Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПО ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 3 МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

ТЕМА  ЛЕКЦИИ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СУСТАВНОГО СИНДРОМА»

(для студентов медико-педагогического факультета)

ТАШКЕНТ – 2016

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПО ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 3МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан медико-педагогического факультета, профессор 

___________________

«____»  _____________ 2016 г

ТЕМА  ЛЕКЦИИ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СУСТАВНОГО СИНДРОМА»

(для студентов медико-педагогического факультета)

Лектор: доцент

Ташкент 2016

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Количество студентов —

Время  – 2 часа

Форма  учебного занятия

Лекция – визуализация

План лекции

Особенности суставного синдрома Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом. Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Цель учебного занятия: ознакомить студентов с этиологией, патогенезом заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом, обучить принципам диагностики, лечения, профилактики и диспансеризации заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом.

Педагогические задачи:

1. Укрепить и углубить знания студентов о заболеваниях, сопровождающихся суставным синдромом

2. Научить студентов правильно устанавливать диагноз в соответствии с современной  классификацией болезней

3. Обучить студентов умению дифференцировать заболевания, сопровождающихся суставным синдромом

4. Ознакомить студентов с особенностями течения болезней, сопровождающихся суставным синдромом,

5.Обучить студентов ведению больных с суставным синдромо в практике ВОП.

Результаты учебного процесса:

ВОП должен знать:

Особенности суставного синдрома Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом. Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Методика обучения

Текст лекции, видеофильмы, анкетирование, вопросы, техника “да-нет”

Форма обучения

Лазерный проектор, визуальные материалы, специальное техническое оборудование, показ тематических больных, рентген снимков больных

Средства обучения

Коллектив

Условия проведения учебного процесса

Аудиторный зал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ЛЕКЦИИ

Этапы, время

Деятельность

Преподаватель

Студенты

1 этап

Вводная часть

(5 мин)

1.Рассказывает о теме лекции, её цели и плане

1. Слушают

2 этап

Актуализация (повышение значимости) знаний студентов

(20 мин)

2.1. В целях повышения актуализации (повышения значимости) знаний студентов задаёт вопросы:

Перечислите заболевания, которые могут сопровождаться с суставным синдромом? Перечислите объективные признаки, которые могли указать на наличие суставного синдрома? Перечислите  заболевания, которые сопровождаются значительной утренней скованностью?

Проводит анкетирование (или проводит опрос )

2.2. Показывая на экране, предлагает ознакомиться студентам с целями и задачами лекции.

Слайд №1,№2

2.1. Отвечают на заданные вопросы

2.2. Изучают слайд №1

3 этап

Основная часть

(информационная)

(55 мин)

3.1. Знакомит студентов с лекционным материалом, значимостью темы и принципами формирования интеллигентной культурной личности, в частности ВОП.

В целях повышения актуализации знаний проводит быстрый опрос студентов:

По 1 пункту плана лекции: расскажите особенности суставного синдрома
По 2 пункту плана лекции: Перечислите основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом
По 3 пункту плана лекции: Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом

По 4  пункту плана лекции: Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом.
По 5 пункту плана лекции: Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Останавливаясь на важных моментах лекции предлагает записать основные положения в тетрадь 

3.1.  Совместно разбирают прослушанный лекционный материал, задают вопросы

Основные моменты записывают в тетрадь

4 этап

Заключительный (10 мин)

4.1. Задает вопросы:

1. Перечислите наиболее часто встречающиеся заболевания, суставным синдромом

2. Расскажите основные ключевые моменты клинического течения различных заболеваний сопровождающихся суставным синдромом

4.Назовите основные принципы лечения, профилактики и реабилитации больных с суставным синдромом.

4.2. Дает задание для самостоятельной работы студентов:

Основные принципы первичной профилактики заболеваний с суставным синдромом, связанные с инфекцией.

4.1. Отвечают на вопросы

4.2. Слушают, записывают

Дифференциальная диагностика суставного синдрома

Суставный синдром — практически универсальное проявление ревматических заболеваний; его дифференциальный диагноз лежит в основе определения нозологической формы, а значит, служит обоснованием выбора терапевтического подхода. В развернутых стадиях заболевания, когда налицо органические изменения органов и тканей, диагностическая проблема значительно упрощается. Серьезный анализ требуется в дебюте, часто представленном исключительно артралгиями.

В настоящее время ревматологи пользуются следующей классификацией, где все формы ревматических болезней распределены на следующие:

Ревматизм Диффузные заболевания соединительной ткани Системные васкулиты Ревматоидный артрит Ювенильный артрит Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева) Артриты, сочетающие со спондилоартритом Артриты, сочетающие с инфекцией Микрокристаллические артриты Остеоартроз Другие болезни суставов Артропатии при неревматических заболеваниях Болезни внесуставных мягких тканей Болезни костей, хряща и остеохондропатии

Обследование больных, жалующихся на артралгии, имеет целью выявить, какие именно структуры костно-мышечной системы являются источником боли или дисфункции. Суставы состоят из поверхностей суставного хряща, кости, связок и синовиальной оболочки. Суставная щель не является незаполненным пространством, как это нам кажется при рассматривании рентгенограмм, а представлена суставным хрящом, прозрачным для рентгеновских лучей, следовательно, можно оценить степень деструкции хряща рентгенологически путем измерения расстояния между двумя костными поверхностями. Хрящ отличается от кости более эластичным составом, имеет меньший коэффициент трения и, что самое важное, не обладает восстановительными способностями кости. Следовательно, нужно рассматривать повреждение хряща как необратимый процесс.

Дефект или потеря хряща может происходить двумя путями:

    механическая абразия, как это бывает при остеоартрозе; эрозирование как следствие воспалительного синовита при ревматоидном артрите или других ревматических заболеваниях.

Синовия распространяется между костно-хрящевыми границами с обеих сторон, в норме она не покрывает суставный хрящ. Поверхность ее представлена одним или двумя слоями синовиоцитов, способных к морфологической адаптации, отражающей функцию, выполняемую клеткой в данный момент, — синтетическую либо фагоцитарную. Гистологическая картина начальной стадии воспалительного синовита сходна при большинстве заболеваний. Например, нельзя отличить анкилозирующий спондиллит от ревматоидного артрита при биопсии синовиальных оболочек. Только в некоторых ситуациях, например в случае туберкулезного артрита, диагноз может базироваться на данных биопсии.

С течением ревматоидного артрита процесс приобретает следующие характерные черты: развивается эрозивный синовит, разъедающий и хрящ и кость. Гипертрофированные в ходе воспалительного процесса синовиальные ворсины прикрепляются к смежному краю суставного хряща, наползая на его поверхность. Такая воспалительно измененная ткань замещает хрящ. Эта замещающая хрящ ткань известна как паннус и образована фиброзной тканью, инфильтрованной клетками хронического воспаления, включая тучные клетки. У края суставного хряща паннус замещает костную ткань, обусловливая возникновение эрозий, выявляемых при рентгенологическом исследовании. Паннус может также проникать через субхондральную костную пластинку и разрастаться в субхондральной кости.

Поскольку хрящ разрушается быстрее, на рентгенограмме прогрессирующий эрозивный синовит проявляется вначале как потеря хряща, затем как периартикулярная эрозия кости. Важно отметить, что персистирующий синовит препятствует образованию остеофитов по соседству с убывающей хрящевой тканью. Итак, рентгенологическими признаками хронического персистирующего синовита являются:

    утрата хряща; узурация кости, примыкающей к местам истончения хрящевых пластинок; отсутствие признаков остеофитов.

По мере прогрессирования заболевания уменьшается васкуляризация синовии (по сравнению с более ранними стадиями), что, с одной стороны, связано с фиброзом как этапом эволюции заболевания, а с другой — с развивающейся вследствие фиброза неподвижностью. Формируется так называемый «выгоревший ревматоидный артрит». Выражение это можно считать неудачным, так как, хотя физическое обследование выявляет отсутствие гипертермии, выпота и гиперемии, у больных сохраняется утренняя скованность, повышение СОЭ и, что более важно, при динамическом рентгенологическом наблюдении увеличивается узурация кости.

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

Тема лекции:  «Дифференциальная диагностика суставного синдрома»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПО ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ  С ЭНДОКРИНОЛОГИЕЙ

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

ТЕМА  ЛЕКЦИИ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СУСТАВНОГО СИНДРОМА»

(для студентов медико-педагогического факультета)

ТАШКЕНТ – 2013

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПО ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ  С ЭНДОКРИНОЛОГИЕЙ

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан медико-педагогического факультета, профессор

___________________

«____»  _____________ 20  г

ТЕМА  ЛЕКЦИИ:

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СУСТАВНОГО СИНДРОМА»

(для студентов медико-педагогического факультета)

Лектор: доцент

Ташкент 2013

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Количество студентов —

Время  – 2 часа

Форма  учебного занятия

Лекция — визуализация

План лекции

Особенности суставного синдрома Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом. Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Цель учебного занятия: ознакомить студентов с этиологией, патогенезом заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом, обучить принципам диагностики, лечения, профилактики и диспансеризации заболеваний, сопровождающихся суставным синдромом.

Педагогические задачи:

1. Укрепить и углубить знания студентов о заболеваниях, сопровождающихся суставным синдромом

2. Научить студентов правильно устанавливать диагноз в соответствии с современной  классификацией болезней

3. Обучить студентов умению дифференцировать заболевания, сопровождающихся суставным синдромом

4. Ознакомить студентов с особенностями течения болезней, сопровождающихся суставным синдромом,

5.Обучить студентов ведению больных с суставным синдромо в практике ВОП.

Результаты учебного процесса:

ВОП должен знать:

Особенности суставного синдрома Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом. Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Методика обучения

Текст лекции, видеофильмы, анкетирование, вопросы, техника “да-нет”

Форма обучения

Лазерный проектор, визуальные материалы, специальное техническое оборудование, показ тематических больных, рентген снимков больных

Средства обучения

Коллектив

Условия проведения учебного процесса

Аудиторный зал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  ЛЕКЦИИ

Этапы, время

Деятельность

Преподаватель

Студенты

1 этап

Вводная часть

(5 мин)

1.Рассказывает о теме лекции, её цели и плане

1. Слушают

2 этап

Актуализация (повышение значимости) знаний студентов

(20 мин)

2.1. В целях повышения актуализации (повышения значимости) знаний студентов задаёт вопросы:

Перечислите заболевания, которые могут сопровождаться с суставным синдромом? Перечислите объективные признаки, которые могли указать на наличие суставного синдрома? Перечислите  заболевания, которые сопровождаются значительной утренней скованностью?

Проводит анкетирование (или проводит опрос )

2.2. Показывая на экране, предлагает ознакомиться студентам с целями и задачами лекции.

Слайд №1,№2

2.1. Отвечают на заданные вопросы

2.2. Изучают слайд №1

3 этап

Основная часть

(информационная)

(55 мин)

3.1. Знакомит студентов с лекционным материалом, значимостью темы и принципами формирования интеллигентной культурной личности, в частности ВОП.

В целях повышения актуализации знаний проводит быстрый опрос студентов:

По 1 пункту плана лекции: расскажите особенности суставного синдрома
По 2 пункту плана лекции: Перечислите основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом
По 3 пункту плана лекции: Особенности течения заболеваний, протекающие с суставным синдромом

По 4  пункту плана лекции: Диагностика болезней, сопровождающихся суставным синдромом.
По 5 пункту плана лекции: Принципы лечения, профилактики и диспансеризации больных с суставным синдромом в практике ВОП.

Останавливаясь на важных моментах лекции предлагает записать основные положения в тетрадь 

3.1.  Совместно разбирают прослушанный лекционный материал, задают вопросы

Основные моменты записывают в тетрадь

4 этап

Заключительный (10 мин)

4.1. Задает вопросы:

1. Перечислите наиболее часто встречающиеся заболевания, суставным синдромом

2. Расскажите основные ключевые моменты клинического течения различных заболеваний сопровождающихся суставным синдромом

4.Назовите основные принципы лечения, профилактики и реабилитации больных с суставным синдромом.

4.2. Дает задание для самостоятельной работы студентов:

Основные принципы первичной профилактики заболеваний с суставным синдромом, связанные с инфекцией.

4.1. Отвечают на вопросы

4.2. Слушают, записывают

Дифференциальная диагностика суставного синдрома

Суставный синдром — практически универсальное проявление ревматических заболеваний; его дифференциальный диагноз лежит в основе определения нозологической формы, а значит, служит обоснованием выбора терапевтического подхода. В развернутых стадиях заболевания, когда налицо органические изменения органов и тканей, диагностическая проблема значительно упрощается. Серьезный анализ требуется в дебюте, часто представленном исключительно артралгиями.

В настоящее время ревматологи пользуются следующей классификацией, где все формы ревматических болезней распределены на следующие:

Ревматизм Диффузные заболевания соединительной ткани Системные васкулиты Ревматоидный артрит Ювенильный артрит Анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева) Артриты, сочетающие со спондилоартритом Артриты, сочетающие с инфекцией Микрокристаллические артриты Остеоартроз Другие болезни суставов Артропатии при неревматических заболеваниях Болезни внесуставных мягких тканей Болезни костей, хряща и остеохондропатии

Обследование больных, жалующихся на артралгии, имеет целью выявить, какие именно структуры костно-мышечной системы являются источником боли или дисфункции. Суставы состоят из поверхностей суставного хряща, кости, связок и синовиальной оболочки. Суставная щель не является незаполненным пространством, как это нам кажется при рассматривании рентгенограмм, а представлена суставным хрящом, прозрачным для рентгеновских лучей, следовательно, можно оценить степень деструкции хряща рентгенологически путем измерения расстояния между двумя костными поверхностями. Хрящ отличается от кости более эластичным составом, имеет меньший коэффициент трения и, что самое важное, не обладает восстановительными способностями кости. Следовательно, нужно рассматривать повреждение хряща как необратимый процесс.

Дефект или потеря хряща может происходить двумя путями:

    механическая абразия, как это бывает при остеоартрозе; эрозирование как следствие воспалительного синовита при ревматоидном артрите или других ревматических заболеваниях.

Синовия распространяется между костно-хрящевыми границами с обеих сторон, в норме она не покрывает суставный хрящ. Поверхность ее представлена одним или двумя слоями синовиоцитов, способных к морфологической адаптации, отражающей функцию, выполняемую клеткой в данный момент, — синтетическую либо фагоцитарную. Гистологическая картина начальной стадии воспалительного синовита сходна при большинстве заболеваний. Например, нельзя отличить анкилозирующий спондиллит от ревматоидного артрита при биопсии синовиальных оболочек. Только в некоторых ситуациях, например в случае туберкулезного артрита, диагноз может базироваться на данных биопсии.

С течением ревматоидного артрита процесс приобретает следующие характерные черты: развивается эрозивный синовит, разъедающий и хрящ и кость. Гипертрофированные в ходе воспалительного процесса синовиальные ворсины прикрепляются к смежному краю суставного хряща, наползая на его поверхность. Такая воспалительно измененная ткань замещает хрящ. Эта замещающая хрящ ткань известна как паннус и образована фиброзной тканью, инфильтрованной клетками хронического воспаления, включая тучные клетки. У края суставного хряща паннус замещает костную ткань, обусловливая возникновение эрозий, выявляемых при рентгенологическом исследовании. Паннус может также проникать через субхондральную костную пластинку и разрастаться в субхондральной кости.

Поскольку хрящ разрушается быстрее, на рентгенограмме прогрессирующий эрозивный синовит проявляется вначале как потеря хряща, затем как периартикулярная эрозия кости. Важно отметить, что персистирующий синовит препятствует образованию остеофитов по соседству с убывающей хрящевой тканью. Итак, рентгенологическими признаками хронического персистирующего синовита являются:

    утрата хряща; узурация кости, примыкающей к местам истончения хрящевых пластинок; отсутствие признаков остеофитов.

По мере прогрессирования заболевания уменьшается васкуляризация синовии (по сравнению с более ранними стадиями), что, с одной стороны, связано с фиброзом как этапом эволюции заболевания, а с другой — с развивающейся вследствие фиброза неподвижностью. Формируется так называемый «выгоревший ревматоидный артрит». Выражение это можно считать неудачным, так как, хотя физическое обследование выявляет отсутствие гипертермии, выпота и гиперемии, у больных сохраняется утренняя скованность, повышение СОЭ и, что более важно, при динамическом рентгенологическом наблюдении увеличивается узурация кости.

Лекция дифференциальный диагноз суставного синдрома

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4

Источник

Читайте также:  Презентация на тему судорожный синдром у детей