Лекция по синдрому эмоциональное выгорание

Ольга Маскина
Лекция с элементами тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания»

Личность педагога – один из главных факторов развития ребенка. От эффективности его деятельности во многом зависит будущее всего общества. Поэтому забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога – одна из важнейших задач.

Цели: познакомить с понятием «профессиональное выгорание» педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его симптомами; снятие эмоционального напряжения, сплочение педагогического коллектива.

Форма проведения: лекция с элементами тренинга.

Материалы и оборудование: два ватмана, газетные листы, ручки, карандаши, воздушные шары, ТСО.

При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними.

• общение по принципу «здесь и сейчас». Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует вас именно сейчас, обсуждать то, что происходит с вами в группе;

• высказываем только своё мнение;

• внимательно слушаем друг друга;

• не перебиваем говорящего;

• уважаем мнение друг друга;

• не оцениваем суждения других;

• активно работаем;

• придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.

• соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки.По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Вводная часть

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек». СПВ – самая опасная профессиональная болезнь тех,кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Симптомы профессиоанльного выгорания:

чувство хронической усталости;

раздражительность;

нарушение сна, аппетита;

тревожность;

негативное отношение к коллегам;

оскудение репертуара рабочих действий;

потеря интереса к профессиональным достижениям.

2. Игра «Сказочный дождик».

Цель: сплочение педагогического коллектива, создание доверительной атмосферы.

Инструкция. Участники двигаются по кругу и в соответствии со словами ведущего с помощью лёгких постукиваний пальцами делают впереди идущему массаж. Затем все поворачиваются в другую сторону и производят аналогичные действия.

Ход упражнения: «Встаньте по кругу друг за другом. Представьте, что в нашем учреждении только что пошёл дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине».

Вопросы для обсуждения:

1. Легко ли было выполнять упражнение?

2. Возникали ли трудности при выполнении задания?

3. Что мешало и что способствовало эффективному достижению цели?

3. Упражнение «Выбор»

Цель: самодиагностика.

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2.Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего:

Поднимите руки те, кто выбрал первый вариант, второй, третий, четвертый.

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Читайте также:  Синдром уайта паркинсона у детей

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

4. Упражнение «Прощай, напряжение».

Цель: снятие излишнего напряжения

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».

Анализ:

• Как вы себя чувствуете?

• Расстались ли вы со своим напряжением?

• Ощущения до и после упражнения.

5. Упражнение «Гусеница».

Цель: способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Участники тренинга получают по одному воздушному шару.

Инструкция. Сейчас вы будете одной большой гусеницей и начнете передвигаться по комнате. Постройтесь друг за другом. Первый в цепочке – голова гусеницы – держит воздушный шар на ладонях, вытянутых вперед рук. Остальные участники – туловище гусеницы – должны зажать воздушный шар между своим животом и спиной впереди стоящего и положить руки на его плечи. Дотрагиваться до шара руками строго запрещается! Туловище гусеницы должно двигаться за её головой. Почувствуйте себя единым живым организмом!

6. Упражнение «Портрет педагога».

Цель: активизация мыслительной деятельности, «включение» в проблему профессионального выгорания педагога.

Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда нарисуйте портрет эмоционально выгоревшего педагога, а задача второй команды нарисовать портрет эмоционально благополучного педагога. Расскажите о портрете, который у вас получился».

7. Упражнение «Семь свечей».

И заключительным этапом тренинга предлагается провести упражнение на релаксацию и дыхание «Семь свечей».

Инструкция. Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам комфортно. Вы дышите глубоко и ровно. Представьте, что в метре от вас стоят семь горящих свечей. Сделайте медленный, глубокий вдох. Теперь представьте, что вам нужно задуть одну из ваших свечей. Как можно сильней подуйте в её направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет. Снова сделайте медленный глубокий вдох и задуйте вторую свечу. Так же задуйте остальные свечи.

Анализ:

• Как менялось ваше эмоциональное состояние по мере выполнения упражнения?

• В каких реальных жизненных ситуациях можно использовать это упражнение?

8. Игра «Волшебный мешочек»

Цель: поднятие настроения.

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

8. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

• Какое упражнение сегодня было самым трудным для выполнения?

• Что показалось самым лёгким? Что было в тренинге для вас полезным и поможет в дальнейшем?

Таким образом, профессионального выгорания можно избежать при проведении каждодневной, систематической работы в этом направлении, каждым педагогом и приложении ими определенных усилий. При выполнении данных рекомендаций вы научитесь регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.

Источник

Государственное Учреждение Здравоохранения

Тульский Областной Специализированный Дом ребенка №1

Методическая разработка.

Лекция и занятие-тренинг

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Пояснительная записка

Как известно, любая профессиональная деятельность накладывает свой заметный отпечаток на характер человека. Так, не секрет, что многие педагоги, длительное время работающие в системе образования, отличаются повышенной категоричностью, уверенностью в своей правоте, непринятием другой точки зрения, авторитарностью позиций, стремлением «поучать».

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы). То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей (так называемых помогающих профессий).

Занятие-Тренинг разработано для персонала нашего учреждения. Направлено на информирование педагогов, специалистов и другого персонала о профессиональном выгорании, на самоподдежку и на развитие способов саморегуляции.

Цель занятия: обучить персонал эффективным способам саморегуляции и самоподдержки.

Задачи:

— познакомить персонал с понятием и самой проблемой синдрома профессионального выгорания, а также со способами саморегуляции и сапоподдержки;

— отработать навыки саморегуляции и самоподдержки.

Занятие может проводится как в малых группах так и в больших, для этого необходимо просторное помещение, спокойная музыка, необходимо заранее подготовить цветные листочки (размер 2см x. 2см, цвет: синий – плохое настроение, зеленый – нормальное, «спокойно себя чувствую», розовый – отличное) и коробочку с надписью «Мое настроение».

Читайте также:  Синдром среднего возраста у женщин

Занятие начинается с приветствия. Все педагоги подходят к столу (где находится ведущий) и выбирают листочек соответствующий их настроению и кидают в коробочку (в конце занятия посчитаем).

Затем следует мини-лекция о том, что такое синдром профессионального выгорания, какие существуют способы профилактики синдрома, и чем мы можем себе помочь. Отрабатываем навыки саморегуляции и самоподдержки.

Рекомендации к проведению занятия:

  1. Проводить занятие в просторном помещении, чтобы педагоги смогли удобно расположиться для проведения практической части занятия;
  2. Заинтересовать  и убедить педагогов в важности данного занятия;
  3. Проводить  мониторинг диагностики по профессиональному выгоранию,  и выявлять «группу риска» с которой затем необходимо будет работать.

Профилактика синдрома профессионального выгорания.

Вступление: ( на примере притчи о профессоре.)

Текст притчи:

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперёд и спросил своих учеников:

— Как вы думаете, сколько весит этот стакан?

В аудитории оживлённо зашептались.

— Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.

— Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?

— Ничего!

— Действительно, ничего страшного не случится, – ответил профессор.

– А что будет если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?

— Ваша рука начнёт болеть.

— А если целый день?

— Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, – сказал один из студентов.

— Как по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?

— Нет! – растерянно ответили студенты.

— А что нужно делать, чтобы всё это исправить?

— Просто поставьте стакан на стол! – весело сказал один студент.

— Точно! – радостно ответил профессор.

– Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это не к чему не приводит. Её “вес” не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя

Необходимо своевременно снимать эмоциональное напряжение, разрешать трудную ситуацию. Иначе она подобно неваляшке в любую минуту напомнит о себе. Подобный раздражитель вновь вызовет стрессовую ситуацию.

В профессиональной деятельности также могут возникать различные проблемные ситуации, которые в свою очередь могут вызвать эмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, стресс, депрессию и т. д., и в некоторых случаях привести к заболеваниям. Для того, чтобы это не случилось нужно уметь выстроить психологические барьеры, научиться снижать эмоциональное напряжение и т.д.

Вопрос: Как Вы думаете, о чем мы будем говорить?

(О  профилактике синдрома профессионального выгорания)

Информирование.

Цель: познакомить с проблемой эмоционального выгорания, причинами и признаками синдрома эмоционального выгорания.

Что такое «эмоциональное выгорание»? Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая килловат-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки – это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

По мнению известного психолога Виктора Бойко, «эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия». Другими словами, выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Выгорание – это своеобразный уход, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс, фрустрацию или разочарование (речь может идти не только о работе)

Самый показательный симптом выгорания – это изменение отношения человека к своей работе, к своим профессиональным обязанностям. Здоровый, мотивированный человек приходит на свою работу с положительными эмоциями, заряженный энергией, ему все нравится, он «рвется в бой», готов делать практически все. Когда наступает эмоциональное выгорание, он становится безразличным и циничным к своей работе, и к коллегам по работе.

Занятие-тренинг.

Выступающий: Уважаемые коллеги прошу Вас занять удобное положение, расслабиться.

  1. Шеринг.

 — Прочувствуйте, пожалуйста, в каком состоянии, настроении Вы сейчас находитесь, охарактеризуйте его одним -двумя словами.

2. Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»

Все чаще мы слышим термин «эмоциональные расстройства». За этим стоят страхи и тревога, чрезмерная восприимчивость, обидчивость, плаксивость и агрессивность, чувство подавленности и одиночества, и многое другое. Не только детям, но и взрослым не просто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь «задним числом».

Читайте также:  Синдром болезни печени у животных

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте, что внутри нас находится целая страна, в которой есть король, есть Дума,  множество придворных и простых граждан. Если глава страны слаб, находится в заточении или изгнании, страной правят слуги. Однако, они не обладают той мудростью, что дана королю, поэтому совершают ошибки.

Теперь становится понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король, забывший о своих обязанностях.

«Волшебная страна чувств»

Цель: исследование психо-эмоционального состояния.

Оборудование: бланк с изображением восьми домиков, названиями восьми чувств и силуэтом человека; цветные карандаши (8 цветов).

Инструкция1: «Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в синем, кто-то в зеленом, и т. д. У Вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики».

Инструкция2: Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Посмотрите – вот карта страны чувств (показываем силуэт человека) она пуста. Для этого возьмите, пожалуйста, свои волшебные карандаши.

Символически делим силуэт человека на пять зон:

— голова и шея (ментальная (мыслит) деятельность)

— туловище до линии талии, исключая руки (эмоциональная деятельность)

— руки без плеч (коммуникативные функции)

— тазобедренная область (интимная область + творческие способности)

— ноги (чувство «опоры», уверенность, а также возможность заземления негативных переживаний)

Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная деятельность), семья и личная жизнь.

В другом круге – их идеальное соотношение.

Есть различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

Упражнение «Стресс в моей жизни»

Цель: помочь обнаружить ситуации, являющиеся для участников стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций.

Заранее готовы карточки, на которых зафиксированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами (увольнение с работы, полученная ребенком двойка и т.д.. Раздаются участникам.

В полной тишине и не показывая карточки друг другу, постройтесь в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен оказаться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут свое место в строю, зачитываются ситуации. Теперь уже сообща нужно построиться в шеренгу.

 — Одну и ту же ситуацию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а другие – к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

Способы саморегуляции:

Саморегуляция — это управление своим психо-эмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

I. Способы, связанные с управлением дыханием

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);

— на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;

— затем плавный выдох на счет 1–2–3–4–5–6;

— снова задержка перед следующим вдохом на счет 1–2–3–4.

Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох:

— глубоко выдохните;

— задержите дыхание так долго, как сможете;

— сделайте несколько глубоких вдохов;

— снова задержите дыхание.

Рефлексия «Солнышко»

Оборудование: цветная бумага, ножницы, ручки

Из ваших ладошек создадим «Солнышко».  Выберете цвет, который вам ближе. Обведите ладошку и напишите свое имя в центре. Передайте ладошку коллеге , и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки.

Клеим получившиеся ладошки (лучи) к центру солнца (подготовлен заранее).

Хотелось бы пожелать всем успехов и творчества в работе. Чтобы работа приносила радость и удовлетворение. Чтобы в душе всегда светило солнышко и все ваши пожелания друг к другу  исполнились.

Спасибо за внимание!

Источник