Лекции катерина мурашова синдром дефицита внимания слушать
Канал Мир Прекрасного Здоровья предоставляет справочную информацию. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением. Адекватная диагностика и лечение болезней возможны только под наблюдением добросовестного врача.
Публикация 037. Ребенок с гиперактивностью и дефицитом внимания может быть и во вполне благополучной семье у хороших родителей. Хотя родители таких детей часто испытывают стыд за своего ребенка и считают, что они плохие родители и не могут воспитать своего ребенка и привить ему элементарные нормы поведения и необходимые навыки. Если Вы прикладываете усилия в воспитании, тратите просто массу вашего времени на ребенка, вашего ребенка можно назвать умным, но он как будто Вас вообще не слышит, не слышит, что Вы говорите, но со слухом у него все хорошо, не выполняет никакие поручения, не любит заниматься и у него не получается, хотя он старается, вполне вероятно, что у ребенка заболевание, которое называется Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).
Это вполне распространенное заболевание и встречается по разным оценкам у 5- 7% детей. Может начать проявляться после 3-х лет, но особенно заметно в 5 – 7 лет. Поэтому диагноз ставится, если симптомы проявились до 7 лет. В школе такие дети могут уже терроризировать свою семью и класс. Что называется «выносить мозг». Все дети могут быть невнимательными, очень активными, не способными собраться с мыслями и сконцентрироваться на задаче, все могут отвлекаться, могут быть резкими, импульсивными и делающими 10 дел одновременно. Но, если это происходит с ребенком больше нескольких месяцев, если у него есть все это одновременно, то это очень похоже на заболевание, называемое у неврологов СДВГ. И причины его совершенно не в воспитании.
Пока до сих пор не понятны истинные причины этого заболевания, но чаще всего проявляется из-за соответствующей наследственности (генетическая предрасположенность), травм или инфекционных заболеваний головного мозга в раннем детстве, родовых травм шейного отдела и гипоксии мозга во время родов, недоношенности ребенка и преждевременных родов, гипоксии плода во время беременности, если женщина много курит и употребляет алкоголь.
Почему СДВГ – это не продукт вашего плохого воспитания? Дефицит внимания и гиперактивность возникают из-за того, что мозг не вырабатывает достаточное количество гормонов дофамина и норадреналина. Поэтому СДВГ – это заболевание, которое нужно правильно диагностировать и проводить комплексное лечение (медикаментозное и психологическое).
Как проявляется СДВГ? Гиперактивность: дети не могут сидеть на месте, как будто у них «шило» в одном месте; постоянно двигаются; суетятся; делают бесцельные движения; во младенчестве могут беспрестанно сучить ножками и (или) ручками; нетерпеливые; много болтают (что называется «язык не останавливается»); долго засыпают, так как не могут успокоиться; если начинается истерика тоже долго не могут успокоиться; во время еды вскакивают, постоянно ходят, размахивают ложкой; совершенно не могут есть спокойно; в возрасте 1-2 года, сидя в детском стульчике, ерзают по нему, встают на колени, норовя выпасть из стульчика, продолжительное время стучат ложкой по столу; в школе могут выкрикивать что-нибудь, часто невпопад, вскочить и побежать прямо во время урока, вертятся, болтают с окружающими, мешая им, совершенно не чувствуют границы ни свои ни чужие; очень импульсивны; постоянно всех перебивают, влазят в разговоры взрослых, потому что им трудно дождаться, когда взрослые закончат; если хотят что-то получить, то требуют это, а если им отказывают, зачастую яростно начинают кричать, потому что не могут отложить получение удовольствия от того, что они хотят «ни на секунду»; никакие уговоры не действуют; нет чувства страха и опасности; постоянно грызут или даже раздирают себе ногти.
Дефицит внимания – это не дефицит внимания, не получаемый от родителей. Как раз наоборот, такие дети получают внимание от родителей очень много, но создается впечатление, что им этого мало. Здесь речь о дефиците внимания у ребенка. Ребенок, страдающий от СДВГ невнимателен; очень быстро и легко отвлекается на любые посторонние шумы, визуальные раздражители, с большим трудом сосредотачивают внимание, и очень быстро его теряют, не концентрируются; много чего забывают; не соблюдают инструкции, тяжело им справляться с любыми заданиями, в том числе со школьными; часто теряют свои вещи; слышат, но как будто не слышат родителей, учителей, тренеров и здесь причина не в том, что они не хотят делать, а скорее проблема в эмоционально-волевой сфере, в неспособности сделать шаги, для выполнения поставленной задачи, которую им поставил взрослый; сами, если что-то решают сделать, могут на какое-то время сосредоточиться, но как-только потеряли внимание, могут начать делать какие-то бесцельные вещи, совершенно не связанные с предыдущим действием.
СДВГ само не проходит, у взрослых может проявляться, как не способность выбрать и идти к какой-то цели, неспособность планировать, низкая успеваемость во время учебы в университете, отсутствие достижений в профессиональной деятельности, плохая память.
СДВГ полностью не лечится. По крайней мере, пока ничего об этом не известно. Попытки лечить его ноотропами оказались неэффективны. К сожалению, это диагноз на всю жизнь. Единственный эффективный препарат, разрешенный в нашей стране – это Страттера (Атомоксетин), который назначается с 6-7 лет. Его основным показанием, как раз является СДВГ и некоторые сопутствующие расстройства. Но он очень дорогой.
Опытные врачи считают, что детям с таким диагнозом можно немного помочь в социальной адаптации. Это необходимо, потому что дети с СДВГ, к сожалению, по статистике во взрослой жизни чаще становятся асоциальными (наркоманами, алкоголиками, хулиганами и т.д.). Так как такие дети чрезвычайно активные, их энергию нужно куда-то направить. Маленьким детям нужно постоянное занятие для рук – мягкие игрушки, антистрессеры. Постарше нужно отправлять на занятия спортом. Чем лучше удастся привить любовь к спорту, тем, больше шансов, что ребенок будет близок к нормальному. Но нагрузка должна быть умеренной, например бег, плавание, лыжи, футбол, скалолазание на скалодроме. Но, профессиональное занятие спортом для таких детей противопоказано, так как такие дети быстро заводятся, но совершенно не могут остановиться. Обязательно занятие у психолога, чтобы научить их правильно выражать свои эмоции, научить их взаимодействовать с другими людьми.
Но прежде родителям нужно понять, что это не их вина, что ребенок такой. Диагноз должен поставить невролог. Так же нужно понять, что СДВГ – это диагноз, это устойчивое сочетание дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности. Чего-то побольше, чего-то поменьше, но все три одновременно, так как в основе лежит единое нейропсихологическое нарушение. Нужно понять, что СДВГ — это не нарушение понимания. Такие дети вполне способны все понимать, анализировать и делать выводы, такие же, как остальные дети. Такие дети слышат и видят реальность так же, как и все остальные. Их восприятие не нарушено. Они могут повторить, что им только что сказали, но не могут выполнить, так как отсутствует импульс на выполнение действия.
Дети с СДВГ так же воспринимают, чувствуют, понимают мир, как и все остальные, но они по-другому реагируют. У этих детей нарушена способность к исполнению понятой задачи, к планированию, к способности довести начатое дело до конца. Нарушена именно моторная функция, а не функция понимания, как может казаться. Детей с СДВГ отвлекает малейший шум, и они вместо того, чтобы продолжать настойчиво что-то делать встанут и пойдут смотреть в окно на то, что их отвлекло и совершенно забудут чем занимались. Они забывают смысл задачи, цель, теряют из вида какие-то детали, забывают, что им поручили взрослые, при этом собственно память у них может быть прекрасной. Здесь имеется в виду память короткая, о том, «что я и для чего я сейчас делаю».
Мы посоветуем почитать родителям таких детей (с синдромом дефицита внимания и гиперактивности) следующие книги:
1) Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Автор Людмила Ясюкова. (это психолог и мама детей с СДВГ дает практические рекомендации и методы обучения)
2) Ваш непослушный ребенок. Автор Рассел Баркли и Кристина Бентон (здесь рассказывается причины непослушания, рассказывается, как и что нужно говорить ребенку, считается классической книгой для родителей детей с СДВГ)
3) Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Автор Екатерина Мурашова (здесь рассказывается о СДВГ, как выглядит синдром, что делать родителям).
Мы желаем Вам и Вашим детям здоровья!
Благодарим Вас, что ставите оценку (большой палец вверх), когда статья показалась интересной. Вам нетрудно, а благодаря вашему оценке кто-то еще, кому она может быть интересна сможет прочитать эту статью. Делайте переход В ЛЕНТУ, чтобы посмотреть, что еще есть интересного для Вас.
Источник
Памятка для родителей детей с СДВГ от возрастного психолога с опытом работы более 20 лет.
Социальная адаптация — один из важных моментов в воспитании ребёнка с СДВГ, уверена психолог Екатерина Мурашова.
Ребёнку, страдающему синдромом дефицита внимания, не показано индивидуальное обучение, потому что его проблемы возникают ни когда он сидит дома и занимается один на один с репетитором, а когда выходит в люди. Такому ребёнку надо знать свою особенность, и научиться с ней жить.
Как родителям помочь ребенку адаптироваться к коллективу в детском саду или школе, Екатерина Мурашева рассказала на лекции «Синдром дефицита внимания и гиперактивности: мифы и реальность», которая состоялась 17 мая в центре для детей и родителей «Рождество».
Конспект первой части лекции, где психолог делится своими мыслями о причинах СДВГ, можно почитать здесь.
Во второй статье мы публикуем небольшую памятку для семьи ребенка с СДВГ, в который вы найдете ответы на несколько актуальных вопросов: как организовать правильную учебную среду, как выбрать учителя, как тормозить ребенка, когда он разошелся…
Также Екатерина Вадимовна поделилась несколькими упражнениями на развитие концентрации, которые понравятся даже самым непоседливым детям.
Что важно помнить родителям ребенка с СДВГ
1. СДВГ никак не коррелирует с интеллектуальным развитием ребенка
Эти дети бывают умные, смышленые и глупые, так же как и остальные дети.
2. Дети с СДВГ редко учатся хорошо, надо воспринимать это как данность
От сдвгшника нельзя требовать стабильности в оценках. Мы помним закон «Ломоносова-Лавуазье». Сегодня ребенок идет в школу выспавшийся в хорошем настроении и решает задачки на «отлично». И все потому, что у него на эту задачку было полно энергии.
Завтра он не выспится, на улице будет плохая погода (дети с СДВГ часто метеозависимы) — все силы ребенок потратит на то, чтобы держать себя в руках, не засыпать на уроке. Он просидит над той же самой задачей полчаса и не сможет ее решить.
И всё из-за энергетического дисбаланса: все силы ушли у него на то, чтобы не уснуть. На задачу сил не осталось.
3. Важно правильно организовать для ребенка социальную среду
Если отправите его в первом классе в гимназию, где его ждет по 7 уроков в день, ждите в конце каждого дня истерику из-за перегрузки мозга. Посадите в тепличные условия (например, занятия один на один с репетитором) — тоже сорвете его социальную адаптацию. Ведь как только он окажется в ситуации, где сидит 30 шумных детей, у него сорвет крышу.
4. Ребенку с СДВГ нужен режим
Чем четче кристаллическая решетка, в которую вписан его быт, тем легче ему функционировать. На моей практике были ребята, которые первые похвальные грамоты привозили только из армии. Они туда вписывались и оказывались очень успешными, ведь там жизнь идет по строгому распорядку.
И дело даже не в жесткости.
Главное для ребенка с СДВГ — определенность.
Человек должен знать, что после обеда у него уроки, после уроков спортивная секция и так далее.
Постепенно у него вырабатываются рефлексы, и мозг заранее настраивается на последующее действие. Например, школьник обедает, но его мозг уже готовится к решению примеров.
5. Если ребенок слетает с катушек, у вас (или у другого человека, который с ним взаимодействует) должен быть способ его остановить
Можно заранее поинтересоваться, где у ребенка находится «кнопка выключения». И в момент, когда он выйдет из-под контроля, вы скажете: «Нажимаю на кнопку, стоп». Можно договориться, что в момент истерики вы выльете на ребенка холодную воду. Ключевое слово здесь — договориться.
Ребенок должен быть заранее осведомлен о том, что его ждет в момент «слетания с катушек».
Не забывайте сообщать о правилах.
Действенный способ выбрать для ребенка учителя
Как бы это смешно ни звучало, но учитель, который подходит ребенку с гипотипом, похож на травоядную рыбу. Говорит медленно, размеренно, склонен по 100 раз повторять всем детям одно и то же — идеальная кандидатура для гипотипа.
Для гипертипа сложно подобрать такую же кандидатуру. Тут всё индивидуально.
Но есть один простой, проверенный способ.
Вы выбираете три школы, в которые хотели бы отдать ребенка. Дальше по очереди отправляетесь к каждой и ждете окончания уроков у четвертых классов. Затем отыскиваете ребенка, который похож на вашего (несется, не помня себя, брюки порваны, рубашка выбилась), подходите к его бабушке и говорите: «У меня ребенок очень похож на вашего внука. Мы поступаем в этом году в вашу школу и сейчас выбираем для нашего шалопая педагога. Скажите, как у вас прошли эти четыре года?».
А дальше ждете, что вам ответит бабушка. Если она говорит, что поначалу все не ладилось, были проблемы с учебой и поведением, а потом всё улеглось, то принимайте это за хороший знак.
Учителя надо брать! Он уже знает, как работать с такими детьми.
Если бабушка говорит, что они всей семьей прописались в школе, что только и ждут, когда закончится этот кошмар, это тоже знак. Знак, что нужно продолжать искать учителя.
Как развивать концентрацию внимания
Есть одна замечательная игра под названием «Коробейник», которая здорово помогает развивать концентрацию внимания. Вы ведущий и задаете ребенку условие: «Что хотите, то берите, да и нет не говорите, черного и белого не называйте, красного не вспоминайте». И дальше спрашиваете: «Вы поедете на бал?».
Ребенок должен отвечать на вопросы ведущего, контролируя свою речь и не используя запретные слова (кивок и мотание головы считаются за слова «да» и «нет»). Если он способен поддерживать беседу без этих слов (а вы его постоянно провоцируете нарушить правила), то он способен сохранять высочайший уровень концентрации. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь ролями, и он должен подловить на ошибке вас.
Второе упражнение на концентрациюподходит детям, которые умеют писать. Делать его особенно полезно детям, у которых проблемы с русским языком. Вы берете листочек и пишете на нем разборчивым почерком небольшой текст (на полстраницы). Текст должен быть связным и обладать сюжетом.
В нем вам нужно сделать ошибки, которые ребенку по силам найти.
Далее вы отдаёте текст на проверку вашему школьнику и говорите: «Найди 15 ошибок».
Дети обожают искать чужие ошибки, поэтому ваш ребенок с радостью примется за работу и… найдет где-то 9 ошибок. После того как он нашел все, что смог, вы галочкой отмечаете строчки, где остались ошибки. Ребёнок ищет еще раз. Если после третьего раза остались еще ошибки вы подсказываете орфограммы, где они допущены.
Внимание! Если делать это упражнение регулярно, ребенок НЕ станет делать меньше ошибок, но он научится их находить и исправлять!
Что можно сделать еще
Детям с СДВГ просто необходимо сбрасывать психомоторное напряжение. Для этого лучше всего подходит работа с водой, песком, глиной и огнем. Также полезно отдать ребенка на спорт. Для маленьких это могут быть любые занятия: от ритмики до борьбы. Для предподросткового и подросткового возраста — обязательно командные виды спорта. На секции ребенок будет учиться социальному взаимодействию.
Очень важно, чтобы он знал, что должен взять себя в руки и сделать все, что от него зависит, для успеха команды.
Это помогает собрать себя в кулак и не отвлекаться на посторонние вещи.
Вообще, в работе с СДВГ не бывает универсальных способов, которые помогают со 100% пациентов. И тут важен творческий подход родителя. Соблюдайте основные правила, а дальше… пробуйте, экспериментируйте. И вы найдете свой ключ к решению этой задачи. Удачи!
Фото: Shutterstock.com
Источник
Принято считать, что детей с синдромом дефицита внимания становится все больше и больше, и это эпидемия, которая европейские страны и Штаты захлестнула еще в 1960-70-е годы, а у нас вот только сейчас… И вот уже лет 15 я доказываю людям, что количество детей и вообще людей с этим расстройством в популяции не увеличивается, а остается постоянным. Изменяются лишь внешние условия, которые способствуют проявлению синдрома. Например, 40 лет назад букварь семилетние дети проходили за год, а теперь — шестилетние за два месяца.
Когда я начинала этим заниматься, большинство специалистов — учителей и практикующих врачей — об этом диагнозе не слышали. Сейчас гипердинамический синдром действительно вошел в моду, о нем стали писать, и чуть ли не каждый второй ребенок стал являться ко мне с соответствующей записью в медицинской карте.
В конце концов, я задумалась. Ведь если весь взвод идет не в ногу, можно предположить, что проблема у капрала. Если действительно количество пациентов с этим диагнозом нарастает, нужно задать вопрос, почему это выгодно? Давно известно, что мать-природа ничего просто так не делает…
Вроде бы никаких выгод синдром дефицита внимания в современном обществе не дает. Наоборот, этих детей напропалую шпыняют в школе и дома, они имеют все криминальные риски, у них отсутствует прогностическое мышление, при жуткой поверхностной общительности они с трудом устанавливают длительные и глубокие контакты с людьми. Да, они любят все новое и громкое, всегда готовы к любым (в том числе и бессмысленным) авантюрам, они первыми идут на всевозможные баррикады. Но ведь у нас сейчас вроде не Париж времен непрерывных революций, когда баррикады на улицах по пятьдесят лет не разбирались.
Как ни странно, на конструктивную, как мне показалось, мысль меня натолкнуло знакомство с социальными сетями интернета (до недавнего времени я пользовалась инетом время от времени, лишь для пересылки личных сообщений по имейлу и поиска весьма специфической информации). Читая дискуссионные интернет-сообщества, я с изумлением обнаружила следующую вещь: люди, оставляющие комментарии к вполне серьезным и неглупым материалам, явно не обдумывали, а зачастую и не прочитывали их во всем объеме. Им не хватило — чего? — ведь наверняка не ума, а концентрации внимания! Бесконечное переключение внимания без возможности остановиться — то, на что обычно жалуются родители маленьких детей с синдромом дефицита внимания: «Он все хочет, все начинает и тут же бросает, хватает следующее…»
И тут я, как мне кажется, поняла, как все это работает. Ведь конкуренция в современном «цивилизованном» мире идет не только за то, чтобы заставить людей потреблять новую зубную пасту, порошок, сигареты, покупать машины, ходить в клубы и ездить на курорты. Есть еще и производство информации. Каждый день ее производят по новой, в совершенно невероятном количестве и всем понятном качестве. Она устаревает даже быстрее, чем марка телефона или модификация компьютера. Значит, ее нужно продать и потребить срочно, прямо сейчас. А теперь представьте себе человека, у которого нет синдрома дефицита внимания. Его что-то заинтересовало. Он остановился, присел, стал это обдумывать, исследовать, читать первоисточник, затем что-то сопредельное по теме. Потом, не торопясь, стал встраивать обдуманное в уже имеющуюся у него картину мира. Встроил, прикинул так и эдак, посоветовался с референтной группой, учел их мнение, что-то перестроил, снова прикинул… Все это время он достаточно равнодушен к проносящемуся мимо него информационному потоку. Он занят созиданием неких сущностей внутри себя. Как у Владимира Набокова: «В октябре 17 года я был мучительно влюблен и потому Октябрьской революции не заметил».
Другое дело — человек с гиперактивностью. Он идеальный потребитель ежедневной информации, идеальный посетитель социальных сетей, идеальный «нажиматель на кнопки». Он готов скакать с канала на канал до полного умственного и физического изнеможения. Из телевизора в плеер, из плеера в «контакт», из «контакта» — в «одноклассники». Остановки он просто боится. Глубоких личностных контактов избегает — они ему не удаются. Жизнь идет!
Именно на такого потребителя рассчитано современное информационное и развлекательное пространство. Оно подходит для него идеально, как ключ к замку. Ни разу никто из родителей не пожаловался мне, что СДВ мешает его ребенку часами играть в компьютерные игры — откуда только концентрация берется? — или сидеть в форумах и чатах.
Вот он — выигрыш для «синдромников»! Здесь, в виртуальном мире они чувствуют себя на коне и наконец-то могут послать подальше тех (обычно это учителя и родители), кто много лет призывал их «сосредоточиться и попробовать понять» или «довести дело до конца». Ну, и девушки, конечно, предпочитают тех, кто лучше адаптирован в имеющейся среде…
Интересно, здесь правильнее говорить о естественном или об искусственном отборе?
Источник