, расслабиться.
- Шеринг.
— Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним -двумя словами.
2. Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»
Все чаще мы слышим термин «эмоциональные расстройства». За этим стоят страхи и тревога, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».
Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума, множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.
Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.
«Волшебная страна чувств»
Цель: исследование психо-эмоционального состояния.
Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека; цветные карандаши (8 цветов).
Инструкция1: «Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в синем, кто-то в зеленом, и т. д. У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».
Инструкция2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств (показываем силуэт человека) она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.
Символически делим силуэт человека на пять зон:
— голова и шея (ментальная (мыслит) деятельность)
— туловище до линии талии, исключая руки (эмоциональная деятельность)
— руки без плеч (коммуникативные функции)
— тазобедренная область (интимная область + творческие способности)
— ноги (чувство «опоры», уверенность, а также возможность заземления негативных переживаний)
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), семья и личная жизнь.
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?
Упражнение «Стресс в моей жизни»
Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.
Заранее готовы карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами (увольнение с работы, полученная ребенком двойка и т.д.. Раздаются участникам.
В полной тишине и не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.
После того как все участники найдут свое место в строю, зачитываются ситуации. Теперь уже сообща нужно построиться в шеренгу.
— Одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.
Способы саморегуляции:
Саморегуляция — это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.
Способ 1
Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;
— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Способ 2
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Способ 3
Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:
— глубоко выдохните;
— задержите дыхание так долго, как сможете;
— сделайте несколько глубоких вдохов;
— снова задержите дыхание.
Рефлексия «Солнышко»
Оборудование: цветная бумага, ножницы, ручки
Из ваших ладошек создадим «Солнышко». Выберете цвет, который вам ближе. Обведите ладошку и напишите свое имя в центре. Передайте ладошку коллеге , и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.
Клеим получившиеся ладошки (лучи) к центру солнца (подготовлен заранее).
Хотелось бы пожелать всем успехов и творчества в работе. Чтобы работа приносила радость и удовлетворение. Чтобы в душе всегда светило солнышко и все ваши пожелания друг к другу исполнились.
Спасибо за внимание!
Источник